Файл: Совершенствование теплового процесса листовой прокатки..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
сопротивления деформации, скорости прокатки, производитель ности охлаждающих систем и т. д. Количество тепла, отдаваемого полосой валкам и окружающей среде, зависит главным образом от средней температуры полосы, от температуры валков и окружающей среды, а также от коэффициентов контактного теплообмена, тепло проводности, конвекции и излучения.
При горячей прокатке в стан поступает предварительно нагретая полоса, температура которой за время прокатки постепенно сни жается. Потеря тепла полосой происходит за счет излучения в окру жающую среду, контактного теплообмена с валками, роликами роль гангов и другими соприкасающимися деталями стана и, наконец, конвективного теплообмена с охлаждающей водой и окружающим воздухом. Одновременно с охлаждением полосы во время горячей прокатки происходит и некоторое повышение ее температуры за счет превращения в тепло работы, затрачиваемой на деформацию и тре ние между металлом и валками. При этом затрачиваемая на пласти ческую деформацию и трение энергия практически полностью превра щается в тепло, так как процессы упрочнения и рекристаллизации происходят одновременно и металл упрочняется очень мало. Для стабилизации температуры полосы при горячей прокатке в послед ние годы начали применять прокатку с ускорением в черновой группе. Расчеты и исследования [64, 68 ] показали эффективность этого спо соба, особенно для тонких полос.
Температура валков при горячей прокатке изменяется в резуль тате их нагрева и охлаждения. Нагрев валков происходит главным образом от тепла, отдаваемого нагретой полосой, и в меньшей степени от тепла, выделяемого при пластической деформации. Валки охлаж дают главным образом водой. Условия нагрева и охлаждения вал ков в процессе прокатки не одинаковы по длине бочки. Части бочки валков, прилегающие к шейкам, нагреваются менее интенсивно, чем середина, находящаяся в контакте с полосой. В результате не равномерного разогрева валки приобретают бочкообразную форму. Через некоторое время после начала работы стана, которое опреде ляется главным образом ритмом прокатки, температура валков, проводковой арматуры и других деталей стана, соприкасающихся с го рячей полосой, устанавливается примерно постоянной с определен ной амплитудой колебаний.
Рассмотренные исходные положения теплового процесса при горячей прокатке необходимы для расчета температуры полосы и валков, точность которых зависит от правильного определения основных коэффициентов теплоотдачи, системы уравнений теплового баланса и энергосиловых параметров стана.
При холодной прокатке в стан поступает холодная полоса, темпе ратура которой в процессе прокатки повышается, т. е. полоса уно сит с собой часть тепла, выделяемого в процессе пластического де формирования. Нагрев полосы и валков в процессе холодной про катки обусловлен общим тепловым балансом. Для поддержания необходимого теплового баланса и его регулирования необходимо знать температуру валков, полосы и охлаждающей эмульсии до
12
и после прокатки. В начальный период прокатки эти температуры значительно изменяются из-за неустановившегося процесса тепло обмена. По мере же нагрева валков до определенной установившейся температуры теплообмен между ними, окружающей средой и поло сой становится практически постоянным и далее температура изме няется весьма незначительно.
Таким образом, при холодной и при горячей прокатке валок сначала работает в нестационарном тепловом режиме, а затем при установившемся процессе прокатки нестационарный режим пере ходит в стационарный или квазистационарный.
Степень нагрева валков в процессе прокатки зависит от величины
обжатия, механических свойств прокатываемого |
металла, |
трения |
в очаге деформации, скорости и времени процесса |
прокатки, |
подачи |
охлаждающей эмульсии, коэффициентов теплопроводности, конвек ции излучения и т. д.
Отмеченная в разделе 1 нестабильность технологии и сорта мента тонколистовой прокатки приводит к колебаниям температуры
итеплового профиля валков, вследствие чего снижается их стойкость
иуменьшается точность размеров и формы полос и листов. Поэтому стабилизация температурного режима тонколистовых станов и про филя их валков является существенной составной частью общей проблемы стабилизации технологии листовой прокатки. Учитывая
важность и недостаточную изученность этого вопроса, теоретическим и практическим аспектам стабилизации температуры и теплового профиля валков в последующих главах этой книги уделено большое внимание.
Г Л А В А II
Т Е М П Е Р А Т У Р Н Ы Е П О Л Я , Н А П Р Я Ж Е Н И Я И П Р О Ч Н О С Т Ь
Л И С Т О П Р О К А Т Н Ы Х Б А Л К О В
1. ПРОЧНОСТЬ ЛИСТОПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ
Валки тонколистовых станов кварто работают в условиях слож ного напряженного состояния, вызванного совместным действием остаточных, контактных, сжимающих, изгибающих, тепловых нагру зок и крутящих моментов. Многочисленные исследования и расчеты показали, что из всех видов нагрузок решающее влияние на проч ность и стойкость валков оказывают контактные напряжения, дости гающие иногда предела усталостной прочности металла [1].
Наиболее опасные контактные напряжения возникают в поверх ностном слое рабочих и опорных валков глубиной до 5—10 мм, где создается напряженное состояние трехосного сжатия (рис. 1). Макси мальным по абсолютной величине главным контактным напряжением является радиальное (стх = аг), минимальным непосредственно у по-
13
верхности — осевое |
( а 2 |
= <тг), |
а на глубине 3—6 мм — |
окружное, |
или тангенциальное |
(cr3 |
— at). |
Опасность напряженного |
состояния |
обычно характеризуют эквивалентным напряжением, представляю
щим собой разность максимального аг |
и минимального |
о3 |
главных |
||||||||||
нормальных |
напряжений: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
<*экв = fr |
—<М- |
|
|
|
|
|
|
(4) |
|
Поскольку контактные напряжения ох |
и |
а 3 — одного |
знака |
||||||||||
(сжимающие), то эквивалентное напряжение по абсолютной |
величине |
||||||||||||
|
|
|
|
оказывается |
меньшим, |
чем максимальное |
|||||||
|
|
|
|
напряжение |
ог. |
такого |
напряженного со |
||||||
|
|
|
|
Особенность |
|||||||||
|
|
|
|
стояния состоит в том, что, если мини |
|||||||||
|
|
|
|
мальное сжимающее напряжение а3 уве |
|||||||||
|
|
|
|
личится |
по |
абсолютной |
величине |
под |
|||||
|
|
|
|
воздействием какого-либо другого фактора |
|||||||||
|
|
|
|
(например, от температурных напряже |
|||||||||
|
|
|
|
ний), то разность |
| ох |
—- а 3 1 или |
эквива |
||||||
|
|
|
|
лентное напряжение уменьшится, в ре |
|||||||||
|
|
|
|
зультате чего возрастает запас усталостной |
|||||||||
Рис. 1. |
Схема |
взаимодействия |
прочности |
поверхностного |
слоя. |
|
|
||||||
контактных |
и |
температурных |
При изменении |
знака |
дополнительных |
||||||||
напряжений |
в |
поверхностном |
|||||||||||
слое |
прокатного валка |
напряжений |
и |
уменьшении |
абсолютной |
||||||||
может |
|
|
|
величины |
а 3 |
запас |
усталостной |
прочности |
|||||
уменьшиться. Таким образом, в связи с тем |
что |
контактные |
напряжения близки к пределу усталости, действие дополнительных (температурных) напряжений может оказаться решающим для проч ности валков, даже если эти напряжения в сравнении с контактными невелики. Эквивалентное напряжение может превысить предел уста
лостной прочности материала валков, что приведет к |
преждевре |
||||
менному их разрушению (выкрашиваниям, трещинам, отколам). |
|||||
Взаимодействие контактных и температурных напряжений в ра |
|||||
диальном элементе поверхностного |
слоя |
валка показано |
на |
рис. 1, |
|
где контактные напряжения изображены |
сплошными |
стрелками, |
|||
а температурные — пунктирными |
(стЛт ^ |
0; |
otr ^ oZr). |
В |
отличие |
от контактных у температурных напряжений в поверхностном слое радиальное напряжение огг близко к нулю (непосредственно у по верхности равно нулю) [1 ]; окружное и осевое являются максималь-' ными. Поэтому влияние температурных напряжений на контактные может происходить только за счет изменения величины ст3 (окружного
или осевого напряжения). Из |
рис. 1 видно, что а э к в |
уменьшается, |
||
если а? и atj |
одного знака. |
|
|
|
Следовательно, если температурные |
напряжения |
а<т и а2т в по |
||
верхностном слое сжимающие, то они оказывают |
благоприятное |
|||
воздействие на |
прочность и |
стойкость |
валков. |
|
И, напротив, если они растягивающие, то эквивалентное напря жение возрастает, а запас усталостной прочности снижается. Расчеты показали [1 ] , что на станах холодной прокатки эквивалентные кон-
14
тактные напряжения в валках достигают 1000—1500 Мн/м2 (10000— 15 ООО кГ/см2 ), а температурные 100—250 Мн/м2 (1000—2500 кГ/см2 ), составляя 10—20% от контактных. На станах горячей прокатки контактные напряжения несколько меньше в связи с меньшим со противлением металла пластической деформации при высоких темпе ратурах. Температурные условия работы валков этих станов более напряженные в связи с большей разностью температур прокатывае мого металла и поверхности бочки и более значительными колеба ниями температуры в период работы стана.
Температурные напряжения в валках горячей прокатки могут достигать 20—40% от величины контактных напряжений, поэтому учет их в прочностных расчетах еще более важен, чем.для валков хо лодной прокатки.
Опыт эксплуатации современных листовых станов подтверждает значительное влияние температурного режима, условий нагрева и охлаждения при прокатке на прочность и стойкость рабочих и опорных валков.
Нередко непосредственной причиной разрушения валков были температурные напряжения, возникшие из-за засорения брызгальных коллекторов, резких колебаний температуры и т. д. [1]. На большинстве листовых станов горячей прокатки и на некоторых ста нах холодной прокатки применяют предварительный подогрев вал ков перед завалкой их в рабочую клеть [2—4 ] , а также другие меро приятия по стабилизации температурного режима в процессе про катки.
Как показано ниже, реальное температурное поле валка можно разделить на две зоны: активную и основную. В активной зоне, вклю чающей тонкий поверхностный слой толщиной не свыше 1—2 мм, происходят циклические колебания температуры за каждый оборот валка, и распределение температуры в ней не является осесимметричным.
В основную зону, расположенную под активной и составляющую не менее 98—99% от радиуса бочки, циклические колебания не проникают; к ней полностью применимо допущение о симметрич ности температурного поля. Толщина активной зоны тем меньше,
чем выше скорость |
вращения валков. |
По данным Керни |
[7], окружные циклические напряжения на |
поверхности бочки валка диаметром 254 мм при скорости прокатки 0,2 м/сек и 50%-ном обжатии малоуглеродистой стали не превышают 100 Мн/м2 (1000 кГ/см2 ), а на глубине 2% от радиуса они снижаются до нуля. На современных станах, имеющих в сотни раз более высо кие скорости вращения, глубина проникновения этих напряжений, по-видимому, гораздо меньше. Поэтому в прочностных расчетах вал ков в большинстве случаев достаточно учитывать лишь осесимметричные напряжения, возникающие в основной зоне валка.
Циклические колебания напряжений в активной зоне следует принимать во внимание при изучении механизма износа поверх ностного слоя валков [8]. Этот вопрос ^имеет самостоятельное значение и в данной работе не рассматривается.
15
2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ВАЛКОВ
Д ля определения температурных напряжений и деформаций в вал ках необходимо уметь рассчитывать их температурные поля в зави симости от основных параметров технологического процесса тонко листовой прокатки.
Дифференциальное уравнение теплопроводности валка, неза висимо от конкретного вида технологического процесса (горячая, холодная прокатка или дрессировка), в общем случае в безразмерной
форме |
имеет |
вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Эр2 "т~ р ар ' |
р 2 |
<Эг|)2 ~> |
<?г2 ~ dFo ' |
|
^) |
|
||||||
где |
0 — безразмерная |
температура, |
% (от 0 до 100%) |
или |
||||||||||
|
|
в долях единицы (от |
0 до |
1); |
|
|
|
|||||||
|
t |
^max — ^min |
|
A^max |
' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— температура в любой |
точке |
валка в любой |
момент |
||||||||||
|
|
времени (текущая температура), |
°С; |
|
|
|
||||||||
|
4iax. ^mm — соответственно максимальная |
и минимальная |
тем |
|||||||||||
|
|
пературы |
рассматриваемой |
системы |
валок — гра |
|||||||||
|
|
ничные условия, °С (в качестве |
tmax |
обычно |
при |
|||||||||
|
|
нимают температуру поверхности валка в зоне |
||||||||||||
|
|
контакта |
с прокатываемым |
|
металлом, a |
tmin |
— |
|||||||
|
|
температуру охлаждающей жидкости или окружаю |
||||||||||||
|
|
щего |
воздуха); |
|
|
|
|
|
(r/R); |
при r = R |
||||
|
р — безразмерный |
радиус |
валка |
|
||||||||||
|
|
р = 1, а при г = r0 р = k; (R — наружный |
радиус |
|||||||||||
|
|
бочки |
валка, |
г0 — радиус |
осевого отверстия, |
г — |
||||||||
|
|
текущий |
радиус); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
г|з — центральный |
угол, рад; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
г— относительная длина валка |
(z = zp/R, |
zp—рас |
|||||||||||
|
|
стояние по оси от начала |
координат); |
|
|
|||||||||
|
Fo |
= am0IR2 |
— критерий |
|
Фурье, |
по |
физическому |
|||||||
|
|
смыслу определяющий время в безразмерной форме |
||||||||||||
|
|
[а — коэффициент |
температуропроводности |
ма |
||||||||||
|
|
териала валка, м2 /ч, характеризующий скорость |
||||||||||||
|
|
изменения |
температуры |
в |
любой |
точке |
валка, |
|||||||
|
|
например |
для |
стали |
а = 45-10" 3 м2 /ч, а для |
чу |
||||||||
|
|
гуна 62,5 |
м2 /ч; в дальнейшем |
принимаем а не за |
||||||||||
|
|
висящим от температуры; |
т 0 |
— время цикла |
про |
|||||||||
|
|
катки |
одного |
рулона; |
оно |
состоит |
из машинного |
|||||||
|
|
времени (непосредственной прокатки) х± и времени |
||||||||||||
Если пауза |
паузы |
между |
прокаткой |
двух |
рулонов |
т 2 ] . |
||||||||
после прокатки каждого |
рулона отсутствует, а про |
катка идет партиями по два или более рулонов, то т 0 — время |
цикла |
|
прокатки указанной партии; п—число |
циклов прокатки, |
п = 1, |
2, 3. . . Для конкретного стана при фиксированных а и R критерий Фурье определяет время процесса прокатки.
16