Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 315

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

bs

скорость

перемещения

ротора ШД;

 

 

/ш.д — частота

управляющих

импульсов

ШД;

 

 

0, 0Ы — электрический

и геометрический

угол

пово­

 

рота ротора ШД;

 

 

 

 

 

&S3{t) — угол поворота

золотника;

 

 

 

iiJuhiU—силы

тока в фазах шагового двигателя;

 

R,Uui.n.

сопротивление

обмотки

управления

и

на­

 

пряжение на ее клеммах;

 

 

 

U0kU0—обозначения,

 

принятые

в п. 1 и на рис.

145.

Решение приведенной системы существенно нелиней­ ных дифференциальных уравнений представляет значи­ тельные трудности даже при использовании вычисли­ тельных машин. По нашему мнению, наиболее досто­ верные результаты при исследовании подобных систем автоматического регулирования можно получить при совмещении методов математического и физического моделирования. Именно при «сопряжении» реального регулятора с математической моделью объекта уда­ ется наиболее полно использовать преимущества обоих методов.

В качестве реального регулятора при исследоват нии использовалась САРТ промышленного исполнения, предназначенная для типового четырехвалкового стана

400,

спроектированная в соответствии со

схемой (см.

рис.

145).

 

 

3. ИССЛЕДОВАНИЕ НА АНАЛОГОВОЙ

 

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЕ

 

Цели и задачи исследования созданного

дискретного

регулятора толщины вытекают из требований техноло­ гии прокатки тонкой и тончайшей лент и полос. Необ­ ходимо показать, в какой мере дискретный регулятор толщины удовлетворяет поставленным требованиям. Ис­ следование на аналоговой вычислительной машине со­ стояло из нескольких этапов

На первом этапе определяли частотные характерис­ тики САРТ применительно к конкретным условиям ра­ боты стана, на котором микрометры установлены не-

i Исследование на АВМ проходило при участии инж. В. Я- Сер­ геева.

287


симметрично: на

входе

стана / л . м = 1 , 5

м от

оси

валков,

а

на выходе

/ л . м = 1 м.

Скорость прокатки

и | ф

меняется

в

пределах

0—10

м/с.

Дискретность

изменения

толщи­

ны полосы при повороте ротора шагового двигателя па

один

шаг в первом проходе

Da=2

мкм,

а

во

втором

Da=

 

1,4

мкм.

 

 

 

 

 

 

 

Период возмущения Т определяется по

длине поло­

сы

1„ в метрах, как это имеет место в реальных

услови­

ях.

Величина / п меняется в пределах

2—100

м,

а часто­

та

возмущения

 

 

 

 

 

 

/ =

^

=

^ _ Р ~ 0 , 0 1

— 5 Гц.

 

 

 

 

 

 

in

Тп

 

 

 

 

 

 

 

При

построении

частотных

характеристик

регулято­

ра использовали два критерия для оценки качества про­ цесса регулирования. В первом случае это делилось по

отношению

амплитудных значений

выходной

A f t m a x и

входной Alio

разиотолщинности, а

во втором

случае—

по отношению площадей, ограниченных осью абсцисс и кривыми Ah0=f(t) и Ah=f(t) на участке полосы / п =

= 7-П-

2

 

Дело в том, что при

оценке качества регулирования

по первому признаку в

некоторых случаях получаются

заниженные сведения о возможностях данной системы 'автоматического регулирования.

Наиболее наглядно это будет видно из приведенных ниже частотных характеристик. Интегральный метод оценки качества процесса регулирования является более объективным, хотя и весьма громоздким. Нетрудно ви­ деть, что площадь, ограниченная указанными кривыми, пропорциональна массе металла, обусловленной разнотолщинностью. Чем меньше будет эта площадь, тем большее количество ленты дополнительно будет получе­ но за счет снижения допусков.

Реверсивные станы холодной прокатки в силу техно­ логических особенностей выпускают готовую продукцию после 3—7 пропусков, в каждом из которых происходит обжатие металла. Следовательно, в соответствии с об­ щей степенью обжатия меняются амплитуда и период изменения разиотолщинности подката. Отсюда можно сделать вывод, что нет необходимости проектировать регулятор толщины таким образом, чтобы уже в первом проходе обеспечить получение ленты с минимальными

288


допусками. Можно эту задачу решить постепенно за первые 2—3 прохода. Последние проходы следует ис­ пользовать только для устранения возмущающих воз­ действии, появляющихся в самом стане.

Если принять во внимание, что допуски на тончай­ шую ленту составляют примерно ± 5 % от номинального размера, а относительный коэффициент выравнивания клети примерно равен единице, то становится очевид­ ным, что в случае устранения регулятором наследствен­ ной разнотолщиниости в первых проходах с точностью не­ хуже 3—4% от номинального размера в дальнейшем можно получить продукцию нужного качества

4. АНАЛИЗ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕГУЛЯТОРА

Частотные характеристики дискретного регулятора толщины, полученные в результате обработки результа­ тов исследования на аналоговой вычислительной маши­ не, приведены на рис. 146, 147.

Характеристики получены при следующих значениях

параметров: Г г = Г л . м = 0 , 0 4 с; амплитуда

периодических

колебаний

40 мкм, Т — период, равный длине полосы / п

в метрах,

изменялся в пределах 2—100

м; частота уп­

равляющих импульсов ШД /ш.'д=Ю0 шагов/с, зона не­ чувствительности ± 6 мкм; дискретность изменения тол­ щины полосы Dn=2 мкм/шаг; расстояние от микромет­ ра до оси валков / л . м = 1 м для кривых, расположенных слева и /л . м^Ьб м для кривых, расположенных справаВеличины параметров и диапазон их изменения выбра­ ны с учетом реальных значений, имеющих место на ста­ нах для прокатки тонкой и тончайшей лент и полос.

Кривые, приведенные на рис. 146, построены в коор­ динатах дАшах/Д/гошах; In, а кривые — рис. 147 в коорди­ натах 5д л / 5 д / ( о ; /п .

В первом случае по оси ординат записывались отно­ шения амплитудных значений кривых разнотолщиниос­ ти на выходе Д/гт ах и на входе А/готах (возмущение) системы. Во втором случае использовался интегральный критерий. По.осп ординат записывалось отношение пло­

щади

5 Д , Р ограниченной кривой

Ali(t) на

выходе

регу­

лятора и осью абсцисс на

участке

ленты,

равной

поло­

вине

периода, к площади

5 д / 1 о

,

ограниченной кривой

Ah0(t)

и осью абсцисс на том же отрезке ленты.

 

19—433

289


Рис. 146. Частотные

характеристики

при о„р =1

м/с (а)

« ц р ^

5

м/с (б)

и и п р = 1 0 м/с (в):

 

4 — U 0 . c = 2 D n = 4

мкм/шаг,

2,

5 —

U 0 - c = D n = 2

мкм/шаг;

3, 6 — C / o . c = 0 , 5 D n

=1

мкм/шаг

 

290

Частотные характеристики, построенные при различ­ ных значениях коэффициента обратной связи по пере­ мещению ШД и0, выраженного в долях от дискрет­ ности изменения толщины полосы D„ мкм/шаг, ПОЗВОЛЯ­

ЛА/-^,,

О

20

40 60

60 1п

О

20 40 60 80 1„,п

 

 

 

 

а

 

О

20

40

60

80 1„,м

0

20

40

60

80

1„,п

Рнс.

147. Частотные

характеристики при

" п р = 5

м/с

(а) н

« п р =10

м/с

(б);

 

 

 

 

1—6 — то же, см. рнс. 147

 

 

 

 

19*

291


ют решить ряд важных практических задач и наметить

пути улучшения качества процесса

регулирования.

 

Из приведенных кривых легко усматривается

область

рабочих частот дискретного регулятора толщины

поло­

сы при различных скоростях прокатки. При vnp=\

 

м/с

предельное

значение

частоты возмущающего

воздейст­

вия, которое

может

корректироваться

в

нужном

на­

правлении,

равно

fв.п=0,065+0,075

 

Гц,

а

при

v„p

=

= 5 м/с и » П р = 1 0

м/с соответственно / в . п = 0 , 2 2 + 0 , 2 3

Гц

п / в . п = 0 , 3 6 + 0 , 4 3

Гц. Значения предельных

частот

полу­

чены при

/ л . м = 1

м

и

коэффициенте

обратной

связи

U0.c=]Dn.

Большие

значения / п . п

получены

 

по

кривым

рнс. 147,

когда оценка качества процесса осуществля­

лась по

интегральному

методу

(отношению

площадей

Из

сопоставления

предельных

значений

fD.n

 

видно,

что область рабочих частот регулятора в случае опре­ деления ее по амплитудно-частотным характеристикам получается заниженной на 15—20%.

Приведенные значения / в . п показывают, что разрабо­ танный регулятор толщины при работе на основных скоростях (vnp = 5—10 м/с) корректирует возмущения,

период

которых больше

20 м.

Если

вспомнить, что иа

станах

рассматриваемого

типа

существуют возмущения

с меньшим периодом ( / п = 5 — 1 0

м ) ,

то становится оче­

видным необходимость дальнейшего улучшения его час­ тотных характеристик.

Приведенные кривые показывают, что такие воз­ можности имеются. Для их реализации достаточно, не меняя структуры регулятора, уменьшить коэффициент обратной связи их по перемещению шагового двигателя в диапазоне Uox1+0,5 D n . Область рабочих частот САРТ в этом случае расширяется на 30—50%. При экс­ плуатации регулятора следует иметь в виду и то, что на станах по мере обжатия металла происходит его упроч­ нение. Дискретность изменения толщины полосы при по­ вороте ротора ШД на один шаг уменьшается. Следова­ тельно, в силу технологических особенностей холодной прокатки происходит автоматическое увеличение коэф­

фициента

обратной связи U0.c от

прохода к

проходу.

При увеличении его в два раза, что совершенно

реально,

область рабочих частот в 1,3—1,7

раза сужается (см.

рис. 146).

 

 

 

Отсюда

один важный практический вывод,

Коэффн-

292