Файл: Крикун, Е. В. Архитектура Южнобережья.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тистый потолок, сверкающий, искрящийся слюдяными густо вкрапленными блестками, декоративное панно из никелированных прутьев, мозаичное панно «Космоса и, наконец, круглые приземистые вазы в черной обли­ цовке — вот неполный перечень архитектурного офор­ мления «Сатурна», не скопированного с других объек­ тов, а подлинно «татиевского».

Еще немного о вазах. Они как бы врываются в зда­ ние с улицы, шагая поодиночке, вразброд. Первая, сле­ ва, полная цветов, еще замешкалась под козырьком, вторая, справа,—уже наполовину в вестибюле, витрин­ ное стекло вонзилось в нее, разрезало пополам —снару­ жи цветы, внутри мох, а третья ваза—миниатюрный бас­ сейн, наполненный прозрачной водой с водорослями и рыбками — в глубине вестибюля.

Стены зрительного зала облицованы акустической анодированной плиткой с горизонтальными членения­ ми, выполненными из тонких бронзовых уголков. Зал эффектно освещается люминесцентным светом, скры­ тым за складками подвесного потолка.

«Космос», «Сатурн»... Современность не только в названиях, но и в самом архитектурном решении, когда образная мысль мастера идет в ногу со временем, ис­ пользуя новейшие достижения науки и техники. Эти достижения огромны, они позволяют строить самые смелые проекты, используя и третье измерение — вы­ соту. Высотные дома — это красиво и лаконично, это архитектура будущего.

Первые высотные здания на Южнобережье уже строятся.

В урочище Ай-Даниль возводится 16-этажный сана­ торный комплекс. В Массандровском парке строится 16-этажная гостиница на 2740 мест, вторая по величине в СССР после московской «России».

88


щади. Здания будут светиться, вечерами напоминая большие нарядные корабли, а днем они тоже будут похожи на корабли — горделивые, легкие, светлые. Появятся новые, более совершенные, облегченные кон­ струкции — подвесные, капроновые, надувные. Все это, воплощенное в новые архитектурные формы, совер­ шенно преобразит облик города.

Будет гораздо больше зелени в Ялте, больше фонта­ нов, бассейнов, летних эстрад, открытых танцплощадок, кафе, ресторанов. Для ялтинцев и их гостей проекти­ руется музыкально-драматический театр на 1200 мест, павильон-музей народного творчества на Поляне ска­ зок, общекурортный Дворец культуры на 1200 мест (при нем будут спортивный, лекционный и танцеваль­ ный залы), киностудия, планетарий, Дворец строите­ лей, больница на 300 мест, курортная поликлиника, гос­ тиницы. Из района санатория им. Куйбышева пройдет пассажирская канатная дорога на лечебные пляжи и к плавательному бассейну. Пляжные сооружения и на­ бережные будут двухэтажными. Рассматривается во­ прос о строительстве железной дороги через Бахчиса­ рай по тоннелю в Ялту.

Город весь станет еще ближе к морю, небу, солнцу. Он сможет втрое больше, чем сейчас, принимать отды­ хающих.

Сверкающим легким праздничным кораблем вплы­ вет в свое будущее гордость нашего полуострова, центр Южнобережья — Ялта.

90

ОБЪЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ

АРХИТЕКТУРНЫХ

 

 

ТЕРМИНОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ТЕКСТЕ

 

 

А к р о п о л ь — укрепленная

часть древнегреческого

города,

расположенная обычно на холме.

 

 

христианского

А л т а р ь

— восточная,

возвышенная часть

храма.

—архитектурный стиль,

сложившийся

в подражание

А м п и р

императорскому Риму во

Франции

и распространившийся

оттуда

в Западной Европе и России (в середине XIX века). Для ампира характерны триумфальные арки, монументальные здания с колон­

надами, лепные украшения из

военных атрибутов и т. п.

А п с и д а

— полукруглая,

иногда многоугольная, выступающая

часть здания,

перекрытая сводом.

Ар к а д а — ряд арок.

Ар к а т у р а —ряд небольших арок, служащих для украшения

стены.

наружное

обрамление (наличник)

пролета

А р х и в о л ь т —

арки.

 

 

 

 

Б а з а — основание, подножие колонны.

здание,

разде­

Б э з и л и к а л ь н ы й х ра м,

б а з и л и к а —

ленное продольными

рядами колонн или столбов

на несколько

частей (нефов). Средняя часть здания обычно бывает шире и вы­ ше боковых.

Б а р а б а н —цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, на которой возводится купол.

Б а р о к к о — стиль в европейском искусстве XVI — XVIII ве­ ков. В архитектуре характеризуется грандиозностью и массив-

91


ностью построек, сложной и прихотливой декоративностью (за­ мысловатые выступы, кривые линии, завитки).

Б а р о ч н ы й — относящийся

к стилю

барокко (см.).

В о л ю т а

— скульптурное украшение,

состоящее из двух спи­

ралевидных завитков.

с т и л ь

— архитектурный стиль,

Г о т и к а ,

г о т и ч е с к и й

развившийся первоначально (в XII веке) в северо-западной Фран­ ции и в позднем средневековье распространившийся по всей За­ падной Европе. Готический стиль характеризуется стрельчатыми арками и сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных

украшений, цветными окнами (витражами), а также

преобладани­

ем вертикальных, утончающихся архитектурных форм.

фантастиче-j

Г р и ф о н — 1) в мифологии древнего мира —

ское животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой

орла или льва, 2) изображение этого животного в живописи,

скуль­

птуре и орнаменте.

 

всего

Д о н ж о н — гларная башня феодального замка, чаще

четырехугольная или

круглая в плане.

 

Д о р и ч е с к и й

о р д е р — архитектурный ордер, отлича­

ющийся отсутствием базы (подножия) у колонны, утолщением

колонны в

средней

части, особой структурой капители и фриза.

И к о н о с т а с —увешанная

иконами стена,

отделяющая ал­

тарь в православной церкви.

 

из

ряда срезан­

И о н и к

— орнаментальный мотив, состоящий

ных сверху

яйцеобразных форм,

чередующихся

с

обращенными

острием вниз стрельчатыми листьями.

 

 

И о н и ч е с к и й

о р д е р —

архитектурный ордер, характери­

зующийся наличием базы, волюты у капители и постепенным су­

жением колонны кверху.

 

 

колонны

или пилястры, распо­

К а п и т е л ь — верхняя часть

ложенная между стволом опоры и перекрытием.

 

в

виде не

К а р т у ш — лепное

или

графическое

украшение

совсем развернутого свитка

или

щита, обрамленного

завитками,

на котором помещаются надписи, эмблемы,

гербы и т. п.

 

К е с с о н — углубление,

обычно квадратной или многоуголь­

ной формы, на потолке или

внутренней поверхности арки, свода.

К о л о н н а д а — ряд

колонн,

поддерживающих балочное или

арочное перекрытие.

 

 

элемент

выступающих

частей

К о н с о л ь — поддерживающий

здания (карниза, балкона и

пр.); называется также кронштейном.

К о н т р ф о р с — устой,

расположенный

с

внешней

стороны

стены здания и принимающий на себя боковой

распор.

 

 

92


К о р и н ф с к и й о р д е р — архитектурный ордер, характе­ ризующийся главным образом своей капителью, украшенной листь­

ями аканта (растение

в Греции)

и завитками, поддерживающими

углы абаки (верхней части капители).

 

которого имеет

К о р о б о в ы й с в о д —свод,

направляющая

форму «короба» — трехцентровой

или

полуэллиптической

кривой.

К о с о у р — балка,

на которую

опираются

своими

концами

ступени лестничного марша каменных и железобетонных лестниц. К р о м л е х и — сооружения эпохи неолита и, в основном, бронзового века в виде круглых или квадратных оград из громад­

ных каменных плит и столбов; имели культовое назначение.

Кр о н ш т е й н — см. консоль.

Кр у ж а л о — дуга из досок или металла, на которой возводят свод, арку и т. п.

Л а н д ш а ф т н ы й

п а р к (парк ландшафтного, или

иррегу­

лярного стиля) — парк,

напоминающий естественную

природу:

лес с лужайками, оврагами, прудами, дорожками, подчиняющимися

рельефу местности

у которого вместо наружной

стены

Л о д ж и я

— помещение,

— открытая колоннада или аркада.

камень,

поставленный

М е н г и р

— огромный

продолговатый

вертикально;

ряды таких камней служили

большей

частью

могиль­

ными памятниками и святилищами (III — II тысячелетия до н. э.). Не ф , или к о р а б л ь , — вытянутая в длину, обычно прямо­ угольная в плане часть помещения, разделенного в продольном на­

правлении столбами, колоннадами или аркадами.

О р д е р — один из

видов архитектурной композиции, состо­

ящий из вертикальных несущих частей (опор) и

горизонтальных

несомых — антаблемента

(балочного перекрытия);

в классической

архитектуре различаются ордера: дорический, ионический, ко­

ринфский, тосканский и композитный

(сложный).

повозок и авто­

П а н д у с — наклонная площадка

для

въезда

мобилей в склад, гараж, на мост и т. д.

или

парка,

расположенная

П а р т е р — открытая часть сада

обычно на плоской местности.

 

своды

(напоминающие

П а р у с а —треугольные сферические

собой надутый парус), при помощи которых возводится купол над

четырехугольным в плане

помещением.

растениями

беседка

П е р г о л а —озелененная вьющимися

или галерея, состоящая из

рядов

каменных

столбов

или

легких

арок, соединенных обычно поверху решетками.

своды или

П и л о н ы — большие

столбы,

поддерживающие

93


расположенные по

бокам

портала здания, въезда на мост

и т. п.

П и л я с т р а ,

п и л я с т р

— плоский вертикальный

выступ на

поверхности стены, повторяющий все части

и

пропорции

колон­

ны того или иного архитектурного ордера.

 

 

 

 

П о л у р о т о н д а

— см. ротонда.

вход (преимуществен­

П о р т а л — архитектурно

оформленный

но в монументальных зданиях общественного

назначения,

культо­

вых и т. д.).

 

 

 

 

 

в церковь.

 

 

П р и т в о р —помещение перед входом

архитектур­

Р е г у л я р н ы й

 

п а р к

(парк регулярного, или

ного

стиля)

— парк,

имеющий

геометрически

правильную

плани­

ровку

аллей,

дорожек, цветников, бассейнов

и

т. п.

 

 

Р и з а л и т — высгхпающая часть здания.

в

плане

постройка

Р о т о н д а — круглая

или

полукруглая

(здание, павильон,

зал), обычно окруженная

вдоль стен колоннами

и увенчанная куполом. Полукруглая ротонда называется также полуротондой.

Р у с т — применяемый при кладке и облицовке зданий камень, лицевая поверхность которого (за исключением кантов) остается

неотесаной.

 

 

 

обработанная

часть

стены

над

С а н д р и к — архитектурно

проемом в фасаде

здания

(выступающий над

наличником

окна

карниз и т. д.).

 

решетка,

обсаженная

вьющимися расте­

Т р е л ь я ж —тонкая

ниями.

 

(штукатурный или каменный), членящий на­

Т я г а — поясок

ружные и внутренние стены, обрамляющий панно и потолки.

 

Ф е р м а

— инженерное сооружение,

состоящее

из соединен­

ных между

собой

стержней, брусьев и т. п.

 

украшенной ри­

Ф р и з — часть

сооружения

в

виде

полосы,

сунками. или рельефом (например,

между

архитравом — главной

балкой —и карнизом античного храма).

 

 

 

 

 

Ф у с т — ствол,

стержень колонны.

 

скульптурные

изоб­

Х и м е р ы — в

средневековом

искусстве

ражения фантастических чудовищ, олицетворяющие пороки, тем­ ные силы и т. п. и составляющие часть скульптурного убранства

готических соборов.

из больших непра­

Ц и к л о п и ч е с к а я к л а д к а — кладка

вильной формы камней без связующего раствора.

Шп и ц , или ф р о н т о н, — вертикальное

острие (игла), вен­

чающее крышу; то же, что и шпиль.

 

94