Файл: Любчик, М. А. Оптимальное проектирование силовых электромагнитных механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 7
Н-м |
Н-м |
Рис. 1-22.
Аналогичные характеристики, но снятые на серийном Образце контактора КТП-6013, при нормальном насыще нии стали системы (/у=0,12 А) приведены на рис. 1-22. Как видно, характер кривых сохраняется, но характери стики, полученные для примерно тех же размеров шун та, несколько сглажены за счет нормального насыщения
и уменьшенного до нор |
|||
мального |
значения нера |
||
бочих зазоров. |
|
не |
|
Влияние величины |
|||
рабочего зазора на фор |
|||
му тяговой характеристи |
|||
ки удобно |
проследить на |
||
цилиндрической |
системе |
||
с плоским |
внешним |
яко |
|
рем (рис. 1-18,6). Как |
|||
показали |
эксперимен |
||
тальные |
исследования, |
||
ферромагнитный |
шунт, |
||
выполненный в виде коль |
|||
ца, скрепленного |
жестко |
||
с прямоходовым |
якорем, |
||
при внедрении в |
область |
||
между сердечником |
и |
||
корпусом оказывает суще |
|||
ственное влияние на вели |
|||
чину силы и форму тяго |
|||
вой характеристики. На рис. 1-23, 1-24 приведены тяговые |
характеристики цилиндрического электромагнита, полу ченные экспериментально при исполнении якоря без шун та (й!ш = 0), с шунтом, частично занимающим область между сердечником и корпусом магнитопровода (dm= = 45 мм), с шунтом, почти полностью перекрывающим область (е?ш= 5 9 мм) под торцом катушки. При отсутст
вии |
нерабочих зазоров |
в системе (6Пр = 0 ), как следует |
из |
кривых рис. 1-23, |
при сохранении требуемого хода |
6о—3 мм и габаритов системы тяговые силы значитель но повышены за счет увеличения проводимости рабочих зазоров при введении в их область ферромагнитного шун та. Введение дополнительного нерабочего зазора 6нр>0 (рис. 1-24,а—в) дает возможность существенно воздей ствовать на форму тяговой характеристики, вызывая ука занное ранее перераспределение н. с. на участках систе мы и в том числе на рабочем зазоре, что, как видно из
111
1,0 1,5 2 ,0 2 ,5 3 ,0 3,5 м м
а )
' Г 7
г) €
Рис. 1-24.
кривых этого рисунка, способствует формированию тяго
вой |
характеристики требуемого вида. |
На рис. 1-24,г |
с |
целью сопоставления приведены |
характеристики |
с шунтом максимального диаметра при различных раз мерах нерабочего зазора, указанные характеристики на глядно демонстрируют совместное воздействие на формы тяговых характеристик ферромагнитных шунтов и разме ров нерабочих зазоров, что весьма перспективно для практического применения.
Тяговые характеристики СЭММ с ирямоходовым втяжным якорем
На рис. 1-25 приведены эскизы характерных исполнений СЭММ с тянущим (рис. 1-25,а, в) и толкающим (рис. 1-25,6) якорем.
Конструкция таких СЭММ состоит из магнитопровода-ярма: кор пуса КП, упорного и проходного фланцев ФЛ, стопа СП и под
вижного |
якоря |
Я. 'Втягиваю |
|
|||||
щая катушка размещается вну |
|
|||||||
три ярма |
и |
может |
полностью |
ФЛ2 |
||||
(рис. 1-25,а, 6) |
или |
частично |
у / / / // / / // / ) у ////;У ш £ |
|||||
(рис. |
1-25,а) |
охватываться |
2/НР |
|||||
сталью |
магнитопровода. |
|
|
|||||
Узлом, направляющим дви |
|
|||||||
жение якоря, может быть или |
|
|||||||
специальная немагнитная втул |
|
|||||||
к а-ги льза Г |
(рис. 1-25,а), или |
|
||||||
часть |
магнитопровода — ворот |
|
||||||
ничок |
ВР |
(рис. |
1-25,6). В зо |
|
||||
нах сочленения фланцев с кор |
|
|||||||
пусом и фланца со стопом об |
|
|||||||
разуются постоянные нерабочие |
|
|||||||
зазоры |
HP, которые в некото |
|
||||||
рых исполнениях |
могут |
отсут |
|
|||||
ствовать. |
Нерабочий зазор в зо |
|
||||||
не воротничка является особен |
|
|||||||
ностью данной конструкции. |
|
|||||||
Наиболее |
|
распространен |
|
|||||
ными формами опорных по |
|
|||||||
верхностей втяжных СЭММ яв |
|
|||||||
ляются плоская, коническая и |
|
|||||||
усеченно-коническая |
|
поверх |
|
|||||
ность. Значительное влияние на |
|
|||||||
форму |
тяговой |
характеристики |
|
|||||
оказывают, как и в случае |
|
|||||||
внешнего |
исполнения |
якоря, |
|
|||||
ферромагнитные шунты (1-18в), |
|
|||||||
подробный анализ |
влияния ко |
|
||||||
торых |
при |
исполнениях со |
Рис. ’1-25. |
|||||
втяжным |
якорем |
будет |
приве |
|
ден ниже.
Исполнения с .плоским, коническим и усеченно-коническим яко рем широко используются в практике, а характер изменения их тяговых сил при движении якоря достаточно полно освещен
— 6 38 |
ИЗ |
в'[Л. 24, 82]. Укажем только, что увеличение Опорных поверхностей
вобласти основного зазора между якорем и стопом, как и наличие
полюсного наконечника у СЭММ с внешним якорем, увеличивает электромагнитную силу в начале хода якоря.
Сглаживание характеристик в конце хода (пологий характер) определяется относительным увеличением падения н. с. в нерабочих зазорах и участках стали (особенно при насыщении системы) и уменьшением н. с., падающей на рабочий зазор.
С целью исследования влияния на форму тяговой характеристи ки опорных поверхностей магиитопровода в рабочем зазоре втяж ных электромагнитных систем постоянного тока и исключения из
анализа других факторов в этих и других случаях был изготов лен специальный разборный электромагнит с малым рассея нием потока, размеры основных узлов которого приведены на рис. 1-26. Различные исполне ния втяжных якорей и стопов магиитопровода (рис.^ 1-27,а— в), которые устанавливались в
соответствующей комбинации, не изменяли при этом общие
размеры |
нерабочих |
заборов, |
примерное |
насыщение |
ютали |
и пр. |
|
|
Некоторые влияния на тя говую характеристику, а сле довательно, и критическую си лу оказывает изменение формы и величины воздушного зазора у поверхности воротничка (рис. 1-28). Нерабочий зазор в зоне движения якоря вызывает по
терн н. с. и уменьшает общую тяговую силу. С целью уменьшения сопротивления потоку в этой области уменьшают величину зазора бвр и увеличивают высоту Дпр поверхности стали в этой зоне.
Конструкция наружного воротничка, представленная на рис. 1-28,6, по сравнению с исполнением рис. 1-18,а уменьшает со противление нерабочего зазора на пути потока и не уменьшает обмоточное пространство окна намотки, но увеличивает габариты проходного фланца. Конструкция внутреннего воротничка (рис. 1-28,в) уменьшает сопротивление нерабочего зазора, уменьшает зону бо кового потока рассеяния, уменьшает обмоточное пространство, но при этом воротничок может быть использован в качестве направ ляющего узла для подвижного якоря. Конструкция рис. 1-28,г пред полагает исполнение подвижного якоря с полюсным наконечником. Внутренний воротничок уменьшает составляющую соленоидной силы и повышает силу в основном зазоре, вследствие чего характеристика проходит круче, т. е. несколько снижается на больших зазорах и поднимается на малых. Подробное исследование влияния на тяговую характеристику конусности, усечения, а также расположения стопа, размеров внутреннего воротничка и др. приведено в [Л. 51].
114
Анализ влияния на форму тяговой характеристики ферромагнитного шунта, установленного в зоне основного рабочего зазора втяжного электромагнита
При движении якоря втяжных электромагнитов можно получить рациональное перераспределение энер гии, запасенной в электромагнитной системе СЭММ, и тем обеспечить нужную по форме тяговую характеристи ку, если область основного зазора шунтировать участка ми ферромагнитного материала. Различные исполнения таких шунтов, охватывающих тело якоря, приведены на рис. 1-29,а—з. Ниже будем различать ферромагнитные шунты, у которых поверхность может быть принята маг нитно-эквипотенциальной; как правило, такие шунты слабо насыщены и имеют постоянное сечение (ненасы щенные шунты), шунты, у которых из-за различного на сыщения участков стали поверхность не эквипотенциаль на, имеют переменное сечение (насыщенные шунты).
Введение в область рабочего зазора дополнительных ферромагнитных масс увеличивает в начальном поло жении якоря проводимость рабочего зазора и обеспечи вает значительный по сравнению с плоским, коническим или усеченно-коническим зазором выигрыш по силе. При внедрении якоря в полость стопа при наличии шунта про водимость также резко увеличивается за счет появления радиальных потоков между боковыми поверхностями якоря и внутренней поверхностью шунта. При этом про исходит перераспределение н. с. между участками рабо чего зазора, стали и нерабочих зазоров, особенно в зоне воротничка. Падение н. с. на рабочем зазоре резко уменьшается, и тяговая характеристика круто спадает вниз. Некоторое возрастание силы в конце хода опреде-
116
ляется влиянием торцевой проводимости при малых за зорах. Уменьшение сечения участков стали, шунтирую щих основной зазор, например как в случае исполнения СЭММ, приведенного на рис. 1-30, 1-31,а, несколько уменьшает начальную силу, но значительно сглаживает провал силы при малых зазорах (рис. 1-31,6). Послед-
Рнс. 1-29.
нее определяется степенью насыщения шунта, в резуль тате чего уменьшается его проводимость и изменяется распределение и. с. участков магнитной системы, а сле довательно, и тяговая сила.
Применяя шунты с различным сечением, например седлообразные, как это показано на рис. 1-32,а, б, мож
117