ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
RC, изображенная на рис. 2.67. Для вывода передаточной функ ции цепочки запишем уравнения для входного и выходного на пряжений
ивх = iR + ~ |
1 idt |
|
и |
|
|
^BH.X lR- |
|
|
Исключив ток і, получим |
|
|
Тііъыи “Ь ^вых ==т'ит> |
(2.113) |
|
где Т =RC — постоянная времени. |
|
|
Откуда и получаем передаточную функцию изодрома |
|
|
Тр + |
1 |
(2,114) |
' |
Дифференцирующие контуры RC широко применяются в цепях обратных связей систем автоматического регулирования. Годо граф амплитудно-фазовой характеристики изодромз (контура RC) представляет собой полуокружность, расположенную в пер вом квадранте комплексной плоскости (рис. 2.68). Диаметр ок ружности равен 1, а ее центр смещен на Ѵг относительно начала координат по вещественной оси. Как видно из амплитудно-фазо вой характеристики, дифференцирование с небольшой погрешно стью осуществляется лишь на малых частотах. На больших ча стотах изодром приближается к простому передаточному звену с коэффициентом усиления, равным единице.
Р и с . |
2.67. |
С хем а |
Р и с. 2.68 Г одограф |
А Ф Х устройства |
электрической |
цепоч |
„ , |
Тр |
|
ки RC с |
передаточной |
с передаточной функцией —------- |
||
, |
.. |
Тр |
|
Тр+1 |
функцией |
- у |
|
|
|
|
|
Тр- И |
|
|
167
Логарифмическая амплитудная |
характеристика |
изодрома |
||
(рис. 2.69,а) |
|
|
|
|
L (ш) — 20 lg 7ю - 201g Ѵ \ |
+ Г2ю2 |
|
|
|
аппроксимируется двумя отрезками: |
|
|
|
|
|
для частот 0 < ш < — |
— |
||
прямой |
L (со) = |
Т |
Гш |
|
20 lg |
||||
с |
положительным |
наклоном |
||
20 дБ'/дек; |
|
|
Р и с . 2.69. Логарифмические ча стотные характеристики изодрома: а — амплитудная, б — фазовая
для частот ш> — —
Т
горизонтальной прямой, со впадающей с осью абсцисс.
Логарифмическая фазовая характеристика
ср (ю) = -—— arctg Гш
лишь на малых частотах приближается к фазовой характеристи
ке идеального дифференцирующего звена, т. е. при m 0
ТС <р(<о) — ,а на больших частотах при ш->оо <р(ш)->0 (рис. 2.69,б).
2. Техническая реализация форсирующих /звеньев
Идеальное форсирующее звено —■это устройство с переда точной функцией
W (р) = k (Тр + 1 ) .
Как и дифференцирующее звено, оно попользуется для компен сации запаздываний, вносимых инерционными, интегрирующими и колебательными звеньями.
Р и с. 2.70. Электрическая форсирующая цепь RC: а — схема; б — логарифмическая амплитудная ха рактеристика
Форсирующее звено часто реализуется электрической цепью RC, схема которой приведена на рис. 2.70,а. Контур рис. 2.70,а от-
168
лпчается от контура рис. 2.67 тем, что параллельно конденса тору С включено сопротивление R\, благодаря чему на сопро
тивлении Ri, кроме сигнала— —— |
(р), будет выделяться |
Тр + 1 |
|
также сигнал, пропорциональный £/вх(/?). |
В связи с этим такой |
контур можно включать последовательно в цепочку звеньев си стемы автоматического регулирования, т. е. использовать в каче стве последовательного корректирующего устройства.
Используя выражение для «операторного» сопротивления ем кости, записываемого как МСр, и пользуясь законами цепей по стоянного тока, найдем зависимость между напряжениями
^Лзх(Р) И Т/вых(/7).
^иых (Р) '
|
|
|
|
|
Т2р + 1 |
|
|
|
Ro -j |
Ср |
|
|
|
|
Г |
||
|
|
|
|
2 ~ |
|
|
|
|
|
|
я, +— |
|
|
|
|
|
Ср |
где Тx=R\C; Т2= к Т х |
|
постоянные времени; |
|||
и _ |
^ 2 |
— коэффициент усиления (точнее, «ослабления») |
|||
R\ |
+ Я2 |
контура. Обычно А=0,2 ч- 0,1. |
|||
Отсюда получаем передаточную функцию контура |
|||||
|
|
|
|
|
(2.115) |
|
|
|
|
|
Т2р + 1 |
Запишем выражения для частотных характеристик |
|||||
W (ш) = k |
л С 1 |
л - |
т 2 ш 2 |
||
у- |
|
1 |
и ср (со) ^—:arc tg Тг о>— arc tg 7> . |
||
|
|
| / 1 |
+ |
1 2 СО" |
Логарифмическая амплитудно-частотная характеристика цепи
I (ш) = 20 lg к + 201g / 1 + T f â — 20 lg У I + Т22Ш2
построена на рис. 2.70,6.
Как видно из графика, 7(ш) в диапазоне частот — < <о < —
имеет положительный наклон 20 дБ/дек, следовательно, в диа
пазоне 0 < с о < |
---- обладает свойствами идеального форсирую- |
|||
щего звена. |
^ 2 |
|
|
|
и Т\ Р |
1 |
|
|
|
Т Т |
при |
ТС>Т2 называется |
||
Иногда в литературе цепь«; |
|
|||
|
Т2р + 1 |
|
|
дифференцирующей цепью, а цепь с той же самой передаточной
169.
функцией, но при Г2> Г — интегрирующей. Пример технической реализации интегрирующей цепи и ее логарифмическая характе ристика Ц ш) приведены на рис. 2.71, где Ti=R\C, а T2=(Ri + + R 2)C.
Рис. 2.71. Схема и ЛАХ интегрирующей цепи RC
Устройство с передаточной функцией
W ( p ) = |
Р |
+ |
'0 |
|
[ТгР + |
\)[ТіР + |
\) |
при Т - £ > Т 4 называется цепью двойного дифференциро вания, так как ее логарифмическая характеристика в диапазоне
— < ш < — имеет положительный наклон 40дБ/дек. Схема та-
Т'і т,
кой цепи и ее логарифмическая характеристика приведены на рис. 2.72.
Р и с. 2.72. Схема и ЛАХ цепи двойного дифференцирования
Цепь с передаточной функцией |
|
|
||
W(p) |
(Т2Р + 1)( Т3р + 1) |
(2.116) |
||
( 7 ^ + ! ) ( / > + !) |
||||
|
|
|||
при 7’]>7’2> 7 ’з> Г 4 носит название |
интегродифференцирующей |
|||
цепи. Ее схема и логарифмическая характеристика L{ ш) |
приве |
|||
дены на рис. 2.73. |
|
корректирующих |
цепей, |
|
Существует много разновидностей |
схемы и логарифмические характеристики которых приводятся в
[13].
170
Следует заметить, что отрицательным фактором использова ния дифференцирующих устройств является увеличение уровня помех при прохождении сигналов через дифференцирующие уст ройства. Это обусловлено тем, что сигнал, поступающий на вход дифференцирующей цепи, обычно, помимо полезной составляю щей, содержит помеху. Спектр помех довольно широк, а диффе ренцирующие устройства являются фильтрами высоких частот, пропускающими высокие частоты без ослабления, а низкие часто ты в этих устройствах ослабляются.
О)
Рис. 2.73. Схема и ЛАХ іштегродифференцируюшей цепи
3. Интегрирование сигналов — интегрирующие двигатели
Часто в качестве интегрирующего устройства используется схема (рис. 2.74) с электродвигателем постоянного тока. Входной величиной здесь является напря
жение на щетках двигателя |
ивх, |
а выходной — напряжение |
на |
■потенциометре zv,x.
Уравнение электродвигателя с потенциометрическим датчиком имеет вид:
Т d 2 ивъ |
dua = kuBX, |
d t 2 |
+ d t , |
|
(2.117) |
P и c. 2.74. Схема интегрирующего устройства с электродвигателем постоянного тока
где Т — электромеханическая постоянная двигателя;
k — коэффициент усиления электродвигателя и потенцио метрического датчика.
Проинтегрировав (2.117), будем иметь
dua
^ВЫХ ^ оj* ^BXdt Т dt
Здесь выходная величина пропорциональна интегралу от вход
ной величины, но с погрешностью Т diK dt
меньше, чем меньше Т. Однако вследствие того, что электроме ханическую постоянную электродвигателя сделать очень малой технически не представляется возможным, то при использовании подобного устройства неизбежно присутствует методическая по-
2.75.Интегрирующий привод:
а— схема; б — структурная схема
грешность. С целью уменьшения этой погрешности в системах, где требуется точное интегрирование выходного сигнала, приме няют так называемый интегрирующий привод, схема которого приведена на рис. 2.75,а. Это устройство представляет собой электродвигатель М, охваченный обратной связью с помощью тахогенератора ТГ. Входной величиной здесь является напряже ние на щетках электродвигателя ивх, а выходной — угол пово рота якоря а. Структурная схема интегрирующего привода при ведена на рис. 2.75,6, откуда легко определить его передаточную функцию
|
|
W { p ) |
= |
k |
(2.118) |
|
|
Р+ Х)Р ’ |
|||
|
|
|
(7*1 |
|
|
где |
к |
т |
Т |
|
|
1 -f- kkj |
1 -f- ккт |
|
|
||
|
|
|
|||
Вследствие того, |
что k k T больше единицы, |
то Ті<СТ и методиче |
ская погрешность при этом становится меньше, т. е. интегрирова
ние будет значительно точнее. |
В рассмотренной схеме |
эффект |
|||||
|
уменьшения постоянной времени при |
||||||
|
вода достигался за счет охвата элект |
||||||
(к |
родвигателя |
скоростной |
обратной |
||||
связью с помощью тахогенератора. |
|||||||
Довольно широкое |
распростране |
||||||
|
ние получила также схема, в которой |
||||||
|
для |
создания |
скоростной |
обратной |
|||
я, |
связи |
вместо |
тахогенератора исполь |
||||
зуется так называемый скоростной мо |
|||||||
|
|||||||
|
стик (рис. 2.76). При включении схе |
||||||
Рис. 2.76. Схема скорост- |
мы под напряжение |
иах |
якорь дви |
||||
ного мостика |
гателя приходит во вращение. |
При |
172