Файл: Шаповалов, Б. Т. Электрооборудование насосных станций учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

расположены: два однофазных асинхронных двигателя 1Лев и 1Прав, размещенные на одном валу; шестеренчатый редуктор 5; шток 3, совершающий возвратно поступательное движение благодаря сцеп­ лению с выходным валом через шестерню и -зубчатую рейку; конечный выключатель 13, расположенный на выходнрм валу и

Рис. 177. Пропорциональный исполнительный механизм ПР (а) и схема его включения (б):

^прав> ^дев—электродвигатели правого и левого вращения, 2 — реостат, 3 — шток,

4 — соединительная

шайба, 5 — шестеренчатый

редуктор, 6 — движок датчика, 7 —

реахорд

датчика,

3 — сердечник,

9, 10— катушки, 11,

12,

14 — контакты, 13

конечный

выключатель, 15, 17 — обмотки статора двигателей

^прав и / 1ев» 16 ^

ротор двигателей 7прав и 1 чев,

18 — движок

реостата,

19,

20 — зажимы питаю­

 

 

 

щей цепы

 

 

 

управляющий двумя размыкающими контактами 14; реостат 2 так называемой обратной связи. Вне корпуса механизма размещена шайба 4, соединяющая выходной вал с валом регулирующего орга­ на, например вентиля (при возвратно-поступательном движении регулирующего органа или при наличии второго регулирующего органа для той же цели используется шток 3).

Комплектно с механизмом ПР поставляются: балансное реле (БР-2), состоящее из катушек 9 и 10, сердечника 8 с контактами 1 1 и 1 2 ; управляющий прибор с первичным измерителем (в данном

случае сильфоном) и реостатным

потенциометрическим датчиком,

в состав которого входят движок 6

и реахорд 7.

Пропорциональное регулирование осуществляется следующим образом. В исходном состоянии регулирующий орган — вентиль

277


находится в среднем положении, а движок 18 посередине реахорда реостата 2. Управляющий прибор настраивают на заданное значе­ ние регулируемого параметра, что соответствует положению движ­ ка 6 датчика посередийе реахорда 7. Ток в это время проходит, например, от зажима 2 0 питающей цепи к движку 6 и разветвля­ ется в точке соприкосновения движка с реахордом 7 на два равных тока, поскольку сопротивление левой и правой цепей равны. Эти токи проходят далее через катушки 9 я 10 к движку 18, точке б и второму зажиму 19 питающей цепи. Вследствие равенства токов сердечник 8 балансного реле занимает нейтральное положение, контакты 1 1 я 1 2 разомкнуты, и двигатель не работает.

При изменении регулируемого параметра первичный измери­ тель управляющего прибора (сильфон) изменяет свое положение. Если он, например, «расправляется», то связанный с ним движок 6 датчика перемещается по реахорду 7 влево, при этом ток в катуш­

ке 9 возрастает, а в

катушке 10 уменьшается.

Сердечник реле,

несущий подвижные контакты, смещается влево,

и контакты 1 2 за­

мыкаются, при этом

ток от точки а пойдет по

обмотке статора

двигателя 1Лев, который начнет вращаться, что приведет к измене­ нию положения регулирующего органа и перемещению движка 18 на реахорде реостата 2 вправо. Когда возросшее сопротивление левой части реостата 2 компенсирует уменьшенное сопротивление в левой части реахорда 7, ток в катушках 9 я 10 снова становится однаковым, сердечник 8 реле занимает нейтральное положение и размыкает контакт 12. Двигатель останавливается, регулирующий орган перемещается в новое положение, отличающееся от занима­ емого ранее, среднего, на величину, пропорциональную той, на ко­ торую изменился регулируемый параметр. Подобным же образом система работает при другом знаке отклонения регулируемого па­ раметра. Регулирующий орган при этом отклоняется в направле­ нии, противоположном рассмотренному в первом случае. Таким образом, каждому отклонению параметра от заданного значения соответствует определенное положение регулирующего органа.

При повороте выходного вала устройства на предельный угол, значение которого можно при необходимости изменить от 0 до 180°, срабатывает конечный выключатель и размыкает левый или пра­ вый контакты 14, при этом двигатель останавливается.

§ 75. СХЕМЫ И ШКАФЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НАСОСНЫМИ АГРЕГАТАМИ С ДВИГАТЕЛЯМИ ОСНОВНЫХ НАСОСОВ, РАБОТАЮЩИХ ПРИ НАПРЯЖЕНИИ БОЛЕЕ 1000 В

На функциональной схеме автоматизации насосной станции указаны основные объекты и процессы, подлежащие автомати­ зации. Рассмотрим некоторые возможные схемы автоматизации пуска и остановки основных насосных агрегатов и вспомогательных

механизмов, обеспечивающих пуск и остановку, а также рабо­ ту средств защиты и сигнализации.

278


Все приводимые ниже схемы взаимно согласованы, так как ра­ бота каждой из них зависит от работы всех остальных. Рассмотрим простую принципиальную схему управления электродвигателем вспомогательной сетевой задвижки, приведенную на рис. 178.

В качестве двигателя привода задвижки использован асинхрон­ ный короткозамкнутый двигатель М3 (мотор задвижки), отлича­

ющийся повышенным скольжением.

Статор двигателя

подключен

к питающей

сети

380/220 В через

автоматический

воздушный

выключатель

АВ

и

реверсивный

магнитный пускатель, позво­

ляющий открыть (О)

или закрыть (3) задвижку путем реверси­

рования.

Для ограничения хода задвижки в сторону открытия и закры­ тия и сигнализации ее положения установлены конечные выключа­ тели открытия (ВКО) и закрытия (ВК З) и соответственно сигналь­ ные лампы ЛК и ЛЗ. Для предотвращения поломки задвижки при заклинивании развиваемый двигателем момент ограничивается с помощью максимального токового реле 1РТ.

Схема предусматривает: ручное управление приводом задвиж­ ки с помощью расположенных около нее кнопок управления (2КУ); ручное управление со щита управления агрегатом с использовани­ ем ключа 1КУ\ автоматическое управление йод действием импульсов от станционных устройств автоматики, телемеханики и защиты.

Для автоматического управления ключи 1КР (на щите управ­ ления станции) и КР (на щите управления задвижкой) должны быть установлены в положение «Авт.».

Ручное управление схемой при открытии задвижки. Ключ КР устанавливают в положение «Руч.». Автомат АВ при этом включен. При нажатии на одну из кнопок «Открыть»'— 1КУ или 2КУ замы­ кается цепь рабочей обмотки магнитного пускателя О, и ток от фазы С проходит по пути С135—7—11132. Магнитный пускатель срабатывает, и его рабочие контакты замыкаются. Дви­ гатель начинает работать и закрывать задвижку.

Одновременно со срабатыванием рабочих контактов пускателя О срабатывает и его блок-контакт О, который замыкаясь, шунти­ рует кнопки 1КУ и 2КУ, в результате чего предотвращается оста­ новка двигателя при размыкании кнопок, когда оператор их от­ пускает.

Второй блок-контакт О, включенный в цепь рабочей обмотки магнитного пускателя закрытия 3, размыкается, что предотвраща­ ет включение пускателя при ошибочном нажатии на кнопки «За­ крыть» во время действия двигателя, направленного на открытие задвижки.

При полном открытии задвижки срабатывает конечный выклю­ чатель ВКО. Его размыкающий контакт ВК01 размыкается, вслед­ ствие чего размыкается и цепь тока через рабочую обмотку О (на участке цепи 7—11). Магнитный пускатель О возвращается в исход­ ное разомкнутое положение, и двигатель задвижки останавли­ вается.

279


380/220В

Электропривод задвижки

Рис. 178. Принципиальная схема

управления

электродвигателем

сетевой вспомогательной задвижки:

А В — автоматический выключатель,

О ,

3

магнитные

пускатели,

П Р

предохранитель, Р З З

— промежуточное ре­

ле, Р В — реле времени, 1 Р Т — реле

тока, 1

К.У,

2 К У ,

К Д

кнопочный

пост,

К Р — универсальный

переключатель

Узел А

8//

ГТл~глР\

813

р

1 11

р

 

---------

 

Из схемы управления Вакуум-насосом

841 \РПРвРх 843

0 I

Из схемы

I

управления

,\насосным I агрегатом

I

311

РП

I

313

1

г L

и

J

т

0

 

 

II

 

 

w

о

Я-----

II----- 0

0------ -----------

0

Контактная груп­ па автоматическо­

го управления

электродвигате - лем задвижки Вакуум -насоса

Контактная груп­ па автоматическо­ го управления

электродвигате - лем задвижки

залива насоса

Контактная груп­ па автоматическо­

го управления элек­ тродвигателем зад­

вижки на магистрали Водяной смазки на­

правляющих подшип­

ников агрегата rpt/пповая смазка

Свободные контакты

0-----

\ ------

0

04 — 0

Узел В

815 \1Л(2вР\ 817

0

 

 

p n _ T j

0

 

 

Из схемы управления

 

 

вакуум -насосом

0

-------f R------ 0

345

'?К

347

г*

-

О

гХ

*

 

п

~1

 

 

Г

рпв

 

 

!

"

 

315 \рп ро РПВ317

Г

Из схемы управления

насосным агрегатом

^ Г П Г — 0

+1— 0

Диаграмма работы конечных Выключателей задвижки

Коробка конечных Выключателей

Номера Обозна­

N кон­ чение

такт­ аппараных та по групп схеме

Положение задвижки

Закрыто Промежуточное ­ Открыто

Назначение

репа

 

1

 

Отключение при открытии

 

2

 

Сигнализация

_

2

и(\0

Сигнализация

21

1

Отключение при закрытии

_

1

lo ft

Не используется

ж

2

Не используется

IV

2

2ВК

Не используется

1

Не используется

 

 

Рис. 178. Продолжение