ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
свое направление. Вследствие этого направление вращения опре деляется положением контактов реле. Скорость вращения после разгона устанавливается постоянной. Характеристика сервомото ра является релейной. Достоинством сервомоторов этого типа яв ляется большой пусковой момент, обусловленный тем, что в мо мент разгона тон возбуждения максимален и равен току якоря. Управление таким двигателем осуществляется от релейного уси лителя, но это является его недостатком, так как релейные уси лители имеют разрывные характеристики. Для получения плав ных характеристик можно применить вибрационную линеариза цию.
Р и с. 2.56. Схема сервомотора постоян ного тока с последовательным возбуж дением
В конструктивном отношении сервомотор с последовательным возбуждением аналогичен двигателю с независимым возбужде нием.
Электродвигатели данного типа попользуются в качестве при вода створок капотов, в механизме управления триммерами, в прицелах и т. п.
При эксплуатации сервомоторов постоянного тока необходи мо учитывать наличие щеточно-коллекторного узла, .что влечет за собой ограничение высотности и снижение эксплуатационной на дежности. Свободными от этих недостатков являются сервомото ры переменного тока, не имеющие подвижных контактов.
3- Электрические двигатели переменного тока
В системах автоматического регулирования широкое приме нение нашли двухфазные асинхронные двигатели небольшой мощности. Они выполняются в виде двигателей с короткозамкну тым ротором или в виде двигателя е тонкостенным полым ро тором. Такой двигатель иногда называют индукционным. Кон струкция индукционного двигателя типа ДИД-0,5 приведена на рис. 2.57. Схематическое изображение двухфазного асинхронного двигателя приведено на рис. 2.58. Здесь обмотка возбуждения w aподсоединяется через фазосдвигающую схему или через кон денсатор к сети переменного тока. К управляющей обмотке w y подводится напряжение иу, амплитуда и фаза которого меняются
154
соответственно сигналу управления. Обе обмотки уложены в -пазах статора. Оси обмоток сдвинуты в пространство на 90°. При на личии напряжения в управляющей обмотке в статоре образуется вращающееся эллиптическое магнитное поле. Это поле создает
Р в с. 2.57. Конструкция двухфазного индукционного дви гателя с полым ротором;
/ — к о р п у с ; 2 — с т а т о р ; 3 — п о д ш и п н и к и ; 4 — р о т о р
токи в стержнях короткозамкнутой обмотки либо в теле цилинд ра ротора индукционного двигателя. Взаимодействие поля наве
денных токов с вращающимся |
полем создает вращающий мо |
||||||
мент двигателя. Направление этого момен |
|
|
|
||||
та, а следовательно, и направление враще |
|
|
|
||||
ния зависят от фазы управляющего напря |
|
|
|
||||
жения: изменение фазы |
на 180° приводит к |
|
|
|
|||
изменению направления-.вращения двигате |
|
|
|
||||
ля. АмплитудаОту определяет величину ско |
|
|
|
||||
рости вращения ротора |
двигателя. |
Следо |
|
|
|
||
вательно, асинхронные двигатели являются |
|
|
|
||||
фазочувствительными |
исполнительными |
|
|
|
|||
устройствами. При достаточно большом со |
Рис. 2.58. Схематиче |
||||||
противлении обмотки ротора электромеха |
ское |
изображение |
|||||
нические |
характеристики |
= / ( « |
у ) |
двухфазного |
асин |
||
рабочем диапазоне могут быть приняты за |
хронного |
двигателя |
|||||
линейные. Выражение |
для |
вращающего |
|
|
|
||
момента |
может быть представлено |
анало |
м н = о |
запишется |
|||
гично (2.96), и уравнение сервомотора для |
|||||||
в виде |
|
d(i> |
= kuv, |
|
|
|
|
|
Т ------ h |
|
|
|
dt
или
Т --------d 2 a |
-----, da.= |
dt2 |
dt |
,
ku.„
ь
155 •
где Т —- электромеханическая постоянная времени;
k — коэффициент усиления сервомотора.
Передаточная функция сервомотора переменного тока W(p) =
= ^ ^ ^ — есть произведение инерционного и интегрирующего
звеньев. При питании двигателя напряжением с частотой 400 Гц Т примерно равна 0,05-^- 0,04 с. Так, например, электромехани ческая .постоянная времени двухфазного индукционного двигате ля типа ДИД-0,5, широко применяемого в самолетном оборудо вании, -составляет 0,1 с, а его коэффициент усиления равен 47 1/сВ. Вследствие отсутствия щеток момент трения у таких дви гателей имеет малую величину, -следовательно, он может начать вращаться при небольшом пусковом напряжении, меньшем, чем, например, двигатель постоянного тока. Напряжение трогания двигателя составляет 0,4 В. Другим преимуществом этого двига теля по сравнению -с двигателем постоянного тока является то, что он потребляет меньшую мощность от усилителя, так как большая часть мощности потребляется непосредственно из -сети. Недостатком индукционного двигателя является больший вес, приходящийся на единицу мощности по сравнению с двигателем ■постоянного тока, и большее значение постоянной Г. Вес двигате ля ДИД-0,5 составляет 50 г, а мощность на валу равняется 0,3 Вт.
По сравнению с двигателями постоянного тока сервомоторы переменного тока отличаются более высокой надежностью и не требуют повышенного внимания при эксплуатации.
4. Электрические сервомоторы с фрикционными электромагнитными муфтами
Общим недостатком рассматриваемых сервомоторов является их инерционность, довольно значительная постоянная времени Т. Чтобы исключить влияние инерционности электрического серво двигателя на динамику САР, применяют электрические серво моторы с фрикционными электромагнитными муфтами. При на личии такой муфты электродвигатель всегда включен в сеть и вращается с постоянной скоростью в одну сторону.
На рис. 2.59 схематически показано устройство реверсивной электромагнитной муфты. С помощью двигателя с постоянной скоростью в различных направлениях вращаются шестерни 2 и 4. К шестерням электромагнитами 1 и 5 прижимается диск 3 с пробковыми фрикционными накладками. Под влиянием сигнала управления в-клю-ченным оказывается один или другой электро магнит. Следовательно, направление вращения выходного -вала 7 сервомотора определяется знаком сигнала управления. На вы ходном валу сервомотора помещен тахогенератор переменного тока 6 для создания обратной связи по -скорости. Характеристика
156
сервомотора является релейной, однако в сервомоторе применя ется вибрационная линеаризация. В этом случае средняя ско рость выходного вала будет пропорциональна управляющему напряжению иу.
Рис . 2.59. Устройство реверсивной электромагнитной муфты с тахогенератором
Если пренебречь временем срабатывания электромагнитных муфт, то уравнение вибрационно-линеаризованного сервомотора в зоне линейности может быть представлено уравнением интег рирующего звена
<2-103>
_
где -----1- = о)с0 — средняя угловая скорость выходного вала;
иу — управляющий сигнал.
Если учесть время срабатывания электромагнитных муфт, то уравнение линеаризованного сервомотора примет вид:
шсР = kuy(t - т),
где t — время срабатывания муфты, а его передаточная функ ция
W(p) — ke-v.
Недостатками сервомоторов с фрикционными муфтами явля ются: сложность конструкции, значительный вес, приходящийся на единицу полезной мощности, износ фрикционных поверхно стей и непостоянство коэффициента трения.
5.Сервомоторы с порошковыми муфтами
Воснове принципа действия порошковых муфт лежит спо собность ферромагнитного порошка изменять свои механические свойства под действием магнитного поля. В качестве ферромаг нитной массы используются частицы карбонильного железа диа метром ІО“2 н- ІО“4 мм, смешанные с жидким или порошкообраз
157
ным за.полнителем. Если такую массу поместить в магнитное по ле, то частицы железа располагаются по силовым линиям, обра зуя своеобразные цепочки. При этом механические свойства фер ромагнитной массы изменяются, она как бы загустевает. С уве личением напряженности магнитного поля вязкость ферромаг нитной массы заметно возрастает. Конструкция порошковой муф ты цилиндрического типа изображена на рис. 2.60. Ведущая часть муфты представляет собой стальной цилиндр 2. Ведомая часть выполнена в виде тонкостенного стакана 4, расположенного между магнитопроводом 5 и цилиндром 2 ведущей части. Фер ромагнитная масса заполняет цилиндрические зазоры изнутри и снаружи стакана 4. Управляющая обмотка 3 расположена в ци линдрическом магиитопроводе 5, жестко соединенном с ведущей частью. Питающее напряжение подводится к управляющей об мотке через кольца 1.,
Р и с. 2.60. |
Устройство порошковой |
муфты |
цилиндрического типа |
Если магнитного поля нет, то на ведомую часть передается незначительний момент, обусловленный трением в ненамагничен ной смеси. При протекании тока по управляющей обмотке возни кает магнитное поле (магнитные силовые линии показаны пунктиром на рис. 2.60). Смесь загустевает, и на ведомую часть передается значительный момент.
Запишем уравнение движения муфты, пренебрегая моментом нагрузки
J ---- = Л'І—kt i, dt
где M — вращающий момент;
] — момент инерции подвижных частей муфты; со— угловая скорость выходной оси;
ki— коэффициент пропорциональности; і — ток в обмотке управления.
Если за входную величину принимаются ток і, а за выходную
158
угловая скорость ш выходного вала, то передаточная функция муфты — интегрирующее звено
|
|
W a ( р ) = |
^ |
|
|
К А |
J(p) |
Р |
|
где |
коэффициент усиления. |
|
||
|
J |
|
|
|
Если выходной величиной является |
угол поворота |
а выход- |
||
|
вала, то, |
da |
|
|
і н о г о |
учитывая связь ш = ---- .получим передаточную |
|||
|
|
dt |
|
|
функцию двойного интегрирующего звена |
|
|||
|
|
Wa{p) - — (А = |
A l . |
(2.104) |
|
|
А р ) |
р = |
|
Обычно входной величиной является не ток, а управляющее на пряжение Wy, тогда необходимо учитывать связь
L —— Ri = му,
где L,R — соответственно индуктивность и активное сопротив ление обмотки управления.
Тогда передаточные функции муфты будут
W n (р ) = |
= ____ *_____ ; |
С2' 105) |
|
и у(р) |
р ( Тр + 1) |
|
|
Wa(p) = я ( р ) |
к |
(2.106) |
|
Р 2 ( Т р + 1) ’ |
|||
йу{р) |
|
где &= — — коэффициент усиления;
т |
1 |
— постоянная времени. |
Т = |
|
Достоинством порошковых муфт является плавная зависи мость передаваемого момента от тока в управляющей обмотке. Это свойство оказывается удобным для использования порош ковых муфт в сервомоторах САР.
Схема сервомотора с порошковыми муфтами приведена на рис. 2.61. Сервомотор имеет две порошковые муфты 3 и 4, управ ление которыми осуществляется через электронный усилитель 1 и 2. Выходной вал сервомотора соединяется с тахогенератором 5, сигнал с которого подается на вход электронного усилителя. Та ким образом осуществляется скоростная обратная связь, улуч
159