Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выбор оптимального крутящего момента свинчивания сущест­ венно влияет на усталостную прочность резьбового соединения.

Ряд исследователей рекомендует напряжения затяжки равны­ ми о3ат= (0,4-f-0,6)aT. Однако эти рекомендации относятся к бол­ товым соединениям небольшого диаметра (до 30 мм). Поэтому

М^1,кгс-м

Рис. 26. Зависимость предела выносливости от кру­ тящего момента свинчивания резьбового соединения 3-62 диаметром 75 мм.

/ — сталь марки 45; 2 — сталь марки 40ХНМА.

натурные усталостные испытания 75-мм соединений из сталей ма­ рок 45 и 40ХНМА с целью определения оптимального Л4кр свин­ чивания представляют большой интерес. На усталость испыты­ вали четыре серии образцов из стали марки 45, каждая с крутя­ щими моментами свинчивания 75, 150, 225 и 300 кгс-м и четыре серии образцов из стали марки 40ХНМА, с крутящими момента­ ми свинчивания 150, 225, 300 и 375 кгс-м.

На рис. 26 представлены результаты усталостных испытаний. Рассматривая кривые 1 и 2, необходимо отметить, что величина крутящего момента свинчивания влияет на усталостную проч­ ность соединения. Так, предельная амплитуда изгибающих мо­ ментов образцов, изготовленных из стали марки 45, при увеличе­ нии момента затяжки с 75 до 225 кгс-м увеличилась с 184 да 307 кгс-м, т. е. на 87%- Дальнейшее увеличение момента затяж­ ки для образцов из стали марки 45 приводит к некоторому умень­ шению предельной амплитуды изгибающих моментов по сравне­ нию с ее максимальным значением. Несколько иной вид имеет кривая зависимости предельной амплитуды моментов от момента свинчивания образцов из стали марки 40ХНМА.

Сравнение кривых 1 и 2 показывает, что максимальные предельные амплитуды образцов из сталей марок 45 и 40ХНМА,.

определенные

при различных моментах

свинчивания,

равны

между собой.

Анализ этих кривых также

показывает,

что для

68

сравнительной оценки материала соединения нельзя проводить усталостные испытания при одном и том же моменте свинчива­ ния. Так, при крутящих моментах 150 и 225 кгс-м образцы из стали марки 45 превосходят по предельной амплитуде изгибаю­

щих моментов образцы из стали марки

40ХНМА, однако при

моменте 300

кгс •м — результат

противоположный. Все

разруше­

ния происходили по первому полному витку резьбы ниппеля.

С увеличением

крутящего момента

свинчивания

растут на­

пряжения:

для

ниппельного

конца

соединения — растяги­

вающие, для муфтового кон-

 

ца — сжимающие. Таким обра­

,к г с / м м

зом, после свинчивания детали

 

соединения находятся в пред­

 

варительно

напряженном

со­

 

стоянии. В результате того, что

 

усталостная машина УКВ ра­

 

ботает при плоском, знакопе­

 

ременном

изгибе

симметрич­

 

ного цикла нагружения, испы­

 

тания

деталей

исследуемого

 

соединения

следует

рассмат­

 

ривать как при асимметрич­

 

ном цикле. Предельному изги­

 

бающему

моменту

соответст­

 

вует

предельная

 

амплитуда

 

асимметричного

цикла.

При

Рис. 27. Изменение средних напря­

свинчивании замкового соеди­

нения

в

ниппеле

создаются

жений о т в ниппеле и муф­

те соединения диаметром 75 мм в за­

растягивающие

напряжения,

висимости от Л1кр свинчивания при

что снижает допустимую пре­

приложении уИизг=150 кгс-м.

дельную амплитуду

перемен­

1 — ниппель; 2 — муфта.

ных напряжений. С другой сто­

 

роны, на торцах стыка ниппеля и муфты создаются сжимающие напряжения, препятствующие его раскрытию в процессе действия на соединение внешней изгибающей или растягивающей нагрузки. Происходит благоприятное перераспределение напряжений между деталями соединений. Все это положительно влияет на предель­ ную амплитуду (рис. 26, 27).

В некоторых случаях материалы для резьбового соединения сравнивают по результатам усталостных испытаний валов, выпол­ ненных с надрезом. Эти испытания ведут при симметричном цикле нагружения, что является несовершенным, так как не отражает тех сложных процессов, которые наблюдают при испытании затяну­

того соединения. В связи с этим были

проведены

' специальные

усталостные испытания на

машине УКВ. Образец

был выполнен

в виде вала с V -образной

выточкой в центре. Размер вала (диа­

метр 52 мм)

и форма выточки полностью соответствовали профи­

лю резьбы

ниппеля, где

происходят

усталостные

разрушения.

69



Усталостные испытания дали следующие результаты: предел вы­ носливости валов из стали марки 40ХНМА равен 12,5 кгс/мм2, а из стали марки 45—-9,5 кгс/мм2. Таким образом, если при уста­ лостных испытаниях соединений из этих марок сталей предель­ ная амплитуда отличается незначительно (см. рис. 26), то при испытании валов с концентратором предел выносливости образцов из стали марки 40ХНМА оказался выше, чем у образцов из ста­ ли марки 45, примерно на 30%. Это обстоятельство доказывает, что легированная сталь марки 40ХНМА более чувствительна к средним растягивающим напряжениям, чем сталь марки 45.

Для объяснения характера кривых зависимости предела вы­ носливости от крутящего момента свинчивания (рис. 26) заме­ ряли напряжения в ниппеле и муфте, свинченных с различными крутящими моментами, при действии на них изгибающего момен­ та. Напряжения замеряли в соединении, изготовленном из стали марки 45 с диаметром 75 мм. Тензодатчики, с базой 5 мм, разме­ щались в канавке равномерно по длине, прорезанной по образую­ щей резьбы шириной 10— 12 мм и глубиной на 1 мм ниже впади­ ны резьбы. Первый датчик в канавке ниппеля располагался меж­

ду первым

и вторым полными витками, второй — между шестым

и седьмым,

третий — между девятым и десятым витками. Соот­

ветственно располагались датчики в канавке муфты.

Измерение производили при помощи электронного измерителя деформаций с автоматической балансировкой АИД-1М. Соеди­ нение последовательно закрепляли следующими крутящими мо­ ментами: 75, 150, 225 и 300 кгс-м. Все соединения испытывали

при изгибающем

моменте, равном 150

кгс-м. Соответствующие

напряжения в ниппеле и муфте приведены на рис.

27 и в табл.

12.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

12

Крутящий

 

 

Значения напряжений в кгс/мм

 

 

 

 

 

 

 

2

1

3

1

4

 

момент

1

 

 

 

ния Мкр >

ниппель

муфта

ниппель

муфта

ниппель

 

муфта

муфта

 

К ГС -М

 

 

75

8

5

7,5

4

4,5

 

5,8

2,3

 

150

6

5,2

5,1

6 , 8

2 , 8

 

6,5

7,8

 

225

5,5

4,7

4,9

6,4

2,7

 

7,2

8,3

 

300

6,3

5

5,5

5,5

3,1

 

5,3

8,5

 

Из табл. 12 видно,

что

наибольшие

напряжения

возникают

у первого

витка резьбы

при

всех крутящих моментах свинчива­

ния. Эти

напряжения с

увеличением

крутящего

момента до

225 кгс-м уменьшаются. С увеличением Мкр до 300 кгс-м напря­ жения, возникающие в ниппеле при действии на соединение изги­ бающего момента 150 кгс-м, начинают расти. Аналогичная кар­

70


тина наблюдается в средней части длины резьбы ниппеля

(дат­

чик 2)

и у малого конуса (датчик

3 ). Если напряжения в

нип­

пеле,

с увеличением крутящего

момента

свинчивания

до>

225 кгс •м падают, то на муфте они

возрастают (см.

рис.

27).

Рассмотрим, как изменяются напряжения

в среднем

сечении

длины резьбы ниппеля и муфты с ростом момента затяжки при действии на соединение изгибающего момента 150 кгс-м. На рис. 27 эти зависимости даны в сопоставлении с кривой, устанав­ ливающей связь между предельной амплитудой и крутящим мо­ ментом свинчивания для соединений из стали марки 45. Для сое­ динений, свинченных с Мкр = 75 кгс-м, предельная амплитуда из­ гибающих моментов — наименьшая. При этом напряжения в нип­ пеле максимальные, а в муфте — минимальные, т. е. при недоста­ точном Мкр внешнюю нагрузку воспринимает в основном ниппель.

У соединений, свинченных с Мкр= 150 кгс

-м, значительно повыси­

лась предельная амплитуда. Результаты

измерения напряжений

показали, что в ниппеле эти напряжения резко падают, а в муфте возрастают. Таким образом, увеличение Л1кр привело к благо­ приятному перераспределению напряжений в деталях соединений. Хотя напряжения в муфте стали больше напряжений в ниппеле» усталостные разрушения по-прежнему происходили по ниппелю»

так как при

свинчивании

в нем

возникают

напряжения

растяжения, а в муфте — сжатия.

 

 

Соединения, свинченные

с

Л1кр = 225

кгс-м, дали

наивысшую

предельную

амплитуду.

Дальнейшее

увеличение

Мкр до

300 кгс-м приводит к ее уменьшению по сравнению с максималь­ ным значением. Напряжения в ниппеле начинают расти, а в муф­ т е — падать. Таким образом выявляется связь между предельной амплитудой соединений, свинченных различными крутящими мо­ ментами, и напряжениями, возникающими в деталях соединения при действии на них изгибающего момента. Проведенные иссле­ дования позволяют прогнозировать оптимальный крутящий мо­ мент, т. е. момент, при котором предельная амплитуда соединения наивысшая. Для построения зависимости (см. рис. 27) потребо­ валось проведение усталостных испытаний четырех серий образ­ цов, после чего определили предельную амплитуду изгибающих моментов соединения при оптимальном крутящем моменте свин­ чивания. В то же время оптимальный Л4кр можно приблизительно определить по результатам замера напряжений в деталях соеди­ нения.

Таким образом, вместо проведения усталостных испытаний четырех серий образцов для определения наивысшей предельной амплитуды, зная результаты замера напряжений, достаточно испытать лишь одну серию.

Значительный интерес представляет изучение влияния средних растягивающих напряжений на усталостную прочность замкового соединения. Средние растягивающие напряжения в ниппеле опре­ деляются крутящими моментами свинчивания.

71


Известно, что

Q = атРв>’

Q = М кр1а.

 

Следовательно,

 

 

= M

K p / a F H .

(11.78)

Для соединений, свинченных с AfKp = 75 кгс-м,

это напряжение

равно 6,85 кгс/мм2. Для соединений, свинченных с Мкр=150; 225; 376 кгс-м, напряжения составили соответственно 13,7; 20,6; 27,4

и 34,4 кгс/мм2.

Средние напряжения, при которых предельная амплитуда наи­ большая, будут оптимальными. Тогда для стали марки 45 они

равны 20,6 кгс/мм2 или

азат = 0,56ат,

а для

стали марки

40ХНМА — 27,4 кгс/мм2 или а3ат = О,420т.

 

 

 

 

Исследование напряжений от затяжки

 

 

и осевой нагрузки

После свинчивания с

приложением

крутящего

момента

Мкр

замковое резьбовое соединение затянуто силой Q. Сила Q вызы­

вает напряжения растяжения в ниппеле

и сжатия

в муфте.

На

замковое соединение помимо силы затяжки действует внешняя осевая нагрузка Р (вес колонны бурильных труб), которая уве-- личивает напряжение растяжения в ниппеле и уменьшает напря­ жение сжатия в муфте.

Для исследования осевых и окружных напряжений использо­ вали натурные образцы резьбовых соединений замка ЗШ-178, из­ готовленные из стали марки 40ХНМА, со следующими механиче­

скими

свойствами после термообработки: предел

текучести

9 0 ± 9 5

кгс/мм2; ударная вязкость 10— 13 кгс •м/см2;

твердость

НВ 285— 321; резьба фосфатированная (рис. 28). На образцах резьбовых соединений нарезали стандартную резьбу 3 -1 4 7 x 6 ,3 5 х X 1 : 6 по ГОСТ 5286— 58, а также специальную с трапецеидаль­ ным профилем 30° — ТК 148Х 6,35Х 1 : 6 и СК -90/148Х 7Х 1 : 6 с

углом профиля 90°. Точность нарезаемой резьбы: отклонение ша­

га

на

длине четырех

витков

± 0 ,0 5 мм и на

всей длине резьбы

± 0 ,0 7

мм;

отклонение

конусности по среднему диаметру на дли­

не

резьбы

ниппеля и

муфты

соответственно

± 0,02 —0,04 мм и

0ч— 0,06 мм. Осевой натяг при свинчивании резьбовых соедине­ ний вручную 0,3±0,4 мм.

Проволочные тензодатчики с базой 10 и 20 мм наклеивали на

внутренней

поверхности

ниппеля,

наружной поверхности

муфты,

а также в

продольных

канавках

(вдоль образующей

резьбы)

шириной 12 мм в осевом и перпендикулярном к оси направле­ ниях. Глубина канавки больше высоты профиля резьбы на 1 мм.

Свинчивание образцов резьбовых соединений производили на стенде, обеспечивающем максимальный крутящий момент

4000 кгс-м (рис. 29).

72