Файл: Шаповалов, Б. Т. Электрооборудование насосных станций учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бора режима 1КР в соответствии с его диаграммой замыканий (см.

рис. 179).

Ручное управление не зависит от положения ключа 1КР и про­ изводится с помощью ключа управления 1КУ со щита управления по диаграмме его замыканий (рис. 179). Продолжительность про­ цессов пуска и остановки насосного агрегата контролируется про­ граммным реле времени 1РВ. Уставки реле времени зависят от типа агрегата, технологической схемы узла сооружений насосной станции и задаются в процессе наладки.

Остановка насосного агрегата при авариях происходит в ре­ зультате действия следующих защит:

а) электрических, о чем сигнализирует указательное сигналь­ ное реле 1РУ; б) защит от неудачного пуска (или остановки) —■ реле 2РУ; в) температурных — 5РУ\ г) защиты, срабатывающей при исчезновении струи в системе смазки направляющих подшип­

ников (только для вертикальных агрегатов)— ЗРУ\

е) защиты,

сигнализирующей об аварийном уровне на всасывании

агрегата —

6 РУ.

 

Перечисленные защиты вызывают остановку агрегата, воздей­ ствуя па реле защиты РЗ, которое, подавая импульс на остановку, одновременно блокирует пусковую схему, препятствуя повторно­ му пуску до устранения причины аварии. Цепи, не требующие не­ медленной остановки агрегата при отклонении их контролируемых параметров от нормальных значений, воздействуют на реле преду­ предительной сигнализации PC. Реле РЗ и PC воздействуют на цепи общестанционной сигнализации, а контакты сигнальных реле включают белую лампу, которая горит до устранения неисправнос­ ти. Причины неисправности определяются по флажкам сработав­ ших сигнальных реле (блинкеров).-Аварийная остановка при дей­ ствии электрических защит обеспечивается импульсной цепью, собранной на реле РБ и РО и воздействующей на выходное реле защиты РЗ.

При исчезновении или недопустимом снижении напряжения на шинах насосной станции защита минимального напряжения отклю­ чает масляный выключатель электродвигателя агрегата. Самозапуск в схеме не предусмотрен.

Рассмотрим действие схемы при пуске агрегата под действием станционных устройств автоматики.

Для обеспечения автоматического режима 1КР устанавливают в положение «Автоматическое», контакты его 2 —4 и 6 8 при этом замкнуты.

При срабатывании технологического датчика пуска насосного агрегата (датчика уровня, давления и т. д .). замыкаются контак­ ты А. При этом замыкается цепь 10124— 123117119121— 102, так как ее контакты: ЗР (реле контроля закрытого положения напорной задвижки), РП (реле контроля напряжения на шинах станции), 1ВК (конечного выключателя, контролирующего закры­ тое положение напорной задвижки), РО (реле остановки агрегата)

10-428

280


J80/220S

Рис. 182. Принципиальная схема управления электродвигателем агрегатной

задвижки (с

максимальной токовой

защитой):

 

 

 

 

АВ — автоматический выключатель, О, 3 — магнитный пускатель, Пр — предохранитель,

1РПВ 1РПО

РПД

РЗЗ —рете про­

межуточное, РВ — реле времени, 1РТ — реле тока, 1КУ, 2КУ, КД — кнопочный

пост,

КР — универсальный

переключатель

ЛЗ, ЛК — сигнальная лампа. РД — реле

давления

 

 

В схему управления, защиты и сигнализации

насосного агрегата

.

1ВК

2ВК

1

161

—к>?о1—0

Г“

 

 

 

I

I 119

 

 

 

—1---- h-0

I .

I

ns

 

101 РЗЗ

177

 

 

 

0-----ir

■ 0

 

 

СВоводные контакты

Диаграмма работы конечных Выключателейзадвижки

 

 

Коробка конечных выключателей

N

Номера Обозна­

Положение по схеме

Назначение

кон­

чение

%

такт­

аппара­

 

Промежу­

 

цепи

ных

та по

Закрыть

Открыто

 

грипп

схеме

точное

 

/

1

 

 

 

 

Отключениеприоткрытии

 

2

 

 

 

 

Сигнализация

77

2

ВКЗ

 

 

 

Сигнализация

 

1

 

 

 

Отключение призакрытии

777

1

1ВК

 

 

 

В схеме управления

 

2

 

 

 

Не используется

777

2

2ВК

 

 

 

В схеме управления

11

1

 

 

 

В схеме управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

182. Продолжение

10*


замкнуты. Через обмотки РП (реле пуска) проходит постоянный оперативный ток, вызывающий срабатывание этих реле. В резуль­ тате одновременно возникают следующие процессы, которые влия­ ют на пуск и сигнализацию:

1) самоблокировка реле РП (по цепи 101117119121102), что необходимо, ибо как только напорная задвижка начнет откры­ ваться, реле ЗР разомкнет свои контакты, поскольку его обмотка (цепь 101145102) утратит питание;

2) запуск вакуум-насоса (цепь 361363) (рис. 180); этот за­ пуск происходит через контакты реле РПО (реле контроля положе­ ния масляного выключателя), которые замкнуты, так как при включенном автомате АВ (см. принципиальную схему ячейки КРУ2— 10Э масляного выключателя на рис. 181) ток проходит через обмотку РПО (цепь 11011031053— 1022 );

3) пуск моторного реле времени 1РВ (программное реле конт­ роля времени пуска и остановки агрегата); контакты конечного выключателя КВ этого реле замкнуты до истечения установленной на реле выдержки времени;

4)включение контактов РП в цепи 101107 управления мас­ ляного выключателя (рис. 181), подготавливающих его включение;

5)включение двигателя вспомогательной сетевой задвижки — цепь 341343 (узел А в принципиальной схеме управления элек­ тродвигателем вспомогательной сетевой задвижки) (см. рис. 178);

6)замыкание контактов РП, подготавливающих открытие ос­ новной напорной (агрегатной) задвижки — цепь 301—303 (в прин­

ципиальной схеме управления электродвигателем агрегатной за­ движки, см. рис. 182).

После выключения двигателей вакуум-насоса и вспомогатель­ ной сетевой задвижки происходит залив насоса. При достижении заданных условий залива срабатывает контролирующее этот про­ цесс технологическое реле РПУ (цепь 107109 на рис. 181). При замыкании контактов этого реле включаются катушка контактора КП, так как цепь его включения была предварительно подготовле­ на. Контактор включается, и его контакты КП включают цепь ЭВ (электромагнита включения масляного выключателя В). Масля­ ный выключатель включается, и на статор двигателя подается пол­ ное напряжение питающей сети (6—10 кВ). Двигатель разворачи­ вается как асинхронный.

Так как возбудитель подключен к обмотке возбуждения двига­ теля глухо (рис. 183) и находится с ним на одном валу, то с воз­ растанием скорости вращения ротора двигателя в процессе пуска возрастет ток возбуждения в его обмотке. При достижении крити­ ческого скольжения двигатель втягивается в синхронизм и процесс пуска его завершается.

При достижении необходимого числа оборотов двигателя насос, работающий на закрытую агрегатную задвижку, создает перед ней обусловленное давление, при этом срабатывает технологическое реле РД (цепь 303—7 на рис. 182), и задвижка с необходимой

292


скоростью открывается. Пуск агрегата окончен, насос работает на напорную сеть.

Работа устройства форсировки возбуждения двигателя. При кратковременных снижениях напряжения на главных шинах на­ сосной станции во время пуска двигателя агрегата или в результа­ те сквозных коротких замыканий необходимые значения синхрони­ зирующего момента двигателя достигаются с помощью устройства форсировки возбуждения, которое выполнено с ограничением по времени действия.

Рассмотрим работу схемы управления возбуждением (рис. 183) при форсировке тока возбуждения двигателя во время пуска. Так как до пуска напряжение на шинах станции было нормальным, то контакты реле РФ (реле индивидуальной форсировки) в це­ пи 21—31 были разомкнуты, а в цепи 21—23 замкнуты. При вклю­ чении выключателя агрегата В, его блок-контакты 101— 111 замы­ каются, и реле РВ1 (реле контроля длительности форсировки срабатывает, мгновенно замыкая свой замыкающий контакт в цепи 11011112131332. При снижении напряжения на шинах станции контакты 2131 реле РФ замыкаются, а 21—23 — размы­ каются. При этом через контакты 21—31 замыкается цепь катуш­ ки КФ (контактора форсировки), контактор срабатывает и шунтирует реостат возбуждения РВ в цепи возбуждения возбуди­ теля двигателя (возбуждение форсируется). При размыкании контактов 2123 обмотка реле РВ1 отключается, и реле с выдерж­ кой времени, определяемой максимально допустимой длительнос­ тью форсировки, размыкает свои контакты в цепи 332, в ре­ зультате чего питание катушки КФ прекращается. Контактор фор­ сировки размыкает свои контакты, дешунтируя реостат возбужде­ ния РВ, и процесс форсировки заканчивается.

В последнее время в ряде проектных решений предлагается за­ менить электромашинную систему возбуждения агрегата тиристор­ ной (тиристоры — мощные управляемые полупроводниковые вен­ тили) . Эта система представляет собой комплектное устройство, с помощью которого осуществляется как основной процесс — пита­ ние обмотки возбуждения двигателя, так и процессы гашения поля,

форсировки и автоматического регулирования возбуждения.

Остановка насосного агрегата. Ход процесса отключения двига­ теля и остановки агрегата при импульсах, поданных технологиче­ скими реле или вручную, можно легко уяснить из рассмотрения приведенных выше схем.

Рассмотрим основные этапы остановки агрегата, вызванной электрической неисправностью, например самопроизвольным от­ ключением выключателя В в момент пуска. Такое отключение рас­ ценивается как авария. При этом блок-контакты выключателя В в цепи 101— 139 размыкаются, и реле РБ перестает получать питание, а контакты в цепи 101— 151 замыкаются. Так как в начальный мо­ мент после отключения В контакты РБ в цепи 151— 155 еще замк­ нуты, включение их в цепи 101— 151 приводит к срабатыванию реле

1РУ и РЗ (цепь 101— 151— 155— 149—202).

293