Файл: Шаповалов, Б. Т. Электрооборудование насосных станций учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
расположены: два однофазных асинхронных двигателя 1Лев и 1Прав, размещенные на одном валу; шестеренчатый редуктор 5; шток 3, совершающий возвратно поступательное движение благодаря сцеп лению с выходным валом через шестерню и -зубчатую рейку; конечный выключатель 13, расположенный на выходнрм валу и
Рис. 177. Пропорциональный исполнительный механизм ПР (а) и схема его включения (б):
^прав> ^дев—электродвигатели правого и левого вращения, 2 — реостат, 3 — шток,
4 — соединительная |
шайба, 5 — шестеренчатый |
редуктор, 6 — движок датчика, 7 — |
||||
реахорд |
датчика, |
3 — сердечник, |
9, 10— катушки, 11, |
12, |
14 — контакты, 13 — |
|
конечный |
выключатель, 15, 17 — обмотки статора двигателей |
^прав и / 1ев» 16 ^ |
||||
ротор двигателей 7прав и 1 чев, |
18 — движок |
реостата, |
19, |
20 — зажимы питаю |
||
|
|
|
щей цепы |
|
|
|
управляющий двумя размыкающими контактами 14; реостат 2 так называемой обратной связи. Вне корпуса механизма размещена шайба 4, соединяющая выходной вал с валом регулирующего орга на, например вентиля (при возвратно-поступательном движении регулирующего органа или при наличии второго регулирующего органа для той же цели используется шток 3).
Комплектно с механизмом ПР поставляются: балансное реле (БР-2), состоящее из катушек 9 и 10, сердечника 8 с контактами 1 1 и 1 2 ; управляющий прибор с первичным измерителем (в данном
случае сильфоном) и реостатным |
потенциометрическим датчиком, |
в состав которого входят движок 6 |
и реахорд 7. |
Пропорциональное регулирование осуществляется следующим образом. В исходном состоянии регулирующий орган — вентиль
277
находится в среднем положении, а движок 18 посередине реахорда реостата 2. Управляющий прибор настраивают на заданное значе ние регулируемого параметра, что соответствует положению движ ка 6 датчика посередийе реахорда 7. Ток в это время проходит, например, от зажима 2 0 питающей цепи к движку 6 и разветвля ется в точке соприкосновения движка с реахордом 7 на два равных тока, поскольку сопротивление левой и правой цепей равны. Эти токи проходят далее через катушки 9 я 10 к движку 18, точке б и второму зажиму 19 питающей цепи. Вследствие равенства токов сердечник 8 балансного реле занимает нейтральное положение, контакты 1 1 я 1 2 разомкнуты, и двигатель не работает.
При изменении регулируемого параметра первичный измери тель управляющего прибора (сильфон) изменяет свое положение. Если он, например, «расправляется», то связанный с ним движок 6 датчика перемещается по реахорду 7 влево, при этом ток в катуш
ке 9 возрастает, а в |
катушке 10 уменьшается. |
Сердечник реле, |
несущий подвижные контакты, смещается влево, |
и контакты 1 2 за |
|
мыкаются, при этом |
ток от точки а пойдет по |
обмотке статора |
двигателя 1Лев, который начнет вращаться, что приведет к измене нию положения регулирующего органа и перемещению движка 18 на реахорде реостата 2 вправо. Когда возросшее сопротивление левой части реостата 2 компенсирует уменьшенное сопротивление в левой части реахорда 7, ток в катушках 9 я 10 снова становится однаковым, сердечник 8 реле занимает нейтральное положение и размыкает контакт 12. Двигатель останавливается, регулирующий орган перемещается в новое положение, отличающееся от занима емого ранее, среднего, на величину, пропорциональную той, на ко торую изменился регулируемый параметр. Подобным же образом система работает при другом знаке отклонения регулируемого па раметра. Регулирующий орган при этом отклоняется в направле нии, противоположном рассмотренному в первом случае. Таким образом, каждому отклонению параметра от заданного значения соответствует определенное положение регулирующего органа.
При повороте выходного вала устройства на предельный угол, значение которого можно при необходимости изменить от 0 до 180°, срабатывает конечный выключатель и размыкает левый или пра вый контакты 14, при этом двигатель останавливается.
§ 75. СХЕМЫ И ШКАФЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НАСОСНЫМИ АГРЕГАТАМИ С ДВИГАТЕЛЯМИ ОСНОВНЫХ НАСОСОВ, РАБОТАЮЩИХ ПРИ НАПРЯЖЕНИИ БОЛЕЕ 1000 В
На функциональной схеме автоматизации насосной станции указаны основные объекты и процессы, подлежащие автомати зации. Рассмотрим некоторые возможные схемы автоматизации пуска и остановки основных насосных агрегатов и вспомогательных
механизмов, обеспечивающих пуск и остановку, а также рабо ту средств защиты и сигнализации.
278
Все приводимые ниже схемы взаимно согласованы, так как ра бота каждой из них зависит от работы всех остальных. Рассмотрим простую принципиальную схему управления электродвигателем вспомогательной сетевой задвижки, приведенную на рис. 178.
В качестве двигателя привода задвижки использован асинхрон ный короткозамкнутый двигатель М3 (мотор задвижки), отлича
ющийся повышенным скольжением. |
Статор двигателя |
подключен |
|||
к питающей |
сети |
380/220 В через |
автоматический |
воздушный |
|
выключатель |
АВ |
и |
реверсивный |
магнитный пускатель, позво |
|
ляющий открыть (О) |
или закрыть (3) задвижку путем реверси |
рования.
Для ограничения хода задвижки в сторону открытия и закры тия и сигнализации ее положения установлены конечные выключа тели открытия (ВКО) и закрытия (ВК З) и соответственно сигналь ные лампы ЛК и ЛЗ. Для предотвращения поломки задвижки при заклинивании развиваемый двигателем момент ограничивается с помощью максимального токового реле 1РТ.
Схема предусматривает: ручное управление приводом задвиж ки с помощью расположенных около нее кнопок управления (2КУ); ручное управление со щита управления агрегатом с использовани ем ключа 1КУ\ автоматическое управление йод действием импульсов от станционных устройств автоматики, телемеханики и защиты.
Для автоматического управления ключи 1КР (на щите управ ления станции) и КР (на щите управления задвижкой) должны быть установлены в положение «Авт.».
Ручное управление схемой при открытии задвижки. Ключ КР устанавливают в положение «Руч.». Автомат АВ при этом включен. При нажатии на одну из кнопок «Открыть»'— 1КУ или 2КУ замы кается цепь рабочей обмотки магнитного пускателя О, и ток от фазы С проходит по пути С—1—3—5—7—11—13—2. Магнитный пускатель срабатывает, и его рабочие контакты замыкаются. Дви гатель начинает работать и закрывать задвижку.
Одновременно со срабатыванием рабочих контактов пускателя О срабатывает и его блок-контакт О, который замыкаясь, шунти рует кнопки 1КУ и 2КУ, в результате чего предотвращается оста новка двигателя при размыкании кнопок, когда оператор их от пускает.
Второй блок-контакт О, включенный в цепь рабочей обмотки магнитного пускателя закрытия 3, размыкается, что предотвраща ет включение пускателя при ошибочном нажатии на кнопки «За крыть» во время действия двигателя, направленного на открытие задвижки.
При полном открытии задвижки срабатывает конечный выклю чатель ВКО. Его размыкающий контакт ВК01 размыкается, вслед ствие чего размыкается и цепь тока через рабочую обмотку О (на участке цепи 7—11). Магнитный пускатель О возвращается в исход ное разомкнутое положение, и двигатель задвижки останавли вается.
279
380/220В
Электропривод задвижки
Рис. 178. Принципиальная схема |
управления |
электродвигателем |
сетевой вспомогательной задвижки: |
||||||
А В — автоматический выключатель, |
О , |
3 |
— |
магнитные |
пускатели, |
П Р — |
предохранитель, Р З З |
— промежуточное ре |
|
ле, Р В — реле времени, 1 Р Т — реле |
тока, 1 |
К.У, |
2 К У , |
К Д — |
кнопочный |
пост, |
К Р — универсальный |
переключатель |
Узел А
8// |
ГТл~глР\ |
813 |
р |
1 11 |
р |
|
--------- |
|
Из схемы управления Вакуум-насосом
841 \РПРвРх 843
0 I |
Из схемы |
I |
управления |
,\насосным I агрегатом
I
311 |
РП |
I |
313 |
1 |
|||
г L |
и |
J |
т |
■ |
0 |
|
|
II |
|
|
w |
о |
Я----- |
II----- 0 |
0------ ----------- |
0 |
Контактная груп па автоматическо
го управления
электродвигате - лем задвижки Вакуум -насоса
Контактная груп па автоматическо го управления
электродвигате - лем задвижки •
залива насоса
Контактная груп па автоматическо
го управления элек тродвигателем зад
вижки на магистрали Водяной смазки на
правляющих подшип
ников агрегата rpt/пповая смазка
Свободные контакты
0----- |
\ ------ |
0 |
0— 4 — 0
Узел В
815 \1Л(2вР\ 817
0 |
|
|
p n _ T j |
0 |
|
|
Из схемы управления |
||
|
|
вакуум -насосом |
||
0 |
-------f R------ 0 |
|||
345 |
'?К |
347 |
||
г* |
- |
О |
гХ |
|
* |
|
п |
~1 |
|
|
|
Г |
рпв |
|
|
|
! |
" |
|
315 \рп ро РПВ317
Г
Из схемы управления
насосным агрегатом
^ Г П Г — 0
+1— 0
Диаграмма работы конечных Выключателей задвижки
Коробка конечных Выключателей
Номера Обозна
N кон чение
такт аппараных та по групп схеме
Положение задвижки
Закрыто Промежуточное Открыто
Назначение
репа
|
1 |
|
Отключение при открытии |
|
|
2 |
|
Сигнализация |
|
_ |
2 |
и(\0 |
Сигнализация |
|
21 |
1 |
Отключение при закрытии |
||
_ |
1 |
lo ft |
Не используется |
|
ж |
2 |
Не используется |
||
IV |
2 |
2ВК |
Не используется |
|
1 |
Не используется |
|||
|
|
Рис. 178. Продолжение