ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
тистый потолок, сверкающий, искрящийся слюдяными густо вкрапленными блестками, декоративное панно из никелированных прутьев, мозаичное панно «Космоса и, наконец, круглые приземистые вазы в черной обли цовке — вот неполный перечень архитектурного офор мления «Сатурна», не скопированного с других объек тов, а подлинно «татиевского».
Еще немного о вазах. Они как бы врываются в зда ние с улицы, шагая поодиночке, вразброд. Первая, сле ва, полная цветов, еще замешкалась под козырьком, вторая, справа,—уже наполовину в вестибюле, витрин ное стекло вонзилось в нее, разрезало пополам —снару жи цветы, внутри мох, а третья ваза—миниатюрный бас сейн, наполненный прозрачной водой с водорослями и рыбками — в глубине вестибюля.
Стены зрительного зала облицованы акустической анодированной плиткой с горизонтальными членения ми, выполненными из тонких бронзовых уголков. Зал эффектно освещается люминесцентным светом, скры тым за складками подвесного потолка.
«Космос», «Сатурн»... Современность не только в названиях, но и в самом архитектурном решении, когда образная мысль мастера идет в ногу со временем, ис пользуя новейшие достижения науки и техники. Эти достижения огромны, они позволяют строить самые смелые проекты, используя и третье измерение — вы соту. Высотные дома — это красиво и лаконично, это архитектура будущего.
Первые высотные здания на Южнобережье уже строятся.
В урочище Ай-Даниль возводится 16-этажный сана торный комплекс. В Массандровском парке строится 16-этажная гостиница на 2740 мест, вторая по величине в СССР после московской «России».
88
щади. Здания будут светиться, вечерами напоминая большие нарядные корабли, а днем они тоже будут похожи на корабли — горделивые, легкие, светлые. Появятся новые, более совершенные, облегченные кон струкции — подвесные, капроновые, надувные. Все это, воплощенное в новые архитектурные формы, совер шенно преобразит облик города.
Будет гораздо больше зелени в Ялте, больше фонта нов, бассейнов, летних эстрад, открытых танцплощадок, кафе, ресторанов. Для ялтинцев и их гостей проекти руется музыкально-драматический театр на 1200 мест, павильон-музей народного творчества на Поляне ска зок, общекурортный Дворец культуры на 1200 мест (при нем будут спортивный, лекционный и танцеваль ный залы), киностудия, планетарий, Дворец строите лей, больница на 300 мест, курортная поликлиника, гос тиницы. Из района санатория им. Куйбышева пройдет пассажирская канатная дорога на лечебные пляжи и к плавательному бассейну. Пляжные сооружения и на бережные будут двухэтажными. Рассматривается во прос о строительстве железной дороги через Бахчиса рай по тоннелю в Ялту.
Город весь станет еще ближе к морю, небу, солнцу. Он сможет втрое больше, чем сейчас, принимать отды хающих.
Сверкающим легким праздничным кораблем вплы вет в свое будущее гордость нашего полуострова, центр Южнобережья — Ялта.
90
ОБЪЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ |
АРХИТЕКТУРНЫХ |
|
|
|||
ТЕРМИНОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ТЕКСТЕ |
|
|
||||
А к р о п о л ь — укрепленная |
часть древнегреческого |
города, |
||||
расположенная обычно на холме. |
|
|
христианского |
|||
А л т а р ь |
— восточная, |
возвышенная часть |
||||
храма. |
—архитектурный стиль, |
сложившийся |
в подражание |
|||
А м п и р |
||||||
императорскому Риму во |
Франции |
и распространившийся |
оттуда |
в Западной Европе и России (в середине XIX века). Для ампира характерны триумфальные арки, монументальные здания с колон
надами, лепные украшения из |
военных атрибутов и т. п. |
|
А п с и д а |
— полукруглая, |
иногда многоугольная, выступающая |
часть здания, |
перекрытая сводом. |
Ар к а д а — ряд арок.
Ар к а т у р а —ряд небольших арок, служащих для украшения
стены. |
наружное |
обрамление (наличник) |
пролета |
|
А р х и в о л ь т — |
||||
арки. |
|
|
|
|
Б а з а — основание, подножие колонны. |
здание, |
разде |
||
Б э з и л и к а л ь н ы й х ра м, |
б а з и л и к а — |
|||
ленное продольными |
рядами колонн или столбов |
на несколько |
частей (нефов). Средняя часть здания обычно бывает шире и вы ше боковых.
Б а р а б а н —цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, на которой возводится купол.
Б а р о к к о — стиль в европейском искусстве XVI — XVIII ве ков. В архитектуре характеризуется грандиозностью и массив-
91
ностью построек, сложной и прихотливой декоративностью (за мысловатые выступы, кривые линии, завитки).
Б а р о ч н ы й — относящийся |
к стилю |
барокко (см.). |
|
В о л ю т а |
— скульптурное украшение, |
состоящее из двух спи |
|
ралевидных завитков. |
с т и л ь |
— архитектурный стиль, |
|
Г о т и к а , |
г о т и ч е с к и й |
развившийся первоначально (в XII веке) в северо-западной Фран ции и в позднем средневековье распространившийся по всей За падной Европе. Готический стиль характеризуется стрельчатыми арками и сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных
украшений, цветными окнами (витражами), а также |
преобладани |
ем вертикальных, утончающихся архитектурных форм. |
фантастиче-j |
Г р и ф о н — 1) в мифологии древнего мира — |
ское животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой
орла или льва, 2) изображение этого животного в живописи, |
скуль |
|
птуре и орнаменте. |
|
всего |
Д о н ж о н — гларная башня феодального замка, чаще |
||
четырехугольная или |
круглая в плане. |
|
Д о р и ч е с к и й |
о р д е р — архитектурный ордер, отлича |
ющийся отсутствием базы (подножия) у колонны, утолщением
колонны в |
средней |
части, особой структурой капители и фриза. |
|||
И к о н о с т а с —увешанная |
иконами стена, |
отделяющая ал |
|||
тарь в православной церкви. |
|
из |
ряда срезан |
||
И о н и к |
— орнаментальный мотив, состоящий |
||||
ных сверху |
яйцеобразных форм, |
чередующихся |
с |
обращенными |
|
острием вниз стрельчатыми листьями. |
|
|
|||
И о н и ч е с к и й |
о р д е р — |
архитектурный ордер, характери |
зующийся наличием базы, волюты у капители и постепенным су
жением колонны кверху. |
|
|
колонны |
или пилястры, распо |
|||
К а п и т е л ь — верхняя часть |
|||||||
ложенная между стволом опоры и перекрытием. |
|
в |
виде не |
||||
К а р т у ш — лепное |
или |
графическое |
украшение |
||||
совсем развернутого свитка |
или |
щита, обрамленного |
завитками, |
||||
на котором помещаются надписи, эмблемы, |
гербы и т. п. |
|
|||||
К е с с о н — углубление, |
обычно квадратной или многоуголь |
||||||
ной формы, на потолке или |
внутренней поверхности арки, свода. |
||||||
К о л о н н а д а — ряд |
колонн, |
поддерживающих балочное или |
|||||
арочное перекрытие. |
|
|
элемент |
выступающих |
частей |
||
К о н с о л ь — поддерживающий |
|||||||
здания (карниза, балкона и |
пр.); называется также кронштейном. |
||||||
К о н т р ф о р с — устой, |
расположенный |
с |
внешней |
стороны |
|||
стены здания и принимающий на себя боковой |
распор. |
|
|
92
К о р и н ф с к и й о р д е р — архитектурный ордер, характе ризующийся главным образом своей капителью, украшенной листь
ями аканта (растение |
в Греции) |
и завитками, поддерживающими |
|||
углы абаки (верхней части капители). |
|
которого имеет |
|||
К о р о б о в ы й с в о д —свод, |
направляющая |
||||
форму «короба» — трехцентровой |
или |
полуэллиптической |
кривой. |
||
К о с о у р — балка, |
на которую |
опираются |
своими |
концами |
ступени лестничного марша каменных и железобетонных лестниц. К р о м л е х и — сооружения эпохи неолита и, в основном, бронзового века в виде круглых или квадратных оград из громад
ных каменных плит и столбов; имели культовое назначение.
Кр о н ш т е й н — см. консоль.
Кр у ж а л о — дуга из досок или металла, на которой возводят свод, арку и т. п.
Л а н д ш а ф т н ы й |
п а р к (парк ландшафтного, или |
иррегу |
лярного стиля) — парк, |
напоминающий естественную |
природу: |
лес с лужайками, оврагами, прудами, дорожками, подчиняющимися
рельефу местности |
у которого вместо наружной |
стены |
|||
Л о д ж и я |
— помещение, |
||||
— открытая колоннада или аркада. |
камень, |
поставленный |
|||
М е н г и р |
— огромный |
продолговатый |
|||
вертикально; |
ряды таких камней служили |
большей |
частью |
могиль |
ными памятниками и святилищами (III — II тысячелетия до н. э.). Не ф , или к о р а б л ь , — вытянутая в длину, обычно прямо угольная в плане часть помещения, разделенного в продольном на
правлении столбами, колоннадами или аркадами.
О р д е р — один из |
видов архитектурной композиции, состо |
|
ящий из вертикальных несущих частей (опор) и |
горизонтальных |
|
несомых — антаблемента |
(балочного перекрытия); |
в классической |
архитектуре различаются ордера: дорический, ионический, ко
ринфский, тосканский и композитный |
(сложный). |
повозок и авто |
|
П а н д у с — наклонная площадка |
для |
въезда |
|
мобилей в склад, гараж, на мост и т. д. |
или |
парка, |
расположенная |
П а р т е р — открытая часть сада |
|||
обычно на плоской местности. |
|
своды |
(напоминающие |
П а р у с а —треугольные сферические |
собой надутый парус), при помощи которых возводится купол над
четырехугольным в плане |
помещением. |
растениями |
беседка |
||
П е р г о л а —озелененная вьющимися |
|||||
или галерея, состоящая из |
рядов |
каменных |
столбов |
или |
легких |
арок, соединенных обычно поверху решетками. |
своды или |
||||
П и л о н ы — большие |
столбы, |
поддерживающие |
93
расположенные по |
бокам |
портала здания, въезда на мост |
и т. п. |
|||||||
П и л я с т р а , |
п и л я с т р |
— плоский вертикальный |
выступ на |
|||||||
поверхности стены, повторяющий все части |
и |
пропорции |
колон |
|||||||
ны того или иного архитектурного ордера. |
|
|
|
|
||||||
П о л у р о т о н д а |
— см. ротонда. |
вход (преимуществен |
||||||||
П о р т а л — архитектурно |
оформленный |
|||||||||
но в монументальных зданиях общественного |
назначения, |
культо |
||||||||
вых и т. д.). |
|
|
|
|
|
в церковь. |
|
|
||
П р и т в о р —помещение перед входом |
архитектур |
|||||||||
Р е г у л я р н ы й |
|
п а р к |
(парк регулярного, или |
|||||||
ного |
стиля) |
— парк, |
имеющий |
геометрически |
правильную |
плани |
||||
ровку |
аллей, |
дорожек, цветников, бассейнов |
и |
т. п. |
|
|
||||
Р и з а л и т — высгхпающая часть здания. |
в |
плане |
постройка |
|||||||
Р о т о н д а — круглая |
или |
полукруглая |
||||||||
(здание, павильон, |
зал), обычно окруженная |
вдоль стен колоннами |
и увенчанная куполом. Полукруглая ротонда называется также полуротондой.
Р у с т — применяемый при кладке и облицовке зданий камень, лицевая поверхность которого (за исключением кантов) остается
неотесаной. |
|
|
|
обработанная |
часть |
стены |
над |
|||
С а н д р и к — архитектурно |
||||||||||
проемом в фасаде |
здания |
(выступающий над |
наличником |
окна |
||||||
карниз и т. д.). |
|
решетка, |
обсаженная |
вьющимися расте |
||||||
Т р е л ь я ж —тонкая |
||||||||||
ниями. |
|
(штукатурный или каменный), членящий на |
||||||||
Т я г а — поясок |
||||||||||
ружные и внутренние стены, обрамляющий панно и потолки. |
|
|||||||||
Ф е р м а |
— инженерное сооружение, |
состоящее |
из соединен |
|||||||
ных между |
собой |
стержней, брусьев и т. п. |
|
украшенной ри |
||||||
Ф р и з — часть |
сооружения |
в |
виде |
полосы, |
||||||
сунками. или рельефом (например, |
между |
архитравом — главной |
||||||||
балкой —и карнизом античного храма). |
|
|
|
|
|
|||||
Ф у с т — ствол, |
стержень колонны. |
|
скульптурные |
изоб |
||||||
Х и м е р ы — в |
средневековом |
искусстве |
ражения фантастических чудовищ, олицетворяющие пороки, тем ные силы и т. п. и составляющие часть скульптурного убранства
готических соборов. |
из больших непра |
Ц и к л о п и ч е с к а я к л а д к а — кладка |
|
вильной формы камней без связующего раствора. |
|
Шп и ц , или ф р о н т о н, — вертикальное |
острие (игла), вен |
чающее крышу; то же, что и шпиль. |
|
94