ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
порваться или получить повреждения, а звуковоспроизведение будет искаженным и опередит соответствующее изображение. При больших петлях может произойти порча фильма и отста вание звука от изображения. Кроме этого, несоответствующие петли вызывают шум при работе кинопроектора.
Количество кадров, проецируемых на экран в течение одной секунды, называется частотой кинопроекции.
Частота кинопроекции для всех звуковых кинопроекторов обычного, широкоэкранного и широкоформатного кино, как и при киносъемке, составляет 24 кадра в секунду. При этом ско рость движения 35-миллиметровых фильмов — 456 мм в секун ду, или 27,36 м в минуту, 16-миллиметровых фильмов— 183 льи в секунду, или 11 м в минуту, и широкоформатных — 570 мм в секунду, или 34,2 м в минуту.
Если частота кинопроекции будет меньшей, чем была час тота киносъемки и звукозаписи, то движения на экране будут медленными, а звук низким. Если частота кинопроекции будет большей, то движения на экране будут быстрыми, а звук вы соким.
Киноустановки, как правило, имеют по два кинопроектора, на которых поочередно демонстрируются части фильма. Как только заканчивается часть на одном кинопроекторе, включа ется в работу другой кинопроектор — происходит так называе мый переход с поста на пост. При согласованной и качествен ной работе киномехаников зрители этого перехода не замечают.
Зная длину (метраж) фильма и количество метров, которое проходит через кинопроектор в течение одной минуты, можно определить продолжительность киносеанса. Для этого количе ство метров фильма делят на количество метров, проходящих через кинопроектор в течение одной минуты. Затем полученное число делят на 60 и получают продолжительность сеанса в ча сах, а остаток будет составлять минуты.
Например, 35-миллнметровый фильм имеет длину 2500 м,
следовательно, при непрерывной кинопроекции сеанс про длится:
2500:27,36=91 мин.: 60=1 час 31 мин.
Если кинопроекция осуществляется с помощью одного ки нопроектора, то к этому времени добавляется примерно по I минуте на каждый перерыв для перезарядки части.
Основные системы кинематографа
Человек обладает центральным и периферическим зрением. Центральное зрение хорошо воспринимает все мелкие детали изображения. Периферическое зрение — это зрение крайними «уголками» неподвижных глаз. Оно обеспечивает в поле зре ния угол по горизонтали 160° и по вертикали 80—90°. При этом
21
6
Рис. 8. Схемы обычной (о) н широкоэкранной (б) кинопроекции.
предметы воспринимаются нечетко, но человек определяет нх появление н исчезновение.
Благодаря физиологической особенности слуха человек, слу шая речь, музыку или другое звучание, всегда может опреде лить, откуда аоу него доносится звук.
Система звукопередачи, при которой отчетливо, даже с за крытыми глазами, можно судить, где находится и куда продви гается источник звука, называется стереофонической, или про странственной, системой.
22
В обычном кинематографе (рис. 8, а) кадр 35-миллиметро
вого фильма и его увеличенное изображение на экране имеет соотношение сторон 1 : 1,375. В этой системе большая ограни ченность поля зрения, а именно, угол рассматривания изобра жения па экране зрителем, сидящим в середине первого ряда, составляет по горизонтали 40° (рис. 9, а) и по вертикали 22°.
Звуковое сопровождение одноканалыюе — в фильме имеет ся одна фонограмма, которая читается читающей оптикой, по сле чего модулированные световые колебания превращаются фотоумножителем в электрический ток, который усиливается усилителем и с помощью громкоговорителя преобразуется в звуковые колебания.
Около экрана установлены один или два громкоговорителя, которые обеспечивают одинаковое звучание несмотря на то, что звучащий объект, например, сначала находился справа экрана, а затем перешел в противоположную сторону.
Таким образом, в обычном кино зритель является наблюда телем, он видит изображение на небольшом экране в рамке (как бы через окно) и слышит звук, исходящий из одной или двух точек, независимо от того, где находится звучащий объект.
Установлено, что повышению впечатления от фильма спо собствует увеличенное поле зрения, заполненное изображением прежде всего в горизонтальном направлении.
В целях максимального приближения кинопоказа к естест венному восприятию начали приниматься меры к увеличению угловых размеров экрана — приближению угла рассматрива ния его к углу поля зрения глаза, т. е. использованию как цент рального, так и периферического зрения, и обеспечению стерео фонического звучания.
В широкоэкранном кинематографе с анаморфированным кадром, получившем за последние годы широкое распростране ние, также применяется 35-миллиметровая кинопленка, а при съемке и проекции используется анаморфотная оптика *.
Анаморфотная оптика в виде насадки крепится на объекти ве обычного киносъемочного аппарата при съемке и на объек тиве кинопроекционного аппарата при кинопроекции.
При киносъемке с помощью анаморфотной насадки изобра
жения «сжимаются», вследствие |
чего заснятые и отпечатан |
ные кадры фильма выглядят |
искаженными — вытянутыми |
вверх. |
(рис. 8, б) подобная анамор |
При проекции такого фильма |
|
фотная насадка «растягивает» |
(дезанаморфирует) изображе- |
i.ne кадра по ширине. В результате на экране получается уве личенное и правильное изображение, соответствующее снятым объектам.
* Анаморфоз (греч.) означает искаженный, неправильный рису
нок.
23
Рис. 9. Углы рассматривания в обычном (а) и широкоэкран ном (б) кино.
Экран в широкоэкранном кино по сравнению с обычным почти в два раза шире, с соотношением сторон 1 :2,35 (где 2,35 ширина экрана по хорде).
Для обеспечения равномерной яркости по всему полю эк рана он делается вогнутым (криволинейным или цилиндриче ским), а чтобы при размещении за экраном громкоговорителей не снижалось качество звуковоспроизведения, экран перфори рован.
Такая система кинематографа позволяет заснять и показать на экране почти вдвое больше изображений, чем в обычном кино, при этом угол рассматривания в центре первого ряда со ставляет по горизонтали 70° (рис. 9, б). Вследствие такого уг
ла рассматривания появляется так называемый «эффект уча стия», или «эффект присутствия», при котором зритель уже не является наблюдателем, а как бы присутствует ' при происхо дящих на экране событиях, чувствует себя участником их.
Первые отечественные широкоэкранные кинофильмы обес печивали стереофоническое звуковоспроизведение с помощью четырех магнитных фонограмм. В настоящее время широкоэк ранные кинофильмы выпускаются только с одноканальной мо нофонической оптической фонограммой, что вызвано в основ ном международным обменом фильмами.
Преимуществом широкоэкранной кинопроекции наряду с отмеченными является и то, что при этой системе применяется кинопленка тех же размеров, что и в обычном кино, использу ется та же киносъемочная, кинокопировальная и кинопроекци онная аппаратура.
Однако широкоэкранная система с анаморфированным кад ром имеет и ряд недостатков: «эффект участия» появляется только у зрителей, сидящих в половине зала, расположенной ближе к экрану; изображение на экране получается недоста
24
точно резким, зернистым, а иногда и искаженным. Для показа широкоэкранных фильмов кинопроекторы должны обладать большим полезным световым потоком.
Кроме широкоэкранных фильмов с анаморфированным кад ром выпускаются и особенно распространены за рубежом ши рокоэкранные фильмы с кашетированным кадром.
В таких фильмах используется также 35-миллиметровая ки нопленка, высота кадров значительно уменьшена (11,5 или 15,2 мм), а межкадровая черта увеличена. Соотношение сторон
кадра и экрана в этой системе 1 : 1,85 и 1 : 1,66. Преимуществами широкоэкранного кино с кашетированным
кадром’ являются: использование стандартной кинопленки, ки носъемочной и кинопроекционной аппаратуры, только приме няется вкладыш с меньшим по высоте кадровым окном и объ ектив с меньшим фокусным расстоянием (если, например, для обычных фильмов объектив с f= 13 см, то для кашетированных с /= 10 см).
Основным недостатком этой системы является уменьшение кадра и светового потока кинопроектора. Если же демонстри ровать такой фильм на обычном экране, то вверху и внизу его будут видны большие темные горизонтальные полосы.
В широкоформатном кинематографе (рис. 10) используется 70-миллиметровая кинопленка и киносъемочный аппарат с объ ективом, имеющим угол зрения около 120°.
Размер кадра в широкоформатном фильме обеспечивает благоприятное соотношение сторон изображения на экране 1 :2,2 (где 2,2 — ширина экрана по хорде).
Кинопроекция широкоформатного фильма производится так же, как в обычном кино.
Горизонтальный угол рассматривания изображения в этой системе в центре первого ряда составляет 120°.
При показе широкоформатного фильма обеспечивается хо рошая видимость с большинства мест большого зрительного зала, а «эффект участия» особенно проявляется тогда, когда вогнутый экран занимает всю переднюю стену зала. На боль^ - шом экране усиливается ощущение глубины и реальности изоб ражения, что подчеркивается многоканальной стереофо нией.
Стереофоническое звуковоспроизведение повышает качество звукопередачи, дает возможность при кинопоказе осуществить одновременное перемещение изображения с источником звука и создать звуковые эффекты в зрительном зале.
Оно достигается путем воспроизведения шестиканальной (многоканальной) записи звука, которая выполнена с помощью шести микрофонов и звукозаписывающих устройств.
При киносъемке пять микрофонов устанавливаются в пяти точках у снимаемой сцены и с помощью усилителей образуют на фильме пять фонограмм. Шестая фонограмма получается
25
5
Рис. 10. Схема проекции широкоформатного фильма со стерео фоническим звуковоспроизведением.
от записи звуковых эффектов (шума дождя, стрельбы, гула са молетов, раскатов грома, свистков и т. д.).
В целях обеспечения лучшего качества записи звука и раз мещения фонограмм запись звука выполняется по магнитному способу.
Шесть магнитных дорожек звукозаписи нанесены на основу пленки 1 около перфораций (из них две пары сплошного поли
ва) .
26
Пять магнитных фонограмм с помощью магнитных голо вок 2 кинопроектора, усилителей 3 и расположенных в пяти точках за экраном 4 двухполосных громкоговорителей 5 обес
печивают стереофоническое звуковоспроизведение — звук доно сится из той точки экрана, где находится звучащий объект. При движении звучащего объекта слева направо громкий звук бу дет обеспечивать сначала первая фонограмма,'затем вторая, третья, четвертая и наконец пятая.
Шестая магнитная фонограмма с помощью шестой магнит ной головки кинопроектора, усилителя и расположенных на бо ковых н задней стенах зрительного зала громкоговорителей 6
обеспечивает звуковые эффекты.
Таким образом, звуковоспроизведение в широкоформатном кинотеатре обеспечивается из нескольких точек, чем создается эффект перемещения звука по экрану и в зрительном зале в соответствии с происходящими на экране действиями.
Применение магнитной шестиканальной стереофонической записи звука и увеличение скорости движения фонограмм дало возможность резко повысить качество звучания.
Несмотря на то, что в широкоформатном кино по сравне нию с широкоэкранным (и обычным) расходуется кинопленки вдвое больше по ширине и примерно на 25% больше по длине, ^тот вид кинематографа по сравнению с широкоэкранным име ет ряд преимуществ.
Применение в системе широкоформатного кино для съемки и печати пленки 70-миллиметровой ширины обеспечивает вы сококачественную кинопроекцию — большое увеличение изоб ражения с сохранением хорошей резкости и отсутствием за метной зернистости, обеспечивается также хорошая цветопере дача. «Эффект участия» достигается одной киносъемочной ка мерой, привычной технологией съемки и печати фильмокопий, одним универсальным кинопроектором.
С 70-мнллиметрового негатива можно печатать кроме ши рокоформатных 70-миллиметровых фильмокопий широкоэкран ные и обычные 35-миллиметровые фильмокопии и 16-миллимет ровые узкопленочные фильмы.
Широкоформатное кино оборудуется в кинотеатрах вмести мостью от 800 мест, но допускается и в залах от 500 мест.
Г Л А В А II
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ФИЛЬМОКОПИЙ
Основные требования к фильмокопиям
Фильмокопия должна быть определенных размеров, не иметь дефектов фотографического и механического характера.
Размеры фильма имеют большое значение. Малейшие по грешности в них вызывают при увеличении изображения на эк ране неустойчивость его и изменение резкости, повреждения перфорации и поверхности (изображения и фонограммы), со кращают срок службы копии фильма.
Основные размеры распространенных форматов фильма (новых копий) приведены на рис. 11 и в таблице 1.
Ширина фильма измеряется штангенциркулем или специ альным шаблоном, а толщина — микрометром.
Шаг перфорации измеряется специальной или 500-милли метровой линейкой (см. стр. 40).
Каждая часть нового 35-миллиметрового обычного или широкоэкранного фильма имеет длину не менее 230 и не более 280 м. Длина последней части может быть меньше, но не ме нее 150 м.
Полнометражный 35-миллиметровый фильм состоит из 7—
10 частей общей длиной в среднем |
2700 м, |
короткометражный |
35-миллпметровый фильм из 1—6 |
частей |
общей длиной до |
1800 м. |
|
|
Длина каждой части 16-миллиметрового фильма равна при мерно 120 м. Полнометражный фильм частями склеивается в
600-метровые рулоны.
В 16-миллиметровом фильме с магнитной фонограммой ря дом с перфорационной дорожкой нанесен балансирующий слой, который обеспечивает одинаковую толщину фильма с обе их сторон, что важно для нормальной резкости изображения при кинопроекции.
Каждый рулон 70-миллиметрового фильма состоит из двух частей общей длиной 580—700 м. Длина последней части не
менее 240 «.
Особые требования предъявляются к фотографической об работке фильмокопии.
28
Рис. 11. Размеры основных фильмов:
а — 35-мнллимегровый обычный; б — 16-мнллнметровый; в — широкоэк ранный; г -т широкоформатный.
Низкое качество фотографической обработки фильмокопии вызывает на экране неконтрастность (отсутствие разницы ос вещенности снятых объектов), вялость и неудовлетворительною освещенность изображений, а в звуковоспроизведении — недос таточную громкость и искажения звука.
Изображения в фильмокопии должны быть соответствую щей плотности, отпечатаны в ровном тоне (без резких перехо дов от очень вялых к очень контрастным тонам), не иметь за грязнений. -
Особенно важна одинаковая плотность всех частей в цвет ных фильмокопиях, так как при проекции дефектных цветных фильмов изображение выглядит белесым, без насыщенности цветов.
Оптическая фонограмма в фильмокопии должна быть ров ной плотности, контрастной, т. е. очерчена резкими профилями зубцов. Плохо очерченные, размытые зубцы фонограммы отри цательно сказываются на воспроизведении букв «с», «ч», «ш» и «щ» и некоторых звуков музыкальных инструментов. Заплыванне, излишнее почернение прозрачной части фонограммы соз дает в звуковоспроизведении дополнительный шум.
Фонограмма не должна быть также смещена в сторону, так как это вызывает искажения (при поперечной фонограмме) и снижение громкости звука.
29