Файл: Копелевич, Ю. Х. Возникновение научных академий. Середина XVII - середина XVIII в.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этой части Бэкон обращается не столько к людям науки, сколько к правителям, в чьей власти содействовать прогрессу наук «достойными наградами» и «мудрыми рас­ поряжениями», создавать ученые учреждения, строить для них здания, давать им привилегии и уставы, созда­ вать библиотеки, приобретать орудия и инструменты, обеспечить людей науки необходимым вознаграждением, освобождающим их от забот и дающим покой и досуг для занятий. Притом выбирать ученых нужно между самыми талантливыми и сведущими людьми и вознаграждать так, «чтобы их оплата равнялась заработку тех же спе­ циалистов, занимающихся практической деятельностью»

[5, с. 148-150].

Среди главных условий развития наук наряду с пра­ вильным методом и мудрым управлением наукой Бэкон называет еще третье — общее согласие в работе, которое восполняет недостаток сил одинокого человека. Работа ученых должна быть так же слажена, как работа органов живого тела [5, с. 149].

Мечту о всесильном и идеально организованном кол­ лективе ученых Бэкон образно выразил в «Новой Атлан­ тиде» [6] — утопическом сочинении, которое осталось не­

законченным и было издано после смерти

Бэкона,

в 1632 г.13 На затерянном в океане сказочном

острове,

куда случайно попадают потерпевшие бедствие морепла­ ватели, они находят идеальное государственное устрой­ ство, и самое выдающееся установление в этой стране — это ученая коллегия или общество, называемое «Домом

Соломона». Цель

этой коллегии — постижение причин

движения и внутренних сил в природе и расширение

власти человека

над природой до возможных пределов.

В ее распоряжении — пещеры, башни, бассейны, колодцы,

источники, здания, где воспроизводятся явления природы и хранятся модели, сады и огороды для опытных посевов, анатомические кабинеты и зверинцы, где делаются опыты по искусственному преображению животных и выведению

новых

пород, и многое другое. Члены общества усовер-

13 К.

Дюкасс в сатье

о Бэконе [126,

с. 73] проводит парал­

лель между этой утопией Бэкона и современными взглядами па

научное

сотрудничество,

на разделение

и специализацию науч- _ .

ного труда.

 

 

2 Ю. X. Копелевич

-. , f∙-я


шенствовали производство бумаги, тканей и красок, онп изучают явления теплоты, света, звука, всякого рода дви­ жения и имеют особый дом для математических иссле­ дований. Одни ее члены собирают сведения об опытах из различных книг, другие производят новые опыты, третьи соединяют эти опыты в сводки и таблицы, четвертые должны «вникать в опыты своих сочленов и извлекать из них и запоминать те изобретения, которые могут быть по­ лезны в практической жизни», пятые «на основании уже установленных научных фактов намечают план и на­ правление новых опытов» [6 с. 52—53]. И, наконец, есть такие, которые из наблюдений и опытов выводят общие законы и причины. Этих называют «истолкователями при­ роды». Так, в этом разделении труда в «Доме Соломона» отразилось представление Бэкона о многообразии функ­ ций высшего ученого учреждения государства. В «Доме Соломона» проводятся общие собрания всех его членов, где подвергаются тщательному изучению все рефераты и работы, обсуждаются выведенные общие законы и прин­ ципы. Собрание решает также, какие открытия и опыты могут быть опубликованы. «Дом Соломона» имеет моло­ дых, еще непосвященных работников, «дабы не прерыва­ лась преемственность ученых». Члены «Дома» посещают города государства, предсказывают на основе изучения законов природы эпидемии, неурожаи, бури, землетрясе­ ния, наводнения и другие бедствия, дают советы жителям для предупреждения и отвращения этих бедствий.

Итак, развитие науки для Бэкона — это прежде всего коллективная деятельность людей, вооруженных методом и обеспеченных необходимым оборудованием. Заметим, что, увлеченный идеей коллективности, Бэкон, хотя он и был современником Галилея, Кеплера, Гарвея, пе счи­ тает значительной роль личности в науке.14

Этой идее Бэкона, идее организованной, коллективной, государственной науки суждено было сыграть огромную роль в научном движении его эпохи, роль, возможно, не

'4 На этом основании историки науки А. Р. Холл и Μ. Б. Холл [148, с. 173] называют Бэкона «интеллектуальным демократом».

Дж. Бернал

[4, с. 241]

также подчеркивает, что, хотя Бэкон

в отличие от

Декарта не

создал собственной научной системы,

он предложил «организацию, которая действовала бы как коллек­ тивный строитель новых систем».

18


менее важную, чем его пропаганде экспериментального метода, страдавшей некоторой односторонностью и недо­ оценкой значения математической дедукции.15

ιs Не останавливаясь подробно на критике слабых сторон учения Бэкона, упомянем только о попытке со стороны англий­ ского историка науки прошлого века Дж. В. Мармери [45] пол­ ностью развенчать Фрэнсиса Бэкона в пользу его предшествен­ ника и однофамильца, ученого и просветителя XIII в. Роджера Бэкона. Однако более поздние историки научной мысли не после­ довали за Мармери. Огромная роль Бэкона в научном движении его эпохи остается бесспорной. Приведем высказывание по этому

поводу Л. Т. Мора, автора большой монографии о Ньютоне

[187,

с. 497]: «Была некоторая тенденция, которая существует

и до

сих пор, недооценивать значение Бэкона как ученого, поскольку он не оставил после себя экспериментальных открытий, но такая критика очень близорука, ибо указать другим правильный науч­ ный метод — дело величайшего значения, позволяющее ставить его в ранг самых выдающихся натурфилософов».

2*


ПЕРВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ: ИТАЛИЯ,

ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ

Идея коллективной и государственной науки вдохнов­ ляла создателей первых естественнонаучных обществ

вЕвропе, или первых академий наук в современном смысле этого слова. Сохранилось много свидетельств о том, что возникновение европейских академий воспринималось современниками как воплощение идей Бэкона. Приведем, например, слова Готфрида Фокеродта, ректора гимназии

вГоте, издавшего в 1704 г. труд об ученых обществах: «Веруламий, показав образ философствования, основан­ ный на природе вещей, быстро нашел сторонников этого

новшества. Его „Новый Органон“

открыл многим путь

к новым дерзаниям еще до того,

как поданная им на­

дежда на обновление философии была подхвачена целыми обществами и была воспринята идея создания таких об­ ществ, выраженная им в „Новой Атлантиде“ или в „Соло­ моновом доме“» [212, с. 68].

Начиная с эпохи Возрождения академии, по типу пла­ тоновских, возникали в разных городах Италии. Большей частью это были небольшие и недолговечные кружки лю­ бителей философии, теологии, литературы, искусства.1 Но некоторые из них существуют до наших дней. Такова из­ вестная Академия делла Круска во Флоренции, основан­ ная в 1584 г. и ставшая центром изучения итальянского языка и издания научных словарей.

Для занятий естествознанием была основана Джиованни Баптиста делла Порта в Неаполе в 1560 г. Акаде-1

1 В пятитомном труде Майлендера по истории итальянских академий [177] собраны материалы обо всех академиях, суще­ ствование которых зафиксировано в литературных или архивных источниках. Академии назывались по традиции эпохи какимнибудь _ эпитетом, например, degli Agitati — беспокойных, degli

Animosi ■ решительных. Всего в издании Майлендера перечис­ лено более тысячи таких академий.

20

мпя таинств природы.2 Но церковные власти города скоро заставили делла Порта распустить свою академию. Иначе сложилась судьба другого кружка, образовавшегося в Риме вокруг князя Федерико Чези. В 1603 г. восемнад­ цатилетний Чези и трое его юных друзей решили преоб­ разовать свой кружок в академию, написали ее устав3 и назвали ее Академией деи Линчеи, т. е. «рысьеглазых».4 Чези создал для своей Академии ботанический сад, каби­ нет натуралпй и библиотеку. Члены Академии собирались во дворце князя три раза в неделю, читали для желаю­ щих лекции по естествознанию, устраивали дискуссии, ставили опыты. Несколько необычные занятия молодых людей очень скоро вызвали подозрения, их стали обви­ нять в распространении безнравственных учений и сдел­ ках с дьяволом. На несколько лет друзьям Чези пришлось покинуть Рим. Возобновили они свои собрания в 1609 г.,

хотя преследования

п потом не прекращались. Вскоре

в

состав

Академии

вошли делла

Порта и

Галилей.

В

1611 г.

«рысьеглазые» вместе с

Галилеем

наблюдали

в его телескоп спутники Юпитера. В 1615 г. они пыта­ лись защищать Галилея перед судом цензоров инквизи­ ции.5 После смерти Чези в 1630 г. Академия деи Линчеи фактически прекратила свое существование.6

Какова бы ни была участь отдельных итальянских ака­ демий, идея научного общества к середине века уже по­

2 Academia Secretorum naturae. Чтобы стать членом этой ака­ демии, нужно было открыть какое-нибудь из «таинств природы». Из подобных открытий делла Порта составил свою книгу «Magia naturalis».

3 Программа Academiae Linceae [177, т. 3, с. 441—442].

4 Па гербе Академии деи Линчеи под изображением рыси девиз: «Sagacius ista» (мудрее, чем она), т. е. быть зорким, как рысь, но глубже проникать в сущность вещей.

s В архиве Академии деи Линчеи хранится документ, состав­ ленный «рысьеглазыми» 24 марта 1616 г., т. е. тотчас после пер­ вого суда над Галилеем. «Рысьеглазые» здесь заявляют о своей солидарности с Галилеем. Фотокопия этого документа экспониро­ валась на выставке в Музее национального хранилища искусств и ремесел в Париже в 1966 г., организованной в связи с праздно­

ванием

300-летия Парижской академии наук

[159, с. 32].

6 В

1745—1755 гг. Академия деи Линчеи

возрождалась под

руководством Джиованни Бьянки, потом снова была воссоздана в 1801 г. под названием «Nuovi Lincei». После ряда реорганизаций приняла название «Accademia Nazionale dei Lincei», под которым существует и сейчас.

21


лучила широкое распространение. Нам кажутся бесполез­ ными попытки отдельных исследователей установить, ка­ кая из европейских стран первой последовала примеру итальянцев и создала у себя академию. Едва ли возможно сейчас решить, какие из возникавших в разных городах кружков и обществ заслуживают названия академии в современном смысле этого слова. К тому же и число их членов, її длительность их существования далеко не всегда находятся в прямом отношении к тому влиянию, какое оказала та или иная академия на становление науки в своей стране и на весь ход научного развития.

Показательно, что ни разобщенность европейских го­ сударств в условиях Тридцатилетней войны, ни полити­ ческая изоляция Англии в годы Английской буржуазной революции не прервали оживленного общения между естествоиспытателями разных стран, и едва ли можно назвать какой-нибудь научный кружок этого времени, ко­ торый жил бы изолированно и не был бы осведомлен о том, что происходит в ученом мире.

Никола Клод де Пейреск, до того как организовал в 1620 г. ученый кружок в Эксе, изучал архитектуру и естествознание в Падуе, Флоренции, Риме, Неаполе, 15 лет прожил в Англии и Голландии, занимался анато­ мией (он открыл лимфатические протоки брыжейки у человека), астрономией, собрал огромную библиотеку. Его близким другом был Пьер Гассенди, математик и астроном, пропагандист атомистики Эпикура. Пейреск имел друзей и корреспондентов среди ученых многих стран. On был воодушевлен идеей создания всемирной «респуб­ лики наук». Другой французский кружок того же вре­ мени в Париже, собиравшийся в доме братьев Пьера и Жака Дюпюи, где имелась превосходная библиотека и кабинет натуралий, был связан с кружком в Эксе и полу­ чал информацию из обширной корреспонденции Пейреска.7

7 X. Броун, автор исследования о научных обществах во Фран­ ции в ХѴП в. [106], обследовал архивы Парижа, Лондона, Окс­ форда, Лейдена и собрал очень большой материал о научных связях этой эпохи. Его книга свидетельствует об огромном зна­ чении научной переписки как источника по истории науки XVII в. Притом, поскольку речь идет о переписке, то для истории той или иной страны иногда можно найти больше материалов в архивах других стран, чем в исследуемой стране.

22

Однако первой формальной научной организацией во Франции была не естественнонаучная академия, а осно­ ванная в 1635 г. Французская академия. Она существует в паши дни и занимается проблемами языка и литера­ туры, изданием словарей.

На территории Германии различного рода академии, по типу итальянских, начали возникать еще в XVI в.89 Немного сведений сохранилось об обществе «Социетас эревнетика», основанном в Ростоке в 1622 г. Иоахимом Юнгом. Юнг был известен как разносторонний ученыйлогик, математик, ботаник. Он прожил несколько лет в Италии, где воспринял антисхоластический дух «новой философии». Члены ростокского кружка хорошо знали сочинения Фрэнсиса Бэкона п разделяли его убеждения. Девизом для своего общества они избрали слова Бэкона: «Через индукцию и эксперимент». Им принадлежат пер­ вые попытки в создании естественнонаучной литературы на немецком языке — литература на итальянском, фран­

цузском

и английском языках давно уже соперничала

в своих

странах с латинской литературой. Однако обще­

ство в Ростоке просуществовало лишь несколько лет. Через три десятилетия, в 1652 г., в другом уголке Гер­

мании, в вольном городе Швайнфурте, возникло «Обще­ ство испытателей природы», которое положило начало ныне существующей Германской академии естествоиспы­ тателей, иначе именуемой «Леопольдина». Организатор Общества врач Иоганн Лоренц Бауш, широко образован­ ный человек, учился в Италии, знал работы Академии деи Линчеи, был энтузиастом создания новой науки на ос­ нове преодоления схоластической философии. Первые члены Общества в Швайнфурте мечтали о воплощении в жизнь сказочного «Дома Соломона» из «Новой Атлан­

тиды» Бэкона,® основанного

на

идее энциклопедического

8 В литературе начала XVIII в.

появилось

уже ряд обзоров

о ранних немецких академиях.

Можно указать,

например, защи­

щавшуюся в Упсале в 1734 г. диссертацию Андреаса Вестена «О литературных и ученых обществах, в особенности в северных странах» [214], а также упомянутую книгу Готфрида Фоке-

родта [212].

9 В истории общества, изданной в 1683 г., было сказано: «Фун­ дамент для превосходной структуры общества, этого истинного Дома Соломона, заложил знаменитый и великий муж Фрэнсис Бэкон Веруламий» (Цитата приведена в статье X. Минковского

23