ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
и увеличить экспорт из южнобережных имений его сиятельства...
Ну, а дворец... Дворец нужен непременно велико лепный, помпезный, резиденция богатства, знатности, высокомерия, властности, надменности.
Проект дворца Воронцов заказал английскому архитектору Эдуарду Блору. Еще бы! Ведь он состоит при дворе английских королей. Громкая слава архи тектора льстит магнату Воронцову.
Алупке повезло. Эдуард Блор обладал качеством, которое Воронцов не ставил на первый план при вы боре автора своего дворца: Эдуард Блор был талант лив. Неизвестно, как знакомился он с Алупкой. Побы вал ли здесь, удовлетворился ли рисованным изобра жением местности или ее описанием. Но основные природные ландшафтные черты Алупки он уловил очень точно. Дворец был создан только для Алупки. Вот почему так органично он «вписан» в нее.
При строительстве дворца все делалось руками кре постных. В течение двадцати лет они обрабатывали камни для стен, украшали дворец тонкой, сложной резьбой, отделывали его комнаты. Они работали года ми, десятилетиями за гроши. Искуснейшие мастера, они не имели возможности выкупиться на волю, так и оставаясь до гроба рабами, зависимыми даже в мело чах от прихоти капризного, жестоко-надменного своего хозяина. Филигранная их работа вызывала восхищение знатоков, а сами мастера оставались безвестными.
Работники Алупкинского дворца-музея извлекли их имена из архивных дел. И теперь мы знаем, что всеми лепными работами во дворце в течение 10 лет руководил Роман Фуртунов, крепостной Воронцова из Мошненского имения Киевской губернии, что тесали камень для стен владимирские каменотесы братья Алексеевы,
13
Борисовы, Ивановы, Роман Герасимов, Андрей Кон стантинов, Тимофей Ильин, Матвей Осипов и другие. В столярной мастерской работали искуснейшие столя ры Яков Лапшин, Максим Тисленко, Наум Мухин.
Все работы по строительству дворца велись под при смотром и при участии английских архитекторов, вна чале Гейтона, а позднее (с 1833 года и до окончания строительства) Вильяма Гунта.
Главный въезд во дворец — с западной стороны (от Симеиза). Отсюда мы и начнем нашу экскурсию.
Высокая зубчатая стена с открытой пастью стрель чатых ворот смотрит узкими оконцами; за ними не ви ден, но угадывается переход между башнями. Круглые, разновеликие башни стоят рядом, как две ладьи, сня тые с разных шахматных досок. Из-за верхушек олив видны по бокам башен зубцы стены, сложенные из тесаных диабазовых плит, тщательно подогнанных друг к другу.
За воротами — узкая средневековая улочка. Изре занная частыми контрфорсами правая стена отбрасы вает тень на противоположную — гладкую, без высту пов. Изумрудные, золотистые и палевые рефлексы скользят и переливаются в тени, насыщая и без того великолепную кладку еще большей живописностью. А по верху затененной стены, на дымоходных трубах лезвиями сверкают солнечные блики. Ажурный метал лический мостик, перекинутый на пятиметровой высо те, кажется — в соседстве с прочными неприступными стенами —легче паутины.
Неожиданно улочка кончается — оказывается, это всего лишь узкий проезд между двумя корпусами, так называемыми Шуваловским и Свитским. Миновав еще одну стрельчатую арку, мы будто попадаем в парадный
14
двор летней резиденции английского лорда времен Елизаветы Тюдор.
Оговоримся, стили различных эпох и направлений сочетаются в архитектуре Алупкинского дворца на столько талантливо и органично, чго составляют еди ное целое и кажутся равно необходимыми в одном здании.
Эдуард Блор — один из пионеров романтического направления в архитектуре Англии — не мог, естест венно, отречься от своего творческого кредо ради за каза крупного российского вельможи. Тем более, что вельможа и не протестовал против перенесения англий ских образцов на землю родной ему страны. Он был англоманом, граф Воронцов. Но не только в силу сво ей приверженности к туманному острову со всеми его традициями одобрил Воронцов проект Блора. Для Рос сии той поры характерен отход от классицизма в архи тектуре. Готические формы проглядывали во многих русских дворцах и усадьбах, а южнобережные, кроме того, несли печать и восточного влияния. Чистота сти ля уступила место причудливому сочетанию несколь ких стилей различных направлений и эпох, часто даже
в одной постройке. |
составил |
в этом |
плане |
||
Алупкинский |
дворец не |
||||
исключения. |
Его |
улочки-переходы, стрельчатые арки |
|||
и зубчатые |
башенки — из |
готических |
замков |
средне |
вековья. А южный портал словно перенесен из восточ ной архитектуры английских колоний.
Главное здание — двухэтажное, симметричное, с большими окнами, лежачий прямоугольник затененно го (северного) фасада расчленен по вертикали на семь равных частей. Главный вход выделен сильно высту пающей средней частью, по углам здания симметрично от входа возвышаются стройные квадратные башенки,
16
увенчанные четырехгранными куполками; рядом с ба шенками типичные для английской архитектуры эр керы. Изломы плоскостей фасада обработаны камен ными жгутами — словно стволы бамбука с цветочными бутонами на верхушках; парапет венчают зубцы, на поминающие листья каких-то колючих растений, и само здание как бы тянется ввысь, растет по законам живого мира.
С западной стороны вход во двор-арку, которую мы только что миновали, сторожат прямоугольные башни. И арка, и щелевидные окна, и зубцы — такие же, как у круглых башен, только на одной из них — большие часы, отчего она и названа «часовой».
Стены башен и всего здания сложены из диабазо вых плит, чисто отесанных, тщательно подогнанных и уложенных по свинцовым листам.
С севера по склону гор ко дворцу, толпясь, спускают ся буйные субтропические заросли, подпорная стена останавливает их разбег.
Сдержанной суровостью встречает парадный вести бюль. Со стен надменно смотрят Воронцовы и Браницкие в парадных одеждах, при всех регалиях. Тускло сверкают канделябры, с резного деревянного потолка свисает тяжелая люстра, панели тянутся вверх резной готической аркатурой. Вестибюль освещается лишь двумя неширокими окнами, выходящими на север. Све та явно недостаточно для просторного помещения, и этот сумрак, сгущенный зеленоватыми стенами, делает вестибюль сдержанно-суровым, мрачным. А если свер нуть вправо — попадешь в голубую гостиную; в кон трасте с вестибюлем она смотрится особенно эф фектно.
Потоки света льются в комнату с трех сторон: с юга и с запада — в большие окна, с севера — из эркера. По
1S
голубому полю стен и потолка густо стелется тонкий алебастровый орнамент. Мебель светлая, белых и зо лотистых тонов, только двери, окна, наличники и боль шая портальная арка, которая делит комнату на две неравные части, — темного дуба. Гостиная часто слу жила домашним театром, в котором выступали гости Воронцовых — знаменитые артисты, музыканты, ком позиторы.
Справа к гостиной примыкает зимний сад, —непре менный элемент английской дворцовой архитектуры. Высокие окна цедят сквозь заросли глицинии косые полосы желто-зеленого света; световой фонарь ровно освещает сверху буйную растительность сада. Среди пальм и фикусов белеют мраморные статуи — Апол лон Бельведерский и купающаяся Венера, а слева с высоты постаментов холодно и--гордо взирают на про хожих мраморные бюсты графов Воронцовых...
Рядом с зимним садом — парадная столовая. Она поражает размерами, обилием света, убранством и от делкой. Потолок, панели, обрамление дверей, окбнные рамы и дверные полотна, буфеты, серванты и балкон для музыкантов — все это дерево, дерево резное, поли рованное, точеное.
Особую торжественность придают интерьеру сто ловой живописные панно в резных рамах и огромный, сверкающий полировкой обеденный стол. Некоторую долю уюта вносят камин и пристенный фонтан восточ ного типа.
Своеобразны интерьеры и других комнат Алупкинского дворца. В оформлении, отделке некоторых из них, в частности парадного кабинета, использованы элементы английской архитектуры XVI века. Поме щения отделаны деревом, повсюду деревянные потол ки, резные по дереву стрельчатые аркатуры, мебель
19
терраса, в спокойном, |
величавом ритме |
спускающаяся |
в перспективу парка. |
разъяренных и |
бодрствующих |
Пройдем мимо |
львов, спустимся по широким ступеням на нижнюю террасу, к спящему льву, самому красивому и «живо му» из шести. Стоит присмотреться к искусно сделан ным лапам, морде и гриве, вглядеться в изображение спящего животного — и диву даешься, насколько по датливым может быть камень в талантливых руках ма стера...
С нижней террасы хорошо виден весь ансамбль дворца. Слева — столовый корпус, справа — библио течный, в центре — главный, наиболее монументаль ный. Вторым планом кое-где за деревьями просматри ваются служебные корпуса.
Среди массивных стен и башен северного фасада теряешься, чувствуешь себя скованно. Иное дело — южный фасад. Есть что-то праздничное в широком раз махе львиной террасы, величественном зеве обращен ной к морю ниши и утонченно-приподнятое — в узких полубашенках-полуминаретах, оформляющих резной по камню портал.
Кажется, море и солнце над ним и роскошную зе лень, окружающую дворец, — все впитал и отразил в себе южный фасад. Отразил не архитектурной фор мой, а вложенным в нее содержанием, идеей...
Не уступает дворцу по красоте и Алупкинский парк. В Нижнем — аллеи, цветочные партеры, четкая симметрия в подражание итальянским паркам. Верх ний парк — ландшафтный, наиболее интересный. Ис кусственные озера (Большое, Зеркальное, Среднее), ручьи, поляны (Солнечная и Контрастная) сделаны так, будто их создала природа, а созданное природой подчас воспринимается как творение рук человече
22
ских (таково, к примеру, нагромождение камней — хаос).
Величественные магнолии, развесистые кедры,
ажурные |
пальмы, могучие платаны, гроздья глицинии |
и сирени |
— все это составляет разнообразные живо |
писные группы, пленяющие глаз обилием красок, вы разительностью силуэтов, нескончаемым разнообрази ем и богатством природы, за которым скрывается большое искусство и колоссальный труд мастеров зе леного строительства.
Дворец и парк — единое, органическое целое. Ланд шафтный парковый стиль — тоже «уроженец» Англии. Выбор именно этого стиля подсказала и сама мест ность — очень живописная, уступами-террасами спу скающаяся к морю, с нагромождениями камней и глыб, с берегом, изрезанным крохотными бухточками. Раз бивка и отделка парка усилили эффект каждой дета ли, выполненной природой на этой земле.
Кто же был создателем великолепного Алупкинского парка?
В 1824 году в Алупку по приглашению Воронцова приехал немецкий садовод Карл Кебах. Началось строительство парка в прибрежной части имения. Придворцовую же его часть проектировали сами ар хитекторы Блор и Гунт. Уже после смерти Кебаха со зданы Солнечная и Контрастная поляны в Верхнем парке и пальмовая аллея в Нижнем. В это время и поз же парковые работы вели садовники Бишкович и Галущенко. Несомненно, есть в планировке прекрасных полян и доля их труда.
...Мы прощаемся с Алупкинским дворцом, чтобы встретиться с ним еще и еще раз. И унося с собой в памяти силуэт дворца, мы запомним тонкие узоры, ук расившие потолки его комнаг, изящнейший рельефный
23
орнамент южного входа, художественную резьбу пане лей, изящную дворцовую мебель и чеканку самих плит, уложенных в стены дворца.
Отдав должное Эдуарду Блору, нельзя не восхи титься талантом русских мастеров, в течение веков остававшихся безвестными.
ЛИВАДИЙСКИЙ ДВОРЕЦ
В ярком пламени канн и сальвий он предстает за частую на цветных открытках. Этот контраст густо красного с белым кажется нарочитым, придуманным и подобранным специально.
Если ехать катером, он виден почти на всем пути от Ялты до Ореанды. Горы медленно поворачивают его на роскошном зеленом блюде лесопарка.
Если смотреть на него с северо-востока, из парка, он ложится белым пятном на голубой фон спокойного моря.
Есть здания, рассчитанные на круговой обзор: все четыре их фасада одинаково красивы. Ливадийский дворец хорошо смотрится только с двух — с юго-восто ка и северо-востока, да и то на большом расстоянии. Чем пристальней, придирчивей мы будем вглядываться
внего, тем больше будем находить недостатков, тем дальше он будет отходить от архитектурного совершен ства и от титула «выдающееся произведение архитекту ры». Тем не менее осмотреть его стоит. И разобраться
вего достоинствах и недостатках тоже стоит.
...Мы начинаем осмотр Ливадийского дворца с во сточного фасада. К нему ведет аллея, выходящая на просторную преддворцовую площадь.
Широкая аллея — вся в синем кружеве теней, в
24
низом. Окна высокие, стройные. В левой южной части возвышается над кровлей ажурный объем перголы. Вни зу в метровом относе от стены — колоннада, несущая балкон с глухим ограждением. Окна — то арочные, то прямоугольные, то в комбинации тех и других оконных проемов.
Здание вроде бы закончено и все на виду. Но — нет. Справа из-за верхушки магнолии выплывает трехэтаж ная башня и еще одна часть здания — соединительный объем, повторяющий архитектурную тематику средней части восточного фасада. Оказывается, весь фасад не вместился в поле нашего зрения.
Обойдем большой газон с пальмами, розами и сам шитом. Через пространство этого зеленого партера дворец виден целиком. Длинный продольный объем в два этажа перебит тремя поперечными повышенными, один из которых — башня. Если мысленно убрать баш ню и всю правую часть дворца до среднего ризалита, здание окажется более цельным. Башня не уравнове шивает, не заканчивает объемов, она «живет» сама по себе. Ее необходимость не вызвана ни принципом рав новесия объемов, ни противопоставлением горизонта ли и вертикали, ни внутренней планировкой здания. Башня не на месте, она вообще лишняя! Аналогия в доказательство приходит самая наглядная — шпиль ад миралтейства в Ленинграде. Попробуйте представить себе здание без него или передвинуть шпиль — и полу чится... Ничего не получится. Вот и весь секрет «необ ходимости присутствия» — назовем это так.
Сохранились чертежи Ливадийского дворца, среди них — варианты поисков места для башни. Архитектор перемещал ее с фланга на фланг — мучился неудовлет воренностью. Потом, видно, махнул рукой: не все ли равно, если она должна быть. А почему, собственно,
26