честна регулирования при у п р = 5-т-10 м/с на 25—30%. Это означает, что уже в первом проходе будет дополни тельно убрано 25—30% разнотолщннности. В соответ ствии с этим выводом и рекомендуется осуществлять вы бор параметров гидравлического нажимного устройства и микрометра.
Г л а в а X V МНОГОКОНТУРНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОЛЩИНЫ ПОЛОСЫ
1. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ДВУХКОНТУРНОЙ САРТ
Подытоживая результаты исследований системы ав томатического регулирования толщины полосы и опыт эксплуатации ее на многих прокатных станах, можно от метить, что одноконтурный дискретный регулятор тол щины при оптимальном значении параметров обеспечи вает производство тонкой и тончайшей лент с допусками в 2—2,5 раза лучше указанных в ГОСТе. Это положение справедливо для большинства отечественных многовал ковых станов, частота возмущающих воздействий в ко торых не превышает /в ^0,3-г-0,35 Гц, а период Г в ^ 1 8 м.
За пределами этих значений САРТ работает неэффек тивно и могут быть случаи существенного ухудшения ис ходной разнотолщннности. Это может случиться при
7в<4-г-5 м.
Имеется практическая необходимость повышения ка чества процесса регулирования и расширения зоны ра бочих частот с fB = 0,3-r-0,35 Гц до 1—1,5 Гц. Сделать это в рамках имеющейся системы не представляется воз можным. Основная причина заключается в наличии транспортного запаздывания, которое не позволяет ис пользовать все возможности шагового привода и гидрав лических пажимиых устройств.
Необходимо изменить структуру регулятора. Здесь может быть предложено несколько способов «компенса ции» транспортного запаздывания. Оказывается, что ин формация, поступающая от микрометра, размещенного на выходной стороне стана на некотором расстоянии от осп валков, хотя и запаздывает на т, тем не менее со-
держит достаточное количество сведений для определе ния размеров полосы в зоне деформации. Действитель но, если обозначить y(t) толщину полосы в момент ее за мера микрометром, тогда толщину полосы в валках, которая будет зарегистрирована на т позднее, можно за
писать |
г / ( т + 0 - |
|
|
|
|
|
Разложив в ряд |
Тейлора |
функцию y(t-\-x), |
получим |
y(t + T)==y (г) + tyv |
(0 + £ |
</(2> (/) + ^~ |
ум (t), |
|
(313) |
|
|
2! |
л! |
|
|
|
где |
—я-ная производная y(t). |
|
|
|
Из приведенного выше выражения следует, что зна |
чение функции y(t-r-x) |
в зоне деформации можно |
опре |
делить с желаемой точностью на основании |
y(t)—тол |
щины, |
регистрируемой микрометром и ее производных. |
В соответствии с равенством |
(313) была |
создана |
специ |
альная схема регулятора, исследование которого прове дено на аналоговой вычислительной машине. Теоретиче ские предпосылки подтвердились. Частотные характе ристики регулятора существенно улучшились, а зона ра бочих частот расширилась в 2—3 раза.
Однако реализация этого метода для промышленных " систем встретила серьезные трудности. Схема получи лась сложной и малопригодной для практических целей. В связи с этим следует рекомендовать другой способ улучшения качества процесса регулирования, согласно которому дискретный регулятор толщины (см. гл. X I V ) дополняется новым каналом регулирования с существен но лучшей частотной характеристикой. В результате это го достигается наиболее полное использование шагового привода и гидравлических устройств по быстродействию. В основу этого предложения положено свойство нового нажимного устройства с распирающими цилиндрами. Ес ли величину суммарного давления Р 2 , действующего на нажимные винты, поддерживать постоянной путем изме нения величины распирающего усилия Рр в гпдроцнлиндрах, то оказывается с определенной точностью мож но сохранить размер полосы. Ниже доказывается спра . ведливость этого утверждения.
При выполнении равенства Р2= Рп-\-Рр=const, есте ственно, предположить, что деформация станины и на жимных винтов сохраняется. Дополнительной деформа ции этих элементов не произойдет, На осирващш этих
соображений можно определить необходимые зависимо сти, характеризующие качество регулирования толщины полосы при данном способе.
При росте давления прокатки Рп из-за увеличения входной толщины ho на 6РП разнотолщинность полосы после клети возрастает. Величина ее определится из вы ражения
После того как толщина полосы на выходе из стана изменится, происходит изменение усилия распора в ци линдрах таким образом, чтобы суммарное усилие Рх со хранило прежнее значение. В результате этого меняется деформация валковой системы и, как следствие, толщи на на выходе
Учитывая, что передаточный коэффициент нажимно го устройства по давлению kR равен (см. формулу 253):
К = |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
• |
м„ |
• м„ |
|
зависимость |
(315) |
можно переписать |
|
«Ai = — |
^ |
|
Г • |
(316) |
М * \ ~ 1 + |
MJMB |
+ |
MJMn |
|
Уменьшение разнотолщннности полосы после восста новления заданного значения' суммарного давления на винты и станину равно
Из равенства (317) следует, что эффективность кор ректирования размера при сохранении P 2 = const опре деляется коэффициентами жесткости клети Мк, валков Мв и полосы Мп.
Оценка ошибки регулирования толщины полосы при использовании нажимного устройства в режиме «посто янного давления» более наглядно может быть пронзве-
лена с помощью следующего графо-аналитпческого ме
|
|
|
|
|
|
|
|
тода (рнс. 152). |
|
|
|
|
|
|
По оси |
абсцисс откладывается |
толщина |
полосы |
па |
выходе стана h и на входе |
Я, по оси ординат — давле |
ние прокатки Рп, |
давление |
распора |
Рр |
и суммарное |
их |
значение Рх. |
Тогда процесс |
прокатки в этой |
системе |
ко |
ординат можно |
представить |
следующим |
образом. С |
по- |
о |
|
h0 |
h h, |
н |
|
н' |
|
Рнс. 152. Графический способ |
определения ошибки |
регулирова |
|
|
|
ния |
|
|
|
|
мощью электромеханических устройств |
устанавливается |
первоначальный |
раствор |
валков |
S0 = OS0. |
В |
гидроцп- |
линдрах устанавливается |
давление Рр. |
Происходит рас |
тяжение станины, винтов и подушек, величина |
которого |
равна AC=S0L". |
Линия |
S 0 L является |
упругой |
линией |
станины клети. Таким образом, первоначальный |
раствор |
увеличивается и |
становится равным OL". |
Из |
точки L |
проводится упругая линия стана, |
а из точки А' |
кривая |
пластической деформации полосы, исходной толщины Я. Точка их пересечения А определяет толщину полосы hQ на выходе из стана. Предположим, что в процессе рабо ты стана толщина подката изменилась с Я до Я'. Тогда кривая деформации займет положение ВСК- Толщина полосы на выходе из стана изменится и значение ее h\
|
|
|
|
|
|
|
|
определится точкой пересечения В кривых LAB |
и |
ВСК- |
Толщина |
полосы |
изменится |
на величину AD в результа |
те приращения |
давления |
прокатки на AP = BD. |
При |
жесткости |
клети Мк |
AD= |
В D |
Соблюдение |
условия |
— . |
P s = Р Р + Р П = c o n s t |
|
Мк |
уменьшению |
давления |
приведет к |
зоо
распора Яр. Кривые LAB и ВСК |
будут перемещаться на |
встречу друг другу до тех пор, |
пока они не пересекутся |
в точке Е, в которой суммарное |
давление на нажимные |
винты примет прежнее значение. Таким образом, процесс регулирования толщины полосы окончен, а она не при нимает своего первоначального значения 1г0. Ошибка рав
на AE |
— h—hg. Из общего приращения толщины AD |
при |
нерегулируемом |
процессе |
остается |
АЕ. |
Разнотолщин |
ность уменьшилась па величину ED. |
Необходимые |
соот |
ношения |
для |
оценки |
качества процесса |
регулирования |
можно получить из треугольника ABC. |
При этом следует |
иметь |
в |
виду: BD/AD |
= MK; |
BDIDC=M„; |
DF/ED—MA; |
DF/DR |
= |
MK |
|
|
|
|
|
|
|
ED + |
DR |
= ER |
— |
Ac± |
= |
, |
|
|
(318) |
где Асг— изменение деформации станины в результате изменения усилия распора на АР Р ;
MZ — коэффициент жесткости станины
E R = ¥ j |
l = D F ( — + — ) ; |
|
(319) |
DF |
= |
А Р р |
I |
; |
|
(320) |
BD |
= BF |
— DF |
= |
АР„ |
. |
(321) |
|
В свою очередь BD=AD-MK=AhMK. |
|
Из анализа про |
цесса самовыравнивания рабочей клети стана известно, что приращение толщины подката АН приводит к изме нению толщины на выходе из стана на величину А/г, равную
Ah = |
А Я |
. |
(322) |
С учетом этого |
|
ВВ= |
А Н М к . |
(323) |
|
|
м„ |
|