Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
3. Соответствие формы функциональному назначению.
Любое изделие призвано выполнять свои определенные функ ции. Если на стуле нельзя сидеть, значит это не стул. Нельзя хорошим считать станок, если он малопроизводителен, неудобен в эксплуатации.
Это требование подразумевает учет социальной целесообраз ности изделий данной функции.
4.Зависимость формы от окружающей среды. Стремятся к, стилистической и пластической однородности форм, к наименьше му разнообразию размеров, к максимальной простоте и надежнос ти определенной формы.
5.Масштабность изделия - соразмерность целого изделия и его частей, соответствие его размеров человеку.
Большие промышленные изделия решаются во "взрослых" про порциях, маленькие - в "детских'.'
6.Выбор простых геометрических форм деталей, а также рациональный выбор рода и форм заготовок, обеспечивающих эко номичное изготовление деталей по типовым технологическим про цессам, наиболее совершенными методами. Особое внимание долж но быть уделено технологичности формы, т.е. возможности изго товления отдельных деталей изделия на современном оборудова нии с минимальными затратами.
При выборе форм надо учитывать процесс окончательной от делки изделия. Не следует применять детали сложной конфигура ции, надо избегать излишнего наружного "оребрения", загромож дения поверхностей изделия фланцами, выступающими частями.
7.Рациональный и обоснованный выбор баз, правильная простановка размеров и рациональное установление точности из готовления шероховатости поверхностей, обеспечивающее точность изготовления деталей и сборки узлов.
Изделие должно удовлетворять всем требованиям техничес ких условий эксплуатации, учитывается экономичность и целесо образность изделия, а также технологические требования к ма териалам, из которых оно изготовляется.
8.Рациональный выбор номенклатуры марок материалов и за
готовок будущего изделия.
Если материалы выбраны неправильно, то приходится при бегать к дополнительным конструктивным средствам, например, к
8
дополнительным ребрам жесткости, утолщению стенок, а это уху дшает внешний вид изделия, увеличивает трудоемкость.
Применение современных материалов, особенно разнообраз ных синтетических отделочных материалов, способствует созда нию высококачественных изделий.
9. Рациональное разделение изделия на самостоятельные уз лы (составные сборочные единицы), обеспечивающие возможность параллельной, независимой сборки, удобство монтажа и регули рования.
10.Возможность применения производительных и экономич ных методов сборки отдельных узлов и изделия в целом.
11.Большое значение приобретают вопросы стандартизации
иунификации узлов и деталей. Использование стандартных и нор мализованных агрегатов и узлов позволяет обеспечить взаимоза меняемость узлов и деталей, сократить сроки и трудоемкость ос воения новых изделий, многократно использовать технологичес кую оснастку, увеличить долговечность изделия, применить уже испытанные в эксплуатации конструкции, специализировать заво ды. Одно из актуальных направлений стандартизации - унифика ция и агрегатирование.
12.При проектировании промышленных изделий нужно учиты вать и такой фактор, как фактор "морального старения" конст рукции изделий.
Конструкции изделий беспрерывно совершенствуются: созда ются новые, старые выходят из употребления. Поэтому надо раз рабатывать конструкции1с закладкой в проект определенного за
паса совершенства и новизны решений для того, чтобы изделия были перспективными и отвечали требованиям не только сегодня шнего, но и завтрашнего дня. Учитывается срок использования изделий (длительный или кратковременный).
13. Учет "человеческогб' фактора. Чтобы создать удобные в работе и быту изделия, надо знать психофизиологические особен ности человека и только с учетом этих особенностей разработать конструкцию изделия.
Человек - изделие и производственная среда при проектиро вании рассматриваются как единая система.
Изделие можно считать оптимальным, если его технические параметры и конструкция соответствуют психофизиологическим все-
9
можностям человека. При этом следует учитывать закономернос ти зрительного восприятия человека, антропометрические данные, моторику человека.
Высокопроизводительный труд человека в большой степени зависит от условий работы, от воздействия на него окружающей среды.
Различаются четыре типа условий: невыносимые, некомфорта бельные, комфортабельные и высший комфорт.
14. Условия, обеспечивающие безопасность труда, снижение утомляемости. Это достигается максимальной механизацией,удач
ной компоновкой отдельных узлов, рациональным |
расположением |
||
органов управления, обеспечиванием малых усилий на |
|
органах |
|
управления, легкодоступностью деталей и отдельных |
механизмов |
||
при отладке и замене их, снижением до минимума шума, |
рацио |
||
нальным освещением, обеспечиванием работы сидя, |
|
выполнением |
|
всех требований техники безопасности. |
|
|
|
Машину нельзя считать совершенной, если она не |
отгечает |
||
перечисленным требованиям. |
|
|
|
15. Выбор цвета, окраски и отделки изделия - |
важный этап |
проектирования. При выборе цвета учитывают психофизиологичес кое воздействие цвета на организм человека. Особое внимание необходимо обратить на функциональную сторону цвета и на цвет окружающей среды, взаимосвязь окраски, отделки и формы изде лия, масштаб изделия, цветопередачу.
16. Особенностью комплексного проектирования является не
графический, |
а |
пластический поиск объемной формы при помощи |
||
вариантного |
моделирования на |
основе принятой |
принципиальной |
|
конструктивной |
схемы изделия |
[29]. |
|
Окончательную отработку формы изделия целесообразно про изводить на объемном макете. Желательно, чтобы модель была в натуральную величину. Если это невозможно, то модель делают в масштабе. Для выявления оптимальной формы модель во всех ра курсах снимают на кино и фотопленку. Потом уже на опытном об
разце дорабатывают форму, |
создавая эталон внешнего вида |
для |
массового выпуска изделий или для экспериментальной серии. |
|
|
17. Масштаб выпуска и |
тип производства (единичное, |
се |
рийное, крупносерийное, массовое) и специфика намечаемого за- вода-изготовителя с тем, чтобы конструкции отдельных деталей
10
и узлов изделия позволили рационально организовать производ ство.
18. Условия эксплуатации изделия и связанные с этим |
ра |
боты (чистка, хранение, пользование в необычных условиях |
и |
агрессивных средах, заправка, смазка, ремонт, удобство транс
портировки, упаковки и т.д.). |
|
19. Конкретный адрес (для кого предназначено |
изделие, |
особенности социальной психологии данного слоя потребителей). 20. Социальные особенности применения изделия (в индиви
дуальном или общественном пользовании, на производстве, |
во |
|
время отдыха, на транспорте). |
|
|
21. Данные научного прогнозирования развития |
предметной |
|
среды в ближайше и более отдаленные перспективы, |
а также ана |
лизируются тенденции в совершенствовании промышленных форм.
Перечисленные требования технической эстетики к проекти рованию промышленных изделий показывают, что техническая эс тетика, как наука, лежит на стыке философии, психологии, со циологии, антропологии и других наук.
Об этом |
свидетельствует и второе направление технической |
эстетики - эстетизация рабочего места. |
|
Вопросы |
эстетики в рабочем процессе и на рабочем месте |
включают в себя следующее:
а) архитектуру технического оборудования, целью которой явля ется художественное решение форм станков и оборудования;
б) эстетическую калоризацию, полем деятельности которой явля ется цвет, окраска окружающей среды;
в) эстетическую фотонизацию, занимающуюся проблемами освеще ния, в совокупности с остальными факторами, действующими в данной среде;
г) эстетическую акустику, занимающуюся эстетикой звуков и му зыкальными элементами рабочей среды.
Вы в о д ы
1.Художественное конструирование - составная часть ком плексного проектирования.
2.Оно неразрывно связано с научным прогнозированием, с анализом тенденций и возможностей в промышленном производстве.
II
3. |
Художественное конструирование |
- неотъемлемая часть |
научной |
организации труда. |
|
4. |
Главная задача художественного |
конструирования - спо |
собствовать созданию высококачественной промышленной продук—
ции.
12
Г л а в а П
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
ВСССР И ЗА РУБЕЖОМ
§1. Становление художественного конструирования в советской России в 20-е годы
20-е годы. Молодая Советская республика одержала победу над объединенными силами международного империализма и внут ренней контрреволюцией. Это один из труднейших этапов в рево- люционно-преобразующей деятельности партии и советского наро да, главным итогом которого явилось построение социализма в
СССР, первого в мщюв ой истории социалистического общества.
В 1920 году в Россию приехал выдающийся |
английский |
пи |
|
сатель-фантаст Герберт Уэллс. Итогом его поездки в |
Россию |
||
явилась,вышедшая в 1921 году, книга "Россия во мгле". |
Ее |
ав |
|
тор, увидя в России голод, холод, разруху, не смог |
предста |
||
вить себе, как можно России из этого выйти, а |
В.И.Ленин |
не |
только был уверен, что в России возможно построение социализ ма, но и практически, вскрыв закономерности и главные черты переходного периода от капитализма к социализму, разработал план построения социализма в России, предусматривающий социа листическую индустриализацию страны, коллективизацию сельско го хозяйства и культурную революцию.
Впервые в мировой истории наша страна осуществила соци альные преобразования по научно-обоснованной программе.Разви тие промышленности социалистического общества требовало науч ного подхода,научной организации труда,научной перестройки cfa-
13