ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
/г
|
1 |
|
р |
Y |
|
jâx |
||
|
||
|
1 |
|
Р и с. 2.48. |
Схема релейного усилителя с |
|
внешней |
вибрационной линеаризацией |
Рис . 2.49. К пояснению процессов в релейном усилителе с внешней вибраци онной линеаризацией:
а — процессы в усилителе при иІХ=0; 6 — процессы в усилителе при ивхФ0; в — статическая характеристика
143
Предположим, что реле чувствительное и ток срабатывания достаточно мал. Тогда можно считать, что при изменении знака суммарной намагничивающей силы обмоток реле происходит его переключение. В дальнейшем предполагаем, что параметры об моток 1 и 2 одинаковы. Закон изменения пилообразного напря жения, статическая характеристика реле и диаграмма переклю чения реле длямах = 0 приведены на рис. 2.49,о. Выходное напря жение в этом случае будет переменным, форма кривой напряже ния нвых(£) — прямоугольная. Среднее значение напряжения Ивыхср равно нулю, так как 7’f=7Y
Если ивх Ф 0 (рис. 2.49,6) и если намагничивающая сила об мотки 1, создаваемая напряжением «вх, меньше намагничиваю щей силы обмотки 2, соответствующей амплитудному значению напряжения Un=A, то ивых по-прежнему будет переменным на пряжением прямоугольной формы, но его среднее значение рав но:
|
и |
= |
U Гі— |
Ъ , |
(2.90) |
|
|
ср |
7) + |
Т2 |
|
где |
U — напряжение источника, питающего нагрузку; |
||||
Т\ |
и Т2 — длительности положительного и отрицательного |
||||
Т\ |
значений |
выходного напряжения; |
|
||
и Т-2 — период пилообразного напряжения, подводимо |
|||||
|
го к обмотке 2. |
|
|
|
Если пилообразное напряжение строго треугольной формы, то из подобия треугольников с основаниями 7) и То (рис. 2.49,6) сле дует, что
- Ивх - |
7 - А, |
(2.9П |
7) + |
Т2 |
|
где А — амплитуда пилообразного напряжения.
Из сопоставления (2.90) и (2.91) видно, что среднее значе ние выходного напряжения пропорционально входному напря
жению, а его полярность определяется знаком |
пвх: |
||
|
и°ыхср = |
U |
(2.92) |
|
“■* = к “ в*' |
||
где k = |
— коэффициент усиления. |
|
Зона линейности усилителя при заданных параметрах обмо ток пропорциональна амплитуде пилообразного напряжения (рис. 2.49,в), однако с ростом А коэффициент усиления релейно го усилителя падает. Если ивх > А, то намагничивающая сила обмотки 1 будет больше (равна) амплитудного значения намаг ничивающей силы обмотки 2, и якорь реле залипает в одном из крайних положений, определяемых знаком ит.'
144
Описанный усилитель пригоден в тех случаях, когда в даль нейшем используется только среднее значение выходного напря жения, а переменная составляющая или отфильтровывается, или не оказывает существенного влияния на работу последующих элементов системы.
Для линеаризованного релейного усилителя при малых мед ленно меняющихся сигналах управления справедливо уравнение
н вы хср = k И ш ( t |
т ) , |
где к = — — коэффициент усиления;
А
т — постоянное запаздывание, которое принимается равным времени срабатывания реле іср-
Передаточная функция усилителя есть звено с постоянным запаздыванием
W (р) = ke-v. |
(2.93) |
Недостатком рассмотренного метода вибрационной линеари зации является необходимость использования 'специального ге нератора пилообразных напряжений. Лучшей в этом смысле оказывается внутренняя вибрационная линеаризация.
Рис . 2.50. Схема релейного усилителя с внутрен ней вибрационной линеаризацией
Схема релейного усилителя с внутренней линеаризацией пред ставлена на рис. 2.50. Здесь, как и в предыдущем случае, на по ляризованном реле имеются две обмотки: обмотка управления / и обмотка обратной связи 2.
Рассмотрим процессы в усилителе е использованием двухпо зиционного реле при одинаковых параметрах обмоток 1 и 2. Пустьнвх = 0. При включении источника U .конденсатор С будет заряжаться. Когда напряжение на обмотке 2, включенной парал лельно конденсатору С, достигнет напряжения срабатывания ре ле + £/„, произойдет перебрасывание контакта поляризованно го реле из положения а в б. Вследствие этого конденсатор будет разряжаться, а затем напряжение на нем начнет возрастать, из менив при этом свой знак. Переключение реле произойдет при
—Uс. Затем процесс повторится. Кривые изменения, напряже-10
10. И зд . № 5312 |
145 |
ния на конденсаторе (на обмотке 2) имеют экспоненциальный характер. На рис. 2.51 показаны экспоненты и прямые, на кото рых происходит переключение контактов реле. Из рис. 2.51 вид но, что при отсутствии сигнала в управляющей обмотке время замкнутости контакта а равно времени замкнутости контакта б, т. е. 7'1= Г2. Среднее значение напряжения на выходе усилителя при этом равно нулю:
и |
с р |
= U Тх - Т2= 0. |
|
+ |
|
|
|
При подаче сигнала на обмотку управления я„х ф 0 прямые пе реключения перемещаются вверх или вниз на постоянную вели чину, определяемую величиной и знаком входного сигнала гг„х. В этом случае переключение контактов будет также происходить на прямых ± Uz, но времена замкнутости контактов здесь уже не равны друг другу Т\ ф Т 2 и выходное напряжение будет иметь постоянную составляющую. В диапазоне, когда напряжение на управляющей обмотке и напряжение срабатывания реле меньше установившегося значения
УR + /?„ + Да ’
где Ri — активное сопротивление обмотки 2; характеристика уси-
Р и с. 2.51. К пояснению процессов |
в релейном уси |
лителе с внутренней вибрационной линеаризацией |
|
лителя близка к линейной. При«„х > |
линейная зависимость |
нарушается, якорек реле залипает у одного контакта и напряже ние на выходе будет равно напряжению источника U. Изменени ем постоянной времени T=RC запаздывающей обратной связи можно менять период автоколебаний* в усилителе. Уменьшение Г приводит к увеличению частоты автоколебаний, верхняя граница
* Об автоколебаниях см. гл. VIII.
146
которых определяется инерционными свойствами последующих элемернтов системы управления. Нижнюю границу частоты авто колебаний определяют требования к системе управления в отно шении допустимой величины пульсаций на рвыходе релейного уси лителя. Практически в системах автоматического управления частота линеаризующих колебаний выбирается равной 10—20 Гц.
Релейные усилители ^внутренней линеаризацией широко при меняются в авиационной автоматике. Такие усилители встреча ются в следящих системах (системах отработки) счетно-решаю щих устройств, в автопилотах самолетов и управляемых ракет,
Р и с. 2.52. Схемы пропорционального поляризованного реле:
а — с обмотками возбуждения; б — с постоянными магнитами
Для преобразования электрических сигналов в пропорцио нальное перемещение якоря служит пропорциональное поляризо ванное электромагнитное реле (рис. 2.52,а), используемое в авто пилоте АП-28. Управляющие обмотки и в»\.2 реле вклю чены в анодные цепи ламп электронного усилителя. Угол
поворота |
якоря |
электромагнита пропорционален |
величи |
|
не постоянной |
составляющей анодного |
тока ламп, |
а знак |
|
отклонения |
определяется фазой.входного |
сигнала. На |
статоре |
электромагнита намотана обмотка возбуждения л а которую подается напряжение при включении автопилота. Движение яко ря осуществляется в результате взаимодействия магнитных .по токов обмоток управления и обмотки .возбуждения.
Поток возбуждения замыкается через верхний |
конец якоря |
так, что появляются торцевые Фт и боковые Ф6 |
составляющие |
потока. Магнитный поток обмоток возбуждения показан на чер теже сплошными линиями. Если магнитный поток обмоток уп равления отсутствует, то величины боковых составляющих пото ка, проходящих через боковые стенки якоря, одинаковы, и боко вые силы, действующие на якорь, уравновешивают друг друга. При появлении магнитного потока какой-либо обмотки управле
10* |
147 |
ния появляется магнитный поток Фу управления (пунктирная кривая), который с одним из боковых потоков возбуждения Фб1 направлен встречно, а с другим Фб2— согласно. Вследствие это го нарушается равенство боковых магнитных потоков и начинает ся движение якоря. Якорь перемещается.в ту сторону, где проис ходит сложение бокового потока возбуждения и потока управле ния. При этом происходит перераспределение торцевых и боковых составляющих потоков между собой. На той стороне, в направ лении которой якорь движется, торцевой поток увеличивается, а боковой лоток уменьшается. На противоположной стороне, нао борот, уменьшается торцевой поток и увеличивается боковой. Вследствие этого наступает новое равенство боковых потоков и новое положение равновесия якоря. Величина отклонения яко ря от нейтрали определяется величиной тока управления, а на правление отклонения — его знаком. Электромагнит, вследствие значительной индуктивное™ и механической инерции, имеет за метную постоянную времени, достигающую 0,04 с. По динамиче ским свойствам такое реле следует отнести к колебательным звеньям.
Другой разновидностью управляющего реле, осуществляюще го преобразование электрического сигнала в пропорциональное ему перемещение якоря, служит устройство, представленное на рис. 2.52,6. Обмотки управления wyl и wyl включены таким об разом, что магнитные потоки в якоре, создаваемые ими при про хождении тока, направлены навстречу друг другу. Результирую щий магнитный поток Фу в якоре пропорционален разности то ков /1 и h, протекающих в обмотках. Магнитные потоки посто янных магнитов Ф„ замыкаются через торцы якоря.
Если сигнал управления отсутствует, то разность токов, про текающих по обмоткам, равна нулю, результирующий магнит ный поток Фу равен нулю и якорь реле удерживается в нейт ральном положении плоской механической пружиной. При появ лении сигнала управления ток в одной из обмоток становится больше, чем в другой. Разностный магнитный поток Фу взаимо действует с магнитными потоками постоянных магнитов Фп. В одной части воздушного зазора потоки ф п и Фу складываются, а в другой вычитаются. При этом появляется результирующий момент, стремящийся развернуть якорь в направлении суммарно го магнитного потока. Вращающий момент, приложенный к яко рю, пропорционален разности токов в обмотках те>у1 и wy2, а противодействующий момент механической пружины пропорцио
нален углу поворота якоря. Следовательно, якорь поворачивает ся на угол, пропорциональный разности токов / 1 и 1%или сигналу управления. По динамическим свойствам такое реле может быть отнесено к колебательным звеньям с постоянной времени поряд ка 0,05 с.
148