Файл: Экономика, организация и планирование буровых и нефтегазодобывающих предприятий учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
продолжительности ремонта работы производят в две смены (при продолжительности ремонта до 16 ч) или в три (при продолжитель ности ремонта более 16 ч). Состав смен различен по количеству и ква лификации. Обычно ремонт производят трое рабочих: оператор подземного ремонта (IV—VI разряда в зависимости от категории сложности ремонта), помощник оператора (III—IV разряда) и маши нист (водитель) подъемника (IV—VI разряда). Состав вахт увеличи вается на одного помощника оператора (III разряда) в случае спуско подъемных операций 102-мм труб с мостков или же с установкой труб за палец; при ремонте скважин, оборудованных погружным электронасосом; при ремонте скважин, находящихся на морских основаниях.
В качестве подъемника при подземном ремонте используют трактор-подъемник. Бригада обеспечивается также полным набором оборудования, различных приспособлений и ручным инструментом.
Капитальный ремонт скважин выполняют не только с целью поддержания в исправности и повышения производительности дей ствующего фонда скважин, но и ввода в эксплуатацию бездейству ющих скважин. Этот вид ремонта включает сложные работы, под разделяемые на следующие категории:
I. Изоляция продуктивных горизонтов от верхних вод.
II. Изоляция продуктивных горизонтов от подошвенных вод. III. Возврат на верхние продуктивные горизонты или углубле
ние скважины.
IV. Ликвидация скважины. V. Ликвидация аварий.
VI. Прочие ремонтно-исправительные работы.
Эти работы выполняют специальные бригады капитального ремонта. В зависимости от сложности ремонта его производят с пере движного подъемника или с буровой установки. Сложность ремонта определяет и численно-квалификационный состав бригад, а также
график сменности. Основной состав вахт состоит |
из 3—4 человек |
с передвижного подъемника и 4—5 — с буровой |
установки. Этот |
состав может увеличиваться. В частности, при спуске обсадной ко лонны состав смены может увеличиваться на одного помощника бурильщика.
При изоляционно-возвратных и ловильных работах рекомен дуется двухсменный график работы, а при зарезке и бурении вто рого ствола — трехсменный.
Для выполнения и ремонта скважин в составе НГДУ организуют специальный цех капитального и подземного текущего ремонта сква жин (ЦКПРС).
§ 3. Организация работ по обеспечению буровых промывочными жидкостями
Промывочную жидкость приготовляют или непосредственно . в скважине, если ее бурят на площади, в верхней части разреза которой имеются толщи коллоидных глин, или у буровой, или
-154
централизованно. Наиболее дешев первый способ, но он не всегда применим, так как не везде в геологическом разрезе скважин имеются слои глин необходимого качества, которые могли бы стать основным материалом для намыва глинистого раствора.
У буровой глинистый раствор приготовляют путем размешивания комковой глины в механических глиномешалках или чаще всего путем размешивания глинопорошка в гидравлических мешалках или цементосмесительных машинах.
Исходные материалы по буровым развозят заранее (глина, гли нопорошок, химические реагенты); раствор готовит, как правило, буровая бригада. Иногда организуют специальные звенья (из двух рабочих в каждом), которые заменяют буровые бригады, занима ющиеся приготовлением раствора, высвобождая их для выполнения более квалифицированных работ.
Централизованное приготовление промывочной жидкости заклю чается в размыве глины в глинокарьерах при помощи гидромонито ров или на глинозаводах в глиномешалках. Глинозавод работает в одну или две смены (в зависимости от потребности в промывочной жидкости). Б каждой смене участвуют 3—4 рабочих по ее приго товлению.
Организация централизованного приготовления промывочной жидкости экономически целесообразна в тех районах, где на сравни тельно небольшой площади в бурении находится значительное число скважин. На цех промывочных жидкостей, если он имеется в составе бурового предприятия, возлагают добычу глины, приготовление в централизованном порядке растворов по установленной рецептуре и подачу их по трубопроводам (или машинами) к скважинам, нахо дящимся в бурении. Кроме того, глинохозяйство должно снабжать, сухой глиной, глинопорошком или глинобрикетами, а также хими ческими реагентами те буровые, на которых промывочную жидкость, приготовляет буровая бригада.
Если в качестве промывочной жидкости используют воду, то она поступает на буровые: самотеком по водопроводу или каналам из водоемов, находящихся гипсометрически выше участка буровых работ; при помощи водокачек; в автоцистернах; из скважин, пробу ренных специально для целей водоснабжения. В цехе промывочных жидкостей должна быть лаборатория для контроля их качества.
§ 4. Организация газокомпрессорного хозяйства
Газокомпрессорное хозяйство осуществляет сбор попутного неф тяного газа и подачу его в магистральный газопровод, выработку сжатого воздуха или газа для компрессорной эксплуатации сква жин (так называемого рабочего агента) и других производственно технических целей.
Для сжатия рабочего агента до нужного давления применяют стационарные поршневые компрессоры с приводом от электродвига теля или двигателя внутреннего сгорания (газомотора). Такие ком-
155 ,
прессоры могут развивать давление на выкиде от 35 до 50 бар и имеют производительность 13—20 м3/мия. Кроме стационарных, приме няются также и передвижные компрессоры высокого давления (60— 80 бар) для пуска скважин производительностью 8—11 м3/мин. Приводом для них служит автомобильный двигатель.
Стационарные компрессоры устанавливают группами (до 20) в специальном помещении — компрессорной станции. Компрессор ная станция — основное производственное звено газокомпрессор ного хозяйства. Число станций зависит от конкретных условий нефтедобывающего предприятия (от количества газа, условий его сбора и перекачки, потребления сжатого воздуха и газа на произ водственные и другие нужды и т. д.).
С компрессорной станции рабочий агент подается через газораспределительные или воздухораспределительные будки (ГРБ или ВРБ) к скважинам, которые объединяют в отдельные группы по территориальному признаку. ГРБ (или ВРБ), как правило, разме щают в центре группы обслуживаемых скважин.
Основной элемент распределительной будки — батарея, через которую рабочий агент подается в отдельные скважины. Одна батарея может обслуяшвать до 32 скваяшн.
Всю работу по обслуживанию компрессорной станции органи зует заведующий, в подчинении которого находятся механик, маши нисты, масленщики и слесари.
Помимо компрессорных станций, в газокомпрессорное хозяйство могут входить механическая мастерская, занимающаяся ремонтом компрессорного оборудования, и электрогруппа.
§ 5. Организация геофизического обслуживания скважин
Объектами геофизического обслуживания являются скважины, находящиеся в бурении и эксплуатации. Геофизическое обслуживание скващин организуется на договорных началах. Договоры заклю чаются между геофизическими предприятиями (подрядчик) и буро выми и нефтегазодобывающими предприятиями (заказчик). Заказ чик ежегодно не позднее третьего квартала представляет геофизи ческим предприятиям заявки на планируемые в следующем году промыслово-геофизические работы. На основе этих заявок состав ляют проекты, сметы затрат и договоры на производство геофизи ческих работ в скважинах. В заявке указывают номер скважины, ее глубину, характер работ, интервал, подлежащий исследованию, время начала работ и т. д.
Заказчик обязан до приезда промыслово-геофизической партии подготовить скважину для производства работ. Подготовка заклю чается в проведении мероприятий, обеспечивающих беспрепятствен ный спуск до забоя и подъем геофизических приборов в скважине в течение времени, необходимого для проведения комплекса зака занных геофизических исследований.
156
Основная производственная единица для проведения геофизиче ских работ в скважинах — партия. В зависимости от вида выпол няемых работ партии подразделяются на каротажные, перфоратор ные, инклинометрические и др. Специализация партии и объем выполняемых работ определяют состав ее работников и техниче скую вооруженность. Как правило, около половины персонала этих партий составляют инженеры, являющиеся непосредственными ис полнителями работ.
Порядок проведения геофизических работ партиями следующий. Перед выездом на скважину начальник партии получает нарядмаршрут, в котором указаны объем работ, вид исследований, данные о времени производства работ и т. п. Начальник партии знакомит персонал с объемом предстоящих работ, обеспечивает проверку и погрузку оборудования и получает при необходимости (для перфо рации и торпедирования) взрывчатые вещества и средства взры вания.
Для проезда партии на скважину з&ранее устанавливается крат чайший маршрут. По приезде на скважину начальник партии уточ няет данные о скважине, записанные в наряде-маршруте, проверяет подготовленность скважины для геофизических исследований и орга низует выполнение заданного объема работ. По требованию заказ чика объем работ может быть увеличен по сравнению с предусмотрен ным в наряде-маршруте.
Начальник партии по окончании работ в день прибытия партии на базу сдает дежурному диспетчеру документацию, подтвержда ющую выполнение исследований, указанных в наряде-маршруте,
иорганизует осмотр, чистку и смазку оборудования и аппаратуры.
Овсех замеченных дефектах в оборудовании и аппаратуре, выявлен ных в процессе работ, он сообщает в ремонтный цех.
Первичные материалы геофизических исследований представ ляются заказчику непосредственно на скважине или не позднее трех дней после выполнения работ по заданию. Основные данные о результатах замеров кривизны в скважинах (угол наклона и ази мут) сообщаются заказчику непосредственно по окончанию замора
инеобходимых вычислений. Оформленные графические материалы исследований с их интерпретацией представляются заказчику в сроки установленные договором.
После оформления результатов геофизических исследований, выполненных по наряду-маршруту, составляют акт, определяющий объем произведенных работ. Акты являются документами, на основе которых учитываются и оплачиваются выполненные работы.
§ 6. Организация транспортного хозяйства
На буровых и нефтегазодобывающих предприятиях необходимо перемещать значительное количество грузов. На транспортных операциях занято до 12% общей численности производственного персонала. От бесперебойной работы транспорта существенно зависят
157
материально-техническое обеспечение и ритмичная работа всех подразделений предприятия, длительность производственного цикла, оборачиваемость оборотных средств, производительность труда и себестоимость буровых работ и добычи нефти и газа. Как правило, буровые и нефтегазодобывающие предприятия обслуживаются хоз расчетными специализированными автотранспортными конторами (АТК), в которых сосредоточены все транспортные средства.
Для рациональной организации транспортного хозяйства в пер вую очередь необходимо правильно составить номенклатуру грузов, определить грузооборот и грузопотоки предприятия, составить схемы грузопотоков, организовать движение транспорта, выбрать виды и рассчитать количество транспортных средств.
При составлении номенклатуры грузов, подлежащих перевозке, все грузы распределяют на отдельные группы по признаку однород ности, степени транспортабельности, по маршрутам транспорти
ровки и видам транспортных средств.
Грузооборот предприятия — это количество грузов, подлежа щих перемещению за определенный период времени (смену, сутки, месяц, квартал, год) с применением всех видов транспорта. Грузо
оборот исчисляется в тоннах перемещаемого груза.
Грузопотоком предприятия называется количество грузов, пере мещаемых между отдельными пунктами погрузки и выгрузки за определенный период времени (смену, сутки, месяц, квартал,
год).
Данные о грузообороте и грузопотоках служат основанием для составления схемы грузопотоков и маршрутизации перевозок.^
Схема грузопотоков представляет собой обзорную карту района деятельности предприятия, на которой условными обозначениями нанесены центральные базы предприятия, базы (или склады) под разделений предприятия, направление, величина и категория (группа) грузов. Ширину линий грузопотоков вычерчивают на схеме в определенном масштабе в соответствии с тоннажем или объемом перевозимых грузов. Различные грузы выделяют на схеме услов
ными обозначениями или цветами.
Маршрутизация перевозок — это установление определенного мар шрута грузов по данному грузопотоку. При построении маршрутов исходят из трех способов движения транспортных средств-, кольце
вого, двустороннего и маятникового.
При к о л ь ц е в о м способе транспортные средства двигаются с грузом по замкнутому пути, обслуживая последовательно несколько пунктов назначения. Этот способ обеспечивает максимальное исполь
зование транспортных средств.
Д в у с т о р о н н и й способ движения транспортных средств является разновидностью кольцевого. При этом способе транспорт ные средства движутся загруженными к пункту назначения и об
ратно к пункту отправления.
При м а я т н и к о в о м способе транспортные средства дви жутся до пункта назначения загруженными, а обратно — порожня
158