Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 93. Кривые усталости резьбового соединения с резьбой МК156Х5.5Х1 : 32 турбобура диаметром 172 мм при их закреплении с М„р.

1 700 кгс-М; 2 — 1000 кгс-м;

3 — 1500 кгс • м;

4 — 2000

кгс м; 5 — 2500

кгс • м.

Мш, кгс-м

 

в,к!.с!ммг

Рис. 94. Зависимость предела выносливости от крутящего момента свинчивания (напряжения за­ тяжки) резьбового соединения с резьбой МК156Х Х5,5Х1 : 32 турбобура диаметром 172 мм.

Повышение усталостной прочности резьбовых соединений

Повышение усталостной прочности резьбовых соединений дости­ гается следующими способами:

1)введением разгружающих зарезьбовых канавок;

2)применением угла профиля 90°;

3)

увеличением

радиуса

закругления впадины резьбы с 0,1 5

до 0,145 5;

 

 

4)

упрочнением

впадины

резьбы обкаткой роликами.

206

Зарезьбовые разгружающие канавки положительно влияют на усталостную прочность замковых резьбовых соединений утяжелен­

ных бурильных труб (см. главу II).

В замковых соединениях отно­

шение момента сопротивления опасного сечения

резьбы

муфты к

моменту

 

 

сопротивления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

резьбы ниппеля, от кото­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рого зависит

усталостная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прочность,

обычно

 

равно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,8ч-2,5. В

резьбовых

сое­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

динениях

 

турбобуров

 

это

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отношение ниже. Напри­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мер,

в

 

соединении

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

резьбой

 

МК 156Х 5.5Х 1

: 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

турбобура

 

 

диаметром

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

172 мм отношение WM/W H—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 1,3,

поэтому

при

испы­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тании этих

соединений

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

знакопеременный

 

 

изгиб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

разрушение

 

происходит

по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опасному

 

сечению

резьбы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

муфты (корпуса).

Устало­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стную прочность

замкового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

резьбового

соединения утя­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(у с 1у)

желенных

 

бурильных

труб

 

 

Х $ -

 

 

 

 

х ]

можно

повысить

изменени­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ем

угла

профиля

с 60

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

90°.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V I

 

На знакопеременный

из­

 

 

-X—

 

 

 

 

 

 

(По IV)'

гиб

испытывали

натурные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*г%

образцы

резьбовых

соеди­

Р и с . 9 5 . О б р азц ы

р е зь б о в ы х

соед и н ен и й

нений

турбобуров

в

кон­

I,

II, III, IV,

V и V / —

т у р б о б у р а

д и а м е т ­

структивном

исполнении /,

р ом 1 72 м м

с

р езь бо й

М К 1 5 6 Х 5 ,5 Х 1

: 3 2

//,

III,

 

IV,

V,

VI-,

пред­

и

С К 9 0 / 1 5 6 Х 7 Х 1

: 3 2 ,

и сп ы тан н ы е

н а

ставленных

на рис.

95. Об­

 

 

зн ак оп ер ем ен н ы й и зги б .

 

 

/ — М К

1 5 6 X 5 ,5 X 1 : 3 2 — б е з

р а з г р у ж а ю щ е й

разцы

соединений

I,

II

и

з а р е з ь б о в о й к а н а в к и ;

I I — М К

156 X 5 , 5 X 1 : 3 2 —

II I

с резьбой

М К.156Х5,5Х

с р а з г р у ж а ю щ и м и

з а р е з ь б о в ы м и

к а н а в к а м и

в

м у ф т е

и н и п п е л е ;

/// — М К

1 5 6 X 5 ,5 X 1

: 32 —

X 1

: 32,

 

а

IV,

V и VI — с

с н а п р а в л я ю щ и м п о я с к о м у у п о р н ы х т о р ц е в ;

СК

90/156Х7Х1

: 32

(угол

IV — С К 90/ 156 Х 7 Х 1 : 3 2 — б е з

р а з г р у ж а ю щ е й

з а р е з ь б о в о й к а н а в к и ;

V — С К 90/ 156 Х 7 Х 1 : 3 2 —

профиля

90°). Соединение

с р а з г р у ж а ю щ е й з а р е з ь б о в о й к а н а в к о й в м у ф ­

т е

и н и п п е л е ;

V I — С К 90/ 156 Х 7 Х I

: 3 2 — с

р а з ­

II I

выполнено с направляю­

г р у ж а ю щ е й з а р е з ь б о в о й

к а н а в к о й

в

н и п п е л е .

щим пояском у упорного уступа ниппеля.

Направляющий

поясок

(на

скользящей

посадке) длиною

18 мм

применяется в

некото­

рых конструкциях турбобуров диаметром 172 мм. Образцы резь­ бовых соединений закрепляли с крутящим моментом свинчивания 1500 кгс •м, применяя смазку, и с металлическими наполнителями типа Р-416.

На рис. 96 представлены кривые выносливости резьбовых соеди­ нений /, II, III, IV, V и VI. Предел выносливости выражен допу-

207


стимыми изгибающими моментами. У образцов с резьбой МК156х5,5х1 : 32 все разрушения происходили по опасному сече­ нию резьбы корпуса (муфты), т. е. в первых двух витках резьбы, находящихся в сопряжении. Исключение составляет соединение III, разрушавшееся по опасному сечению резьбы переводника (ниппе­ ля). В этих соединениях для определения эффективности направ­ ляющего пояска впадины резьбы корпуса предварительно обкаты­ вали роликами.

Р и с . 9 6 . К ривы е у ст а л о ст и р езь б о в ы х соеди н ени й .

1 — М К 1 5 6 x 5 , 5 x 1 : 3 2 — б е з р а з г р у ж а ю щ е й з а р е з ь б о в о й к а ­ н а в к и ; 2 — М К 1 5 6 X 5 , 5 X 1 : 3 2 — с н а п р а в л я ю щ и м п о я с к о м у у п о р н о г о у с т у п а н и п п е л я ; 3 — М К 1 5 6 X 5 ,5 Х 1 : 3 2 — с р а з г р у ­

ж а ю щ е й з а р е з ь б о в о й

к а н а в к о й в м у ф т е и н и п п е л е ; 4

С К 90/ 156 Х 7 Х 1 : 32 — б е з

р а з г р у ж а ю щ е й з а р е з ь б о в о й к а н а в к и ;

5 — С К 90/ 156 Х 7 Х 1 : 32 —

с р а з г р у ж а ю щ е й з а р е з ь б о в о й к а н а в ­

к о й в м у ф т е и л и н и п п е л е ; 6 — С К 9 0 / 1 5 6 Х 7 Х 1 : 32 с р а з г р у ­ ж а ю щ и м и з а р е з ь б о в ы м и к а н а в к а м и в н и п п е л е и м у ф т е .

Соединения с резьбой СК 90/156Х 7Х1 :32 разрушались как по опасному сечению корпуса, так и по опасному сечению перевод­ ника. Это свидетельствует о примерной равнопрочности деталей резьбового соединения. После введения в конструкцию соединения с резьбой СК 90/156Х 7 Х 1 : 32 зарезьбовых разгружающих кана­ вок: только в резьбу муфты или ниппеля разрушение происходи­ ло по опасному сечению детали, не имеющей канавки.

Анализируя результаты испытаний, представленные на рис. 96, можно сделать вывод о влиянии зарезьбовых разгружающих кана­ вок, угла профиля резьбы 90° и направляющего пояска у упорного уступа ниппеля на повышение усталостной прочности резьбового соединения, выполненного на тонкостенных деталях (муфта — нип­ пель).

208

1. Введение зарезьбовых разгружающих канавок в муфту и ниппель в соединение с резьбой МК.156х5,5х1 : 32 повысило уста­

лостную

прочность

 

на

26%,

а в

соединении

с

резьбой

СК90/156Х7Х1 : 32 — на 18%.

 

 

 

 

 

 

 

2.

Введение зарезьбовых разгружающих канавок только в муф­

ту или ниппель в резьбовом

соединении СК90/156Х7Х 1 : 32 повы-

сило

 

усталостную

проч­

 

 

 

 

 

 

 

ность на 8% .

 

 

 

 

,к г с - м

 

 

 

 

 

3.

Применение

 

профи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ля

резьбы

90 вместо 60°

 

 

 

 

 

 

 

повышает

 

усталостную

 

 

 

 

 

 

 

прочность

резьбового

 

сое­

 

 

 

 

 

 

 

динения

корпусов

турбо­

 

 

 

 

 

 

 

буров

 

ди*аметрам

172

мм

 

 

 

 

 

 

 

на 31 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Направляющий

 

поя­

 

 

 

 

 

 

 

сок

у упорного уступа нип­

 

 

 

 

 

 

 

пеля

 

дает

незначительное

 

 

 

 

 

 

 

.увеличение

усталостной

 

 

 

 

 

 

 

прочности — 4% .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положительное.

 

влия­

 

 

 

 

 

 

 

ние

на

повышение

 

уста­

 

 

 

 

 

 

 

лостной

прочности

 

резь­

Р и с .

9 7 .

К р и вы е

у с т а л о с т и

р е зь б о в ы х

бовых

 

соединений

опти­

соед и н ен и й т у р б о б у р а д и а м е т р о м

19 5 м м .

мального

значения

 

радиу­

/ — р е з ь б а Р К Т 1 7 7 Х 5 .0 8 Х 1 : 16 с р а д и у с о м з а ­

 

к р у г л е н и я

в п а д и н

р е з ь б ы 0 ,5 м м ;

2 — р е з ь б а

са

закругления

впадины

М К 1 7 7 Х 6 Х 1

: 16 —

с

р а д и у с о м

з а к р у г л е н и я

резьбы

известно

[43].

Для

 

 

в п а д и н р е з ь б ы 0 .8 5 м м .

 

 

 

 

 

 

 

 

стендовых

 

1испытании

на

 

 

 

 

 

 

 

знакопеременный изгиб изготовили

натурные

образцы

резьбовых

соединений турбобура диаметром 195 мм с резьбой РК Т177Х 5,08Х

X 1 : 16 и М К 177Х 6Х 1

: 16

с

радиусами

закруглений впадин

соответственно 0,5 мм

(0,1

S,

где S — шаг

резьбы) и 0,85 мм

(0,1455).

На рис. 97 представлены результаты испытаний резьбовых сое­ динений с резьбой РКТ177 и МК477. Увеличение радиуса закруг­ ления впадины резьбы с 0,5 до 0,85 мм повысило предел выносли­ вости на 17%.

Обкатка впадин резьбы роликами широко применяется для по­ вышения усталостной прочности резьбовых соединений. Для выяв­ ления влияния обкатки впадин резьбы МК156х5,5х1 :32 провели стендовые испытания натурных образцов соединений на знакопе­

ременный изгиб.

Образцы изготовляли

из стали

марки 40ХНМА

с пределом текучести 80-f-85

кгс/мм2, НВ 302-f-321 и

обкатывали

с использованием

установок

ВНИИБТ.

Усилие

обкатки 800 кгс,

два прохода, скорость обкатки

25 м/мин. Диаметральная деформа­

ция (обжатие) \ d = 0 ,2 мм.

 

 

 

 

Испытаниями

установлено

повышение усталостной

прочности

резьбового соединения на 50%.

209


Распределение осевых и окружных напряжений по длине свинчивания соединения

При закреплении конического резьбового соединения крутящим

•моментом свинчивания в муфте и ниппеле по длине резьбы возни­ кают осевые Оо и окружные стг напряжения. Для определения на­ пряжений от затяжки Мкр= 1500 кгс-м в соединении с резьбой МК156х5,5х1 :32 в шести точках на наружной поверхности муф­ ты, внутренней поверхности ниппеля и в канавке резьбы ниппеля шириною 12 мм, прорезанной вдоль образующей конуса, разме­ стили проволочные тензодатчики.

На рис. 98 представлен характер распределения напряжений сто

лo t по длине свинчивания.

Врезультате внецентренного приложения осевой нагрузки по

упорному уступу ниппеля (точка А, см. стр. 75) и упора в первый виток резьбы происходит изгиб ниппеля по шейке на расстоянии примерно 50 мм от упорного уступа. Осевые напряжения на на­

ружной поверхности шейки ниппеля

более чем в два раза превы­

шают

напряжения, возникающие

в

опасном сечении (плоскость

F F ).

Это должно учитываться при

 

определении рекомендуемого

крутящего момента свинчивания.

Для выявления зависимости осевых напряжений от крутящего

момента свинчивания и

эффективности

направляющего

пояска

соединения

с резьбой

МК156Х5,5Х 1

: 32 закрепляли

с кру­

тящими моментами 300,

700, 1000, 1500, 2000 и 2500

кгс-м .

В процессе свинчивания

определяли осевые напряжения по длине

свинчивания

(в шести точках) на внутренней поверхности и в про­

дольной канавке ниппеля (рис. 99).

Первые показания тензодатчиков записывали при закреплении резьбового соединения с величиной осевого натяга 3,6 мм. Зазор по торцам 0,7 мм. Последующие замеры производили при прило­ жении Мкр = 700, 1000, 1500, 2000 и 2500 кгм. Характерной яв­ ляется линия пересечения осевых напряжений на внутренней по­

верхности ниппеля и в канавке,

проходящая по

опасному сечению.

В результате свинчивания до

упора торцов,

т. е. закрепления

резьбового соединения на величину натяга, кривые распределения осевых напряжений пересекаются с осью абсцисс в одной точке. Это свидетельствует об отсутствии осевых усилий при свинчива­ нии резьбового соединения на величину натяга до упора в торцы. Однако в местах изгиба ниппеля-шейки на расстоянии 70 мм от упорного уступа существуют осевые напряжения, причем на на­ ружной поверхности шейки их значения положительны, а на внут­ ренней — отрицательны. С увеличением крутящего момента свин­ чивания до 2000 кгс-м максимальные осевые напряжения на по­ верхности шейки (направляющего пояска) и внутренней поверх­ ности выравниваются и превышают последние приблизительно на '30%. Вследствие наличия направляющего пояска осевые напря­ жения у упорного уступа ниппеля ниже максимальных напряже-

210



Р и с . 9 8 . Р а сп р е д е л е н и е о се в ы х о 0 и о к р у ж н ы х at

н ап р я ж ен и й по д л и н е сви н ч и ван и я р е зь б о в о го с о е ­ д и н ен и я МК 156X5,5 X I : 3 2 п осл е п рилож ения

Л1кр= 1500 к г с -м .

7 — <То н а в н у т р е н н е й п о в е р х н о с т и н и п п е л я ; 2 — ст0 в к а ­ н а в к е в д о л ь о б р а з у ю щ е й к о н у с а р е з ь б ы ; 3 — <т( н а н а ­

р у ж н о й п о в е р х н о с т и м у ф т ы ; 4 — (То н а н а р у ж н о й п о в е р х ­ н о с т и м у ф т ы ; 5 — а I н а в н у т р е н н е й п о в е р х н о с т и н и п ­

п е л я .

Р и с .

9 9 .

Р а сп р ед ел ен и е о се в ы х

н апр яж ени й

о 0

по дли не сви нчи ­

ван и я

р е зь б о в о го

соед и н ен и я

М К 1 5 6 Х 5 .5 Х 1

: 3 2 на

внутренней

 

 

 

п о в ер хн о сти и п р од ол ьн ой к ан ав к е

ниппеля.

 

 

1, 2,

3,

4,

5, 6

(То

н а

в н у т р е н н е й п о в е р х н о с т и

н и п п е л я

п р и М к р —3 00, 700,

1000,

1500,

2000 и

25 0 0

к г с • м ; / ', 2 ',

3 ',

4', 5', 6'

— (То в

п р о д о л ь н о й

к а н а в к е

р е з ь б ы

н и п п е л я

с о о т в е т с т в е н н о

п р и

М к р —300,

7 00,

1000,

1500,

2000 и

 

 

 

 

 

 

25 0 0

к г с

• м .