Файл: Бабаянц, С. С. Микропроволочные элементы радиоустройств учебное пособие для подготовки рабочих на производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
Рис. 7-4. Намотка бескаркасных катушек: а — миниатюрная кату шка наручных электрических часов; б — схема приемного меха низма намоточного станка; в — катушки отклоняющихся систем галетных трансформаторов
разбавляя его бутиловым спиртом для вязкости 25 сек по воронке ВЗ-4.
Провод с одной бобины заправляют через направляющий ролик на оправку. Конец провода закрепляют на оправке пластилином. Нажимают кнопку «пуск», включают станок и наматывают обмотку, затем провод со второй бобины через второй направляющий ролик заправляют на ту же оправку. Закрепляют пластилином конец провода. Из сосуда с пипеткой берут каплю клея и опускают ее на наматываемую катушку. Включают станок и производят на мотку второй обмотки. Затем доворачивают шпиндель станка вруч ную так, чтобы начала и концы обмоток находились рядом друг с другом.
С помощью кисточки производят маркировку выводов одной из обмоток нанесением на них небольшого слоя цветного цапонла ка на длине 10—12 мм. При помощи пинцета открепляют от пласти лина начала обмоток и обрезают концы обмоток так, чтобы их длина была 20—25 мм. Необходимо закрепить предварительно провода, идущие с бобин. Поворотом ручки 4 (рис. 7-4, б) на шпин деле намоточного станка оправку 3 отводят вправо. Нажатием на рычаг I выводят стержень 2 из рабочего положения, после чего специальным съемником снимают с оправки катушку и укладывают ее в тару, изготовленную из фторопласта. После намотки оправку промывают от остатков клея с помощью бязи, смоченной в спирте. Не вынимая из тары, катушки сушат на открытом воздухе при ком натной температуре в течение 6—7 ч.
Готовые катушки подвергают следующему контролю: а) прове ряют внешний вид с помощью лупы с 4—6-кратным увеличением для обнаружения отслаивающих витков; б) проверяют на часовом проекторе толщину катушки и величину наружного диаметра; в) проверяют на соответствующих приборах отсутствие короткозамкнутых витков и величину омического сопротивления.
7-3. Изготовление герметизированных электромагнитных реле
Электромагнитное реле представляет собой довольно сложный механизм, состоящий из десятков наименований деталей и узлов. Производство таких реле характеризуется большой трудоемкостью на операциях сборки и регулировки, достигающей 50% от времени изготовления всего реле. Это объясняется тем, что ряд конечных операций, таких как герметизация, наматывание, соединение деталей и узлов свинчиванием, клепкой, развальцовкой, пайкой, сваркой, регулировка контактной и электромагнитной систем, выполняются вручную.
Высокие требования по увеличению срока службы, теплостойкос ти, влагостойкости и ударостойкости требуют герметизации реле. Наиболее надежным способом герметизации является газонаполнение путем предварительной откачки воздуха из корпуса, в котором
117
собран механизм реле с катушкой, двухили трехкратную продувку реле осушенным воздухом (чередование газонаполненйя с откачкой) и окончательное наполнение их газом.
Газонаполнение осуществляется через технологическое отвер стие, диаметр которого рассчитывают, исходя из условий надежной и быстрой откачки внутреннего объема реле. Технологическое отверстие выполняется в кожухе, корпусе или в цоколе реле. Такие операции, как выдержка реле под напряжением, отключение последнего, промывка реле осушенным воздухом, окончательное наполнение реле газом с избыточным давлением ведутся автомати чески в вакуумной камере.
Подключение обмотки и контактов реле к схеме производится через стеклянные проходные изоляторы. Для того чтобы устранить растрескивание стекла при изменении температуры, необходимо в стеклянном проходном изоляторе использовать металл, который мало отличается от стекла по температурному коэффициенту линей ного расширения щ. К числу таких металлов относится ковар — сплав железа, никеля и кобальта, имеющий at = 0,5 ■10'6. Проход ной изолятор обычно используется для непосредственного закреп ления на нем контактов, что приводит к уменьшению габаритов реле. Одновременно устраняются изоляционные прокладки между контактами, за счет усадки которых может происходить разрегули рование реле.
Технологические процессы наматывания катушек реле, дрос селей и трансформаторов имеют много общего. Однако производство обмоток реле и дросселей требует большого количества провода на бобине, так как обмотки — многовитковые, а сращивать провода не допускается. Бобины, на которых поставляются провода, имеют указание о весе провода, поэтому возникает задача определения длины провода на бобине, которую решают расчетным путем.
П р и м е р . Бобина с медным проводом марки ПЭВ-2 |
имеет массу = 0,89 кг. |
||||
Определить длину провода, если его диаметр равен 1 |
мм, |
а плотность меди р = |
|||
= 8920 кг/м3. |
|
|
|
|
|
Определим объем медного провода: |
|
|
|
|
|
V = т/р = |
0,89 : 8920 = |
1 • 10~ 4 ж3. |
|
||
Определим площадь поперечного сечения |
провода S = тР/4: |
||||
S = 3,14- (0,1 • 10“ 3) 2 |
3,14-0,01 |
• 10“ 6 ж2 |
= 0,00785IQ" 6 ж2. |
||
Найдем длину провода I = |
V/S |
|
|
|
|
1 - 10-4 м3 |
|
|
|
|
|
0,00785 • 10-« ж2 |
~ |
2 7 , 4 |
М' |
|
Таким образом, для наматывания обмотки длиною 127 ж проводом, имеющим ; диаметр 1 мм, можно использовать бобину с массой провода не менее 890 г.
7-4. Намотка катушек типа «универсаль»
Многослойные катушки типа «универсаль» используются для изготовления катушек с индуктивностью свыше 500 мкгн, имеющих широкое применение. Для катушек с индуктивностью 15—20 мкгн
118
применяются однослойные обмотки. Целесообразность перехода на сплошную обмотку определяется диаметром катушки. Чем боль ше диаметр катушки, тем большая индуктивность может быть полу чена при применении намотки с шагом. Ориентировочные значения индуктивности при заданном диаметре, при которых целесообразен переход на сплошную намотку, приведены ниже:
Диаметр каркаса, м м .................................................. |
6 |
10 |
16 |
20 |
26 |
Предельная индуктивность, мкгн ......................... |
1,8 |
4 |
10 |
20 |
30 |
Многослойные катушки типа «универсалы» выполняются особым способом. Малая собственная емкость универсальной обмотки
обусловливается |
укладкой |
|
Витии |
||||
провода под углом <р к плос |
|
i 2 3 4 5 |
|||||
кости вращения и взаим |
|
|
|||||
ным пересечением витков в |
|
|
|||||
результате перегибов. |
Чем |
|
|
||||
больше угол ср, тем меньше |
|
|
|||||
величина |
собственной |
ем |
|
|
|||
кости, и, наоборот, чем |
|
|
|||||
меньше угол ср,.тем больше |
|
|
|||||
универсальная обмотка по |
|
|
|||||
своим электрическим пара |
|
|
|||||
метрам будет приближать |
|
|
|||||
ся к обычной рядовой мно |
|
|
|||||
гослойной |
обмотке |
(рис. |
|
|
|||
7-5, а). |
Число переходов т[> |
|
|
||||
связано с углом ф, который |
|
|
|||||
провод |
образует |
с |
торцом |
|
|
||
катушки: |
|
|
|
|
|
|
|
|
tg ф = яО/ф ’ |
|
|
|
|
||
где I |
осевая |
длина |
ка- |
рис. 7 . 5 |
Универсальная намотка: а — схема |
||
тушки; |
D — диаметр |
ок- |
намотки |
с двумя перегибами; б — намотка |
|||
ружности |
витка. |
|
|
|
с опережением; в — намотка с опаздыванием |
||
Наибольшее |
значение |
|
|
угла ф получается для витков, имеющих наименьший диаметр, равный диаметру каркаса D0.
Величина угла ф ограничивается технологическими факторами. Возникающие осевые усилия могут вызвать сползание витков при намотке; эти усилия тем больше, чем больше величина угла ф, Максимально допустимое значение ф зависит от коэффициента трения между изоляцией проводов. Для проводов в эмалевой изоля
ции (ПЭЛ, ПЭВ, ПЭМ и др.) |
ф = |
17,5 -ь 19®, для однопроволоч |
|
ных проводов |
в шелковой изоляции (ПШО, ПШД и др.) ф = |
||
= 19 -г- 21,5°, |
для проводов |
типа |
литцендрат (ЛЭШО, ЛЭШД) |
Ф = 23 -4- 26э. Если за время перемещения провода каркас повер нется не на 360°, а на меньшую величину, то провод возвратится
119
к первому торцу не в исходную точку, а немного не доходя ее. Если это опережение, измеряемое углом р (угловой шаг), подобрать таким, при котором провод после перегиба будет укладываться вплотную с первым витком, то получится намотка с опережением (рис. 7-5, б):
где dK3 — диаметр провода с изоляцией, D0 — диаметр каркаса. После перегиба на первом торце провод будет укладываться плотно прижатым к первому витку, но с другой его стороны. Такой способ называется намоткой с запаздыванием (рис. 7-5, в). Расчет Р ведут по диаметру каркаса D0. По мере укладки провода диаметр катушки увеличивается и найденному значению соответствует большее расстояние между соседними проводниками. За каждое перемещение провода каркас должен поворачиваться вокруг своей оси на угол, равный 360° — р. При намотке с запаздыванием число
циклов |
Р |
N = w |
|
|
360 |
где w — число витков в обмотке.
Универсальные обмотки имеют обычно диаметр не более 30 мм и ширину в пределах 2—10 мм. Намотка выполняется на цилиндри ческие гильзы и производится на станках типа СУН-2/20 и СНУ-М.
Получение обмоток с любым количеством витков возможно при укладке провода перекрестным способом, являющимся разновид ностью универсальной намотки. Перекрестная обмотка имеет цикл из двух и более витков и имеет всегда только два перегиба. Когда провод покроет всю поверхность каркаса, то на одном торце ка тушки будет 360°/р перегибов, а на двух торцах 720°/р перегибов. Так как одному циклу перегибов соответствует \j> перегибов, то число циклов в одном ряду
Если намотка содержит всего N циклов, то число рядов в катушке
N |
Лфг|> |
П ~~ N ’ ~ |
720 • |
При нормальной плотности |
намотки |
толщина первого ряда |
hг = М аз, тогда полная радиальная толщина намотки |
||
h = |
= |
' |
|
180 |
7-5. Намотка катушек отклоняющих систем
Кадровые и строчные катушки отклоняющих систем являются разновидностями бескаркасных катушек (рис. 7-4, е). Технологи ческие процессы намотки таких катушек идентичны: намотка, сушка катушек, съем их с оправки, контроль.
120