ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
§ 2.3. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
Пополнительные устройства (исполнительные органы) в си стемах автоматического регулирования в соответствии с сигна лами, получаемыми от усилителен .или измерительных органов, так воздействуют иа объект регулирования через его регулирую щие органы, что возникшее отклонение регулируемой величины от заданного значения ликвидируется или стремится к устано вившемуся значению. Наиболее распространенными исполни тельными устройствами являются сервомоторы или серводвига тели.
В силовых следящих системах автосопровождения цели сер вомоторы поворачивают стволы пушек и радиолокационные ан тенны . В системах автоматической стабилизации сервомоторы перемещают или поворачивают регулирующие органы объектов регулирования. Регулирующими органами таких объектов, как самолет пли ракета, являются рули. Сервомотор, снабженный ре дуктором, тормозными и выключающими устройствами, иногда называют приводом регулирующего органа. Приводы рулей са молета называют также рулевыми машинами. Сервомотор всег да жестко связан с регулирующим органом, и поэтому, как пра вило, характер движения регулирующего органа определяется динамическими свойствами сервомотора.
По виду энергии, .используемой в сервомоторах, последние можно подразделить на электрические (постоянного и перемен ного тока), гидравлические, пневматические. Кроме того, разли чают сервомоторы пропорционального действия и сервомоторы постоянной скорости. У первых зависимость скорости вращения ■от входной величины — пропорциональная, у вторых — релей ная. По режиму работы исполнительные устройства существенно отличаются от механизмов дистанционного управления и от при вода. В приводе механизмы работают в повторно-кратковремен ных или длительно-установившихся режимах.
Исполнительные устройства работают в режиме непрерывных случайных колебаний. Это обусловлено тем, что на систему авто матического регулирования в процессе работы действуют возму щения, носящие, как правило, случайный характер. Под влияни ем этих возмущений регулируемая величина отклоняется от за данного значения, что вызывает сигнал управления и перемеще ние регулирующего органа. Ввиду того, что возмущения действу ют непрерывно, движение исполнительного устройства также происходит непрерывно. Исполнительные устройства непрерывно меняют скорость движения как по величине, так и по знаку. Это и приводит к тому, что в сервомоторах непрерывно происходят переходные процессы, обусловленные пуском, торможением и из менением направления вращения. Такой режим является, безус ловно, более тяжелым и напряженным по сравнению с режимом
149
работы привода, поэтому к сервомоторам предъявляются более высокие требования с точки зрения динамических свойств. С це лью улучшения динамических свойств сервомоторов при их кон струировании стремятся снизить их собственные инерционные си лы и моменты.
Помимо специфических требований высокого быстродействия, исполнительные устройства летательных аппаратов должны удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к авиацион ному оборудованию. Рассмотрим электрические исполнитель ные устройства.
1.Электродвигатель постоянного тока
снезависимым возбуждением
Вкачестве сервомоторов широко применяются электродвига тели с независимым возбуждением, управляемые со стороны яко ря путем изменения напряжения на щетках. Схема такого дви
гателя приведена на рис. 2.53. Если пре небречь индуктивностью обмотки якоря, то уравнение напряжений цепи якоря запишется так:
и= ч'./?я + £. |
(2.94) |
Рис. 2.53. Принципи альная схема элект родвигателя с незави симым возбуждением
где и — напряжение на щетках;
— ток в цепи якоря; /?„ — сопротивление цепи якоря;
Е— противоэлектродвижущая си ла
Я = сФш, |
(2.95) |
где Ф — пбток возбуждения; со— угловая скорость якоря;
с — коэффициент пропорциональности, определяемый кон струкцией двигателя.
Момент, развиваемый двигателем,
М = кх Ф ія,
где ki — коэффициент пропорциональности, зависящий от кон струкции двигателя.
Использовав (2.94) и (2.95), получим выражение для момен та при постоянном потоке возбуждения
k, |
k ,k F |
Л4 = - ф и -----(2.96) |
|
Д я |
*мі |
где k ~ k x Ф и kE= сФ — коэффициенты пропорциональности. Полученное выражение является уравнением семейства
внешних или электромеханических характеристик двигателя.
150
Внешняя характеристика устанавливает связь между вращаю щим моментом и скоростью вращения двигателя при постоянном значении входного напряжения. Для двигателя постоянного тока зависимости М— /(<») при и= const являются линейными. Запи шем уравнение движения якоря
_ dси |
(2.97) |
/ — = М - М и. |
|
dt |
|
где J — момент инерции подвижных частей, приведенный к ва лу двигателя;
Мн— момент нагрузки, приведенный к валу двигателя. Пусть двигатель не нагружен или слабо нагружен, что типич
но для следящих систем и вообще для сервомоторов. Тогда, пре небрегая моментом нагрузки и моментом трения, запишем
|
dt |
R„ |
ОЗ. |
|
|
R„ |
|
||
После преобразований получим |
|
|
||
|
Г — |
+ О) = ku, |
(2.98) |
|
|
dt |
|
|
|
Т |
|
|
времени; |
|
где ‘ |
= ---------- электромеханическая постоянная |
|||
|
k, kF |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
k = — — коэффициент усиления двигателя. |
|
||
|
kE |
|
|
а выходной |
Если входной величиной является напряжение и, |
«о, то по динамическим свойствам электродвигатель представля ет собой инерционное звено. Для улучшения динамических свойств двигателя обычно стремятся снизить элек?ромеханическую постоянную за счет уменьшения момента инерции якоря J или других параметров, влияющих на Т.
Электромеханическая постоянная для двигателей мощностью 20 — 100 Вт имеет порядок 0,02 — 0,04 с, для электродвигателей мощностью от 20 до 1000 Вт лежит в пределах 0,04— 0,1 с. Ко эффициент усиления k бывает порядка 40 — 60Ѵс В.
Обычно у двигателя, работающего в САР, за выходную вели
чину принимается угол поворота |
а |
вала двигателя. |
Используя |
|
соотношение |
|
|
|
|
|
da. |
|
|
(2.99) |
|
dt |
|
|
|
|
|
|
|
|
получим уравнение двигателя |
|
|
|
|
Т - ^ - + |
— |
= |
k [ i ' |
( 2. 100) |
dt2 |
dt |
|
|
|
151
В установившемся режиме угловое ускорение d2 а = 0, и двига
~с№
тель вращается с постоянной угловой скоростью
da
---- = іш, dt
а угол .поворота вала есть интеграл от приложенного напряже
ния |
( 2. 101) |
а = k I udt. |
Из (2.100) получим передаточную функцию сервомотора, когда выходной величиной является угол поворота вала двигателя, а входной — напряжение на щетках. В этом случае передаточная функция двигателя есть произведение инерционного и интегри рующего звеньев
W ( P ) - ,T * |
1)р |
• |
(2.102) |
(7 > + |
|
|
|
Конструкция сервомотора с независимым возбуждением серии |
|||
МН мощностью порядка 5 Вт и весом |
|
260 г приведена на |
|
рис. 2.54. |
|
|
|
Рис . 2.54. Конструкция сервомотора с независимым воз буждением:
1 — р е д у к т о р ; 2 — к о р п у с ; 3 — я к о р ь ; 4 — о б м о т к а в о з б у ж д е н и я ; 5 — к о л л е к т о р ; 6 — щ е т к и
При использовании двигателей постоянного тока в качестве сервомоторов их непременно снабжают понижающими редукто рами. Передаточное число редуктора і или его коэффициент уси
ления меньше единицы. Обычно |
і |
лежит в пределах 1/200 — |
—1/5000. Если в уравнении (2.98) |
ш |
— угловая скорость на вы |
ходе редуктора, то в коэффициент усиления k входит множите лем передаточное число і. Постоянная времени сервомотора с ре
JRa
дуктором по-прежнему равна: ------, но теперь ki kE
J "f- /рр>
152
где |
Jc — момент инерции якоря двигателя; |
подвижных |
|
|
Лр — приведенный к якорю момент |
инерции |
|
|
частей; |
частей равен Увр, то |
|
Если момент инерции вращающихся |
|||
7пр = |
Лр^2. Так как £<1, то обычно |
/ пр С Л |
и постоян |
ная времени Т определяется только моментом инерции сервомо тора. Это справедливо также для следящих систем управления артустановкамп самолета. Несмотря на большой вес артустановки (несколько сотен килограммов), инерционность системы определяется моментом инерции сервомотора, весящим 20 -г-
30 кг.
При разработке сервомоторов с независимым возбуждением стремятся максимально уменьшить момент инерции якоря. Для этой цели в последнее время применяют электродвигатели с не зависимым возбуждением с печатным якорем. У такого двигате ля вращаются только медные проводники, вмонтированные пе чатным способом в диск из прочной пластмассы. Конструкция серводвигателя изображена на рис. 2.55.
Рис. 2.55. Конструкция сервомотора с печатным ротором;
1 — м а г н п т о п р о в о д ; 2 — п е ч а т н ы й р о т о р ; 3 — в а л ; 4 — в т у л к а ; 5 —
щ е т к а к о л л е к т о р а ; 6 — п о с т о я н н ы е |
м а г н и т ы ; 7 |
— п о л ю с с т а т о р а ; 8 — |
я р м о : 9 — о б м о т к а р о т о р а |
2.Электродвигатель постоянного тока
споследовательным возбуждением
Схема сервомотора приведена на рис. 2.56. Сервомотор имеет две обмотки возбуждения, соединенные последовательно с яко рем. Магнитные потоки обмоток направлены навстречу друг другу. Направление тока в якоре не меняется при переключении обмоток, а магнитные потоки обмоток возбуждения изменяют
153