Файл: Экономика, организация и планирование буровых и нефтегазодобывающих предприятий учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
ком. При этом способе коэффициент полезного использования транс портной техники наиболее низок.
При выборе транспортных средств необходимо исходить из того, что они должны в наибольшей мере отвечать технологическим и орга низационным особенностям обслуживаемого ими производственного процесса. Выбор транспортных средств основан на определении применительно к конкретным условиям себестоимости и трудоем кости 1 т и 1 ткм перевозки груза, капитальных затрат, удельных капитальных затрат и учете условий и безопасности труда, надеж ности перевозки и сохранности грузов.
Для обеспечения рационального использования всех транспорт ных средств необходимо улучшать использование грузоподъемности и увеличивать коэффициент полезного пробега автомашин, всемерно сокращать время на оборот транспортной единицы, правильно выби рать транспорт для перевозки грузов, повышать механизацию и улучшать организацию погрузочно-разгрузочных работ, организо вать заправку транспортных средств при минимальных затратах времени, а также регулярный профилактический осмотр и своевре менное выполнение ремонтов транспортных средств.
§ 7. Организация материально-технического снабжения
Материально-техническое снабжение выполняет задачу плано мерного обеспечения предприятия всеми средствами производства, необходимыми для нормальной производственно-хозяйственной дея тельности.
Работа по обеспечению предприятия материальными ресурсами начинается с определения потребности в них и составления заявок на фонды.
Материальные ресурсы подразделяются на централизованно распределяемые и децентрализованно распределяемые. К централи зованно распределяемым относятся ресурсы, имеющие важное зна чение для народного хозяйства (черные и цветные металлы, нефте продукты, твердое топливо и т. д.). Их номенклатуру устанавливает Правительство СССР, а распределяют Госплан СССР и Государ ственный комитет Совета Министров СССР по материально-техниче скому снабжению, общесоюзные министерства и ведомства. К децен трализованно распределяемой относится продукция, вырабатывае мая предприятиями местной промышленности.
Заявки предприятий на фонды централизованно распределяемых материальных ресурсов подаются в вышестоящие организации (объ единения и министерства), откуда после проверки обоснованности они в сводном виде поступают в зависимости от номенклатуры про дукции в Госпланы республики, Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению и Гос план СССР.
Заявки на децентрализованно распределяемые материальные ресурсы подают в организации, ведующие распределением данных
159
видов продукции, соответственно в местные сбытовые органы, а по более важным видам продукции — в Госплан союзной республики.
Часть материальных ресурсов добывается предприятиями соб ственными силами, в порядке самозаготовок (напримр, заготовка собственными силами песка, глины, гравия, камня и т. д.). На них заявки не составляют.
После утверждения Правительством СССР и правительствами союзных республик планов материально-технического снабжения начинается распределение фондов, выделенных вышестоящими орга низациями, между отдельными потребителями. Извещения о выделе нии материальных фондов на планируемый год до предприятий дово дятся в последовательности, обратной движению заявок на фонды.
Основным принципом, которым руководствуются при распреде лении фондов, является обеспечение по каждому предприятию соответствия между выделенными материальными ресурсами и утвер жденной ему производственной программой.
На основании извещений о выделяемых фондах, в которых ука зываются объем выделенных материальных ресурсов, сроки поставки по кварталам, а также прикрепление к поставщикам, предприятия составляют годовой и квартальные планы снабжения и специфика ции фондов.
При составлении спецификаций необходимо выполнять точные расчеты, используя данные учета, рабочие чертежи, типовые проекты, технологические карты и другие документы. В спецификациях указываются конкретные виды продукции, которая должна постав ляться предприятиям в счет выделенных фондов (например, обсад ные трубы определенных марок и размеров). Спецификации фондов предприятия представляют в вышестоящие организации.
На основе спецификаций фондов планирующие и сбытовые органы размещают задания на производство требуемой продукции между предприятиями-поставщиками. Такое задание носит название на ряд-заказ. В процессе размещения заказов устанавливаются хозяй ственные связи между предприятиями-поставщиками и предприя тиями-потребителями. Прикрепление потребителей к поставщикам должно исходить из принципа максимального приближения их друг к другу по расстояниям, ликвидации встречных и дальних пере возок и специализации предприятий.
В соответствии с нарядами-заказами предприятие заключает со своими поставщиками договоры на поставку продукции. Основ ная форма договоров — прямые договоры, заключаемые предприя- тиями-изготовителями непосредственно с предприятиями-потреби телями. Договоры являются важным средством государственной дисциплины в выполнении производственных планов.
Рациональная организация материально-технического снабже ния в значительной мере определяется правильным выбором формы снабжения.
Существует две формы материально-технического снабжения: транзитная и складская.
160
Транзитная форма снабжения предполагает доставку материаль ных ценностей от склада предприятия-поставщика до приобъектного склада потребителя. Она обеспечивает непосредственную связь между поставщиком и потребителем, сокращает объем погрузочноразгрузочных и транспортных работ, сроки передвижения продук ции от производителя к потребителю, потери продукции. В то же время эта форма снабжения требует больших складских площадей, соблюдения так называемой транспортной нормы, определяющей минимальные размеры разовой отгрузки в один адрес, и заказной нормы, устанавливающей минимальное количество продукции, при нимаемое предприятиями к изготовлению.
При складской форме снабжения материальные ценности от пред приятия-поставщика сначала поступают на специализированные или универсальные склады (базы) сбытовых или снабженческих организаций, а оттуда отправляются потребителям. Эта форма снаб жения удлиняет пути продвижения продукции и замедляет оборачи ваемость оборотных средств.
Ту или иную форму снабжения выбирают на основе сопоставле ния издержек обращения. Как правило, транзитная форма снабже ния оказывается экономически выгодной при получении предприя тием большого количества продукции. При получении предприятием материальных ресурсов в незначительном количестве более эконо мична складская форма снабжения.
Поступающие на буровые и нефтегазодобывающие предприятия материальные ценности подвергаются количественной и качествен ной приемке.
При количественной приемке проверяется соответствие количе ства поступивших материальных ценностей указанному в сопрово дительных документах. Если сопроводительные документы отсут ствуют, груз принимают по фактическому его наличию и составляют соответствующие акты. При этом заведующий складом или кладов щик подсчитывает материальные ценности, взвешивает их, обмеряет и оформляет приходный ордер. При недостаче материальных цен ностей составляют приемный акт, который служит основанием для предъявления претензий поставщику не позднее 10 дней после приемки груза.
Качественная приемка дает возможность установить соответ ствие поступивших материальных ценностей стандартам, техниче ским условиям, образцам (эталонам). Ее осуществляют путем наруж ного осмотра и проведения физических и химических испытаний поступившей продукции. Приемка по качеству производится не позднее 10 дней при одногородней поставке и 20 дней при иногород ней поставке после получения продукции. Если поступившие мате риальные ценности не соответствуют предъявляемым требованиям по качеству, то составляют оперативно-технический акт, являющийся основанием для предъявления претензий к предприятию-поставщику.
Материальные ценности на складах должны размещаться так, что бы было возможно максимально использовать площадь и кубатуру
И Заказ 547 |
161 |
складов и применять механизацию погрузочно-разгрузочных работ. В складских помещениях создают соответствующий режим хранения, обеспечивая установленные нормы освещенности, темпе ратуры, влажности и т. д. Кроме того, организуют противопожар ную защиту и охрану материальных ценностей от хищений, порчи и всевозможных потерь. Материальные ценности отпускают со скла дов по разовым требованиям и лимитным картам. Как правило, по лимитным картам организуется отпуск материальных ценностей, которые потребляются систематически и многократно в течение месяца. Лимитные карты упрощают и ускоряют операции по оформ лению отпуска материальных ценностей производству и обеспечи вают действенный контроль за расходом их.
Список лиц, имеющих право подписывать документы на отпуск со складов материальных ценностей, устанавливается приказом по предприятию, образцы подписей этих лиц должны быть известны работникам складского хозяйства, отдела материально-технического снабжения и бухгалтерии.
Г л а в а I X
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
§ 1. Основы социалистического планирования
В планах развития народного хозяйства конкретизируется и претворяется в жизнь программа Коммунистической партии Советского Союза по построению коммунистического общества в нашей стране. Планы должны полностью соответствовать хозяй ственной политике нашей партии на конкретном этапе развития социалистической экономики, т. е. воплощать в себе единство хозяй ственного и политического руководства. В этом выражается партий ность социалистического планирования.
Государственные планы в нашей стране разрабатываются на научной основе, краеугольным камнем которой являются марк систско-ленинская теория расширенного воспроизводства, познание и отражение в планах требований объективных экономических зако нов развития социалистической экономики и в первую очередь основного экономического закона социализма и закона планомер ного пропорционального развития народного хозяйства.
П л а н и р о в а н и е — это сознательно поддерживаемая про порциональность. В соответствии с основным экономическим зако ном и на основе закона планомерного пропорционального развития устанавливаются определенные соотношения (пропорции) в народ ном хозяйстве (соотношения между производством средств произ водства и производством предметов потребления; между промышлен ностью и сельским хозяйством; между геологоразведочными рабо тами и нефтедобычей и т. п.), обусловленные теми задачами, которые стоят перед страной на данном уровне развития производительных сил.
Жизненность и действенность социалистических планов опреде ляются принципом демократического централизма в планировании, который проявляется в сочетании централизованного установления основных направлений развития экономики с творческим участием трудящихся в разработке и организации выполнения планов.
При разработке планов развития народного хозяйства выде ляются главные задачи, на решении которых на данном этапе сосре дотачиваются усилия советского народа. Главная задача девятой пятилетки (1971—1975 гг.) состоит в том, «...чтобы обеспечить зна чительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического произ водства, повышения его эффективности, научно-технического про гресса и ускорения роста производительности труда»1.
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с. 137.
11* |
163 |