ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
Рис. 107. Узел ведущего вала:
а — фланец на валу электродвигателя; б — резиновая шайба; а — общий вид узла; г — разрез узла вала.
Наверху этой части вала заштифтована главная шестерня, в выточке которой имеются три пальца, входящие в кожаную муфту сцепления с .верхней частью вала. Применение кожа ной, а не резиновой муфты вызвано тем, что ее не разъедает масло.
После подшипника на валу заштнфтованы передаточная шестерня и шестерня передачи вращения наматывателю. Для входа поводковой пружины, передающей вращение маслонасосу, на конце вертикального вала сделан шлиц. Такая передача вращения предотвращает толчки от маслонасоса звуковому ба рабану.
Подшипники вертикального вала имеют отверстия для смазки.
Узел вала передачи вращения карданному валу наматывателя (рис. 109, а) представляет собой подшипник 5, который
четырьмя винтами через маслоуплотняющую прокладку кре пится к нижней части головки проектора. Внутри подшипни ка находится вал 7, на верхнем конце которого через шайбу надета и заштифтована 80-зубая шестерня 8, а на нижнем кон це заштифтован штуцер (поводок, вилка) 3 для сцепления с
249
кинопроектора
Рис. 108. Узел горизонтального вала зубчатого бара
бана.
карданным валом. Подшипник не имеет отверстий для смазки, так как он находится внизу головки и погружен в масло.
Карданный вал устроен так же, как и в кинопроекторе типа КН. Трущиеся места его смазываются через 10— 12 часов жид ким маслом.
Горизонтальные валы. Каждый горизонтальный вал имеет лыску (срез) для закрепления барабана, три маслоразбрызгиватощих кольца, а для крепления шестерни — штифт и в торце вала резьбовое отверстие для винта.
Горизонтальный вал 1 (рис. 108) вставляется в стальной подшипник 3, в котором запрессованы две чугунные втулки.
Затем через мерную шайбу (для устранения осевого зазора) на вал надевается шестерня 7, которая своей прорезью входит на штифт вала и крепится торцовым винтом 8.
Собранный узел вставлен в отверстие с внутренней стороны головки и снаружи закреплен навинчивающейся специальным фасонным ключом на резьбовую часть подшипника маслоуловительной гайкой 2.
Для обеспечения нормального зацепления шестерен (устра нения зазора между их зубьями) подшипник сделан эксцент ричным, благодаря чему шестерню горизонтального вала мож но правильно расположить относительно шестерни вертикаль ного вала.
Вал задерживающего барабана длиннее остальных валов, так как на нем снаружи штифтуется храповая втулка для за цепления рукоятки ручного привода, удерживающейся в вы точке вала винтом.
Чтобы снять задерживающий барабан, необходимо раньше удалить храповую втулку, для чего, подложив под вал дере вянный упор, нужно выбить штифт.
250
На борту подшипника около торца шестерни закреплен мас лосъемный щиток 6. Во время работы проектора масло сте кает с шестерни и с помощью щитка по канавке 5 поступает че рез отверстие 4 подшипника на вал.
Для предотвращения вытекания масла наружу служат мас лоразбрызгивающие кольца, которые благодаря центробежной силе разбрызгивают масло в маслоуловительной гайке и на правляют его по одной из трех канавок 10 подшипника через отверстие 9 в головку.
Детали передаточного механизма должны обеспечивать лег кий и бесшумный ход, а электродвигатель кинопроектора не должен вибрировать.
Регулировка передаточного механизма заключается в обес печении правильного зацепления шестерен, допустимого осево го зазора валов зубчатых барабанов и правильной установке электродвигателя.
Для устранения чрезмерного зазора между передаточной шестерней и шестерней зубчатого барабана, что проверяется покачиванием барабана, 'ослабляют стопорный винт и снимают зубчатый барабан. Затем фасонным ключом отвинчивают маслоуловительную гайку и рукой поворачивают подшипник вала барабана в отверстии головки проектора.
Для устранения осевого зазора вала барабана подбирают соответствующей толщины шайбу под его шестерней.
Чтобы во время работы кинопроектора не вращалась руко ятка, необходимо ежедневно смазывать ее втулку жидким маслом.
Шарикоподшипники электродвигателя смазываются через 1800 часов солидолом.
Система смазки передаточного механизма
В кинопроекторе применена централизованная (из общего резервуара) автоматическая принудительная . смазка переда точного механизма, которая осуществляется при помощи шесте реночного насоса. Такой вид смазки обеспечивает непрерывную обильную подачу масла, препятствует его застыванию, смывает элементы изнашивания деталей, подает масло без механиче ских примесей, что гарантирует надежность работы и увеличи вает срок службы деталей механизма.
Система смазки (рис. 109, а) состоит из маслонасоса 1, тру бок 11, 12, 13, 14, 18 и 21, маслораспределителя 15 с указате лем-окном 16 циркуляции масла, масломерного (смотрового) окна 6 и пробок 17 и 4.
Масляный насос представляет собой корпус-подшипник с отверстием для смазки, который с помощью кронштейна кре пится внутри головки к правой стенке ее. В корпусе имеются
251
17 IS |
Ю |
4 3 2 I a
Рис. 109. Система смазки передаточного механизма (а) н работа маслонасоса (б).
две цилиндрические выточки, прорезь и отверстие-втулка. Во втулку вставлен валик, который сверху имеет шлиц для зацеп ления с поводковой пружиной 23, получающей вращение от вертикального вала 20 механизма *, а снизу на нем заштифтова-
* Во избежание выхода из строя поводковой пружины нельзя допускать вращения механизма в обратную сторону.
252
на 19-з-убая шестерня. Эта шестерня, находящаяся в одной вы точке насоса, сцепляется с другой 19-зубой шестерней, свободно надетой на палец-ось в другой выточке.
Сбоку корпуса прорезь маслонасоса прикрывается удержи вающейся двумя винтами металлической сеткой 2, служащей
фильтром для масла. Снизу к корпусу четырьмя винтами кре пится крышка.
Сверху корпуса маслонасоса при помощи гайки через про кладку завинчен штуцер, который удерживает нижний конец главного маслопровода, связанного другим концом с маслораспределителем.
Маслораспределител-ь имеет фланец, который четырьмя вин тами укреплен в отверстии вверху передней стенки головки ки нопроектора. К фланцу с внутренней стороны головки привин чена крышка с шестью припаянными маслопроводами, из кото рых один, большего диаметра, главный (питающий). Внутри маслораспределителя имеется перегородка с двумя отвер стиями, которая образует две полости. Одна полость — конт рольная — прикрывается прозрачной пластмассой, удерживаю щейся кольцом и винтами. Другая полость связана с труб ками.
Во избежание застаивания масла трубки изогнуты под ту пым углом.
Отвинтив пластмассовую пробку, через верхнее отверстие заливают масло (0,7—0,8 л), которое во время работы проек тора попадает в направлении стрелок (рис. 109, б) из отстой
ника картера головки через сетку в корпус маслонасоса, нагне тается шестернями,.проходит вокруг них и поступает по глав ному маслопроводу в маслораспределнтель. Из маслораспределнтеля масло по трубкам направляется на шестерню вала тянущего барабана, шестерню вала обтюратора, шестерню мальтийского механизма, в мальтийскую коробку и на шестер ню ведущего вала.
При вращении механизма кинопроектора в обратную сторо ну система смазки работать не будет.
Как отмечалось ранее, подшипники горизонтальных валов смазываются во время работы механизма при помощи масло съемных щитков 9, 10, 19 н 22, а подшипники вала обтюратора,
вертикального и ведущего валов, вала передачи вращения к наматывателю, вала маслонасоса и зубчатой рейки имеют от- -зерстия, в которые масло попадает самотеком.
Во время работы механизма нужно следить, чтобы маслонасос был погружен в масло, для этого масломерное окно дол жно быть заполнено примерйо наполовину и масло в нем долж но циркулировать. Когда механизм не работает, окно должно быть заполнено маслом на 3А.
Окно маслораспределителя во время работы должно быть заполнено маслом полностью. Если в нем появляются пузыри,
253
то это свидетельствует о недостатке масла, засорении фильтра или маслопроводов.
Для спуска отработанного масла отвинчивают пробку вни зу головки.
В новом или прошедшем капитальный ремонт кинопроекто ре первую смену масла и промывку механизма производят че рез 25 часов, вторую — через 50, третью — через 200 к после дующие — через 300 часов.
Для смазки механизма применяют масло Индустрнальное-30 (машинное Л) или автол-10. Нельзя применять густые масла, так как это приводит к перегреву обмоток электродвигателя из-за увеличенной нагрузки на валу его.
Замену масла в головке производят тогда, когда оно нагре лось, т. е. после сеансов. Масло сливают в посуду, которую располагают выше наматывателя. Для лучшего вытекания мас ла кроме нижней пробки вывинчивают и верхнюю. Затем сни мают три крышки с головки проектора (начиная с нижней) и с помощью наполненной керосином медицинской резиновой гру ши промывают детали механизма, масловпускные отверстия подшипников, каждый маслопровод и сетчатый фильтр. Для удобства промывки передаточного и мальтийского механизмов вращают рукоятку ручного привода (в течение 1—2 минут) и поворачивают вал установки кадра. При этом во избежание заедания механизма включать электродвигатель нельзя.
Выпустив керосин, залив новое масло и закрыв крышки го
ловки, включают |
механизм |
кинопроектора. По истечении 4— |
5 минут масло с |
остатками |
керосина выпускают и заливают |
свежее.
Для того чтобы масло не вытекало из головки кинопроекто ра, необходимо следить за наличием и исправностью алюми ниевых или свинцовых шайб под винтами крепления, парафи нированных бумажных прокладок, а также целлулоидной плас тины под крышками головки проектора.
Бумажные прокладки пропитывают подогретой замазкой. Для ее изготовления канифоль (40%) и воск (45%) растапли вают в горячем масле (15%) и, не доводя до кипения, добавля ют нужного цвета сухую краску.
Необходимо следить за тем, чтобы маслосъемные щитки на подшипниках горизонтальных валов были установлены пра вильно — наклонены в сторону, противоположную направлению вращения шестерен.
Трубки должны быть согнуты так, чтобы они направляли масло в соответствующие места. Трубка смазки мальтийского механизма должна при любом положении его направлять мас ло в коробку механизма.
Для лучшей смазки мальтийского механизма в последних конструкциях кинопроекторов в корпусе механизма сделан до полнительный вырез.
254
Кассеты, наматыватель, разматыватель, и сигнализатор окончания части
Кассеты имеют большую емкость — в них помещаются 600-метровые бобины с большими сердечниками. Каждая кас сета имеет замок прочной конструкции и прикреплена четырь мя винтами через шайбы к кронштейну-крестовине, который двумя болтами привинчен к головке проектора. В целях пра вильной установки кассет относительно всего фильмопротяж ного тракта отверстия в кронштейнах для болтов крепления увеличены.
"У каждой кассеты пятью винтами закреплен противопожар
н о
ный канал (рлс. ПО, а), который имеет два пламягасящих ро лика 1, вращающихся в косых шлицах, пламягасящий 3 и на правляющий 6 ролики, вращающиеся в круглых отверстиях.
Для удобства осмотра и чистки канал при нажиме на кнопку 2 может .открываться на оси 5, а в закрытом положении удержи вается пружиной 4. Ролики противопожарных каналов кино
проектора разборные и смазываются ежедневно солидолом че рез имеющиеся в кронштейне отверстия.
Наматыватель с постоянным вращающим моментом трения получает вращение от передаточного механизма через кардан ный вал. Устроен и работает наматыватель следующим обра зом (рис. ПО, б).
К кронштейну нижней кассеты четырьмя.винтами крепится корпус 1 в виде стакана с шейкой-выступом. Во втулки высту па вставлен вал 20. На одном конце вала имеется замок-21 и заштифтован фланец с пальцем 22, служащие для удержания бобины, на другом конце— наружная резьба 12, а примерно
посередине вала — лыска.
На выступающую из корпуса часть втулки насажено на ша рикоподшипнике 19 водило 17 с тремя пальцами, к которому
четырьмя винтами прикреплена текстолитовая большая 44-зу- бая шестерня 18. Эта шестерня сцепляется с малой 16-зубой шестерней 6, закрепленной на отдельном валике 4, вращающем
ся в двух шариковых подшипниках 5.
На конце валика заштифтован штуцер 3, который сцепля
ется с карданным валом.
На вал наматывателя надет и закреплен к его срезу (лыске) стопорным винтом 9 диск-фланец 15, а на кольцевую вы
точку фланца — пластмассовая фрикционная шайба 7. Затем свободно на вал и пальцы водила ушками надета муфта (крышка) 8, затем пластмассовый фланец 10 и спиральная пружина 11, а на резьбовую часть его навинчены гайка 14 и для устранения самоотвинчивания е е — контргайка 13.
Когда механизм проектора работает, вращается карданный вал, а следовательно, малая и большая шестерни наматывате ля. При вращении большой шестерни будет вращаться водило и муфта, которая под действием пружины посредством трения заставит вращаться диск. А так как диск прикреплен к валу, то будет вращаться и вал, сцепленный с бобиной.
Корпус наматывателя закрывается крышкой 16, которая
крепится байонетным способом.
Для смазки вала (Индустриальным маслом через 6— 10 ча сов) в корпусе напротив трубки имеется отверстие 2. Для плав ной работы наматывателя следует фрикционную шайбу (а так же шестерни и шарикоподшипники) смазывать густым маслом.
Наматыватель должен обеспечивать тягу в начале рулона фильма 500 г, в конце — 250 г, что проверяют динамометром
(см. стр. 366).
256