Файл: Экономика, организация и планирование буровых и нефтегазодобывающих предприятий учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

продолжительности ремонта работы производят в две смены (при продолжительности ремонта до 16 ч) или в три (при продолжитель­ ности ремонта более 16 ч). Состав смен различен по количеству и ква­ лификации. Обычно ремонт производят трое рабочих: оператор подземного ремонта (IV—VI разряда в зависимости от категории сложности ремонта), помощник оператора (III—IV разряда) и маши­ нист (водитель) подъемника (IV—VI разряда). Состав вахт увеличи­ вается на одного помощника оператора (III разряда) в случае спуско­ подъемных операций 102-мм труб с мостков или же с установкой труб за палец; при ремонте скважин, оборудованных погружным электронасосом; при ремонте скважин, находящихся на морских основаниях.

В качестве подъемника при подземном ремонте используют трактор-подъемник. Бригада обеспечивается также полным набором оборудования, различных приспособлений и ручным инструментом.

Капитальный ремонт скважин выполняют не только с целью поддержания в исправности и повышения производительности дей­ ствующего фонда скважин, но и ввода в эксплуатацию бездейству­ ющих скважин. Этот вид ремонта включает сложные работы, под­ разделяемые на следующие категории:

I. Изоляция продуктивных горизонтов от верхних вод.

II. Изоляция продуктивных горизонтов от подошвенных вод. III. Возврат на верхние продуктивные горизонты или углубле­

ние скважины.

IV. Ликвидация скважины. V. Ликвидация аварий.

VI. Прочие ремонтно-исправительные работы.

Эти работы выполняют специальные бригады капитального ремонта. В зависимости от сложности ремонта его производят с пере­ движного подъемника или с буровой установки. Сложность ремонта определяет и численно-квалификационный состав бригад, а также

график сменности. Основной состав вахт состоит

из 3—4 человек

с передвижного подъемника и 4—5 — с буровой

установки. Этот

состав может увеличиваться. В частности, при спуске обсадной ко­ лонны состав смены может увеличиваться на одного помощника бурильщика.

При изоляционно-возвратных и ловильных работах рекомен­ дуется двухсменный график работы, а при зарезке и бурении вто­ рого ствола — трехсменный.

Для выполнения и ремонта скважин в составе НГДУ организуют специальный цех капитального и подземного текущего ремонта сква­ жин (ЦКПРС).

§ 3. Организация работ по обеспечению буровых промывочными жидкостями

Промывочную жидкость приготовляют или непосредственно . в скважине, если ее бурят на площади, в верхней части разреза которой имеются толщи коллоидных глин, или у буровой, или

-154


централизованно. Наиболее дешев первый способ, но он не всегда применим, так как не везде в геологическом разрезе скважин имеются слои глин необходимого качества, которые могли бы стать основным материалом для намыва глинистого раствора.

У буровой глинистый раствор приготовляют путем размешивания комковой глины в механических глиномешалках или чаще всего путем размешивания глинопорошка в гидравлических мешалках или цементосмесительных машинах.

Исходные материалы по буровым развозят заранее (глина, гли­ нопорошок, химические реагенты); раствор готовит, как правило, буровая бригада. Иногда организуют специальные звенья (из двух рабочих в каждом), которые заменяют буровые бригады, занима­ ющиеся приготовлением раствора, высвобождая их для выполнения более квалифицированных работ.

Централизованное приготовление промывочной жидкости заклю­ чается в размыве глины в глинокарьерах при помощи гидромонито­ ров или на глинозаводах в глиномешалках. Глинозавод работает в одну или две смены (в зависимости от потребности в промывочной жидкости). Б каждой смене участвуют 3—4 рабочих по ее приго­ товлению.

Организация централизованного приготовления промывочной жидкости экономически целесообразна в тех районах, где на сравни­ тельно небольшой площади в бурении находится значительное число скважин. На цех промывочных жидкостей, если он имеется в составе бурового предприятия, возлагают добычу глины, приготовление в централизованном порядке растворов по установленной рецептуре и подачу их по трубопроводам (или машинами) к скважинам, нахо­ дящимся в бурении. Кроме того, глинохозяйство должно снабжать, сухой глиной, глинопорошком или глинобрикетами, а также хими­ ческими реагентами те буровые, на которых промывочную жидкость, приготовляет буровая бригада.

Если в качестве промывочной жидкости используют воду, то она поступает на буровые: самотеком по водопроводу или каналам из водоемов, находящихся гипсометрически выше участка буровых работ; при помощи водокачек; в автоцистернах; из скважин, пробу­ ренных специально для целей водоснабжения. В цехе промывочных жидкостей должна быть лаборатория для контроля их качества.

§ 4. Организация газокомпрессорного хозяйства

Газокомпрессорное хозяйство осуществляет сбор попутного неф­ тяного газа и подачу его в магистральный газопровод, выработку сжатого воздуха или газа для компрессорной эксплуатации сква­ жин (так называемого рабочего агента) и других производственно­ технических целей.

Для сжатия рабочего агента до нужного давления применяют стационарные поршневые компрессоры с приводом от электродвига­ теля или двигателя внутреннего сгорания (газомотора). Такие ком-

155 ,


прессоры могут развивать давление на выкиде от 35 до 50 бар и имеют производительность 13—20 м3/мия. Кроме стационарных, приме­ няются также и передвижные компрессоры высокого давления (60— 80 бар) для пуска скважин производительностью 8—11 м3/мин. Приводом для них служит автомобильный двигатель.

Стационарные компрессоры устанавливают группами (до 20) в специальном помещении — компрессорной станции. Компрессор­ ная станция — основное производственное звено газокомпрессор­ ного хозяйства. Число станций зависит от конкретных условий нефтедобывающего предприятия (от количества газа, условий его сбора и перекачки, потребления сжатого воздуха и газа на произ­ водственные и другие нужды и т. д.).

С компрессорной станции рабочий агент подается через газораспределительные или воздухораспределительные будки (ГРБ или ВРБ) к скважинам, которые объединяют в отдельные группы по территориальному признаку. ГРБ (или ВРБ), как правило, разме­ щают в центре группы обслуживаемых скважин.

Основной элемент распределительной будки — батарея, через которую рабочий агент подается в отдельные скважины. Одна батарея может обслуяшвать до 32 скваяшн.

Всю работу по обслуживанию компрессорной станции органи­ зует заведующий, в подчинении которого находятся механик, маши­ нисты, масленщики и слесари.

Помимо компрессорных станций, в газокомпрессорное хозяйство могут входить механическая мастерская, занимающаяся ремонтом компрессорного оборудования, и электрогруппа.

§ 5. Организация геофизического обслуживания скважин

Объектами геофизического обслуживания являются скважины, находящиеся в бурении и эксплуатации. Геофизическое обслуживание скващин организуется на договорных началах. Договоры заклю­ чаются между геофизическими предприятиями (подрядчик) и буро­ выми и нефтегазодобывающими предприятиями (заказчик). Заказ­ чик ежегодно не позднее третьего квартала представляет геофизи­ ческим предприятиям заявки на планируемые в следующем году промыслово-геофизические работы. На основе этих заявок состав­ ляют проекты, сметы затрат и договоры на производство геофизи­ ческих работ в скважинах. В заявке указывают номер скважины, ее глубину, характер работ, интервал, подлежащий исследованию, время начала работ и т. д.

Заказчик обязан до приезда промыслово-геофизической партии подготовить скважину для производства работ. Подготовка заклю­ чается в проведении мероприятий, обеспечивающих беспрепятствен­ ный спуск до забоя и подъем геофизических приборов в скважине в течение времени, необходимого для проведения комплекса зака­ занных геофизических исследований.

156


Основная производственная единица для проведения геофизиче­ ских работ в скважинах — партия. В зависимости от вида выпол­ няемых работ партии подразделяются на каротажные, перфоратор­ ные, инклинометрические и др. Специализация партии и объем выполняемых работ определяют состав ее работников и техниче­ скую вооруженность. Как правило, около половины персонала этих партий составляют инженеры, являющиеся непосредственными ис­ полнителями работ.

Порядок проведения геофизических работ партиями следующий. Перед выездом на скважину начальник партии получает нарядмаршрут, в котором указаны объем работ, вид исследований, данные о времени производства работ и т. п. Начальник партии знакомит персонал с объемом предстоящих работ, обеспечивает проверку и погрузку оборудования и получает при необходимости (для перфо­ рации и торпедирования) взрывчатые вещества и средства взры­ вания.

Для проезда партии на скважину з&ранее устанавливается крат­ чайший маршрут. По приезде на скважину начальник партии уточ­ няет данные о скважине, записанные в наряде-маршруте, проверяет подготовленность скважины для геофизических исследований и орга­ низует выполнение заданного объема работ. По требованию заказ­ чика объем работ может быть увеличен по сравнению с предусмотрен­ ным в наряде-маршруте.

Начальник партии по окончании работ в день прибытия партии на базу сдает дежурному диспетчеру документацию, подтвержда­ ющую выполнение исследований, указанных в наряде-маршруте,

иорганизует осмотр, чистку и смазку оборудования и аппаратуры.

Овсех замеченных дефектах в оборудовании и аппаратуре, выявлен­ ных в процессе работ, он сообщает в ремонтный цех.

Первичные материалы геофизических исследований представ­ ляются заказчику непосредственно на скважине или не позднее трех дней после выполнения работ по заданию. Основные данные о результатах замеров кривизны в скважинах (угол наклона и ази­ мут) сообщаются заказчику непосредственно по окончанию замора

инеобходимых вычислений. Оформленные графические материалы исследований с их интерпретацией представляются заказчику в сроки установленные договором.

После оформления результатов геофизических исследований, выполненных по наряду-маршруту, составляют акт, определяющий объем произведенных работ. Акты являются документами, на основе которых учитываются и оплачиваются выполненные работы.

§ 6. Организация транспортного хозяйства

На буровых и нефтегазодобывающих предприятиях необходимо перемещать значительное количество грузов. На транспортных операциях занято до 12% общей численности производственного персонала. От бесперебойной работы транспорта существенно зависят

157


материально-техническое обеспечение и ритмичная работа всех подразделений предприятия, длительность производственного цикла, оборачиваемость оборотных средств, производительность труда и себестоимость буровых работ и добычи нефти и газа. Как правило, буровые и нефтегазодобывающие предприятия обслуживаются хоз­ расчетными специализированными автотранспортными конторами (АТК), в которых сосредоточены все транспортные средства.

Для рациональной организации транспортного хозяйства в пер­ вую очередь необходимо правильно составить номенклатуру грузов, определить грузооборот и грузопотоки предприятия, составить схемы грузопотоков, организовать движение транспорта, выбрать виды и рассчитать количество транспортных средств.

При составлении номенклатуры грузов, подлежащих перевозке, все грузы распределяют на отдельные группы по признаку однород­ ности, степени транспортабельности, по маршрутам транспорти­

ровки и видам транспортных средств.

Грузооборот предприятия — это количество грузов, подлежа­ щих перемещению за определенный период времени (смену, сутки, месяц, квартал, год) с применением всех видов транспорта. Грузо­

оборот исчисляется в тоннах перемещаемого груза.

Грузопотоком предприятия называется количество грузов, пере­ мещаемых между отдельными пунктами погрузки и выгрузки за определенный период времени (смену, сутки, месяц, квартал,

год).

Данные о грузообороте и грузопотоках служат основанием для составления схемы грузопотоков и маршрутизации перевозок.^

Схема грузопотоков представляет собой обзорную карту района деятельности предприятия, на которой условными обозначениями нанесены центральные базы предприятия, базы (или склады) под­ разделений предприятия, направление, величина и категория (группа) грузов. Ширину линий грузопотоков вычерчивают на схеме в определенном масштабе в соответствии с тоннажем или объемом перевозимых грузов. Различные грузы выделяют на схеме услов­

ными обозначениями или цветами.

Маршрутизация перевозок — это установление определенного мар­ шрута грузов по данному грузопотоку. При построении маршрутов исходят из трех способов движения транспортных средств-, кольце­

вого, двустороннего и маятникового.

При к о л ь ц е в о м способе транспортные средства двигаются с грузом по замкнутому пути, обслуживая последовательно несколько пунктов назначения. Этот способ обеспечивает максимальное исполь­

зование транспортных средств.

Д в у с т о р о н н и й способ движения транспортных средств является разновидностью кольцевого. При этом способе транспорт­ ные средства движутся загруженными к пункту назначения и об­

ратно к пункту отправления.

При м а я т н и к о в о м способе транспортные средства дви­ жутся до пункта назначения загруженными, а обратно — порожня­

158