Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Анализируются применяемые в прототипе материалы с точки
зрения замены их более легкими и прочными. |
|
||
При изучении |
системы управления, регулирования и конт |
||
роля определяется удобство |
расположения рукояток, |
рычагов, |
|
читаемость цифр на |
щитах и |
приборах. |
|
Возможно, что |
в результате исследования станет |
очевид |
ным полное несоответствие прототипа основной тенденции раз вития. Тогда может появиться целесообразность модернизировать прототип. Л&вают случаи необходимости отказаться от прототи па и вести разработку нового изделия.
Художник-конструктор должен знать и учитывать техничес кие и технологические возможности предприятия. Технико-тех нологические возможности производства наряду с социальноэкономическими факторами составляют для художника-конструд- тора естественную систему ограничений. Уже на стадии иссле дования с помощью художника-конструктора формируются необхо димые требования, связанные с функционированием изделия.
§3. Предпроектный анализ исходной ситуации и разработка художественно-конструкторского предложения
Получив техническое задание, художник-конструктор начи нает разрабатывать предварительные художественно-конструктор ские предложения. Появляются варианты художественно-конструк торской идеи изделия, варианты компоновки [32].
Это большой творческий процесс, связанный с кропотливой аналитической работой. Приходится преодолевать психологичес кую инерцию - предрасположение к какому-либо конкретному ме тоду при решении задачи. На этой стадии проектирования по мнению многих специалистов применяется "метод мозговой атаки" или "метод мозгового штурма". Он основывается на правилах:
никакой критики, чем больше идей, тем лучше. Большой творчес кий коллектив высказвает мысли без стеснения, т.е. проектиро
вание начинается с совместного совещания всех лиц, |
имеющих |
||
отношение к изделию, проектируемого типа. |
|
||
При проектировании |
используется инверсия. Этот метод |
||
требует-сознательного преодоления психологической |
инерции, |
||
отказа от прежних взглядов на задачу, |
образно говоря, "вывора |
||
чивают" изучаемый предмет |
наизнанку, |
ставят его вверх дном. |
139
Возможность привлечения для эскизирования нескольких художников-конструкторов увеличивает число творческих находок.
Выбор эскизных вариантов должен происходить по моделям или макетам проектируемого изделия, которые прошли наиболее эффективную проверку.
Итогом эскизного проекта являются следующие документы:
1.Краткое описание, содержащее суть художественно-конс трукторского предложения с техническим обоснованием и харак теристиками тенденций развития формы данного изделия.
2.Перечень использованного информационного и научного материала советского и зарубежного (журналы, проспекты, науч ные труды и т.д.), фотографии аналогов и прототипов.
3.Макеты'и модели, выполненные на стадии разработки ху дожественно-конструкторских эскиз ов.
4.Схемы эргономических обоснований, цветосхемы .
5.Компоновочные схемы, рисунки, ортогональные и перспек тивные изображения.
§5. Художественно-конструкторский проект и рабочее проектирование
Выбранный вариант художественно-конструкторского предло жения углубленно прорабатывается в техническом отношении. Пца-
тельно проверяется осуществимо ли принятое решение, |
|
||
|
целесообразны ли |
конструктивные узлы, экономичен ли |
|
процесс |
сборки изделия, |
может ли завод-изготовитель |
освоить |
изделие |
без особых издержек. |
|
|
Основное место на |
этом этапе занимает объемное |
проекти |
рование. Дается схема окраски будущего изделия, рекомендации по применению отделочных материалов, так как от этого зависит качество художественно-конструкторской разработки (рис.85).
Для большинства видов изделий, предназначенных для серий ного производства, изготавливается эталон внешнего вида - точ ный макет изделия с решением внутренних и внешних пространств.
Варианты покраски выполняются графически. Описание эта лона внешнего вида должно содержать точные сведения о приме няемых материалах и их обработке, о цвете, фактуре, покрытиях, лаках, эмалях, пластмассовых напылениях и т.д. с указанием ГОСТов, марок и эталонов выкрасок.
142
На этой стадии по рабочим чертежам изготовляется опыт ный образец нового изделия [бО]. Опытный образец выполняет ся из материалов, предполагаемых для массового производства, только в менее ответственных элементах материал по условиям технологии можно заменить.
Работу опытного образца проверяют в реальных условиях. Эта проверка может вызвать необходимость некоторых дополни тельных корректировок проекта при выпуске установочной пар тии.
Необходимой частью процесса создания нового изделия яв ляется авторский контроль за реализацией проекта.
Какие же задачи необходимо решать инженеру-конструктору
всовместной работе с художником-конструктором?
I. Основной задачей является работа по созданию новых промышленных изделий методом художественного конструирования.
2.Изучение декоративных качеств конструкционных и отдель ных материалов и разработка требований к декоративным свойст вам новых материалов.
3.Постоянное наблюдение за номенклатурой выпускаешх изделий, подготовка предложений о снятии с производства про дукции не отвечающей современным эстетическим требованиям и подготовка предложений расширения изменения ассортимента на базе изучения спроса.
4. |
Разработка новых |
вариантов целости ого решения совре |
менного |
интерьера. |
|
5. |
Разработка ряда научно-исследовательских тем, обес |
|
печивающих решение новых |
современных технических задач. |
145
УКАЗАНИЯ
студентам-заочникам для выполнения контрольной работы по курсу "Основы художественного конструирования"
Студентам-заочникам предстоит написать одну контрольную работу по курсу "Основы художественного конструирования".
Следует произвести анализ любого промышленного изделия
(станка, установки, промышленного |
оборудования и т.д.) |
в |
соответствии со спецификой работы |
студента. |
|
Анализ выбранного изделия проводится с учетом требований эргономики к проектированию промышленных изделий и оценки внеш него вида изделия.
Контрольную работу необходимо сопроводить эскизными ри сунками, помогающими понять достоинства и недостатки промыш ленного изделия.
Для облегчения работы над контрольным заданием нами сос тавлен перечень вопросов.
ВОПРОСЫ ПО ЭРГОНОМИКЕ
I. Удобно ли сконструировано рабочее место оператора:
а) находятся ли органы управления в поле зрения опера тора;
б) может ли оператор сидеть; в) можно ли работать двумя руками; г) есть ли опора для рук;
д) ралоложены ли органы управления в оптимальной зоне, в пределах зоны досягаемости зли га ее пределами.
146
2.Правильно ли распределены органы управления для ма нипулирования?
3.Не приходится ли оператору чрезмерно напрягаться, манипулируя маховичками, рычагами, открывая и закрывая кра ны, вентили, задвижки, заслонки?
4.Соответствуют ли требованиям хиротехники формы руко яток и других захватываемых частей органов управления?
5. Различимы ли индикаторы и сигнализаторы? Хорошо ли сгруппированы? Нет ли зрительного искажения при считывании показателей?
6. Различаются ли органы управления по цвету? Правильно ли подобран цветовой контраст между панелью и индикаторами?
7. |
Хорошо ли освещены шкалы? Сведен ли к минимуму |
па |
раллакс |
при конструировании стрелок? |
|
8. |
Какие условия созданы для применения,механизации |
а |
автоматизации?
ОЦЕНКА. ВНЕШНЕГО ВОДА
1.Правильно ли найден композиционный центр промышленно го изделия?
2.Соответствует ли форма изделия его назначению?
3.Правильно ли использованы конструктивные свойства ма териалов при организации основных элементов изделия и органов его управления?
4. Как сказывается унификация размеров и параметров на соразмерность частей и целого промышленного изделия? Позво ляет ли унификация гармонически вписать его в окружающую сре ду?
5. Насколько выразителен пропорциональный строй изделия
при визуальной оценке? |
|
6. Обеспечено ли' масштабное, соответствие изделия, |
его |
элементов человеку? |
|
7. Достигнута ли масштабная соразмерность изделия |
с ин |
терьером?
8. Насколько гармонично общее цветовое решение промыш ленного изделия?
147