Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 6
Для исследований |
выбрали коническое |
резьбовое |
соединение |
|||||||
с резьбой 3 = 1 8 -9 x 6 ,3 5 x 1 :6 . При |
изготовлении |
этого |
резьбового |
|||||||
соединения на машиностроительном |
заводе |
для получения поло |
||||||||
жительного осевого натяга 1,3±0,6 мм натяги |
по резьбовому |
ка |
||||||||
либру— кольцу задавали |
16,8±0,3 |
мм, а |
по |
резьбовому |
ка |
|||||
либру— пробке 2,4± 0,4 мм. Этим |
натягам |
по калибрам |
соответ |
|||||||
ствует номинальный |
натяг 3,325 мм. |
|
|
|
|
|
|
|||
Точность изготовления резьбы: |
погрешность шага на всей длине |
|||||||||
± 0,10 |
мм и на длине 25,4 |
мм ±0,024-0,04 мм, половины |
угла про |
|||||||
филя |
± 4 5 ', конусности по среднему |
диаметру |
±0,20 мм. |
Осевой |
натяг (зазор между торцами) измеряли в 780 резьбовых соедине ниях после его свинчивания (без смазки) с приложением крутя щего момента около 25 кгс-м.
В результате математической обработки результатов измере ний определено среднее арифметическое, среднее квадратичное от
клонения и пределы, |
в которых |
колеблется величина натяга. |
Для |
|||||||
нахождения средней |
арифметической |
величины |
натяга |
составили |
||||||
табл. 53. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
53 |
|
|
Среднеарифме |
|
|
Произведение |
Условное |
|
|
|
|
|
|
|
|
среднеариф |
|
Произведение |
|
|||||
тические (простые) Количе |
отклонение |
|
|
|||||||
значения из число ство натя |
метического |
номера класса |
количества натягов |
|
||||||
вых значений гра |
гов на ин |
значения |
от номера |
|
на условное откло |
|
||||
ниц каждого |
тервал р |
на количество |
нулевого |
|
нение номера |
|
||||
класса Ит Ср |
|
|
натягов |
класса яусл |
|
|
класса ра |
|
||
|
|
pHт. ср |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
0 ,8 |
|
5 |
4,0 |
—5 |
|
|
—25 |
|
||
Г,0 |
|
43 |
43,0 |
—4 |
|
|
—172 |
|
||
1 ,2 |
|
88 |
105,6 |
—3 |
|
|
—264 |
|
||
1,4 |
|
ПО |
154,0 |
— 2 |
|
|
— 220 |
|
|
|
1 ,6 |
|
147 |
235,2 |
— 1 |
|
|
— 147 |
|
||
1 ,8 |
|
172 |
309,6 |
0 |
|
|
0 |
|
|
|
2 ,0 |
|
105 |
2 1 0 ,0 |
1 |
|
|
105 |
|
||
2 ,2 |
|
73 |
160,6 |
2 |
|
|
146 |
|
||
2,4 |
|
31 |
74,4 |
3 |
|
|
93 |
|
||
2 ,6 |
|
4 |
10,4 |
4 |
|
|
16 |
|
||
2 ,8 |
|
2 |
5,6 |
5 |
|
|
10 |
|
||
И то го |
|
780 |
1312,4 |
2 = |
—458 |
|
|
|||
Средняя арифметическая величина натяга Мн=1,68 мм. По |
||||||||||
значениям # т. ср и р |
строим гистограмму (рис. |
84). |
Среднее квад |
|||||||
ратическое отклонение ц = ± 0 ,3 7 |
мм. |
|
|
|
|
|
|
|||
Значение натяга |
Я т можно |
рассматривать |
как |
результат |
сум |
марного действия ряда факторов (наладка станка, точность изго товления резьбообразующего инструмента, отклонения натягов по калибрам, отклонения элементов резьбы и т. д.), мало завися щих друг от друга. Влияние одного фактора на натяг намного пе рекрывается суммарным влиянием всех остальных. При большом числе факторов, учесть которые невозможно, закон распределения
191
натягов приближается к нормальному. |
Имея |
значения |
Мн и ст, а |
||||||||||
также |
Я т. ср, используя |
уравнение |
нормального закона |
распреде |
|||||||||
ления, |
строим |
нормальную |
кривую |
распределения |
в масштабе, |
в |
|||||||
котором построены гистограмма и эмпирическая опытная |
кривая. |
||||||||||||
Пользуясь |
нормальной кривой распределения, |
можно более точно |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
определить |
процент |
резь |
||||
|
|
|
|
|
|
|
бовых соединений, тре |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
бующих |
исправления, |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
т. е. подрезки торцов или |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
перенарезания |
|
резьбы |
||||
|
|
|
|
|
|
|
для получения |
|
натяга |
в |
|||
|
|
|
|
|
|
|
пределах |
допуска |
± а , |
||||
|
|
|
|
|
|
|
± 2 о или ± 3 а . В |
зависи |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
мости |
от |
количества |
и |
|||
|
|
|
|
|
|
|
точности |
изготовления |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
резьбовых |
соединений |
с |
||||
|
|
|
|
|
|
|
положительными |
|
натя |
||||
|
|
|
|
|
|
|
гами допуск можно |
при |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
нимать в пределах от ± а |
||||||
|
0,8 |
и2 |
!,6 |
2,0 |
2,0 Н,мм |
до ± 3 а . |
|
в |
которых |
||||
|
|
|
|
|
|
|
Пределы, |
||||||
Рис. 84. Гистограмма и кривая |
распределе |
колеблется |
величина |
по |
|||||||||
ния |
натягов при свинчивании |
конических |
ложительного натяга, |
|
|||||||||
резьбовых |
соединений с |
резьбой 3-189Х |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Х6.35Х 1 : 6. |
|
|
Мн -f- За = |
1,68 + |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
-г 1,11 = 2,79 мм; |
|
|||||
|
|
|
Ма — Зо |
1,68 — 1,11 = 0 ,5 7 |
мм. |
|
|
|
|
|
|||
По опыту изготовления конических резьбовых соединений за |
|||||||||||||
бойных двигателей допуск на натяг # т целесообразно |
устанавли |
вать Я т±2(г. В этом случае свыше 95% резьбовых соединений бу дут изготовляться с натягом в пределах допуска и лишь около 5% потребуют исправления. Для получения натяга 1,3± 0,6 мм необ ходимо внести коррективы в технологический процесс.
Проведенными исследованиями установлено, что при сохране нии нижнего и верхнего пределов положительного натяга добиться 100% взаимозаменяемости конических резьбовых соединений не возможно. Для достижения более полной функциональной взаимо заменяемости по натягу необходимо ужесточить отклонения эле ментов профиля резьбы, а также уменьшить влияние других тех нологических факторов, чтобы свести до минимума рассеяние ст, так как чем меньше о, тем теснее и ближе будут натяги к своему среднему арифметическому Мп.
Технологический процесс изготовления резьбовых соединений необходимо периодически контролировать известными методами теории вероятности и вариационной статистики.
192
Н а т я г и п о р е зь б о в ы м |
|
С р е д н е |
|
к а л и б р а м |
Т е о р е т и - |
||
О б о з н а ч е |
|
ч е с к и й |
а р и ф м е |
ни е р е з ь б ы |
|
н а т я г Н т |
т и ч еск и й |
к о л ь ц у |
п р о б к е |
|
И т |
|
*с р |
3-147 |
16+°-25 |
2 |
' ° — 0 |
, 2 5 |
2,125 |
1,50 |
3-189 |
16+°’25 |
2 |
' 2 — 0 |
, 2 5 |
2,325 |
1,57 |
РКТ218 |
16+°.40 |
4. 6-0 .4 |
4,600 |
3,43 |
Т аб л и ц а 54
С р е д н е |
С р е д н я я |
К о л и ч е |
к в а д р а |
в е л и ч и н а с т в о и з м е |
|
ти ч н ы й |
на к о м п е н |
р ен и я |
«о |
са ц и и я к |
п |
±0,15 |
0,63 |
279 |
±0,14 |
0,76 |
186 |
±0,80 |
1,17 |
331 |
В табл. 54 приведена обработка результатов измерения натя гов при свинчивании резьбовых соединений с резьбой 3-147Х
Х 6 ,3 5 Х 1 :6 ; 3 -1 8 9 x 6 ,3 5 x 1 :6 и РКТ 2 1 8 X 6 ,3 5 X 1 :1 6 после соот ветствующего уточнения технологического процесса на двух ма шиностроительных заводах-изготовителях турбобуров.
СВИНЧИВАНИЕ КОНИЧЕСКИХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ С НАТЯГАМИ
В процессе эксплуатации турбобуров и электробуров резьбо вые соединения свинчивают и развинчивают. Это необходимая опе
рация при |
сборке — разборке двигателей и сборке |
секционных |
|||
турбобуров |
на |
буровой. Во время |
свинчиваний— развинчиваний |
||
положительный |
натяг в коническом |
резьбовом |
соединении умень |
||
шается. При многократном свинчивании витки |
резьбы |
несколько |
деформируются, сглаживаются шероховатости ее поверхности. Это уменьшает первоначально заданный натяг (зазор между упорны ми торцами), особенно после первого свинчивания резьбового со единения.
В результате исследований, проведенных во ВНИИБТ, установ
лена зависимость натяга от количества свинчиваний |
конических |
||||||||
резьбовых соединений с резьбой типа |
МК |
230X 6X 1 : 16 из стали |
|||||||
марки 40ХН |
с сгт= 55±-60 кгс/мм2; НВ 245; |
натягом 3,5 |
мм; |
Мкр = |
|||||
= 2200 кгс-м |
(рис. 85). Натяг |
резко уменьшается на первых семи |
|||||||
свинчиваниях |
(участок А В ); |
в дальнейшем натяг изменяется не |
|||||||
значительно |
(участок В С ). На участке ВС наблюдается медленный |
||||||||
износ резьбы. |
Одновременно |
с |
изменением |
натяга |
уменьшаются |
||||
крутящий момент свинчивания |
и коэффициент трения |
в |
резьбе. |
||||||
Шероховатость |
поверхности |
резьбы |
изменяется на |
один |
класс |
(с пятого на шестой).
Интенсивность уменьшения натяга также зависит от механиче ских свойств материала, гальванических покрытий, точности изго товления резьбы и качества смазки. Например, при наличии раз ности в половинах угла профиля резьбы муфты и ниппеля на ее поверхности образуются сминаемые в процессе свинчивания пло-
7 Зак. 678 |
193 |
щадки f, приводящие к уменьшению натяга (рис. 86). Экспери ментами установлено, что в случае увеличения разности в полови нах угла профиля более чем на 70' (отклонение половины угла профиля более чем ± 3 5 ') на поверхности резьбы появляются коль
|
|
|
|
цевые |
|
риски, |
переходящие |
в |
|||||||
|
|
|
|
задиры. Это вызывает увели |
|||||||||||
|
|
|
|
чение |
крутящего момента |
свин |
|||||||||
3 |
|
|
|
чивания, |
который с повышением |
||||||||||
Z |
|
|
|
разности |
с |
70 до |
140' |
может |
|||||||
|
|
|
увеличиться |
в два |
раза. |
Опти |
|||||||||
1 |
|
|
|
мальный |
допуск |
на |
половину |
||||||||
|
|
|
угла |
профиля |
необходимо |
за |
|||||||||
3 |
10 |
1 5 |
2 .0 п с$' |
||||||||||||
|
|
|
|
давать |
не |
более ± 3 5 '. |
На |
|
вели |
||||||
Рис. 85. Зависимость натяга от коли |
чину |
|
уменьшения |
натяга |
|
при |
|||||||||
чества свинчивания резьбового соеди |
многократном |
свинчивании влия |
|||||||||||||
нения с резьбой МК230Х6Х1 : 16 без |
ет |
отклонение |
конусности |
|
резь |
||||||||||
гальванического покрытия, изготов |
бы муфты и ниппеля. |
|
|
|
|
||||||||||
ленного с осевым натягом 3,5 мм. |
|
|
|
гра |
|||||||||||
|
|
|
|
|
На |
|
рис. |
87 |
представлен |
|
|||||
|
|
|
|
фик |
уменьшения |
осевого |
|
натя |
|||||||
|
|
|
|
га |
(в |
переходах |
по |
длине |
ок |
||||||
|
|
|
|
ружности |
наружного |
диаметра |
|||||||||
|
|
|
|
соединения). Из рисунка видно, |
|||||||||||
|
|
|
|
что в соединении 1, выполненном |
|||||||||||
|
|
|
|
с наибольшими отклонениями ко |
|||||||||||
|
|
|
|
нусности |
(А/ССум = 0,48 |
мм) |
и |
||||||||
|
|
|
|
замыканием по большому конусу |
|||||||||||
|
|
|
|
резьбы, |
происходит |
уменьшение |
|||||||||
|
|
|
|
натяга |
|
наиболее |
интенсивно. |
||||||||
|
|
|
|
В |
этом |
соединении |
полное |
|
со |
||||||
|
|
|
|
пряжение |
|
происходит |
по |
одно |
|||||||
|
|
|
|
му |
полному |
витку |
резьбы. |
|
По |
||||||
Рис. 86. Свинчивание резьбы с от |
остальным виткам на всей длине |
||||||||||||||
свинчивания |
|
образовались |
|
за |
|||||||||||
клонениями половины |
угла про |
зоры. |
По мере |
приработки |
резь |
||||||||||
|
филя. |
|
|
бы количество витков с полным |
|||||||||||
|
|
|
|
сопряжением увеличивается, |
|
ин |
|||||||||
тенсивность |
уменьшения натяга |
прекращается. |
|
|
|
|
|
|
|||||||
В соединениях |
3 и 4 с суммарным отклонением конусности 0,11 |
и 0,01 мм и замыканием по меньшему диаметру с симметричным расположением допусков стабилизация натяга наступает уже пос ле десяти свинчиваний. Следовательно, асимметричное располо жение отклонений конусности резьбы муфты минус 0,24 мм и нип пеля — плюс 0,24 мм, благоприятно влияющее на повышение гер метичности и уменьшающее влияние погрешности шага на измене ние натяга, увеличивает потерю натяга в процессе многократного свинчивания.
Замковые соединения, как правило, не изготовляют с положи тельными натягами. Однако интенсивный износ витков резьбы
194
у большого диаметра конуса ведет к уменьшению положительного натяга (если он был задан при изготовлении) и увеличению отри цательного. Не влияют на уменьшение натяга отклонения конус ности резьбы с ДКсум= 0,11 мм и замыканием у меньшего диамет
ра {кривая |
3). По ГОСТ 5286— 58 схема |
расположения допусков |
|
в замковой |
резьбе принята симметричной |
± 0 ,2 0 мм, а |
по стан |
дарту 7 АНИ — асимметричной: плюс 0,25 |
мм у ниппеля и минус |
||
0,25 мм у муфты. Поэтому Д/ССум может быть у замковой |
резьбы |
Рисг 87. Зависимость натяга от количества свинчиваний резьбового соединения замка ЗШ-178 с резьбой 3-147x6,35x1 :6, изготовленно го с осевым натягом 1,5 мм.
по ГОСТ 5286— 58 — 0,40 мм с замыканием по большому или мень
шему диаметру конуса, |
а по Стандарту 7 АНИ — 0,50 мм с замы |
|
канием только по большому диаметру конуса. |
|
|
Наблюдения, проведенные в условиях бурения, также подтвер |
||
дили снижение износостойкости резьбового соединения |
замка |
|
ЗШ-178 с суммарным |
отклонением конусности резьбы |
0,40— |
0,50 мм. В результате износа витки резьбы, расположенные ближе к упорному уступу ниппеля, заостряются, отрицательный натяг в соединении увеличивается. Экспериментами установлено незначи тельное влияние на снижение износостойкости конической резьбы,
врезультате многократного свинчивания резьбового соединения 2
ссуммарным отклонением конусности 0,29 мм и замыканием у
большого диаметра конуса (см. рис. 87, кривая 2).
Отклонения конусности резьбы (плюс муфты и минус ниппеля) с замыканием у меньшего диаметра конуса и Д/ССум = 0,28 мм не вызывают задиров и заеданий при свинчивании резьбового соеди нения, хотя это отрицательно влияет на напряженность, монолит ность, герметичность соединения.
7* 195