Файл: Крикун, Е. В. Архитектура Южнобережья.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АРТЕК

Огромный экран на костровой площадке у подно­ жия горы Медведь — словно полотно на мольберте художника-великана. Вот выйдет он сейчас из долины речки Путамис с палитрой и кистями и начнет писать с натуры широченной кистью эпический пейзаж: позо­ лоченного осенью Медведя, синюю гладь моря, темно­ зеленые, тронутые золотом волны лесопарка и плыву­ щие по ним караваны крылатых кораблей —артековских корпусов. Все это размахнулось широко и просится на полотно именно гигантское, под кисть широкую, щед­ рую, талантливую...

Конец октября... Тишина, такая непривычная для Артека. Дохнет ветер — и посыпятся с дуба на скамью, на трибуны, на бетонную дорожку мелкие желуди. И опять тишина. Ни звуков горна, ни призывной дроби барабана, ни громкого: «Всем, всем, добрый день!».

Когда лучше всего смотреть Артек? В разгар лета, когда пионерская республика полыхает красными язы­ ками галстуков, заполнена звоном голосов и смеха? Но тогда это только и видишь. Этим любуешься. Все остальное — лишь фон для яркой гаммы, сочетающей бьющее через край веселье, умную деловитость, позна­ ние еще не открытых граней мира.

А сейчас придвинулся вплотную, раскрылся со всей полнотой, увлек артековский архитектурный комплекс*. Летом только фон, теперь он — главное.

Извилистыми ручейками сбегают вниз бетонные до-

* Авторы проекта нового Артека архитекторы А. Т. Полян­ ский (руководитель творческого коллектива), В. В. Белов, Д. С. Витухин, Н. Е. Гиговская, М. А. Лифатов, Ю. Н. Минаев, К. В. Миро­ нов, Ю. А. Свердловский, Э. Э. Сергеев и др.

61

непринужденно свободно, что сразу рождается мысль о необыкновенно легком воплощении замысла.

На самом деле было примерно так: сделали макет рельефа, заготовили картонные «фишки» — уменьшен­ ные в тысячу или пятьсот раз копии будущих зданий, обозначили на макете речки, овраги, оползни, ценные деревья. На оставшихся участках принялись составлять различные композиции из фишек: прямоугольники, полукольца, скобки, строчки, лесенки... Бесконечное число вариантов компоновки объемов — спальных кор­ пусов, столовых, библиотек, костровых площадок, пла­ вательных бассейнов, беседок. Все варианты зарисова­ ли, выставили. Лучшие отобрали — остальное в корзи­ ну. Да, все совсем просто...

Вглядитесь в любой из спальных корпусов лагеря «Прибрежный». Кажется, изъято все лишнее, чтобы не вытесняло зря воздуха. Вместо привычного цоколя — бетонные столбы, «курьи ножки». Открытые наружные лестницы с облегченными перилами, плоская кровля с легким теневым навесом, сдвинутым вправо, солнцезащита горизонтальная (козырьки из алюминиевых пла­ стин) и вертикальная (бетонные пластины в виде жа­ люзи) . И стекло, стекло...

Только стекло отделяет внутреннее пространство от наружного, людей от деревьев, цветов, моря и воз­ духа. Природа здесь полностью возвращена человеку.

Когда-то люди в мечтах строили воздушные замки. Если такие замки принять за вершину архитектурных дерзаний, то артековские корпуса где-то на полпути к этой вершине: главным строительным материалом здесь кажется воздух, заключенный в определенные объемы плоскостями перекрытий и витринных стекол. Воздух, сгущенный до голубого, зеленого, розового (цветовую окраску придают подоконные вставки из пластика).

63


тематики и точного учета свойств строительных мате­ риалов.

Столовая «Грибы» —из сборного железобетона. Не­ сколько десятков железобетонных зонтиков, поставлен­ ных впритык друг к другу и окрашенных в разные цве­ та, составляют сплошное сотообразное перекрытие над площадью обеденного зала. Кое-где зонтики «вынуты», в образовавшиеся световые проемы заглядывает небо, отражаясь в зеркалах декоративных бассейнов с зеле­ ными фонтанами плакучих ив. И опять природа в не­ разрывном единстве с архитектурой. Стерты границы — природа свободно входит в здание, архитектурные фор­ мы дополняют недосказанное природой.

Своеобразная прелесть сравнительно небольшого лагеря «Морского» (он в четыре раза меньше «При­ брежного») отмечена почти всеми архитектурными журналами, отечественными и зарубежными. Здесь стоит особая тишина, какая бывает в театральном зале с хорошей акустикой. Гора Медведь, как превосход­ ный звуковой экран, в меру поглощает примеси к ос­ новным звукам и возвращает слуху в чистоте, в совер­ шенстве только необходимое: бархатистые человече­ ские голоса, звенящий смех, шепот волны.

Шесть почти кубических спальных корпусов, словно близнецы в разноцветных одеждах, уселись в ряд на длинной скамье, верхней набережной, опустив тонкие, стройные ноги на плиты нижней набережной. С севе­ ра — открытые галереи, с юга — стекло во весь этаж и горизонтальные пластины солнцезащиты, с востока — глухая стена, с запада — вертикальная солнцезащита — жалюзи на высоту этажа, в северо-восточном углу от­ крытая лестница, теневой навес на крыше, теневая га­ лерея под зданием — таков облик каждого из спальных корпусов. Большие разрывы между ними позволяют

66

сейном прямоугольных, со скошенным углом, очерта­ ний. По сторонам бассейна —длинные скамьи из тол­ стых бревен, разрезанных пополам. Под нижним мар­ шем открытой лестницы совершенно неожиданно воз­ никает рубленная из бревен избушка, словно из какойто русской сказки. Всего лишь подсобное помещение для инвентаря, но как искусно сделано! Древний полу­ забытый строительный прием выглядит вполне совре­ менно.

Тот же контраст — в выполнении интерьеров гости­ ной и бильярдной. Стены гостиной, размещенной в цо­ кольном этаже, обиты деревянными решетками, а от­ дельные участки сложены из красного кирпича в пус­ тошовку, тут же большой кирпичный камин. Стулья из деревянных чурбанов, потолок из квадратных деревян­ ных торцов, покрытых темным лаком; в углу маленькой прихожей у крохотного бассейна — живописная коряга и телевизор новейшей конструкции. Это так же неожи­ данно, как верблюд и ракета. Невольно и очень остро думаешь о времени и о том, как все же широко и быстро шагает вперед человек.

Бильярдная расположена на кровле. В остекленном витринным стеклом помещении бревенчатые, в сруб, перегородки, а точнее ширмы, поскольку они занимают не всю высоту помещения, а лишь несколько выше че­ ловеческого роста. Скамьи — из сосновых бревен. Цве­ точные горшки на кованых скобах, люстра — длинное бревно на цепях, светильники из вороненой меди...

Настенные бра похожи на уличные фонари кузнечной работы. Пол паркетный, потолок частично подвесной дощатый, частично — из металлических ажурных ферм с асбошиферным покрытием. По одну сторону бревен­ чатой ширмы —большой бильярдный стол, по другую — камин, холодильник и сталинитовый столик на бревнах.

68



сан стеклянными лентами, расчерчен по вертикали и горизонтали рамами конструкций, переплетами и пе­ рилами. Торцы глухие, пятый этаж укорочен, заужен — там остекленный солярий. Остекленные лестницы вы­ несены за пределы основного объема и двумя энергич­ ными выступами перерезают по вертикали северный фасад. Таковы все три спальных корпуса.

Строительство лагеря «Горного» продолжается. Кроме спальных корпусов, здесь будут столовая, закры­ тый плавательный бассейн, гимнастический зал, прием­ ный корпус, различные площадки.

Знакомясь с Артеком, встречаешься со зданиями, при беглом взгляде как будто уже не новыми. Это есте­ ственно — все они построены из типовых сборных эле­ ментов. И все же, если вглядеться, каждое имеет свое лицо, отличается от соседа цветом, протяженностью, окружением, отделкой.

А теперь еще один штрих, еще одна очень важная деталь.

Если из лагеря «Морского» возвращаться по набе­ режной в Гурзуф, не миновать речку Артек. Перебро­ шенный через нее небольшой мостик ведет к монумен­ ту Дружбы детей мира. Это небольшое по размерам сооружение —круглый павильон с обелиском на крыше и скульптурная рельефная стена — собирает в себе, как в фокусе, всю идейную символику Артека, подчер­ кивая его высокое воспитательное назначение.

Монумент торжественно заложен на камнях, приве­ зенных в Артек детьми из 83 стран. Он красив внешне, расположен в укромном месте — у скалы, где речка Артек встречается с морем, но еще больше захватывает глубоким философским смыслом аллегорических дета­ лей. Об этом стоит рассказать подробнее.

Уже с мостика вы увидите бронзовую, слегка накло­

71

лая стена с выразительной скульптурной композицией, олицетворяющей борьбу добра со злом.

Главную идею скульптурного рельефа и всего монумента раскрывают слова, высеченные в верхнем углу стены: «Сердцем — пламенем, солнцем — сияни­ ем, костром — заревом, дети шара земного, дорогу дружбы, равенства, братства, труда, счастья навсегда озарим!»

Треть стены занимает барельеф человека —обна­ женной мужской фигуры с энергично распростертыми руками. Левую руку человек тянет вверх, но она не сво­ бодна: обрывок тяжелой цепи опутал кисть рвущейся вверх руки. В правой, свободной руке человек подни­ мает тяжелую ношу — земной шар. Рука гипертрофи­ рована от титанического напряжения, мышцы в локте­ вом суставе сплелись в огромный клубок. Рядом с зем­ ным шаром — спутник, ракета, пионерский костер. По озаренной костром дороге дружбы идут дети мира — белые, желтые, черные. Ладонь великана — рука Ро­ дины — бережно прикрывает от непогоды трехъязыкий пионерский костер, озаряющий пять детских головок (по числу континентов).

В размещенной под обелисками Комнате Мира вмон­ тирован цветной витраж — пионерский костер, а над ним на стене детским почерком начертаны слова: «Бе­ регите, берегите, берегите мир».

По выходе из Комнаты Мира вы невольно окинете взором Аю-Даг, море, Артек — весь этот наполненный светом и солнцем чудесный мир, и вы почувствуете бес­ покойство и ответственность за его дальнейшую судь­ бу. Это ли не бесспорное доказательство большой творческой удачи авторов монумента — архитектора А. Полянского и скульптора Э. Неизвестного!

...Артеку никогда не устаешь удивляться. Даже после

73


городок научной фантастики с детской обсерваторией, математическим лабиринтом, Домом робота и т. д.

...Некогда Артек был палаточным городком, разби­ тым на участке современного лагеря «Морского». Те­ перь это чудесный дворец радости, дружбы, здоровья, науки, культуры, техники и искусства. Чудесный дар, врученный нашей Родиной, народом, партией будущему земли — ее детям.

АВТОВОКЗАЛ В ЯЛТЕ

Автобус осторожно спускается в глубокий амфи­ театр горной гряды, наполненный густой россыпью разноцветных огней. На переднем плане медленно вы­ плывает из темноты сияющий, светящийся изнутри ай­ сберг ялтинского автовокзала. Ленты, квадраты, шары огней сливаются в ярусы, в единую шкалу, расчерчен­ ную смолисто-черными полосами перекрытий и нитями оконных переплетов. Один за другим подходят авто­ бусы. Потоки пассажиров окунаются в море света, спу­ скаясь по лестнице перехода на другую сторону вок­ зала —к камере хранения и билетным кассам.

Приезжающие автобусом вначале осматривают се­ верный фасад. Три этажа. Два верхних объединены в объем с глухими торцами и сплошным остеклением по длинной стороне. Лаконичный железобетонный ящик внушительных размеров (7X12X50 метров) уверенно поставлен на поперечные несущие стены нижнего эта­ жа. Снаружи стены облицованы диоритовым щеб­ нем и от этого кажутся особенно прочными, не говоря уже о выразительности фактуры.

Из восьми пролетов шестиметрового шага шесть остеклены витринным стеклом. По флангам первого

75

этажа за легкими металлическими жалюзи на капроно­ вых нитях полускрываются диспетчерские и парик­ махерские. В левой трети здания изнутри сияет подсве­ ченная скрытыми прожекторами ажурная лестница, по­ хожая на корзину. Издали видны ее консольные ступе­ ни, гладкие поручни, красивая конструкция железобе­ тонного косоура, поддерживающего ступени.

Три сталинитовые двери в алюминиевых коробках, распахивающиеся в обе стороны, приглашают внутрь остекленного фойе, на почту и телеграф. Широкая ос­ вещенная терраса, вымощенная бетонной плиткой, от­ крывает в неостекленный пролет великолепный вид ночной Ялты. Пятиметровой ширины диоритовый лест­ ничный сход ведет вниз — на южную сторону вокзала. Слева, на стене у лестницы, — бронзовая доска, где отлито имя автора проекта ялтинской автостанции — Г. А. Чахава.

Мне помнится усталое лицо Георгия Александрови­ ча, когда он собирал планшеты третьего, кажется, пред­ последнего варианта проекта автовокзала, с оговорками одобренного, наконец, областным градостроительным советом. Архитектору было нелегко: в стесненных ус­ ловиях горного рельефа не решалась транспортная раз­ вязка, мешала река. В одном из вариантов здание было посажено на русло реки, в другом под ним пропус­ кались автобусы, в третьем... Да, груды бумаги, уйма труда ушли в корзину, прежде чем появился оконча­ тельный вариант.

...Мы на южной стороне привокзальной площади. Если отойти подальше, не оглядываясь, а потом повер­ нуться — еще раз ослепит потоками люминесцентного «дневного» света вся эта огненная глыба, созданная умом и руками человека, и становится ясно, почему в современных проектах появились негативные изобра-

76