Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ний на расстоянии 30 мм от упорного уступа в среднем на 15%. Сравнение осевых напряжений у упорного уступа ниппеля соеди­ нений указывает на преимущество соединений с направляющими поясками.

сг к г с /м м г

Р и с . 1 00 . Р а сп р е д е л е н и е о се в ы х н ап р яж ен и й а о по

д ли н е

сви н ч и ван и я

р е зь б о в о го

соед и н ен и я

М К 1 5 6 х 5 , 5 х 1 : 3 2 н а

вн утрен н ей

п о в ер хн о сти

и

п р одол ьн ой к а н а в к е ниппеля

(п ер ев о д н и к а ) и

п о ­

 

в е р хн о сти

м уф ты

(к о р п у с а ) .

 

/ — (То н а в н у т р е н н е й п о в е р х н о с т и н и п п е л я ( п е р е в о д н и к а );

3— (То в п р о д о л ь н о й к а н а в к е н и п п е л я ; 5— (То н а н а р у ж н о й

п о в е р х н о с т и м у ф т ы ; 2, 4, 6 — п о с л е п р и л о ж е н и я о с е в о г о

у с и л и я Q ' к м е н ь ш е м у т о р ц у н и п п е л я ( п е р е в о д н и к а ) .

На рис.

100 представлено распределение осевых

напряжений

по длине

свинчивания резьбового соединения

с резьбой

212

MK156x5,5x 1 :32 на внутренней поверхности ниппеля (перевод­ ника) и в канавке вдоль образующей конуса резьбы ниппеля, а также на наружной поверхности муфты (корпуса) после свинчива­

ния его Мкр = 2000 кгс •м и

действия

дополнительного

осевого

усилия Q'.

 

 

 

16 статоров турбины турбо-'

Силу Q' создавали

при креплении

бура диаметром

172

мм с помощью соединения Б

(см. рис. 92).

Испытания прекратили после достижения

предела

текучести пер­

вого статора, расположенного со стороны

соединения Б. Под дей­

ствием силы Q' торец переводника сжимается. Напряжения растя­

жения у торца

ниппеля уменьшаются

и переходят

в напряжения

сжатия. Напряжения

сжатия

на наружной поверхности

муфты

уменьшаются и переходят в напряжения растяжения.

Напряжения растяжения в опасном сечении ниппеля (плоскость F F ) уменьшаются примерно на 10%• Наличие силы Q' практиче­ ски не влияет на прочность резьбового соединения.

Исследование резьбы валов турбобуров

На валах турбобуров для закрепления роторов турбины приме­ няется цилиндрическая специальная усиленная и коническая резь­ ба с крупным шагом типа МУ и МК. В процессе эксплуатации имеют место случаи разрушения валов по резьбе. С целью упроч­ нения резьбового соединения внедрена обкатка впадин резьбы, в ряде конструкций введены зарезьбовые разгружающие канавки. Валы турбобуров изготовляют из легированных хромоникельмолибденовых сталей с пределом текучести после термообработки ^ 8 0 кгс/мм2. В большинстве случаев резьба нарезается на сплош­ ном сечении вала диаметром 80—90 мм. Жесткость вала превы­ шает жесткость деталей с внутренней резьбой. Учитывая конструк­ цию резьбового соединения, усталостную прочность вала можно повысить увеличением радиуса закругления впадины резьбы, а также путем обкатки и накатки резьбы.

Для определения влияния радиуса закругления впадины, на­ катки и угла профиля 30, 60 и 90° на повышение усталостной проч­ ности резьбы с крупным шагом проведены испытания на выносли­ вость при знакопеременном изгибе. Резьбу с шагом 6 и 7 мм, про­ филем 30, 60 и 90° нарезали и накатывали на образцах вала диаметром 80 мм, изготовленных из стали марки 40ХНМА со сле­ дующими механическими свойствами после термообработки: пре­ дел текучести 90ч -100 кгс/мм2, относительное удлинение 15ч-16%, относительное сужение 544-58 %, ударная вязкость 9 ч -10 кгсм/см2, твердость НВ 286ч-302. Накатку резьбы производили на установ­

ках ВНИИМЕТМАШ.

На рис. 101 представлены зависимости предела выносливости от радиуса закругления впадины для нарезанной резьбы и угла

213


Рис. 101. Зависимость предела вы­ носливости от радиуса закругления впадины резьбы с углом профиля 30, 60 и 90°, нарезанной или накатанной на валу турбобура диаметром 80 мм

из стали марки 40ХНМА.

/ — нарезанной: 2 — накатанной.

& ,кгс/ш 2 30

107N

Рис. 102. Кривые выносливости резьбы на валах турбобуров диа­ метром 80 мм из стали марки 40ХНМА.

/ — с углом

профиля 90°,

нарезанной, с шагом 7

мм;

2 — с углом

профиля

30°, нарезанной, с шагом

6

мм; 3 — с

углом

профиля

60,

нарезанной, с

шагом 6 мм; 4 — с углом

профиля

с

30°, накатанной,

с

шагом

ь мм,

5 — с углом

профиля 60°,

накатанной,

шагом

6

мм;

6 — с углом профиля

 

90°,

накатанной,

с

шагом

7

мм.

 

 

 

 

профиля 30, 60 и 90° — для накатанной, а на рис. 102 — кривые вы­ носливости резьб. Из рис. 101 и 102 видно, что, несмотря на изме­ нение угла профиля с 30 на 60 и 90°, усталостная прочность наре­ занной резьбы не повысилась, так как она зависит только от радиуса закругления впадины, т. е. от радиуса надреза. Увеличе­ ние радиуса закругления впадины резьбы с 0,4 до 0,9 мм повы­ шает усталостную прочность на 60% , а с 0,6 до 0,9 мм — на 36% .

Усталостная прочность накатанной резьбы повышается с увели­ чением радиуса закругления впадины, а также благодаря измене­ нию угла профиля с 30 до 60 и 90°. Наибольший предел выносли­ вости 27,5 кгс/мм2 получен при испытании накатанной резьбы с радиусом закругления впадины 0,9 мм и углом профиля 90°, мень­ ший (на 16%) с углом профиля 60°. Причем, увеличение радиуса закругления впадины накатанной резьбы с углом профиля 60° по­ вышает усталостную прочность так же, как и нарезанной на 36%•

Применение накатанной резьбы 8 0 x 6 с углом профиля 60° и радиусом закругления впадины 0,9 мм по сравнению с нарезанной повышает предел выносливости на 122% (сталь марки 40ХНМА). Повышение усталостной прочности накатанной резьбы объясняется отсутствием перерезанных волокон металла, образующихся в ре­ зультате нарезания резьбы резьбообразующим режущим инстру­ ментом. Следовательно, наряду с увеличением радиуса закругле­ ния впадины, резкое повышение усталостной прочности резьбы может быть достигнуто применением накатанного профиля. При­ чем с увеличением радиуса закругления впадины резьбы эффек­ тивность применения накатанного профиля повышается. В процес­ се испытания на усталость резьбовых соединений валов турбобу­ ров, а не валов со свободной нарезкой пределы выносливости бу­ дут выше. В этом случае происходит перераспределение изгибаю­ щих напряжений между наружной и внутренней резьбой свинчен­ ного резьбового соединения.

Определение окружных a t и радиальных стпг напряжений

вдеталях конического резьбового соединения

Вусловиях закрепления конических резьбовых соединений с натягом распределение напряжений в сечении кругового кольца рассматривается по аналогии с трубами, находящимися под наруж­ ным или внутренним давлением, в соответствии с задачей Ляме (рис. 103). Задача Ляме не учитывает физической стороны явле­ ний: наличия отклонений от правильной геометрической формы,

дефектов, нарушающих равномерное распределение давлений; ше­ роховатостей на поверхности резьбы и т. д. Несмотря на это, за ­ дача Ляме с достаточной для практических целей точностью от­ ражает зависимость между деформациями (натягом) и давлениями на контактируемых резьбовых поверхностях.

215


Условно принимают, что контактирование происходит по сред­ нему диаметру резьбы. Определение напряжений необходимо про­ изводить в опасных сечениях ниппеля и муфты 1— 1 и 2—2

(рис. 104).

Радиальное давление от натяга определяется по формуле

ДрЕ

К - < 2) (ДЬ-О

(IV. 18)

Р 1.2 =

Di

 

 

2Dj _2

 

 

 

где Pj, 2 — радиальное давление в сечениях

1— 1 и 2—2; Дн — рас­

четный диаметральный натяг (AP = HVK ,

где Я р — осевой

натяг;

К — конусность резьбы); D j, 2 — средний

диаметр резьбы

в сече­

ниях 1— 1 и 2—2; DM— наружный диаметр

муфты; dH— внутрен­

ний диаметр ниппеля.

 

 

 

 

Рис. 103. Распределение напряжений в сечении кругового кольца (муфты), посаженного на трубу (ниппель) с натягом.

Рис. 104. Схема для определения напряжений Ot и Or по формуле Ляме.

216

Окружные напряжения в ниппеле

(переводнике) в сечении 1— 1

у наружной

поверхности

 

 

 

D2, d2

(IV. 19)

 

 

 

1

Н

 

у внутренней

поверхности

 

 

 

a t = - P 1 (2 D bD 2i- d l ) .

(IV.20)

Окружные напряжения в муфте (корпусе)

в сечении 1— 1 у на­

ружной поверхности

 

 

 

о, = Я Х( 2 D M

- D ? ) ;

(IV.2U

у внутренней

поверхности

 

 

 

Dl + D\

(IV.22)

 

Gt = P 1 М

1 .

В сечении 2—2 напряжения определяют по приведенным фор­ мулам, только вместо Pi и D\ подставляют соответственно Я2 и D2. Наибольшие напряжения возникают на внутренних поверхностях муфты в сечении 1— 1 и ниппеля в сечении 22. Максимальное радиальное напряжение ог равно радиальному давлению с обрат­ ным знаком, т. е. ог= Р\,2-

Если резьбовое соединение подвергается внутреннему давлению Ри то определение напряжений а / без учета радиальных давлений

Рх2 от натяга определяют:

унаружной поверхности

а] =

2P i d h D l - d l ;

(IV.23)

у внутренней поверхности

Pj ( 4 + Dl)

 

о =

(IV.24)

 

Dl - 4

 

При наличии радиальных давлений от натяга Р\ и Я2 напряже­ ния в материале муфты повышаются, а в ниппеле понижаются. По теории наибольших касательных напряжений (в случае отсутст­ вия осевой силы, т. е. при сг2 = 0)

<*эКВ = ох — о-3,

(IV.25)

где Gi = Oi, а 0 з = а гн.

Результирующее (эквивалентное) напряжение у внутренней по­

верхности муфты

 

0ЭКВ= P1 ( 2 D h D l - D 2i).

(IV.26)

217


То же у наружной поверхности ниппеля

 

o 3KB = - P 1 (2D2lD / i - d l ) .

(IV.27)

Эквивалентные напряжения должны по возможности не превы­ шать предела текучести материала. Окружные напряжения, полу­ ченные экспериментальным путем, методом тензометрирования, отличаются от расчетных как по значению, так и распределением по длине свинчивания резьбового соединения.

На рис. 105 представлено распределение расчетных и экспери­ ментально определенных окружных напряжений при свинчивании резьбового соединения замка ЗШ -178 с резьбой 3-147X 6,35X 1 : 6. Расчетные напряжения определены по всей длине конуса и в диа­ пазоне резьбового соединения ЗШ-178 при осевом расчетном на­

тяге Я р= 1,2

мм. На длине резьбы приблизительно 42 мм от упор­

ного уступа

ниппеля экспериментальные окружные

напряжения

отличаются

от расчетных

примерно на 40-М 5% , на

остальных 2/з

длины свинчивания они

отличаются незначительно.

Если извест­

ны окружные напряжения у наружной поверхности муфты Оцм) и у

б^ к гс/м м *

Рис. 105. Распределение расчетных окружных на­ пряжений С( по длине конического сопряжения, а также экспериментальных, полученных методом тензометрирования в соединении замка ЗШ-178.

J — расчетные на внутренней поверхности муфты; 2 — рас­ четные на наружной поверхности муфты; 3, 4 — экспери­ ментальные на наружной поверхности муфты; 5, 6 — экспериментальные на внутренней поверхности ниппеля; 7— расчетные на наружной поверхности ниппеля; 5— рас­ четные на внутренней поверхности ниппеля; 9 — расчет­

ные радиальные давления Р.

218

внутренней поверхности ниппеля оц„), определенные эксперимен­ тально, то можно определить их диаметральные деформации (при­ ближенно, учитывая большой диаметр и тонкостенные детали со­ единения) :

Дм =

DMa tM /E;

(IV.28

Лн =

dBo w /E.

(IV.29)

В некоторых случаях, замерив диаметральные деформации с помощью микрометрического и индикаторного измерительного ин­ струмента (при значительных диаметральных натягах), можно приближенно определить окружные напряжения.


Г л а в а V

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

 

М Е Т О Д Ы

Н А Р ЕЗА Н И Я Р Е З Ь В Ы

Наибольшее

распространение получили следующие методы на­

резания резьбы

на трубах, переводниках различных видов и дета­

лях забойных двигателей:

 

1) резьбовыми резцами или гребенками;

'

2)резьбовыми гребенчатыми фрезами;

3)трубонарезными и муфтонарезными патронами с использо­ ванием круглых плашек.

В практике заводов нефтяного машиностроения, металлурги­ ческих и трубопрокатных все большее распространение получает метод многопроходного резьбонарезания с использованием специ­ альных профильных резьбовых резцов и гребенок с пластинками твердого сплава Т15К6. Этот метод вытесняет другой, еще приме­ няющийся — резьбофрезерование и использование трубонарезных

имуфтонарезных патронов.

Всвязи с усложнением условий бурения и эксплуатации нефтя­ ных и газовых скважин, повсеместного увеличения глубин, объем применения высокопрочных труб и замков повышается. С повыше­ нием прочности применяемых материалов резьбовые фрезы и круг­

лые плашки в трубо-муфтонарезных патронах, изготовляемые из быстрорежущей стали, не обеспечивают оптимальную стойкость. Например, при нарезании замковой резьбы на легированных, тер­ мически обработанных сталях твердостью НВ 262-^302, стойкость фрезы до переточки составляла 8— 10 концов и 80— 100 концов до полного использования. Для обеспечения шероховатости поверх­ ности резьбы 5— 6 класса необходимо производить резьбофрезеро­ вание в два прохода, что влечет за собой снижение производитель­ ности. Образование в месте врезания и выхода фрезы карманов способствует размыву резьбы в процессе эксплуатации. Трубона­ резными и муфтонарезными патронами нарезается трубная резьба

220