ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
еиге более эффектных, чем стеклоблоки, мы обретем истинное чувство меры — качество, необходимое в любом виде искусства, в архитектуре в особенности, поскольку она связана с большими материальными за тратами.
...У маленького летнего кафе высится кипарис; от сюда хорошо просматривается южный фасад. Он зна чительно богаче северного. Верхний объем сплошь по крыт солнцезащитой из горизонтальных алюминиевых пластин. Сквозь зазоры вечером пробивается полоса тый свет, делая объем невесомым, нематериальным.
Здание на участке с перепадом рельефа трехэтаж ное, с юга у него четыре этажа.
Первый этаж — с массивным лбом навеса, длинный, просторный, самый яркий по освещению — наиболее богат формами и отделкой. Это —продолжение наруж ного пространства, перекрытая зданием привокзальная площадь, на которой разгорожены стеклянными пере городками и каменными стенками помещения рестора на, магазин сувениров, кассовый зал, камера хранения и другие подсобные помещения.
Черный пол из полированного, сверкающего кри сталлами лабрадорита наводит на мысль, что здание построено на монолитной скале, ровно срезанной и тщательно отполированной. Подвесной потолок из мо лочно-белого стекла как бы раздвигает пространство, вносит ощущение легкости, невесомости перекрытия. Вечером, когда с потолка стекает ровное голубоватое сияние, кажется, что ходишь под открытым небом, и только облицованные алюминием квадратные колонны напоминают о тяжести четырех перекрытий над голо вой, о трех верхних этажах.
Стеклянные перегородки позволяют рассмотреть интерьеры кассового зала, ресторана и магазинов.
78
В кассовом зале полоса витринного стекла на уровне человеческих глаз перерезает во всю длину деревянную, из лакированных реек, перегородку.
Долгое время мы не могли отвыкнуть от классиче ского оформления интерьеров в общественных зданиях. Алебастровые капители колонн и пилястров, лепные потолки и карнизы, бронзовые люстры, бархатные шторы и резная мебель не сдавали своих позиций веками. Но вот наконец кончилось их время. На смену пришли гладкие потолки и стены, деревоплиты, рейки, витринное стекло, пластики и люминесцентное освещение. Однако в погоне за уютом и разнообразием мы увлеклись и, руководствуясь принципом «каши мас лом не испортишь», начали загромождать интерьеры обилием цветов (в горшках и ящиках), цветистыми што рами, подчас неуместными, неоправданным обилием мебели. В результате получается дробная экспозиция цветных реек, парники и оранжереи, выставки тканей и керамики вместо помещений, для которых они пред назначались. В своем желании сделать интерьер разно образнее мы порой забываем, что однообразная красота лучше разнообразного уродства.
Интерьер должен объединять общий стиль культуры своего времени. Б описываемых интерьерах ялтинской автостанции это достигнуто. Архитектурность интерь ера здесь не убита и не заслонена тканями, мебелью и цветами. Интерьеры решены средствами архитектуры в полном единении с достижениями технического про гресса. Телекамера, телесправочная, зажигающееся табло отправлений рейсовых автобусов, красивые часы с циферблатом из оргстекла —в полном единстве, в гармонии с витринным остеклением, светящимся по толком, сталинитовыми дверями и коисольными сту пенями железобетонной лестницы.
79
Но не только единение архитектуры и техники дос тигнуто в решении интерьеров ялтинской автостанции. Здесь еще более удачен синтез архитектуры интерьера с природой. Горная река, как правило, мешающая стро ительству здания, здесь превращена в достопримеча тельность и неотъемлемую лирическую часть интерь ера. Река не запрятана, не зарыта в подземную трубу, а наоборот — «впущена» внутрь здания. С шумом вры вается она в вестибюль, вся кипенно-белая, отдавая ему летом прохладу, зимой — наполняя мерным рокотом. Присядешь на скамью у реки — и чего только не наго ворит тебе вода... В ее шуме потонут все посторонние шумы, и ты совершенно неожиданно в шумной вокзаль ной сутолоке останешься наедине с собой, своими мыс лями и природой.
Для усиления единства архитектуры с природой, по замыслу архитектора, на первом этаже у лестницы уло жен крупный диоритовый «дикарь», красивый необра ботанный камень, как будто оставленный в неприкос новенности строителями, залюбовавшимися им при воз ведении здания.
На первом этаже расположен и ресторан. Его ин терьер полностью просматривается сквозь стеклянную перегородку. Светящийся стеклянный потолок перели вается разноцветными огнями. Ажурная решетка из ме таллических никелированных трубок и деревянных пла стин отделяет гардероб от обеденного зала. Перегоро дка между залом и кухней облицована буковыми рейками и украшена кованым, из листового железа, фризом.
...Парадная лестница из кассового вестибюля ведет на второй, третий, четвертый этажи. Массивный изо гнутый железобетонный косоур несет на себе тяжесть лестницы всех этажей. Консольные ступени представ
80
ляют собой интересную, поражающую смелостью кон струкцию, которую нет надобности прихорашивать «косметикой» архитектуры. И ее авторы так и сдела ли — косоур не окрашен, не оштукатурен, следы доща той опалубки видны на бетоне, и эта голая конструк ция—сама архитектура. Среди гладко оштукатуренных, ровно окрашенных в холодные голубовато-серые тона стен и потолков поверхность косоура выделяется свое образной отделкой со следами стыков между досками, продольных волокон древесины и сучков. Да, лестни ца, без сомнения, удачнейший элемент архитектуры ялтинской автостанции.
Интересен зал ожидания на третьем этаже. Подвес ной дощатый потолок, открытый, из деревянных реек, бар с ярко-красной буфетной стойкой, обтянутой пла стиковой пленкой, алюминиевые полосы солнцезащиты, светильники, калориферные отопительные приборы, красивая мебель — все здесь неожиданно ново по цвету и материалу, все в гармонии, все располагает к отдыху, к спокойному ожиданию. Летом, в жару, солнечные лу чи преломляются в жалюзийных полосах, отражаются зеркальными поверхностями алюминиевых анодирован ных пластин. Создается неповторимый световой эф фект: пластины кажутся необычайно объемными, ка кими-то призматическими, наполненными едва подсве ченной жидкостью кристальной чистоты.
На третьем этаже, кроме зала ожидания и бара, — детская комната и медпункт. На четвертом расположены комнаты для водителей, небольшая гостиница и гос тиная. Вечером сияет огнями только гостиная, осталь ная часть этажа погружена во мрак и в ночной архитек туре почти не участвует. От этого здание много теряет.
Днем, в ярком солнечном свете и в пасмурную по году, здание менее эффектно, чем ночью, но все равно
8!
...Здание автовокзала — веха юбилейного года, по дарок ялтинцев к 50-летию Советской власти. Архитек турные достоинства сооружения и качество строитель ных работ высоко оценены общественностью города.
Автовокзал — не единственное по-новому решенное архитектурное сооружение Большой Ялты. В контурах уже возведенных здравниц и новостроек все явствен ней определяется архитектурный облик будущей Ял ты — комфортабельного современного курорта.
ЯЛТА СЕГОДНЯ. ЯЛТА БУДУЩЕГО
Строительство, небывалое по масштабам и темпам, ведет вся наша Родина, все ее поселки, села, города. У каждого города свои Черемушки, это становится обыденным, мы привыкаем к этому, по сути удивитель ному, явлению. А впрочем, и к спутникам и к космиче ским стартам мы тоже начинаем привыкать...
После длительных блужданий и узко-новаторских поисков наша архитектура вдруг вырвалась на широкий простор ясных, выразительных и простых форм и сей час набирает силы перед новым взлетом. Характерно
вэтом отношении и крымское Южнобережье.
Вбылые времена «парадные» здания на Южном бе регу были единичны, причем строились они десятками лет, а сейчас ежегодно вступает в строй несколько сооружений, каждое из которых украшает город-ку
рорт. Только за последние годы выстроены санаторные комплексы «Фрунзенское», «Айвазовское», «Черноморье», «Парус», курортный городок «Донбасс», спаль ный корпус санатория «Россия», клуб-столовая санато рия «Сосновая роща» и другие. И у каждого свое запо минающееся лицо.
83
Вот хотя бы клуб-столовая санатория «Сосновая роща».
Широкая терраса перепоясала стеклянный объем двухэтажного здания. Стройные стойки не затерялись среди соснового бора, они уверенно несут тяжесть тер расы, вплотную придвинутой к разлапистой хвое. Кра сивые лестничные ступени спускаются с террасы по одному косоуру. Но самое удивительное — сосна на втором этаже, прямо на террасе, среди бетонных плит мощения. Невольно заглядываешь под свес бетонного козырька: не висит ли? Да, немало пришлось потру диться строителям над столь необычным и столь удач ным «размещением» этой зеленой красавицы...
Интерьеры вестибюля, фойе перед зрительным за лом, обеденного зала, бильярдной и библиотеки можно осмотреть, не заходя в помещение, сквозь витринные стекла. Здесь очень уютно и удобно. Одна из стен вес тибюля отделана дубовой рейкой, вторая — вкраплен ными в штукатурку цветными керамическими блюдами. На первом этаже расположены просторный обеденный зал, бильярдная, библиотека.
Стены бильярдной облицованы древесно-стружечной лакированной плитой. Читальный зал отгорожен от прихожей металлической декоративной решеткой. Это тоже оригинально.
Вфойе, на одной из стен — панно, интересное по композиции, цвету и технике исполнения (трехслойная цветная штукатурка). Лаконичные силуэты юноши и девушки, а также резвящихся дельфинов радуют глаз и запоминаются своим изяществом, интересной компо новкой приглушенно-красных и серо-голубых пятен на белом фоне.
Втакой же манере выполнено и панно «Скоморохи»
взрительном зале. Однако, перегруженное декоратив-
84
стекла здания расположены «в елочку», в чередовании
слегкими ограждающими плоскостями, окрашенными
всалатный и белый цвета.
Не может не поразить и грандиозная столовая ку рортного городка «Донбасс»*.
...Зигзагом распластались среди зелени двухэтажные корпуса приема и обслуживания отдыхающих. Семь четырехэтажных спальных корпусов хороводом и «в елочку» окружили хозяйку городка — клуб-столовую, здание хотя и двухэтажное, но композиционно главное.
Выразительный стеклянный цилиндр внушительных размеров (тридцать шесть метров в диаметре) консольно свисает над первым этажом. Металлические ребра поверх остекления усиливают выразительность круг лого объема, обогащая его пластикой; иначе корпус в какой-то степени напоминал бы консервную банку с гнутой поверхностью.
Нижний этаж круглого корпуса предназначен для массовых игр и танцев. Наружное пространство сво бодно «вливается» внутрь круглого зала, в центре ко торого —небольшой декоративный бассейн, за ним — музыкальная эстрада, а в глубине, за декоративной ре шеткой, — большой коктейль-бар «Уголек». Широкая витая лестница, красиво огибая бассейн, ведет на вто рой этаж, где расположен просторный и светлый обе денный зал.
Пологие наружные лестницы выводят из зала вниз, на мощеные плиткой живописные парковые дорожки. Тут вы встретите «зонтичные» беседки и павильоны, фонтаны, красивые подпорные стенки и сохраненные
* Авторы проекта курортного комплекса «Донбасс» архитек торы А. Т. Полянский, В. А. Сомов, И. В. Лейбова.
86
на участке крупные валуны. Отсюда открывается пано рама Ялтинской бухты.
Необычны в «Донбассе» корпуса приема и обслу живания отдыхающих. Два двухэтажных корпуса, яв ляясь как бы зеркальным отражением друг друга, со единены по второму этажу легким бетонным перехо дом. Пандус и пологие лестницы связывают этажи корпусов с площадью и парковыми дорожками.
Такое решение позволило применить свободную планировку — зигзаг — и разместить в корпусах самые
различные службы, необходимые отдыхающим. |
|
||||||
Строительство |
городка |
закончено |
в |
1970 году. |
|||
Объемнопространственная композиция «Донбасса» |
за- |
||||||
k вершена |
возведением |
высотного спального |
корпуса |
на |
|||
800 мест |
в комплексе |
с кино-концертным |
залом. |
Ку |
|||
рортный городок |
«Донбасс» |
по всем |
своим показате |
лям —удачному зонированию, объемно-планировочно му решению, благоустройству и архитектурным досто инствам —может быть отнесен к лучшим образцам со ветской архитектуры.
Недавно ялтинцы получили в подарок еще три ин тересных сооружения — открытый плавательный бас сейн, выставочный павильон и кинотеатр «Сатурн».
Кинотеатр «Сатурн», на 1200 мест, построен по проекту талантливого ялтинского архитектора И. Г. Татиева. О работах этого мастера можно писать поэ мы... Присмотритесь, как красиво сочетаются плоско сти во внешних объемах «Сатурна»! Все сооружение — это симфония гладких плоскостей и прямых линий. Мощный синий козырек, усеянный мелкими светильни ками, ассоциируется со звездным ночным небом.
А сколько неожиданных деталей, контрастов! Бе лые пилоны, облицованные глазурованной плиткой, с черными «лампасами» и алюминиевой полосой, золо-
87