Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

i(111.45), после преобразований получим уравнение для определения вырывающей нагрузки

( 2h \т

 

 

 

 

а (~Р~]

 

(7т

Fv

(III.48)

Р В

1

+ к

о ,5 + а:

 

 

Для определения постоянных а и т провели испытания

162 сое­

динений труб диаметром 114, 127, 140, 168, 178, 245 и 278 мм, с

различными толщинами стенок из стали марок 1-55, N-80 и Р-110. В 148 случаях соединения разрушились вследствие вырыва резьбы. Применяя метод подбора из условия наибольшей сходимости раз­ рушающих нагрузок, полученных опытным путем и расчетных по предложенному уравнению (III.48), были найдены следующие зна­

чения: а = 2 ,3 9 ; /п = 0,59;

угол трения ср=14°21'.

Используя полученные значения и подставляя размеры в см,

получаем

 

 

 

 

 

a (2h)m =

2,39 (2-0,1734) 0 ,5 9

=

1.282;

 

 

 

 

0,14 Р

 

 

 

 

/

В окончательном виде формула для определения разрушающей

нагрузки при вырыве резьбы имеет вид

 

 

Р,

1,282р - ° ' 59 ав

I

<*г

(III.49)

Fxl

0,5/ + 0 , 14D

1 +

0 , I W

 

 

Для определения наименьшей разрушающей нагрузки в форму­ лу подставляют ов min и ат mm в кгс/см2, оговоренные соответствую­ щими стандартами. Вводят коэффициент 0,95, учитывающий от­ клонения геометрических размеров соединения от номинальных

.значений

РBtnln

0,95Fjl

1,282D - ° - 59aBmIn ,

Ormin 1

(III. 50)

0,5/ + 0.14D

/+ 0.14D J*

 

 

 

Данная формула приведена в бюллетене 5С2 АНИ и исполь­ зуется в зарубежной практике при определении допустимой рас­ тягивающей нагрузки.

Прочность при срезе витков для резьбы с углом профиля 60°, условие равнопрочное™ соединения по телу трубы в опасном сече­ нии и среза витков определяют так же, как и для трапецеидальной резьбы [соотношениями (III.26) и (III.27)].

Исходя из параметров резьбы по ГОСТ 632— 64, длина резьбы в зацеплении, необходимая для предотвращения среза витков, 1>2,\Ь. Поскольку в резьбовых соединениях обсадных труб по ГОСТ 632— 64 /^6,56, то прочность при срезе всегда будет значи­ тельно выше прочности по телу трубы.

148


Проведенные во ВНИИБТ испытания соединений обсадных труб диаметром 140, 168, 219 и 299 мм по ГОСТ 632—64 показали, что во всех случаях разрушение является следствием выхода резь­

бы из зацепления.

 

 

 

испытаний на растяжение

В табл. 39 приведены результаты

соединений по ГОСТ 632—64. Расчетную разрушающую

нагрузку

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 39

 

 

 

 

 

 

Отношение

эактической

 

 

 

 

Фактические

разрушающе?йнагрузки

Диаметр

Толщина

<хт,

 

к рас»1етной

 

разрушаю­

соединения,

стенки,

кгс/мм2

кгс/мм2

щие

нагрузки,

в опасном

 

мм

мм

 

тс

по телутрубы

 

 

 

 

 

 

сечении

 

10,15

41,5

78,0

 

240

1,20

0,61

 

10,20

41,5

78,0

 

239

1,19

0,61

 

10,20

41,5

78,0

 

240

1,19

0,61

 

9,15

41,5

78,0

 

189

1,07

0,53

 

9,15

41,5

78,0

 

196

1,11

0,55

168

9,05'

41,5

78,0

 

179

1,02

0,51

9,60

41,5

78,0

 

196

1,05

0,53

 

9,15

41,5

78,0

 

187

1,06

0,52

 

9,15

41,5

78,0

 

197

1,11

0,55

 

9,35

41,5

78,0

 

187

1,03

0,51

 

8,70

88,0

102,0

 

300

0,94

0,68

 

7,35

88,0

102,0

 

210

0,81

0,55

 

7,80

88,0

102,0

 

215

0,77

0,54

 

6,00

26,0

39,9

 

78

1,05

0,49

219

5,80

25,3

40,2

 

58

0.84

0,37

5,90

25,7

39,5

 

64

0,90

0,41

 

5,60

25,9

40,2

 

80

1,17

0,53

 

6,95

43,5

81,6

 

175

0,88

0,34

 

6,75

43,1

75,7

 

147

0,77

0,31

299

8,30

39,7

78,7

 

216

0,87

0,36

7,05

40,0

76,8

 

178

0,94

0,36

 

6,80

43,2

78,3

 

206

1,08

. 0,42

 

7,35

43,8

81,3

 

265

1,20

0,49

для вырыва резьбы определяли по формуле (III.49), исходя из фак­ тических механических свойств материала трубы и фактической площади опасного сечения. Сравнение результатов испытаний на растяжение обсадных труб показывает, что прочность соединений труб ОТТМ1 в 1,5—2 раза выше, чем у соединений по ГОСТ

632—64.

149


Расчет допустимых растягивающих нагрузок обсадных труб

В практике расчета допустимых растягивающих нагрузок об­ садных труб критерием сопротивляемости растяжению резьбовых соединений обсадных труб с углом профиля 60° является страги­ вающая нагрузка, при которой приведенное напряжение в опасном сечении достигает предела текучести. Страгивающую нагрузку

,; кгс/смг у

Р и с . 7 4 . Р а сч е т н ы е о к р уж н ы е н ап р я ж ен и я в о п а с ­

ном сечении

о т

д и а м е т р а л ь н о г о

н а т я г а .

1, 2 и 3 — для труб

с

толщиной стенки

соответственно

12, 10 и 8 мм, свинченных с номинальным натягом по ГОСТ 632—64; 4, 5 и 6 — то же, с наибольшим натягом ГОСТ 632—64.

принято определять по формуле Яковлева (III.33). Эта формула выражает состояние текучести в опасном сечении трубы, опреде­ ленном по теории максимальных касательных напряжений, для соединения свинченного без диаметрального натяга.

Для обеспечения надлежащих эксплуатационных характери­ стик, и в первую очередь герметичности, резьбовые соединения обсадных труб должны быть свинчены с гарантированным натягом.

Величина диаметрального

натяга,

регламентированная ГОСТ

632—64,

составляет 0,6± 0,2

мм для труб диаметром до 178 мм и

0,7± 0,2

мм для труб диаметром 194

мм и более. По сравнению с

требованиями прежнего ГОСТ 632— 57, натяг для труб диаметром 114— 168 мм был увеличен в 1,5 раза. Расчет по формуле Ламе показывает, что возникающие от натяга окружные напряжения в опасном сечении трубы во многих случаях могут существенно превысить предел текучести материала трубы. На рис. 74 пока­ заны расчетные окружные напряжения, возникающие в опасном

150

сечении трубы при свинчивании с номинальным и с наибольшим допустимым натягом в зависимости от диаметра труб.

Для соединений обсадных труб ОТТМ1, где регламентирован­ ная величина диаметрального натяга равна 0,75 мм, окружные напряжения, возникающие при свинчивании, будут еще больше, чем для соединений по ГОСТ 632— 64.

Экспериментальные данные, полученные при исследовании сое­ динений ОТТМ1 и по ГОСТ 632—64 показывают, что фактические

окружные

напряжения в опасном сечении трубы составляют

60— 100%

от расчетных по формуле Ламе и во многом зависят от

отклонений конусности резьбы и величины овальности. В тех слу­ чаях, когда расчетные напряжения превышали фактический пре­ дел текучести, при развинчивании соединения наблюдались оста­ точные диаметральные деформации. Таким образом, можно счи­ тать, что фактические окружные напряжения от натяга весьма близки к расчетным и при определении состояния текучести в опас­ ном сечении трубы пренебрегать этими напряжениями нельзя.

С другой стороны, попытка учесть влияние натяга при сохране­ нии прежнего критерия прочности резьбового соединения неиз­ бежно приведет к выводу, что напряжения в опасном сечении до­ стигают пределатекучести или сразу же после свинчивания и

страгивающая

нагрузка при этом будет

равна

нулю или

на­

столько мала,

что трубы практически нельзя будет использовать

по назначению.

 

 

 

Однако опыт эксплуатации обсадных

труб

показывает,

что

резьбовые соединения, свинченные с натягом, имеют значительный резерв прочности на растяжение, кроме того, хорошо известно, что недокрепление соединений снижает прочность соединений при растяжении. Следовательно, появление пластических деформаций не нарушает несущей способности соединения и за критерий проч­

ности соединения при

растяжении следует принять условие, при

котором происходит вырыв резьбы или разрыв по телу

в опас­

ном сечении трубы.

 

 

Для соединений обсадных труб с трапецеидальной

резьбой

ОТТМ1, а также труб

ОТТГ1 с нормальным диаметром

муфт,

имеющим аналогичное резьбовое соединение, за разрушающую нагрузку принимается наименьшая из подсчитанных исходя из условий разрушения по телу трубы в опасном сечении и вырыва резьбы.

Разрушающая нагрузка по телу трубы в опасном сечении, на­ ходящемся на расстоянии 14 мм от конца сбега резьбы, подсчи­

тывается по формуле

 

 

 

 

 

 

 

Рр =

mm = 0,785 [(D -

0,22)2 _ {D _

28)*] aBfflin, кгс,

(III.51)

где

D — номинальный наружный

диаметр

трубы

в см;

б •— но­

минальная толщина стенки трубы

в см;

aBmin — наименьший пре­

дел

прочности при растяжении

по ГОСТ

632—64

в кгс/см2.

151


Вырывающая нагрузка в кгс подсчитывается по формуле

 

Рв = л (6 — 0,08)

с.T m i n

dc +

Е х/0,15 +

0,24

(I I I .5 2 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5 — 0,07 - у

 

где

ат mm — наименьший

предел

текучести

в кгс •см2

по

ГОСТ 632— 64; d c — средний диаметр

тела

трубы в опасном сече­

нии,

равный D— (6 + 0,08)

в см;

I -— длина

резьбы,

находящейся

в

зацеплении,

равная

L — 1,4

см;

L — общая

длина

резьбы в см;

£■] — модуль упрочнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С т а л ь г р у п п ы п р о ч н о ст и

 

М о д у л ь у п р о ч н е ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н и я £ l t K r c / C M *

 

 

Д

.....................................................................................

 

 

 

 

 

 

50 000

 

 

К

иЕ ............................................................

 

 

 

 

 

 

35 000

 

 

Л

и

М ......................................................

 

 

 

 

 

25 000

 

Для труб типа ТБО и ОТТГ1 с уменьшенным наружным диа­ метром муфт разрушающие нагрузки подсчитываются так же, как и для труб ОТТМ1, за исключением случаев, когда прочность сое* динений ограничивается прочностью по телу муфты в опасном се­ чении, находящемся на расстоянии 6 мм от плоскости торца свин­ ченной трубы. В этих случаях разрушающая нагрузка подсчиты­ вается в кгс по формуле

Р Р =

F 1HoBmia =

0,785 [D l - ( D

- 0,0125

- А .)

■,Brnin>

(III.53)

где lx— номинальная длина наружной резьбы с

полным

профи­

лем в см; DM— номинальный

наружный

диаметр

муфты или

муфтовой части трубы в см.

 

 

 

 

 

 

Для

резьбовых

соединений

безмуфтовых

обсадных

труб

ОГ1м с толщиной стенки до 10

мм включительно

разрушающую

нагрузку определяют исходя из разрушения по телу ниппельной части в опасном сечении, находящемся на расстоянии 16 мм от упорного уступа, по формуле

Р р . * -

F i Ho Bmln -

0 , 7 8 5 [(D -

0 ,9 ) 2 - (D -

2 8 )2] a Bmin. ( I I I . 5 4 )

Для соединений труб ОГ1м с толщиной стенки 11 мм и более

разрушающую

нагрузку

определяют

исходя из

разрушения по

телу муфтовой части в опасном сечении, находящемся на расстоя­ нии 6 мм от плоскости торца ниппеля,

^ р.м= Г ]мавт1п = 0 , 7 8 5 [D2 - (D - l,19)2]a Bmln.

( Ш . 5 5 )

Допустимую осевую нагрузку для соединения определяют

где г) — коэффициент запаса на растяжение.

152