ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
АРТЕК
Огромный экран на костровой площадке у подно жия горы Медведь — словно полотно на мольберте художника-великана. Вот выйдет он сейчас из долины речки Путамис с палитрой и кистями и начнет писать с натуры широченной кистью эпический пейзаж: позо лоченного осенью Медведя, синюю гладь моря, темно зеленые, тронутые золотом волны лесопарка и плыву щие по ним караваны крылатых кораблей —артековских корпусов. Все это размахнулось широко и просится на полотно именно гигантское, под кисть широкую, щед рую, талантливую...
Конец октября... Тишина, такая непривычная для Артека. Дохнет ветер — и посыпятся с дуба на скамью, на трибуны, на бетонную дорожку мелкие желуди. И опять тишина. Ни звуков горна, ни призывной дроби барабана, ни громкого: «Всем, всем, добрый день!».
Когда лучше всего смотреть Артек? В разгар лета, когда пионерская республика полыхает красными язы ками галстуков, заполнена звоном голосов и смеха? Но тогда это только и видишь. Этим любуешься. Все остальное — лишь фон для яркой гаммы, сочетающей бьющее через край веселье, умную деловитость, позна ние еще не открытых граней мира.
А сейчас придвинулся вплотную, раскрылся со всей полнотой, увлек артековский архитектурный комплекс*. Летом только фон, теперь он — главное.
Извилистыми ручейками сбегают вниз бетонные до-
* Авторы проекта нового Артека архитекторы А. Т. Полян ский (руководитель творческого коллектива), В. В. Белов, Д. С. Витухин, Н. Е. Гиговская, М. А. Лифатов, Ю. Н. Минаев, К. В. Миро нов, Ю. А. Свердловский, Э. Э. Сергеев и др.
61
непринужденно свободно, что сразу рождается мысль о необыкновенно легком воплощении замысла.
На самом деле было примерно так: сделали макет рельефа, заготовили картонные «фишки» — уменьшен ные в тысячу или пятьсот раз копии будущих зданий, обозначили на макете речки, овраги, оползни, ценные деревья. На оставшихся участках принялись составлять различные композиции из фишек: прямоугольники, полукольца, скобки, строчки, лесенки... Бесконечное число вариантов компоновки объемов — спальных кор пусов, столовых, библиотек, костровых площадок, пла вательных бассейнов, беседок. Все варианты зарисова ли, выставили. Лучшие отобрали — остальное в корзи ну. Да, все совсем просто...
Вглядитесь в любой из спальных корпусов лагеря «Прибрежный». Кажется, изъято все лишнее, чтобы не вытесняло зря воздуха. Вместо привычного цоколя — бетонные столбы, «курьи ножки». Открытые наружные лестницы с облегченными перилами, плоская кровля с легким теневым навесом, сдвинутым вправо, солнцезащита горизонтальная (козырьки из алюминиевых пла стин) и вертикальная (бетонные пластины в виде жа люзи) . И стекло, стекло...
Только стекло отделяет внутреннее пространство от наружного, людей от деревьев, цветов, моря и воз духа. Природа здесь полностью возвращена человеку.
Когда-то люди в мечтах строили воздушные замки. Если такие замки принять за вершину архитектурных дерзаний, то артековские корпуса где-то на полпути к этой вершине: главным строительным материалом здесь кажется воздух, заключенный в определенные объемы плоскостями перекрытий и витринных стекол. Воздух, сгущенный до голубого, зеленого, розового (цветовую окраску придают подоконные вставки из пластика).
63
тематики и точного учета свойств строительных мате риалов.
Столовая «Грибы» —из сборного железобетона. Не сколько десятков железобетонных зонтиков, поставлен ных впритык друг к другу и окрашенных в разные цве та, составляют сплошное сотообразное перекрытие над площадью обеденного зала. Кое-где зонтики «вынуты», в образовавшиеся световые проемы заглядывает небо, отражаясь в зеркалах декоративных бассейнов с зеле ными фонтанами плакучих ив. И опять природа в не разрывном единстве с архитектурой. Стерты границы — природа свободно входит в здание, архитектурные фор мы дополняют недосказанное природой.
Своеобразная прелесть сравнительно небольшого лагеря «Морского» (он в четыре раза меньше «При брежного») отмечена почти всеми архитектурными журналами, отечественными и зарубежными. Здесь стоит особая тишина, какая бывает в театральном зале с хорошей акустикой. Гора Медведь, как превосход ный звуковой экран, в меру поглощает примеси к ос новным звукам и возвращает слуху в чистоте, в совер шенстве только необходимое: бархатистые человече ские голоса, звенящий смех, шепот волны.
Шесть почти кубических спальных корпусов, словно близнецы в разноцветных одеждах, уселись в ряд на длинной скамье, верхней набережной, опустив тонкие, стройные ноги на плиты нижней набережной. С севе ра — открытые галереи, с юга — стекло во весь этаж и горизонтальные пластины солнцезащиты, с востока — глухая стена, с запада — вертикальная солнцезащита — жалюзи на высоту этажа, в северо-восточном углу от крытая лестница, теневой навес на крыше, теневая га лерея под зданием — таков облик каждого из спальных корпусов. Большие разрывы между ними позволяют
66
сейном прямоугольных, со скошенным углом, очерта ний. По сторонам бассейна —длинные скамьи из тол стых бревен, разрезанных пополам. Под нижним мар шем открытой лестницы совершенно неожиданно воз никает рубленная из бревен избушка, словно из какойто русской сказки. Всего лишь подсобное помещение для инвентаря, но как искусно сделано! Древний полу забытый строительный прием выглядит вполне совре менно.
Тот же контраст — в выполнении интерьеров гости ной и бильярдной. Стены гостиной, размещенной в цо кольном этаже, обиты деревянными решетками, а от дельные участки сложены из красного кирпича в пус тошовку, тут же большой кирпичный камин. Стулья из деревянных чурбанов, потолок из квадратных деревян ных торцов, покрытых темным лаком; в углу маленькой прихожей у крохотного бассейна — живописная коряга и телевизор новейшей конструкции. Это так же неожи данно, как верблюд и ракета. Невольно и очень остро думаешь о времени и о том, как все же широко и быстро шагает вперед человек.
Бильярдная расположена на кровле. В остекленном витринным стеклом помещении бревенчатые, в сруб, перегородки, а точнее ширмы, поскольку они занимают не всю высоту помещения, а лишь несколько выше че ловеческого роста. Скамьи — из сосновых бревен. Цве точные горшки на кованых скобах, люстра — длинное бревно на цепях, светильники из вороненой меди...
Настенные бра похожи на уличные фонари кузнечной работы. Пол паркетный, потолок частично подвесной дощатый, частично — из металлических ажурных ферм с асбошиферным покрытием. По одну сторону бревен чатой ширмы —большой бильярдный стол, по другую — камин, холодильник и сталинитовый столик на бревнах.
68
сан стеклянными лентами, расчерчен по вертикали и горизонтали рамами конструкций, переплетами и пе рилами. Торцы глухие, пятый этаж укорочен, заужен — там остекленный солярий. Остекленные лестницы вы несены за пределы основного объема и двумя энергич ными выступами перерезают по вертикали северный фасад. Таковы все три спальных корпуса.
Строительство лагеря «Горного» продолжается. Кроме спальных корпусов, здесь будут столовая, закры тый плавательный бассейн, гимнастический зал, прием ный корпус, различные площадки.
Знакомясь с Артеком, встречаешься со зданиями, при беглом взгляде как будто уже не новыми. Это есте ственно — все они построены из типовых сборных эле ментов. И все же, если вглядеться, каждое имеет свое лицо, отличается от соседа цветом, протяженностью, окружением, отделкой.
А теперь еще один штрих, еще одна очень важная деталь.
Если из лагеря «Морского» возвращаться по набе режной в Гурзуф, не миновать речку Артек. Перебро шенный через нее небольшой мостик ведет к монумен ту Дружбы детей мира. Это небольшое по размерам сооружение —круглый павильон с обелиском на крыше и скульптурная рельефная стена — собирает в себе, как в фокусе, всю идейную символику Артека, подчер кивая его высокое воспитательное назначение.
Монумент торжественно заложен на камнях, приве зенных в Артек детьми из 83 стран. Он красив внешне, расположен в укромном месте — у скалы, где речка Артек встречается с морем, но еще больше захватывает глубоким философским смыслом аллегорических дета лей. Об этом стоит рассказать подробнее.
Уже с мостика вы увидите бронзовую, слегка накло
71
лая стена с выразительной скульптурной композицией, олицетворяющей борьбу добра со злом.
Главную идею скульптурного рельефа и всего монумента раскрывают слова, высеченные в верхнем углу стены: «Сердцем — пламенем, солнцем — сияни ем, костром — заревом, дети шара земного, дорогу дружбы, равенства, братства, труда, счастья навсегда озарим!»
Треть стены занимает барельеф человека —обна женной мужской фигуры с энергично распростертыми руками. Левую руку человек тянет вверх, но она не сво бодна: обрывок тяжелой цепи опутал кисть рвущейся вверх руки. В правой, свободной руке человек подни мает тяжелую ношу — земной шар. Рука гипертрофи рована от титанического напряжения, мышцы в локте вом суставе сплелись в огромный клубок. Рядом с зем ным шаром — спутник, ракета, пионерский костер. По озаренной костром дороге дружбы идут дети мира — белые, желтые, черные. Ладонь великана — рука Ро дины — бережно прикрывает от непогоды трехъязыкий пионерский костер, озаряющий пять детских головок (по числу континентов).
В размещенной под обелисками Комнате Мира вмон тирован цветной витраж — пионерский костер, а над ним на стене детским почерком начертаны слова: «Бе регите, берегите, берегите мир».
По выходе из Комнаты Мира вы невольно окинете взором Аю-Даг, море, Артек — весь этот наполненный светом и солнцем чудесный мир, и вы почувствуете бес покойство и ответственность за его дальнейшую судь бу. Это ли не бесспорное доказательство большой творческой удачи авторов монумента — архитектора А. Полянского и скульптора Э. Неизвестного!
...Артеку никогда не устаешь удивляться. Даже после
73
городок научной фантастики с детской обсерваторией, математическим лабиринтом, Домом робота и т. д.
...Некогда Артек был палаточным городком, разби тым на участке современного лагеря «Морского». Те перь это чудесный дворец радости, дружбы, здоровья, науки, культуры, техники и искусства. Чудесный дар, врученный нашей Родиной, народом, партией будущему земли — ее детям.
АВТОВОКЗАЛ В ЯЛТЕ
Автобус осторожно спускается в глубокий амфи театр горной гряды, наполненный густой россыпью разноцветных огней. На переднем плане медленно вы плывает из темноты сияющий, светящийся изнутри ай сберг ялтинского автовокзала. Ленты, квадраты, шары огней сливаются в ярусы, в единую шкалу, расчерчен ную смолисто-черными полосами перекрытий и нитями оконных переплетов. Один за другим подходят авто бусы. Потоки пассажиров окунаются в море света, спу скаясь по лестнице перехода на другую сторону вок зала —к камере хранения и билетным кассам.
Приезжающие автобусом вначале осматривают се верный фасад. Три этажа. Два верхних объединены в объем с глухими торцами и сплошным остеклением по длинной стороне. Лаконичный железобетонный ящик внушительных размеров (7X12X50 метров) уверенно поставлен на поперечные несущие стены нижнего эта жа. Снаружи стены облицованы диоритовым щеб нем и от этого кажутся особенно прочными, не говоря уже о выразительности фактуры.
Из восьми пролетов шестиметрового шага шесть остеклены витринным стеклом. По флангам первого
75
этажа за легкими металлическими жалюзи на капроно вых нитях полускрываются диспетчерские и парик махерские. В левой трети здания изнутри сияет подсве ченная скрытыми прожекторами ажурная лестница, по хожая на корзину. Издали видны ее консольные ступе ни, гладкие поручни, красивая конструкция железобе тонного косоура, поддерживающего ступени.
Три сталинитовые двери в алюминиевых коробках, распахивающиеся в обе стороны, приглашают внутрь остекленного фойе, на почту и телеграф. Широкая ос вещенная терраса, вымощенная бетонной плиткой, от крывает в неостекленный пролет великолепный вид ночной Ялты. Пятиметровой ширины диоритовый лест ничный сход ведет вниз — на южную сторону вокзала. Слева, на стене у лестницы, — бронзовая доска, где отлито имя автора проекта ялтинской автостанции — Г. А. Чахава.
Мне помнится усталое лицо Георгия Александрови ча, когда он собирал планшеты третьего, кажется, пред последнего варианта проекта автовокзала, с оговорками одобренного, наконец, областным градостроительным советом. Архитектору было нелегко: в стесненных ус ловиях горного рельефа не решалась транспортная раз вязка, мешала река. В одном из вариантов здание было посажено на русло реки, в другом под ним пропус кались автобусы, в третьем... Да, груды бумаги, уйма труда ушли в корзину, прежде чем появился оконча тельный вариант.
...Мы на южной стороне привокзальной площади. Если отойти подальше, не оглядываясь, а потом повер нуться — еще раз ослепит потоками люминесцентного «дневного» света вся эта огненная глыба, созданная умом и руками человека, и становится ясно, почему в современных проектах появились негативные изобра-
76