Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

та. Вопросы эстетического воспитания стали не менее важными, чем защита завоеваний революции от внешних и внутренних вра­ гов, чем восстановление народного хозяйства, разрушенного всйной,У*е в те годы появилась жизненная необходимость в специа- листах-художниках, работающих в области промышленности.

29 ноября 1920 г. В.И.Лениным был подписан Декрет Сове­ та народных комиссаров о создании Московских высших государ­ ственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Это

было высшее

учебное заведение, перед которым стояла

задача

подготовить

художников-мастеров высшей квалификации для

про­

мышленности.

 

 

Вся деятельность БХУТЕМАСа была подчинена комплексно м у подходу к проектированию предметной среды человека. Творчески ВХУТЕМАС был связан с подобным институтом в Германии, который назывался Баухаузом.

Впервые был выдвинут лозунг, что художественное конструи­ рование или, как тогда говорили, "производственное искусст­ во" должно повлиять на преобразование всей предметной среды.

Идейным вождем этого направления был В. В. Маяковский. Это движение было связано с становлением новой культуры,с тем духовным подъемом, который переживало молодое советское госу­ дарство. В.И.Ленин не раз интересовался работой нового учеб­ ного заведения, жизнью студентов, которые в самые трудные го­ ды голодные, плохо одетые, делали нужное для страны дело. Это

они в условиях

голода и разрухи

заботились

о красоте

жизни

грядущих поколений. Выкраивая для себя из

старых холстов не­

уклюжие куртки

и обертывая ноги

газетной бумагой, чтобы

не

слетали с них старые галоши, они в проектах создавали образцы красивой и удобной одежды; деля на пятерых сухую селедку, они видели,воплощенными в жизнь,проекты новых благоустроенных жи­

лых домов,

институтов, рабочих

клубов, заводов.

 

В те

годы особое место

отводилось промышленному

ис­

кусству.

А.В.Луначарский говорил:

"Если мы посмотрим

самым

широким образом на производственные

задачи искусства, то

пе­

ред чями вырисовываются бесконечные горизонты: строительство

новых каналов, разбивка парков и садов, устройство

народных

дворцов во .реем их внутреннем многозначительном

великолепии,

U


убранство клубов, обстановка жилищ, реформа и поднятие на выс­ шую ступень изящества и радости человеческой утвари, одежды и т.д.... В конечном счете, это - перестройка всей окружающей нас предметной среды" [52].

Луначарский считал, что промышленное искусство является одним из важнейших видов искусства. "Какова основная цель, которую поставил марксизм? - спрашивал Луначарский и отвечадНе только объяснить, но и переделать мир! Художественная про­ мышленность и есть один из способов переделки мира".

Под термином "художественная промышленность" в те годы понимали промышленное искусство. Что включает в себя художест­ венное производство, Луначарский определил следующим образом: "Прорезывание перешейков, изменяющих вид земного шара, стро­

ительство городов...

,все...

,все вплоть до новых моделей

стан­

ков включает в себе художественное производство" [52].

 

В 1921 году был организован Центральный институт

труда

(ЦИТ), где на научной основе изучался комплекс проблем,

свя­

занных с трудовой деятельностью человека, начиная с элементар­ ных трудовых движений и кончая социальными и эстетическими ас­ пектами труда.

Основателем и директором этого института был А.К.Гастев - коммунист, общественный деятель и поэт. Он пользовался поддерж­ кой В.И.Ленина и не раз с ним консультировался. В.И.Ленин

распорядился финансировать 1ХИТ валютой, что в то время

было

явлением исключительным.

 

В 1925 году молодая Советская Россия была участницей зна­ менитой Парижской выставки художественной промышленности, ко­ торая подвела первые итоги развития эстетики в промышленности послевоенной Европы.

 

Интересно, например, отметить, что американцы не прини­

мали

участие в работе этой выставки,

так как понятия не имели

в то

время об индустриальной культуре

[27, 61].

Американские бизнесмены смогли послать на эту выставку своих специалистов со специальным заданием: перенять все, что можно для усовершенствования американского коммерческого ис­ кусства. Надо отдать должное американским специалистам - они переняли все, что можно было, и 1925 год положил начало раз­ витию дизайна в Америке.

15


В Московском высшем художественно-промышленном училище создана кафедра художественного конструирования. Она занима­ ется художественным конструированием интерьеров, жилых и про­ изводственных помещений, станков и промышленного оборудования. Кроме ВХПУ подготовку художников-конструкторов ведет Ле­ нинградское художественно-промышленное училище имени Мухиной, Харьковский художественно-промышленный институт, художествен­ ные институты Эстонии, художественные академии Латвии и Гру­

зии, Киевский художественно-промышленный техникум и т.д.

В Москве с 1962 года работает ВН ЖГ Э с девятью филиалами по всей стране. Московский НИИ строительной физики занимается вопросами освещения промышленных зданий и световым режимом, Новосибирский электротехнический институт решает вопросы ху­ дожественного конструирования промышленного оборудования,

Ленинградский филиал научно-исследовательского института технической эстетики большое внимание уделяет вопросам цветоведения. Среди художественно-конструкторских работ этого инс­ титута - создание промышленных рентгеновских установок, про­ ект гидрогенераторов Ассуанской электростанции, проектирова­ ние электро- и радиотоваров.

Свердловский филиал БНИИТЭ проектирует изделия тяжелого машиностроения.

С 1963 года функционируют Киевский, Тбилисский, Ереван­ ский, Бакинский, Рижский, филиал ВНЖГЭ. В настоящее время одиннадцать ВУЗов страны ежегодно выпускают не менее пятисот высококвалифицированных специалистов.

Особое внимание заслуживает деятельность отделов и бюро технической эстетики на предприятия страны. Имеются бюро тех­ нической эстетики и на предприятиях города Тамбова. Во ВНИИРТМАше, на механическом заводе, Ревтруде”, на заводах "Комсомо­ лец" и "ПОЛИМЕРМАШ" такие бюро имеют большой опыт работы.Мно­ гие работы этих заводов награждены золотыми и серебрянными ме­ далями ВДНХ, а художественно-конструкторские проекты отвечают лучшим достижениям отечественной и зарубежной техники.

ВНИИТЭ с января 1964 года выпускает ежемесячно бюллетень "Техническая эстетика". Институт издает реферативную информа­ цию "Художественное конструирование в СССР". В этих журналах даются новейшие материалы по вопросам художественного констру­ ирования в Советском Союзе и за рубежом.

19



§3. Художественное конструирование в социалистических странах

Социалистические страны достигли больших успехов в худо­ жественном конструировании промышленных изделий и товаров на­ родного потребления.

В1966 году в Варшаве состоялась конференция представи­ телей организаций по технической эстетике социалистических стран, на которой намечен план конкретной работы по вопросам художественного конструирования [26, 3l],

Члены Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) продолжают совместную плодотворную работу, обсуждая вопросы качества про­ дукции, формирования ассортимента.

Постоянно в поле зрения следующие проблемы: порядок под­ готовки проектных заданий, методы художественного конструиро­ вания, прогнозирование потребительского спроса, воспитание вкусов потребителей, подготовка специалистов и другие вопросы, включая теорию и терминологию промышленного искусства, коорди­ нацию научно-исследовательских работ по технической эстетике.

Советские люди хорошо знают высококачественные.изделия Болгарии, Германской Демократической Республики, Польши, Венг­ рии, Чехословакии и других социалистических стран.

Встранах социализма художественное конструирование раз­ вивается на прочном научном фундаменте, на основе технической эстетики.

Именно поэтому в ряде социалистических стран головными организациями в области художественного конструирования стали научно-исследовательские институты и центры, которые наряду с экспериментально-проектной и научно-методической деятельностью занялись разработкой теоретических проблем.

Какие же важнейшие черты художественного конструирования социалистических стран? [31].

Во-первых, в основу развития художественного конструиро­ вания социалистических стран положена научная дисциплина -

техническая эстетика.

Во-вторых, наличие государственной системы художественно­ го конструирования, которую возглавляют советы по технической эстетике или другие государственные органы, координирующие деятельность в этой области межотраслевых или отраслевых орга­ низаций.

20

В-третьих, в социалистических странах наблвдается тесная связь художественного конструирования с государственной систе­ мой управления качеством промышленной продукции.

Требования технической эстетики являются неотъемлемой частью общих требований к качеству промышленных изделий и при­ нимаются во внимание на всех этапах его контроля. Они органи­ чески входят в государственную нормативно-техническую докумен­ тацию и в обязательном порядке учитываются в процессе констру­ ирования и проектирования промышленных изделий и их комплексов.

Без учета требований технической эстетики в большинстве социалистических стран немыслимы в настоящее время экспертиза качества промышленных изделий, его прогнозирование, оценка промышленной продукции, присуждение наград на выставках и яр­ марках.

Одним из путей развития художественного конструирования в социалистических странах является использование традиций прошлого.

Германская Демократическая Республика

1Д? имеет богатейшие традиции развития художественного конструирования.

Уже перед первой мировой войной в Германии был создан ху­ дожественно-промышленный союз "ВЕРКБУНД", объединивший усилия художников и промышленников, направленные на повышение каче­ ства продукции. ,

Вначале века Рихард Риммершмид разрабатывал образцы сто­ ловых приборов, фурнитуры и мебели для массового производства.

С 1907 года Петер Беренс занимался художественным конст­ руированием электрической продукции концерна АЭТ.

В1912 году художник Эрнст Нейман начал проектировать ав­ томобильные кузова, изучая одновременно проблемы аэродинамики., Вальтер Гропиус в' 1914 году выполнил художественно-конструк­ торский проект тепловоза.

Впериод между первой мировой войной и приходом к власти

фашизма Германия занимала по художественному конструированию ведущее положение в мире.

В 1919 г. в Веймаре был основан Баухауз - первое крупное объединение проектировщиков,архитекторов,инженеров,художников.

21