Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Соответствие формы функциональному назначению.

Любое изделие призвано выполнять свои определенные функ­ ции. Если на стуле нельзя сидеть, значит это не стул. Нельзя хорошим считать станок, если он малопроизводителен, неудобен в эксплуатации.

Это требование подразумевает учет социальной целесообраз­ ности изделий данной функции.

4.Зависимость формы от окружающей среды. Стремятся к, стилистической и пластической однородности форм, к наименьше­ му разнообразию размеров, к максимальной простоте и надежнос­ ти определенной формы.

5.Масштабность изделия - соразмерность целого изделия и его частей, соответствие его размеров человеку.

Большие промышленные изделия решаются во "взрослых" про­ порциях, маленькие - в "детских'.'

6.Выбор простых геометрических форм деталей, а также рациональный выбор рода и форм заготовок, обеспечивающих эко­ номичное изготовление деталей по типовым технологическим про­ цессам, наиболее совершенными методами. Особое внимание долж­ но быть уделено технологичности формы, т.е. возможности изго­ товления отдельных деталей изделия на современном оборудова­ нии с минимальными затратами.

При выборе форм надо учитывать процесс окончательной от­ делки изделия. Не следует применять детали сложной конфигура­ ции, надо избегать излишнего наружного "оребрения", загромож­ дения поверхностей изделия фланцами, выступающими частями.

7.Рациональный и обоснованный выбор баз, правильная простановка размеров и рациональное установление точности из­ готовления шероховатости поверхностей, обеспечивающее точность изготовления деталей и сборки узлов.

Изделие должно удовлетворять всем требованиям техничес­ ких условий эксплуатации, учитывается экономичность и целесо­ образность изделия, а также технологические требования к ма­ териалам, из которых оно изготовляется.

8.Рациональный выбор номенклатуры марок материалов и за­

готовок будущего изделия.

Если материалы выбраны неправильно, то приходится при­ бегать к дополнительным конструктивным средствам, например, к

8

дополнительным ребрам жесткости, утолщению стенок, а это уху­ дшает внешний вид изделия, увеличивает трудоемкость.

Применение современных материалов, особенно разнообраз­ ных синтетических отделочных материалов, способствует созда­ нию высококачественных изделий.

9. Рациональное разделение изделия на самостоятельные уз­ лы (составные сборочные единицы), обеспечивающие возможность параллельной, независимой сборки, удобство монтажа и регули­ рования.

10.Возможность применения производительных и экономич­ ных методов сборки отдельных узлов и изделия в целом.

11.Большое значение приобретают вопросы стандартизации

иунификации узлов и деталей. Использование стандартных и нор­ мализованных агрегатов и узлов позволяет обеспечить взаимоза­ меняемость узлов и деталей, сократить сроки и трудоемкость ос­ воения новых изделий, многократно использовать технологичес­ кую оснастку, увеличить долговечность изделия, применить уже испытанные в эксплуатации конструкции, специализировать заво­ ды. Одно из актуальных направлений стандартизации - унифика­ ция и агрегатирование.

12.При проектировании промышленных изделий нужно учиты­ вать и такой фактор, как фактор "морального старения" конст­ рукции изделий.

Конструкции изделий беспрерывно совершенствуются: созда­ ются новые, старые выходят из употребления. Поэтому надо раз­ рабатывать конструкции1с закладкой в проект определенного за­

паса совершенства и новизны решений для того, чтобы изделия были перспективными и отвечали требованиям не только сегодня­ шнего, но и завтрашнего дня. Учитывается срок использования изделий (длительный или кратковременный).

13. Учет "человеческогб' фактора. Чтобы создать удобные в работе и быту изделия, надо знать психофизиологические особен­ ности человека и только с учетом этих особенностей разработать конструкцию изделия.

Человек - изделие и производственная среда при проектиро­ вании рассматриваются как единая система.

Изделие можно считать оптимальным, если его технические параметры и конструкция соответствуют психофизиологическим все-

9



можностям человека. При этом следует учитывать закономернос­ ти зрительного восприятия человека, антропометрические данные, моторику человека.

Высокопроизводительный труд человека в большой степени зависит от условий работы, от воздействия на него окружающей среды.

Различаются четыре типа условий: невыносимые, некомфорта­ бельные, комфортабельные и высший комфорт.

14. Условия, обеспечивающие безопасность труда, снижение утомляемости. Это достигается максимальной механизацией,удач­

ной компоновкой отдельных узлов, рациональным

расположением

органов управления, обеспечиванием малых усилий на

 

органах

управления, легкодоступностью деталей и отдельных

механизмов

при отладке и замене их, снижением до минимума шума,

рацио­

нальным освещением, обеспечиванием работы сидя,

 

выполнением

всех требований техники безопасности.

 

 

 

Машину нельзя считать совершенной, если она не

отгечает

перечисленным требованиям.

 

 

 

15. Выбор цвета, окраски и отделки изделия -

важный этап

проектирования. При выборе цвета учитывают психофизиологичес­ кое воздействие цвета на организм человека. Особое внимание необходимо обратить на функциональную сторону цвета и на цвет окружающей среды, взаимосвязь окраски, отделки и формы изде­ лия, масштаб изделия, цветопередачу.

16. Особенностью комплексного проектирования является не

графический,

а

пластический поиск объемной формы при помощи

вариантного

моделирования на

основе принятой

принципиальной

конструктивной

схемы изделия

[29].

 

Окончательную отработку формы изделия целесообразно про­ изводить на объемном макете. Желательно, чтобы модель была в натуральную величину. Если это невозможно, то модель делают в масштабе. Для выявления оптимальной формы модель во всех ра­ курсах снимают на кино и фотопленку. Потом уже на опытном об­

разце дорабатывают форму,

создавая эталон внешнего вида

для

массового выпуска изделий или для экспериментальной серии.

 

17. Масштаб выпуска и

тип производства (единичное,

се­

рийное, крупносерийное, массовое) и специфика намечаемого за- вода-изготовителя с тем, чтобы конструкции отдельных деталей

10


и узлов изделия позволили рационально организовать производ­ ство.

18. Условия эксплуатации изделия и связанные с этим

ра­

боты (чистка, хранение, пользование в необычных условиях

и

агрессивных средах, заправка, смазка, ремонт, удобство транс­

портировки, упаковки и т.д.).

 

19. Конкретный адрес (для кого предназначено

изделие,

особенности социальной психологии данного слоя потребителей). 20. Социальные особенности применения изделия (в индиви­

дуальном или общественном пользовании, на производстве,

во

время отдыха, на транспорте).

 

 

21. Данные научного прогнозирования развития

предметной

среды в ближайше и более отдаленные перспективы,

а также ана­

лизируются тенденции в совершенствовании промышленных форм.

Перечисленные требования технической эстетики к проекти­ рованию промышленных изделий показывают, что техническая эс­ тетика, как наука, лежит на стыке философии, психологии, со­ циологии, антропологии и других наук.

Об этом

свидетельствует и второе направление технической

эстетики - эстетизация рабочего места.

Вопросы

эстетики в рабочем процессе и на рабочем месте

включают в себя следующее:

а) архитектуру технического оборудования, целью которой явля­ ется художественное решение форм станков и оборудования;

б) эстетическую калоризацию, полем деятельности которой явля­ ется цвет, окраска окружающей среды;

в) эстетическую фотонизацию, занимающуюся проблемами освеще­ ния, в совокупности с остальными факторами, действующими в данной среде;

г) эстетическую акустику, занимающуюся эстетикой звуков и му­ зыкальными элементами рабочей среды.

Вы в о д ы

1.Художественное конструирование - составная часть ком­ плексного проектирования.

2.Оно неразрывно связано с научным прогнозированием, с анализом тенденций и возможностей в промышленном производстве.

II


3.

Художественное конструирование

- неотъемлемая часть

научной

организации труда.

 

4.

Главная задача художественного

конструирования - спо­

собствовать созданию высококачественной промышленной продук—

ции.

12

Г л а в а П

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

ВСССР И ЗА РУБЕЖОМ

§1. Становление художественного конструирования в советской России в 20-е годы

20-е годы. Молодая Советская республика одержала победу над объединенными силами международного империализма и внут­ ренней контрреволюцией. Это один из труднейших этапов в рево- люционно-преобразующей деятельности партии и советского наро­ да, главным итогом которого явилось построение социализма в

СССР, первого в мщюв ой истории социалистического общества.

В 1920 году в Россию приехал выдающийся

английский

пи­

сатель-фантаст Герберт Уэллс. Итогом его поездки в

Россию

явилась,вышедшая в 1921 году, книга "Россия во мгле".

Ее

ав­

тор, увидя в России голод, холод, разруху, не смог

предста­

вить себе, как можно России из этого выйти, а

В.И.Ленин

не

только был уверен, что в России возможно построение социализ­ ма, но и практически, вскрыв закономерности и главные черты переходного периода от капитализма к социализму, разработал план построения социализма в России, предусматривающий социа­ листическую индустриализацию страны, коллективизацию сельско­ го хозяйства и культурную революцию.

Впервые в мировой истории наша страна осуществила соци­ альные преобразования по научно-обоснованной программе.Разви­ тие промышленности социалистического общества требовало науч­ ного подхода,научной организации труда,научной перестройки cfa-

13