Файл: Электробезопасность на горнорудных предприятиях сборник материалов Республиканской научно-технической конференции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
Рис. 1. Блок-схема тяговой подстанции с принудительным распределением нагрузки.
Равномерное распределение нагрузки между соответствующи ми плечами выпрямителей оказывает положительное воздействие на тепловой режим вентилей. Эффективным средством повыше ния надежности полупроводниковых вентилей следует считать улучшение режима охлаждения вентилей.
Опыт эксплуатации полупроводниковых преобразовательных агрегатов показал, что основной причиной нарушения режима охлаждения вентилей является низкая надежность системы при нудительного охлаждения, обусловленная отказами двигателей вентиляторов и реле напора воздуха.
Анализ параметров надежности элементов полупроводнико вого выпрямителя показал, что удельная повреждаемость вен тильного блока в режиме нормальной эксплуатации на. порядок меньше аналогичного показателя двигателей вентиляторов, и
составляет соответственно |
«0 =0,12 Игод, шд -— 1,4 1/год. |
Полученные данные по |
восстанавливаемости элементов пре |
образовательного агрегата показывают, что ремонтопригодность силовой части агрегата значительно выше, чем системы прину дительного охлаждения.
Выполненные расчеты надежности полупроводниковых вып рямителей коэффициентным методом позволяют утверждать, что переход к естественному охлаждению полупроводниковых выпря мителей позволит довести вероятность безотказной работы агре гатов до Pt =0,81.
Переход к естественному охлаждению полупроводниковых преобразователей возможен на базе применения усиленных алю миниевых радиаторов специальной формы Ступинского электро механического завода путем рационального размещения их в шкафу выпрямителя. "
Лабораторные испытания тепловых режимов вентилей типа ВЛ-200, оборудованных указанными радиаторами, дали поло жительные результаты, хорошо согласующиеся с расчетными величинами. Однако окончательный выбор параметров системы естественного охлаждения требует проведения дополнительных исследований в шахтных условиях.
199
ЛИТЕРАТУРА
1. П иро ж ен ко В. X. Полупроводниковые устройства шахтного элек тропривода. УКРНИИНТИ, Киев, 1970.
2. Ф у р с о в В. Д., К о р о л е в А. М., Б е л о п у х о в Э. В. Особенности параллельной работы полупроводниковых преобразователей рудничных тяго вых подстанций. Изв. вузов «Горный журнал», № 8, 1973.
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СИЛОВОГО ВЫПРЯМИТЕЛЯ РУДНИЧНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА ПОВЫШЕННОЙ ЧАСТОТЫ
В. А. БУНЬКО. Г. П. НАУМОВ (Днепропетровский горный институт)
Перевод 'системы управления рудничным электровозом по вышенной частоты (РЭПЧ) на тиристорное не только улучшает его эксплуатацию, но и позволяет применить бесконтактную быстродействующую защиту от перегрузок и коротких замыка ний путем снятия управляющих импульсов. В РЭПЧ в силовой цепи наиболее чувствительным к перегрузке относится силовой полупроводниковый выпрямитель.
По имеющимся данным у кремниевых вентилей основным видом отказов является пробой. Интенсивность этих отказов определяется, прежде всего, температурой полупроводниковой структуры, то есть нагрузкой прибора по прямому току [1].
Наибольший ток в силовом выпрямителе будет протекать при пуске тяговых двигателей, величина которого превышает в 2,5-эЗ раза свое номинальное значение. В среднем в течение одного часа происходит 200^-240 включений тяговых двигателей рудничных электровозов [2]. Эти включения распределяются неравномерно в течение рабочего дня. При частых включениях двигателей, когда электровоз выполняет маневровые операции, вероятность перегрева силовых вентилей возрастает. При дви жении электровоза на откаточных путях температура полупро водниковой структуры вентилей намного ниже допустимой.
Для повышения надежности силового выпрямителя РЭПЧ имеются два направления. Одно из них заключается в создании достаточно больших перегрузочных запасов, что достигается путем увеличения числа параллельно включенных вентилей. При этом применяются простые средства защиты. Этот способ применить в рудничной откатке невозможно из-за небольших
габаритов электровоза. Кроме того, удорожается силовой вы прямитель.
Второе направление обеспечивает эксплуатационную надеж ность путем применения эффективных средств тепловой защиты силовых вентилей при минимальных перегрузочных запасах.
В настоящее время непосредственный контроль полупровод никовой структуры вентилей непосредственно в работающем электровозе можно обеспечить только тепловой защитой, описан ной в работе [3]. Применение этой защиты полупроводниковых
200
вентилей позволит повысить надежность силового выпрямителя РЭПЧ при минимальной его стоимости, габаритах и весе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. Ф. Б е х т о л ь д, С. Л. Х енке. Изучение долговечности кремниевых вентилей. Кремниевые вентили. Сб. переводов статей под редакцией В. Г. Ко мара, Госэнергоиздат, 1960.
2. В. И. Г у д а л о в. Экспериментальные исследования режима работы аккумуляторных электровозов в производственных условиях. Сб. «Вопросы конвейерного и рельсового транспорта в горной промышленности», «Госэнерго
издат, |
1963. |
|
контроля теп |
3. |
В. А. Б у н ь к о, А. В. И т и н, Г. П. Н а у м о в. Способ |
||
лового |
состояния полупроводниковых |
вентилей. Авторское |
свидетельство |
Ns 350095. Бюллетень изобретений № 26, |
1972. |
|
|
|
ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ |
|
|
|
БЕСКОНТАКТНОЙ ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ОТКАТКИ |
||
|
С. А. ВОЛОТКОВСКИЙ. Г. В. ХУДОЛЕЕВ, В. П. ШЕВЧЕНКО |
||
|
(Днепропетровский горный институт) |
|
Основным видом транспорта в угольных и рудничных шахтах является локомотивная откатка. В настоящее время строящиеся и реконструируемые шахты имеют увеличенные глубины разра ботки (1200—1800 м). В этих шахтах следует ожидать увеличе ние газоносности, опасности по выбросам угля и газа. Поэтому очень важно обеспечить безопасность в таких шахтах при рабо
те локомотивного транспорта. |
-1- |
В настоящее время в шахтах может |
успешно применяться |
бесконтактная высокочастотная откатка. Опыт эксплуатации бесконтактной высокочастотной откатки на шахтах Донбасса показал, что машинные преобразователи, которыми укомплек тованы тяговые подстанции, имеют ряд недостатков и не позво ляют успешно применять данную откатку. Поэтому дальнейшее повышение экономичности и эксплуатационных показателей это го вида рудничной откатки связано с заменой машинных преоб разователей статическими тиристорными преобразователями частоты.
Днепропетровским горным институтом совместно с Таллин ским электротехническим заводом изготовлен опытный образец тиристорного преобразователя частоты для бесконтактной от катки. Разработанный тиристорный преобразователь выполнен по схеме инвертора с удвоением частоты с промежуточным звеном постоянного тока, принципиальная электрическая схема которого приведена на рис. 1. Питание тиристорного преобразо вателя осуществляется от сети 380 В 50 Гц, а на выходе преоб разователя постоянными поддерживаются ток 150 А и частота 5000 Гц. Частота и ток в тяговой линии являются основными показателями системы электроснабжения бесконтактной откат ки, которые определяют мощность, передаваемую электровозом,
201
экономику всей откатки и безопасности ее применения, а также влияние тяговой линии на шахтную связь, аппаратуру автомати ки и телемеханики. Ток в тяговой линии и частота определяют величину э.д.с., наводимую в посторонних проводниках электро магнитным полем.
Рис. 1. Схема преобразователя частоты. |
|
E2 ^ I tc<»M,, |
(1) |
где М2 — взаимоиндуктивность между посторонним |
проводни |
ком и тяговой линией.
Следовательно, чтобы уменьшить ток в посторонних провод никах
/ 2= |
(2) |
л2
иобеспечить безопасность, необходимо стремиться к уменьше нию величины Е2 или поддерживать ее на уровне, обеспечиваю щем безопасность обслуживающему персоналу. Поэтому значе ния тока в тяговой линии и частота должны быть стабильными
исвязаны соотношением
Рте w — const |
(3) |
Постоянство тока в тяговой линии поддерживается |
регули |
рованием напряжения управляемым выпрямителем на входе ин вертора. Регулирование напряжения выпрямителя осуществляет ся специальной системой стабилизации тока, которая выполнена, на основе унифицированной блочной системы регулирования УБСР, что позволяет с большой точностью поддержать ток в тяговой линии в заданных пределах. Стабилизация частоты обеспечивается за счет применения в качестве задающего гене ратора, собранного по осциляторной схеме симметричного мультивибратора путем замены одного из времязадающего кон денсатора кварцевым резонатором на частоту 5000 Гц.
При заводских испытаниях тиристорный преобразователь по
казал надежную работу: |
точность поддержания тока в тяговой |
линии составила ±2% , |
а точность поддержания частоты |
± 0,2%. |
|
202
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ БЕСКОНТАКТНОЙ ОТКАТКИ НА РАБОТУ
РУДНИЧНОЙ АВТОМАТИКИ, ТЕЛЕМЕХАНИКИ И СВЯЗИ
Д. И. МАТИЕВ, В. Б. ГОНЧАРОВ (Днепропетровский горный институт)
А. В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ (Донгипроуглемаш)
Основным видом транспорта по горизонтальным выработкам шахт является локомотивный транспорт. В результате исследо ваний, проведенных ДГИ и Донгипроуглемашем, установлено, что при значительных грузопотоках и сравнительно больших длинах откатки из всех известных видов транспорта наиболее экономичным и рациональным является откатка бесконтактны ми электровозами на 5000 Гц.
Существенным фактором, предопределяющим применение любого вида рудничного транспорта, является безопасность его эксплуатации. В создании бесконтактной откатки важным явля ется обеспечение ее электробезопасности и определение влияния поля тяговой сети на средства рудничной телемеханики, связи и СЦБ.
С целью экспериментальной проверки теоретических предпо сылок в этой области в ДГИ разработана и изготовлена физи ческая модель (макет) рудничной бесконтактной откатки. Модель содержит трехфазный регулируемый выпрямитель, ин вертор на 5000 Гц мощностью до 25 кВА и участок тяговой сети длиной 80 м. При работе модели со статическим преобразовате лем частоты создавались такие режимы работы, которые были идентичны реальным условиям. Экспериментально определен гармонический состав тока в тяговой сети. Установлено, что наряду с основной гармоникой тока существуют высшие гармо нические составляющие (четные и нечетные). Анализ выполнен в диапазоне частот от 5 до 200 кГц. При этом исследования по казали, что в диапазоне от 15 до 160 кГц мощность высших гармонических в составе спектра невелика, что не окажет существенного влияния на электробезопасность бесконтактного транспорта. В диапазоне от 160 до 200 кГц мощность высших гармонических в составе спектра увеличивается за счет комму тации тиристоров инвертора. Однако из методики расчета, пред ложенной ДГИ, следует, что наведенные токи в случайных кон турах при этом не превышают искробезопасных значений.
Современная угольная шахта характеризуется сложной и многообразной взаимозависимостью производственных процес сов, что предъявляет высокие требования к средствам автомати зации. Учитывая огромную важность автоматики, телемеханики и связи в шахте, весьма важное значение имеет оценка степени влияния на эти устройства тяговой сети откатки электровозами
повышенной частоты.
203