ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
Постоянная времени Т магнитного усилителя без обратной связи прямо пропорциональна 'Коэффициенту усиления по мощ ности k0 и обратно пропорциональна частоте f питающего напря жения и р. С ростом f постоянная времени Т уменьшается, а бы стродействие магнитного усилителя возрастает. Если магнитный усилитель имеет положительную внешнюю обратную связь, то, согласно [10], уравнение магнитного усилителя с обратной связью будет
du» + и,. ^oc dt
где
•«У R„
4/т|И)р2/?у (1— p)
постоянная времени,
knr = WpRyi 1- P)
коэффициент усиления.
Учтя (2.68) и (2.58), можем записать
Т1 пг* = |
Л’п |
1 - р |
1 - 3 |
(2.67)
(2.68)
(2.69)
(2.70)
Применение положительной обратной связи приводит к увеличе нию постоянной времени магнитного усилителя. Однако при-этом
возрастает в —---- — раз и коэффициент усиления по мощности
кр ос |
_ _ АР _ |
(2.71) |
|
( 1 - р ) 2 |
|
Для магнитных усилителей с самолодмагничиванием постоянная
времени может быть найдена по формуле |
|
kWy |
(2.72) |
Гг= |
2fy\wp
Магнитный усилитель может иметь несколько обмоток управле ния. В этом случае его уравнение будет
|
7^ ^вых "В ^вых “ ^1 “f" U-2—j—**■~f- kn lin, |
(2.73) |
||
где |
k\, |
k i, ... ,k„— |
коэффициенты усиления для |
отдельных |
«!, |
и2, |
. . . , чп — |
обмоток; |
|
входные напряжения на отдельных об |
||||
Т— Тг \- Г2 + ... + 7 „ — |
мотках; |
|
||
постоянная времени усилителя, равная |
126
сумме постоянных времени отдельных обмоток;
Т1, Т 2, . . . , Т п— определяются при разомкнутых цепях остальных обмоток.
Как видно из (2.73), магнитный усилитель является удобным суммирующим устройством.
К числу достоинств магнитного усилителя относятся проч ность, высокая надежность, отсутствие подвижных частей, срав нительно высокий коэффициент полезного действия, простота суммирования сигналов, стабильность характеристик, практиче ски мгновенная готовность к действию после включения питания.
Основным недостатком магнитных усилителей является за паздывание, определяемое постоянной времени Т. Некоторое снижение запаздывания можно получить при заданном k, ис пользуя каскадное соединение магнитных усилителей.
Реле и релейные усилители
Реле находят весьма широкое применение в схемах разнооб разных автоматов и управляющих устройств. Реле — это устрой ства. предназначенные для прерывистого, дискретного управле ния токами и напряжениями посредством электрических сигна лов сравнительно малой мощности. Имеется большое количество различных типов реле: электромагнитные, поляризованные, маг нитоэлектрические, электродинамические, индукционные и др.
Во всех указанных типах реле входной (управляющий) сиг нал вызывает механическое перемещение подвижной части реле (якоря). При этом происходит замыкание (размыкание) контак тов реле и связанное с этим прерывистое управление токами в электрических цепях.
Такой характер управления можно практически осуществить в любом усилителе: магнитном, электронном, полупроводнико-, вом, осуществив в нем положительную обратную связь с доста точно большим коэффициентом обратной связи. В частности, магнитный усилитель, работающий в релейном режиме, находит практическое применение в ряде систем авиационного оборудо вания. Однако в данном параграфе мы ограничимся рассмотре нием лишь тех типов реле, в которых управляющий сигнал вы зывает механическое перемещение якоря и замыкание (размыка ние) контактов. По функциональному назначению реле делят на следующие классы:
1)контрольные или измерительные;
2)' пусковые (контакторы, магнитные пускатели и т. п.), слу жащие для включения, выключения и реверса различных агрега тов;
3)исполнительные, непосредственно воздействующие на уп равляемый объект;
127
4) промежуточные, воспринимающие входные сигналы и вы рабатывающие выходной сигнал, необходимый для исполнитель ных устройств большой мощности, непосредственно воздействую щих на управляемый объект.
По времени срабатывания* г?ср реле делятся на следующие классы:
1)сверхбыстродействующие, у которых ^ср не превышает
0,001 с,
2)быстродействующие, для которых tzp лежит в пределах от
0,001 до 0,05 с;
3)нормальные, tcp которых составляет от 0,05 до 0,15 с;
4)замедленные с ^ср, достигающим единиц секунд;
5)реле времени, у которых ?ср более 1 с.
Рассмотрим наиболее распространенные электромагнитные реле.
Реле данного типа представляет собой электромагнит, якорь которого снабжен контактами. По роду используемого тока электромагнитные реле подразделяются на реле постоянного то ка и реле переменного тока. Однако ограничимся рассмотрением реле постоянного тока.
Несмотря на большое разнообразие конструкции магнитных систем и контактных групп электромагнитных реле, их можно подразделить на две группы: реле с поворотным якорем и реле с якорем втяжного типа.
Первые, как правило, предназначаются для замыкания и раз мыкания цепей управления относительно небольшой мощности. Так, например, телефонное реле с якорем поворотного типа уп равляет токами, не превосходящими нескольких ампер.
а)
Рис. 2.38. Схемы электромагнитных реле:
а— с якорем поноротного типа; 6 — с якорем втяжного
типа:
1, 2 — п о д в и ж н ы й и н е п о д в и ж н ы й к о н т а к т ы ; 3 — о б м о т к а р е л е ; 4 — м а г н и т о п р о в о д ; 5 — п р о т и в о д е й с т в у ю щ а я п р у ж и н а ; 6 —
як о р ь ; 7 — с е р д е ч н и к
*Временем срабатывания называется время от момента включения реле до окончания движения якоря.
1 2 8
Вторые обычно применяются для управления устройствами значительной мощности и называются контакторами. В самолет ных установках рабочие токи контакторов доходят до сотен ам пер''.
Схема реле с поворотным якорем приведена на рис. 2.38,а, a устройство реле с якорем втяжного типа — на рис. 2.38,6. При протекании тока по обмотке 3 реле возникает магнитный поток, который проходит через сердечник 7, магнитолровод 4, якорь 6 и замыкается в воздушном зазоре между якорем и сердечником. Сила притяжения, создаваемая этим магнитным потоком, вызы вает срабатывание реле. Отпускает реле под воздействием либо специальной пружины 5, либо пружин контактов. Электромаг нитное реле срабатывает при любой полярности приложенного напряжения, и так как оно не реагирует на изменение полярности, то его называют нейтральным реле. Рассмотрим основные эле менты реле.
М а г н и т н а я с и с т е м а реле состоит из якоря (или сер дечника), неподвижного сердечника, на котором расположена катушка реле, и остова или основания.
Магнитопроводы реле изготовляются из электротехнической стали, имеющей большую магнитную проницаемость и малую коэрцитивную силу. Магнитопроводы реле переменного тока для уменьшения потерь на гистерезис и вихревые токи собираются из листовой стали. Для магнитопроводов быстродействующих реле применяют кремнистую сталь с повышенным удельным сопротив лением, что значительно уменьшает влияние вихревых токов на время срабатывания и отпускания реле. Для специальных вы сокочувствительных, быстродействующих и поляризованных реле применяют железоникелевые сплавы — пермаллой с высокой магнитной проницаемостью и малыми потерями на гистерезис.
О б м о т к а |
э л е к т р о м а г н и т а располагается на каркасе |
или катушке. |
Каркасы обмоток изготовляются путем сборки |
элементов из гетинакса, текстолита или электрического картона, а также методом прессования из карболитовыхпорошков различ ного состава. Иногда применяют медные пли латунные каркасы с продольным разрезом, который позволяет устранить вихревые токи.
Для обмоток реле, как правило, применяется медный провод. Для изоляции обмоток реле от магнитопровода применяются различные электроизоляционные пленки (триацетатная, ацетат-
целлюлоза и др.) .
К о н т а к т ы р е л е — это специальным образом выполнен ная пара проводников, служащая для замыкания и размыка ния электрической цепи. Различают три основных типа контак тов: точечные, линейные и плоскостные. В электромагнитных ре ле обычно используются точечные и плоскостные, причем точеч ные контакты получили наибольшее распространение в мало мощной автоматике. Для управления относительно мощными
9 . И зд. № 531? |
1‘29 |
электрическими цепями применяются плоскостные контакты. Контакты реле делятся на нормально разомкнутые и нормально замкнутые. Нормально разомкнутыми называются контакты, ра зомкнутые при отсутствии тока в обмотке реле и замыкающиеся при срабатывании реле.. Нормально замкнутыми называются контакты, замкнутые при отсутствии тока .в обмотке и размыкаю щиеся при срабатывании реле. Могут быть еще так называемые переключающиеся контакты. Примеры обозначения реле в схе мах показаны на рис. 2.39. К числу важнейших статических ха рактеристик реле относят тяговую и механическую характери
стики. |
Тяговой |
характеристикой |
называется зависимость силы |
|
притяжения F, |
электромагнита |
реле от величины воздушного |
||
зазора |
8 (между якорем и сердечником) |
при постоянной намаг |
||
ничивающей силе обмотки управления: |
const. |
|||
|
|
/7э = /( 8 ) при /® = |
а) |
б) |
Р и с. 2.39. Условное обозначение контак тов в схемах:
а— реле, б — контакторы.
Ви д ы к о н т а к т о в :
1 — н о р м а л ь н о з а м к н у т ы е ; 2 — н о р м а л ь н о р а з о м к н у т ы е ; 3 — п е р е к л ю ч а ю щ и е с я
Механическая характеристика — это зависимость силы FM про тиводействующей пружины от величины воздушного зазора
Л. = ¥(&).
Для готовых реле тяговые и механические характеристики могут быть получены экспериментально. При проектировании реле ука занные характеристики определяются расчетным путем. Тяговую характеристику реле можно рассчитать, воспользовавшись общей формулой для силы притяжения электромагнита
. ___1 р dL
(2.74)
э ~ 2 |
d & ’ |
где / — ток в обмотке реле; |
|
L — индуктивность обмотки; |
|
130