Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 0
Рис. 163. Устройство тонального сигнала:
/ — мембрана; 2 — катушка электромагнита; 3 — ярмо; 4 — сердечник элект ромагнита; 5 — крышка; 6 — прерыватель; 7 — регулировочная гайка; 8 —
стержень мембраны; |
9 — винт крепления крышки; 10 — держатель крышки; |
|
11 |
— центрирующая |
пружина; 12 — якорь; 13 — регулировочные гайки; |
14 |
— стойка; 15 — основание; 16 — раструб рупора; 17 — расширяющая часть |
рупора; 18 — коническая часть рупора; 19 — цилиндрическая часть рупора; 20 — вывод.
ской части 18, промежуточной цилиндрической части 19 и постепенно расширяющейся (экспоненциальной) части 17, заканчивающейся раструбом 16. Такая конструкция рупора способствует лучшей передаче звуковых колебаний в окру жающую среду с наименьшими потерями.
Тональные сигналы выполняют по однопроводной схеме, т. е. один контакт прерывателя 4 (рис. 164) и один конец искрогасящего сопротивления 6 присоединены к основанию (массе) сигнала, которое через рессорную подвеску, а в не которых случаях через специальную пластину (массу) и да лее через раму и другие металлические части машины соеди няется с аккумуляторной батареей.
Тональные сигналы при включении потребляют большой ток (15—25 А), на который не рассчитан обычный кнопочный включатель на рулевом колесе. Поэтому для включения то нальных сигналов применяют специальное реле, с помощью которого уменьшают величину тока, проходящего через кнопку сигнала, до 0,5 А, что предохраняет ее от обгорания и большого окисления. Электрическая схема включения то нальных сигналов приведена на рисунке 165.
зоо
Рис. 164. Электрическая схема тонального сигнала:
/ — вывод катушки электромагнита; 2 — катушка; 3 — якорь; 4 — прерыва тель; 5 — стержень мембраны; 6 — нскрогасящее сопротивление; 7 — сердеч ник электромагнита; 3 — мембрана.
Рис. 165. Электрическая схема включения тональных сигналов:
I — аккумуляторная батарея; 2 — кнопка; 3 — реле сигналов; 4 н 5 — сиг налы.
Рис. 166. Устройство шу мового сигнала:
/ — шарнирная втулка; 2— |
|
конденсатор; 3— якорь элек |
|
тромагнита; |
4 — катушка |
электромагнита; 5 — рессор
ная подвеска; |
6 — втулка |
|||||
с резьбой; |
7 — круглая |
гай |
||||
ка; |
8 |
— палец |
зажимной |
|||
шайбы; |
9—мембрана; |
10 |
— |
|||
резонатор; |
11 |
— крышка; |
||||
12—зажимная шайба; |
13 |
— |
||||
шпоночный |
выступ; |
14 |
— |
|||
пружина прерывателя; |
15— |
|||||
регулировочная |
пружина; |
|||||
15 |
— регулировочный |
винт; |
||||
/7 — корпус сигнала; |
13 |
— |
||||
центрирующая |
пружина; |
|||||
19 |
— упор |
стержня; |
20 |
— |
||
стержень; |
21 — сердечник |
электромагнита.
Шумовой сигнал постоянного тока представляет собой безрупорный сигнал с чашеобразным стальным корпусом 17 (рис. 166), на дне которого закреплен электромагнит, состоящий из якоря 3, катушки 4 и сердечника 21\ в сигнал входит также прерыватель, конденсатор или искрогасящее сопротивление.
К отбортованному краю корпуса прикреплена шестью винтами мембрана 9 с якорем, резонатором 10 и крышка 11. В некоторых шумовых сигналах крышки нет.
Шумовые сигналы постоянного тока выполняют по двух проводной схеме (рис. 167), т. е. эти сигналы не имеют соб ственной массы как тональные сигналы.
Электрическая схема включения шумовых сигналов при ведена на рисунке 168.
Шумовые сигналы изготовляют нормальных и уменьшен ных габаритов.
302
Рис. 167. Электрическая схема шумового сигнала:
I — катушка электромагнита; 2— сердечник электромагнита; 3 — якорь; 4 — прерыватель; о — конденсатор.
Рис. 168. Электрическая схе ма включения шумового си гнала:
/ — аккумуляторная |
батарея; |
||
2 — предохранитель; |
3 —сер |
||
дечник |
электромагнита; |
4 — |
|
катушка |
электромагнита; |
5 — |
|
якорь; 6 |
— контакты прерывате |
||
ля; 7 — мембрана; 8 |
— кнопка. |
Рис. 169. Устройство малогабаритного шумового сиг нала:
I —сердечник электромагнита; 2 — мембрана; 3 — резона тор; 4 — якорь; 5 — прерыватель; 6 — катушка электро
магнита.
|
|
В |
малогабаритных |
||
|
|
сигналах (рис. 169) нет |
|||
|
|
искрогасящего |
конден |
||
|
|
сатора |
или сопротивле |
||
|
|
ния и |
центрирующей |
||
|
|
пружины. |
Зазор |
между |
|
|
|
якорем |
и |
сердечником |
|
|
|
электромагнита не регу |
|||
Рис. 170, Электрическая схема мало |
лируют. |
|
|
|
|
габаритного шумового сигнала: |
Электрическая схема |
||||
1 — катушка электромагнита; 2 — сердеч |
малогабаритного |
шумо |
|||
ник электромагнита; |
3 — прерыватель; |
||||
4 — якорь. |
вого сигнала приведена |
||||
|
|
на рисунке 170. |
|
||
Тональные и шумовые сигналы работают следующим |
|||||
образом. При выключенной кнопке 8 (см. рис. |
168) контакты |
прерывателя замкнуты. При нажатии на кнопку ток от акку муляторной батареи 1 поступает по цепи: положительная клемма батареи — предохранитель 2 — катушка 4 электро магнита — замкнутые контакты 6 прерывателя сигнала — кнопка 8 включения — масса машины — отрицательная клемма батареи.
Проходящий через катушку 4 электрический ток намаг ничивает сердечник 3 электромагнита, который, притягивая якорь 5 со стержнем, вызывает прогиб мембраны 7 и одно временно размыкание контактов прерывателя. При размыка нии контактов ток в катушке исчезает, сердечник размаг ничивается и якорь со стержнем под действием мембраны возвращается в исходное положение, замыкая контакты пре рывателя. Затем процесс замыкания и размыкания контак тов будет повторяться. Таким образом, пока включена кноп ка, мембрана колеблется, создавая звук, который усили вается рупором. Резонатор сигнала улучшает звук, делая его громким и приятного тембра.
Звуковые сигналы переменного тока представляют собой также безрупорные сигналы с чашеобразным алюминиевым корпусом 6 (рис. 171), на дне которого укреплен электромаг
нит, состоящий из |
катушки 5, сердечника 4 и якоря <?; |
к отбортованному |
краю корпуса приклепаны крышка 7 |
имембрана 1.
Всигналах переменного тока прерывателя нет. Эти сигналы изготовляют для включения в цепь напряжением
6 и 12 В.
Электрическая схема сигнала переменного тока приведена на рисунке 172.
а04
Сигналы переменного тока питаются от генератора пере менного тока только во время работы машины. При этом час тота основного колебания якоря 3 с мембраной зависит от числа оборотов генератора, причем якорь притягивается к сердечнику 2 электромагнита два раза в течение одного пе
риода, поэтому вся |
система (якорь-мембрана) колеблется |
с двойной частотой |
питающего тока. Кроме этого, штифт |
колеблющейся мембраны ударяется в штифт резонатора 2 (см. рис. 171), жестко связанного с крышкой сигнала. После такого удара резонатор начинает колебаться с постоянной собственной частотой, которая подобрана так, чтобы создать наивыгоднейший тембр звука.
Основные технические данные звуковых электрических сигналов приведены в таблице 48.
При эксплуатации сигналов не следует включать кнопку на продолжительное время, так как это вызывает прежде временный износ контактов.
Сигнал крепят на машине с помощью рессорных под весок или резиновых прокладок, что улучшает его зву чание.
Проверяют работу звукового сигнала ежедневно перед на чалом работы машины, нажимая на кнопку сигнала. Если нет чистого звучания, а тональные сигналы не создают нужного тона, то такие сигналы отправляют на регулировку в мас терскую.
Рис. 171. Устройство сигнала пере |
Рис. 172. Электрическая схема |
|||
менного тока: |
3 — |
сигнала |
переменного тока: |
|
/ — мембрана; 2 — резонатор; |
I — катушка электромагнита; |
2 — |
||
якорь; 4 — сердечник электромагнита; |
сердечник |
электромагнита; |
3 — |
|
5 — катушка электромагнита; 6 |
— кор |
якорь о мембраной. |
|
пус сигнала; 7 — крышка.
3 0 5
Марка |
Установлен на машине |
сигнала |
Схема включения сигнала
Ток
Т а б л и ц а 48
|
£ }* £ |
|
Номнналь ноенапря жение, В |
||
C i a |
||
|
Ч X а) |
|
|
vo о S |
|
|
« Ь з |
|
|
Я Ща |
С6, |
С7 |
ГАЗ-20 «Победа» |
|
01 |
Постоянный |
12 |
15 |
|
С18 |
|
МАЗ-200, МАЗ-205, |
О |
Ъ |
12 |
15 |
||
С21 |
|
ЯАЗ-210 |
|
|
|
|
|
|
|
ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, |
д 2 |
> |
12 |
5 |
|||
С28, |
С29 |
ЗИЛ-164 |
|
|
|
|
|
|
ГАЗ-21 «Волга», |
|
О |
Р |
12 |
15 |
|||
С44 |
|
«Москвич-402», «Моск |
д |
Р |
12 |
3 |
||
|
|
вич-407!., ЗИЛ-130 и |
|
|
|
|
||
|
|
ГАЗ-53 |
|
|
|
|
|
|
С52 |
|
«Москвич-400», «Моск |
д |
У |
6 |
4 |
||
С56-Г |
вич-401» |
|
|
|
|
|
|
|
ГАЗ-51, ГАЗ (УАЗ)-бЗ, |
д |
> |
12 |
5 |
||||
|
|
ГАЗ(УАЗ)-69, ЗИЛ-164, |
|
|
|
|
||
|
|
МТЗ-5МС, |
МТЗ-50, |
|
|
|
|
|
|
|
ДТ-20, ДТ-54М, Т-74, |
|
|
|
|
||
|
|
ДТ-75, |
Т-16, |
Т-25, |
|
|
|
|
|
|
Т-40, Т-75, |
Т-100М, |
|
|
|
|
|
С200 |
СК-4, СШ-75, Т28Х4 |
д |
Переменный |
|
|
|||
МТЗ-5, МТЗ-7Л, МТЗ-50, |
12 |
2 |
||||||
|
|
КДП-35, |
Т-38М |
|
|
|
|
1О —однопроводная.
2Д —двухпроводная.
Уход за сигналами
При уходе за сигналами проверяют крепление сигнала, крепление проводов к сигналу и реле.
Во время профилактического осмотра машины очищают сигнал от грязи, снимают крышку и осматривают контакты. Если необходимо, зачищают их.
Контакты зачищают мелкой стеклянной шкуркой. При этом бугорок, образовавшийся на одном из контактов вслед ствие переноса металла, нужно устранить; раковину на дру гом контакте можно не устранять. После зачистки контакты продувают сжатым воздухом и протирают смоченной в бен зине тряпкой без ворса. Затем пластинчатым щупом прове ряют величину и равномерность зазора между якорем и сер дечником. Величина зазора должна быть в пределах 0,6— 0,8 мм. Перекос якоря относительно сердечника не допуска ется, так как это вызывает дребезжание звука. Если при
306