Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

циальные средства для компенсации погрешности, свя­ занной с непостоянством угла а.

Изменение диаметра рулона в процессе прокатки не является единственной причиной изменения угла охва­ та лентой измерительного ролика. Колебания уровня прокатки вследствие переточки рабочих и опорных вал­ ков, а также непостоянство высоты установки измери-

Рис. 134. Измеритель натяжения:

а — принципиальная схема; 6 — схема вычислительного устройства X — У

тельного ролика, связанное с деформацией его упругих опор под действием измеряемой силы, согласно урав­ нению (282) тоже влияют на величину угла р\

Одна из наиболее интересных схем однороликового измерителя натяжения, точность которого не зависит от изменения угла а, предложена фирмой A S E A (Швеция). Принцип работы такого прибора, названного X—У из­ мерителем натяжения, заключается в определении на­ тяжения как функции горизонтальной и вертикальной составляющих силы давления ленты на измерительный ролик.

На рис. 134 показана принципиальная схема измери­ тельной части прибора и его электрическая часть.

Ось ролика ~/ опирается на специальные опоры 2. Упругие элементы опор / и / / деформируются только в направлении действия вертикальной составляющей си­ лы, приложенной к ролику со стороны ленты FB, а упру­ гие элементы III и IV — только в направлении действия горизонтальной составляющей этой силы Fr.

26.1

Из условия равновесия ролика под действием приложенных к нему сил следует:

7 , s i n a =

F B — T s i n p ,

 

 

 

 

 

 

 

 

(283)

Т cos а =

Т cos р —

Fr.

 

 

 

 

 

 

 

 

(284)

Силы

FB и Fr

воспринимаются

соответственно

датчи­

ками Д в

и Дг, а сигналы

датчиков

подаются

в

счетно-

решающее устройство,

принцип

работы

которого

ясен

из рис. 134, б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

вход усилителя

У\ подается

сигнал,

пропорцио­

нальный величине Т sin а, на вход усилителя У2

сиг­

нал,

пропорциональный

 

Г cos а.

Коэффициенты

k\ —

= sin р и & 2 = c o s

р задаются в цепях обратной

связи с

помощью потенциометров R\ и R2

вручную. После усиле­

ния напряжения, пропорциональные

Г sin а и Г cos а, по­

даются на обмотки а и б статора

вращающегося

транс­

форматора ВТ, имеющего по две

взаимно

перпендику­

лярные обмотки статора

и ротора (соответственно

а, б,

в, г).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходные напряжения на обмотках ротора

являют­

ся функциями синуса и

 

косинуса

угла

его

поворота у.

Вал вращающегося трансформатора

механически

свя­

зан с валом сервомотора М, который поворачивает ро­ тор ВТ на угол у-а.

Тогда напряжение на одной из обмоток ротора Ur = T sin ее sin (90 — а) + Т cos a cos (90 — а)

или

Ur = Т sin а cos а — Т cos а sin а = 0,

а напряжение на второй его обмотке

UB = T sin a sin a -f- Т cos а cos а = Т.

Натяжение ленты Т может быть определено и при­ ближенно с помощью простейшей электрической схемы, осуществляющей умножение величин Ръ и на посто­ янные коэффициенты и сложение полученных произве­ дений

Т — kj_ FB -)- k2 Fr.

(285)

Можно показать, что погрешность измерения будет наименьшей, если постоянные сомножители k\ и k2 будут соответственно равны:

264


cos a c p

(287)

1 — cos ( a c p + (3)

 

Для измерения усилий натяжения полосы применя­ ются индуктивные мап-штострикционные (магнитоупругне), проволочные или фольговые датчики, наклеивае­ мые на упругие элементы.

Анализ показывает, что при правильном выборе схе­ мы измерения и параметров измерителя натяжения для всех существующих станов холодной прокатки тонкой и тончайшей ленты достаточно иметь силоизмерительные датчики, рассчитанные на предельные нагрузки 0,1; 0,2; 0,5; 1 тс.

Основные параметры тензометрических силоизмерительиых датчиков растяжения (сжатия), разработан­ ных Научно-исследовательским и конструкторским ин­ ститутом испытательных машин, приборов и средств из­ мерения масс (НИКИМП) приведены ниже.

Ряд

предельных нагрузок, тс . . .

0,1;

0,2;

0,5;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,0

 

Классы

точности

 

 

 

 

0,1;

0,2;

0,5

Рабочий

диапазон

температур, град

(+50)—(—40)

Допустимые

перегрузки

от

предель­

 

 

 

ной

нагрузки

датчика,

%

• • •

-

 

25

 

Напряжение питания постоянным или

 

 

 

переменным током,

В

 

 

 

 

До 12

Деформация

при предельных

нагруз­

 

 

 

ках,

мм

 

 

 

 

 

 

 

0,3

 

Собственная частота колебаний не-

 

 

 

нагруженных датчиков, кГц . . . .

 

 

1

 

Упругие элементы

и проволочные

тензодатчики раз­

мещены

в

прочном

герметически

закрытом

корпусе.

Важным достоинством этих датчиков является сравни­ тельно большая деформация чувствительного элемента (0,3 мм), что дает возможность обеспечить надежную за­

щиту датчика от перегрузок.

 

 

Магнитострикционные

датчики

(прессдукторы) ши­

роко применяются фирмой ASEA. Принцип действия их

аналогичен рассмотренному в п. 2.

 

 

По данным фирмы ASEA, такие датчики имеют от­

носительную погрешность

0,2%.

Выходная

мощность

при максимальной механической

нагрузке

составляет

265


1 % от мощности питания (около 3 Вт). Датчики нечув­ ствительны к изменениям температуры и влиянию внеш­

них магнитных полей.

 

 

Датчики

аналогичного назначения,

разработанные

отечественными

организациями

ВНИИАчермет,

НИКИМП,

обладают

относительной

погрешностью

0,5% п рассчитаны

на

предельные нагрузки от 2,0 тс.

Практический интерес представляют датчики, разра­ ботанные ВНИИметмашем и успешно эксплуатируемые на многих станах.

На рис. 135 приведена конструкция сельсинного дат­ чика для измерения натяжения полосы.

В литом дюралюминиевом корпусе 1 в вертикальном положении размещается сельсин 2 типа БД-404А, на ва­ лу которого помещается полумуфта 3. Вторая полу­ муфта 4 монтируется на нижнем конце червячного вин­ та 5. При изменении положения измерительного ролика

перемещается

шток 6. Возникающее

при этом

осевое

усилие

через

шарик 7 передается на червячный

впит 5 с

шагом

26 мм,

перемещающийся в

бронзовой гайке 5 и

жестко закрепленный тремя штифтами 9. Движение от червячного винта посредством полумуфты передается на вал сельсина, ротор сельсина поворачивается, и на его клеммах появляется напряжение, пропорциональное величине перемещения измерительного ролика.

Возврат в исходное положение червячного винта и штока осуществляется пружиной 10. К нижней сторо­ не корпуса приворачивается воронка / / , на которой монтируется штепсельный разъем 12 для подключения датчика в схему, а на верхней стороне устанавливается колпачок 13 для предохранения датчика от влаги п пыли.

Для установки датчика в нулевое положение преду­ смотрено специальное устройство, которое состоит из бронзового кольца 14 с червячной шестерней и червяка 15, находящихся в зацеплении. При вращении червяка поворачивается статор сельсина; ротор остается в не­ подвижном состоянии. Изменяя положение статора от­ носительно ротора, можно добиться такого положения, при котором напряжения на клеммах датчика не будет. Такое устройство существенно облегчает условие эк­ сплуатации прибора.

Значительные ударные нагрузки при прокатке и осо­ бенно при заправке полосы в стан обусловили иеобхо-

266


днмостьл внесения следующих изменений в конструкции

самого

сельсина:

один конец

вала диаметром

4 мм от­

резали

и вместо

него в тело

ротора

сельсина

запрессо­

вали другой вал

16 диаметром 8 мм;

шарикоподшипник

заменили подшипником скольжения 17. Питание сель-

синного датчика

осуществляется от стабилизированного

От Д,

От Д,

источника питания напря­

жением

~ 2 2 0

В. Макси­

 

 

мальная

сила

тока

дат­

 

 

чика 125 мА. При прокат­

 

 

ке полосы шириной более

 

 

800

мм

используются

два

 

 

датчика — по одному с

 

 

каждой

стороны

измери­

 

 

тельного

ролика.

В этом

 

 

случае

датчики

позволя­

 

 

ют

замерить

одновремен­

 

 

но

полное натяжение

по­

 

 

лосы и

разность

натяже­

 

 

ний,

действующих

по

 

 

кромкам

полосы.

Нали­

 

 

чие

такого прибора

дает

 

 

возможность

оператору

Рнс. 136. Электрическая

схема прибора

ориентироваться

в харак­

с двумя датчиками

тере изменения

толщины

 

 

полосы

в

поперечном

па-

правлении и принимать правильное решение об измене­ нии соответствующих параметров электропривода или раствора валков. Электрическая -схема прибора с двумя датчиками дана на рис. 136. Сельсинные датчики Ц\ и Д2 питаются от общего стабилизированного источника. Выходное напряжение на клеммах пт равно сумме напряжений датчиков. Следовательно, показания при­ бора А2 пропорциональны общему натяжению, действу­ ющему на полосу. Прибор А\ включен в диагональ из­

мерительного моста,

собранного на

сопротивлениях

R\—^4. Напряжение

на его клеммах

указывает на на­

личие разности натяжений полосы на ее кромках.

Описанный датчик применяется в устройствах, где перемещение упругих опор допускается в пределах до 3 мм.

Для ряда прокатных станов подобные перемещения нежелательны, в таких случаях рекомендуется приме­ нять силоизмерительные устройства с высокочастотными

268