Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 163. Устройство тонального сигнала:

/ — мембрана; 2 — катушка электромагнита; 3 — ярмо; 4 — сердечник элект­ ромагнита; 5 — крышка; 6 — прерыватель; 7 — регулировочная гайка; 8

стержень мембраны;

9 — винт крепления крышки; 10 — держатель крышки;

11

— центрирующая

пружина; 12 — якорь; 13 — регулировочные гайки;

14

— стойка; 15 — основание; 16 — раструб рупора; 17 — расширяющая часть

рупора; 18 — коническая часть рупора; 19 — цилиндрическая часть рупора; 20 — вывод.

ской части 18, промежуточной цилиндрической части 19 и постепенно расширяющейся (экспоненциальной) части 17, заканчивающейся раструбом 16. Такая конструкция рупора способствует лучшей передаче звуковых колебаний в окру­ жающую среду с наименьшими потерями.

Тональные сигналы выполняют по однопроводной схеме, т. е. один контакт прерывателя 4 (рис. 164) и один конец искрогасящего сопротивления 6 присоединены к основанию (массе) сигнала, которое через рессорную подвеску, а в не­ которых случаях через специальную пластину (массу) и да­ лее через раму и другие металлические части машины соеди­ няется с аккумуляторной батареей.

Тональные сигналы при включении потребляют большой ток (15—25 А), на который не рассчитан обычный кнопочный включатель на рулевом колесе. Поэтому для включения то­ нальных сигналов применяют специальное реле, с помощью которого уменьшают величину тока, проходящего через кнопку сигнала, до 0,5 А, что предохраняет ее от обгорания и большого окисления. Электрическая схема включения то­ нальных сигналов приведена на рисунке 165.

зоо


Рис. 164. Электрическая схема тонального сигнала:

/ — вывод катушки электромагнита; 2 — катушка; 3 — якорь; 4 — прерыва­ тель; 5 — стержень мембраны; 6 — нскрогасящее сопротивление; 7 — сердеч­ ник электромагнита; 3 — мембрана.

Рис. 165. Электрическая схема включения тональных сигналов:

I — аккумуляторная батарея; 2 — кнопка; 3 — реле сигналов; 4 н 5 — сиг­ налы.

Рис. 166. Устройство шу­ мового сигнала:

/ — шарнирная втулка; 2

конденсатор; 3— якорь элек­

тромагнита;

4 — катушка

электромагнита; 5 — рессор­

ная подвеска;

6 — втулка

с резьбой;

7 — круглая

гай­

ка;

8

— палец

зажимной

шайбы;

9—мембрана;

10

резонатор;

11

— крышка;

12—зажимная шайба;

13

шпоночный

выступ;

14

пружина прерывателя;

15

регулировочная

пружина;

15

— регулировочный

винт;

/7 — корпус сигнала;

13

центрирующая

пружина;

19

— упор

стержня;

20

стержень;

21 — сердечник

электромагнита.

Шумовой сигнал постоянного тока представляет собой безрупорный сигнал с чашеобразным стальным корпусом 17 (рис. 166), на дне которого закреплен электромагнит, состоящий из якоря 3, катушки 4 и сердечника 21\ в сигнал входит также прерыватель, конденсатор или искрогасящее сопротивление.

К отбортованному краю корпуса прикреплена шестью винтами мембрана 9 с якорем, резонатором 10 и крышка 11. В некоторых шумовых сигналах крышки нет.

Шумовые сигналы постоянного тока выполняют по двух­ проводной схеме (рис. 167), т. е. эти сигналы не имеют соб­ ственной массы как тональные сигналы.

Электрическая схема включения шумовых сигналов при­ ведена на рисунке 168.

Шумовые сигналы изготовляют нормальных и уменьшен­ ных габаритов.

302


Рис. 167. Электрическая схема шумового сигнала:

I — катушка электромагнита; 2— сердечник электромагнита; 3 — якорь; 4 — прерыватель; о — конденсатор.

Рис. 168. Электрическая схе­ ма включения шумового си­ гнала:

/ — аккумуляторная

батарея;

2 — предохранитель;

3 сер­

дечник

электромагнита;

4

катушка

электромагнита;

5 —

якорь; 6

— контакты прерывате­

ля; 7 — мембрана; 8

— кнопка.

Рис. 169. Устройство малогабаритного шумового сиг­ нала:

I —сердечник электромагнита; 2 — мембрана; 3 — резона­ тор; 4 — якорь; 5 — прерыватель; 6 — катушка электро­

магнита.

 

 

В

малогабаритных

 

 

сигналах (рис. 169) нет

 

 

искрогасящего

конден­

 

 

сатора

или сопротивле­

 

 

ния и

центрирующей

 

 

пружины.

Зазор

между

 

 

якорем

и

сердечником

 

 

электромагнита не регу­

Рис. 170, Электрическая схема мало­

лируют.

 

 

 

габаритного шумового сигнала:

Электрическая схема

1 — катушка электромагнита; 2 — сердеч­

малогабаритного

шумо­

ник электромагнита;

3 — прерыватель;

4 — якорь.

вого сигнала приведена

 

 

на рисунке 170.

 

Тональные и шумовые сигналы работают следующим

образом. При выключенной кнопке 8 (см. рис.

168) контакты

прерывателя замкнуты. При нажатии на кнопку ток от акку­ муляторной батареи 1 поступает по цепи: положительная клемма батареи — предохранитель 2 — катушка 4 электро­ магнита — замкнутые контакты 6 прерывателя сигнала — кнопка 8 включения — масса машины — отрицательная клемма батареи.

Проходящий через катушку 4 электрический ток намаг­ ничивает сердечник 3 электромагнита, который, притягивая якорь 5 со стержнем, вызывает прогиб мембраны 7 и одно­ временно размыкание контактов прерывателя. При размыка­ нии контактов ток в катушке исчезает, сердечник размаг­ ничивается и якорь со стержнем под действием мембраны возвращается в исходное положение, замыкая контакты пре­ рывателя. Затем процесс замыкания и размыкания контак­ тов будет повторяться. Таким образом, пока включена кноп­ ка, мембрана колеблется, создавая звук, который усили­ вается рупором. Резонатор сигнала улучшает звук, делая его громким и приятного тембра.

Звуковые сигналы переменного тока представляют собой также безрупорные сигналы с чашеобразным алюминиевым корпусом 6 (рис. 171), на дне которого укреплен электромаг­

нит, состоящий из

катушки 5, сердечника 4 и якоря <?;

к отбортованному

краю корпуса приклепаны крышка 7

имембрана 1.

Всигналах переменного тока прерывателя нет. Эти сигналы изготовляют для включения в цепь напряжением

6 и 12 В.

Электрическая схема сигнала переменного тока приведена на рисунке 172.

а04


Сигналы переменного тока питаются от генератора пере­ менного тока только во время работы машины. При этом час­ тота основного колебания якоря 3 с мембраной зависит от числа оборотов генератора, причем якорь притягивается к сердечнику 2 электромагнита два раза в течение одного пе­

риода, поэтому вся

система (якорь-мембрана) колеблется

с двойной частотой

питающего тока. Кроме этого, штифт

колеблющейся мембраны ударяется в штифт резонатора 2 (см. рис. 171), жестко связанного с крышкой сигнала. После такого удара резонатор начинает колебаться с постоянной собственной частотой, которая подобрана так, чтобы создать наивыгоднейший тембр звука.

Основные технические данные звуковых электрических сигналов приведены в таблице 48.

При эксплуатации сигналов не следует включать кнопку на продолжительное время, так как это вызывает прежде­ временный износ контактов.

Сигнал крепят на машине с помощью рессорных под­ весок или резиновых прокладок, что улучшает его зву­ чание.

Проверяют работу звукового сигнала ежедневно перед на­ чалом работы машины, нажимая на кнопку сигнала. Если нет чистого звучания, а тональные сигналы не создают нужного тона, то такие сигналы отправляют на регулировку в мас­ терскую.

Рис. 171. Устройство сигнала пере­

Рис. 172. Электрическая схема

менного тока:

3

сигнала

переменного тока:

/ — мембрана; 2 — резонатор;

I — катушка электромагнита;

2

якорь; 4 — сердечник электромагнита;

сердечник

электромагнита;

3 —

5 — катушка электромагнита; 6

— кор­

якорь о мембраной.

 

пус сигнала; 7 — крышка.

3 0 5


Марка

Установлен на машине

сигнала

Схема включения сигнала

Ток

Т а б л и ц а 48

­

£ }* £

Номнналь ноенапря жение, В

C i a

 

Ч X а)

 

vo о S

 

« Ь з

 

Я Ща

С6,

С7

ГАЗ-20 «Победа»

 

01

Постоянный

12

15

С18

 

МАЗ-200, МАЗ-205,

О

Ъ

12

15

С21

 

ЯАЗ-210

 

 

 

 

 

 

 

ЗИЛ-150, ЗИЛ-151,

д 2

>

12

5

С28,

С29

ЗИЛ-164

 

 

 

 

 

 

ГАЗ-21 «Волга»,

 

О

Р

12

15

С44

 

«Москвич-402», «Моск­

д

Р

12

3

 

 

вич-407!., ЗИЛ-130 и

 

 

 

 

 

 

ГАЗ-53

 

 

 

 

 

 

С52

 

«Москвич-400», «Моск­

д

У

6

4

С56-Г

вич-401»

 

 

 

 

 

 

ГАЗ-51, ГАЗ (УАЗ)-бЗ,

д

>

12

5

 

 

ГАЗ(УАЗ)-69, ЗИЛ-164,

 

 

 

 

 

 

МТЗ-5МС,

МТЗ-50,

 

 

 

 

 

 

ДТ-20, ДТ-54М, Т-74,

 

 

 

 

 

 

ДТ-75,

Т-16,

Т-25,

 

 

 

 

 

 

Т-40, Т-75,

Т-100М,

 

 

 

 

С200

СК-4, СШ-75, Т28Х4

д

Переменный

 

 

МТЗ-5, МТЗ-7Л, МТЗ-50,

12

2

 

 

КДП-35,

Т-38М

 

 

 

 

1О —однопроводная.

2Д —двухпроводная.

Уход за сигналами

При уходе за сигналами проверяют крепление сигнала, крепление проводов к сигналу и реле.

Во время профилактического осмотра машины очищают сигнал от грязи, снимают крышку и осматривают контакты. Если необходимо, зачищают их.

Контакты зачищают мелкой стеклянной шкуркой. При этом бугорок, образовавшийся на одном из контактов вслед­ ствие переноса металла, нужно устранить; раковину на дру­ гом контакте можно не устранять. После зачистки контакты продувают сжатым воздухом и протирают смоченной в бен­ зине тряпкой без ворса. Затем пластинчатым щупом прове­ ряют величину и равномерность зазора между якорем и сер­ дечником. Величина зазора должна быть в пределах 0,6— 0,8 мм. Перекос якоря относительно сердечника не допуска­ ется, так как это вызывает дребезжание звука. Если при

306