Файл: Красовский, Э. Э. Пособие киномеханику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

порваться или получить повреждения, а звуковоспроизведение будет искаженным и опередит соответствующее изображение. При больших петлях может произойти порча фильма и отста­ вание звука от изображения. Кроме этого, несоответствующие петли вызывают шум при работе кинопроектора.

Количество кадров, проецируемых на экран в течение одной секунды, называется частотой кинопроекции.

Частота кинопроекции для всех звуковых кинопроекторов обычного, широкоэкранного и широкоформатного кино, как и при киносъемке, составляет 24 кадра в секунду. При этом ско­ рость движения 35-миллиметровых фильмов — 456 мм в секун­ ду, или 27,36 м в минуту, 16-миллиметровых фильмов— 183 льи в секунду, или 11 м в минуту, и широкоформатных — 570 мм в секунду, или 34,2 м в минуту.

Если частота кинопроекции будет меньшей, чем была час­ тота киносъемки и звукозаписи, то движения на экране будут медленными, а звук низким. Если частота кинопроекции будет большей, то движения на экране будут быстрыми, а звук вы­ соким.

Киноустановки, как правило, имеют по два кинопроектора, на которых поочередно демонстрируются части фильма. Как только заканчивается часть на одном кинопроекторе, включа­ ется в работу другой кинопроектор — происходит так называе­ мый переход с поста на пост. При согласованной и качествен­ ной работе киномехаников зрители этого перехода не замечают.

Зная длину (метраж) фильма и количество метров, которое проходит через кинопроектор в течение одной минуты, можно определить продолжительность киносеанса. Для этого количе­ ство метров фильма делят на количество метров, проходящих через кинопроектор в течение одной минуты. Затем полученное число делят на 60 и получают продолжительность сеанса в ча­ сах, а остаток будет составлять минуты.

Например, 35-миллнметровый фильм имеет длину 2500 м,

следовательно, при непрерывной кинопроекции сеанс про­ длится:

2500:27,36=91 мин.: 60=1 час 31 мин.

Если кинопроекция осуществляется с помощью одного ки­ нопроектора, то к этому времени добавляется примерно по I минуте на каждый перерыв для перезарядки части.

Основные системы кинематографа

Человек обладает центральным и периферическим зрением. Центральное зрение хорошо воспринимает все мелкие детали изображения. Периферическое зрение — это зрение крайними «уголками» неподвижных глаз. Оно обеспечивает в поле зре­ ния угол по горизонтали 160° и по вертикали 80—90°. При этом

21


6

Рис. 8. Схемы обычной (о) н широкоэкранной (б) кинопроекции.

предметы воспринимаются нечетко, но человек определяет нх появление н исчезновение.

Благодаря физиологической особенности слуха человек, слу­ шая речь, музыку или другое звучание, всегда может опреде­ лить, откуда аоу него доносится звук.

Система звукопередачи, при которой отчетливо, даже с за­ крытыми глазами, можно судить, где находится и куда продви­ гается источник звука, называется стереофонической, или про­ странственной, системой.

22

В обычном кинематографе (рис. 8, а) кадр 35-миллиметро­

вого фильма и его увеличенное изображение на экране имеет соотношение сторон 1 : 1,375. В этой системе большая ограни­ ченность поля зрения, а именно, угол рассматривания изобра­ жения па экране зрителем, сидящим в середине первого ряда, составляет по горизонтали 40° (рис. 9, а) и по вертикали 22°.

Звуковое сопровождение одноканалыюе — в фильме имеет­ ся одна фонограмма, которая читается читающей оптикой, по­ сле чего модулированные световые колебания превращаются фотоумножителем в электрический ток, который усиливается усилителем и с помощью громкоговорителя преобразуется в звуковые колебания.

Около экрана установлены один или два громкоговорителя, которые обеспечивают одинаковое звучание несмотря на то, что звучащий объект, например, сначала находился справа экрана, а затем перешел в противоположную сторону.

Таким образом, в обычном кино зритель является наблюда­ телем, он видит изображение на небольшом экране в рамке (как бы через окно) и слышит звук, исходящий из одной или двух точек, независимо от того, где находится звучащий объект.

Установлено, что повышению впечатления от фильма спо­ собствует увеличенное поле зрения, заполненное изображением прежде всего в горизонтальном направлении.

В целях максимального приближения кинопоказа к естест­ венному восприятию начали приниматься меры к увеличению угловых размеров экрана — приближению угла рассматрива­ ния его к углу поля зрения глаза, т. е. использованию как цент­ рального, так и периферического зрения, и обеспечению стерео­ фонического звучания.

В широкоэкранном кинематографе с анаморфированным кадром, получившем за последние годы широкое распростране­ ние, также применяется 35-миллиметровая кинопленка, а при съемке и проекции используется анаморфотная оптика *.

Анаморфотная оптика в виде насадки крепится на объекти­ ве обычного киносъемочного аппарата при съемке и на объек­ тиве кинопроекционного аппарата при кинопроекции.

При киносъемке с помощью анаморфотной насадки изобра­

жения «сжимаются», вследствие

чего заснятые и отпечатан­

ные кадры фильма выглядят

искаженными — вытянутыми

вверх.

(рис. 8, б) подобная анамор­

При проекции такого фильма

фотная насадка «растягивает»

(дезанаморфирует) изображе-

i.ne кадра по ширине. В результате на экране получается уве­ личенное и правильное изображение, соответствующее снятым объектам.

* Анаморфоз (греч.) означает искаженный, неправильный рису­

нок.

23


Рис. 9. Углы рассматривания в обычном (а) и широкоэкран­ ном (б) кино.

Экран в широкоэкранном кино по сравнению с обычным почти в два раза шире, с соотношением сторон 1 :2,35 (где 2,35 ширина экрана по хорде).

Для обеспечения равномерной яркости по всему полю эк­ рана он делается вогнутым (криволинейным или цилиндриче­ ским), а чтобы при размещении за экраном громкоговорителей не снижалось качество звуковоспроизведения, экран перфори­ рован.

Такая система кинематографа позволяет заснять и показать на экране почти вдвое больше изображений, чем в обычном кино, при этом угол рассматривания в центре первого ряда со­ ставляет по горизонтали 70° (рис. 9, б). Вследствие такого уг­

ла рассматривания появляется так называемый «эффект уча­ стия», или «эффект присутствия», при котором зритель уже не является наблюдателем, а как бы присутствует ' при происхо­ дящих на экране событиях, чувствует себя участником их.

Первые отечественные широкоэкранные кинофильмы обес­ печивали стереофоническое звуковоспроизведение с помощью четырех магнитных фонограмм. В настоящее время широкоэк­ ранные кинофильмы выпускаются только с одноканальной мо­ нофонической оптической фонограммой, что вызвано в основ­ ном международным обменом фильмами.

Преимуществом широкоэкранной кинопроекции наряду с отмеченными является и то, что при этой системе применяется кинопленка тех же размеров, что и в обычном кино, использу­ ется та же киносъемочная, кинокопировальная и кинопроекци­ онная аппаратура.

Однако широкоэкранная система с анаморфированным кад­ ром имеет и ряд недостатков: «эффект участия» появляется только у зрителей, сидящих в половине зала, расположенной ближе к экрану; изображение на экране получается недоста­

24

точно резким, зернистым, а иногда и искаженным. Для показа широкоэкранных фильмов кинопроекторы должны обладать большим полезным световым потоком.

Кроме широкоэкранных фильмов с анаморфированным кад­ ром выпускаются и особенно распространены за рубежом ши­ рокоэкранные фильмы с кашетированным кадром.

В таких фильмах используется также 35-миллиметровая ки­ нопленка, высота кадров значительно уменьшена (11,5 или 15,2 мм), а межкадровая черта увеличена. Соотношение сторон

кадра и экрана в этой системе 1 : 1,85 и 1 : 1,66. Преимуществами широкоэкранного кино с кашетированным

кадром’ являются: использование стандартной кинопленки, ки­ носъемочной и кинопроекционной аппаратуры, только приме­ няется вкладыш с меньшим по высоте кадровым окном и объ­ ектив с меньшим фокусным расстоянием (если, например, для обычных фильмов объектив с f= 13 см, то для кашетированных с /= 10 см).

Основным недостатком этой системы является уменьшение кадра и светового потока кинопроектора. Если же демонстри­ ровать такой фильм на обычном экране, то вверху и внизу его будут видны большие темные горизонтальные полосы.

В широкоформатном кинематографе (рис. 10) используется 70-миллиметровая кинопленка и киносъемочный аппарат с объ­ ективом, имеющим угол зрения около 120°.

Размер кадра в широкоформатном фильме обеспечивает благоприятное соотношение сторон изображения на экране 1 :2,2 (где 2,2 — ширина экрана по хорде).

Кинопроекция широкоформатного фильма производится так же, как в обычном кино.

Горизонтальный угол рассматривания изображения в этой системе в центре первого ряда составляет 120°.

При показе широкоформатного фильма обеспечивается хо­ рошая видимость с большинства мест большого зрительного зала, а «эффект участия» особенно проявляется тогда, когда вогнутый экран занимает всю переднюю стену зала. На боль^ - шом экране усиливается ощущение глубины и реальности изоб­ ражения, что подчеркивается многоканальной стереофо­ нией.

Стереофоническое звуковоспроизведение повышает качество звукопередачи, дает возможность при кинопоказе осуществить одновременное перемещение изображения с источником звука и создать звуковые эффекты в зрительном зале.

Оно достигается путем воспроизведения шестиканальной (многоканальной) записи звука, которая выполнена с помощью шести микрофонов и звукозаписывающих устройств.

При киносъемке пять микрофонов устанавливаются в пяти точках у снимаемой сцены и с помощью усилителей образуют на фильме пять фонограмм. Шестая фонограмма получается

25


5

Рис. 10. Схема проекции широкоформатного фильма со стерео­ фоническим звуковоспроизведением.

от записи звуковых эффектов (шума дождя, стрельбы, гула са­ молетов, раскатов грома, свистков и т. д.).

В целях обеспечения лучшего качества записи звука и раз­ мещения фонограмм запись звука выполняется по магнитному способу.

Шесть магнитных дорожек звукозаписи нанесены на основу пленки 1 около перфораций (из них две пары сплошного поли­

ва) .

26

Пять магнитных фонограмм с помощью магнитных голо­ вок 2 кинопроектора, усилителей 3 и расположенных в пяти точках за экраном 4 двухполосных громкоговорителей 5 обес­

печивают стереофоническое звуковоспроизведение — звук доно­ сится из той точки экрана, где находится звучащий объект. При движении звучащего объекта слева направо громкий звук бу­ дет обеспечивать сначала первая фонограмма,'затем вторая, третья, четвертая и наконец пятая.

Шестая магнитная фонограмма с помощью шестой магнит­ ной головки кинопроектора, усилителя и расположенных на бо­ ковых н задней стенах зрительного зала громкоговорителей 6

обеспечивает звуковые эффекты.

Таким образом, звуковоспроизведение в широкоформатном кинотеатре обеспечивается из нескольких точек, чем создается эффект перемещения звука по экрану и в зрительном зале в соответствии с происходящими на экране действиями.

Применение магнитной шестиканальной стереофонической записи звука и увеличение скорости движения фонограмм дало возможность резко повысить качество звучания.

Несмотря на то, что в широкоформатном кино по сравне­ нию с широкоэкранным (и обычным) расходуется кинопленки вдвое больше по ширине и примерно на 25% больше по длине, ^тот вид кинематографа по сравнению с широкоэкранным име­ ет ряд преимуществ.

Применение в системе широкоформатного кино для съемки и печати пленки 70-миллиметровой ширины обеспечивает вы­ сококачественную кинопроекцию — большое увеличение изоб­ ражения с сохранением хорошей резкости и отсутствием за­ метной зернистости, обеспечивается также хорошая цветопере­ дача. «Эффект участия» достигается одной киносъемочной ка­ мерой, привычной технологией съемки и печати фильмокопий, одним универсальным кинопроектором.

С 70-мнллиметрового негатива можно печатать кроме ши­ рокоформатных 70-миллиметровых фильмокопий широкоэкран­ ные и обычные 35-миллиметровые фильмокопии и 16-миллимет­ ровые узкопленочные фильмы.

Широкоформатное кино оборудуется в кинотеатрах вмести­ мостью от 800 мест, но допускается и в залах от 500 мест.


Г Л А В А II

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ФИЛЬМОКОПИЙ

Основные требования к фильмокопиям

Фильмокопия должна быть определенных размеров, не иметь дефектов фотографического и механического характера.

Размеры фильма имеют большое значение. Малейшие по­ грешности в них вызывают при увеличении изображения на эк­ ране неустойчивость его и изменение резкости, повреждения перфорации и поверхности (изображения и фонограммы), со­ кращают срок службы копии фильма.

Основные размеры распространенных форматов фильма (новых копий) приведены на рис. 11 и в таблице 1.

Ширина фильма измеряется штангенциркулем или специ­ альным шаблоном, а толщина — микрометром.

Шаг перфорации измеряется специальной или 500-милли­ метровой линейкой (см. стр. 40).

Каждая часть нового 35-миллиметрового обычного или широкоэкранного фильма имеет длину не менее 230 и не более 280 м. Длина последней части может быть меньше, но не ме­ нее 150 м.

Полнометражный 35-миллиметровый фильм состоит из 7—

10 частей общей длиной в среднем

2700 м,

короткометражный

35-миллпметровый фильм из 1—6

частей

общей длиной до

1800 м.

 

 

Длина каждой части 16-миллиметрового фильма равна при­ мерно 120 м. Полнометражный фильм частями склеивается в

600-метровые рулоны.

В 16-миллиметровом фильме с магнитной фонограммой ря­ дом с перфорационной дорожкой нанесен балансирующий слой, который обеспечивает одинаковую толщину фильма с обе­ их сторон, что важно для нормальной резкости изображения при кинопроекции.

Каждый рулон 70-миллиметрового фильма состоит из двух частей общей длиной 580—700 м. Длина последней части не

менее 240 «.

Особые требования предъявляются к фотографической об­ работке фильмокопии.

28

Рис. 11. Размеры основных фильмов:

а — 35-мнллимегровый обычный; б — 16-мнллнметровый; в — широкоэк­ ранный; г -т широкоформатный.

Низкое качество фотографической обработки фильмокопии вызывает на экране неконтрастность (отсутствие разницы ос­ вещенности снятых объектов), вялость и неудовлетворительною освещенность изображений, а в звуковоспроизведении — недос­ таточную громкость и искажения звука.

Изображения в фильмокопии должны быть соответствую­ щей плотности, отпечатаны в ровном тоне (без резких перехо­ дов от очень вялых к очень контрастным тонам), не иметь за­ грязнений. -

Особенно важна одинаковая плотность всех частей в цвет­ ных фильмокопиях, так как при проекции дефектных цветных фильмов изображение выглядит белесым, без насыщенности цветов.

Оптическая фонограмма в фильмокопии должна быть ров­ ной плотности, контрастной, т. е. очерчена резкими профилями зубцов. Плохо очерченные, размытые зубцы фонограммы отри­ цательно сказываются на воспроизведении букв «с», «ч», «ш» и «щ» и некоторых звуков музыкальных инструментов. Заплыванне, излишнее почернение прозрачной части фонограммы соз­ дает в звуковоспроизведении дополнительный шум.

Фонограмма не должна быть также смещена в сторону, так как это вызывает искажения (при поперечной фонограмме) и снижение громкости звука.

29