Файл: Красовский, Э. Э. Пособие киномеханику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 37. Схемы основных кинопроекционных объективов:

а —для 35-миллиметровых облегченных кинопроекторов; б — для 16-миллн- метровых передвижных кинопроекторов; в — для 35-миллиметровых стационар­ ных кинопроекторов; г — для показа широкоэкранных фильмов; д — для показа широкоформатных фильмов.

Кинопроектор имеет кинопроекционный объектив и микро­ объектив.

Кинопроекционный объектив служит для обеспечения вы­ сококачественной проекции кадров фильма, т. е. получения их на экране действительными, увеличенными и резкими.

Микрообъектив служит для получения на фонограмме филь­ ма читающего штриха в виде яркой и резкой полоски света.

Вкинотехнике применяются объективы двух типов:

1.Апланат — объектив, состоящий из двух пар линз. О

является основным объективом, применяемым в настоящее время в кинопроекционных аппаратах обычного кино. В нем устранены все аберрации за исключением астигматизма и кри­ визны поверхности изображения, которая при проекции сравни­ тельно небольшого кадра не вызывает заметного ухудшения изображения на экране. Несимметричный апланат имеет две склеенные (обращенные к экрану) и две несклеенные (задние) линзы (рис. 37, а, в).

80

2* Анастигмат — наиболее совершенный тип объектива, в KQtQpoM устранены все аберрации. В узкопленочной и широ­

коэкранной киноаппаратуре применяется шестилинзовый анастигмат (рис. 37, б, г), а в универсальной — десятилинзо­ вый (рис. 37, d).

Оптической осью объектива называется воображаемая пря­ мая, проведенная через оптические центры и главные фокусы линз.

Главным фокусом объектива называется точка, в которой пересекаются на оптической оси вошедшие в объектив парал­ лельные лучи.

Фокусным расстоянием объектива (рис. 37, а) называется

расстояние от главного фокуса до точки пересечения луча, вхо­ дящего в объектив параллельно оптической оси, с лучом продол­ женным, преломленным, вышедшим из объектива. Обычно эта точка пересечения находится внутри объектива.

Фокусное расстояние выражается в сантиметрах или мил­ лиметрах.

Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем он дает

большее увеличение изображения, и наоборот.

 

 

Относительное отверстие объектива — это отношение

дей­

ствующего наибольшего

диаметра линз (выходного

зрачка)

объектива к его фокусному расстоянию. Оно служит

для

ха­

рактеристики . светосилы

объектива — способности

обеспечи­

вать на экране яркое изображение. Например, если . диаметр выходного зрачка объектива равен 60 мм, а фокусное расстоя­ ние — 120 мм, то относительное отверстие будет 1 :2 (60 : 120).

Фокусное расстояние и относительное отверстие определяют также размеры линз и оправу объектива.

Марка, фокусное расстояние и относительное отверстие объ­ ектива выгравированы на кольце оправы объектива. Эти надпи­ си всегда должны быть обращены к экрану.

В обычных кинопроекционных объективах кроме незначи­ тельных потерь на поглощение из-за полированных поверхно­ стей линз происходят большие потери света на отражение (4— 5% на каждую поверхность линзы). В целях уменьшения этих потерь для повышения коэффициента пропускания объектива и получения на экране контрастного изображения при изготов­ лении объективов производят их просветление.

Просветление заключается в нанесении на поверхности линз одной, двух или трех очень тонких пленок некоторых прозрач­ ных веществ, например вторидов магния или кальция, имеющих меньший, чем стекла линз, показатель преломления.

Благодаря происходящим в просветленных линзах сложным явлениям (интерференции света) отражение от каждой про­ светленной поверхности линзы значительно уменьшается — до­ ходит до 1,5—2%. Если непросветленный объектив пропускает 70% света, то' просветленный — 90%.

81


Рис. 38. Действие анаморфотной насадки с объективом.

Линзы просветленного объектива при рассматривании сбоку имеют синевато-фиолетовый цвет, а на оправе объектива — красную букву П.

Для показа широкоэкранных кинофильмов применяется ки­ нопроекционный объектив с анаморфотной насадкой.

Анаморфотная насадка представляет собой афокальную систему — оптическую систему, не обладающую фокусным расг стоянием.

Анаморфотная насадка состоит из двух компонентов, каж­ дый из которых имеет две склеенные просветленные цилиндри­

ческие линзы.

цилиндрические линзы действуют толь­

Как

известно,

ко в

плоскости,

перпендикулярной геометрической оси ци­

линдра.

В горизонтальном направлении, по ширине кадра, анамор­ фотная насадка увеличивает масштаб изображения, а в верти­ кальном, по высоте кадра, изображение оставляет без изме­ нений (рис. 38).

Основным параметром анаморфотной насадки является ко­

эффициент

анаморфирования, показывающий, во сколько

раз

больше

она увеличивает

в горизонтальной

плоскости,

чем

в вертикальной. Этот

коэффициент равен

примерно

двум.

Для получения резких вертикальных линий первый компо­ нент насадки может перемещаться относительно другого дис­ танционным (регулировочным) кольцом, имеющим деления в метрах.

82

Уход за оптическими деталями

Оптические детали требуют аккуратного обращения, чисто­ ты и тщательного ухода.

Линзы объективов изготовлены из стекла исключительной однородности, но более мягкого и менее стойкого, чем любое техническое стекло. Кроме того, линзы просветлены, поэтому обращаться с объективами нужно очень’бережно.

Загрязнение, запотевание и повреждение линз объектива от­ рицательно влияет на резкость и контрастность изображения.

Состояние оптических деталей осветительной системы кино­ проектора сказывается на. яркости изображения на экране и ее равномерности, а состояние оптических деталей читающей оптики — на качестве звуковоспроизведения.

Оптические детали киноаппаратуры киномеханик осматри­ вает ежедневно перед началом работы.

Пыль удаляется чистой мягкой кистью или сдувается меди­ цинской грушей. Остающиеся на оптических деталях пятна уда­ ляют чистой белой фланелевой салфеткой, слегка увлажненной эфиром или спиртом. Масляные пятна удаляют тряпочкой, смо­ ченной в бензине, а пятна, краски — скипидаром или ацетоном. При этом надо следить, чтобы жидкость не попала внутрь объ­ ектива, иначе линзы расклеятся или закрасятся от растворения лака, примененного для оправы.

В крайнем случае линзы можно протереть тряпочкой, смо­ ченной в теплой мыльной воде. Затем наружные поверхности линз следует вытереть насухо.

Шерстяные и шелковые ткани, а также замшу применять для протирки оптических деталей запрещается.

Так как частая чистка оптических деталей не рекомендует­ ся, необходимо поддерживать в чистоте кинопроектор и поме­ щение, в котором он установлен.

Нельзя касаться поверхностей оптических деталей, так как на них появятся отпечатки пальцев и царапины.

Разборка объективов категорически запрещена. Если есть настоятельная необходимость разобрать конденсор, то его лин­ зы следует класть только на мягкую чистую материю или, в крайнем случае, на лист белой бумаги. Нельзя менять линзы местами, сильно-зажимать или допускать перемещения их в оправе.

Нельзя располагать аппаратуру вблизи нагревательных приборов, так как это приводит к расклеиванию и растрескива­ нию оптических стекол.

Во избежание запотевания и повреждения оптических дета­ лей необходимо оберегать кинопроектор от резких температур­ ных изменений.

Внесенный в теплое помещение кинопроектор следует вклю­ чать не ранее чем через 30 минут, так как из-за нагрева линзы

83


могут получить трещины и налет, расклеиться. Запотевший объ­ ектив нельзя протирать или подогревать каким-либо способом. По истечении-некоторого времени объектив согреется сам и за­ потевание исчезнет.

После работы объектив необходимо закрыть колпачком.

Зависимость между фокусным

расстоянием объектива,

шириной экрана и длиной зала

При постоянной величине кадра увеличение его изображе­ ния на экране зависит от фокусного расстояния объектива ки­ нопроектора и длины зрительного зала (точнее расстояние.от объектива до экрана, или кинопроекционное расстояние). Если длина зала постоянная, то чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше изображение на экране, и, наоборот, чем больше длина зала при одном и том же фокусном расстоя­ нии объектива, тем больше изображение на экране.

Фокусное расстояние объектива, длина зала, размеры кадра и изображения на обычном экране связаны между собой сле­ дующей зависимостью (рис. 39):

_ L _ ± _

L

В ’

 

где f — фокусное, расстояние

кинопроекционного

объектива

в мм;

 

 

L — длина зала в м;

кинопроектора в мм

(для 16-

Ь — ширина кадрового окна

миллиметровых фильмов — 9,6 мм, для 35-миллимет­ ровых— 20,9 мм и для 70-миллиметровых — 48,5 мм);

В — ширина экрана в м.

Зная длину зала, ширину экрана и ширину кадрового окна, можно узнать фокусное расстояние объектива:

L ■b

В

Зная длину зала, фокусное расстояние объектива и ширину кадрового окна, можно узнать ширину экрана:

Например, длина зала 15 м, ширина экрана 3 м. С каким

фокусным расстоянием нужен объектив в кинопроекторе для показа 35-мйллиметровых обычных фильмов?

с

15 х 20,9

г

/ =

-----з-----=

104,5 мм.

Так как с таким фокусным расстоянием объективов не бы­

84


вает, ,то берут ближайщи^о^ъектив с f= 100 мм (10 ск), а затем уточняют pai3Mep экрана:

В =

15 X 20,9

= 3,13 м.

 

100

 

Зная фокусное рассто­ яние объектива, ширину экрана и ширину кадрово­ го окна, можно также оп­ ределить, на каком рас­ стоянии от экрана следует установить кинопроектор, т. е. можно узнать длину зала:

Рис. 39. Зависимость между фокусным

расстоянием объектива, длиной зала, величиной экрана и величиной кадро­ вого окна кинопроектора.

L

L A

 

ь

При определении фокусного расстояния объектива кино­ проектора (и ширины экрана) для широкоэкранных фильмов необходимо ширину кадрового окна умножить на 2 .(коэффици­ ент анаморфирования):

сL ■(Ь ■2)

'~ В '

Г Л А В А IV

КИНОЭКРАНЫ

Типы экранов

и их характеристика

Киноэкраном называется специально подготовленная пло­ ская или вогнутая светорассеивающая поверхность, предназна­ ченная для проекции увеличенных изображений кадров фильма.

Качество кинопроекции во многом зависит от киноэкрана. Являясь составным элементом комплекса киноустановки, экран должен передать зрителям все то, что заснято в кинофильме. При этом на каждое зрительское место от экрана должен быть направлен световой поток достаточной и равномерной яркости, с минимальными потерями.

По роду кинопроекции экраны делятся на отражающие (для проекции на отражение) и полупрозрачные (для проекции «на просвет»), по характеристикам светораспределения — на диф­ фузные, направленные и направленно-рассеивающне, по видам кинематографа — на экраны обычного, широкоэкранного и ши­ рокоформатного кино.

Наиболее распространены в киносети отражающие киноэк­ раны, применяемые в затемненных помещениях, которые спо­ собны отразить наибольшее количество света, падающего на них от кинопроектора. •

Основными светотехническими показателями отражающих экранов являются коэффициент отражения (см. стр. 66), ко­ эффициент яркости и полезный угол рассеяния.

Коэффициент яркости г экрана — это отношение яркости

участка экрана в данном направлении наблюдения к яркости одинаково с ним освещенной идеально белой (диффузной) по­ верхности, имеющей коэффициент отражения, равный едини­ це. Этот коэффициент зависит как от направления падения све­ та, так и от направления наблюдения и в отдельных случаях может быть больше единицы.

Под полезным углом рассеяния (светораспределения) кино­ экрана понимается величина угловой зоны в градусах, в преде­ лах которой коэффициент яркости остается почти постоянным.

Отражающие диффузные (бело-матовые) экраны.отражают свет равномерно во все стороны в пределах полезного угла рас­

86