Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 6
ний на расстоянии 30 мм от упорного уступа в среднем на 15%. Сравнение осевых напряжений у упорного уступа ниппеля соеди нений указывает на преимущество соединений с направляющими поясками.
сг к г с /м м г
Р и с . 1 00 . Р а сп р е д е л е н и е о се в ы х н ап р яж ен и й а о по |
|||||
д ли н е |
сви н ч и ван и я |
р е зь б о в о го |
соед и н ен и я |
||
М К 1 5 6 х 5 , 5 х 1 : 3 2 н а |
вн утрен н ей |
п о в ер хн о сти |
и |
||
п р одол ьн ой к а н а в к е ниппеля |
(п ер ев о д н и к а ) и |
п о |
|||
|
в е р хн о сти |
м уф ты |
(к о р п у с а ) . |
|
|
/ — (То н а в н у т р е н н е й п о в е р х н о с т и н и п п е л я ( п е р е в о д н и к а ); |
|||||
3— (То в п р о д о л ь н о й к а н а в к е н и п п е л я ; 5— (То н а н а р у ж н о й |
|||||
п о в е р х н о с т и м у ф т ы ; 2, 4, 6 — п о с л е п р и л о ж е н и я о с е в о г о |
|||||
у с и л и я Q ' к м е н ь ш е м у т о р ц у н и п п е л я ( п е р е в о д н и к а ) . |
На рис. |
100 представлено распределение осевых |
напряжений |
по длине |
свинчивания резьбового соединения |
с резьбой |
212
MK156x5,5x 1 :32 на внутренней поверхности ниппеля (перевод ника) и в канавке вдоль образующей конуса резьбы ниппеля, а также на наружной поверхности муфты (корпуса) после свинчива
ния его Мкр = 2000 кгс •м и |
действия |
дополнительного |
осевого |
||||
усилия Q'. |
|
|
|
16 статоров турбины турбо-' |
|||
Силу Q' создавали |
при креплении |
||||||
бура диаметром |
172 |
мм с помощью соединения Б |
(см. рис. 92). |
||||
Испытания прекратили после достижения |
предела |
текучести пер |
|||||
вого статора, расположенного со стороны |
соединения Б. Под дей |
||||||
ствием силы Q' торец переводника сжимается. Напряжения растя |
|||||||
жения у торца |
ниппеля уменьшаются |
и переходят |
в напряжения |
||||
сжатия. Напряжения |
сжатия |
на наружной поверхности |
муфты |
уменьшаются и переходят в напряжения растяжения.
Напряжения растяжения в опасном сечении ниппеля (плоскость F F ) уменьшаются примерно на 10%• Наличие силы Q' практиче ски не влияет на прочность резьбового соединения.
Исследование резьбы валов турбобуров
На валах турбобуров для закрепления роторов турбины приме няется цилиндрическая специальная усиленная и коническая резь ба с крупным шагом типа МУ и МК. В процессе эксплуатации имеют место случаи разрушения валов по резьбе. С целью упроч нения резьбового соединения внедрена обкатка впадин резьбы, в ряде конструкций введены зарезьбовые разгружающие канавки. Валы турбобуров изготовляют из легированных хромоникельмолибденовых сталей с пределом текучести после термообработки ^ 8 0 кгс/мм2. В большинстве случаев резьба нарезается на сплош ном сечении вала диаметром 80—90 мм. Жесткость вала превы шает жесткость деталей с внутренней резьбой. Учитывая конструк цию резьбового соединения, усталостную прочность вала можно повысить увеличением радиуса закругления впадины резьбы, а также путем обкатки и накатки резьбы.
Для определения влияния радиуса закругления впадины, на катки и угла профиля 30, 60 и 90° на повышение усталостной проч ности резьбы с крупным шагом проведены испытания на выносли вость при знакопеременном изгибе. Резьбу с шагом 6 и 7 мм, про филем 30, 60 и 90° нарезали и накатывали на образцах вала диаметром 80 мм, изготовленных из стали марки 40ХНМА со сле дующими механическими свойствами после термообработки: пре дел текучести 90ч -100 кгс/мм2, относительное удлинение 15ч-16%, относительное сужение 544-58 %, ударная вязкость 9 ч -10 кгсм/см2, твердость НВ 286ч-302. Накатку резьбы производили на установ
ках ВНИИМЕТМАШ.
На рис. 101 представлены зависимости предела выносливости от радиуса закругления впадины для нарезанной резьбы и угла
213
Рис. 101. Зависимость предела вы носливости от радиуса закругления впадины резьбы с углом профиля 30, 60 и 90°, нарезанной или накатанной на валу турбобура диаметром 80 мм
из стали марки 40ХНМА.
/ — нарезанной: 2 — накатанной.
& ,кгс/ш 2 30
107N
Рис. 102. Кривые выносливости резьбы на валах турбобуров диа метром 80 мм из стали марки 40ХНМА.
/ — с углом |
профиля 90°, |
нарезанной, с шагом 7 |
мм; |
2 — с углом |
профиля |
||||||
30°, нарезанной, с шагом |
6 |
мм; 3 — с |
углом |
профиля |
60, |
нарезанной, с |
|||||
шагом 6 мм; 4 — с углом |
профиля |
с |
30°, накатанной, |
с |
шагом |
ь мм, |
|||||
5 — с углом |
профиля 60°, |
накатанной, |
шагом |
6 |
мм; |
6 — с углом профиля |
|||||
|
90°, |
накатанной, |
с |
шагом |
7 |
мм. |
|
|
|
|
профиля 30, 60 и 90° — для накатанной, а на рис. 102 — кривые вы носливости резьб. Из рис. 101 и 102 видно, что, несмотря на изме нение угла профиля с 30 на 60 и 90°, усталостная прочность наре занной резьбы не повысилась, так как она зависит только от радиуса закругления впадины, т. е. от радиуса надреза. Увеличе ние радиуса закругления впадины резьбы с 0,4 до 0,9 мм повы шает усталостную прочность на 60% , а с 0,6 до 0,9 мм — на 36% .
Усталостная прочность накатанной резьбы повышается с увели чением радиуса закругления впадины, а также благодаря измене нию угла профиля с 30 до 60 и 90°. Наибольший предел выносли вости 27,5 кгс/мм2 получен при испытании накатанной резьбы с радиусом закругления впадины 0,9 мм и углом профиля 90°, мень ший (на 16%) с углом профиля 60°. Причем, увеличение радиуса закругления впадины накатанной резьбы с углом профиля 60° по вышает усталостную прочность так же, как и нарезанной на 36%•
Применение накатанной резьбы 8 0 x 6 с углом профиля 60° и радиусом закругления впадины 0,9 мм по сравнению с нарезанной повышает предел выносливости на 122% (сталь марки 40ХНМА). Повышение усталостной прочности накатанной резьбы объясняется отсутствием перерезанных волокон металла, образующихся в ре зультате нарезания резьбы резьбообразующим режущим инстру ментом. Следовательно, наряду с увеличением радиуса закругле ния впадины, резкое повышение усталостной прочности резьбы может быть достигнуто применением накатанного профиля. При чем с увеличением радиуса закругления впадины резьбы эффек тивность применения накатанного профиля повышается. В процес се испытания на усталость резьбовых соединений валов турбобу ров, а не валов со свободной нарезкой пределы выносливости бу дут выше. В этом случае происходит перераспределение изгибаю щих напряжений между наружной и внутренней резьбой свинчен ного резьбового соединения.
Определение окружных a t и радиальных стпг напряжений
вдеталях конического резьбового соединения
Вусловиях закрепления конических резьбовых соединений с натягом распределение напряжений в сечении кругового кольца рассматривается по аналогии с трубами, находящимися под наруж ным или внутренним давлением, в соответствии с задачей Ляме (рис. 103). Задача Ляме не учитывает физической стороны явле ний: наличия отклонений от правильной геометрической формы,
дефектов, нарушающих равномерное распределение давлений; ше роховатостей на поверхности резьбы и т. д. Несмотря на это, за дача Ляме с достаточной для практических целей точностью от ражает зависимость между деформациями (натягом) и давлениями на контактируемых резьбовых поверхностях.
215
Условно принимают, что контактирование происходит по сред нему диаметру резьбы. Определение напряжений необходимо про изводить в опасных сечениях ниппеля и муфты 1— 1 и 2—2
(рис. 104).
Радиальное давление от натяга определяется по формуле
ДрЕ |
К - < 2) (ДЬ-О |
(IV. 18) |
||
Р 1.2 = |
Di |
|
|
|
2Dj _2 |
|
|
|
|
где Pj, 2 — радиальное давление в сечениях |
1— 1 и 2—2; Дн — рас |
|||
четный диаметральный натяг (AP = HVK , |
где Я р — осевой |
натяг; |
||
К — конусность резьбы); D j, 2 — средний |
диаметр резьбы |
в сече |
||
ниях 1— 1 и 2—2; DM— наружный диаметр |
муфты; dH— внутрен |
|||
ний диаметр ниппеля. |
|
|
|
|
Рис. 103. Распределение напряжений в сечении кругового кольца (муфты), посаженного на трубу (ниппель) с натягом.
Рис. 104. Схема для определения напряжений Ot и Or по формуле Ляме.
216
Окружные напряжения в ниппеле |
(переводнике) в сечении 1— 1 |
||
у наружной |
поверхности |
|
|
|
D2, —d2 |
(IV. 19) |
|
|
|
||
|
1 |
Н |
|
у внутренней |
поверхности |
|
|
|
a t = - P 1 (2 D bD 2i- d l ) . |
(IV.20) |
|
Окружные напряжения в муфте (корпусе) |
в сечении 1— 1 у на |
||
ружной поверхности |
|
|
|
|
о, = Я Х( 2 D M |
- D ? ) ; |
(IV.2U |
у внутренней |
поверхности |
|
|
|
Dl + D\ |
(IV.22) |
|
|
Gt = P 1 М |
1 . |
В сечении 2—2 напряжения определяют по приведенным фор мулам, только вместо Pi и D\ подставляют соответственно Я2 и D2. Наибольшие напряжения возникают на внутренних поверхностях муфты в сечении 1— 1 и ниппеля в сечении 2—2. Максимальное радиальное напряжение ог равно радиальному давлению с обрат ным знаком, т. е. ог= — Р\,2-
Если резьбовое соединение подвергается внутреннему давлению Ри то определение напряжений а / без учета радиальных давлений
Рх2 от натяга определяют:
унаружной поверхности
а] = |
2P i d h D l - d l ; |
(IV.23) |
у внутренней поверхности |
Pj ( 4 + Dl) |
|
о = |
(IV.24) |
|
|
Dl - 4 |
|
При наличии радиальных давлений от натяга Р\ и Я2 напряже ния в материале муфты повышаются, а в ниппеле понижаются. По теории наибольших касательных напряжений (в случае отсутст вия осевой силы, т. е. при сг2 = 0)
<*эКВ = ох — о-3, |
(IV.25) |
где Gi = Oi, а 0 з = а гн.
Результирующее (эквивалентное) напряжение у внутренней по
верхности муфты |
|
0ЭКВ= P1 ( 2 D h D l - D 2i). |
(IV.26) |
217
То же у наружной поверхности ниппеля |
|
o 3KB = - P 1 (2D2lD / i - d l ) . |
(IV.27) |
Эквивалентные напряжения должны по возможности не превы шать предела текучести материала. Окружные напряжения, полу ченные экспериментальным путем, методом тензометрирования, отличаются от расчетных как по значению, так и распределением по длине свинчивания резьбового соединения.
На рис. 105 представлено распределение расчетных и экспери ментально определенных окружных напряжений при свинчивании резьбового соединения замка ЗШ -178 с резьбой 3-147X 6,35X 1 : 6. Расчетные напряжения определены по всей длине конуса и в диа пазоне резьбового соединения ЗШ-178 при осевом расчетном на
тяге Я р= 1,2 |
мм. На длине резьбы приблизительно 42 мм от упор |
||
ного уступа |
ниппеля экспериментальные окружные |
напряжения |
|
отличаются |
от расчетных |
примерно на 40-М 5% , на |
остальных 2/з |
длины свинчивания они |
отличаются незначительно. |
Если извест |
ны окружные напряжения у наружной поверхности муфты Оцм) и у
б^ к гс/м м *
Рис. 105. Распределение расчетных окружных на пряжений С( по длине конического сопряжения, а также экспериментальных, полученных методом тензометрирования в соединении замка ЗШ-178.
J — расчетные на внутренней поверхности муфты; 2 — рас четные на наружной поверхности муфты; 3, 4 — экспери ментальные на наружной поверхности муфты; 5, 6 — экспериментальные на внутренней поверхности ниппеля; 7— расчетные на наружной поверхности ниппеля; 5— рас четные на внутренней поверхности ниппеля; 9 — расчет
ные радиальные давления Р.
218
внутренней поверхности ниппеля оц„), определенные эксперимен тально, то можно определить их диаметральные деформации (при ближенно, учитывая большой диаметр и тонкостенные детали со единения) :
Дм = |
DMa tM /E; |
(IV.28 |
Лн = |
dBo w /E. |
(IV.29) |
В некоторых случаях, замерив диаметральные деформации с помощью микрометрического и индикаторного измерительного ин струмента (при значительных диаметральных натягах), можно приближенно определить окружные напряжения.
Г л а в а V
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
|
М Е Т О Д Ы |
Н А Р ЕЗА Н И Я Р Е З Ь В Ы |
Наибольшее |
распространение получили следующие методы на |
|
резания резьбы |
на трубах, переводниках различных видов и дета |
|
лях забойных двигателей: |
|
|
1) резьбовыми резцами или гребенками; |
' |
2)резьбовыми гребенчатыми фрезами;
3)трубонарезными и муфтонарезными патронами с использо ванием круглых плашек.
В практике заводов нефтяного машиностроения, металлурги ческих и трубопрокатных все большее распространение получает метод многопроходного резьбонарезания с использованием специ альных профильных резьбовых резцов и гребенок с пластинками твердого сплава Т15К6. Этот метод вытесняет другой, еще приме няющийся — резьбофрезерование и использование трубонарезных
имуфтонарезных патронов.
Всвязи с усложнением условий бурения и эксплуатации нефтя ных и газовых скважин, повсеместного увеличения глубин, объем применения высокопрочных труб и замков повышается. С повыше нием прочности применяемых материалов резьбовые фрезы и круг
лые плашки в трубо-муфтонарезных патронах, изготовляемые из быстрорежущей стали, не обеспечивают оптимальную стойкость. Например, при нарезании замковой резьбы на легированных, тер мически обработанных сталях твердостью НВ 262-^302, стойкость фрезы до переточки составляла 8— 10 концов и 80— 100 концов до полного использования. Для обеспечения шероховатости поверх ности резьбы 5— 6 класса необходимо производить резьбофрезеро вание в два прохода, что влечет за собой снижение производитель ности. Образование в месте врезания и выхода фрезы карманов способствует размыву резьбы в процессе эксплуатации. Трубона резными и муфтонарезными патронами нарезается трубная резьба
220