Файл: Красовский, Э. Э. Пособие киномеханику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 103. Узел мальтийского механизма.

В центре корпуса закреплена стопорным винтом эксцентрич­ ная втулка и запрессована цилиндрическая втулка. В эксцент­ ричную втулку вставлен вал мальтийского креста, а в цилинд­ рическую — короткий конец вала эксцентрика.

В кронштейне запрессована Цилиндрическая втулка для вто­ рого конца вала эксцентрика и четырьмя винтами укреплен фланец с пальцем-осыо, на который снаружи кронштейна наса­ жена шайба, а затем 36-зубая промежуточная шестерня, удер­ живаемая торцовым винтом 10 с левой резьбой.

Кронштейн крепится к корпусу пятью винтами и двумя штифтами.

На выступающий конец вала креста крепится упорное коль­ цо, а затем — скачковый барабан 5.

На выступающий конец вала эксцентрика свободно насаже­ на шайба, а затем выступами наружу 23-зубая шестерня 7, сцепляющаяся с промежуточной шестерней. Затем на вал экс­ центрика насажен маховик 8, в узкие прорези которого входят

выступы шестерни 7. Удерживается маховик на валу разрез­ ной гайкой 9 с пальцем, который входит в большую прорезь

маховика. Гайка закрепляется стяжным винтом.

На шейку (выступ) корпуса мальтийского механизма сво­ бодно насажен эксцентричный фланец 2, который удерживает­ ся отдельной разрезной гайкой 3 со стяжным винтом.

Фланец является как бы подшипником и сделан эксцент­ ричным для того, чтобы обеспечить нормальное зацепление промежуточной шестерни с шестерней вертикального вала, по­ сле чего (на заводе) штифтуется к головке.

241

Фильм

/

/

/

I___

9

8

нф

7

a

5

Рис. 104. Механизм установки кадра:

а — схема механизма; 6 — принцип действия

механизма.

Снаружи фланец имеет резьбовую нарезку, на которую на­ винчивается маслоуловительная гайка 4, удерживающая маль­ тийский механизм в стенке 6 головки проектора.

Масло к деталям механизма поступает через вырез крон­ штейна. Чтобы оно не вытекало наружу, маслоуловительная гайка завинчена через бумажную прокладку. Из эксцентрич­ ной втулки масло стекает по одной из трех имеющихся на фланце канавок и затем через отверстие головки поступает в ее картер.

Разрезная гайка крепления эксцентричного фланца и масло­ уловительная гайка завинчиваются отдельными фасонными ключами.

Установка кадра в рамку обеспечивается дополнительным перемещением фильма относительно неподвижного кадрового окна.

Устроен и действует механизм установки кадра следующим образом (рис. 104, а).

С правой стороны головки снаружи укреплен тремя винта­ ми и штифтом кронштейн с валом 2, на котором закреплена рукоятка 1, большая и малая шестерни 3 и 6 с прямыми зубья­

ми. Большая 39-зубая шестерня сцепляется с зубчатым венцом корпуса коробки 4 мальтийского механизма, а малая 14-зубая

шестерня — с зубчатой рейкой 7. К рейке с помощью двух хо­ мутиков и стяжных винтов прикреплены две вилки 8 и 9, кото­ рые через шайбы охватывают длинную 48-зубую шестерню 13,

242


помещенную на плоской шпонке 12, закрепленной винтами на вертикальном валу 11 передаточного механизма.

Зубчатая рейка помещена в двух подшипниках, укреплен­ ных в головке проектора.

При установке кадра рукояткой поворачивают вал, который с помощью большой шестерни вращает коробку мальтийского механизма в -эксцентричном фланце вокруг оси мальтийского креста 17. При этом дополнительно поворачивается скачковый барабан 18 (независимо от периодических поворотов креста

эксцентриком), который и протягивает или затормаживает фильм.

В результате этого шестерня 15 эксцентрика обкатывается по промежуточной шестерне 5, расположенной на геометриче­

ской оси мальтийского креста, что заставит шестерню вала эксцентрика, а следовательно, и эксцентрик повернутся на до­ полнительный угол (рис. 104, б).

Дополнительный поворот эксцентрика нарушает согласован­ ность работы мальтийского механизма с обтюратором. Это при­ водит к тому, что обтюратор раньше или позже (в зависимости от направления поворота коробки мальтийского механизма) пе­ рекрывает кадровое окно, что вызывает «тягу» обтюратора.

Для устранения этого недостатка служит компенсатор, со­ гласовывающий работу мальтийского механизма с обтюрато­ ром. Он состоит из малой шестерни 6, рейки 7 и двух вилок

8 и 9.

При повороте вала установки кадра малая шестерня пере­ двигает вверх или вниз зубчатую рейку, которая при помощи прикрепленных к ней вилок перемещает вдоль вертикального вала по шпонке длинную шестерню. Так как последняя имеет спиральные зубья, то при ее перемещении получит дополни­ тельное вращение шестерня 14 обтюратора 10 на угол, равный

дополнительному повороту эксцентрика, но в противополож­ ную сторону. Этим самым обеспечивается синфазность работы обтюратора и мальтийского механизма.

Ось мальтийского креста расположена не по центру тяже­ сти мальтийской коробки. Поэтому для предупреждения само­ произвольного поворота коробки мальтийского механизма и выхода кадра из рамки служит заклинивающее (тормозное) устройство (двусторонняя роликовая муфта). Это устройство смонтировано в рукоятке вала установки кадра.

В выемке втулки 8 (рис. 105) кронштейна помещен пово­ док 3 с вырезами, который надет на вал 1 установки кадра и скреплен с валом при помощи призматической шпонки 2. В вы­ резах поводка уложены на спиральных пружинах 4 и 13 два стальных ролика (цилиндрика) 5 и 12. На выступ поводка на­

дета пластмассовая рукоятка 7, имеющая фланец с тремя ме­ таллическими пальцами 6, 9 и И , из которых один заходит в

отверстие поводка (сцепляется с валом), а два других — в про-

243


Рис. 105. Заклинивающее устройство вала установки кадра.

межутки между цилиндриками и втулкой. Снаружи рукоятка удерживается через шайбу торцовым винтом 10, завинченным

в отверстие вала.

При помощи пружин цилиндрики заклинивают поводок во втулке, чем препятствуют самопроизвольному перемещению ва­ ла, а следовательно, и перемещению коробки мальтийского ме­ ханизма.

Когда нужно установить кадр в рамку, вал механизма установки кадра поворачивают за рукоятку (в одну или другую сторону), один из пальцев сжимает пружину, освобождая из заклинивания соответствующий цилиндрик, а средний палец поворачивает поводок с валом. После поворота рукоятки ци­ линдрики под действием пружин снова заклинивают вал во втулке кронштейна.

Если кадр «сползает» самопроизвольно, т. е. поворачивает­ ся вал, то необходимо разобрать заклинивающее устройство, вытереть масло и установить более сильные пружины или от­ вернуть маслоуловительную гайку мальтийского механизма и, ослабив стяжной винт разрезной гайки, поджать ее. Следует иметь в виду, что при слишком сильном затягивании,гайки ру­ коятку трудно будет повернуть.

Описанный выше способ дополнительного смещения филь­ ма относительно кадрового окна ие вызывает никаких потерь света. Однако при повороте мальтийской коробки нарушается зазор между Скачковым барабаном и придерживающими роли­ ками. Происходит это потому, что коробка мальтийского меха­ низма поворачивается вокруг оси эксцентричной втулки вала мальтийского креста, не совпадающей с осью креста, вследствие чего скачковый, барабан приближается к роликам или удаля­ ется от них.

244

Регулировка мальтийского механизма производится, как правило, в киноремонтных мастерских.

Для выполнения регулировки следует изъять мальтийский механизм из головки проектора. Для этого необходимо отвин­ тить винты и снять: 1) каретку скачкового б.арабана, её фла­ нец и фиксатор, 2) предохранительный щиток и скгщковый ба­ рабан, 3) фильмовый канал *, 4) защитный кожух и маховик стабилизатора скорости, 5) верхнюю и среднюю крышки. За­ тем повернуть рукоятку вала установки кадра против часовой стрелки — поднять вилку компенсатора с длинной шестерней; поворачивая ведущий вал, ослабить на 2—3 оборота два вин­ та, крепящие мальтийскую шестерню, поднять ее и закрепить на шпонке; специальным фасонным ключом, придерживая мальтийский механизм, отвинтить маслоуловительную гайку и осторожно изъять механизм из головки.

Регулировка мальтийского механизма выполняется так же, как и в кинопроекторе типа КН.

После регулировки механизма нужно установить его в го­ ловку проектора, выполнив все операции в обратном порядке. При этом штифт на стенке головки должен войти в отверстие фланца, а коробка мальтийского механизма поворачиваться на 90° и вилка компенсатора перемещаться от упора до упора. Затем нужно проверить работу механизма вручную и от элект­ родвигателя.

Регулировку зазора между мальтийским крестом и эксцент­ риком можно производить также без изъятия мальтийского механизма из головки кинопроектора, отвернув маслоулови­ тельную гайку.

Передаточный механизм

Передаточный механизм передает вращение от электродви­ гателя зубчатым барабанам, мальтийскому механизму, обтю­ ратору, наматывателю, маслонасосу и центробежному устрой­ ству автозаслонки.

Передаточный механизм (рис. 106) представляет собой па­ раллельную кинематическую схему, в которой каждый гори­ зонтальный вал получает вращеьие непосредственно от верти­ кального вала. Это позволяет легко обнаруживать и устра­ нять неисправности, уменьшает нагрузку на шестерни, облег­ чает регулировку их зацепления и обеспечивает долговечную работу механизма.

От электродвигателя 1 через эластичную муфту сцепления вращение передается ведущему горизонтальному валу 24, на котором закреплена 24-зубая ведущая шестерня 13, сцепляю­ щаяся с 50-зубой главной (пальцевой) шестерней 23 верти-

* Перекрыв подачу воды и отвинтив со штуцеров накидные гайки.

245


Рис, 106. Кинематическая схема кинопро­

ектора.

кального вала 8. При помощи трех 24-зубых передаточных шестерен 7, 11 и 14 вертикальный вал передает вращение че­ тырем 46-зубым шестерням 5, 12, 15 и 22 горизонтальных валов

тянущего, успокаивающего, звукового и задерживающего зуб­ чатых барабанов. Длинная или большая 48-зубая шестерня 4

передает

вращение 23-зубой шестерне

3 вала обтюратора,

а другая

малая 48-зубая (мальтийская)

шестерня 2 — проме­

жуточной 36-зубой шестерне 9, которая сцепляется -с 23-зубой шестерней.10 эксцентрика мальтийского механизма.

Вращение наматывателю передается через закрепленную на нижней части вертикального вала 40-зубую шестерню 21, сцеп­ ляющуюся с большой 80-зубой шестерней 16, закрепленной на

отдельном валике, заканчивающемся штуцером. Последний сцепляется с карданным валом 18, второй конец которого пе­ редает вращение шестерням 19 и 20 наматывателя, имеющим

соответственно 16 и 44 зуба.

246

Вращение маслонасосу передается от вертикального вала через спиральную пружину 17.

На верхней части вертикального вала находится центро­ бежное устройство 6, связанное с комбинированной противо­

пожарной заслонкой.

Вертикальный вал связан также с механизмом установки кадра.

Все шестерни передаточного механизма цилиндрические, из­ готовлены из стали и термически обработаны, имеют спираль­ ные зубья, что обеспечивает бесшумность работы и износо­ устойчивость механизма. Благодаря тому, что большинство шес­ терен унифицировано, они взаимозаменяемы.

Шестерни 16 и 21, а также шестерни механизма установки

кадра имеют прямые зубья.

Валы механизма вращаются в подшипниках, которые снаб­ жены двумя чугунными втулками, а вал электродвигателя — в шариковых подшипниках.

Детали передаточного механизма помещены внутри чугун­ ной головки и закрыты наглухо тремя крышками, которые сое­ динены между собой внахлестку.

Если ведущий вал, как и вал электродвигателя, вращается со скоростью 1440 об/мин, то вертикальный вал — со скоростью около 670 об/мин, горизонтальные валы зубчатых барабанов — 360 об/мин, а валы обтюратора и эксцентрика — 1440 об/мин. Вал наматывателя вращается со скоростью примерно 127 об/мин

(в начале вращения).

Если каждый горизонтальный вал делает 360 об/мин, или 6 об/сек, то каждый закрепленный на нем зубчатый барабан

протягивает равномерно 24 кадра в секунду (16 зубьевХб обо­ ротов :4 перфорации= 24 кадра).

Электродвигатель, приводящий в движение механизм кино­ проектора, укреплен на столе сзади головки проектора. Во из­ бежание перекоса по отношению к ведущему валу головки (предотвращения вибрации и износа муфты сцепления) элект­ родвигатель устанавливается на прокладках, а отверстия в ос­ новании его значительно больше, чем диаметр болтов креп­ ления.

Узел ведущего вала (рис. 107) устроен следующим образом.

В боковой вырез подшипника 1 уложены 24-зубая

шестерня 8

и шайба 7. Затем в запрессованные втулки 21 и 22

подшипни­

ка длинным концом вставлен вал 5, на который снаружи на­ деты шайба 3 и упорное кольцо 4. Шестерня и упорное кольцо заштифтованы коническими штифтами 9 и 6.

Имеющееся на валу маслоразбрызгивающее кольцо 23 слу­

жит для предупреждения вытекания масла наружу. Во время работы проектора масло в подшипник попадает через два от­ верстия — 20 и 2 и благодаря центробежной силе разбрызги­

247


вается во внутренней полости подшипника, откуда через канал его 10 и отверстие в головке возвращается внутрь ее.

Шайбы уменьшают трение, а также препятствуют продоль­ ному перемещению вала.

Центральное отверстие в подшипнике служит для удаления штифта.

Собранный узел вставлен в отверстие головки и после обес­ печения сцепления шестерен укреплен через бумажную . про­ кладку на замазке четырьмя винтами и фиксируется двумя' штифтами 11 п 19.

На выступающую часть вала при помощи цилиндрического штифта 12 и. стопорного винта 18 крепится фланец 17 с тремя поводковыми пальцами 16, на которые надевается резиновая шайба — прокладка 15 с шестью отверстиями, служащая для эластичного сцепления с тремя пальцами 14 фланца 13, за-

штифтованного на валу электродвигателя. Такое соединение создает удобство при сборке кинопроектора, не требует боль­ шой точности в соосности вала электродвигателя и ведущего вала проектора и не вызывает ударов при пуске механизма. При замене изношенной резиновой шайбы рекомендуется осла­ бить стопорный винт 18 и сдвинуть фланец 17.

Вертикальный распределительный вал во избежание толчков мальтийского механизма на звуковом зубчатом барабане раз­ делен на две части.

Верхняя часть вала (главный вал), связанная с комбиниро­ ванной заслонкой и передающая вращение тянущему бараба­ ну, обтюратору, мальтийскому механизму и успокаивающему барабану, вращается в двух подшипниках, которые установле­ ны внутри головки. Каждый подшипник крепится снаружи го­ ловки двумя винтами (через уплотнительные шайбы) и фикси­ руется двумя штифтами.

Наверху этой части вала закреплено центробежное устрой­ ство, заштифтованы передаточная шестерня и после подшип­ ника — кольцо, затем на прикрепленной к валу плоской план­ ке (шпонке) помещена с двумя шайбами длинная шестерня, которая может по ней перемещаться вверх и вниз. Ниже к двум канавкам вала крепится двумя стопорными винтами маль­ тийская шестерня. Внизу после подшипника заштифтова­ ны передаточная шестерня и фланец с тремя пальцами, на ко­ торые надевается кожаная муфта (с шестью отверстиями), обеспечивающая эластичное сцепление с нижней частью верти­ кального вала.

Нижняя часть вертикального-вала (средний вал), передаю­ щая вращение звуковому и задерживающему барабанам, наматывателю и маслонасосу, вращается в одном подшипнике, ко­ торый устанавливается в головке и крепится с наружной сто­ роны ее тремя винтами (через уплотнительные шайбы) и двумя штифтами.

248