Файл: Совершенствование теплового процесса листовой прокатки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сопротивления деформации, скорости прокатки, производитель­ ности охлаждающих систем и т. д. Количество тепла, отдаваемого полосой валкам и окружающей среде, зависит главным образом от средней температуры полосы, от температуры валков и окружающей среды, а также от коэффициентов контактного теплообмена, тепло­ проводности, конвекции и излучения.

При горячей прокатке в стан поступает предварительно нагретая полоса, температура которой за время прокатки постепенно сни­ жается. Потеря тепла полосой происходит за счет излучения в окру­ жающую среду, контактного теплообмена с валками, роликами роль­ гангов и другими соприкасающимися деталями стана и, наконец, конвективного теплообмена с охлаждающей водой и окружающим воздухом. Одновременно с охлаждением полосы во время горячей прокатки происходит и некоторое повышение ее температуры за счет превращения в тепло работы, затрачиваемой на деформацию и тре­ ние между металлом и валками. При этом затрачиваемая на пласти­ ческую деформацию и трение энергия практически полностью превра­ щается в тепло, так как процессы упрочнения и рекристаллизации происходят одновременно и металл упрочняется очень мало. Для стабилизации температуры полосы при горячей прокатке в послед­ ние годы начали применять прокатку с ускорением в черновой группе. Расчеты и исследования [64, 68 ] показали эффективность этого спо­ соба, особенно для тонких полос.

Температура валков при горячей прокатке изменяется в резуль­ тате их нагрева и охлаждения. Нагрев валков происходит главным образом от тепла, отдаваемого нагретой полосой, и в меньшей степени от тепла, выделяемого при пластической деформации. Валки охлаж­ дают главным образом водой. Условия нагрева и охлаждения вал­ ков в процессе прокатки не одинаковы по длине бочки. Части бочки валков, прилегающие к шейкам, нагреваются менее интенсивно, чем середина, находящаяся в контакте с полосой. В результате не­ равномерного разогрева валки приобретают бочкообразную форму. Через некоторое время после начала работы стана, которое опреде­ ляется главным образом ритмом прокатки, температура валков, проводковой арматуры и других деталей стана, соприкасающихся с го­ рячей полосой, устанавливается примерно постоянной с определен­ ной амплитудой колебаний.

Рассмотренные исходные положения теплового процесса при горячей прокатке необходимы для расчета температуры полосы и валков, точность которых зависит от правильного определения основных коэффициентов теплоотдачи, системы уравнений теплового баланса и энергосиловых параметров стана.

При холодной прокатке в стан поступает холодная полоса, темпе­ ратура которой в процессе прокатки повышается, т. е. полоса уно­ сит с собой часть тепла, выделяемого в процессе пластического де­ формирования. Нагрев полосы и валков в процессе холодной про­ катки обусловлен общим тепловым балансом. Для поддержания необходимого теплового баланса и его регулирования необходимо знать температуру валков, полосы и охлаждающей эмульсии до

12


и после прокатки. В начальный период прокатки эти температуры значительно изменяются из-за неустановившегося процесса тепло­ обмена. По мере же нагрева валков до определенной установившейся температуры теплообмен между ними, окружающей средой и поло­ сой становится практически постоянным и далее температура изме­ няется весьма незначительно.

Таким образом, при холодной и при горячей прокатке валок сначала работает в нестационарном тепловом режиме, а затем при установившемся процессе прокатки нестационарный режим пере­ ходит в стационарный или квазистационарный.

Степень нагрева валков в процессе прокатки зависит от величины

обжатия, механических свойств прокатываемого

металла,

трения

в очаге деформации, скорости и времени процесса

прокатки,

подачи

охлаждающей эмульсии, коэффициентов теплопроводности, конвек­ ции излучения и т. д.

Отмеченная в разделе 1 нестабильность технологии и сорта­ мента тонколистовой прокатки приводит к колебаниям температуры

итеплового профиля валков, вследствие чего снижается их стойкость

иуменьшается точность размеров и формы полос и листов. Поэтому стабилизация температурного режима тонколистовых станов и про­ филя их валков является существенной составной частью общей проблемы стабилизации технологии листовой прокатки. Учитывая

важность и недостаточную изученность этого вопроса, теоретическим и практическим аспектам стабилизации температуры и теплового профиля валков в последующих главах этой книги уделено большое внимание.

Г Л А В А II

Т Е М П Е Р А Т У Р Н Ы Е П О Л Я , Н А П Р Я Ж Е Н И Я И П Р О Ч Н О С Т Ь

Л И С Т О П Р О К А Т Н Ы Х Б А Л К О В

1. ПРОЧНОСТЬ ЛИСТОПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ

Валки тонколистовых станов кварто работают в условиях слож­ ного напряженного состояния, вызванного совместным действием остаточных, контактных, сжимающих, изгибающих, тепловых нагру­ зок и крутящих моментов. Многочисленные исследования и расчеты показали, что из всех видов нагрузок решающее влияние на проч­ ность и стойкость валков оказывают контактные напряжения, дости­ гающие иногда предела усталостной прочности металла [1].

Наиболее опасные контактные напряжения возникают в поверх­ ностном слое рабочих и опорных валков глубиной до 510 мм, где создается напряженное состояние трехосного сжатия (рис. 1). Макси­ мальным по абсолютной величине главным контактным напряжением является радиальное (стх = аг), минимальным непосредственно у по-

13


верхности — осевое

( а 2

= <тг),

а на глубине 3—6 мм —

окружное,

или тангенциальное

(cr3

at).

Опасность напряженного

состояния

обычно характеризуют эквивалентным напряжением, представляю­

щим собой разность максимального аг

и минимального

о3

главных

нормальных

напряжений:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<*экв = fr

<М-

 

 

 

 

 

 

(4)

Поскольку контактные напряжения ох

и

а 3 — одного

знака

(сжимающие), то эквивалентное напряжение по абсолютной

величине

 

 

 

 

оказывается

меньшим,

чем максимальное

 

 

 

 

напряжение

ог.

такого

напряженного со­

 

 

 

 

Особенность

 

 

 

 

стояния состоит в том, что, если мини­

 

 

 

 

мальное сжимающее напряжение а3 уве­

 

 

 

 

личится

по

абсолютной

величине

под

 

 

 

 

воздействием какого-либо другого фактора

 

 

 

 

(например, от температурных напряже­

 

 

 

 

ний), то разность

| ох

—- а 3 1 или

эквива­

 

 

 

 

лентное напряжение уменьшится, в ре­

 

 

 

 

зультате чего возрастает запас усталостной

Рис. 1.

Схема

взаимодействия

прочности

поверхностного

слоя.

 

 

контактных

и

температурных

При изменении

знака

дополнительных

напряжений

в

поверхностном

слое

прокатного валка

напряжений

и

уменьшении

абсолютной

может

 

 

 

величины

а 3

запас

усталостной

прочности

уменьшиться. Таким образом, в связи с тем

что

контактные

напряжения близки к пределу усталости, действие дополнительных (температурных) напряжений может оказаться решающим для проч­ ности валков, даже если эти напряжения в сравнении с контактными невелики. Эквивалентное напряжение может превысить предел уста­

лостной прочности материала валков, что приведет к

преждевре­

менному их разрушению (выкрашиваниям, трещинам, отколам).

Взаимодействие контактных и температурных напряжений в ра­

диальном элементе поверхностного

слоя

валка показано

на

рис. 1,

где контактные напряжения изображены

сплошными

стрелками,

а температурные — пунктирными

(стЛт ^

0;

otr ^ oZr).

В

отличие

от контактных у температурных напряжений в поверхностном слое радиальное напряжение огг близко к нулю (непосредственно у по­ верхности равно нулю) [1 ]; окружное и осевое являются максималь-' ными. Поэтому влияние температурных напряжений на контактные может происходить только за счет изменения величины ст3 (окружного

или осевого напряжения). Из

рис. 1 видно, что а э к в

уменьшается,

если а? и atj

одного знака.

 

 

 

Следовательно, если температурные

напряжения

а<т и ав по­

верхностном слое сжимающие, то они оказывают

благоприятное

воздействие на

прочность и

стойкость

валков.

 

И, напротив, если они растягивающие, то эквивалентное напря­ жение возрастает, а запас усталостной прочности снижается. Расчеты показали [1 ] , что на станах холодной прокатки эквивалентные кон-

14


тактные напряжения в валках достигают 1000—1500 Мн/м2 (10000— 15 ООО кГ/см2 ), а температурные 100—250 Мн/м2 (1000—2500 кГ/см2 ), составляя 10—20% от контактных. На станах горячей прокатки контактные напряжения несколько меньше в связи с меньшим со­ противлением металла пластической деформации при высоких темпе­ ратурах. Температурные условия работы валков этих станов более напряженные в связи с большей разностью температур прокатывае­ мого металла и поверхности бочки и более значительными колеба­ ниями температуры в период работы стана.

Температурные напряжения в валках горячей прокатки могут достигать 20—40% от величины контактных напряжений, поэтому учет их в прочностных расчетах еще более важен, чем.для валков хо­ лодной прокатки.

Опыт эксплуатации современных листовых станов подтверждает значительное влияние температурного режима, условий нагрева и охлаждения при прокатке на прочность и стойкость рабочих и опорных валков.

Нередко непосредственной причиной разрушения валков были температурные напряжения, возникшие из-за засорения брызгальных коллекторов, резких колебаний температуры и т. д. [1]. На большинстве листовых станов горячей прокатки и на некоторых ста­ нах холодной прокатки применяют предварительный подогрев вал­ ков перед завалкой их в рабочую клеть [2—4 ] , а также другие меро­ приятия по стабилизации температурного режима в процессе про­ катки.

Как показано ниже, реальное температурное поле валка можно разделить на две зоны: активную и основную. В активной зоне, вклю­ чающей тонкий поверхностный слой толщиной не свыше 1—2 мм, происходят циклические колебания температуры за каждый оборот валка, и распределение температуры в ней не является осесимметричным.

В основную зону, расположенную под активной и составляющую не менее 98—99% от радиуса бочки, циклические колебания не проникают; к ней полностью применимо допущение о симметрич­ ности температурного поля. Толщина активной зоны тем меньше,

чем выше скорость

вращения валков.

По данным Керни

[7], окружные циклические напряжения на

поверхности бочки валка диаметром 254 мм при скорости прокатки 0,2 м/сек и 50%-ном обжатии малоуглеродистой стали не превышают 100 Мн/м2 (1000 кГ/см2 ), а на глубине 2% от радиуса они снижаются до нуля. На современных станах, имеющих в сотни раз более высо­ кие скорости вращения, глубина проникновения этих напряжений, по-видимому, гораздо меньше. Поэтому в прочностных расчетах вал­ ков в большинстве случаев достаточно учитывать лишь осесимметричные напряжения, возникающие в основной зоне валка.

Циклические колебания напряжений в активной зоне следует принимать во внимание при изучении механизма износа поверх­ ностного слоя валков [8]. Этот вопрос ^имеет самостоятельное значение и в данной работе не рассматривается.

15


2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ВАЛКОВ

Д ля определения температурных напряжений и деформаций в вал­ ках необходимо уметь рассчитывать их температурные поля в зави­ симости от основных параметров технологического процесса тонко­ листовой прокатки.

Дифференциальное уравнение теплопроводности валка, неза­ висимо от конкретного вида технологического процесса (горячая, холодная прокатка или дрессировка), в общем случае в безразмерной

форме

имеет

вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Эр2 "т~ р ар '

р 2

<Эг|)2 ~>

<?г2 ~ dFo '

 

^)

 

где

0 — безразмерная

температура,

% (от 0 до 100%)

или

 

 

в долях единицы (от

0 до

1);

 

 

 

 

t

^max — ^min

 

A^max

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— температура в любой

точке

валка в любой

момент

 

 

времени (текущая температура),

°С;

 

 

 

 

4iax. ^mm соответственно максимальная

и минимальная

тем­

 

 

пературы

рассматриваемой

системы

валок — гра­

 

 

ничные условия, °С (в качестве

tmax

обычно

при­

 

 

нимают температуру поверхности валка в зоне

 

 

контакта

с прокатываемым

 

металлом, a

tmin

 

 

температуру охлаждающей жидкости или окружаю­

 

 

щего

воздуха);

 

 

 

 

 

(r/R);

при r = R

 

р — безразмерный

радиус

валка

 

 

 

р = 1, а при г = r0 р = k; (R — наружный

радиус

 

 

бочки

валка,

г0 — радиус

осевого отверстия,

г —

 

 

текущий

радиус);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г|з центральный

угол, рад;

 

 

 

 

 

 

 

 

г— относительная длина валка

(z = zp/R,

zp—рас­

 

 

стояние по оси от начала

координат);

 

 

 

Fo

= am0IR2

— критерий

 

Фурье,

по

физическому

 

 

смыслу определяющий время в безразмерной форме

 

 

— коэффициент

температуропроводности

ма­

 

 

териала валка, м2 /ч, характеризующий скорость

 

 

изменения

температуры

в

любой

точке

валка,

 

 

например

для

стали

а = 45-10" 3 м2 /ч, а для

чу­

 

 

гуна 62,5

м2 /ч; в дальнейшем

принимаем а не за­

 

 

висящим от температуры;

т 0

— время цикла

про­

 

 

катки

одного

рулона;

оно

состоит

из машинного

 

 

времени (непосредственной прокатки) х± и времени

Если пауза

паузы

между

прокаткой

двух

рулонов

т 2 ] .

после прокатки каждого

рулона отсутствует, а про­

катка идет партиями по два или более рулонов, то т 0 — время

цикла

прокатки указанной партии; п—число

циклов прокатки,

п = 1,

2, 3. . . Для конкретного стана при фиксированных а и R критерий Фурье определяет время процесса прокатки.

16