ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
Рис. 103. Узел мальтийского механизма.
В центре корпуса закреплена стопорным винтом эксцентрич ная втулка и запрессована цилиндрическая втулка. В эксцент ричную втулку вставлен вал мальтийского креста, а в цилинд рическую — короткий конец вала эксцентрика.
В кронштейне запрессована Цилиндрическая втулка для вто рого конца вала эксцентрика и четырьмя винтами укреплен фланец с пальцем-осыо, на который снаружи кронштейна наса жена шайба, а затем 36-зубая промежуточная шестерня, удер живаемая торцовым винтом 10 с левой резьбой.
Кронштейн крепится к корпусу пятью винтами и двумя штифтами.
На выступающий конец вала креста крепится упорное коль цо, а затем — скачковый барабан 5.
На выступающий конец вала эксцентрика свободно насаже на шайба, а затем выступами наружу 23-зубая шестерня 7, сцепляющаяся с промежуточной шестерней. Затем на вал экс центрика насажен маховик 8, в узкие прорези которого входят
выступы шестерни 7. Удерживается маховик на валу разрез ной гайкой 9 с пальцем, который входит в большую прорезь
маховика. Гайка закрепляется стяжным винтом.
На шейку (выступ) корпуса мальтийского механизма сво бодно насажен эксцентричный фланец 2, который удерживает ся отдельной разрезной гайкой 3 со стяжным винтом.
Фланец является как бы подшипником и сделан эксцент ричным для того, чтобы обеспечить нормальное зацепление промежуточной шестерни с шестерней вертикального вала, по сле чего (на заводе) штифтуется к головке.
241
Фильм
/
/
/
I___
9
8
нф
7
a |
5 |
Рис. 104. Механизм установки кадра: |
|
а — схема механизма; 6 — принцип действия |
механизма. |
Снаружи фланец имеет резьбовую нарезку, на которую на винчивается маслоуловительная гайка 4, удерживающая маль тийский механизм в стенке 6 головки проектора.
Масло к деталям механизма поступает через вырез крон штейна. Чтобы оно не вытекало наружу, маслоуловительная гайка завинчена через бумажную прокладку. Из эксцентрич ной втулки масло стекает по одной из трех имеющихся на фланце канавок и затем через отверстие головки поступает в ее картер.
Разрезная гайка крепления эксцентричного фланца и масло уловительная гайка завинчиваются отдельными фасонными ключами.
Установка кадра в рамку обеспечивается дополнительным перемещением фильма относительно неподвижного кадрового окна.
Устроен и действует механизм установки кадра следующим образом (рис. 104, а).
С правой стороны головки снаружи укреплен тремя винта ми и штифтом кронштейн с валом 2, на котором закреплена рукоятка 1, большая и малая шестерни 3 и 6 с прямыми зубья
ми. Большая 39-зубая шестерня сцепляется с зубчатым венцом корпуса коробки 4 мальтийского механизма, а малая 14-зубая
шестерня — с зубчатой рейкой 7. К рейке с помощью двух хо мутиков и стяжных винтов прикреплены две вилки 8 и 9, кото рые через шайбы охватывают длинную 48-зубую шестерню 13,
242
помещенную на плоской шпонке 12, закрепленной винтами на вертикальном валу 11 передаточного механизма.
Зубчатая рейка помещена в двух подшипниках, укреплен ных в головке проектора.
При установке кадра рукояткой поворачивают вал, который с помощью большой шестерни вращает коробку мальтийского механизма в -эксцентричном фланце вокруг оси мальтийского креста 17. При этом дополнительно поворачивается скачковый барабан 18 (независимо от периодических поворотов креста
эксцентриком), который и протягивает или затормаживает фильм.
В результате этого шестерня 15 эксцентрика обкатывается по промежуточной шестерне 5, расположенной на геометриче
ской оси мальтийского креста, что заставит шестерню вала эксцентрика, а следовательно, и эксцентрик повернутся на до полнительный угол (рис. 104, б).
Дополнительный поворот эксцентрика нарушает согласован ность работы мальтийского механизма с обтюратором. Это при водит к тому, что обтюратор раньше или позже (в зависимости от направления поворота коробки мальтийского механизма) пе рекрывает кадровое окно, что вызывает «тягу» обтюратора.
Для устранения этого недостатка служит компенсатор, со гласовывающий работу мальтийского механизма с обтюрато ром. Он состоит из малой шестерни 6, рейки 7 и двух вилок
8 и 9.
При повороте вала установки кадра малая шестерня пере двигает вверх или вниз зубчатую рейку, которая при помощи прикрепленных к ней вилок перемещает вдоль вертикального вала по шпонке длинную шестерню. Так как последняя имеет спиральные зубья, то при ее перемещении получит дополни тельное вращение шестерня 14 обтюратора 10 на угол, равный
дополнительному повороту эксцентрика, но в противополож ную сторону. Этим самым обеспечивается синфазность работы обтюратора и мальтийского механизма.
Ось мальтийского креста расположена не по центру тяже сти мальтийской коробки. Поэтому для предупреждения само произвольного поворота коробки мальтийского механизма и выхода кадра из рамки служит заклинивающее (тормозное) устройство (двусторонняя роликовая муфта). Это устройство смонтировано в рукоятке вала установки кадра.
В выемке втулки 8 (рис. 105) кронштейна помещен пово док 3 с вырезами, который надет на вал 1 установки кадра и скреплен с валом при помощи призматической шпонки 2. В вы резах поводка уложены на спиральных пружинах 4 и 13 два стальных ролика (цилиндрика) 5 и 12. На выступ поводка на
дета пластмассовая рукоятка 7, имеющая фланец с тремя ме таллическими пальцами 6, 9 и И , из которых один заходит в
отверстие поводка (сцепляется с валом), а два других — в про-
243
Рис. 105. Заклинивающее устройство вала установки кадра.
межутки между цилиндриками и втулкой. Снаружи рукоятка удерживается через шайбу торцовым винтом 10, завинченным
в отверстие вала.
При помощи пружин цилиндрики заклинивают поводок во втулке, чем препятствуют самопроизвольному перемещению ва ла, а следовательно, и перемещению коробки мальтийского ме ханизма.
Когда нужно установить кадр в рамку, вал механизма установки кадра поворачивают за рукоятку (в одну или другую сторону), один из пальцев сжимает пружину, освобождая из заклинивания соответствующий цилиндрик, а средний палец поворачивает поводок с валом. После поворота рукоятки ци линдрики под действием пружин снова заклинивают вал во втулке кронштейна.
Если кадр «сползает» самопроизвольно, т. е. поворачивает ся вал, то необходимо разобрать заклинивающее устройство, вытереть масло и установить более сильные пружины или от вернуть маслоуловительную гайку мальтийского механизма и, ослабив стяжной винт разрезной гайки, поджать ее. Следует иметь в виду, что при слишком сильном затягивании,гайки ру коятку трудно будет повернуть.
Описанный выше способ дополнительного смещения филь ма относительно кадрового окна ие вызывает никаких потерь света. Однако при повороте мальтийской коробки нарушается зазор между Скачковым барабаном и придерживающими роли ками. Происходит это потому, что коробка мальтийского меха низма поворачивается вокруг оси эксцентричной втулки вала мальтийского креста, не совпадающей с осью креста, вследствие чего скачковый, барабан приближается к роликам или удаля ется от них.
244
Регулировка мальтийского механизма производится, как правило, в киноремонтных мастерских.
Для выполнения регулировки следует изъять мальтийский механизм из головки проектора. Для этого необходимо отвин тить винты и снять: 1) каретку скачкового б.арабана, её фла нец и фиксатор, 2) предохранительный щиток и скгщковый ба рабан, 3) фильмовый канал *, 4) защитный кожух и маховик стабилизатора скорости, 5) верхнюю и среднюю крышки. За тем повернуть рукоятку вала установки кадра против часовой стрелки — поднять вилку компенсатора с длинной шестерней; поворачивая ведущий вал, ослабить на 2—3 оборота два вин та, крепящие мальтийскую шестерню, поднять ее и закрепить на шпонке; специальным фасонным ключом, придерживая мальтийский механизм, отвинтить маслоуловительную гайку и осторожно изъять механизм из головки.
Регулировка мальтийского механизма выполняется так же, как и в кинопроекторе типа КН.
После регулировки механизма нужно установить его в го ловку проектора, выполнив все операции в обратном порядке. При этом штифт на стенке головки должен войти в отверстие фланца, а коробка мальтийского механизма поворачиваться на 90° и вилка компенсатора перемещаться от упора до упора. Затем нужно проверить работу механизма вручную и от элект родвигателя.
Регулировку зазора между мальтийским крестом и эксцент риком можно производить также без изъятия мальтийского механизма из головки кинопроектора, отвернув маслоулови тельную гайку.
Передаточный механизм
Передаточный механизм передает вращение от электродви гателя зубчатым барабанам, мальтийскому механизму, обтю ратору, наматывателю, маслонасосу и центробежному устрой ству автозаслонки.
Передаточный механизм (рис. 106) представляет собой па раллельную кинематическую схему, в которой каждый гори зонтальный вал получает вращеьие непосредственно от верти кального вала. Это позволяет легко обнаруживать и устра нять неисправности, уменьшает нагрузку на шестерни, облег чает регулировку их зацепления и обеспечивает долговечную работу механизма.
От электродвигателя 1 через эластичную муфту сцепления вращение передается ведущему горизонтальному валу 24, на котором закреплена 24-зубая ведущая шестерня 13, сцепляю щаяся с 50-зубой главной (пальцевой) шестерней 23 верти-
* Перекрыв подачу воды и отвинтив со штуцеров накидные гайки.
245
Рис, 106. Кинематическая схема кинопро
ектора.
кального вала 8. При помощи трех 24-зубых передаточных шестерен 7, 11 и 14 вертикальный вал передает вращение че тырем 46-зубым шестерням 5, 12, 15 и 22 горизонтальных валов
тянущего, успокаивающего, звукового и задерживающего зуб чатых барабанов. Длинная или большая 48-зубая шестерня 4
передает |
вращение 23-зубой шестерне |
3 вала обтюратора, |
а другая |
малая 48-зубая (мальтийская) |
шестерня 2 — проме |
жуточной 36-зубой шестерне 9, которая сцепляется -с 23-зубой шестерней.10 эксцентрика мальтийского механизма.
Вращение наматывателю передается через закрепленную на нижней части вертикального вала 40-зубую шестерню 21, сцеп ляющуюся с большой 80-зубой шестерней 16, закрепленной на
отдельном валике, заканчивающемся штуцером. Последний сцепляется с карданным валом 18, второй конец которого пе редает вращение шестерням 19 и 20 наматывателя, имеющим
соответственно 16 и 44 зуба.
246
Вращение маслонасосу передается от вертикального вала через спиральную пружину 17.
На верхней части вертикального вала находится центро бежное устройство 6, связанное с комбинированной противо
пожарной заслонкой.
Вертикальный вал связан также с механизмом установки кадра.
Все шестерни передаточного механизма цилиндрические, из готовлены из стали и термически обработаны, имеют спираль ные зубья, что обеспечивает бесшумность работы и износо устойчивость механизма. Благодаря тому, что большинство шес терен унифицировано, они взаимозаменяемы.
Шестерни 16 и 21, а также шестерни механизма установки
кадра имеют прямые зубья.
Валы механизма вращаются в подшипниках, которые снаб жены двумя чугунными втулками, а вал электродвигателя — в шариковых подшипниках.
Детали передаточного механизма помещены внутри чугун ной головки и закрыты наглухо тремя крышками, которые сое динены между собой внахлестку.
Если ведущий вал, как и вал электродвигателя, вращается со скоростью 1440 об/мин, то вертикальный вал — со скоростью около 670 об/мин, горизонтальные валы зубчатых барабанов — 360 об/мин, а валы обтюратора и эксцентрика — 1440 об/мин. Вал наматывателя вращается со скоростью примерно 127 об/мин
(в начале вращения).
Если каждый горизонтальный вал делает 360 об/мин, или 6 об/сек, то каждый закрепленный на нем зубчатый барабан
протягивает равномерно 24 кадра в секунду (16 зубьевХб обо ротов :4 перфорации= 24 кадра).
Электродвигатель, приводящий в движение механизм кино проектора, укреплен на столе сзади головки проектора. Во из бежание перекоса по отношению к ведущему валу головки (предотвращения вибрации и износа муфты сцепления) элект родвигатель устанавливается на прокладках, а отверстия в ос новании его значительно больше, чем диаметр болтов креп ления.
Узел ведущего вала (рис. 107) устроен следующим образом.
В боковой вырез подшипника 1 уложены 24-зубая |
шестерня 8 |
и шайба 7. Затем в запрессованные втулки 21 и 22 |
подшипни |
ка длинным концом вставлен вал 5, на который снаружи на деты шайба 3 и упорное кольцо 4. Шестерня и упорное кольцо заштифтованы коническими штифтами 9 и 6.
Имеющееся на валу маслоразбрызгивающее кольцо 23 слу
жит для предупреждения вытекания масла наружу. Во время работы проектора масло в подшипник попадает через два от верстия — 20 и 2 и благодаря центробежной силе разбрызги
247
вается во внутренней полости подшипника, откуда через канал его 10 и отверстие в головке возвращается внутрь ее.
Шайбы уменьшают трение, а также препятствуют продоль ному перемещению вала.
Центральное отверстие в подшипнике служит для удаления штифта.
Собранный узел вставлен в отверстие головки и после обес печения сцепления шестерен укреплен через бумажную . про кладку на замазке четырьмя винтами и фиксируется двумя' штифтами 11 п 19.
На выступающую часть вала при помощи цилиндрического штифта 12 и. стопорного винта 18 крепится фланец 17 с тремя поводковыми пальцами 16, на которые надевается резиновая шайба — прокладка 15 с шестью отверстиями, служащая для эластичного сцепления с тремя пальцами 14 фланца 13, за-
штифтованного на валу электродвигателя. Такое соединение создает удобство при сборке кинопроектора, не требует боль шой точности в соосности вала электродвигателя и ведущего вала проектора и не вызывает ударов при пуске механизма. При замене изношенной резиновой шайбы рекомендуется осла бить стопорный винт 18 и сдвинуть фланец 17.
Вертикальный распределительный вал во избежание толчков мальтийского механизма на звуковом зубчатом барабане раз делен на две части.
Верхняя часть вала (главный вал), связанная с комбиниро ванной заслонкой и передающая вращение тянущему бараба ну, обтюратору, мальтийскому механизму и успокаивающему барабану, вращается в двух подшипниках, которые установле ны внутри головки. Каждый подшипник крепится снаружи го ловки двумя винтами (через уплотнительные шайбы) и фикси руется двумя штифтами.
Наверху этой части вала закреплено центробежное устрой ство, заштифтованы передаточная шестерня и после подшип ника — кольцо, затем на прикрепленной к валу плоской план ке (шпонке) помещена с двумя шайбами длинная шестерня, которая может по ней перемещаться вверх и вниз. Ниже к двум канавкам вала крепится двумя стопорными винтами маль тийская шестерня. Внизу после подшипника заштифтова ны передаточная шестерня и фланец с тремя пальцами, на ко торые надевается кожаная муфта (с шестью отверстиями), обеспечивающая эластичное сцепление с нижней частью верти кального вала.
Нижняя часть вертикального-вала (средний вал), передаю щая вращение звуковому и задерживающему барабанам, наматывателю и маслонасосу, вращается в одном подшипнике, ко торый устанавливается в головке и крепится с наружной сто роны ее тремя винтами (через уплотнительные шайбы) и двумя штифтами.
248