Файл: Красовский, Э. Э. Пособие киномеханику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 107. Узел ведущего вала:

а — фланец на валу электродвигателя; б — резиновая шайба; а — общий вид узла; г — разрез узла вала.

Наверху этой части вала заштифтована главная шестерня, в выточке которой имеются три пальца, входящие в кожаную муфту сцепления с .верхней частью вала. Применение кожа­ ной, а не резиновой муфты вызвано тем, что ее не разъедает масло.

После подшипника на валу заштнфтованы передаточная шестерня и шестерня передачи вращения наматывателю. Для входа поводковой пружины, передающей вращение маслонасосу, на конце вертикального вала сделан шлиц. Такая передача вращения предотвращает толчки от маслонасоса звуковому ба­ рабану.

Подшипники вертикального вала имеют отверстия для смазки.

Узел вала передачи вращения карданному валу наматывателя (рис. 109, а) представляет собой подшипник 5, который

четырьмя винтами через маслоуплотняющую прокладку кре­ пится к нижней части головки проектора. Внутри подшипни­ ка находится вал 7, на верхнем конце которого через шайбу надета и заштифтована 80-зубая шестерня 8, а на нижнем кон­ це заштифтован штуцер (поводок, вилка) 3 для сцепления с

249


кинопроектора

Рис. 108. Узел горизонтального вала зубчатого бара­

бана.

карданным валом. Подшипник не имеет отверстий для смазки, так как он находится внизу головки и погружен в масло.

Карданный вал устроен так же, как и в кинопроекторе типа КН. Трущиеся места его смазываются через 10— 12 часов жид­ ким маслом.

Горизонтальные валы. Каждый горизонтальный вал имеет лыску (срез) для закрепления барабана, три маслоразбрызгиватощих кольца, а для крепления шестерни — штифт и в торце вала резьбовое отверстие для винта.

Горизонтальный вал 1 (рис. 108) вставляется в стальной подшипник 3, в котором запрессованы две чугунные втулки.

Затем через мерную шайбу (для устранения осевого зазора) на вал надевается шестерня 7, которая своей прорезью входит на штифт вала и крепится торцовым винтом 8.

Собранный узел вставлен в отверстие с внутренней стороны головки и снаружи закреплен навинчивающейся специальным фасонным ключом на резьбовую часть подшипника маслоуловительной гайкой 2.

Для обеспечения нормального зацепления шестерен (устра­ нения зазора между их зубьями) подшипник сделан эксцент­ ричным, благодаря чему шестерню горизонтального вала мож­ но правильно расположить относительно шестерни вертикаль­ ного вала.

Вал задерживающего барабана длиннее остальных валов, так как на нем снаружи штифтуется храповая втулка для за­ цепления рукоятки ручного привода, удерживающейся в вы­ точке вала винтом.

Чтобы снять задерживающий барабан, необходимо раньше удалить храповую втулку, для чего, подложив под вал дере­ вянный упор, нужно выбить штифт.

250

На борту подшипника около торца шестерни закреплен мас­ лосъемный щиток 6. Во время работы проектора масло сте­ кает с шестерни и с помощью щитка по канавке 5 поступает че­ рез отверстие 4 подшипника на вал.

Для предотвращения вытекания масла наружу служат мас­ лоразбрызгивающие кольца, которые благодаря центробежной силе разбрызгивают масло в маслоуловительной гайке и на­ правляют его по одной из трех канавок 10 подшипника через отверстие 9 в головку.

Детали передаточного механизма должны обеспечивать лег­ кий и бесшумный ход, а электродвигатель кинопроектора не должен вибрировать.

Регулировка передаточного механизма заключается в обес­ печении правильного зацепления шестерен, допустимого осево­ го зазора валов зубчатых барабанов и правильной установке электродвигателя.

Для устранения чрезмерного зазора между передаточной шестерней и шестерней зубчатого барабана, что проверяется покачиванием барабана, 'ослабляют стопорный винт и снимают зубчатый барабан. Затем фасонным ключом отвинчивают маслоуловительную гайку и рукой поворачивают подшипник вала барабана в отверстии головки проектора.

Для устранения осевого зазора вала барабана подбирают соответствующей толщины шайбу под его шестерней.

Чтобы во время работы кинопроектора не вращалась руко­ ятка, необходимо ежедневно смазывать ее втулку жидким маслом.

Шарикоподшипники электродвигателя смазываются через 1800 часов солидолом.

Система смазки передаточного механизма

В кинопроекторе применена централизованная (из общего резервуара) автоматическая принудительная . смазка переда­ точного механизма, которая осуществляется при помощи шесте­ реночного насоса. Такой вид смазки обеспечивает непрерывную обильную подачу масла, препятствует его застыванию, смывает элементы изнашивания деталей, подает масло без механиче­ ских примесей, что гарантирует надежность работы и увеличи­ вает срок службы деталей механизма.

Система смазки (рис. 109, а) состоит из маслонасоса 1, тру­ бок 11, 12, 13, 14, 18 и 21, маслораспределителя 15 с указате­ лем-окном 16 циркуляции масла, масломерного (смотрового) окна 6 и пробок 17 и 4.

Масляный насос представляет собой корпус-подшипник с отверстием для смазки, который с помощью кронштейна кре­ пится внутри головки к правой стенке ее. В корпусе имеются

251


17 IS

Ю

4 3 2 I a

Рис. 109. Система смазки передаточного механизма (а) н работа маслонасоса (б).

две цилиндрические выточки, прорезь и отверстие-втулка. Во втулку вставлен валик, который сверху имеет шлиц для зацеп­ ления с поводковой пружиной 23, получающей вращение от вертикального вала 20 механизма *, а снизу на нем заштифтова-

* Во избежание выхода из строя поводковой пружины нельзя допускать вращения механизма в обратную сторону.

252

на 19-з-убая шестерня. Эта шестерня, находящаяся в одной вы­ точке насоса, сцепляется с другой 19-зубой шестерней, свободно надетой на палец-ось в другой выточке.

Сбоку корпуса прорезь маслонасоса прикрывается удержи­ вающейся двумя винтами металлической сеткой 2, служащей

фильтром для масла. Снизу к корпусу четырьмя винтами кре­ пится крышка.

Сверху корпуса маслонасоса при помощи гайки через про­ кладку завинчен штуцер, который удерживает нижний конец главного маслопровода, связанного другим концом с маслораспределителем.

Маслораспределител-ь имеет фланец, который четырьмя вин­ тами укреплен в отверстии вверху передней стенки головки ки­ нопроектора. К фланцу с внутренней стороны головки привин­ чена крышка с шестью припаянными маслопроводами, из кото­ рых один, большего диаметра, главный (питающий). Внутри маслораспределителя имеется перегородка с двумя отвер­ стиями, которая образует две полости. Одна полость — конт­ рольная — прикрывается прозрачной пластмассой, удерживаю­ щейся кольцом и винтами. Другая полость связана с труб­ ками.

Во избежание застаивания масла трубки изогнуты под ту­ пым углом.

Отвинтив пластмассовую пробку, через верхнее отверстие заливают масло (0,7—0,8 л), которое во время работы проек­ тора попадает в направлении стрелок (рис. 109, б) из отстой­

ника картера головки через сетку в корпус маслонасоса, нагне­ тается шестернями,.проходит вокруг них и поступает по глав­ ному маслопроводу в маслораспределнтель. Из маслораспределнтеля масло по трубкам направляется на шестерню вала тянущего барабана, шестерню вала обтюратора, шестерню мальтийского механизма, в мальтийскую коробку и на шестер­ ню ведущего вала.

При вращении механизма кинопроектора в обратную сторо­ ну система смазки работать не будет.

Как отмечалось ранее, подшипники горизонтальных валов смазываются во время работы механизма при помощи масло­ съемных щитков 9, 10, 19 н 22, а подшипники вала обтюратора,

вертикального и ведущего валов, вала передачи вращения к наматывателю, вала маслонасоса и зубчатой рейки имеют от- -зерстия, в которые масло попадает самотеком.

Во время работы механизма нужно следить, чтобы маслонасос был погружен в масло, для этого масломерное окно дол­ жно быть заполнено примерйо наполовину и масло в нем долж­ но циркулировать. Когда механизм не работает, окно должно быть заполнено маслом на 3А.

Окно маслораспределителя во время работы должно быть заполнено маслом полностью. Если в нем появляются пузыри,

253


то это свидетельствует о недостатке масла, засорении фильтра или маслопроводов.

Для спуска отработанного масла отвинчивают пробку вни­ зу головки.

В новом или прошедшем капитальный ремонт кинопроекто­ ре первую смену масла и промывку механизма производят че­ рез 25 часов, вторую — через 50, третью — через 200 к после­ дующие — через 300 часов.

Для смазки механизма применяют масло Индустрнальное-30 (машинное Л) или автол-10. Нельзя применять густые масла, так как это приводит к перегреву обмоток электродвигателя из-за увеличенной нагрузки на валу его.

Замену масла в головке производят тогда, когда оно нагре­ лось, т. е. после сеансов. Масло сливают в посуду, которую располагают выше наматывателя. Для лучшего вытекания мас­ ла кроме нижней пробки вывинчивают и верхнюю. Затем сни­ мают три крышки с головки проектора (начиная с нижней) и с помощью наполненной керосином медицинской резиновой гру­ ши промывают детали механизма, масловпускные отверстия подшипников, каждый маслопровод и сетчатый фильтр. Для удобства промывки передаточного и мальтийского механизмов вращают рукоятку ручного привода (в течение 1—2 минут) и поворачивают вал установки кадра. При этом во избежание заедания механизма включать электродвигатель нельзя.

Выпустив керосин, залив новое масло и закрыв крышки го­

ловки, включают

механизм

кинопроектора. По истечении 4—

5 минут масло с

остатками

керосина выпускают и заливают

свежее.

Для того чтобы масло не вытекало из головки кинопроекто­ ра, необходимо следить за наличием и исправностью алюми­ ниевых или свинцовых шайб под винтами крепления, парафи­ нированных бумажных прокладок, а также целлулоидной плас­ тины под крышками головки проектора.

Бумажные прокладки пропитывают подогретой замазкой. Для ее изготовления канифоль (40%) и воск (45%) растапли­ вают в горячем масле (15%) и, не доводя до кипения, добавля­ ют нужного цвета сухую краску.

Необходимо следить за тем, чтобы маслосъемные щитки на подшипниках горизонтальных валов были установлены пра­ вильно — наклонены в сторону, противоположную направлению вращения шестерен.

Трубки должны быть согнуты так, чтобы они направляли масло в соответствующие места. Трубка смазки мальтийского механизма должна при любом положении его направлять мас­ ло в коробку механизма.

Для лучшей смазки мальтийского механизма в последних конструкциях кинопроекторов в корпусе механизма сделан до­ полнительный вырез.

254


Кассеты, наматыватель, разматыватель, и сигнализатор окончания части

Кассеты имеют большую емкость — в них помещаются 600-метровые бобины с большими сердечниками. Каждая кас­ сета имеет замок прочной конструкции и прикреплена четырь­ мя винтами через шайбы к кронштейну-крестовине, который двумя болтами привинчен к головке проектора. В целях пра­ вильной установки кассет относительно всего фильмопротяж­ ного тракта отверстия в кронштейнах для болтов крепления увеличены.

"У каждой кассеты пятью винтами закреплен противопожар­

н о

ный канал (рлс. ПО, а), который имеет два пламягасящих ро­ лика 1, вращающихся в косых шлицах, пламягасящий 3 и на­ правляющий 6 ролики, вращающиеся в круглых отверстиях.

Для удобства осмотра и чистки канал при нажиме на кнопку 2 может .открываться на оси 5, а в закрытом положении удержи­ вается пружиной 4. Ролики противопожарных каналов кино­

проектора разборные и смазываются ежедневно солидолом че­ рез имеющиеся в кронштейне отверстия.

Наматыватель с постоянным вращающим моментом трения получает вращение от передаточного механизма через кардан­ ный вал. Устроен и работает наматыватель следующим обра­ зом (рис. ПО, б).

К кронштейну нижней кассеты четырьмя.винтами крепится корпус 1 в виде стакана с шейкой-выступом. Во втулки высту­ па вставлен вал 20. На одном конце вала имеется замок-21 и заштифтован фланец с пальцем 22, служащие для удержания бобины, на другом конце— наружная резьба 12, а примерно

посередине вала — лыска.

На выступающую из корпуса часть втулки насажено на ша­ рикоподшипнике 19 водило 17 с тремя пальцами, к которому

четырьмя винтами прикреплена текстолитовая большая 44-зу- бая шестерня 18. Эта шестерня сцепляется с малой 16-зубой шестерней 6, закрепленной на отдельном валике 4, вращающем­

ся в двух шариковых подшипниках 5.

На конце валика заштифтован штуцер 3, который сцепля­

ется с карданным валом.

На вал наматывателя надет и закреплен к его срезу (лыске) стопорным винтом 9 диск-фланец 15, а на кольцевую вы­

точку фланца — пластмассовая фрикционная шайба 7. Затем свободно на вал и пальцы водила ушками надета муфта (крышка) 8, затем пластмассовый фланец 10 и спиральная пружина 11, а на резьбовую часть его навинчены гайка 14 и для устранения самоотвинчивания е е — контргайка 13.

Когда механизм проектора работает, вращается карданный вал, а следовательно, малая и большая шестерни наматывате­ ля. При вращении большой шестерни будет вращаться водило и муфта, которая под действием пружины посредством трения заставит вращаться диск. А так как диск прикреплен к валу, то будет вращаться и вал, сцепленный с бобиной.

Корпус наматывателя закрывается крышкой 16, которая

крепится байонетным способом.

Для смазки вала (Индустриальным маслом через 6— 10 ча­ сов) в корпусе напротив трубки имеется отверстие 2. Для плав­ ной работы наматывателя следует фрикционную шайбу (а так­ же шестерни и шарикоподшипники) смазывать густым маслом.

Наматыватель должен обеспечивать тягу в начале рулона фильма 500 г, в конце — 250 г, что проверяют динамометром

(см. стр. 366).

256