Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 324
Скачиваний: 1
циальные средства для компенсации погрешности, свя занной с непостоянством угла а.
Изменение диаметра рулона в процессе прокатки не является единственной причиной изменения угла охва та лентой измерительного ролика. Колебания уровня прокатки вследствие переточки рабочих и опорных вал ков, а также непостоянство высоты установки измери-
Рис. 134. Измеритель натяжения:
а — принципиальная схема; 6 — схема вычислительного устройства X — У
тельного ролика, связанное с деформацией его упругих опор под действием измеряемой силы, согласно урав нению (282) тоже влияют на величину угла р\
Одна из наиболее интересных схем однороликового измерителя натяжения, точность которого не зависит от изменения угла а, предложена фирмой A S E A (Швеция). Принцип работы такого прибора, названного X—У из мерителем натяжения, заключается в определении на тяжения как функции горизонтальной и вертикальной составляющих силы давления ленты на измерительный ролик.
На рис. 134 показана принципиальная схема измери тельной части прибора и его электрическая часть.
Ось ролика ~/ опирается на специальные опоры 2. Упругие элементы опор / и / / деформируются только в направлении действия вертикальной составляющей си лы, приложенной к ролику со стороны ленты FB, а упру гие элементы III и IV — только в направлении действия горизонтальной составляющей этой силы Fr.
26.1
Из условия равновесия ролика под действием приложенных к нему сил следует:
7 , s i n a = |
F B — T s i n p , |
|
|
|
|
|
|
|
|
(283) |
||
Т cos а = |
Т cos р — |
Fr. |
|
|
|
|
|
|
|
|
(284) |
|
Силы |
FB и Fr |
воспринимаются |
соответственно |
датчи |
||||||||
ками Д в |
и Дг, а сигналы |
датчиков |
подаются |
в |
счетно- |
|||||||
решающее устройство, |
принцип |
работы |
которого |
ясен |
||||||||
из рис. 134, б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
На |
вход усилителя |
У\ подается |
сигнал, |
пропорцио |
||||||||
нальный величине Т sin а, на вход усилителя У2— |
сиг |
|||||||||||
нал, |
пропорциональный |
|
Г cos а. |
Коэффициенты |
k\ — |
|||||||
= sin р и & 2 = c o s |
р задаются в цепях обратной |
связи с |
||||||||||
помощью потенциометров R\ и R2 |
вручную. После усиле |
|||||||||||
ния напряжения, пропорциональные |
Г sin а и Г cos а, по |
|||||||||||
даются на обмотки а и б статора |
вращающегося |
транс |
||||||||||
форматора ВТ, имеющего по две |
взаимно |
перпендику |
||||||||||
лярные обмотки статора |
и ротора (соответственно |
а, б, |
||||||||||
в, г). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выходные напряжения на обмотках ротора |
являют |
|||||||||||
ся функциями синуса и |
|
косинуса |
угла |
его |
поворота у. |
|||||||
Вал вращающегося трансформатора |
механически |
свя |
зан с валом сервомотора М, который поворачивает ро тор ВТ на угол у-а.
Тогда напряжение на одной из обмоток ротора Ur = T sin ее sin (90 — а) + Т cos a cos (90 — а)
или
Ur = Т sin а cos а — Т cos а sin а = 0,
а напряжение на второй его обмотке
UB = T sin a sin a -f- Т cos а cos а = Т.
Натяжение ленты Т может быть определено и при ближенно с помощью простейшей электрической схемы, осуществляющей умножение величин Ръ и на посто янные коэффициенты и сложение полученных произве дений
Т — kj_ FB -)- k2 Fr. |
(285) |
Можно показать, что погрешность измерения будет наименьшей, если постоянные сомножители k\ и k2 будут соответственно равны:
264
cos a c p |
(287) |
|
1 — cos ( a c p + (3) |
||
|
Для измерения усилий натяжения полосы применя ются индуктивные мап-штострикционные (магнитоупругне), проволочные или фольговые датчики, наклеивае мые на упругие элементы.
Анализ показывает, что при правильном выборе схе мы измерения и параметров измерителя натяжения для всех существующих станов холодной прокатки тонкой и тончайшей ленты достаточно иметь силоизмерительные датчики, рассчитанные на предельные нагрузки 0,1; 0,2; 0,5; 1 тс.
Основные параметры тензометрических силоизмерительиых датчиков растяжения (сжатия), разработан ных Научно-исследовательским и конструкторским ин ститутом испытательных машин, приборов и средств из мерения масс (НИКИМП) приведены ниже.
Ряд |
предельных нагрузок, тс . . . |
0,1; |
0,2; |
0,5; |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,0 |
|
Классы |
точности |
|
|
|
|
0,1; |
0,2; |
0,5 |
||
Рабочий |
диапазон |
температур, град |
(+50)—(—40) |
|||||||
Допустимые |
перегрузки |
от |
предель |
|
|
|
||||
ной |
нагрузки |
датчика, |
% |
• • • |
- |
|
25 |
|
||
Напряжение питания постоянным или |
|
|
|
|||||||
переменным током, |
В |
|
|
|
|
До 12 |
||||
Деформация |
при предельных |
нагруз |
|
|
|
|||||
ках, |
мм |
|
|
|
|
|
|
|
0,3 |
|
Собственная частота колебаний не- |
|
|
|
|||||||
нагруженных датчиков, кГц . . . . |
|
|
1 |
|
||||||
Упругие элементы |
и проволочные |
тензодатчики раз |
||||||||
мещены |
в |
прочном |
герметически |
закрытом |
корпусе. |
Важным достоинством этих датчиков является сравни тельно большая деформация чувствительного элемента (0,3 мм), что дает возможность обеспечить надежную за
щиту датчика от перегрузок. |
|
|
|
Магнитострикционные |
датчики |
(прессдукторы) ши |
|
роко применяются фирмой ASEA. Принцип действия их |
|||
аналогичен рассмотренному в п. 2. |
|
|
|
По данным фирмы ASEA, такие датчики имеют от |
|||
носительную погрешность |
0,2%. |
Выходная |
мощность |
при максимальной механической |
нагрузке |
составляет |
265
1 % от мощности питания (около 3 Вт). Датчики нечув ствительны к изменениям температуры и влиянию внеш
них магнитных полей. |
|
|
||
Датчики |
аналогичного назначения, |
разработанные |
||
отечественными |
организациями |
ВНИИАчермет, |
||
НИКИМП, |
обладают |
относительной |
погрешностью |
|
0,5% п рассчитаны |
на |
предельные нагрузки от 2,0 тс. |
Практический интерес представляют датчики, разра ботанные ВНИИметмашем и успешно эксплуатируемые на многих станах.
На рис. 135 приведена конструкция сельсинного дат чика для измерения натяжения полосы.
В литом дюралюминиевом корпусе 1 в вертикальном положении размещается сельсин 2 типа БД-404А, на ва лу которого помещается полумуфта 3. Вторая полу муфта 4 монтируется на нижнем конце червячного вин та 5. При изменении положения измерительного ролика
перемещается |
шток 6. Возникающее |
при этом |
осевое |
|
усилие |
через |
шарик 7 передается на червячный |
впит 5 с |
|
шагом |
26 мм, |
перемещающийся в |
бронзовой гайке 5 и |
жестко закрепленный тремя штифтами 9. Движение от червячного винта посредством полумуфты передается на вал сельсина, ротор сельсина поворачивается, и на его клеммах появляется напряжение, пропорциональное величине перемещения измерительного ролика.
Возврат в исходное положение червячного винта и штока осуществляется пружиной 10. К нижней сторо не корпуса приворачивается воронка / / , на которой монтируется штепсельный разъем 12 для подключения датчика в схему, а на верхней стороне устанавливается колпачок 13 для предохранения датчика от влаги п пыли.
Для установки датчика в нулевое положение преду смотрено специальное устройство, которое состоит из бронзового кольца 14 с червячной шестерней и червяка 15, находящихся в зацеплении. При вращении червяка поворачивается статор сельсина; ротор остается в не подвижном состоянии. Изменяя положение статора от носительно ротора, можно добиться такого положения, при котором напряжения на клеммах датчика не будет. Такое устройство существенно облегчает условие эк сплуатации прибора.
Значительные ударные нагрузки при прокатке и осо бенно при заправке полосы в стан обусловили иеобхо-
266
днмостьл внесения следующих изменений в конструкции
самого |
сельсина: |
один конец |
вала диаметром |
4 мм от |
|
резали |
и вместо |
него в тело |
ротора |
сельсина |
запрессо |
вали другой вал |
16 диаметром 8 мм; |
шарикоподшипник |
заменили подшипником скольжения 17. Питание сель-
синного датчика |
осуществляется от стабилизированного |
|||||||
От Д, |
От Д, |
источника питания напря |
||||||
жением |
~ 2 2 0 |
В. Макси |
||||||
|
|
мальная |
сила |
тока |
дат |
|||
|
|
чика 125 мА. При прокат |
||||||
|
|
ке полосы шириной более |
||||||
|
|
800 |
мм |
используются |
два |
|||
|
|
датчика — по одному с |
||||||
|
|
каждой |
стороны |
измери |
||||
|
|
тельного |
ролика. |
В этом |
||||
|
|
случае |
датчики |
позволя |
||||
|
|
ют |
замерить |
одновремен |
||||
|
|
но |
полное натяжение |
по |
||||
|
|
лосы и |
разность |
натяже |
||||
|
|
ний, |
действующих |
по |
||||
|
|
кромкам |
полосы. |
Нали |
||||
|
|
чие |
такого прибора |
дает |
||||
|
|
возможность |
оператору |
|||||
Рнс. 136. Электрическая |
схема прибора |
ориентироваться |
в харак |
|||||
с двумя датчиками |
тере изменения |
толщины |
||||||
|
|
полосы |
в |
поперечном |
па- |
правлении и принимать правильное решение об измене нии соответствующих параметров электропривода или раствора валков. Электрическая -схема прибора с двумя датчиками дана на рис. 136. Сельсинные датчики Ц\ и Д2 питаются от общего стабилизированного источника. Выходное напряжение на клеммах пт равно сумме напряжений датчиков. Следовательно, показания при бора А2 пропорциональны общему натяжению, действу ющему на полосу. Прибор А\ включен в диагональ из
мерительного моста, |
собранного на |
сопротивлениях |
R\—^4. Напряжение |
на его клеммах |
указывает на на |
личие разности натяжений полосы на ее кромках.
Описанный датчик применяется в устройствах, где перемещение упругих опор допускается в пределах до 3 мм.
Для ряда прокатных станов подобные перемещения нежелательны, в таких случаях рекомендуется приме нять силоизмерительные устройства с высокочастотными
268