Файл: Основы авиационной автоматики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

RC, изображенная на рис. 2.67. Для вывода передаточной функ­ ции цепочки запишем уравнения для входного и выходного на­ пряжений

ивх = iR + ~

1 idt

 

и

 

 

^BH.X lR-

 

Исключив ток і, получим

 

 

Тііъыи “Ь ^вых ==т'ит>

(2.113)

где Т =RC — постоянная времени.

 

 

Откуда и получаем передаточную функцию изодрома

 

Тр +

1

(2,114)

'

Дифференцирующие контуры RC широко применяются в цепях обратных связей систем автоматического регулирования. Годо­ граф амплитудно-фазовой характеристики изодромз (контура RC) представляет собой полуокружность, расположенную в пер­ вом квадранте комплексной плоскости (рис. 2.68). Диаметр ок­ ружности равен 1, а ее центр смещен на Ѵг относительно начала координат по вещественной оси. Как видно из амплитудно-фазо­ вой характеристики, дифференцирование с небольшой погрешно­ стью осуществляется лишь на малых частотах. На больших ча­ стотах изодром приближается к простому передаточному звену с коэффициентом усиления, равным единице.

Р и с .

2.67.

С хем а

Р и с. 2.68 Г одограф

А Ф Х устройства

электрической

цепоч ­

„ ,

Тр

ки RC с

передаточной

с передаточной функцией —-------

,

..

Тр

 

Тр+1

функцией

- у

 

 

 

 

Тр- И

 

 

167


Логарифмическая амплитудная

характеристика

изодрома

(рис. 2.69,а)

 

 

 

 

L (ш) — 20 lg 7ю - 201g Ѵ \

+ Г2ю2

 

 

аппроксимируется двумя отрезками:

 

 

 

 

 

для частот 0 < ш < —

прямой

L (со) =

Т

Гш

20 lg

с

положительным

наклоном

20 дБ'/дек;

 

 

Р и с . 2.69. Логарифмические ча­ стотные характеристики изодрома: а — амплитудная, б — фазовая

для частот ш> — —

Т

горизонтальной прямой, со­ впадающей с осью абсцисс.

Логарифмическая фазовая характеристика

ср (ю) = -—— arctg Гш

лишь на малых частотах приближается к фазовой характеристи­

ке идеального дифференцирующего звена, т. е. при m 0

ТС <р(<о) — ,а на больших частотах при ш->оо <р(ш)->0 (рис. 2.69,б).

2. Техническая реализация форсирующих /звеньев

Идеальное форсирующее звено —■это устройство с переда­ точной функцией

W (р) = k (Тр + 1 ) .

Как и дифференцирующее звено, оно попользуется для компен­ сации запаздываний, вносимых инерционными, интегрирующими и колебательными звеньями.

Р и с. 2.70. Электрическая форсирующая цепь RC: а — схема; б — логарифмическая амплитудная ха­ рактеристика

Форсирующее звено часто реализуется электрической цепью RC, схема которой приведена на рис. 2.70,а. Контур рис. 2.70от-

168


лпчается от контура рис. 2.67 тем, что параллельно конденса­ тору С включено сопротивление R\, благодаря чему на сопро­

тивлении Ri, кроме сигнала— ——

(р), будет выделяться

Тр + 1

 

также сигнал, пропорциональный £/вх(/?).

В связи с этим такой

контур можно включать последовательно в цепочку звеньев си­ стемы автоматического регулирования, т. е. использовать в каче­ стве последовательного корректирующего устройства.

Используя выражение для «операторного» сопротивления ем­ кости, записываемого как МСр, и пользуясь законами цепей по­ стоянного тока, найдем зависимость между напряжениями

^Лзх(Р) И Т/вых(/7).

^иых (Р) '

 

 

 

 

 

Т2р + 1

 

 

 

Ro -j

Ср

 

 

 

Г

 

 

 

 

2 ~

 

 

 

 

 

я, +—

 

 

 

 

 

Ср

где Тx=R\C; Т2= к Т х

 

постоянные времени;

и _

^ 2

— коэффициент усиления (точнее, «ослабления»)

R\

+ Я2

контура. Обычно А=0,2 ч- 0,1.

Отсюда получаем передаточную функцию контура

 

 

 

 

 

(2.115)

 

 

 

 

 

Т2р + 1

Запишем выражения для частотных характеристик

W (ш) = k

л С 1

л -

т 2 ш 2

у-

 

1

и ср (со) ^—:arc tg Тг о>— arc tg 7> .

 

 

| / 1

+

1 2 СО"

Логарифмическая амплитудно-частотная характеристика цепи

I (ш) = 20 lg к + 201g / 1 + T f â — 20 lg У I + Т22Ш2

построена на рис. 2.70,6.

Как видно из графика, 7(ш) в диапазоне частот — < <о < —

имеет положительный наклон 20 дБ/дек, следовательно, в диа­

пазоне 0 < с о <

---- обладает свойствами идеального форсирую-

щего звена.

^ 2

 

 

 

и Т\ Р

1

 

 

Т Т

при

ТС>Т2 называется

Иногда в литературе цепь«;

 

 

Т2р + 1

 

 

дифференцирующей цепью, а цепь с той же самой передаточной

169.


функцией, но при Г2> Г — интегрирующей. Пример технической реализации интегрирующей цепи и ее логарифмическая характе­ ристика Ц ш) приведены на рис. 2.71, где Ti=R\C, а T2=(Ri + + R 2)C.

Рис. 2.71. Схема и ЛАХ интегрирующей цепи RC

Устройство с передаточной функцией

W ( p ) =

Р

+

'0

 

[ТгР +

\)[ТіР +

\)

при Т - £ > Т 4 называется цепью двойного дифференциро­ вания, так как ее логарифмическая характеристика в диапазоне

— < ш < — имеет положительный наклон 40дБ/дек. Схема та-

Т'і т,

кой цепи и ее логарифмическая характеристика приведены на рис. 2.72.

Р и с. 2.72. Схема и ЛАХ цепи двойного дифференцирования

Цепь с передаточной функцией

 

 

W(p)

(Т2Р + 1)( Т3р + 1)

(2.116)

( 7 ^ + ! ) ( / > + !)

 

 

при 7’]>7’2> 7 ’з> Г 4 носит название

интегродифференцирующей

цепи. Ее схема и логарифмическая характеристика L{ ш)

приве­

дены на рис. 2.73.

 

корректирующих

цепей,

Существует много разновидностей

схемы и логарифмические характеристики которых приводятся в

[13].

170

Эта погрешность тем
171

Следует заметить, что отрицательным фактором использова­ ния дифференцирующих устройств является увеличение уровня помех при прохождении сигналов через дифференцирующие уст­ ройства. Это обусловлено тем, что сигнал, поступающий на вход дифференцирующей цепи, обычно, помимо полезной составляю­ щей, содержит помеху. Спектр помех довольно широк, а диффе­ ренцирующие устройства являются фильтрами высоких частот, пропускающими высокие частоты без ослабления, а низкие часто­ ты в этих устройствах ослабляются.

О)

Рис. 2.73. Схема и ЛАХ іштегродифференцируюшей цепи

3. Интегрирование сигналов — интегрирующие двигатели

Часто в качестве интегрирующего устройства используется схема (рис. 2.74) с электродвигателем постоянного тока. Входной величиной здесь является напря­

жение на щетках двигателя

ивх,

а выходной — напряжение

на

■потенциометре zv,x.

Уравнение электродвигателя с потенциометрическим датчиком имеет вид:

Т d 2 ивъ

dua = kuBX,

d t 2

+ d t ,

 

(2.117)

P и c. 2.74. Схема интегрирующего устройства с электродвигателем постоянного тока

где Т — электромеханическая постоянная двигателя;

k — коэффициент усиления электродвигателя и потенцио­ метрического датчика.

Проинтегрировав (2.117), будем иметь

dua

^ВЫХ ^ оj* ^BXdt Т dt

Здесь выходная величина пропорциональна интегралу от вход­

ной величины, но с погрешностью Т diK dt


меньше, чем меньше Т. Однако вследствие того, что электроме­ ханическую постоянную электродвигателя сделать очень малой технически не представляется возможным, то при использовании подобного устройства неизбежно присутствует методическая по-

2.75.Интегрирующий привод:

а— схема; б — структурная схема

грешность. С целью уменьшения этой погрешности в системах, где требуется точное интегрирование выходного сигнала, приме­ няют так называемый интегрирующий привод, схема которого приведена на рис. 2.75,а. Это устройство представляет собой электродвигатель М, охваченный обратной связью с помощью тахогенератора ТГ. Входной величиной здесь является напряже­ ние на щетках электродвигателя ивх, а выходной — угол пово­ рота якоря а. Структурная схема интегрирующего привода при­ ведена на рис. 2.75,6, откуда легко определить его передаточную функцию

 

 

W { p )

=

k

(2.118)

 

 

Р+ Х)Р

 

 

 

(7*1

 

где

к

т

Т

 

 

1 -f- kkj

1 -f- ккт

 

 

 

 

 

Вследствие того,

что k k T больше единицы,

то Ті<СТ и методиче­

ская погрешность при этом становится меньше, т. е. интегрирова­

ние будет значительно точнее.

В рассмотренной схеме

эффект

 

уменьшения постоянной времени при­

 

вода достигался за счет охвата элект­

родвигателя

скоростной

обратной

связью с помощью тахогенератора.

Довольно широкое

распростране­

 

ние получила также схема, в которой

 

для

создания

скоростной

обратной

я,

связи

вместо

тахогенератора исполь­

зуется так называемый скоростной мо­

 

 

стик (рис. 2.76). При включении схе­

Рис. 2.76. Схема скорост-

мы под напряжение

иах

якорь дви­

ного мостика

гателя приходит во вращение.

При

172