Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значение среднего

поперечного

давления

Р 0 определяют из

известной формулы Ляме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ро =

Дф£

 

 

ср/ х^ср

 

 

(IV.8)

2d

ср

 

 

D2 — $

н

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

где Аф — диаметральный

 

натяг; DM— наружный диаметр

муфты;

dtI— внутренний диаметр ниппеля.

 

 

 

 

 

 

Дф£>5 tg ая ( d l — d j) п

K -

dcp) (dc p - 4 )

(IV.9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D* — dr

16^сР h cos

y

 

 

 

 

 

 

 

M

H

 

В формуле (IV.9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

do d\ =

 

(d0 +

di) (dQ— di),

 

 

d0 ”b di ^

2dcP,

dp

di — 2/i,

 

 

тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

яДф ZTpSn tg a

К Ч Щ р -^ )

(IV. 10)

 

 

 

a

 

 

 

 

 

 

 

Dl — dd

 

 

' 4dCDcos —

 

 

 

M

 

H

 

 

cp

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражение в квадратных скобках (см. рис. 168), можно заме-

нить приблизительно на

 

4dcpбмбт

, а Sn — на длину свинчивания

 

,, . .

/р, тогда _

 

 

Ом т" От

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мн —

яДф£(х/р tg a

8„&r

 

(IV. 11)

 

cos^ .

 

бм +

Sr ’

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

где бм и бт — толщина стенки муфтовой и ниппельной частей со­ единения в середине рабочей длины резьбы.

Для резьбовых соединений с углами профиля 30, 60 и 90° фор­ мулу (IV.11) можно записать

уИн(зо) =

1 2 Д ф £ / рр.

;

( I V . 12)

 

Ом "Г От

 

М н(60) =

6 , З А ф £ / рц —

|

( I V . 13)

 

Ом + От

 

М н(90) =

4 , 4 А ф£ 7 рр. '^

.

( I V . 14)

 

Ом +

°т

 

При определении крутящих моментов свинчивания по форму­ лам ( IV. 12), (IV. 13) и (IV. 14) необходимо учитывать уменьшение натяга в результате приработки резьбы [см. формулу (IV. 1)]. Кру­ тящий момент свинчивания зависит от многих факторов: качества смазки, шероховатости поверхности, зазоров в резьбе и т. д.

201


 

Диаметральный натяг Дн (номинальный)

определяют следую-

щим образом:

 

 

 

Дн =

НРК,

 

где

К — конусность резьбы.

 

 

 

Исследованиями резьбовых соединений типа М К 156х5,5Х 1 : 32

в

процессе многократного

свинчивания

с определением

окружных напряжений a t по длине свинчивания и соответствующих им деформаций от натяга установлено фактическое значение диа-

r fA K

U - / 2 7 —

1 2 7

<э, кгс/ммг

Рис. 91. Уменьшение осевого натяга Н и окружных напряжений a t (в середине длины резьбы) в зависи­ мости от количества свинчиваний соединения с резь­ бой 3-147.

1

в

ниппеле соединения

III;

2 — а ^ ъ ниппеле соедине­

ния

I; 3 Of. в муфте соединения

III;

4 Я в соединении

III;

5 — Я в соединении II;

6

 

в

муфте соединения I;

7 —

в

ниппеле соединения

II;

8

Я

в

соединении I; 9

 

 

в муфте соединения

И.

202


метрального натяга Аф« (0,5— 0,6)

Аи. Во

время многократного

свинчивания резьба изнашивается

(после

приработки), натяг и

окружные напряжения уменьшаются. Интенсивность уменьшения натяга больше уменьшения окружных напряжений.

На рис. 91 представлено уменьшение осевого натяга и окруж­ ных напряжений (в середине длины свинчивания) в процессе мно­

гократного

свинчивания

замковых

соединений

с резьбой

3-147 при закреплении с величиной осевого натяга 1,5

мм, изготов­

ленных с

различными

отклонениями

конусности.

Наименьшее

уменьшение натяга при свинчивании соединения II I с минимальны­ ми отклонениями конусности. В соединении II, с замыканием по меньшему диаметру конуса, уменьшение натяга менее интенсивно, чем в соединении /. Однако, вследствие больших удельных давле­ ний, на первых витках резьбы образуются кольцевые риски, кото­

рые при недостаточной смазке переходят в задиры.

 

Напряжения растяжения в ниппеле и сжатия

в муфте, возни­

кающие на расстоянии 24 мм от упорных торцов, определяют

а0 = м кр — M j{F „ .ua),

(IV. 15)

где Мир определяют по формулам (II.7) и (11.9).

Дополнительное напряжение растяжения в ниппеле (перевод­ нике) в случае ликвидации прихвата инструмента

сто = kBP IF B,

(IV.16)

где Р — усилие натяжения инструмента; kB— коэффициент внеш­ ней нагрузки, определяемый по формуле (11.39).

При свинчивании резьбового соединения должно быть соблю­ дено условие

Мкр Мн

| k„P

^

^Стт

(IV. 17)

F»a

Д н

4

»

 

где п принимают равным 1,5.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ КОРПУСОВ ТУРБОБУРОВ НА ПРОЧНОСТЬ

Определение оптимального крутящего момента свинчивания

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на прочность резьбовых соединений, является действие в опасном сечении нип­ пеля растягивающего напряжения, возникающего при свинчивании соединения. Помимо этого в процессе бурения в резьбовых соеди­ нениях возникают переменные циклические напряжения изгиба

203


вследствие радиальных вибраций, прогиба бурового инструмента и др. Среднее напряжение цикла в этом случае определяется кру­ тящим моментом свинчивания резьбового соединения, оптимальное значение которого существенно влияет на повышение прочности соединения.

А. И. Якушев [43] выяснил влияние среднего напряжения цикла на предельную амплитуду изгибающих моментов на болтах из ле­ гированных и углеродистых сталей. В большей степени это влияние сказывается на болтах из легированных сталей и в меньшей — из углеродистых.

Коническое резьбовое соединение турбобуров отличается от обычных болтовых соединений, поэтому требует дополнительного

исследования.

Исследования влияния

предварительной затяжки

на усталостную

прочность при знакопеременном изгибе резьбового

соединения турбобура диаметром 172

мм с резьбой МК156х5,5х

Xl : 3 2 проводили с использованием

натурных образцов. Образ­

цы резьбовых

соединений изготовляли из стали марки 40ХНМА

с механическими свойствами после термообработки: предел проч­ ности 904-100 кгс/мм2, предел текучести 804-85 кгс/мм2, относи­ тельное удлинение 134-15%, относительное сужение 454-50%, ударная вязкость 124-14 кгс-м/см2, твердость НВ 286.

Напряжения в деталях резьбового соединения эксперименталь­ но определяли проволочными тензодатчиками сопротивления и ап­ паратурой статической и динамической тензометрии. Для выясне­ ния взаимного влияния ниппеля и муфты на прочность резьбового соединения, предварительно затянутого с различными Л4кр, к соеди­

нению

прикладывали

статический изгибающий

момент Л4ИЗГ =

= 2000

кгс-м

(рис. 92),

как при испытании замкового соединения

диаметром 75

мм (см.

гл. И). Из рисунка видно,

что в незакреп­

ленном резьбовом соединении максимальные напряжения изгиба возникают в опасном сечении ниппеля, минимальные-— муфты. При увеличении крутящего момента свинчивания (до 700 кгс-м) происходит благоприятное перераспределение напряжений в муфте и ниппеле резьбового соединения: в ниппеле — уменьшение, а в муфте — увеличение.

Возрастание крутящего момента свинчивания с 700 до 2500 кгс-м практически не влияет на величину амплитудного на­ пряжения изгиба. Следовательно, увеличивая крутящий момент свинчивания сверх его оптимальной величины, можно только сни­ зить сопротивление ниппеля переменным изгибающим нагрузкам, так как асимметрия цикла для него все больше смещается в сто­ рону растяжения. Для определения оптимального крутящего мо­ мента свинчивания проведены испытания на знакопеременный изгиб натурных образцов соединений турбобуров диаметром 172 мм с резьбой М К 156Х 5,5Х 1 :32, свинченных с крутящими моментами 700, 1000, 1500, 2000 и 2500 кгс-м, с применением смазки с метал­ лическими наполнителями типа Р-416. Для предотвращения раз­ рушения муфты (корпуса) соединения в опасном сечении (/— IV,

204


рис. 92) впадины резьбы упрочняли обкаткой роликами. Осевой натяг в соединениях равен 3,44-3,6 мм. Средние напряжения цикла при коэффициенте трения в резьбе 0,09 составили соответственно

6,4;

11,3;

19,3;

27,7 и 35,3 кгс/мм2.

Испытания проводили на спе­

циальном стенде, допускающем Л4ИЗГ=2700

кгс-м, с нагружением

неподвижного

 

образца

 

пере­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

менным

вращающим

 

изгибаю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щим

моментом.

Проволочные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тензодатчики

 

размещали

 

на

 

 

 

 

 

 

 

°2000кгс-,у

внутренней

поверхности

ниппеля

 

 

 

 

 

 

 

и наружной поверхности

муфты-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

плоскости

опасных

сечений.

 

 

 

 

 

 

Ч

 

 

 

Для замера показаний

 

тензо­

\а±

 

 

 

1

 

 

датчиков

 

применяли

автомати­

 

 

Г Т “

<>8,5

 

 

 

 

 

ческий

измеритель

деформаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

АИД-1М и шлейфный

 

осцилло­

А

_

 

 

 

 

1 1------- Ч ,о

граф Н-107 в комплекте с четы­

л .

 

 

 

 

рехканальным

тензометрическим

А

 

 

 

 

Z

 

 

усилителем

ТА-5.

Статическую

 

 

 

 

1

 

 

тарировку

 

производили

 

путем

i

ч . ___

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сравнения

 

значения

деформаций,

1____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

измеряемых по прибору АИД-1м,

 

 

 

 

!

 

 

с отклонением

светового

 

луча

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

по

шкале

 

осциллографа.

 

Пред­

 

 

 

 

 

t,7

варительно

 

свинченный

 

испы­

 

500

W00

1500

Мц , кгс-м

 

туемый образец

резьбового

 

сое­

 

 

динения 'закрепляют на стенде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

таким

образом,

чтобы

 

образую­

Рис. 92. Зависимость изгибающего на­

щие, по которым наклеены

 

тен­

 

пряжения в ниппеле и муфте от кру­

зодатчики,

находились

в

плос­

тящего момента свинчивания при при­

кости

действия

изгибающего

мо­

ложении

статического

изгибающего

мента,

прикладываемого

к

об­

1 — на

 

 

момента.

 

 

внутренней

поверхности ниппеля в

разцу

в

 

процессе

 

тарировки.1

 

 

сечении

IV—I;

2 — на

внутренней

поверх­

При

запуске

стенда

 

расчетное

ности ниппеля в сечении III—II;

3 — на

 

наружной

поверхности

муфты в

сечении

переменное

напряжение

 

зада­

III—II;

4 — на наружной поверхности муф­

ют с высокой степенью

точности

 

 

 

ты

в сечении IV—I.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по

показаниям

тензодатчиков,

 

 

 

 

Во время испытания

расположенных в опасном

 

сечении образца.

напряжения

периодически

 

контролируются

с

помощью

осцилло­

графа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

усталости

резьбовых

сое­

 

На рис. 93 представлены кривые

динений,

свинченных

с

различными

крутящими

моментами,

а на

рис. 94 зависимость предела выносливости от крутящего момента свинчивания.

Анализируя результаты экспериментов, можно сделать вывод, что при свинчивании соединений турбобуров диаметром 172 мм с резьбой МК 156x5,5 Х 1 : 32 необходимо задавать напряжение за­ тяжки 03ат= О,ЗсГт.

205