Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для исследований

выбрали коническое

резьбовое

соединение

с резьбой 3 = 1 8 -9 x 6 ,3 5 x 1 :6 . При

изготовлении

этого

резьбового

соединения на машиностроительном

заводе

для получения поло­

жительного осевого натяга 1,3±0,6 мм натяги

по резьбовому

ка­

либру— кольцу задавали

16,8±0,3

мм, а

по

резьбовому

ка­

либру— пробке 2,4± 0,4 мм. Этим

натягам

по калибрам

соответ­

ствует номинальный

натяг 3,325 мм.

 

 

 

 

 

 

Точность изготовления резьбы:

погрешность шага на всей длине

± 0,10

мм и на длине 25,4

мм ±0,024-0,04 мм, половины

угла про­

филя

± 4 5 ', конусности по среднему

диаметру

±0,20 мм.

Осевой

натяг (зазор между торцами) измеряли в 780 резьбовых соедине­ ниях после его свинчивания (без смазки) с приложением крутя­ щего момента около 25 кгс-м.

В результате математической обработки результатов измере­ ний определено среднее арифметическое, среднее квадратичное от­

клонения и пределы,

в которых

колеблется величина натяга.

Для

нахождения средней

арифметической

величины

натяга

составили

табл. 53.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

53

 

Среднеарифме­

 

 

Произведение

Условное

 

 

 

 

 

 

 

среднеариф­

 

Произведение

 

тические (простые) Количе­

отклонение

 

 

значения из число­ ство натя­

метического

номера класса

количества натягов

 

вых значений гра­

гов на ин­

значения

от номера

 

на условное откло­

 

ниц каждого

тервал р

на количество

нулевого

 

нение номера

 

класса Ит Ср

 

 

натягов

класса яусл

 

 

класса ра

 

 

 

pHт. ср

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 ,8

 

5

4,0

—5

 

 

—25

 

Г,0

 

43

43,0

—4

 

 

—172

 

1 ,2

 

88

105,6

—3

 

 

—264

 

1,4

 

ПО

154,0

— 2

 

 

— 220

 

 

1 ,6

 

147

235,2

— 1

 

 

— 147

 

1 ,8

 

172

309,6

0

 

 

0

 

 

2 ,0

 

105

2 1 0 ,0

1

 

 

105

 

2 ,2

 

73

160,6

2

 

 

146

 

2,4

 

31

74,4

3

 

 

93

 

2 ,6

 

4

10,4

4

 

 

16

 

2 ,8

 

2

5,6

5

 

 

10

 

И то го

 

780

1312,4

2 =

—458

 

 

Средняя арифметическая величина натяга Мн=1,68 мм. По

значениям # т. ср и р

строим гистограмму (рис.

84).

Среднее квад­

ратическое отклонение ц = ± 0 ,3 7

мм.

 

 

 

 

 

 

Значение натяга

Я т можно

рассматривать

как

результат

сум­

марного действия ряда факторов (наладка станка, точность изго­ товления резьбообразующего инструмента, отклонения натягов по калибрам, отклонения элементов резьбы и т. д.), мало завися­ щих друг от друга. Влияние одного фактора на натяг намного пе­ рекрывается суммарным влиянием всех остальных. При большом числе факторов, учесть которые невозможно, закон распределения

191


натягов приближается к нормальному.

Имея

значения

Мн и ст, а

также

Я т. ср, используя

уравнение

нормального закона

распреде­

ления,

строим

нормальную

кривую

распределения

в масштабе,

в

котором построены гистограмма и эмпирическая опытная

кривая.

Пользуясь

нормальной кривой распределения,

можно более точно

 

 

 

 

 

 

 

определить

процент

резь­

 

 

 

 

 

 

 

бовых соединений, тре­

 

 

 

 

 

 

 

бующих

исправления,

 

 

 

 

 

 

 

т. е. подрезки торцов или

 

 

 

 

 

 

 

перенарезания

 

резьбы

 

 

 

 

 

 

 

для получения

 

натяга

в

 

 

 

 

 

 

 

пределах

допуска

± а ,

 

 

 

 

 

 

 

± 2 о или ± 3 а . В

зависи­

 

 

 

 

 

 

 

мости

от

количества

и

 

 

 

 

 

 

 

точности

изготовления

 

 

 

 

 

 

 

резьбовых

соединений

с

 

 

 

 

 

 

 

положительными

 

натя­

 

 

 

 

 

 

 

гами допуск можно

при­

 

 

 

 

 

 

 

нимать в пределах от ± а

 

0,8

и2

!,6

2,0

2,0 Н,мм

до ± 3 а .

 

в

которых

 

 

 

 

 

 

 

Пределы,

Рис. 84. Гистограмма и кривая

распределе­

колеблется

величина

по­

ния

натягов при свинчивании

конических

ложительного натяга,

 

резьбовых

соединений с

резьбой 3-189Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х6.35Х 1 : 6.

 

 

Мн -f- За =

1,68 +

 

 

 

 

 

 

 

 

-г 1,11 = 2,79 мм;

 

 

 

 

Ма — Зо

1,68 — 1,11 = 0 ,5 7

мм.

 

 

 

 

 

По опыту изготовления конических резьбовых соединений за­

бойных двигателей допуск на натяг # т целесообразно

устанавли­

вать Я т±2(г. В этом случае свыше 95% резьбовых соединений бу­ дут изготовляться с натягом в пределах допуска и лишь около 5% потребуют исправления. Для получения натяга 1,3± 0,6 мм необ­ ходимо внести коррективы в технологический процесс.

Проведенными исследованиями установлено, что при сохране­ нии нижнего и верхнего пределов положительного натяга добиться 100% взаимозаменяемости конических резьбовых соединений не­ возможно. Для достижения более полной функциональной взаимо­ заменяемости по натягу необходимо ужесточить отклонения эле­ ментов профиля резьбы, а также уменьшить влияние других тех­ нологических факторов, чтобы свести до минимума рассеяние ст, так как чем меньше о, тем теснее и ближе будут натяги к своему среднему арифметическому Мп.

Технологический процесс изготовления резьбовых соединений необходимо периодически контролировать известными методами теории вероятности и вариационной статистики.

192


Н а т я г и п о р е зь б о в ы м

 

С р е д н е ­

к а л и б р а м

Т е о р е т и -

О б о з н а ч е ­

 

ч е с к и й

а р и ф м е ­

ни е р е з ь б ы

 

н а т я г Н т

т и ч еск и й

к о л ь ц у

п р о б к е

 

И т

 

*с р

3-147

16+°-25

2

' ° — 0

, 2 5

2,125

1,50

3-189

16+°’25

2

' 2 — 0

, 2 5

2,325

1,57

РКТ218

16+°.40

4. 6-0 .4

4,600

3,43

Т аб л и ц а 54

С р е д н е ­

С р е д н я я

К о л и ч е ­

к в а д р а ­

в е л и ч и н а с т в о и з м е ­

ти ч н ы й

на к о м п е н ­

р ен и я

«о

са ц и и я к

п

±0,15

0,63

279

±0,14

0,76

186

±0,80

1,17

331

В табл. 54 приведена обработка результатов измерения натя­ гов при свинчивании резьбовых соединений с резьбой 3-147Х

Х 6 ,3 5 Х 1 :6 ; 3 -1 8 9 x 6 ,3 5 x 1 :6 и РКТ 2 1 8 X 6 ,3 5 X 1 :1 6 после соот­ ветствующего уточнения технологического процесса на двух ма­ шиностроительных заводах-изготовителях турбобуров.

СВИНЧИВАНИЕ КОНИЧЕСКИХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ С НАТЯГАМИ

В процессе эксплуатации турбобуров и электробуров резьбо­ вые соединения свинчивают и развинчивают. Это необходимая опе­

рация при

сборке — разборке двигателей и сборке

секционных

турбобуров

на

буровой. Во время

свинчиваний— развинчиваний

положительный

натяг в коническом

резьбовом

соединении умень­

шается. При многократном свинчивании витки

резьбы

несколько

деформируются, сглаживаются шероховатости ее поверхности. Это уменьшает первоначально заданный натяг (зазор между упорны­ ми торцами), особенно после первого свинчивания резьбового со­ единения.

В результате исследований, проведенных во ВНИИБТ, установ­

лена зависимость натяга от количества свинчиваний

конических

резьбовых соединений с резьбой типа

МК

230X 6X 1 : 16 из стали

марки 40ХН

с сгт= 55±-60 кгс/мм2; НВ 245;

натягом 3,5

мм;

Мкр =

= 2200 кгс-м

(рис. 85). Натяг

резко уменьшается на первых семи

свинчиваниях

(участок А В );

в дальнейшем натяг изменяется не­

значительно

(участок В С ). На участке ВС наблюдается медленный

износ резьбы.

Одновременно

с

изменением

натяга

уменьшаются

крутящий момент свинчивания

и коэффициент трения

в

резьбе.

Шероховатость

поверхности

резьбы

изменяется на

один

класс

(с пятого на шестой).

Интенсивность уменьшения натяга также зависит от механиче­ ских свойств материала, гальванических покрытий, точности изго­ товления резьбы и качества смазки. Например, при наличии раз­ ности в половинах угла профиля резьбы муфты и ниппеля на ее поверхности образуются сминаемые в процессе свинчивания пло-

7 Зак. 678

193


щадки f, приводящие к уменьшению натяга (рис. 86). Экспери­ ментами установлено, что в случае увеличения разности в полови­ нах угла профиля более чем на 70' (отклонение половины угла профиля более чем ± 3 5 ') на поверхности резьбы появляются коль­

 

 

 

 

цевые

 

риски,

переходящие

в

 

 

 

 

задиры. Это вызывает увели­

 

 

 

 

чение

крутящего момента

свин­

3

 

 

 

чивания,

который с повышением

Z

 

 

 

разности

с

70 до

140'

может

 

 

 

увеличиться

в два

раза.

Опти­

1

 

 

 

мальный

допуск

на

половину

 

 

 

угла

профиля

необходимо

за­

3

10

1 5

2 .0 п с$'

 

 

 

 

давать

не

более ± 3 5 '.

На

 

вели­

Рис. 85. Зависимость натяга от коли­

чину

 

уменьшения

натяга

 

при

чества свинчивания резьбового соеди­

многократном

свинчивании влия­

нения с резьбой МК230Х6Х1 : 16 без

ет

отклонение

конусности

 

резь­

гальванического покрытия, изготов­

бы муфты и ниппеля.

 

 

 

 

ленного с осевым натягом 3,5 мм.

 

 

 

гра­

 

 

 

 

 

На

 

рис.

87

представлен

 

 

 

 

 

фик

уменьшения

осевого

 

натя­

 

 

 

 

га

переходах

по

длине

ок­

 

 

 

 

ружности

наружного

диаметра

 

 

 

 

соединения). Из рисунка видно,

 

 

 

 

что в соединении 1, выполненном

 

 

 

 

с наибольшими отклонениями ко­

 

 

 

 

нусности

(А/ССум = 0,48

мм)

и

 

 

 

 

замыканием по большому конусу

 

 

 

 

резьбы,

происходит

уменьшение

 

 

 

 

натяга

 

наиболее

интенсивно.

 

 

 

 

В

этом

соединении

полное

 

со­

 

 

 

 

пряжение

 

происходит

по

одно­

 

 

 

 

му

полному

витку

резьбы.

 

По

Рис. 86. Свинчивание резьбы с от­

остальным виткам на всей длине

свинчивания

 

образовались

 

за­

клонениями половины

угла про­

зоры.

По мере

приработки

резь­

 

филя.

 

 

бы количество витков с полным

 

 

 

 

сопряжением увеличивается,

 

ин­

тенсивность

уменьшения натяга

прекращается.

 

 

 

 

 

 

В соединениях

3 и 4 с суммарным отклонением конусности 0,11

и 0,01 мм и замыканием по меньшему диаметру с симметричным расположением допусков стабилизация натяга наступает уже пос­ ле десяти свинчиваний. Следовательно, асимметричное располо­ жение отклонений конусности резьбы муфты минус 0,24 мм и нип­ пеля — плюс 0,24 мм, благоприятно влияющее на повышение гер­ метичности и уменьшающее влияние погрешности шага на измене­ ние натяга, увеличивает потерю натяга в процессе многократного свинчивания.

Замковые соединения, как правило, не изготовляют с положи­ тельными натягами. Однако интенсивный износ витков резьбы

194


у большого диаметра конуса ведет к уменьшению положительного натяга (если он был задан при изготовлении) и увеличению отри­ цательного. Не влияют на уменьшение натяга отклонения конус­ ности резьбы с ДКсум= 0,11 мм и замыканием у меньшего диамет­

ра {кривая

3). По ГОСТ 5286— 58 схема

расположения допусков

в замковой

резьбе принята симметричной

± 0 ,2 0 мм, а

по стан­

дарту 7 АНИ — асимметричной: плюс 0,25

мм у ниппеля и минус

0,25 мм у муфты. Поэтому Д/ССум может быть у замковой

резьбы

Рисг 87. Зависимость натяга от количества свинчиваний резьбового соединения замка ЗШ-178 с резьбой 3-147x6,35x1 :6, изготовленно­ го с осевым натягом 1,5 мм.

по ГОСТ 5286— 58 — 0,40 мм с замыканием по большому или мень­

шему диаметру конуса,

а по Стандарту 7 АНИ — 0,50 мм с замы­

канием только по большому диаметру конуса.

 

Наблюдения, проведенные в условиях бурения, также подтвер­

дили снижение износостойкости резьбового соединения

замка

ЗШ-178 с суммарным

отклонением конусности резьбы

0,40—

0,50 мм. В результате износа витки резьбы, расположенные ближе к упорному уступу ниппеля, заостряются, отрицательный натяг в соединении увеличивается. Экспериментами установлено незначи­ тельное влияние на снижение износостойкости конической резьбы,

врезультате многократного свинчивания резьбового соединения 2

ссуммарным отклонением конусности 0,29 мм и замыканием у

большого диаметра конуса (см. рис. 87, кривая 2).

Отклонения конусности резьбы (плюс муфты и минус ниппеля) с замыканием у меньшего диаметра конуса и Д/ССум = 0,28 мм не вызывают задиров и заеданий при свинчивании резьбового соеди­ нения, хотя это отрицательно влияет на напряженность, монолит­ ность, герметичность соединения.

7* 195