ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
большой трубы спиральной пру |
|
||||
жины,связанной с крышкой ко |
|
||||
жуха, обеспечивает разматыва |
|
||||
ние и |
сматывание |
пластиката. |
|
||
-Когда |
пластикат |
вытягивается |
|
||
из кожуха, пружина взводится |
|
||||
и передает |
вращение |
большой |
|
||
трубе. При сворачивании плас |
|
||||
тиката малая труба прикрыва |
|
||||
ет собою щель кожуха, чем за |
|
||||
щищает пластикат от загрязне |
|
||||
ния. |
|
|
|
|
Рис. 41. Экран ЭПБ-С2, 6. |
Такая |
конструкция |
экрана |
|||
способствует его быстрой уста |
|
||||
новке в зале и укладке в поход |
|
||||
ное положение. |
|
|
|
||
При транспортировке экран укладывается в брезентовый |
|||||
чехол, |
который имеет ручку для переноски. |
Если такой экран подвешивается постоянно, то его кожух крепят вверху, а при помощи тросика вытягивают пластикат вниз.
В кинотеатрах устанавливают стационарные экраны. Конструкции стационарных экранов бывают различные. Это
может быть жесткая деревянная рама, которая с внутренней стороны имеет крючки, расположенные друг от друга на рас стоянии примерно 15 см. К крючкам при помощи шнура (диа- -метром 4 мм) натягивается экранное полотно с вертикально
расположенными швами, имеющее прочные края шириною 50 мм с пистонами (люверсами), либо полотно крепится по
верх рамы обойными гвоздями.
Широкий экран выполняют на металлической раме.
Для определения кривизны экрана на середине задней сте ны зрительного зала закрепляют один конец шнура, а к дру гому концу крепят карандаш, которым на полу в месте уста новки экрана вычерчивают кривую линию.
Затем, в соответствии с |
кривизной, с помощью планшайб |
к полу крепят вертикально |
установленные металлические тру |
бы. Снизу и сверху трубы связывают горизонтальными выгну тыми трубами такого же диаметра. Получается рама, верхнюю и нижнюю части которой дополнительно, с помощью крон штейнов, растяжек или стержней, крепят к потолку или стенам.
Для лучшего качества кинопоказа — получения точных раз меров экрана и резких краев изображения с лицевой стороны экрана делается обрамление шириной 0,2 ширины обычного эк рана с закруглениями в углах (с радиусом 0,05 высоты'экра на). Например, если ширина экрана 4 м, то обрамление его должно быть шириною 0,8 м.
Обрамление выполняется черным бархатом, плюшем либо
91
План |
План |
Рис. 42. Изображение краев кадрового окна на экране: -
а — при отсутствии горизонтального |
и вертикального углов проекции; б — |
при больших |
углах проекции. |
матовой краской черного или темно-коричневого цвета на скошенных (под углом 30°) поверхностях обрамляющей рамы эк рана.
В широком экране обрамление может отсутствовать либо быть очень узким — до 50 см.
Если в зрительном зале кроме киносеансов проводятся и другие мероприятия с использованием сцены, то выполняют убирающийся или сворачивающийся экран. Для подъема эк рана устанавливают ручную или с электроприводом лебедку.
На качество проецируемого изображения влияют как све тотехнические свойства и размеры экрана, так и размещение экрана относительно кинопроектора и зрителей.
Если экран слишком смещен в сторону относительно кино проектора, низко опущен или высоко поднят, то из-за неодина ковой длины крайних лучей изображение кадрового окна на экране будет непрямоугольным (рис. 42 и 43), а с одной сторо ны, вверху или внизу будет нерезким.
Для получения неискаженного изображения экран должен быть установлен таким образом, чтобы оптическая ось кинопроекции была перпендикулярна к экрану — углы проекции были минимальными.
Углом проекции Р называется угол, образованный нор малью— перпендикуляром, опущенным к центру экрана, и оп тической осью объектива кинопроектора в горизонтальной и вертикальной плоскостях (Pi и Рг).
Вертикальный угол проекции бывает положительным (если оптическая ось кинопроектора выше перпендикуляра, опущен ного к центру экрана) и отрицательным (если оптическая ось
92
ниже перпендикуляра). Отрицательный угол встречается при работе на кино передвижках.
Углы проекции допускаются по го ризонтали до 6°, а по вертикали до 6° положительный и до 3° — отрицатель ный.
Так как яркость направленных (отра жающего и просветного) экранов зави сит от угла наблюдения, то для лучше го использования светотехнических свойств экрана необходимо наклонить его в центр тяжести зрительных мест — в середину зала.
Для обеспечения максимального угла зрения (видения) экран должен быть установлен на определенном расстоянии от первого ряда зрителей и на опреде ленной высоте (рис. 44).
а
5 *Рис. 43. Искажения
формы изображения
на вогнутом широком |
|
|
экране: |
а — при |
большом верти |
кальном |
угле проекции; |
6 — при |
горизонтальном |
угле проекции.
План |
1 |
Z |
Рис. 44. Горизонтальные и вертикальный углы зрения.
93
Углом зрения а называется угол, образуемый плоскостью
экрана и линией зрения крайнего в первом ряду зрителя;' на правленной на противоположную удаленную кромку экрана.
Углы зрения бывают горизонтальные и вертикальные. Для показа обычных фильмов угол зрения должен быть по
горизонтали не менее 45°, а по вертикали — 40°. Для показа широкоэкранных фильмов горизонтальный угол (между лини
ей зрения и хордой, стягивающей дугу экрана) |
должен быть |
не менее 32°. |
- _______ |
При малых углах зрения лица на экране будут видны вытя нутыми и ряд деталей изображения восприниматься не будет.
Для обеспечения соответствующих углов зрения расстояние от экрана 2 до спинок кресел 1 первого ряда должно состав
лять 1,5 ширины обычного и 0,8 широкого экрана. Например, при длине зрительного зала 30 м, ширине обычного экрана 6 м и широкого экрана 11,25 м это расстояние должно составлять
6X1,5 или 11,25X0,8=9
Расстояние от нижней кромки экрана до пола зала должно быть 1,5—2 м, а от верхней квомки до потолка — 1,7—0,5 м.
Расстояние между экраном и передней стеной зрительного зала должно быть 1 — 1,8 м при перфорированном экране н 0,1 м при неперфорированном.
В отдельных случаях, в приспосабливаемых помещениях, эти размеры могут быть нарушены.
Для удобного просмотра фильма, чтобы зрители не меша ли друг другу виде'ть экран, в зрительном зале делают подъ ем пола с таким расчетом, чтобы один ряд был выше друго го на 0,12 м.
Яркость экрана,
снижение посторонних засветок
и уход за экранами
Каждый кинопроектор обеспечивает определенный полез ный световой поток.
Полезным световым потоком кинопроектора называется световой поток, выходящий из объектива проектора при вра щающемся обтюраторе без фильма в кадровом окне. Напри мер, кинопроектор КПТ-2 обеспечивает световой поток 4000 лм, а кинопроектор ПП16-4 — 400 лм.
Пользуясь формулой, приведенной на стр. 65, можно было бы определить среднюю освещенность экрана. Однако неред ко по ряду причин (из-за неудовлетворительного технического состояния и .нарушения регулировки элементов осветительно проекционной системы проектора, ненормального режима пи тания источника света кинопроекции и др.) полезный свето вой поток кинопроектора может быть ниже.
Действительную освещенность экрана, обеспечиваемую
кинопроектором, проверяют специальным прибором — люкс
метром..)(см. стр. 368).
Однако освещенность экрана не определяет качество изо бражения фильма на экране, воспринимаемого зрителями. Для зрителя важна не освещенность экрана, а его яркость, кото рая отразится экраном в направлении наблюдения.
От каждой точки экрана к каждому зрительному месту дол
жно отразиться достаточное количество света требуемой |
яр |
кости. |
, |
Очевидно, что хорошо окрашенный экран обеспечит боль шую яркость, чем экран'серый и грязный.
Яркость экрана является одним из важнейших условий, оп ределяющих качество кинопроекции.
Недостаточная яркость вызывает излишнее напряжение зре ния, утомляет глаза зрителей. Особенно она заметна при пока зе цветных фильмов — изображения выглядят блеклыми, без жизненными, теряются мелкие детали.
Чрезмерная яркость изображения увеличивает заметность па экране мельканий, дефектов фильмокопии (царапины, зер на, точки и т. д.), она ослепляет глаза и также утомляет зри телей.
Ввиду различной яркости экранов одна и та же фильмоко пия в различных кинотеатрах может восприниматься по-раз ному.
В соответствии с Нормкино, яркость в центре экрана для
показа |
цветных и черно-белых фильмов должна составлять |
+50 |
+15 |
ПО-30 асб, или 35—10 кг.
Чтобы изображение по всей площади экрана воспринима лось равномерно ярким, должен быть плавный переход от большой яркости в центре экрана к несколько меньшей ярко сти по краям его.
В соответствии с этим же Нормкино, коэффициент равно мерности яркости обычного экрана (отношение 'минимальной яркости к максимальной) должен быть не менее 0,65.
Для широких экранов равномерность яркости должна быть не менее 0,5.
Видимую яркость диффузного экрана В можно примерно узнать, умножив освещенность Е на коэффициент отражения
Р экрана:
£ = £■ р.
Кроме этого, яркость можно измерить непосредственно яркомером (см. стр. 371).
Отношение яркости светлой части объекта к яркости тем ной его части называется контрастом.
Для обеспечения контрастности изображения важно, чтобы на экран не падал посторонний свет, т. е. для высококачествен ной кинопроекции важно свести до минимума посторонние (па-
95
разитные) засветки экрана в самом зрительном зале и от ки ноаппаратной.
Из-за посторонних засветок на экране черные участки изоб ражения будут серыми, изображение белесым, как бы покры-- тым дымкой, цветопередача искаженной.
Для снижения засветок от световых отражений в зритель ном зале рекомендуется: 1) все поверхности, параллельные эк рану (заднюю стену зала, переднюю часть балкона и др.), окрашивать краской с малым коэффициентом отражения, 2) по верхности стен делать ребристыми, 3) часть потолка, прилегаю-. Шую к экрану, делать темного матового цвета, 4) снизить яр кость светильников над дверями, 5) следить за тем, чтобы в зрительный зал не проникал посторонний свет, в зале не было пыли, дыма.
Для снижения паразитных засветок из киноаппаратной не
обходимо: 1) |
объективы |
применять |
только |
просветленные, |
|
2) повседневно |
следить за |
чистотой кинопроекционной |
оптики |
||
и стекол настенных автоматических заслонок, |
3) при монтаже |
||||
киноустановок |
настенные |
заслонки |
на проекционных |
окнах |
устанавливать с хорошими стеклами и перпендикулярно осям объективов кинопроекторов, пучок проекционных лучей не дол жен срезаться стенками проекционных окон, 4) снизить яр кость светильников в киноаппаратной и 5) после зарядки филь ма в кинопроектор выключать местное освещение.
Немаловажную роль играет уход за экраном.
Полотно экрана должно быть плотно натянуто, хорошо ок рашено, его нужно оберегать от пыли, сырости и механических повреждений.
Периодически экран необходимо чистить пылесосом или щеткой с мягким длинным ворсом. Чистят экран, начиная с об рамления, вертикальными движениями сверху вниз.
Не реже одного раза в полгода экран, выполненный на по лотне, окрашивают.
Чаще всего для покраски применяется бариевое покрытие, рецепт которого указан в таблице 6.
|
|
|
Таблица б |
Составные вещества |
Процент |
Назначение составных веществ |
|
содержа |
|||
|
ния |
|
|
Барий сернокислый |
42 |
Пигмент (красящее вещество), |
|
|
|
обеспечивающий белизну |
|
Желатин |
1.6 |
Скрепляющее вещество |
|
Глицерии |
1.6 |
Для |
эластичности |
Ультрамарин (синька) |
0,08 |
Для |
уничтожения желтоватого |
|
|
оттенка |
96