Файл: Шаповалов, Б. Т. Электрооборудование насосных станций учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

=220В

В ячейке КРУ измери

тельного т р-ра W2 )

з^я/апряжения

З Р т щ \ и з Ш р тРО РП

Отавтомата пита­ ния цепейуправления

ячейка КРУ, маеляна го выключателя

Пуск агрегата

Местный

Телемеханический

 

 

Автоматический

 

Цепь самоОлокиров

 

ки реле пцека

Остановка агрегата

Местная

Телемеханическая

 

 

Автоматическая

Контакт быхобного реле зашит

Контакт самойлокаровкиреле остановки

Реле блокировки мас ­ ляного выключателя

Реле закрытого поло­ жения задвижки

Кнопка аварийной ос­ тановки двигателя

 

цепь епмоолокц'

 

робки

%

Аварийное отклю-

чение МВ

 

Контроль бреме­

1

ни запуска агре­

гата и закрытия

^ 1

задбижки

СЧ1 Резерв

Контрользасорения рывозаградителя

§Подшипники

агрегата

Аварийныйуровень 8нижнем бьеще

Резерв

а

1 § Аварийное поло­ f Й- жение задвижки

Засорение за ­ градительной решетки

§

Сигнализация поло­ жения масляного Выключателя

Реле контроля

Времени пуска и остановки

|_

 

 

1

В цепь управления

Реле контроля по­

 

 

ВРщт ( масляного выклю-

 

 

1—

чателя

ложения масляного

\+ ж

 

 

 

Выключателя

 

 

 

 

70/

1РУ

0-

 

 

 

.2 РУ

 

 

Лампа сигнали­

 

.ВРУ

 

 

 

 

 

зация

 

АРУ

 

 

 

 

 

„ Блинкер не

.5 РУ

поднят "

 

ВРУ

 

.7 РУ

 

ГВРУ

 

 

Цепь аварийной

 

сигнализации

 

Цепь предупредитель­

 

ной сигнализации

 

Контрольнапряжения

 

д цепях управления

 

Комплектное распределительное устройство

 

КРУ2-109 Ячейка трансформатора напряжения

Контакты занятые В других схемах

>> Т

 

РП

107

В цепи управления масляного

И

 

тм

 

РО

 

ЗР 133

Выключателя

 

 

 

 

у,

0

 

 

РЖ

В цепи пуска

II

 

I

 

зр РП РПВ

343

Вакуум-насоса

в цепи включения соленоида или

М

II

 

задвижки залива насоса_________

3J5

 

РПВ

зу

В цепи закрытия задвижки зали­

0

 

 

II-C

ва насоса__________________ _ _

apt

 

РП

щ

В цепи управления двигателем

0

 

 

II

307

 

РО

305

агрегатной задвижки

п(

 

_

¥>

—II

333

 

331

В цепь вентилятора охлаждения

г*

 

РПВ

г*

Jp

phy

387

двигателя насоса_______________

385

 

У>

 

 

 

583

В цепи срыва Вакуума

381

 

ш

г*

 

373

 

371

 

 

 

В цепи управления двигателя

г*

 

 

 

rf

 

 

Ihc

рыдозаградителя___________

Контактная группа, используемая на случаи

применения тиристорного Возбуждения

0---

 

0 -

РБ

-0

0

1 R

101(289)

10Z(290) 101

 

1 0 3

Рис.

179.

Принципиальная

схема

управления,

защиты

и

сигнализации

с

горизон­

тального

насоса

высоко­

вольтным

синхронным дви­

 

 

 

гателем:

 

 

 

Р П ,

Р О ,

З Р ,

Р З Р С — промежу­

точное

реле,

1 Р В

— реле време­

ни

программное,

 

Р Б ,

РПВ*

Р П О

— реле

времени,

Р В

ре­

гулятор

 

возбуждения,

/РУ

Ю Р У

— указательные реле,

1КУ— избиратель

 

управления,

1 К Р

— избиратель

режима,

1КД,

2 К Д

— кнопочный пост, ЛЗ,

ЛК,

ЛС — сигнальная

лампа,

3R —-

6R — резистор, 1А,

ампер­

метр

соответственно

переменно­

 

го и постоянного тока

 


X - X -

а

Диаграмма

Диаграмма

замыканий ключа 1КУ

замыканий ключа 1РР

К В -2 2/Ш

 

Bud рукоятки (спе­

s f \

О1 ^0

реди) и схема па

кета (сзади) Впо­

 

1

ложении „0 "

ОшЩбКАо*хJо

——./W контак\

f-J н

РолежетГ—-^~^ла

Включить

X

 

 

К Ф -2 2 Ш -8 С

о™ о

Видрукоятки (спе­М л Тел.

реди) и схема па­

0

1

кета (сзади) В

°3 7°

положении „Л "

5-7 6S

-~~~~~~ДРконток-

Положет г-^^щ

 

Телемеханическое

X

< /J o

° 1 °

°Л °

1-3 2-4 5-7 В-8

X X

 

Отключать

X

X -

X

Автоматическое X

 

X

X

 

 

 

нулевое

 

~

г - — —

-

НилеВое

 

- -

— -

 

 

 

положение

положение

 

 

 

 

Диаграмма работы контактов реле Времени 1РВ

 

 

 

 

 

 

p^Jkmaoxa быоертк

ВС 10-34

 

 

 

 

 

 

 

______h _______ _ j

 

 

 

 

 

 

 

 

бремени

 

Назначение цепи

 

 

 

 

н а ч е н и е ^< ^

J

 

 

 

 

 

по схеме

 

l

 

Контроль бремени запоена

 

 

 

1РВ-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

агрегата

 

 

 

 

 

 

 

1РВ-2

 

 

 

 

Контроль Времени закрытия

 

 

 

 

 

 

 

задВижки

 

 

 

 

 

 

 

1PB-J

 

 

 

 

Время забершения останоб-

 

 

 

 

 

 

 

 

ки агрегата

 

 

 

 

 

 

Амперметр така статора

 

При срабатывании второго кон­

 

А425

А426

 

 

0— огч—0

 

 

такта ВК02 (цепь 7—92) зажига­

 

/Ампермет р тока ротора

 

ется лампа ЛК и, вследствие размы­

 

 

кания контакта ВК32 в

цепи 7—

 

 

 

 

 

192, лампа ЛЗ гаснет.

 

 

Ч

0 _ - r v ^ _ 0

 

 

Процесс работы привода задвиж­

Фазометр

 

 

ки контролируется

во времени

реле

 

 

 

 

 

 

времени РВ,

которое

включается в

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

работу в начале пуска благодаря

§ ! <

 

 

 

 

замыканию третьего блок-контакта

 

 

 

 

О в цепи 7—252. Если пиодолжи-

I

I

 

 

 

 

тельность процесса открытия не пре­

 

 

 

 

 

 

вышает заданную,

то

реле времени

^ §

 

 

 

 

не успевает замкнуть свои контакты

^ 1

 

 

 

 

в цепи 12729, и открытие завер­

N

Регулятор Возбуждения

 

шается, если же превышает, что мо­

т

рв

я

 

 

жет случиться

при

заклинивании

 

ч

 

 

 

 

задвижки, то

реле

успевает

замк­

 

 

 

 

 

нуть свои контакты, а так

как при

 

Рис. 179.

Продолжение

 

 

 

заклинивании

двигатель

заторма­

ходит большой ток,

 

 

живается и через обмотку 1РТ про­

вызывающий срабатывание

реле, то контакты

этого реле замыкаются, и цепь 12729—2 обмотки промежуточ­ ного реле защиты РЗЗ (реле заклинивания задвижки) оказываетеся замкнутой. РЗЗ срабатывает, и его контакты в цепи пуска (5—7) размыкаются, что приводит к остановке двигателя при неза­ вершенном закрытии задвижки.

284


Контакты используемою в других схемах

Сводовные контакты

/А В _

1АВ

 

М П

( Л

 

1 -8 1 3

 

 

 

 

 

 

0

П

--- 0

В схеме управления двигателем

 

 

 

t-8/f

)}

 

t-817

 

 

 

..~"1|~

“0

сетевой задвижки ! говакуум-насоса

 

 

 

2-81J,

 

 

2-813

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В схеме управления двигателем

 

 

 

 

 

 

 

сетевой задвижки 2 говакуум-насоса

Рис 180. Принципиальная схема управления

 

электродвигателями вакуум-насосов (ва­

 

 

риант

без

вакуум-котла):

 

 

1КУ — 4КУ _ кнопочный пост, КР — универсальный переключатель,

IP,

1РКН, 2РКН — реле, исполь­

зуемые в качестве промежуточных,

1ПР,

2ПР —

предохранители,

1Л,

— магнитный пускатель,

 

1АВ,

2АВ — автоматический выключатель

 

Контактная группа для управления

двигателем вакуум-насоса (вариант дез вакуум-котла)

трп

g

lH

II

I

g t

Из схемыуправления

P i

РП8

 

I

g~*~

1гоагрегата

J 2

I

11\

i

Из схемы управления

РПО

РПН

 

2 го агрегата

v __ !Ь _ ___вз схемыуправления

0 1

mL

Р8

|g

JlB агрш т

I

lhc

11

1

 

Из схемы управления

последнего агрегата


6/10 кв

Поясняющая

схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' Токовая

 

 

 

 

 

 

 

Панель управле­

отсечка

 

 

 

 

 

 

 

ния,

защиты и

 

 

 

 

 

 

 

 

сигнализации

 

 

 

 

 

 

 

 

насосного агре-

 

 

 

 

 

З ш ЗВ/а щ КЛ

гата

Цепи учета и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

устройства

 

 

 

 

 

 

'J

нз Гз

Н А 11^

2

форсирования

 

 

 

 

 

 

Возбуждения

^

s

r

r

о т №

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______Панель

 

 

 

 

 

 

Ш 2

р т

 

Возбуждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

| Защита ст а­

Защита от за­

 

 

 

 

 

 

 

вится В случаях,

мыкания на

 

 

 

 

 

 

 

оговоренных ПУЗ

землю

 

 

 

 

 

 

 

(пункт JB -J-48)

 

 

 

 

 

 

 

 

Панель управле-

Цепи напряже­

 

 

 

 

 

 

csjo ния, защиты

ния измери­

 

 

 

 

 

 

 

и сигнализации

тельных при­

 

 

 

 

 

 

 

агрегата

боров

 

 

 

 

 

 

 

Панель

 

Реле

 

 

 

 

 

 

 

Возбуж дения

 

 

 

 

 

 

- 40fч Вцепи упраВле-

форсирования

 

 

//

В ъ

 

 

возбуждения

 

 

 

0

Л’

\н и я , защиты

 

 

 

Т «

 

 

Ш

 

 

 

 

 

 

 

 

ы 151

 

 

 

 

 

 

ш

-0— ?Г.

 

 

 

 

 

 

 

i f

i ' ции агрегата

блок-контакты

 

 

 

 

 

 

_ у

 

 

 

 

 

 

 

 

щ

> В схема

Выключателя

 

I

" Ч д " £

/

 

 

управления

 

Ш ИН

0 W <<n

r >>m 0

 

Возбуждения

Промежуточное

-

2ШМН Ш ШАЗ

 

 

 

о й

о/Т^~ ^

 

 

 

 

 

 

 

реле защиты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

минимального

1Ш0

 

ШР

 

 

 

2Ш0

 

 

напряжения

 

У

 

 

 

 

Цепь освещения

723

 

 

 

 

 

 

 

 

ш ка/ра

 

 

724

 

 

 

 

 

 

 

=220 В

В схеме управления, защиты и сигнализации насосного

 

 

 

 

SR

ю У

 

агрегата

 

 

 

 

 

 

 

к п

 

 

 

 

 

 

 

КБВ П

 

 

 

 

 

 

J - | 1Г /-1 + ~ -Ц

 

 

 

 

 

 

 

30

' l l

* - “ 11---------- у

 

 

 

 

 

РЗ

 

\

 

 

 

 

 

РПВ

5R

J

 

 

 

 

 

11

 

 

 

РП

 

\------ 1 ,

 

 

 

 

 

 

 

 

~

11~

 

 

 

 

 

1РП

 

 

 

 

 

~1Г ~

 

 

 

 

 

 

1РТ

 

 

 

 

 

—1Г~

 

 

 

 

 

2РТ

 

 

 

 

1РП

 

З т

 

 

2 Р У

Ш7

 

 

 

„ /-W -\

 

IF5

07

 

 

 

 

 

2РТ

 

 

4РУ

 

 

 

W

 

 

 

 

 

 

 

ВРУ

 

 

 

 

 

09

 

 

 

п

 

е

г

о?з

ЗРУ

 

 

 

В схеме

Ж_'"Y'W-

 

 

У)19

 

 

-\-Ш С

измерительного трансфор­

 

матора напряжения

 

 

 

 

 

ЛЗ

 

 

в

/ч/\

 

 

 

 

 

J 77

 

 

 

 

 

 

 

, ( В 1 73 ‘M l

т____

Шины питания и цепь злектро-

магната Вклю­ чения

Шины управления

и автомат

Цепь

Включения

Цепь отключения (с блокировкой

от прыганая)

ко н т а к т промежуточного реле защ и т ы м и н и ­ мального напряж ения

Конт акт реле перегрузки

Токовая

отсечка

Перегрузка

Защита от зомыко ния на землю______

Автоматическая час­ тотная разгрузка

Резерв

-ШС Шины сигнализации

Положение 702 выключателя

Лампа сигнализа­ ции Бланкер не поднят " и Автомат

отключен "

Шины аварийной и

ш з п предупредительной «И©— сигнализации

ЮЗ'Л /Шарииная

сигнализация

Предупредитель пая сигнализа­

ция______

Рис. 181. Принципиальная схема управления, защиты и сигнализации высоковольтного синхронного электродвигателя (ячейка К Р У -2-Ю Э мас­

ляного выключателя; вариант с токовой отсечкой)


Так как реле РЗЗ в цепи 131—29 самоблокируется своими вторыми контактами, то его основные контакты в цепи 5—7 оста­ ются разомкнутыми, и попытка вторично включить двигатель на открытие или закрытие не может успешно завершиться до тех пор,_ пока реле РЗЗ не будет деблокировано.

Для деблокировки необходимо вручную разомкнуть контакты КД (контакты деблокировки), установленные в цепи 3129, после чего обмотка реле РЗЗ утратит питание; контакты реле в цепи 5—7 замкнутся, и двигатель вновь может быть включен.

Для защиты двигателя от перегрузок в двух фазах обмоток его статора установлены нагревательные элементы теплового реле. Если в процессе работы двигатель опасно перегружается, то теп­ ловая защита срабатывает, и контакты теплового реле РТ, вклю­ ченные последовательно в цепь рабочих обмоток магнитных пуска­ телей О я 3, размыкаются, и двигатель останавливается. Тепловое реле не имеет самовозврата, и его контакты должны быть возвра­ щены в начальное положение вручную (нажимом на кнопку РТ), без чего повторный пуск двигателя невозможен.

Ручное управление схемой при закрытии задвижки происходит аналогичным образом.

Автоматическая работа схемы. Для автоматического управле­ ния ключи 1КР и КР устанавливают в положение «Авт.». При сра­ батывании любой из цепей узла А (узел автоматического открытия задвижки) под воздействием указанных в таблице (см. рис. 178) контактных групп, расположенных в соответствующих цепях уп­ равления других сопряженных схем (на рис. не показаны), замы­ кается одна из цепей: 811813, 341343, 311313, включенных параллельно зажимам узла А (в схеме управления двигателем се­ тевой задвижки). Это ведет к открытию задвижки в порядке, ана­ логичном рассмотренному в случае ручного управления.

При таком же изменении в узле В (узел автоматического закры­ тия задвижки) задвижка закрывается таким же образом, как и при ручном управлении.

На рис. 179 показана принципиальная схема управления, защи­ ты и сигнализации горизонтального насоса с высоковольтным синх­ ронным электродвигателем на постоянном оперативном токе. Пуск насоса осуществляется при закрытой задвижке. Для его залива ис­ пользуется вакуум-насос. Рассматриваемая схема обеспечивает:

1) нормальный пуск и остановку агрегата по командам станци­ онных утройств автоматики или телемеханики; возможны также пуск и остановка со щита управления насосной станции;

2) аварийную остановку агрегата при действии электрических

игидромеханических защит;

3)предупредительную и аварийную сигнализацию, а также пе­ редачу на диспетчерский пункт аварийного сигнала с помощью средств телемеханики.

Режим управления (от станционных устройств автоматики или от телемеханических устройств) выбирают с помощью ключа вы­

288