Файл: Бабаянц, С. С. Микропроволочные элементы радиоустройств учебное пособие для подготовки рабочих на производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
1 5 - 1 0 . К о н т р о л ь с в а р н ы х с о е д и н е н и й
Дефектами или пороками сварных соединений и сварных швов называются различные отклонения от установленных технических требований и норм, предъявляемых к сварным соединениям. Де фекты уменьшают прочность сварных соединений, могут привести к их разрушению, изменяют величину переходного омического сопротивления, изменяют величину омического сопротивления элемента.
Основные причины образования дефектов швов — нарушение технологии сборки и сварки, применение не. соответствующих требованиям технических условий сварочных материалов и не исправность сварочного оборудования. К дефектам швов отно сятся дефекты формы шва, бугристость, седловины, наплывы или натеки, прожоги, т. е. проплавления основного металла с обра зованием сквозных отверстий, газовые поры, шлаковые включения, трещины и непровары. Контроль качества сварных соединений заключается в проверке режимов сварки, установленных техно логическим процессом, визуальным и специальным контролем сварочных соединений. Сварные микросоединения считаются удов летворительными, если отсутствуют внешние признаки дефектов; размер сварочной точки соответствует предъявляемым требова ниям; отсутствуют чрезмерное оплавление или пережог провод ника, подгар, характеризующийся появлением цветов побежа лости в зоне сварной точки, чрезмерный подрез проволоки в зоне сварки, вызванный износом сварочного инструмента.
Если для оценки качества паяных микроконтактных соединений визуальный способ контроля является достаточно надежным, быстрым и экономичным, До для проверки качества сварных соеди нений применяются специальные методы контроля: ручным пру жинным пробником, рентгеновскими лучами, с помощью инфра красного излучения, испытанием сварных швов на герметичность.
Ручной пружинный пробник предназначен для оценки качества сварочных микроконтактных соединений без разрушения соеди нений выводов элементов диаметром 0,05—0,12 мм. Пружинный пробник представляет собой обычный электрический пробник, рабочая выступающая часть которого — щуп обеспечивает пере дачу срезывающего усилия от пружины пробника к испытываемым сварным микросоединениям. При испытании необходимо подвести щуп пробника непосредственно к сварной точке перпендикулярно оси проволоки и установить его рабочей плоскостью на подставку. Затем плавно, без рывков и толчков, воздействовать щупом на испытываемое соединение, увеличивая усилие на щупе до момента замыкания контактов. Если сварное соединение выдерживает опти мальное значение срезывающего усилия на щупе пробника, то соединение является качественным. Если не выдерживается — разрушается до момента или в момент срабатывания элемента сигнализации, то соединение некачественное. В зависимости от
2 2 3
требований, предъявляемых к сварным соединениям, испытания проводятся при различных усилиях на щупе. Применение рентге новских и инфракрасных лучей и испытания на герметичность для контроля сварных швов требует специального оборудования.
Применение рентгеновских лучей для просвечивания сварных швов основано на свойстве этих лучей проникать через непроз рачные тела, повышая свою интенсивность при прохождении через пустоты, включения и трещины в металле. Рентгеновские лучи воздействуют на фотопленку, заключенную в специальной кассете. При дефекте в шве рентгеновские лучи ослабляются неравномерно, и на проявленной пленке появляются места с различной затемненностью, по которым судят о характере и размерах дефекта. Инфракрасный метод контроля — тепловой. Он основан на соз дании разности температур между двумя точками контролируе мого объекта. Для этого используется внешний нагреватель и тер мопара с прибором для измерения температур. Большой перепад температур в сварном соединении указывает на плохое качество сварки и вызывается высоким тепловым сопротивлением сварного соединения с непроваром, препятствующим передаче тепла.
Испытания на герметичность элементов, собранных в кожух или корпус, являются одним из важных способов для оценки каче ства герметизации корпусов и отбраковки ненадежных изделий. Негерметичность определяется по величине течи. За единицу изме рения принимается такая течь, при которой в вакуумном объеме в 1 л давление возрастает на 1 мм pm. cm. за 1 сек. Другая единица измерения определяет такую течь, в результате которой под дей ствием давления в 760 мм pm. cm. в 1 сек пройдет количество газа, занимающего при атмосферном давлении объем в 1 см3.
Методы контроля герметичности предусматривают испытания в масляной ванне: элемент в герметизированном корпусе опу скается в масло и герметичность определяется по выделению пузырьков газа.
Более чувствительным методом является вакуумно-жидкостный метод, при котором элементы помещают в жидкость, а над ней создают вакуум. Выделяющиеся под действием перепада давления пузырьки газа наблюдаются визуально. Еще большую чувстви тельность обеспечивают методы контроля радиоактивным газом и с помощью гелиевого течеискателя. Эти методы являются очень длительными, требуют сложного оборудования и специальных мер предосторожности.
Контрольные вопросы
1. Какие виды контроля применяются на различных этапах производства и в зависимости от места выполнения контроля по ходу технологического процесса?
2. |
В чем заключаются |
основные задачи отдела |
технического контюля? |
3. |
Напишите формулу, |
позволяющую рассчитать |
плановые проценты техно |
логического выхода годных элементов в зависимости от пооперационных норм выхода.
224
4.Напишите формулу, позволяющую рассчитать количество элементов, необходимых для запуска на конкретных операциях.
5.В чем заключается сущность расчетного анализа качества технологиче ского процесса?
6 . |
Как определить качество технологического процесса с помощью статисти |
ческого |
метода? |
7. |
Пользуясь кривой распределения, найдите вероятное количество годных |
деталей. |
Перечислите основные виды и способы устранения брака. |
8 |
|
9. |
Что такое входной контроль намоточного провода? |
10.С помощью каких приборов контролируют натяжение микропровода?
11.С помощью каких приборов измеряют омическое сопротивление, индук тивность и число витков в обмотках?
12.В чем заключается контроль паяных соединений?
13.Как контролируют сварные соединения?
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕМЕНТОВ
16-1. Перспективы повышения уровня механизации и автоматизации
Производительность труда в значительной мере зависит от правильного оформ ления конструкции элемента и от применяемого оборудования.
Наблюдается два направления в проектировании и изготовлении оборудова ния: одно направление — конструирование специальных станков и автоматов для опытного и мелкосерийного производства, другое — создание универсального оборудования, состоящего из унифицированных сменных узлов, для использо вания в условиях серийного и массового производства. Применительно к намоточ ным операциям для обоих направлений характерно стремление сократить основное (машинное) время намотки за счет увеличения скорости наматывания и сокраще ния вспомогательного времени.
Теоретические и экспериментальные работы в области механизации и автома тизации намоточных операций подтвердили возможность увеличения скорости намотки.
Анализ намоточных операций показал, что на ручные и вспомогательные рабо ты по закреплению концов проволоки, прокладку изоляционной бумаги, пайку, контроль и подгонку электрических параметров затрачиваются примерно до 2/s от общего времени в условиях крупносерийного производства и 4 / 5 от общего вре
мени в опытном и мелкосерийном производстве. Удельный вес ручных работ дости гает при этом 50—80% от норм штучного времени.
Одним из основных направлений сокращения вспомогательного времени являются работы по созданию намоточных станков-автоматов с устройствами для механизированной укладки бумажных изоляционных прокладок, с автомати ческим контролем электрических параметров катушек.
Этот путь находит воплощение при создании некоторых видов автоматов: ЛМ- 6 для многокатушечной намотки и АНТ-2 / 3 для автоматической намотки ферритовых катушек (рис. 16-1, а). Автомат ЛМ- 6 наматывает катушки на длинных
гильзах. Изоляция, сматываемая с бумажного рулона, прокладывается автомати чески в виде одного куска по всей длине гильзы через один или несколько слоев обмотки. Заготовку после намотки (рис. 16-1, б) разрезают тонкой дисковой пилой толщиной 0,2—0,3 мм. Технические характеристики автоматов ЛМ- 6 и АНТ-2 / 3
приведены в табл. 16-1.
Другим направлением является совмещение основного (машинного) времени намотки со вспомогательным.
225
Так, например, во время наматывания тороидальных катушек может одно временно производиться подготовительная работа по намотке шпули. Применяется также многостаночное обслуживание намоточных станков. С этой целью наряду с созданием 2 —3 шпиндельных намоточных станков находят применение автоматы
для намотки контурных катушек.
Рис. 16-1. Намотка на автомате ЛМ-6 : а — схема намотки (механизмы для авто
матизации не показаны); б — шесть неразрезанных одновременно намотанных катушек
Контурные катушки могут иметь несколько секций. После намотки заданного количества витков в 1 -й секции провод через ребро каркаса перемещается во вто
рую секцию.
|
|
|
|
|
Таблица 16-1 |
|
|
Краткая техническая характеристика |
|||
|
Тип |
Предел • |
Диаметр |
Число |
|
Назначение станка |
одновре- |
Степень |
|||
станка |
числа |
наматы |
менно |
||
|
|
оборотов |
ваемого |
наматы |
автоматизации |
|
|
шпинделя, |
провода, |
ваемых |
|
|
|
об/м ин |
мм |
катушек, |
|
|
|
|
|
шт. |
|
Полуавтомат |
для ЛМ- 6 |
300 -3000 |
о 0 ос |
о 00 |
||
|
|
|
|
|
|
1 |
многошпульной ря |
|
|
|
|||
довой |
намотки |
ка |
|
|
|
|
тушек |
|
|
|
|
|
|
Автомат |
для |
на АНТ-2/3 |
10 -300 |
0,06 -0,12 |
||
мотки |
ферритовых |
|
|
|
||
катушек с внутрен |
|
|
|
|||
ним диаметром сер |
|
|
|
|||
дечников |
2 — 3 |
мм |
|
|
|
|
и высотой |
до 6 |
мм |
|
|
|
3— 15 Автоматический останов станка. Автоматическая укладка бумажной изоляции
1 Бункерная загруз
ка сердечников. Автоматический цикл намотки с остановом и авто матической задел кой выводов
Представляет интерес кинематическая схема такого автомата (рис. 16-2). Вращение от электродвигателя через понижающий редуктор передается с помощью ременной передачи на двухступенчатый шкив 1, который свободно вращается на шпинделе. От шкива через муфту сцепления 2 приводится во вращение шпин дель намоточного станка. На другом конце шпинделя имеется цанговый зажим, с помощью которого закрепляется каркас наматываемой катушки 6. Через чер вячную передачу 3 от шпинделя с помощью сменных шестерен 7 вращение пере дается диску 10, который вращается с уменьшенной скоростью. Диск служит для останова автомата и может иметь несколько вырезов, в зависимости от конструк ции катушки. Пуск автомата производится рычагом 4. Кулачок 9 при вращении
226
перемещает водило 8, связанное с рычагом 5, который служит для приведения авто
мата в исходное |
положение. |
|
|
Таким образом, намотка контурных катушек производится по заданной про |
|||
грамме. Останов |
шпинделя осуществляется автоматически. |
||
|
8 |
9 |
10 |
Рис. 16-3. Автоматизация намоточного сганка: а — схема автоматического уст ройства; б — цикл работы намоточного станка, снабженного двухкомандным автоматическим устройством
п — скорость вращения, об/мин-, /, — время набора рабочих оборотов; >г — время намотки; ts — время снижения оборотов; t4 — время доматывания
Очень важным является применение устройств с автоматическим отсчетом числа витков (рис. 16-3, а).
Автотрансформатор с ручным или педальным управлением, регулирующий число оборотов привода, приводится в движение оператором. Режим набора обо
227
ротов рабочим двигателем 7 зависит от скорости вращения вспомогательного дви гателя 5. Для изменения скорости вращения двигателя 5 служит автотрансформа тор 6. Управление моментами включения, выключения и изменения направления вращения двигателя 5 осуществляется реле, расположенными на отдельной панели устройства 8. Этот узел исключает необходимость вмешательства оператора в про цессе намотки. Режим набора оборотов, намотка, сброс оборотов и остановка станка осуществляются без участия оператора, который устанавливает на станок очередной каркас, заправляет провод и пускает станок.
Нажатием кнопки «Л в центре лимба осуществляется подключение устрой ства к механизму станка. При этом шестерня 2 входит в зацепление с шестерней 3 червячного редуктора 4. Цикл работы намоточного станка, снабженного двухко мандным счетчиком, приве
ден |
на рис. 16-3, б. |
|||
|
Для автоматической сбор |
|||
ки |
магнитопроводов приме |
|||
няются автоматы типа М-523, |
||||
которые производят набивку |
||||
пластин в катушки различ |
||||
ных размеров. Подача кату |
||||
шек |
|
производится |
автомати |
|
чески |
поворотным |
механиз |
||
мом. |
Количество |
пластин |
||
проверяют по толщине пакета |
||||
специальным |
контрольным |
|||
устройством. |
Производитель |
|||
ность |
такого |
автомата до |
||
5 000 пластин в час; размеры |
||||
пластин: длина 56—96 мм; |
||||
ширина 38—50 мм; толщина |
||||
0,35—0,5 мм. |
|
|
16-2. Автоматизация контрольных операций
Внутренние обрывы в обмотках, намотанных прово дом диаметром менее 0 , 1 мм,
Рис. 16-4. Автоматизация контроля: а — схема устрой ства для автоматического контроля внутренних обры вов в обмотке; б — блоксхема устройства для бес контактного контроля обры
ва провода
контролируют автоматически в процессе намотки катушек (рис. 16-4, а). Каркас 5 устанавливают на шпиндель 3 станка, конец провода 2 присоединяется к контактному кольцу 4 с токопроводящей щеткой 1. Нижний конец 6 провода питающей катушки 9 присоединяется к контактному кольцу 8, к которому через щетку 7 подводится ток от выпрямителя ВС, питающегося от трансформатора Тр через сопротивление R. При соединении концов 2 и 6 наматываемого провода с кон тактными кольцами цепь замыкается и стрелка амперметра А отклонится. При обрыве провода электрическая цепь разомкнется, электромагнит ЭМ замкнет
контакт К , |
сигнальная лампа Л С загорится и намоточный станок остановится. |
|
На рис. |
16-4, б приведена блок-схема устройства для |
автоматического бес |
контактного контроля обрыва проводов диаметром от 0,01 |
мм и более. К торцу |
бобины 1 прикреплен легкий перфорированный диск 3, по одну сторону которого
228