Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
та. Вопросы эстетического воспитания стали не менее важными, чем защита завоеваний революции от внешних и внутренних вра гов, чем восстановление народного хозяйства, разрушенного всйной,У*е в те годы появилась жизненная необходимость в специа- листах-художниках, работающих в области промышленности.
29 ноября 1920 г. В.И.Лениным был подписан Декрет Сове та народных комиссаров о создании Московских высших государ ственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Это
было высшее |
учебное заведение, перед которым стояла |
задача |
подготовить |
художников-мастеров высшей квалификации для |
про |
мышленности. |
|
|
Вся деятельность БХУТЕМАСа была подчинена комплексно м у подходу к проектированию предметной среды человека. Творчески ВХУТЕМАС был связан с подобным институтом в Германии, который назывался Баухаузом.
Впервые был выдвинут лозунг, что художественное конструи рование или, как тогда говорили, "производственное искусст во" должно повлиять на преобразование всей предметной среды.
Идейным вождем этого направления был В. В. Маяковский. Это движение было связано с становлением новой культуры,с тем духовным подъемом, который переживало молодое советское госу дарство. В.И.Ленин не раз интересовался работой нового учеб ного заведения, жизнью студентов, которые в самые трудные го ды голодные, плохо одетые, делали нужное для страны дело. Это
они в условиях |
голода и разрухи |
заботились |
о красоте |
жизни |
грядущих поколений. Выкраивая для себя из |
старых холстов не |
|||
уклюжие куртки |
и обертывая ноги |
газетной бумагой, чтобы |
не |
слетали с них старые галоши, они в проектах создавали образцы красивой и удобной одежды; деля на пятерых сухую селедку, они видели,воплощенными в жизнь,проекты новых благоустроенных жи
лых домов, |
институтов, рабочих |
клубов, заводов. |
|
|
В те |
годы особое место |
отводилось промышленному |
ис |
|
кусству. |
А.В.Луначарский говорил: |
"Если мы посмотрим |
самым |
|
широким образом на производственные |
задачи искусства, то |
пе |
ред чями вырисовываются бесконечные горизонты: строительство
новых каналов, разбивка парков и садов, устройство |
народных |
дворцов во .реем их внутреннем многозначительном |
великолепии, |
U
убранство клубов, обстановка жилищ, реформа и поднятие на выс шую ступень изящества и радости человеческой утвари, одежды и т.д.... В конечном счете, это - перестройка всей окружающей нас предметной среды" [52].
Луначарский считал, что промышленное искусство является одним из важнейших видов искусства. "Какова основная цель, которую поставил марксизм? - спрашивал Луначарский и отвечадНе только объяснить, но и переделать мир! Художественная про мышленность и есть один из способов переделки мира".
Под термином "художественная промышленность" в те годы понимали промышленное искусство. Что включает в себя художест венное производство, Луначарский определил следующим образом: "Прорезывание перешейков, изменяющих вид земного шара, стро
ительство городов... |
,все... |
,все вплоть до новых моделей |
стан |
ков включает в себе художественное производство" [52]. |
|
||
В 1921 году был организован Центральный институт |
труда |
||
(ЦИТ), где на научной основе изучался комплекс проблем, |
свя |
занных с трудовой деятельностью человека, начиная с элементар ных трудовых движений и кончая социальными и эстетическими ас пектами труда.
Основателем и директором этого института был А.К.Гастев - коммунист, общественный деятель и поэт. Он пользовался поддерж кой В.И.Ленина и не раз с ним консультировался. В.И.Ленин
распорядился финансировать 1ХИТ валютой, что в то время |
было |
явлением исключительным. |
|
В 1925 году молодая Советская Россия была участницей зна менитой Парижской выставки художественной промышленности, ко торая подвела первые итоги развития эстетики в промышленности послевоенной Европы.
|
Интересно, например, отметить, что американцы не прини |
|
мали |
участие в работе этой выставки, |
так как понятия не имели |
в то |
время об индустриальной культуре |
[27, 61]. |
Американские бизнесмены смогли послать на эту выставку своих специалистов со специальным заданием: перенять все, что можно для усовершенствования американского коммерческого ис кусства. Надо отдать должное американским специалистам - они переняли все, что можно было, и 1925 год положил начало раз витию дизайна в Америке.
15
В Московском высшем художественно-промышленном училище создана кафедра художественного конструирования. Она занима ется художественным конструированием интерьеров, жилых и про изводственных помещений, станков и промышленного оборудования. Кроме ВХПУ подготовку художников-конструкторов ведет Ле нинградское художественно-промышленное училище имени Мухиной, Харьковский художественно-промышленный институт, художествен ные институты Эстонии, художественные академии Латвии и Гру
зии, Киевский художественно-промышленный техникум и т.д.
В Москве с 1962 года работает ВН ЖГ Э с девятью филиалами по всей стране. Московский НИИ строительной физики занимается вопросами освещения промышленных зданий и световым режимом, Новосибирский электротехнический институт решает вопросы ху дожественного конструирования промышленного оборудования,
Ленинградский филиал научно-исследовательского института технической эстетики большое внимание уделяет вопросам цветоведения. Среди художественно-конструкторских работ этого инс титута - создание промышленных рентгеновских установок, про ект гидрогенераторов Ассуанской электростанции, проектирова ние электро- и радиотоваров.
Свердловский филиал БНИИТЭ проектирует изделия тяжелого машиностроения.
С 1963 года функционируют Киевский, Тбилисский, Ереван ский, Бакинский, Рижский, филиал ВНЖГЭ. В настоящее время одиннадцать ВУЗов страны ежегодно выпускают не менее пятисот высококвалифицированных специалистов.
Особое внимание заслуживает деятельность отделов и бюро технической эстетики на предприятия страны. Имеются бюро тех нической эстетики и на предприятиях города Тамбова. Во ВНИИРТМАше, на механическом заводе, Ревтруде”, на заводах "Комсомо лец" и "ПОЛИМЕРМАШ" такие бюро имеют большой опыт работы.Мно гие работы этих заводов награждены золотыми и серебрянными ме далями ВДНХ, а художественно-конструкторские проекты отвечают лучшим достижениям отечественной и зарубежной техники.
ВНИИТЭ с января 1964 года выпускает ежемесячно бюллетень "Техническая эстетика". Институт издает реферативную информа цию "Художественное конструирование в СССР". В этих журналах даются новейшие материалы по вопросам художественного констру ирования в Советском Союзе и за рубежом.
19
§3. Художественное конструирование в социалистических странах
Социалистические страны достигли больших успехов в худо жественном конструировании промышленных изделий и товаров на родного потребления.
В1966 году в Варшаве состоялась конференция представи телей организаций по технической эстетике социалистических стран, на которой намечен план конкретной работы по вопросам художественного конструирования [26, 3l],
Члены Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) продолжают совместную плодотворную работу, обсуждая вопросы качества про дукции, формирования ассортимента.
Постоянно в поле зрения следующие проблемы: порядок под готовки проектных заданий, методы художественного конструиро вания, прогнозирование потребительского спроса, воспитание вкусов потребителей, подготовка специалистов и другие вопросы, включая теорию и терминологию промышленного искусства, коорди нацию научно-исследовательских работ по технической эстетике.
Советские люди хорошо знают высококачественные.изделия Болгарии, Германской Демократической Республики, Польши, Венг рии, Чехословакии и других социалистических стран.
Встранах социализма художественное конструирование раз вивается на прочном научном фундаменте, на основе технической эстетики.
Именно поэтому в ряде социалистических стран головными организациями в области художественного конструирования стали научно-исследовательские институты и центры, которые наряду с экспериментально-проектной и научно-методической деятельностью занялись разработкой теоретических проблем.
Какие же важнейшие черты художественного конструирования социалистических стран? [31].
Во-первых, в основу развития художественного конструиро вания социалистических стран положена научная дисциплина -
техническая эстетика.
Во-вторых, наличие государственной системы художественно го конструирования, которую возглавляют советы по технической эстетике или другие государственные органы, координирующие деятельность в этой области межотраслевых или отраслевых орга низаций.
20
В-третьих, в социалистических странах наблвдается тесная связь художественного конструирования с государственной систе мой управления качеством промышленной продукции.
Требования технической эстетики являются неотъемлемой частью общих требований к качеству промышленных изделий и при нимаются во внимание на всех этапах его контроля. Они органи чески входят в государственную нормативно-техническую докумен тацию и в обязательном порядке учитываются в процессе констру ирования и проектирования промышленных изделий и их комплексов.
Без учета требований технической эстетики в большинстве социалистических стран немыслимы в настоящее время экспертиза качества промышленных изделий, его прогнозирование, оценка промышленной продукции, присуждение наград на выставках и яр марках.
Одним из путей развития художественного конструирования в социалистических странах является использование традиций прошлого.
Германская Демократическая Республика
1Д? имеет богатейшие традиции развития художественного конструирования.
Уже перед первой мировой войной в Германии был создан ху дожественно-промышленный союз "ВЕРКБУНД", объединивший усилия художников и промышленников, направленные на повышение каче ства продукции. ,
Вначале века Рихард Риммершмид разрабатывал образцы сто ловых приборов, фурнитуры и мебели для массового производства.
С 1907 года Петер Беренс занимался художественным конст руированием электрической продукции концерна АЭТ.
В1912 году художник Эрнст Нейман начал проектировать ав томобильные кузова, изучая одновременно проблемы аэродинамики., Вальтер Гропиус в' 1914 году выполнил художественно-конструк торский проект тепловоза.
Впериод между первой мировой войной и приходом к власти
фашизма Германия занимала по художественному конструированию ведущее положение в мире.
В 1919 г. в Веймаре был основан Баухауз - первое крупное объединение проектировщиков,архитекторов,инженеров,художников.
21