Файл: Бабаянц, С. С. Микропроволочные элементы радиоустройств учебное пособие для подготовки рабочих на производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

положение относительно проволоки. На рис. 15-9, в показано пра­ вильное положение роликов при измерении натяжения провода на участке 00, при котором ролики устанавливаются посредине между точками 00, а ручка прибора — строго перпендикулярно прямой 00. Угловая ошибка положения ручки вызовет такую же ошибку при отсчете значения натяжения по шкале прибора 9. Отсчет по шкале усилия F натяжения провода производится при положении равно­ весия момента М пружины и момента, воздействующего на ротор

2 з

дм

Рис. 15-9. Динамометр с вращающимся ротором

от огибающего ролик провода. Между моментом пружины и углом поворота ротора имеется линейная зависимость, однако шкала прибора не будет равномерной ввиду нелинейной зависимости между углом а и усилием натяжения F.

Динамометр с вращающимся ротором может использоваться как в качестве переносного, так и в качестве стационарного при­ бора. В последнем случае к нему вместо ручки 6 прикрепляют кронштейн для крепления к станине намоточного станка.

15-7. Контроль электрических параметров

Омическое сопротивление обмоток с точностью 5—10% конт­ ролируется омметром. При колебании омического сопротивления в пределах 1—3% и 0,5—1% применяются мосты ММВ, МВП-47,

218

УМВ, МТ-45 и МТВ. При изготовлении намоточных изделий, требующих производить процентную разбраковку с точностью ±0,5% , чтобы каждое изделие не отличалось друг от друга на вели­ чину, большую чем 0,5% от номинала, применяется специальная установка ПРС-3, построенная по методу неуравновешенного моста постоянного тока. Намотка катушек с точностью 0,01—0,1% тре­ бует подгонки с применением процентных мостов, основанных на сравнении измеряемого и эталонного сопротивления.

Контроль короткозамкнутых витков производится приборами КЗ-2М и КЗ-З, а также методом измерения тока холостого хода (в кольцевых обмотках). Приборы типа КЗ обнаруживают один ко­ роткозамкнутый виток в обмотке с диаметром провода 0,05 мм. Мощность прибора 10 вт. Для контроля катушку надевают на сер­ дечник трансформатора с разъемным магнитопроводом. Изменение магнитного потока в сердечнике трансформатора указывает на наличие короткозамкнутых витков и обнаруживается с помощью специальных катушек и соответствующими измерительными прибо­ рами. Применяют также приборы, основанные на использовании генераторов звуковой частоты, построенные на изменении индуктив­ ности контурной катушки, что является причиной нарушения режима работы генератора. Это приводит к изменению сеточного тока лампы генератора, контролируемого микроамперметром. По отклонению стрелки микроамперметра можно судить о наличии короткозамкнутых витков.

Измерение индуктивности катушек со стальными сердечникгми с точностью до 10% производится на мостах ИИН-3 и УМ-2. Для

контроля индуктивности с точностью ± 1 %

в интервале от 5 мгн

до 500 гн применяют быстродействующий

прибор', построенный

по мостовой схеме и основанный на сравнении проверяемой катушки с образцовой. Контроль сопротивления изоляции ка­ тушек выполняют с помощью мегомметров MOM-1, МОМ-2 и др.

Для контроля индуктивности рассеяния применяют приборы, обеспечивающие следующую точность: . КИР-1 — погрешность + 10%, но не менее 0,2 мкгн в диапазоне 1—650 мкгн, диапазон рабочих частот 40 кгц — 1,5 Мгц и КИ-2, КИ-1М — погрешность

±10% , диапазон 5 мкгн — 5 мгн.

Для контроля отклонения величины сопротивления от задан­

ного номинала применяется

мост ИС-23. Измерение производят

в пределах 10—100 000 ом.

Погрешность измерения от ±1%

до ± 0 ,5 % .

Для измерения числа витков в катушках в лабораторных и про­ изводственных условиях применяют приборы ИЧВ-1,5, ИЧВ-3 и ИВ-1. Измерение осуществляют сравнением магнитного напря­ жения полей образцовой и испытуемой катушки в пределах от 1 до 2100 витков. Точность не более ±0,5% . Предельные размеры испытуемых катушек: диаметр окна 150 мм, длина 140 мм, высота

12 ,и.и.

9*

219



1 5 - 8 . К о н т р о л ь п р о и з в о д с т в а м а г н и т о п р о в о д о в

Все магнитопроводы проходят сплошную (100%-ную) про­ верку внешним осмотром: нет ли дефектов сборки пакетов, иска­ жения или сужения окон, качество скрепляющих элементов, а кро­ ме того, производится контроль магнитных свойств. Сопрягаемые поверхности проверяются по чистоте обработки, размерам и про­ филю (шаблонами), а профиль паза — специальным фигурным калибром. Установив сердечник на плиту, определяют парал­ лельность его торцов: при нажатии на два угла по диагонали он не должен качаться. Плотность сборки может быть проверена по глубине проникновения ножа между листами пакета.

Точность сердечника зависит от исходного материала листа, точности его штамповки или правильности навивки и качества сборки. Толщина листа может колебаться в пределах ± 5 —10% от номинальной толщины, химический состав материала также может иметь отклонения. Повышенное содержание углерода ока­ зывает особенно вредное влияние на магнитные свойства сердечника.

Неточности или износ штампа носят систематический характер и могут быть учтены. Отклонение положения штампа от направ­ ления проката холоднокатаных текстурованных сталей, например, на 50—60° приводит к увеличению магнитных потерь в 1,5 раза и снижению магнитных индукций на 15—20%.

Дефекты сборки включают погрешности коэффициента запол­ нения сердечника железом, погрешности от замыкания между листами, геометрические погрешности и погрешности давления. Погрешности коэффициента заполнения сердечника железом воз­ никают в результате погрешностей толщины пакета, наличия упругих деформаций, усилий сжатия пакета. Оксидная и фос­ фатная изоляция листов магнитопровода позволяют получать коэффициент заполнения на 2—4% больше, чем лаковая изоляция. Наличие пыли, грязи, остатков масла может привести к снижению коэффициента заполнения и к увеличению потерь.

Наличие заусенцев у штампованных магнитопроводов при­ водит к замыканиям между листами и увеличивает потери на вих­ ревые токи. 'Замыкание могут возникнуть вследствие дефектов изоляции, износа штампа, который следует отремонтировать или заменить. Геометрические неточности выражаются в неточности пазов по сечению и направлению, в непараллельное™ или эксцент­ ричности торцовых поверхностей. Для обеспечения геометриче­ ской точности сердечника базы штамповки и сборки его должны быть одинаковыми. При сжатии сердечника или стягивания его в пакет возникают погрешности давления. Увеличение давления на 1 кгс/см3 влечет увеличение потерь на 0,6%.

Контроль магнитных характеристик производится путем сня­ тия петли гистерезиса. Проверяются магнитные параметры — максимальная индукция Вмакс и максимальная магнитная прони­ цаемость [ямакс. Полученные результаты сравниваются с кривой

220


для

эталонного

сердечника, имеющего те же

размеры и изготов­

ленного из

того

же материала,

что и проверяемый. Установки

для

такого

сравнения позволяют

наблюдать

на экране осцилло­

графа гистерезисные циклы эталонного и проверяемого сердечника. В цеховых условиях для контроля магнитных свойств исполь­ зуются упрощенные приборы — измерители добротности и маг­ нитной проницаемости. В массовом производстве применяются

автоматические установки

и стенды, производящие измерения

Q и р путем сравнения их

с эталонами.

15-9. Контроль и испытания паяных соединений

Качество паяных соединений характеризуется внешним видом пайки, прочностью и надежностью соединения. В процессе произ­ водства качество пайки определяют, оценивая состояние поверх­ ности припоя готовых паяных соединений, а также величину угла смачивания и степень затекания припоя в зазор между основными металлами. Рентгено-структурные исследования позволили уста­ новить, что блестящая поверхность паяного соединения обеспечи­ вается тогда, когда режим охлаждения припоя исключает обра­ зование газовых включений. Уменьшение размеров намоточных деталей значительно затрудняет контроль внешнего вида паяных соединений. Обследование внешнего вида соединений ведут с по­ мощью бинокулярного микроскопа с минимальной кратностью увеличения (10—50) X, а для микронамоточных деталей с крат­ ностью увеличения до 180 X. Соединения следует считать удов­ летворительными, если припой в них имеет гладкую блестящую поверхность без трещин, раковин, следов перегрева, полностью заполняет зазор между основными металлами. Основные внешние признаки дефектов паяных соединений приведены в табл. 15-3.

Таблица 15-3

Д е ф е к т

П р и ч и н а

Мелкая пористость в при­ пое

Грубая шероховатая по­ верхность припоя

Включения флюса

Попадание в припой окисных пленок; выделение газов из паяемого металла и припоя; перегрев припоя при пайке Слишком высокая температура при панке; слиш­

ком длительная выдержка нагрева при пайке; недостаточное количество флюса Слишком много флюса или недостаточное количе­

ство припоя; неправильно выбран зазор; припой затекал в зазор с двух сторон; несоответствие температуры плавления припоя .. флюса; неравно­ мерный нагрев

Признаком хорошей пайки является равномерный слой припоя минимальной толщины, под которым можно видеть способ меха­ нического крепления спаянных деталей. Пайки, залитые чрез­

221


мерным количеством припоя, могут оказаться фальшивыми, т. е. под каплей припоя проводник может быть изолирован от лепестка слоем затвердевшего флюса. Фальшивые пайки, возникающие в результате недостаточного нагрева, имеют пониженную меха­ ническую прочность, худшую электропроводность и могут вызвать появление шумов, тресков, нарушая работу схемы. Кроме того, излишки припоя, стекая по лепесткам или контактам, могут при­ вести к замыканию с соседним контактом или корпусом при мон­ таже намоточных элементов, у которых лепестки расположены близко друг от друга.

Затекание припоя в зазор является показателем правильности выбора пары металлов, флюса, режима пайки и качества подго­ товки поверхности провода или контакта к пайке. Механическую прочность паек проверяют натяжением провода у места пайки пинцетом с приложением усилия вдоль проводника не более 0,5 кгс. Поверхность припоя при этом не должна нарушаться.

При анализе технологии производства намоточных изделий периодически проверяют прочность и надежность паяного соеди­ нения. Прочность соединения определяют по величине среднего значения усилия разрыва и по вибропрочности. Испытания вибро­ прочности и прочности проводят на специальных установках с раз­ рушением паяных соединений. При одинаковой площади сечения высокое качество имеют соединения, которым соответствует боль­ шее значение средней величины усилия разрыва. Вибропрочность оценивают по длительности времени, в течение которого паяные узлы противостоят разрушению при воздействии вибрации в диа­ пазоне от 5 до 2000 гц с ускорением 10—15 g. Это соответствует наиболее тяжелым условиям работы радиоэлектронной аппара­ туры и приборов. Основной характеристикой надежности паяного узла является длительность его службы, которая определяется при испытании на работоспособность в эксплуатационных усло­ виях в течение заданного срока службы.

Для испытания на надежность паяных соединений изготавли­ вают специальные образцы намоточных изделий в количестве 10—20 тысяч штук. При испытаниях образцы соединяются после­ довательно и находятся под током. Продолжительность испытания принимается равной 1000—5000 ч. Условия испытания на надеж­ ность должны приближаться к условиям работы аппаратуры: воздействие влаги, циклические изменения температуры. Интен­ сивность отказов паек К по результатам испытаний вычисляется по формуле:

з, _______ п

~Ncр М

где

п — количество отказавших паяных

соединений; N cp —сред­

нее

количество исправных паяных соединений; At — интервал

времени, в течение которого проводятся

испытания.

 

Отказы за период приработки 300—400 ч в нормальных усло­

виях не учитываются.

 

2 2 2