Файл: Крикун, Е. В. Архитектура Южнобережья.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

еиге более эффектных, чем стеклоблоки, мы обретем истинное чувство меры — качество, необходимое в любом виде искусства, в архитектуре в особенности, поскольку она связана с большими материальными за­ тратами.

...У маленького летнего кафе высится кипарис; от­ сюда хорошо просматривается южный фасад. Он зна­ чительно богаче северного. Верхний объем сплошь по­ крыт солнцезащитой из горизонтальных алюминиевых пластин. Сквозь зазоры вечером пробивается полоса­ тый свет, делая объем невесомым, нематериальным.

Здание на участке с перепадом рельефа трехэтаж­ ное, с юга у него четыре этажа.

Первый этаж — с массивным лбом навеса, длинный, просторный, самый яркий по освещению — наиболее богат формами и отделкой. Это —продолжение наруж­ ного пространства, перекрытая зданием привокзальная площадь, на которой разгорожены стеклянными пере­ городками и каменными стенками помещения рестора­ на, магазин сувениров, кассовый зал, камера хранения и другие подсобные помещения.

Черный пол из полированного, сверкающего кри­ сталлами лабрадорита наводит на мысль, что здание построено на монолитной скале, ровно срезанной и тщательно отполированной. Подвесной потолок из мо­ лочно-белого стекла как бы раздвигает пространство, вносит ощущение легкости, невесомости перекрытия. Вечером, когда с потолка стекает ровное голубоватое сияние, кажется, что ходишь под открытым небом, и только облицованные алюминием квадратные колонны напоминают о тяжести четырех перекрытий над голо­ вой, о трех верхних этажах.

Стеклянные перегородки позволяют рассмотреть интерьеры кассового зала, ресторана и магазинов.

78

В кассовом зале полоса витринного стекла на уровне человеческих глаз перерезает во всю длину деревянную, из лакированных реек, перегородку.

Долгое время мы не могли отвыкнуть от классиче­ ского оформления интерьеров в общественных зданиях. Алебастровые капители колонн и пилястров, лепные потолки и карнизы, бронзовые люстры, бархатные шторы и резная мебель не сдавали своих позиций веками. Но вот наконец кончилось их время. На смену пришли гладкие потолки и стены, деревоплиты, рейки, витринное стекло, пластики и люминесцентное освещение. Однако в погоне за уютом и разнообразием мы увлеклись и, руководствуясь принципом «каши мас­ лом не испортишь», начали загромождать интерьеры обилием цветов (в горшках и ящиках), цветистыми што­ рами, подчас неуместными, неоправданным обилием мебели. В результате получается дробная экспозиция цветных реек, парники и оранжереи, выставки тканей и керамики вместо помещений, для которых они пред­ назначались. В своем желании сделать интерьер разно­ образнее мы порой забываем, что однообразная красота лучше разнообразного уродства.

Интерьер должен объединять общий стиль культуры своего времени. Б описываемых интерьерах ялтинской автостанции это достигнуто. Архитектурность интерь­ ера здесь не убита и не заслонена тканями, мебелью и цветами. Интерьеры решены средствами архитектуры в полном единении с достижениями технического про­ гресса. Телекамера, телесправочная, зажигающееся табло отправлений рейсовых автобусов, красивые часы с циферблатом из оргстекла —в полном единстве, в гармонии с витринным остеклением, светящимся по­ толком, сталинитовыми дверями и коисольными сту­ пенями железобетонной лестницы.

79



Но не только единение архитектуры и техники дос­ тигнуто в решении интерьеров ялтинской автостанции. Здесь еще более удачен синтез архитектуры интерьера с природой. Горная река, как правило, мешающая стро­ ительству здания, здесь превращена в достопримеча­ тельность и неотъемлемую лирическую часть интерь­ ера. Река не запрятана, не зарыта в подземную трубу, а наоборот — «впущена» внутрь здания. С шумом вры­ вается она в вестибюль, вся кипенно-белая, отдавая ему летом прохладу, зимой — наполняя мерным рокотом. Присядешь на скамью у реки — и чего только не наго­ ворит тебе вода... В ее шуме потонут все посторонние шумы, и ты совершенно неожиданно в шумной вокзаль­ ной сутолоке останешься наедине с собой, своими мыс­ лями и природой.

Для усиления единства архитектуры с природой, по замыслу архитектора, на первом этаже у лестницы уло­ жен крупный диоритовый «дикарь», красивый необра­ ботанный камень, как будто оставленный в неприкос­ новенности строителями, залюбовавшимися им при воз­ ведении здания.

На первом этаже расположен и ресторан. Его ин­ терьер полностью просматривается сквозь стеклянную перегородку. Светящийся стеклянный потолок перели­ вается разноцветными огнями. Ажурная решетка из ме­ таллических никелированных трубок и деревянных пла­ стин отделяет гардероб от обеденного зала. Перегоро­ дка между залом и кухней облицована буковыми рейками и украшена кованым, из листового железа, фризом.

...Парадная лестница из кассового вестибюля ведет на второй, третий, четвертый этажи. Массивный изо­ гнутый железобетонный косоур несет на себе тяжесть лестницы всех этажей. Консольные ступени представ­

80

ляют собой интересную, поражающую смелостью кон­ струкцию, которую нет надобности прихорашивать «косметикой» архитектуры. И ее авторы так и сдела­ ли — косоур не окрашен, не оштукатурен, следы доща­ той опалубки видны на бетоне, и эта голая конструк­ ция—сама архитектура. Среди гладко оштукатуренных, ровно окрашенных в холодные голубовато-серые тона стен и потолков поверхность косоура выделяется свое­ образной отделкой со следами стыков между досками, продольных волокон древесины и сучков. Да, лестни­ ца, без сомнения, удачнейший элемент архитектуры ялтинской автостанции.

Интересен зал ожидания на третьем этаже. Подвес­ ной дощатый потолок, открытый, из деревянных реек, бар с ярко-красной буфетной стойкой, обтянутой пла­ стиковой пленкой, алюминиевые полосы солнцезащиты, светильники, калориферные отопительные приборы, красивая мебель — все здесь неожиданно ново по цвету и материалу, все в гармонии, все располагает к отдыху, к спокойному ожиданию. Летом, в жару, солнечные лу­ чи преломляются в жалюзийных полосах, отражаются зеркальными поверхностями алюминиевых анодирован­ ных пластин. Создается неповторимый световой эф­ фект: пластины кажутся необычайно объемными, ка­ кими-то призматическими, наполненными едва подсве­ ченной жидкостью кристальной чистоты.

На третьем этаже, кроме зала ожидания и бара, — детская комната и медпункт. На четвертом расположены комнаты для водителей, небольшая гостиница и гос­ тиная. Вечером сияет огнями только гостиная, осталь­ ная часть этажа погружена во мрак и в ночной архитек­ туре почти не участвует. От этого здание много теряет.

Днем, в ярком солнечном свете и в пасмурную по­ году, здание менее эффектно, чем ночью, но все равно

8!


...Здание автовокзала — веха юбилейного года, по­ дарок ялтинцев к 50-летию Советской власти. Архитек­ турные достоинства сооружения и качество строитель­ ных работ высоко оценены общественностью города.

Автовокзал — не единственное по-новому решенное архитектурное сооружение Большой Ялты. В контурах уже возведенных здравниц и новостроек все явствен­ ней определяется архитектурный облик будущей Ял­ ты — комфортабельного современного курорта.

ЯЛТА СЕГОДНЯ. ЯЛТА БУДУЩЕГО

Строительство, небывалое по масштабам и темпам, ведет вся наша Родина, все ее поселки, села, города. У каждого города свои Черемушки, это становится обыденным, мы привыкаем к этому, по сути удивитель­ ному, явлению. А впрочем, и к спутникам и к космиче­ ским стартам мы тоже начинаем привыкать...

После длительных блужданий и узко-новаторских поисков наша архитектура вдруг вырвалась на широкий простор ясных, выразительных и простых форм и сей­ час набирает силы перед новым взлетом. Характерно

вэтом отношении и крымское Южнобережье.

Вбылые времена «парадные» здания на Южном бе­ регу были единичны, причем строились они десятками лет, а сейчас ежегодно вступает в строй несколько сооружений, каждое из которых украшает город-ку­

рорт. Только за последние годы выстроены санаторные комплексы «Фрунзенское», «Айвазовское», «Черноморье», «Парус», курортный городок «Донбасс», спаль­ ный корпус санатория «Россия», клуб-столовая санато­ рия «Сосновая роща» и другие. И у каждого свое запо­ минающееся лицо.

83

Вот хотя бы клуб-столовая санатория «Сосновая роща».

Широкая терраса перепоясала стеклянный объем двухэтажного здания. Стройные стойки не затерялись среди соснового бора, они уверенно несут тяжесть тер­ расы, вплотную придвинутой к разлапистой хвое. Кра­ сивые лестничные ступени спускаются с террасы по одному косоуру. Но самое удивительное — сосна на втором этаже, прямо на террасе, среди бетонных плит мощения. Невольно заглядываешь под свес бетонного козырька: не висит ли? Да, немало пришлось потру­ диться строителям над столь необычным и столь удач­ ным «размещением» этой зеленой красавицы...

Интерьеры вестибюля, фойе перед зрительным за­ лом, обеденного зала, бильярдной и библиотеки можно осмотреть, не заходя в помещение, сквозь витринные стекла. Здесь очень уютно и удобно. Одна из стен вес­ тибюля отделана дубовой рейкой, вторая — вкраплен­ ными в штукатурку цветными керамическими блюдами. На первом этаже расположены просторный обеденный зал, бильярдная, библиотека.

Стены бильярдной облицованы древесно-стружечной лакированной плитой. Читальный зал отгорожен от прихожей металлической декоративной решеткой. Это тоже оригинально.

Вфойе, на одной из стен — панно, интересное по композиции, цвету и технике исполнения (трехслойная цветная штукатурка). Лаконичные силуэты юноши и девушки, а также резвящихся дельфинов радуют глаз и запоминаются своим изяществом, интересной компо­ новкой приглушенно-красных и серо-голубых пятен на белом фоне.

Втакой же манере выполнено и панно «Скоморохи»

взрительном зале. Однако, перегруженное декоратив-

84


стекла здания расположены «в елочку», в чередовании

слегкими ограждающими плоскостями, окрашенными

всалатный и белый цвета.

Не может не поразить и грандиозная столовая ку­ рортного городка «Донбасс»*.

...Зигзагом распластались среди зелени двухэтажные корпуса приема и обслуживания отдыхающих. Семь четырехэтажных спальных корпусов хороводом и «в елочку» окружили хозяйку городка — клуб-столовую, здание хотя и двухэтажное, но композиционно главное.

Выразительный стеклянный цилиндр внушительных размеров (тридцать шесть метров в диаметре) консольно свисает над первым этажом. Металлические ребра поверх остекления усиливают выразительность круг­ лого объема, обогащая его пластикой; иначе корпус в какой-то степени напоминал бы консервную банку с гнутой поверхностью.

Нижний этаж круглого корпуса предназначен для массовых игр и танцев. Наружное пространство сво­ бодно «вливается» внутрь круглого зала, в центре ко­ торого —небольшой декоративный бассейн, за ним — музыкальная эстрада, а в глубине, за декоративной ре­ шеткой, — большой коктейль-бар «Уголек». Широкая витая лестница, красиво огибая бассейн, ведет на вто­ рой этаж, где расположен просторный и светлый обе­ денный зал.

Пологие наружные лестницы выводят из зала вниз, на мощеные плиткой живописные парковые дорожки. Тут вы встретите «зонтичные» беседки и павильоны, фонтаны, красивые подпорные стенки и сохраненные

* Авторы проекта курортного комплекса «Донбасс» архитек­ торы А. Т. Полянский, В. А. Сомов, И. В. Лейбова.

86

на участке крупные валуны. Отсюда открывается пано­ рама Ялтинской бухты.

Необычны в «Донбассе» корпуса приема и обслу­ живания отдыхающих. Два двухэтажных корпуса, яв­ ляясь как бы зеркальным отражением друг друга, со­ единены по второму этажу легким бетонным перехо­ дом. Пандус и пологие лестницы связывают этажи корпусов с площадью и парковыми дорожками.

Такое решение позволило применить свободную планировку — зигзаг — и разместить в корпусах самые

различные службы, необходимые отдыхающим.

 

Строительство

городка

закончено

в

1970 году.

Объемнопространственная композиция «Донбасса»

за-

k вершена

возведением

высотного спального

корпуса

на

800 мест

в комплексе

с кино-концертным

залом.

Ку­

рортный городок

«Донбасс»

по всем

своим показате­

лям —удачному зонированию, объемно-планировочно­ му решению, благоустройству и архитектурным досто­ инствам —может быть отнесен к лучшим образцам со­ ветской архитектуры.

Недавно ялтинцы получили в подарок еще три ин­ тересных сооружения — открытый плавательный бас­ сейн, выставочный павильон и кинотеатр «Сатурн».

Кинотеатр «Сатурн», на 1200 мест, построен по проекту талантливого ялтинского архитектора И. Г. Татиева. О работах этого мастера можно писать поэ­ мы... Присмотритесь, как красиво сочетаются плоско­ сти во внешних объемах «Сатурна»! Все сооружение — это симфония гладких плоскостей и прямых линий. Мощный синий козырек, усеянный мелкими светильни­ ками, ассоциируется со звездным ночным небом.

А сколько неожиданных деталей, контрастов! Бе­ лые пилоны, облицованные глазурованной плиткой, с черными «лампасами» и алюминиевой полосой, золо-

87