Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 6
Рис. 93. Кривые усталости резьбового соединения с резьбой МК156Х5.5Х1 : 32 турбобура диаметром 172 мм при их закреплении с М„р.
1 — 700 кгс-М; 2 — 1000 кгс-м; |
3 — 1500 кгс • м; |
|
4 — 2000 |
кгс •м; 5 — 2500 |
кгс • м. |
Мш, кгс-м |
|
в,к!.с!ммг |
Рис. 94. Зависимость предела выносливости от крутящего момента свинчивания (напряжения за тяжки) резьбового соединения с резьбой МК156Х Х5,5Х1 : 32 турбобура диаметром 172 мм.
Повышение усталостной прочности резьбовых соединений
Повышение усталостной прочности резьбовых соединений дости гается следующими способами:
1)введением разгружающих зарезьбовых канавок;
2)применением угла профиля 90°;
3) |
увеличением |
радиуса |
закругления впадины резьбы с 0,1 5 |
до 0,145 5; |
|
|
|
4) |
упрочнением |
впадины |
резьбы обкаткой роликами. |
206
Зарезьбовые разгружающие канавки положительно влияют на усталостную прочность замковых резьбовых соединений утяжелен
ных бурильных труб (см. главу II). |
В замковых соединениях отно |
||||||||||||||||||||
шение момента сопротивления опасного сечения |
резьбы |
муфты к |
|||||||||||||||||||
моменту |
|
|
сопротивления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
резьбы ниппеля, от кото |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
рого зависит |
усталостная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
прочность, |
обычно |
|
равно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
1,8ч-2,5. В |
резьбовых |
сое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
динениях |
|
турбобуров |
|
это |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
отношение ниже. Напри |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
мер, |
в |
|
соединении |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
резьбой |
|
МК 156Х 5.5Х 1 |
: 32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
турбобура |
|
|
диаметром |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
172 мм отношение WM/W H— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
= 1,3, |
поэтому |
при |
испы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
тании этих |
соединений |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
знакопеременный |
|
|
изгиб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
разрушение |
|
происходит |
по |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
опасному |
|
сечению |
резьбы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
муфты (корпуса). |
Устало |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
стную прочность |
замкового |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
резьбового |
соединения утя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(у с 1у) |
||||||||||
желенных |
|
бурильных |
труб |
|
|
Х $ - |
|
|
|
|
х ] |
||||||||||
можно |
повысить |
изменени |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
ем |
угла |
профиля |
с 60 |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
90°. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V I |
|
|
На знакопеременный |
из |
|
|
-X— |
|
|
|
|
|
|
(По IV)' |
||||||||||
гиб |
испытывали |
натурные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
*г% |
|||||||||||||
образцы |
резьбовых |
соеди |
Р и с . 9 5 . О б р азц ы |
р е зь б о в ы х |
соед и н ен и й |
||||||||||||||||
нений |
турбобуров |
в |
кон |
||||||||||||||||||
I, |
II, III, IV, |
V и V / — |
т у р б о б у р а |
д и а м е т |
|||||||||||||||||
структивном |
исполнении /, |
р ом 1 72 м м |
с |
р езь бо й |
М К 1 5 6 Х 5 ,5 Х 1 |
: 3 2 |
|||||||||||||||
//, |
III, |
|
IV, |
V, |
VI-, |
пред |
и |
С К 9 0 / 1 5 6 Х 7 Х 1 |
: 3 2 , |
и сп ы тан н ы е |
н а |
||||||||||
ставленных |
на рис. |
95. Об |
|
|
зн ак оп ер ем ен н ы й и зги б . |
|
|
||||||||||||||
/ — М К |
1 5 6 X 5 ,5 X 1 : 3 2 — б е з |
р а з г р у ж а ю щ е й |
|||||||||||||||||||
разцы |
соединений |
I, |
II |
и |
|||||||||||||||||
з а р е з ь б о в о й к а н а в к и ; |
I I — М К |
156 X 5 , 5 X 1 : 3 2 — |
|||||||||||||||||||
II I |
с резьбой |
М К.156Х5,5Х |
с р а з г р у ж а ю щ и м и |
з а р е з ь б о в ы м и |
к а н а в к а м и |
||||||||||||||||
в |
м у ф т е |
и н и п п е л е ; |
/// — М К |
1 5 6 X 5 ,5 X 1 |
: 32 — |
||||||||||||||||
X 1 |
: 32, |
|
а |
IV, |
V и VI — с |
с н а п р а в л я ю щ и м п о я с к о м у у п о р н ы х т о р ц е в ; |
|||||||||||||||
СК |
90/156Х7Х1 |
: 32 |
(угол |
IV — С К 90/ 156 Х 7 Х 1 : 3 2 — б е з |
р а з г р у ж а ю щ е й |
||||||||||||||||
з а р е з ь б о в о й к а н а в к и ; |
V — С К 90/ 156 Х 7 Х 1 : 3 2 — |
||||||||||||||||||||
профиля |
90°). Соединение |
с р а з г р у ж а ю щ е й з а р е з ь б о в о й к а н а в к о й в м у ф |
|||||||||||||||||||
т е |
и н и п п е л е ; |
V I — С К 90/ 156 Х 7 Х I |
: 3 2 — с |
р а з |
|||||||||||||||||
II I |
выполнено с направляю |
г р у ж а ю щ е й з а р е з ь б о в о й |
к а н а в к о й |
в |
н и п п е л е . |
||||||||||||||||
щим пояском у упорного уступа ниппеля. |
Направляющий |
поясок |
|||||||||||||||||||
(на |
скользящей |
посадке) длиною |
18 мм |
применяется в |
некото |
рых конструкциях турбобуров диаметром 172 мм. Образцы резь бовых соединений закрепляли с крутящим моментом свинчивания 1500 кгс •м, применяя смазку, и с металлическими наполнителями типа Р-416.
На рис. 96 представлены кривые выносливости резьбовых соеди нений /, II, III, IV, V и VI. Предел выносливости выражен допу-
207
стимыми изгибающими моментами. У образцов с резьбой МК156х5,5х1 : 32 все разрушения происходили по опасному сече нию резьбы корпуса (муфты), т. е. в первых двух витках резьбы, находящихся в сопряжении. Исключение составляет соединение III, разрушавшееся по опасному сечению резьбы переводника (ниппе ля). В этих соединениях для определения эффективности направ ляющего пояска впадины резьбы корпуса предварительно обкаты вали роликами.
Р и с . 9 6 . К ривы е у ст а л о ст и р езь б о в ы х соеди н ени й .
1 — М К 1 5 6 x 5 , 5 x 1 : 3 2 — б е з р а з г р у ж а ю щ е й з а р е з ь б о в о й к а н а в к и ; 2 — М К 1 5 6 X 5 , 5 X 1 : 3 2 — с н а п р а в л я ю щ и м п о я с к о м у у п о р н о г о у с т у п а н и п п е л я ; 3 — М К 1 5 6 X 5 ,5 Х 1 : 3 2 — с р а з г р у
ж а ю щ е й з а р е з ь б о в о й |
к а н а в к о й в м у ф т е и н и п п е л е ; 4 — |
С К 90/ 156 Х 7 Х 1 : 32 — б е з |
р а з г р у ж а ю щ е й з а р е з ь б о в о й к а н а в к и ; |
5 — С К 90/ 156 Х 7 Х 1 : 32 — |
с р а з г р у ж а ю щ е й з а р е з ь б о в о й к а н а в |
к о й в м у ф т е и л и н и п п е л е ; 6 — С К 9 0 / 1 5 6 Х 7 Х 1 : 32 с р а з г р у ж а ю щ и м и з а р е з ь б о в ы м и к а н а в к а м и в н и п п е л е и м у ф т е .
Соединения с резьбой СК 90/156Х 7Х1 :32 разрушались как по опасному сечению корпуса, так и по опасному сечению перевод ника. Это свидетельствует о примерной равнопрочности деталей резьбового соединения. После введения в конструкцию соединения с резьбой СК 90/156Х 7 Х 1 : 32 зарезьбовых разгружающих кана вок: только в резьбу муфты или ниппеля разрушение происходи ло по опасному сечению детали, не имеющей канавки.
Анализируя результаты испытаний, представленные на рис. 96, можно сделать вывод о влиянии зарезьбовых разгружающих кана вок, угла профиля резьбы 90° и направляющего пояска у упорного уступа ниппеля на повышение усталостной прочности резьбового соединения, выполненного на тонкостенных деталях (муфта — нип пель).
208
1. Введение зарезьбовых разгружающих канавок в муфту и ниппель в соединение с резьбой МК.156х5,5х1 : 32 повысило уста
лостную |
прочность |
|
на |
26%, |
а в |
соединении |
с |
резьбой |
|||||||
СК90/156Х7Х1 : 32 — на 18%. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
2. |
Введение зарезьбовых разгружающих канавок только в муф |
|||||||||||||
ту или ниппель в резьбовом |
соединении СК90/156Х7Х 1 : 32 повы- |
||||||||||||||
сило |
|
усталостную |
проч |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ность на 8% . |
|
|
|
|
,к г с - м |
|
|
|
|
|
|||||
3. |
Применение |
|
профи |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ля |
резьбы |
90 вместо 60° |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
повышает |
|
усталостную |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
прочность |
резьбового |
|
сое |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
динения |
корпусов |
турбо |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
буров |
|
ди*аметрам |
172 |
мм |
|
|
|
|
|
|
|
||||
на 31 %. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4. |
Направляющий |
|
поя |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
сок |
у упорного уступа нип |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
пеля |
|
дает |
незначительное |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
.увеличение |
усталостной |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
прочности — 4% . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Положительное. |
|
влия |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ние |
на |
повышение |
|
уста |
|
|
|
|
|
|
|
||||
лостной |
прочности |
|
резь |
Р и с . |
9 7 . |
К р и вы е |
у с т а л о с т и |
р е зь б о в ы х |
|||||||
бовых |
|
соединений |
опти |
соед и н ен и й т у р б о б у р а д и а м е т р о м |
19 5 м м . |
||||||||||
мального |
значения |
|
радиу |
/ — р е з ь б а Р К Т 1 7 7 Х 5 .0 8 Х 1 : 16 с р а д и у с о м з а |
|||||||||||
|
к р у г л е н и я |
в п а д и н |
р е з ь б ы 0 ,5 м м ; |
2 — р е з ь б а |
|||||||||||
са |
закругления |
впадины |
М К 1 7 7 Х 6 Х 1 |
: 16 — |
с |
р а д и у с о м |
з а к р у г л е н и я |
||||||||
резьбы |
известно |
[43]. |
Для |
|
|
в п а д и н р е з ь б ы 0 .8 5 м м . |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
стендовых |
|
1испытании |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
знакопеременный изгиб изготовили |
натурные |
образцы |
резьбовых |
соединений турбобура диаметром 195 мм с резьбой РК Т177Х 5,08Х
X 1 : 16 и М К 177Х 6Х 1 |
: 16 |
с |
радиусами |
закруглений впадин |
соответственно 0,5 мм |
(0,1 |
S, |
где S — шаг |
резьбы) и 0,85 мм |
(0,1455).
На рис. 97 представлены результаты испытаний резьбовых сое динений с резьбой РКТ177 и МК477. Увеличение радиуса закруг ления впадины резьбы с 0,5 до 0,85 мм повысило предел выносли вости на 17%.
Обкатка впадин резьбы роликами широко применяется для по вышения усталостной прочности резьбовых соединений. Для выяв ления влияния обкатки впадин резьбы МК156х5,5х1 :32 провели стендовые испытания натурных образцов соединений на знакопе
ременный изгиб. |
Образцы изготовляли |
из стали |
марки 40ХНМА |
||
с пределом текучести 80-f-85 |
кгс/мм2, НВ 302-f-321 и |
обкатывали |
|||
с использованием |
установок |
ВНИИБТ. |
Усилие |
обкатки 800 кгс, |
|
два прохода, скорость обкатки |
25 м/мин. Диаметральная деформа |
||||
ция (обжатие) \ d = 0 ,2 мм. |
|
|
|
|
|
Испытаниями |
установлено |
повышение усталостной |
прочности |
резьбового соединения на 50%.
209
Распределение осевых и окружных напряжений по длине свинчивания соединения
При закреплении конического резьбового соединения крутящим
•моментом свинчивания в муфте и ниппеле по длине резьбы возни кают осевые Оо и окружные стг напряжения. Для определения на пряжений от затяжки Мкр= 1500 кгс-м в соединении с резьбой МК156х5,5х1 :32 в шести точках на наружной поверхности муф ты, внутренней поверхности ниппеля и в канавке резьбы ниппеля шириною 12 мм, прорезанной вдоль образующей конуса, разме стили проволочные тензодатчики.
На рис. 98 представлен характер распределения напряжений сто
лo t по длине свинчивания.
Врезультате внецентренного приложения осевой нагрузки по
упорному уступу ниппеля (точка А, см. стр. 75) и упора в первый виток резьбы происходит изгиб ниппеля по шейке на расстоянии примерно 50 мм от упорного уступа. Осевые напряжения на на
ружной поверхности шейки ниппеля |
более чем в два раза превы |
||
шают |
напряжения, возникающие |
в |
опасном сечении (плоскость |
F F ). |
Это должно учитываться при |
|
определении рекомендуемого |
крутящего момента свинчивания.
Для выявления зависимости осевых напряжений от крутящего
момента свинчивания и |
эффективности |
направляющего |
пояска |
|
соединения |
с резьбой |
МК156Х5,5Х 1 |
: 32 закрепляли |
с кру |
тящими моментами 300, |
700, 1000, 1500, 2000 и 2500 |
кгс-м . |
||
В процессе свинчивания |
определяли осевые напряжения по длине |
|||
свинчивания |
(в шести точках) на внутренней поверхности и в про |
дольной канавке ниппеля (рис. 99).
Первые показания тензодатчиков записывали при закреплении резьбового соединения с величиной осевого натяга 3,6 мм. Зазор по торцам 0,7 мм. Последующие замеры производили при прило жении Мкр = 700, 1000, 1500, 2000 и 2500 кгм. Характерной яв ляется линия пересечения осевых напряжений на внутренней по
верхности ниппеля и в канавке, |
проходящая по |
опасному сечению. |
В результате свинчивания до |
упора торцов, |
т. е. закрепления |
резьбового соединения на величину натяга, кривые распределения осевых напряжений пересекаются с осью абсцисс в одной точке. Это свидетельствует об отсутствии осевых усилий при свинчива нии резьбового соединения на величину натяга до упора в торцы. Однако в местах изгиба ниппеля-шейки на расстоянии 70 мм от упорного уступа существуют осевые напряжения, причем на на ружной поверхности шейки их значения положительны, а на внут ренней — отрицательны. С увеличением крутящего момента свин чивания до 2000 кгс-м максимальные осевые напряжения на по верхности шейки (направляющего пояска) и внутренней поверх ности выравниваются и превышают последние приблизительно на '30%. Вследствие наличия направляющего пояска осевые напря жения у упорного уступа ниппеля ниже максимальных напряже-
210
Р и с . 9 8 . Р а сп р е д е л е н и е о се в ы х о 0 и о к р у ж н ы х at
н ап р я ж ен и й по д л и н е сви н ч и ван и я р е зь б о в о го с о е д и н ен и я МК 156X5,5 X I : 3 2 п осл е п рилож ения
Л1кр= 1500 к г с -м .
7 — <То н а в н у т р е н н е й п о в е р х н о с т и н и п п е л я ; 2 — ст0 в к а н а в к е в д о л ь о б р а з у ю щ е й к о н у с а р е з ь б ы ; 3 — <т( н а н а
р у ж н о й п о в е р х н о с т и м у ф т ы ; 4 — (То н а н а р у ж н о й п о в е р х н о с т и м у ф т ы ; 5 — а I н а в н у т р е н н е й п о в е р х н о с т и н и п
п е л я .
Р и с . |
9 9 . |
Р а сп р ед ел ен и е о се в ы х |
н апр яж ени й |
о 0 |
по дли не сви нчи |
||||||||
ван и я |
р е зь б о в о го |
соед и н ен и я |
М К 1 5 6 Х 5 .5 Х 1 |
: 3 2 на |
внутренней |
||||||||
|
|
|
п о в ер хн о сти и п р од ол ьн ой к ан ав к е |
ниппеля. |
|
|
|||||||
1, 2, |
3, |
4, |
5, 6 — |
(То |
н а |
в н у т р е н н е й п о в е р х н о с т и |
н и п п е л я |
п р и М к р —3 00, 700, |
|||||
1000, |
1500, |
2000 и |
25 0 0 |
к г с • м ; / ', 2 ', |
3 ', |
4', 5', 6' |
— (То в |
п р о д о л ь н о й |
к а н а в к е |
||||
р е з ь б ы |
н и п п е л я |
с о о т в е т с т в е н н о |
п р и |
М к р —300, |
7 00, |
1000, |
1500, |
2000 и |
|||||
|
|
|
|
|
|
25 0 0 |
к г с |
• м . |
|
|
|
|
|