Файл: Электробезопасность на горнорудных предприятиях сборник материалов Республиканской научно-технической конференции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Поскольку пределы изменения одинаковы, то модули шкал
|
|
/п, |
|
200 |
= |
1000 мм. Ом. |
|
|
|
|
|
|
_1_ |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
ОЭ |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
т, ■ т2 |
|
т |
|
гпп |
мм. Ом. |
|
|
|
|
т3 — —1--- -■ = |
■— = 500 |
|
|
|||||
|
Щ + |
т |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
Направление трех шкал одинаково. Взяв / =100 |
мм, полу |
||||||||
чим расстояние между шкалами |
(#3K_ i+ r x) и (/?Эк+1), |
равное |
|||||||
100 мм, |
а расстояние |
а |
шкалы |
|
( Rэк ) |
от ( /?э ,<+i + |
гк ) |
50 мм |
|
(,, |
1ту \ |
|
|
|
|
|
|
|
модуль |
I1а — т |
Все шкалы номограммы неравномерные, |
средней шкалы вдвое меньше модулей крайних.
Номограмма изображена на рис. 3. Порядок расчета эквива лентного сопротивления рассмотрен в примере.
я*мг> |
|
|
R/crj |
ее-пт |
|
|
|
2Q0-.F |
JO- r |
SO - - |
|
so- : |
|||
SO |
15-- |
50-\- |
|
2S |
10 - |
|
20 - - |
20 |
- |
||
|
8’ |
" |
|
|
7-- |
|
|
|
6 - |
- |
|
W- - |
—-- тр- ? |
___UL. , |
|
9 - r |
к |
|
'$JL |
i - r |
|
6-r |
|
?*ir |
|
|
7 - r |
|
i -- |
i-r |
£13±
Рис. 3. Номограмма для расчета эквивалентного сопротивления.
Пример. Требуется определить эквивалентное сопротивление
заземляющей |
магистрали |
(рис. 4), имеющий следующие значе |
||||||||
ния сопротивлений: |
Rу= 30 Ом, |
/?2=40 |
О м , |
R3 — \b |
Ом, |
|||||
R 4 = 10 Ом, |
Я3 = 5 |
Ол, |
Гу = 2 |
Ом, |
г 2 =2,5 Ом, |
г3 = 3 |
Ом. |
|||
г .1 =0,5 |
Ом, г3=0,5 Ом. |
|
|
номограмму. |
На |
шкале |
||||
Для |
решения задачи используем |
|||||||||
( Яэк-i + |
гх (откладываем |
сопротивление |
Ry -Т г у =30+2,5 = |
|||||||
32,5 Ом; |
на шкале (/?экц ), /?2= |
40 Ом. Соединяя |
их значения |
|||||||
на шкалах в точке пересечения прямой со шкалой ( RэК), |
имеем |
189
R Э1 = |
17,5 Ом, для второго узла на |
шкале (/?э K- i + rK) отклады |
ваем |
/?э1Н-/"2 = 2 0 О м , на шкале ( R |
э K+i)— R3 =15 Ом, соединяя |
их значения прямой линией в точке пересечения со шкалой ( Rек)
Рис. 4. Расчетная схема заземляющей сети.
имеем, /?эг =8,5 Ом. Аналогично предыдущему для узла 3 и 4 получаем значения Rb3 =5,1 Ом, =2,65 Ом. Сопротивление заземляющей магистрали:
#э-м= ^э4 -f- г5 = 2,65-i-0,5=3,15 Ом.
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА |
1. |
Г л а д и л и н |
Л. В. Расчет сопротивления шахтных сетей заземления. |
|
«Горный журнал», |
1945, № 4. |
||
2. |
М е н ь ш о в |
|
Б. Г., Б а р и е в Н. В. Расчет карьерного защитного за |
земления. «Известия высших учебных заведений». «Горный журнал», 1969, №12. 3. Б а р и е в Н. В. Методика расчета сопротивления карьерного заземле
ния. «Горный журнал», 1969, № 3.
ВЫБОР ЗАГРАДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПОВЫШЕННОЙ ЧАСТОТЫ
ПЕЛЕВИН о : А. (Днепропетровский горный институт)
Заграждающие цепи потребителей энергии применительно к тяговым сетям можно разбить на две группы. К первой группе относятся потребители, постоянно подключенные к тяговой сети, например, сигнальные лампы. Рабочий ток этих потребителей небольшой и меняется в незначительных пределах. Поэтому в качестве заградителей применяются хорошо зарекомендовавшие себя на практике L—С фильтры (катушки заградителя с фер ромагнитным сердечником). Так как утечки через эти потреби тели меняются в небольших пределах, то их влияние на аппара туру устройств защиты связи по линиям тяговой сети повышен ной частоты легко компенсировать.
Ко второй группе потребителей относятся электровозы. Эти потребители характеризуются большим рабочим током, изменя ющимся в широких пределах. Это обстоятельство несколько ус ложняет создание заградителей, обладающий высоким сопротив лением сигнальному току.
В качестве заградителей в силовых цепях широко применя ются катушки.индуктивности и фильтры типа L—С.
Рассмотрена возможность применения ферромагнитного сер дечника в катушках индуктивности резонансного контура с под-
190
магничиванием. При применении ферромагнитного сердечника индуктивность увеличивается в р раз. Установлено, на сколько при неизменном числе витков применение ферромагнитного сер дечника увеличивает сопротивление резонансного контура. По казано, что применение ферромагнитного сердечника позволяет снизить размеры заградительного фильтра, расход меди, а при неизменном расходе меди — повысить сопротивление резонанс ного контура. Экспериментально для заданного магиитопровода определено влияние тока подмагничивания на индуктивность ка тушек, расположенных на среднем стержне магиитопровода, при различной величине немагнитного зазора. Для уменьшения влияния переменной составляющей тока подмагничивания на результаты измерений в цепь постоянного тока включены два трансформатора с одинаковыми параметрами, обмотки подмаг ничивания которых включены навстречу. Получены эксперимен тальные данные зависимости средней магнитной проницаемости от ампер-витков подмагничивания при различных постоянных значениях воздушного зазора в сердечнике и ампер-витков пере менного тока. Установлено, что при некотором воздушном зазоре ток подмагничивания мало влияет на величину средней магнит ной проницаемости, и сопротивление катушки переменному току почти не меняется. Для применения ферромагнитных сердечников в катушках индуктивности резонансных контуров необходима автоматическая подстройка контура, осуществляемая по прин ципу: автоматического поддержания величины индуктивности на заданном уровне (с помощью воздушного зазора) или авто
матического изменения резонансной емкости по закону С=
Дан анализ различных схем настройки заградителей и рас смотрены методы их расчета. Одночастотный заградитель для тяговой сети представляет собой параллельный резонансный контур (катушка индуктивности и конденсатор), настроенный на заданную рабочую частоту. При расчетах реальный контур за меняется идеализированной схемой, в которой активные элемен ты представлены в виде одного резистора. Возможны три схемы включения резистора в параллельный резонансный контур: пос ледовательно или параллельно с индуктивностью, последователь но с конденсатором. Рассмотрены зависимости полного сопротив ления этих схем от частоты и обобщенной расстройки для усло вия, когда сопротивление потерь в контуре не зависит от часто ты. Установлено, что при заданной величине индуктивности катушки и заданном допустимом значении активной составляю щей сопротивления заградителя полоса заграждения тем больше, чем меньше резонансное сопротивление заградителя (доброт ность его контура). При прочих равных условиях полоса за граждения пропорциональна квадрату резонансной частоты. При отклонении частоты от резонансной активная составляющая полного сопротивления уменьшается значительно быстрее, чем
191
реактивная. Поэтому на границах полосы заграждения по пол ному сопротивлению это сопротивление носит почти чисто реак тивный характер. Полоса заграждения по полному сопротивле нию не зависит от добротности контура и определяется величиной индуктивности катушки и значением рабочей частоты.
При применении многочастотной резонансной настройки полосу заграждения заградителя целесообразно разбить на не сколько участков соответственно частотному спектру. При этом полосы заграждения вблизи каждой из частот настройки будут меньше полосы заграждения одночастотного заградителя, на строенного на ту же частоту. Если резонансные сопротивления на всех частотах настройки сделать одинаковыми, то полосы за граждения по полному сопротивлению, отсчитываемые на уровне сопротивления, равному 0,707 максимального, определяются соотношением между индуктивным сопротивлением катушки и резонансным сопротивлением.
Полученные данные по анализу заградителей позволили оце нить возможности различных устройств присоединения каналов высокочастотной связи по тяговой сети повышенной частоты и определить их оптимальные параметры при условии применения серийной аппаратуры.
ЗАЩИТА ТИРИСТОРОВ В ТЯГОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯХ РУДНИЧНЫХ ЭЛЕКТРОВОЗОВ
С. А. ВОЛОТКОВСКИИ, Л. Б. ЛИТВИНСКИИ, Б. М. БАЛАШОВ
(Днепропетровский горный институт)
При работе тиристоров в импульсных схемах тяговых преоб разователей для рудничных электровозов существенна не только величина перенапряжения, прикладываемого к тиристору, но и
du
скорость его нарастания. Ограничение величины ---- на венти
лях может быть осуществлено двумя способами: путем приме нения реакторов в сочетании с PC-цепями, путем ограничения скорости нарастания и максимальной величины восстанавлива ющегося напряжения на тиристоре.
Второй способ, не приводящий к утяжелению и усложнению силовой схемы, представляется более целесообразным. Его перспективность для тяговых преобразователей рудничных элек тровозов определяется быстрым прогрессом в области допусти
мых для тиристоров величины |
ли . |
---- (имеются сведения о венти- |
|
|
dt |
лях, допускающих 500 и 1000 В1мкс).
Задача уменьшения крутизны переднего фронта напряжения, прикладываемого к тиристору, важна потому, что обратный ток тиристоров в отличие от ионных приборов не превышает сотен
192