Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 6
Значение среднего |
поперечного |
давления |
Р 0 определяют из |
||||||||
известной формулы Ляме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Ро = |
Дф£ |
|
|
ср/ х^ср |
|
|
(IV.8) |
||||
2d |
ср |
|
|
D2 — $ |
н |
|
|
||||
|
|
|
|
м |
|
|
|
|
|||
где Аф — диаметральный |
|
натяг; DM— наружный диаметр |
муфты; |
||||||||
dtI— внутренний диаметр ниппеля. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Дф£>5 tg ая ( d l — d j) п |
K - |
dcp) (dc p - 4 ) |
(IV.9) |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D* — dr |
||
16^сР h cos |
y |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
M |
H |
|
||||||
В формуле (IV.9) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
do — d\ = |
|
(d0 + |
di) (dQ— di), |
|
|
||||||
d0 ”b di ^ |
2dcP, |
dp |
di — 2/i, |
|
|
||||||
тогда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
яДф ZTpSn tg a |
К Ч Щ р -^ ) |
(IV. 10) |
|||||||||
|
|
|
a |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
Dl — dd |
|
|
|||
' 4dCDcos — |
|
|
|
M |
|
H |
|
|
|||
cp |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выражение в квадратных скобках (см. рис. 168), можно заме- |
|||||||||||
нить приблизительно на |
|
4dcpбмбт |
, а Sn — на длину свинчивания |
||||||||
|
,, . . |
||||||||||
/р, тогда _ |
|
|
Ом т" От |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мн — |
яДф£(х/р tg a |
8„&r |
|
(IV. 11) |
|||||||
|
cos^ . |
|
бм + |
Sr ’ |
|
||||||
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
где бм и бт — толщина стенки муфтовой и ниппельной частей со единения в середине рабочей длины резьбы.
Для резьбовых соединений с углами профиля 30, 60 и 90° фор мулу (IV.11) можно записать
уИн(зо) = |
1 2 Д ф £ / рр. |
; |
( I V . 12) |
|
Ом "Г От |
|
|
М н(60) = |
6 , З А ф £ / рц — |
| |
( I V . 13) |
|
Ом + От |
|
|
М н(90) = |
4 , 4 А ф£ 7 рр. '^ |
. |
( I V . 14) |
|
Ом + |
°т |
|
При определении крутящих моментов свинчивания по форму лам ( IV. 12), (IV. 13) и (IV. 14) необходимо учитывать уменьшение натяга в результате приработки резьбы [см. формулу (IV. 1)]. Кру тящий момент свинчивания зависит от многих факторов: качества смазки, шероховатости поверхности, зазоров в резьбе и т. д.
201
|
Диаметральный натяг Дн (номинальный) |
определяют следую- |
|
щим образом: |
|
|
|
|
Дн = |
НРК, |
|
где |
К — конусность резьбы. |
|
|
|
Исследованиями резьбовых соединений типа М К 156х5,5Х 1 : 32 |
||
в |
процессе многократного |
свинчивания |
с определением |
окружных напряжений a t по длине свинчивания и соответствующих им деформаций от натяга установлено фактическое значение диа-
r fA K
U - / 2 7 — |
1 2 7 — |
<э, кгс/ммг
Рис. 91. Уменьшение осевого натяга Н и окружных напряжений a t (в середине длины резьбы) в зависи мости от количества свинчиваний соединения с резь бой 3-147.
1 — |
в |
ниппеле соединения |
III; |
2 — а ^ ъ ниппеле соедине |
|||
ния |
I; 3 — Of. в муфте соединения |
III; |
4 — Я в соединении |
||||
III; |
5 — Я в соединении II; |
6 — |
|
в |
муфте соединения I; |
||
7 — |
в |
ниппеле соединения |
II; |
8 |
— Я |
в |
соединении I; 9 — |
|
|
в муфте соединения |
И. |
202
метрального натяга Аф« (0,5— 0,6) |
Аи. Во |
время многократного |
свинчивания резьба изнашивается |
(после |
приработки), натяг и |
окружные напряжения уменьшаются. Интенсивность уменьшения натяга больше уменьшения окружных напряжений.
На рис. 91 представлено уменьшение осевого натяга и окруж ных напряжений (в середине длины свинчивания) в процессе мно
гократного |
свинчивания |
замковых |
соединений |
с резьбой |
3-147 при закреплении с величиной осевого натяга 1,5 |
мм, изготов |
|||
ленных с |
различными |
отклонениями |
конусности. |
Наименьшее |
уменьшение натяга при свинчивании соединения II I с минимальны ми отклонениями конусности. В соединении II, с замыканием по меньшему диаметру конуса, уменьшение натяга менее интенсивно, чем в соединении /. Однако, вследствие больших удельных давле ний, на первых витках резьбы образуются кольцевые риски, кото
рые при недостаточной смазке переходят в задиры. |
|
Напряжения растяжения в ниппеле и сжатия |
в муфте, возни |
кающие на расстоянии 24 мм от упорных торцов, определяют |
|
а0 = м кр — M j{F „ .ua), |
(IV. 15) |
где Мир определяют по формулам (II.7) и (11.9).
Дополнительное напряжение растяжения в ниппеле (перевод нике) в случае ликвидации прихвата инструмента
сто = kBP IF B, |
(IV.16) |
где Р — усилие натяжения инструмента; kB— коэффициент внеш ней нагрузки, определяемый по формуле (11.39).
При свинчивании резьбового соединения должно быть соблю дено условие
Мкр Мн |
| k„P |
^ |
^Стт |
(IV. 17) |
|
F»a |
Д н |
4 |
» |
||
|
где п принимают равным 1,5.
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ КОРПУСОВ ТУРБОБУРОВ НА ПРОЧНОСТЬ
Определение оптимального крутящего момента свинчивания
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на прочность резьбовых соединений, является действие в опасном сечении нип пеля растягивающего напряжения, возникающего при свинчивании соединения. Помимо этого в процессе бурения в резьбовых соеди нениях возникают переменные циклические напряжения изгиба
203
вследствие радиальных вибраций, прогиба бурового инструмента и др. Среднее напряжение цикла в этом случае определяется кру тящим моментом свинчивания резьбового соединения, оптимальное значение которого существенно влияет на повышение прочности соединения.
А. И. Якушев [43] выяснил влияние среднего напряжения цикла на предельную амплитуду изгибающих моментов на болтах из ле гированных и углеродистых сталей. В большей степени это влияние сказывается на болтах из легированных сталей и в меньшей — из углеродистых.
Коническое резьбовое соединение турбобуров отличается от обычных болтовых соединений, поэтому требует дополнительного
исследования. |
Исследования влияния |
предварительной затяжки |
на усталостную |
прочность при знакопеременном изгибе резьбового |
|
соединения турбобура диаметром 172 |
мм с резьбой МК156х5,5х |
|
Xl : 3 2 проводили с использованием |
натурных образцов. Образ |
|
цы резьбовых |
соединений изготовляли из стали марки 40ХНМА |
с механическими свойствами после термообработки: предел проч ности 904-100 кгс/мм2, предел текучести 804-85 кгс/мм2, относи тельное удлинение 134-15%, относительное сужение 454-50%, ударная вязкость 124-14 кгс-м/см2, твердость НВ 286.
Напряжения в деталях резьбового соединения эксперименталь но определяли проволочными тензодатчиками сопротивления и ап паратурой статической и динамической тензометрии. Для выясне ния взаимного влияния ниппеля и муфты на прочность резьбового соединения, предварительно затянутого с различными Л4кр, к соеди
нению |
прикладывали |
статический изгибающий |
момент Л4ИЗГ = |
|
= 2000 |
кгс-м |
(рис. 92), |
как при испытании замкового соединения |
|
диаметром 75 |
мм (см. |
гл. И). Из рисунка видно, |
что в незакреп |
ленном резьбовом соединении максимальные напряжения изгиба возникают в опасном сечении ниппеля, минимальные-— муфты. При увеличении крутящего момента свинчивания (до 700 кгс-м) происходит благоприятное перераспределение напряжений в муфте и ниппеле резьбового соединения: в ниппеле — уменьшение, а в муфте — увеличение.
Возрастание крутящего момента свинчивания с 700 до 2500 кгс-м практически не влияет на величину амплитудного на пряжения изгиба. Следовательно, увеличивая крутящий момент свинчивания сверх его оптимальной величины, можно только сни зить сопротивление ниппеля переменным изгибающим нагрузкам, так как асимметрия цикла для него все больше смещается в сто рону растяжения. Для определения оптимального крутящего мо мента свинчивания проведены испытания на знакопеременный изгиб натурных образцов соединений турбобуров диаметром 172 мм с резьбой М К 156Х 5,5Х 1 :32, свинченных с крутящими моментами 700, 1000, 1500, 2000 и 2500 кгс-м, с применением смазки с метал лическими наполнителями типа Р-416. Для предотвращения раз рушения муфты (корпуса) соединения в опасном сечении (/— IV,
204
рис. 92) впадины резьбы упрочняли обкаткой роликами. Осевой натяг в соединениях равен 3,44-3,6 мм. Средние напряжения цикла при коэффициенте трения в резьбе 0,09 составили соответственно
6,4; |
11,3; |
19,3; |
27,7 и 35,3 кгс/мм2. |
Испытания проводили на спе |
||||||||||||||||||
циальном стенде, допускающем Л4ИЗГ=2700 |
кгс-м, с нагружением |
|||||||||||||||||||||
неподвижного |
|
образца |
|
пере |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
менным |
вращающим |
|
изгибаю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
щим |
моментом. |
Проволочные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
тензодатчики |
|
размещали |
|
на |
|
|
|
|
|
|
|
°2000кгс-,у |
||||||||||
внутренней |
поверхности |
ниппеля |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
и наружной поверхности |
муфты- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
в |
плоскости |
опасных |
сечений. |
|
|
|
|
|
|
Ч |
|
|
||||||||||
|
Для замера показаний |
|
тензо |
\а± |
|
|
|
1 |
|
|
||||||||||||
датчиков |
|
применяли |
автомати |
|
|
Г Т “ |
<>8,5 |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
ческий |
измеритель |
деформаций |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
||||||||||||||
АИД-1М и шлейфный |
|
осцилло |
А |
_ |
|
|
|
|
1 1------- Ч ,о |
|||||||||||||
граф Н-107 в комплекте с четы |
л . |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
рехканальным |
тензометрическим |
А |
|
|
|
|
Z |
|
|
|||||||||||||
усилителем |
ТА-5. |
Статическую |
|
|
|
|
1 |
|
|
|||||||||||||
тарировку |
|
производили |
|
путем |
i |
ч . ___ |
|
|
|
|
0,5 |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
сравнения |
|
значения |
деформаций, |
1____ |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
измеряемых по прибору АИД-1м, |
|
|
|
|
! |
|
|
|||||||||||||||
с отклонением |
светового |
|
луча |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
ч |
— |
|
|
||||||||||||||
по |
шкале |
|
осциллографа. |
|
Пред |
|
|
|
|
|
t,7 |
|||||||||||
варительно |
|
свинченный |
|
испы |
|
500 |
W00 |
1500 |
Мц , кгс-м |
|
||||||||||||
туемый образец |
резьбового |
|
сое |
|
|
|||||||||||||||||
динения 'закрепляют на стенде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
таким |
образом, |
чтобы |
|
образую |
Рис. 92. Зависимость изгибающего на |
|||||||||||||||||
щие, по которым наклеены |
|
тен |
||||||||||||||||||||
|
пряжения в ниппеле и муфте от кру |
|||||||||||||||||||||
зодатчики, |
находились |
в |
плос |
тящего момента свинчивания при при |
||||||||||||||||||
кости |
действия |
изгибающего |
мо |
ложении |
статического |
изгибающего |
||||||||||||||||
мента, |
прикладываемого |
к |
об |
1 — на |
|
|
момента. |
|
|
|||||||||||||
внутренней |
поверхности ниппеля в |
|||||||||||||||||||||
разцу |
в |
|
процессе |
|
тарировки.1 |
|||||||||||||||||
|
|
сечении |
IV—I; |
2 — на |
внутренней |
поверх |
||||||||||||||||
При |
запуске |
стенда |
|
расчетное |
ности ниппеля в сечении III—II; |
3 — на |
||||||||||||||||
|
наружной |
поверхности |
муфты в |
сечении |
||||||||||||||||||
переменное |
напряжение |
|
зада |
III—II; |
4 — на наружной поверхности муф |
|||||||||||||||||
ют с высокой степенью |
точности |
|
|
|
ты |
в сечении IV—I. |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
по |
показаниям |
тензодатчиков, |
|
|
|
|
Во время испытания |
|||||||||||||||
расположенных в опасном |
|
сечении образца. |
||||||||||||||||||||
напряжения |
периодически |
|
контролируются |
с |
помощью |
осцилло |
||||||||||||||||
графа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
усталости |
резьбовых |
сое |
||||||||
|
На рис. 93 представлены кривые |
|||||||||||||||||||||
динений, |
свинченных |
с |
различными |
крутящими |
моментами, |
а на |
рис. 94 зависимость предела выносливости от крутящего момента свинчивания.
Анализируя результаты экспериментов, можно сделать вывод, что при свинчивании соединений турбобуров диаметром 172 мм с резьбой МК 156x5,5 Х 1 : 32 необходимо задавать напряжение за тяжки 03ат= О,ЗсГт.
205