Файл: Красовский, Э. Э. Пособие киномеханику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

большой трубы спиральной пру­

 

жины,связанной с крышкой ко­

 

жуха, обеспечивает разматыва­

 

ние и

сматывание

пластиката.

 

-Когда

пластикат

вытягивается

 

из кожуха, пружина взводится

 

и передает

вращение

большой

 

трубе. При сворачивании плас­

 

тиката малая труба прикрыва­

 

ет собою щель кожуха, чем за­

 

щищает пластикат от загрязне­

 

ния.

 

 

 

 

Рис. 41. Экран ЭПБ-С2, 6.

Такая

конструкция

экрана

способствует его быстрой уста­

 

новке в зале и укладке в поход­

 

ное положение.

 

 

 

При транспортировке экран укладывается в брезентовый

чехол,

который имеет ручку для переноски.

Если такой экран подвешивается постоянно, то его кожух крепят вверху, а при помощи тросика вытягивают пластикат вниз.

В кинотеатрах устанавливают стационарные экраны. Конструкции стационарных экранов бывают различные. Это

может быть жесткая деревянная рама, которая с внутренней стороны имеет крючки, расположенные друг от друга на рас­ стоянии примерно 15 см. К крючкам при помощи шнура (диа- -метром 4 мм) натягивается экранное полотно с вертикально

расположенными швами, имеющее прочные края шириною 50 мм с пистонами (люверсами), либо полотно крепится по­

верх рамы обойными гвоздями.

Широкий экран выполняют на металлической раме.

Для определения кривизны экрана на середине задней сте­ ны зрительного зала закрепляют один конец шнура, а к дру­ гому концу крепят карандаш, которым на полу в месте уста­ новки экрана вычерчивают кривую линию.

Затем, в соответствии с

кривизной, с помощью планшайб

к полу крепят вертикально

установленные металлические тру­

бы. Снизу и сверху трубы связывают горизонтальными выгну­ тыми трубами такого же диаметра. Получается рама, верхнюю и нижнюю части которой дополнительно, с помощью крон­ штейнов, растяжек или стержней, крепят к потолку или стенам.

Для лучшего качества кинопоказа — получения точных раз­ меров экрана и резких краев изображения с лицевой стороны экрана делается обрамление шириной 0,2 ширины обычного эк­ рана с закруглениями в углах (с радиусом 0,05 высоты'экра­ на). Например, если ширина экрана 4 м, то обрамление его должно быть шириною 0,8 м.

Обрамление выполняется черным бархатом, плюшем либо

91


План

План

Рис. 42. Изображение краев кадрового окна на экране: -

а — при отсутствии горизонтального

и вертикального углов проекции; б —

при больших

углах проекции.

матовой краской черного или темно-коричневого цвета на скошенных (под углом 30°) поверхностях обрамляющей рамы эк­ рана.

В широком экране обрамление может отсутствовать либо быть очень узким — до 50 см.

Если в зрительном зале кроме киносеансов проводятся и другие мероприятия с использованием сцены, то выполняют убирающийся или сворачивающийся экран. Для подъема эк­ рана устанавливают ручную или с электроприводом лебедку.

На качество проецируемого изображения влияют как све­ тотехнические свойства и размеры экрана, так и размещение экрана относительно кинопроектора и зрителей.

Если экран слишком смещен в сторону относительно кино­ проектора, низко опущен или высоко поднят, то из-за неодина­ ковой длины крайних лучей изображение кадрового окна на экране будет непрямоугольным (рис. 42 и 43), а с одной сторо­ ны, вверху или внизу будет нерезким.

Для получения неискаженного изображения экран должен быть установлен таким образом, чтобы оптическая ось кинопроекции была перпендикулярна к экрану — углы проекции были минимальными.

Углом проекции Р называется угол, образованный нор­ малью— перпендикуляром, опущенным к центру экрана, и оп­ тической осью объектива кинопроектора в горизонтальной и вертикальной плоскостях (Pi и Рг).

Вертикальный угол проекции бывает положительным (если оптическая ось кинопроектора выше перпендикуляра, опущен­ ного к центру экрана) и отрицательным (если оптическая ось

92

ниже перпендикуляра). Отрицательный угол встречается при работе на кино­ передвижках.

Углы проекции допускаются по го­ ризонтали до 6°, а по вертикали до 6° положительный и до 3° — отрицатель­ ный.

Так как яркость направленных (отра­ жающего и просветного) экранов зави­ сит от угла наблюдения, то для лучше­ го использования светотехнических свойств экрана необходимо наклонить его в центр тяжести зрительных мест — в середину зала.

Для обеспечения максимального угла зрения (видения) экран должен быть установлен на определенном расстоянии от первого ряда зрителей и на опреде­ ленной высоте (рис. 44).

а

5 *Рис. 43. Искажения

формы изображения

на вогнутом широком

 

экране:

а — при

большом верти­

кальном

угле проекции;

6 — при

горизонтальном

угле проекции.

План

1

Z

Рис. 44. Горизонтальные и вертикальный углы зрения.

93


Углом зрения а называется угол, образуемый плоскостью

экрана и линией зрения крайнего в первом ряду зрителя;' на­ правленной на противоположную удаленную кромку экрана.

Углы зрения бывают горизонтальные и вертикальные. Для показа обычных фильмов угол зрения должен быть по

горизонтали не менее 45°, а по вертикали — 40°. Для показа широкоэкранных фильмов горизонтальный угол (между лини­

ей зрения и хордой, стягивающей дугу экрана)

должен быть

не менее 32°.

- _______

При малых углах зрения лица на экране будут видны вытя­ нутыми и ряд деталей изображения восприниматься не будет.

Для обеспечения соответствующих углов зрения расстояние от экрана 2 до спинок кресел 1 первого ряда должно состав­

лять 1,5 ширины обычного и 0,8 широкого экрана. Например, при длине зрительного зала 30 м, ширине обычного экрана 6 м и широкого экрана 11,25 м это расстояние должно составлять

6X1,5 или 11,25X0,8=9

Расстояние от нижней кромки экрана до пола зала должно быть 1,5—2 м, а от верхней квомки до потолка — 1,7—0,5 м.

Расстояние между экраном и передней стеной зрительного зала должно быть 1 — 1,8 м при перфорированном экране н 0,1 м при неперфорированном.

В отдельных случаях, в приспосабливаемых помещениях, эти размеры могут быть нарушены.

Для удобного просмотра фильма, чтобы зрители не меша­ ли друг другу виде'ть экран, в зрительном зале делают подъ­ ем пола с таким расчетом, чтобы один ряд был выше друго­ го на 0,12 м.

Яркость экрана,

снижение посторонних засветок

и уход за экранами

Каждый кинопроектор обеспечивает определенный полез­ ный световой поток.

Полезным световым потоком кинопроектора называется световой поток, выходящий из объектива проектора при вра­ щающемся обтюраторе без фильма в кадровом окне. Напри­ мер, кинопроектор КПТ-2 обеспечивает световой поток 4000 лм, а кинопроектор ПП16-4 — 400 лм.

Пользуясь формулой, приведенной на стр. 65, можно было бы определить среднюю освещенность экрана. Однако неред­ ко по ряду причин (из-за неудовлетворительного технического состояния и .нарушения регулировки элементов осветительно­ проекционной системы проектора, ненормального режима пи­ тания источника света кинопроекции и др.) полезный свето­ вой поток кинопроектора может быть ниже.

Действительную освещенность экрана, обеспечиваемую


кинопроектором, проверяют специальным прибором — люкс­

метром..)(см. стр. 368).

Однако освещенность экрана не определяет качество изо­ бражения фильма на экране, воспринимаемого зрителями. Для зрителя важна не освещенность экрана, а его яркость, кото­ рая отразится экраном в направлении наблюдения.

От каждой точки экрана к каждому зрительному месту дол­

жно отразиться достаточное количество света требуемой

яр­

кости.

,

Очевидно, что хорошо окрашенный экран обеспечит боль­ шую яркость, чем экран'серый и грязный.

Яркость экрана является одним из важнейших условий, оп­ ределяющих качество кинопроекции.

Недостаточная яркость вызывает излишнее напряжение зре­ ния, утомляет глаза зрителей. Особенно она заметна при пока­ зе цветных фильмов — изображения выглядят блеклыми, без­ жизненными, теряются мелкие детали.

Чрезмерная яркость изображения увеличивает заметность па экране мельканий, дефектов фильмокопии (царапины, зер­ на, точки и т. д.), она ослепляет глаза и также утомляет зри­ телей.

Ввиду различной яркости экранов одна и та же фильмоко­ пия в различных кинотеатрах может восприниматься по-раз­ ному.

В соответствии с Нормкино, яркость в центре экрана для

показа

цветных и черно-белых фильмов должна составлять

+50

+15

ПО-30 асб, или 35—10 кг.

Чтобы изображение по всей площади экрана воспринима­ лось равномерно ярким, должен быть плавный переход от большой яркости в центре экрана к несколько меньшей ярко­ сти по краям его.

В соответствии с этим же Нормкино, коэффициент равно­ мерности яркости обычного экрана (отношение 'минимальной яркости к максимальной) должен быть не менее 0,65.

Для широких экранов равномерность яркости должна быть не менее 0,5.

Видимую яркость диффузного экрана В можно примерно узнать, умножив освещенность Е на коэффициент отражения

Р экрана:

£ = £■ р.

Кроме этого, яркость можно измерить непосредственно яркомером (см. стр. 371).

Отношение яркости светлой части объекта к яркости тем­ ной его части называется контрастом.

Для обеспечения контрастности изображения важно, чтобы на экран не падал посторонний свет, т. е. для высококачествен­ ной кинопроекции важно свести до минимума посторонние (па-

95


разитные) засветки экрана в самом зрительном зале и от ки­ ноаппаратной.

Из-за посторонних засветок на экране черные участки изоб­ ражения будут серыми, изображение белесым, как бы покры-- тым дымкой, цветопередача искаженной.

Для снижения засветок от световых отражений в зритель­ ном зале рекомендуется: 1) все поверхности, параллельные эк­ рану (заднюю стену зала, переднюю часть балкона и др.), окрашивать краской с малым коэффициентом отражения, 2) по­ верхности стен делать ребристыми, 3) часть потолка, прилегаю-. Шую к экрану, делать темного матового цвета, 4) снизить яр­ кость светильников над дверями, 5) следить за тем, чтобы в зрительный зал не проникал посторонний свет, в зале не было пыли, дыма.

Для снижения паразитных засветок из киноаппаратной не­

обходимо: 1)

объективы

применять

только

просветленные,

2) повседневно

следить за

чистотой кинопроекционной

оптики

и стекол настенных автоматических заслонок,

3) при монтаже

киноустановок

настенные

заслонки

на проекционных

окнах

устанавливать с хорошими стеклами и перпендикулярно осям объективов кинопроекторов, пучок проекционных лучей не дол­ жен срезаться стенками проекционных окон, 4) снизить яр­ кость светильников в киноаппаратной и 5) после зарядки филь­ ма в кинопроектор выключать местное освещение.

Немаловажную роль играет уход за экраном.

Полотно экрана должно быть плотно натянуто, хорошо ок­ рашено, его нужно оберегать от пыли, сырости и механических повреждений.

Периодически экран необходимо чистить пылесосом или щеткой с мягким длинным ворсом. Чистят экран, начиная с об­ рамления, вертикальными движениями сверху вниз.

Не реже одного раза в полгода экран, выполненный на по­ лотне, окрашивают.

Чаще всего для покраски применяется бариевое покрытие, рецепт которого указан в таблице 6.

 

 

 

Таблица б

Составные вещества

Процент

Назначение составных веществ

содержа­

 

ния

 

 

Барий сернокислый

42

Пигмент (красящее вещество),

 

 

обеспечивающий белизну

Желатин

1.6

Скрепляющее вещество

Глицерии

1.6

Для

эластичности

Ультрамарин (синька)

0,08

Для

уничтожения желтоватого

 

 

оттенка

96