Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируются применяемые в прототипе материалы с точки

зрения замены их более легкими и прочными.

 

При изучении

системы управления, регулирования и конт­

роля определяется удобство

расположения рукояток,

рычагов,

читаемость цифр на

щитах и

приборах.

 

Возможно, что

в результате исследования станет

очевид­

ным полное несоответствие прототипа основной тенденции раз­ вития. Тогда может появиться целесообразность модернизировать прототип. Л&вают случаи необходимости отказаться от прототи­ па и вести разработку нового изделия.

Художник-конструктор должен знать и учитывать техничес­ кие и технологические возможности предприятия. Технико-тех­ нологические возможности производства наряду с социальноэкономическими факторами составляют для художника-конструд- тора естественную систему ограничений. Уже на стадии иссле­ дования с помощью художника-конструктора формируются необхо­ димые требования, связанные с функционированием изделия.

§3. Предпроектный анализ исходной ситуации и разработка художественно-конструкторского предложения

Получив техническое задание, художник-конструктор начи­ нает разрабатывать предварительные художественно-конструктор­ ские предложения. Появляются варианты художественно-конструк­ торской идеи изделия, варианты компоновки [32].

Это большой творческий процесс, связанный с кропотливой аналитической работой. Приходится преодолевать психологичес­ кую инерцию - предрасположение к какому-либо конкретному ме­ тоду при решении задачи. На этой стадии проектирования по мнению многих специалистов применяется "метод мозговой атаки" или "метод мозгового штурма". Он основывается на правилах:

никакой критики, чем больше идей, тем лучше. Большой творчес­ кий коллектив высказвает мысли без стеснения, т.е. проектиро­

вание начинается с совместного совещания всех лиц,

имеющих

отношение к изделию, проектируемого типа.

 

При проектировании

используется инверсия. Этот метод

требует-сознательного преодоления психологической

инерции,

отказа от прежних взглядов на задачу,

образно говоря, "вывора­

чивают" изучаемый предмет

наизнанку,

ставят его вверх дном.

139



Возможность привлечения для эскизирования нескольких художников-конструкторов увеличивает число творческих находок.

Выбор эскизных вариантов должен происходить по моделям или макетам проектируемого изделия, которые прошли наиболее эффективную проверку.

Итогом эскизного проекта являются следующие документы:

1.Краткое описание, содержащее суть художественно-конс­ трукторского предложения с техническим обоснованием и харак­ теристиками тенденций развития формы данного изделия.

2.Перечень использованного информационного и научного материала советского и зарубежного (журналы, проспекты, науч­ ные труды и т.д.), фотографии аналогов и прототипов.

3.Макеты'и модели, выполненные на стадии разработки ху­ дожественно-конструкторских эскиз ов.

4.Схемы эргономических обоснований, цветосхемы .

5.Компоновочные схемы, рисунки, ортогональные и перспек­ тивные изображения.

§5. Художественно-конструкторский проект и рабочее проектирование

Выбранный вариант художественно-конструкторского предло­ жения углубленно прорабатывается в техническом отношении. Пца-

тельно проверяется осуществимо ли принятое решение,

 

 

целесообразны ли

конструктивные узлы, экономичен ли

процесс

сборки изделия,

может ли завод-изготовитель

освоить

изделие

без особых издержек.

 

Основное место на

этом этапе занимает объемное

проекти­

рование. Дается схема окраски будущего изделия, рекомендации по применению отделочных материалов, так как от этого зависит качество художественно-конструкторской разработки (рис.85).

Для большинства видов изделий, предназначенных для серий­ ного производства, изготавливается эталон внешнего вида - точ­ ный макет изделия с решением внутренних и внешних пространств.

Варианты покраски выполняются графически. Описание эта­ лона внешнего вида должно содержать точные сведения о приме­ няемых материалах и их обработке, о цвете, фактуре, покрытиях, лаках, эмалях, пластмассовых напылениях и т.д. с указанием ГОСТов, марок и эталонов выкрасок.

142


На этой стадии по рабочим чертежам изготовляется опыт­ ный образец нового изделия [бО]. Опытный образец выполняет­ ся из материалов, предполагаемых для массового производства, только в менее ответственных элементах материал по условиям технологии можно заменить.

Работу опытного образца проверяют в реальных условиях. Эта проверка может вызвать необходимость некоторых дополни­ тельных корректировок проекта при выпуске установочной пар­ тии.

Необходимой частью процесса создания нового изделия яв­ ляется авторский контроль за реализацией проекта.

Какие же задачи необходимо решать инженеру-конструктору

всовместной работе с художником-конструктором?

I. Основной задачей является работа по созданию новых промышленных изделий методом художественного конструирования.

2.Изучение декоративных качеств конструкционных и отдель­ ных материалов и разработка требований к декоративным свойст­ вам новых материалов.

3.Постоянное наблюдение за номенклатурой выпускаешх изделий, подготовка предложений о снятии с производства про­ дукции не отвечающей современным эстетическим требованиям и подготовка предложений расширения изменения ассортимента на базе изучения спроса.

4.

Разработка новых

вариантов целости ого решения совре­

менного

интерьера.

 

5.

Разработка ряда научно-исследовательских тем, обес­

печивающих решение новых

современных технических задач.

145

УКАЗАНИЯ

студентам-заочникам для выполнения контрольной работы по курсу "Основы художественного конструирования"

Студентам-заочникам предстоит написать одну контрольную работу по курсу "Основы художественного конструирования".

Следует произвести анализ любого промышленного изделия

(станка, установки, промышленного

оборудования и т.д.)

в

соответствии со спецификой работы

студента.

 

Анализ выбранного изделия проводится с учетом требований эргономики к проектированию промышленных изделий и оценки внеш­ него вида изделия.

Контрольную работу необходимо сопроводить эскизными ри­ сунками, помогающими понять достоинства и недостатки промыш­ ленного изделия.

Для облегчения работы над контрольным заданием нами сос­ тавлен перечень вопросов.

ВОПРОСЫ ПО ЭРГОНОМИКЕ

I. Удобно ли сконструировано рабочее место оператора:

а) находятся ли органы управления в поле зрения опера­ тора;

б) может ли оператор сидеть; в) можно ли работать двумя руками; г) есть ли опора для рук;

д) ралоложены ли органы управления в оптимальной зоне, в пределах зоны досягаемости зли га ее пределами.

146


2.Правильно ли распределены органы управления для ма­ нипулирования?

3.Не приходится ли оператору чрезмерно напрягаться, манипулируя маховичками, рычагами, открывая и закрывая кра­ ны, вентили, задвижки, заслонки?

4.Соответствуют ли требованиям хиротехники формы руко­ яток и других захватываемых частей органов управления?

5. Различимы ли индикаторы и сигнализаторы? Хорошо ли сгруппированы? Нет ли зрительного искажения при считывании показателей?

6. Различаются ли органы управления по цвету? Правильно ли подобран цветовой контраст между панелью и индикаторами?

7.

Хорошо ли освещены шкалы? Сведен ли к минимуму

па­

раллакс

при конструировании стрелок?

 

8.

Какие условия созданы для применения,механизации

а

автоматизации?

ОЦЕНКА. ВНЕШНЕГО ВОДА

1.Правильно ли найден композиционный центр промышленно­ го изделия?

2.Соответствует ли форма изделия его назначению?

3.Правильно ли использованы конструктивные свойства ма­ териалов при организации основных элементов изделия и органов его управления?

4. Как сказывается унификация размеров и параметров на соразмерность частей и целого промышленного изделия? Позво­ ляет ли унификация гармонически вписать его в окружающую сре­ ду?

5. Насколько выразителен пропорциональный строй изделия

при визуальной оценке?

 

6. Обеспечено ли' масштабное, соответствие изделия,

его

элементов человеку?

 

7. Достигнута ли масштабная соразмерность изделия

с ин­

терьером?

8. Насколько гармонично общее цветовое решение промыш­ ленного изделия?

147