Файл: Кутузов, Б. Н. Взрывные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

л. н. с. заряда после взрыва соседних зарядов существенно умень­ шилась, то производят разборку забойки и извлечение ВВ. Особую осторожность необходимо соблюдать при извлечении боевиков из зарядов.

Если для извлечения камерного заряда требуется проходить дополнительные выработки, то проект такой ликвидации заряда

должен

утверждать главный инженер предприятия.

Отказавшие

ш п у р

о в ы е заряды ликвидируют пробуриванием

параллельно

отказавшему заряду вспомогательного шпура на расстоянии не ближе 30 см, его заряжанием и взрыванием. Обнаруженные концы проводов электродетонатора, идущих из шпура, должны быть не­ медленно замкнуты.

Для точного определения направления отказавшего шпура разрешается извлечение из него забойки на длину до 0,2 м. После взрыва вспомогательного заряда взрывник осматривает забой, собирает остатки обнаруженных ВВ и средств взрывания и произ­ водит их ликвидацию. После этого в забое разрешается производство обычных работ.

Если работы по ликвидации отказа не закончены в течение дан­ ной смены, то продолжение их может быть поручено взрывнику следующей смены с соответствующей записью в его наряде-путевке. Допуск остальных рабочих может быть разрешен начальником смены, в которую будет производиться ликвидация отказа.

При ликвидации н а р у ж н ы х зарядов руками осторожно сни­ мают забойку с заряда, устанавливают новый боевик, зажигатель­ ную трубку или электродетонатор, восстанавливают забойку и про­ изводят повторное взрывание заряда.

Г л а в а X

МЕХАНИЗАЦИЯ ЗАРЯЖАНИЯ И ЗАБОЙКИ ПРИ іВЗРЫВАНИИ НА КАРЬЕРАХ

§ 87. Классификация схем и машин для механизированного заряжания на карьерах

Механизация и организация взрывных работ на карьерах вы­ полняются на основе внедрения принципов независимости процесса

8аряжания и забойки от других

технологических процессов: по­

грузки, транспорта и т.

д.

Поэтому необходимо

применять такие

машины, которые способны без

привлечения других средств вы­

полнять комплекс работ но погрузке, разгрузке,

перемещению ВВ

и заряжанию его в зарядную камеру или

скважину.

экскавации

 

Независимость процессов

бурения и

взрывания,

и транспорта достигается

четким

обеспечением

взрывчатыми мате­

риалами (ВМ) взрываемого блока, заряжанием и

забойкой взрывных

полостей в короткое время. В этой главе

рассмотрены

только ма­

шины и оборудование для

механизированного заряжания скважин,

как

наиболее распространенного

способа

ведения

взрывных работ

на

карьерах.

 

 

с т а ц и о н а р н ы е

п у н к т ы

На карьерах могут применяться

приготовления ВВ, куда доставляются исходные компоненты (амми­ ачная селитра, тротил и соляровое масло) в обычных транспортных машинах или конвейером. На пункте, обычно примыкающем к складу ВВ и селитры, из этих компонентов готовят любое ВВ, затем его в готовом виде в однобункерных машинах направляют к месту взрыва (игданит, зерногранулит). Недостаток данной схемы в слабом варьировании свойствами ВВ при заряжании, так как на место взрыва в зарядной машине поступает ВВ одного состава.

Таким способом, например, на стационарных пунктах изгото­ вляется игданит и зерногранулиты. Кроме того, со стационарных пунктов может производиться заправка зарядных машин только исходными компонентами (селитра, соляровое масло, тротил), а из­ готовление ВВ производится непосредственно в процессе заряжания скважин. При этом пункт для снаряжения машин тротилом должен быть при расходном складе ВВ, а пункт для селитры и солярового масла может быть расположен в любом месте, так как эти

16 Заказ 610

241


компоненты, как известно, не относятся к ВВ, однако эти пункты удобнее располагать на небольшом расстоянии из соображений быстро­ го заполнения зарядных машин. И, наконец, при небольших расхо­ дах ВВ снаряжение машин взрывчатым веществом может произво­ диться непосредственно на расходных складах. Эта схема наименее

Рис. 135. Механизированные операции при взрывных работах на отдельном карьере большой производи­ тельности

производительна, так как снаряжение машин производится факти­ чески вручную. Кроме того, при этой схеме нет возможности изме­ нить состав ВВ в процессе заряжания скважин.

В зависимости от производительности карьеров технологические операции при выполнении механизированной зарядки и забойки

скважин несколько

отличаются.

Принято различать:

1) схемы механизации взрывных

работ

на крупных карьерах

производительностью

20—50 млн.

т

горной

массы;

242

2) схемы механизации для ведения взрывных работ на карьерах небольшой производительности 50—100 тыс. т.

Схемы механизации и применяемые машины и механизмы раз­ личаются в зависимости от типа применяемого ВВ, масштаба произ­ водства. Схема операций по механизации взрывных работ для карь­ еров приведена на рис. 135.

Взрывчатые материалы с базисного склада доставляют на рас­ ходный склад, а оттуда в одноили двухбункерных зарядных маши­ нах — непосредственно на карьер или в транспортных машинах — на стационарный пункт приготовления ВВ и далее в однобункерных машинах — на карьер для механизированного заряжания.

Для карьеров небольшой производительности применение высо­ копроизводительных механизмов малоэффективно из-за низкого коэффициента использования этих машин. Поэтому на отдельных карьерах небольшой производительности допустимо применять также немеханизированные заряжание и забойку скважин с исполь­ зованием универсальных машин на перевозке ВВ.

§ 88. Механизация погрузочно-разгрузочных работ на складе взрывчатых материалов

При погрузочно-разгрузочных работах на базисных складах в последнее время начато внедрение механизированных разгрузки железнодорожных вагонов, транспортирования ВВ в хранилища и операций с ними в хранилищах и загрузки зарядных машин, позво­ ляющих резко увеличить производительность труда. Для транспор­ тирования ВВ по складу используются аккумуляторные погруз­ чики ЭПВ-1 серии 612 во взрывобезопасном исполнении в сочетании с деревянными двухзаходными поддонами, на которых укладывается штабелем обычно 20—25 мешков с ВВ. Поддоны изготовляют раз­ мером 900x1100 мм. В хранилищах они размещаются в один ряд. Расстояние между штабелями ВВ, уложенными на поддоны, 1,5 м.

Применение аккумуляторных погрузчиков в сочетании с поддо­ нами позволило повысить производительность труда рабочих при разгрузочных и погрузочных операциях с ВВ на складах в 6—8 раз и довести ее до 80—120 т в смену.

Заряжание аккумуляторных батарей электропогрузчиков про­ изводится в специальном помещении на территории склада.

Вагоны с ВВ подаются мотовозом по железнодорожным путям непосредственно к хранилищам.

Для выгрузки ВМ погрузчиками из вагона в хранилище вдоль железнодорожных путей устанавливаются подъездные рампы. В рампе смонтирован откидной мостик для соединения ее с полом вагона.

Погрузка ВВ на автомобили КРАЗ-222 производится также с по­ мощью погрузчика ЭПВ-1.

В перспективе на базисных складах могут сооружаться бункеры емкостью 200—600 т, предназначенные для механизированной

16*

243


загрузки их поступающими на склад ВВ и снабженные устройствамидозаторами для загрузки зарядных машин, а также устройствами против слеживания и перегрева ВВ.

§ 89. Стационарные установки для механизированного приготовления взрывчатых веществ

Комплексы для приготовления игданитов. Оборудование ком­ плексов должно обеспечивать высокопроизводительное и безопасное выполнение следующих операций: приемку аммиачной селитры и раз­ мещение ее в хранилище; хранение селитры в режиме, исключающем ее излишнее увлажнение и слеживание; подачу селитры в узел приготовления игданита; приготовление игданита и дозированную

Рис. 136. Комплекс «Крпвбасс» для приготовления игданита

погрузку полученного ВВ в зарядные машины. Примером такой стационарной установки для приготовления игданитов является комплекс «Кривбасс», построенный на Северном горнообогатитель­ ном комбинате Кривбасса.

К о м п л е к с « К р и в б а с с » (рис. 136) состоит из прирель­ сового склада аммиачной селитры 1 емкостью 1000 т, галереи на­ клонного транспортера 2 и бункерно-смесительного отделения 3. Длина галереи 25 м, угол наклона 14°. Для механизации выгрузки из вагонов и внутрискладских операций (погрузка, перекидка) применяются две машины 4 типа МВС-4. В помещении склада уста­ новлен мостовой кран 5 грузоподъемностью 2,5 т, снабженный бадьей емкостью 1,5 т, и конвейер 6. В комплекс входит механиче­ ский опрокид 7 и роторная дробилка 8.

Для создания микроклимата в здании хранения имеются кон­ диционеры. В галерее установлен ленточный конвейер с лентой шириной 1000 мм, а в бункерно-смесительном отделении — два бун­ кера емкостью 8 м3 каждый. Компоненты смешиваются в двух шне-

244

новых дозаторах-смесителях диаметром 300 мм. Основной запас жидких компонентов хранится в цистерне емкостью 70 м3, располо­ женной на отметке +10 м, что обеспечивает его самотек в проме­ жуточную емкость объемом 5 м3. Из промежуточной емкости насо­ сом ОН-2 соляровое масло под давлением 2 кгс/см2 подается в на­ порную магистраль к форсункам, вмонтированным в кожух шнека. Распыленное соляровое масло смешивается с аммиачной селитрой

и в виде готового ВВ — игданита загружается в транспортно-заряд­ ные машины.

Непрерывное получение оптимального состава игданита АС: ДТ при соотношении компонентов 95 : 5 достигается благодаря тому, что производительность шнека-дозатора практически стабильна и равна 1600 кг/мин, а подача необходимого количества солярового масла регулируется системой вентилей.

Рис. 137. Механизированная загрузка ВВ в зарядные машины

Все строительные конструкции комплекса выполнены из метал­ лического каркаса, обшитого промышленным шифером ВУ-1. Уста­ новленное электрооборудование выполнено во взрывобезопасном исполнении.

Механизированный пункт растаривания и загрузки ВВ в заряд­ ные машины. Большое значение для эффективности механизации зарядных работ имеет способ загрузки зарядных машин на террито­ рии расходных складов. На некоторых складах имеются механи­ зированные пункты извлечения ВВ из тары и его загрузки в заряд­ ные машины (рис. 137). Доставка ВВ на пункт предусматривается аккумуляторным погрузчиком ЭШ-181 грузоподъемностью 1000 кг.

Погрузчик опускает мешки с ВВ на площадку 1 у концевой части наклонного ленточного конвейера 2. Отсюда мешки поступают на ленту, поднимаются на верхнюю площадку и при сходе с кон­ вейера захватываются приводными роликами с дисковыми ножами, которые измельчают ВВ и одновременно разрезают бумажную тару. Через виброрешетку 4 ВВ просыпается в приемный бункер 3, а

бумажная упаковка вспомогательным конвейером

направляется

в деревянный ларь. Выпускные отверстия приемного бункера

обо­

рудованы затворами.

 

спе­

Доставка ВВ с пункта до места взрывов производится в

циально оборудованных однобункерных автомашинах.

Такой пункт

245


может иметь два бункера, в один из которых подается тротил, а во второй — аммиачная селитра, а также имеется емкость с соляровым маслом. Этими компонентами заправляются двухбункерные ма­ шины, а затем на месте взрыва из компонентов создается и приме­ няется для зарядки любое ВВ от игданита до гранулотола.

§ 90. Машины для механизированного заряжания скважин

При создании машин применяются в основном два способа меха­ низированного заряжания скважин — механический и пневмати­ ческий. Наиболее простым из механических является способ, осно­ ванный на шнековой или самотечной доставке и уплотнении ВВ в скважине под действием собственного веса.

Разработано несколько конструкций машин для заряжания скважин.

Машина для заряжания гранулированных ВВ СУЗН-2 (рис. 138) конструкции НИПИгормаш смонтирована на базе КРАЗ-222, имеет

•бункер 1 с двумя секциями для различных ВВ емкостью 8 м3, про­ дольный 2 и поперечный 3 шнеки и бункер-дозатор 4. ВВ из основных бункеров продольным шнеком доставляется до поперечного шнека, а последний подает его в дозатор, расположенный сбоку от продоль­ ной оси машины. Такое расположение дозатора обеспечивает удоб­ ство заряжания и повышает маневренность при установке машин над устьем скважин. Установкой СУЗН-2 ВВ в скважину подается непрерывным потоком. С помощью этих машин можно заряжать скважины как готовыми ВВ (игданит, гранулит, зерногранулит), так и зерногранулитом, создаваемым в процессе заряжания. В этом случае один бункер наполняется тротилом, а другой — аммиачной -селитрой.

Транспортно-зарядная машина ТЗМ-1 (рис. 139) позволяет за 3 мин с учетом переезда от скважины к скважине зарядить 300—500 кг ВВ. Кузов 1 машины ТЗМ-1 для разгрузки бункера наклоняется и ВВ к скважине подается самотеком, а дозирование ВВ осуществляется вручную с использованием шиберных заслонок и мерных воронок. Воронка-дозатор 2 шарнирно прикреплена к заднему борту. Имеется возможность перемещать дозатор (показано стрелками) вдоль взаимно перпендикулярных стержневых направляющих 3 на 60 см, что позво­ ляет быстрее совместить ось дозатора с осью скважин, не производя маневров машиной. На внутренней стенке воронки-дозатора сделана градуировка, позволяющая осуществлять дозирование ВВ с точ­ ностью до 5,0 кг. Емкость дозатора 160 кг. Такими машинами можно производить заряжание только готовых ВВ (игданита, гранулитов, зерногранулитов и т. д.). Машину обслуживают два человека.

Машины для механизированного приготовления и заряжания игданита отличаются от описанных выше тем, что на них смонтиро­ вана дополнительно емкость для солярового масла, из которой оно насосом дозированно подается к форсункам, расположенным в бун­ кере-смесителе, куда из бункера подается гранулированная

.246