Файл: Кутузов, Б. Н. Взрывные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

CV|

CC

cz

cz

К

Б

С-

Cv

П

СО

247

аммиачная селитра, тоже в дозированных количествах. После смешения затвор бункера открывается, и игданит ссыпается по ру­ каву в скважину.

Пневматический способ заряжания основан на пневмотранспорте россыпных ВВ по трубопроводу (нагнетательному шлангу) в сква­ жину. При этом за счет кинетической энергии движения ВВ проис­ ходит его уплотнение в скважине. Пневматическое нагнетание рос­ сыпных ВВ в скважины осуществляется по двум принципиальным схемам.

П о п е р в о й с х е м е (рис. 140, а) конец нагнетательного рукава лишь вставлен в устье скважины, гранулы ВВ после выхода из рукава сначала с большой, а затем со все меньшей скоростью

/ \

Рис. 139. Транспортно-зарядная машина ТЗМ-1

проходят от устья до забоя скважины, где они оседают, образуя заряд. По мере заполнения скважины ВВ расстояние от конца заряд­ ного рукава до образующегося в скважине заряда уменьшается, а скорость гранул ВВ в момент встречи с зарядом возрастает, что

способствует

увеличению плотности заряда в верхних частях сква­

жины.

Такой

способ заряжания

не обеспечивает регулирования

плотности укладки ВВ по высоте скважины.

П о

в т о р о й с х е м е (рис.

140, б) в скважину на всю глу­

бину вводят нагнетательный шланг. Для получения высокой и рав­ номерной плотности по всей глубине скважины расстояние от конца шланга до забоя скважины в процессе заряжания сохраняется по­ стоянным. По такой схеме на карьерах можно заряжать с одной установки зарядного агрегата группу скважин, что значительно сокращает время на вспомогательные операции при заряжании. В случае необходимости можно регулировать плотность заряжания по высоте скважины при постоянной производительности установки

248


II концентрации потока путем изменения расстояния от среза шланга до поверхности заряда ВВ.

Последняя схема подачи ВВ в скважину использована в зарядном агрегате УЗС. Установка смонтирована на базе автомобиля КРАЗ-222 грузоподъемностью Ю т и состоит из двух бункеров, шнека, доза­ тора и компрессора (производительность 3 м3/мин, давление 3 кгс/см2). Два бункера (по 3 т каждый) предназначены для загрузки их различными ВВ. Подача ВВ из бункера в дозатор производится

общим

для обоих

бункеров шнеком.

 

 

 

В дозатор засыпается определенное ко­

 

 

 

личество ВВ, после чего горловина до­

 

 

 

затора герметически закрывается кони­

 

 

 

ческим

клапаном;

в дозатор подается

 

 

 

сжатый воздух, и ВВ по зарядному

 

 

 

рукаву

длиной 10

м поступает в сква­

 

 

 

жину.

Производительность

установки

 

 

 

10 кг/мин

учетом

времени на вы­

 

 

 

полнение

всех

вспомогательных опе­

 

 

 

раций).

 

 

 

 

 

машина

 

 

 

Пневмозаряжающая

 

 

 

 

СУЗН-5 (рис. 141, 142), смонтированная

 

 

 

на базе автомобиля КРАЗ-258, предна­

 

 

 

значена

для приготовления

различных

 

 

 

смесей ВВ

(игданита,

зерногранулита

 

 

 

с любым соотношением селитры и тро­

 

 

 

тила) и заряжания ими сухих и обвод­

 

 

 

ненных скважин.

 

 

 

 

 

 

Для

одновременного транспортиро­

Рис.

140.

Принципиальные

вания двух различных

ВВ или состав­

схемы

пневматического заря­

ных компонентов ВВ

бункер машины

жания ВВ в скважины:

разделен на два отсека продольной пере­

1 — дозатор;

г — рукав; 3 — ВВ

городкой.

Внизу бункера устроены два

 

 

 

корыта со шнеками,

подающими из каждого бункера в питатель раз­

личные компоненты или ВВ.

Питатель состоит из корпуса из нержа­

веющей стали и ротора с лопатками. При вращении ротора ВВ по­ ступает в нижнюю часть корпуса питателя, откуда сжатым воздухом по гибкому шлангу длиной 10—15 м транспортируется в скважину. Работой машины при заряжании управляет взрывник-оператор, а второй взрывник следит в это время за процессом заряжания. Техническая производительность машины 150 кг/мин. Сменная производительность изменяется в широких пределах в зависимости от длины пути от склада ВМ до места взрыва.

Важным преимуществом двухбункерных машин СУЗН-5 является возможность получения на складе ВВ не готовых ВВ, а их компо­ нентов — тротила и селитры — и создания в процессе заряжания на блоке любого ВВ. Это позволяет более гибко изменять взрывчатые характеристики применяемых ВВ в зависимости от свойств взры­ ваемых пород и степени обводнения скважин, а также получить

249



существенную экономию за счет снижения транспортных расходов по доставке аммиачной селитры, как невзрывчатого соединения, на склады ВВ. При этом стоимость приготовленного на месте ВВ

Рис. 141. Общий вид зарядной машины ОУЗИ-5

снижается на 15—20%. Успешное развитие этого направления в об­ ласти создания машин для механизированного заряжания скважин может существенно упростить требования к ассортименту выпускае­ мых промышленных ВВ для карьеров.

1

6

2

Рис. 142. Принципиальная схема зарядной машины СУЗІ1-5:

т — кабина; 2 — бункер; 3 — шнеки; 4 — питатель; 5 — шланг подачи ВВ; в — пульт упра­ вления; 7 — искрогаситель

Машины для заряжания водонаполненных ВВ. Институтом Гипроникель создана зарядная машина «Акватол-1м», которая снаря­ жается сухим акватолом, а водосовмещение производится на месте

250

заряжания в смесительной установке. Горячая вода для этого раз­ мещается в специальной цистерне емкостью 1,5 м3. Техническая производительность машины 3,6 т/ч, среднесменная — 4—5 т.

Созданы опытные комплексы для заряжания горячельющихся ВВ, состоящие из стационарной емкости, в которой содержится горя­ чий (80—85° С) насыщенный раствор аммиачной селитры, и транс­ портно-зарядной машины с теплоизолированной цистерной, которая на складе заполняется сначала сухой смесью, а затем дополняется горячим раствором селитры. В процессе доставки смеси к месту взрыва происходит равномерное перемешивание компонентов. На месте взрыва ВВ по шлангу подается в скважину под столб воды.

Температура смеси должна

 

 

 

 

поддерживаться

не

ниже

 

 

 

 

70—80° С,

так

как

иначе

 

 

 

 

она

теряет

текучесть

и

 

 

 

 

производительность

заря­

 

 

 

 

жания

резко

снижается.

 

 

 

 

Техника

и

технология

 

 

 

 

приготовления

и

заряжа­

 

 

 

 

ния

водонаполненных

ВВ

 

 

 

 

находятся

 

в

настоящее

 

 

 

 

время

в

стадии промыш­

 

 

 

 

ленного освоения и изу­

 

 

 

 

чения

и быстро совершен­

 

 

 

 

ствуются.

 

 

 

 

 

ка­

 

 

 

 

На

отечественных

г ГогпоВый акВитол

 

рьерах все большее приме­

Рис. 143.

Стационарная смесительная уста­

нение

находят водонапол­

новка

для

приготовления

водонаполненных

ненные ВВ,

 

обладающие

 

 

ВВ:

 

большей,

по

сравнению

1 - вибросито; 2 — бункер; 3

бак с горячей во­

с обычными

ВВ,

объемной

дой; 4

— шестеренчатый насос;

s — шнек; 6 — сме­

ситель;

7 — накопительная емкость; 8 — шнек вы­

концентрацией энергии

за

 

 

грузки готового

ВВ

счет

 

высокой

плотности

 

 

 

 

заряда в скважине (1,4—1,5 г/см3).

Так, в институте ВНИИЦветмет разработан и изготовлен на од­ ном из крупных комбинатов цветной металлургии механизированный комплекс для заряжания водонаполненного акватола, состоящий из стационарной смесительной установки (рис. 143) и транспортно­ зарядной машины (рис. 144).

Сухая смесь компонентов через вибросито поступает в бункердозатор, откуда шнеком подается в барабанно-лопастной смеситель; в смеситель одновременно подается горячая вода. Готовый акватол из смесителя подается в накопительную цистерну, откуда шнеком с поддавливанием сжатым воздухом подается для заполнения емко­ стей транспортно-зарядных машин.

Акватол, приготовленный в стационарной установке, загружается в цистерну зарядной машины, расположенную в обогреваемом ку­ зове, и подается через специальный пневмодозатор с помощью

251


■сжатого воздуха давлением 1,5—2 кгс/см2по резиновому шлангу на за­ бой скважины, под столб воды. При заполнении скважин акватол хорошо укладывается, вытесняя при этом воду из нижней части скважины.

4

1

2

3

Рис. 144. Транспортно-зарядная машина

для водонаполненных ВВ:

1 — изотермический фургон; 2 — цистерна; 3

— компрессор; 4 — дозатор

Комбинированная система «Алтай» состоит из комплексов базис­ ного склада, открытых и подземных работ, связанных между собой с помощью доставочно-зарядных автосамосвалов «Универсал-1». Комплекс базисного склада (рис. 145) включает вакуум-компрессор­ ную станцию с двумя компрессорами ВК-11 и вакуум-насосами

Рис. 145. Комплекс базисного склада стационарной комбинированной системы «Алтай»

ВВН-50, от которых проложены трубопроводы к разгрузочной пло­ щадке. Разгрузка мешков с ВВ и перегрузка ВВ производятся из вагонов МПС 1 с помощью растаривателей-пневмопогрузчиков 2 тина РПП-1, транспортирующих гранулированные ВВ по трубо­ проводу 3 на расстояние до 400 м непосредственно в бункера 4 хра­ нилища.

252

При расстоянии базисного склада от железнодорожных путей более 400 м транспортирование ВВ производится с помощью авто­ машин «Универсал».

При выгрузке ВВ из хранилищ автосамосвал 5 типа «Универсал-1» загружается из бункеров по трубопроводу 6 самоходным дозато­ ром МПД. В хранилищах установлены в разборных рамах бункера емкостью 5 м3 каждый. Для пылеулавливания при загрузке бунке­ ров служит вынесенная за пределы хранилища батарея фильтров 7.

Линию базисного склада проектной производительностью 150 т/смену обслуживает бригада из шести человек. Производитель­ ность растаривателя при длине пневмотранспортирования 180 м

достигает 250 кг/мин, а самоходного

дозатора при

разгрузке ВВ

из бункеров — до 400 кг/мин при

использовании

передвижных

компрессоров ДК-9.

 

 

Рис. 17і6. Линия открытых работ системы «Алтай»

Линия открытых работ (рис. 146) предназначена для заряжания сухих и обводненных скважин гранулитами, зерногранулитами, граммоналами, игданитом и водонаполненными ВВ. Два послед­ них ВВ приготовляются в процессе заряжания. У заряжаемого блока на автосамосвале 1 типа «Универсал-1» поднимается кузов, в котором закреплены два бункера 2. На течках бункеров устана­ вливаются унифицированные дозаторы 3 типа МПД, присоединен­ ные к карьерной пневматической сети или передвижному компрес­ сору. При заряжании скважин игданитом или водонаполненными ВВ к дозатору 3 присоединяется гидронасос, жидкость в который по­ ступает по шлангу 4 от автоцистерны 5 с соляровым маслом или го­ рячей водой. Сухие ВВ и жидкость подаются в скважины раздельно по трубопроводам б и 7 до смесителя 8, установленного на опреде­ ленном расстоянии от конца зарядного шланга 9.

Зарядные машины с автоматическим управлением работой доза­ торов АЗМи СУЗН-5АМ в настоящее время разработаны, изготовлены и внедрены в тресте Кривбассвзрывпром. Машины предназначены для заряжания сухих и обводненных скважин всеми видами гото­ вых ВВ, применяемых на открытых работах. Эти машины отличаются

253