Файл: Электробезопасность на горнорудных предприятиях сборник материалов Республиканской научно-технической конференции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку пределы изменения одинаковы, то модули шкал

 

 

/п,

 

200

=

1000 мм. Ом.

 

 

 

 

 

_1_

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЭ

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

т, ■ т2

 

т

 

гпп

мм. Ом.

 

 

 

т3 — —1--- -■ =

■— = 500

 

 

 

Щ +

т

2

2

 

 

 

 

 

Направление трех шкал одинаково. Взяв / =100

мм, полу­

чим расстояние между шкалами

(#3K_ i+ r x) и (/?Эк+1),

равное

100 мм,

а расстояние

а

шкалы

 

( Rэк )

от ( /?э ,<+i +

гк )

50 мм

(,,

1ту \

 

 

 

 

 

 

 

модуль

I1а — т

Все шкалы номограммы неравномерные,

средней шкалы вдвое меньше модулей крайних.

Номограмма изображена на рис. 3. Порядок расчета эквива­ лентного сопротивления рассмотрен в примере.

я*мг>

 

 

R/crj

ее-пт

 

 

 

2Q0-.F

JO- r

SO - -

so- :

SO

15--

50-\-

2S

10 -

 

20 - -

20

-

 

8

"

 

 

7--

 

 

6 -

-

 

W- -

—-- тр- ?

___UL. ,

9 - r

к

 

'$JL

i - r

 

6-r

?*ir

 

 

7 - r

 

i --

i-r

£13±

Рис. 3. Номограмма для расчета эквивалентного сопротивления.

Пример. Требуется определить эквивалентное сопротивление

заземляющей

магистрали

(рис. 4), имеющий следующие значе­

ния сопротивлений:

= 30 Ом,

/?2=40

О м ,

R3 — \b

Ом,

R 4 = 10 Ом,

Я3 = 5

Ол,

Гу = 2

Ом,

г 2 =2,5 Ом,

г3 = 3

Ом.

г .1 =0,5

Ом, г3=0,5 Ом.

 

 

номограмму.

На

шкале

Для

решения задачи используем

( Яэк-i +

гх (откладываем

сопротивление

Ry г у =30+2,5 =

32,5 Ом;

на шкале (/?экц ), /?2=

40 Ом. Соединяя

их значения

на шкалах в точке пересечения прямой со шкалой ( RэК),

имеем

189



R Э1 =

17,5 Ом, для второго узла на

шкале (/?э K- i + rK) отклады­

ваем

/?э1Н-/"2 = 2 0 О м , на шкале ( R

э K+i)— R3 =15 Ом, соединяя

их значения прямой линией в точке пересечения со шкалой ( Rек)

Рис. 4. Расчетная схема заземляющей сети.

имеем, /?эг =8,5 Ом. Аналогично предыдущему для узла 3 и 4 получаем значения Rb3 =5,1 Ом, =2,65 Ом. Сопротивление заземляющей магистрали:

#э-м= ^э4 -f- г5 = 2,65-i-0,5=3,15 Ом.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.

Г л а д и л и н

Л. В. Расчет сопротивления шахтных сетей заземления.

«Горный журнал»,

1945, № 4.

2.

М е н ь ш о в

 

Б. Г., Б а р и е в Н. В. Расчет карьерного защитного за­

земления. «Известия высших учебных заведений». «Горный журнал», 1969, №12. 3. Б а р и е в Н. В. Методика расчета сопротивления карьерного заземле­

ния. «Горный журнал», 1969, № 3.

ВЫБОР ЗАГРАДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПОВЫШЕННОЙ ЧАСТОТЫ

ПЕЛЕВИН о : А. (Днепропетровский горный институт)

Заграждающие цепи потребителей энергии применительно к тяговым сетям можно разбить на две группы. К первой группе относятся потребители, постоянно подключенные к тяговой сети, например, сигнальные лампы. Рабочий ток этих потребителей небольшой и меняется в незначительных пределах. Поэтому в качестве заградителей применяются хорошо зарекомендовавшие себя на практике L—С фильтры (катушки заградителя с фер­ ромагнитным сердечником). Так как утечки через эти потреби­ тели меняются в небольших пределах, то их влияние на аппара­ туру устройств защиты связи по линиям тяговой сети повышен­ ной частоты легко компенсировать.

Ко второй группе потребителей относятся электровозы. Эти потребители характеризуются большим рабочим током, изменя­ ющимся в широких пределах. Это обстоятельство несколько ус­ ложняет создание заградителей, обладающий высоким сопротив­ лением сигнальному току.

В качестве заградителей в силовых цепях широко применя­ ются катушки.индуктивности и фильтры типа LС.

Рассмотрена возможность применения ферромагнитного сер­ дечника в катушках индуктивности резонансного контура с под-

190


магничиванием. При применении ферромагнитного сердечника индуктивность увеличивается в р раз. Установлено, на сколько при неизменном числе витков применение ферромагнитного сер­ дечника увеличивает сопротивление резонансного контура. По­ казано, что применение ферромагнитного сердечника позволяет снизить размеры заградительного фильтра, расход меди, а при неизменном расходе меди — повысить сопротивление резонанс­ ного контура. Экспериментально для заданного магиитопровода определено влияние тока подмагничивания на индуктивность ка­ тушек, расположенных на среднем стержне магиитопровода, при различной величине немагнитного зазора. Для уменьшения влияния переменной составляющей тока подмагничивания на результаты измерений в цепь постоянного тока включены два трансформатора с одинаковыми параметрами, обмотки подмаг­ ничивания которых включены навстречу. Получены эксперимен­ тальные данные зависимости средней магнитной проницаемости от ампер-витков подмагничивания при различных постоянных значениях воздушного зазора в сердечнике и ампер-витков пере­ менного тока. Установлено, что при некотором воздушном зазоре ток подмагничивания мало влияет на величину средней магнит­ ной проницаемости, и сопротивление катушки переменному току почти не меняется. Для применения ферромагнитных сердечников в катушках индуктивности резонансных контуров необходима автоматическая подстройка контура, осуществляемая по прин­ ципу: автоматического поддержания величины индуктивности на заданном уровне (с помощью воздушного зазора) или авто­

матического изменения резонансной емкости по закону С=

Дан анализ различных схем настройки заградителей и рас­ смотрены методы их расчета. Одночастотный заградитель для тяговой сети представляет собой параллельный резонансный контур (катушка индуктивности и конденсатор), настроенный на заданную рабочую частоту. При расчетах реальный контур за­ меняется идеализированной схемой, в которой активные элемен­ ты представлены в виде одного резистора. Возможны три схемы включения резистора в параллельный резонансный контур: пос­ ледовательно или параллельно с индуктивностью, последователь­ но с конденсатором. Рассмотрены зависимости полного сопротив­ ления этих схем от частоты и обобщенной расстройки для усло­ вия, когда сопротивление потерь в контуре не зависит от часто­ ты. Установлено, что при заданной величине индуктивности катушки и заданном допустимом значении активной составляю­ щей сопротивления заградителя полоса заграждения тем больше, чем меньше резонансное сопротивление заградителя (доброт­ ность его контура). При прочих равных условиях полоса за­ граждения пропорциональна квадрату резонансной частоты. При отклонении частоты от резонансной активная составляющая полного сопротивления уменьшается значительно быстрее, чем

191


реактивная. Поэтому на границах полосы заграждения по пол­ ному сопротивлению это сопротивление носит почти чисто реак­ тивный характер. Полоса заграждения по полному сопротивле­ нию не зависит от добротности контура и определяется величиной индуктивности катушки и значением рабочей частоты.

При применении многочастотной резонансной настройки полосу заграждения заградителя целесообразно разбить на не­ сколько участков соответственно частотному спектру. При этом полосы заграждения вблизи каждой из частот настройки будут меньше полосы заграждения одночастотного заградителя, на­ строенного на ту же частоту. Если резонансные сопротивления на всех частотах настройки сделать одинаковыми, то полосы за­ граждения по полному сопротивлению, отсчитываемые на уровне сопротивления, равному 0,707 максимального, определяются соотношением между индуктивным сопротивлением катушки и резонансным сопротивлением.

Полученные данные по анализу заградителей позволили оце­ нить возможности различных устройств присоединения каналов высокочастотной связи по тяговой сети повышенной частоты и определить их оптимальные параметры при условии применения серийной аппаратуры.

ЗАЩИТА ТИРИСТОРОВ В ТЯГОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯХ РУДНИЧНЫХ ЭЛЕКТРОВОЗОВ

С. А. ВОЛОТКОВСКИИ, Л. Б. ЛИТВИНСКИИ, Б. М. БАЛАШОВ

(Днепропетровский горный институт)

При работе тиристоров в импульсных схемах тяговых преоб­ разователей для рудничных электровозов существенна не только величина перенапряжения, прикладываемого к тиристору, но и

du

скорость его нарастания. Ограничение величины ---- на венти­

лях может быть осуществлено двумя способами: путем приме­ нения реакторов в сочетании с PC-цепями, путем ограничения скорости нарастания и максимальной величины восстанавлива­ ющегося напряжения на тиристоре.

Второй способ, не приводящий к утяжелению и усложнению силовой схемы, представляется более целесообразным. Его перспективность для тяговых преобразователей рудничных элек­ тровозов определяется быстрым прогрессом в области допусти­

мых для тиристоров величины

ли .

---- (имеются сведения о венти-

 

dt

лях, допускающих 500 и 1000 В1мкс).

Задача уменьшения крутизны переднего фронта напряжения, прикладываемого к тиристору, важна потому, что обратный ток тиристоров в отличие от ионных приборов не превышает сотен

192