Файл: Колпашников, А. И. Армирование цветных металлов и сплавов волокнами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

копрочной вольфрамовой проволокой, в несколько разпревосходят по абсолютной и удельной прочности обыч­

ные никелевые сплавы при

повышенных

температурах

(до 1200°С). В связи с этим указанные

армированные

материалы предназначены

для изготовления работаю­

щих в особо тяжелых условиях деталей

турбореактив­

ных двигателей [147].

и никеля высокопрочными

Армирование

кобальта

проволочными волокнами

из вольфрама, молибдена,

ниобия и тантала

позволяет защищать их от окисления.

В результате волокна сохраняют высокие свойства при

температурах 1100—1200°С [148]. В

частности,

введе­

ние 18,6% (объемн.) вольфрамовой

проволоки

диа­

метром 0,25 мм позволяет повысить

прочность кобаль­

та при комнатной температуре с 341 до 598

МН/м2

(с 34,1 до 59,8 кгс/мм2). Предел .прочности при 1100°С

этогоматериала

в

результате

армирования

 

увеличи­

вается с 19 до 166 МН/м2

(с 1,9

до

16,6 кгс/мм2). Это

позволяет

применять

указанные

материалы

для

про­

изводства лопаток турбин двигателей летательных

ап­

паратов [149].

 

из

металлических тугоплавких

Пропитка каркаса

волокон (например, молибденовой

проволоки)

позво­

лила получить материал с содержанием

~30%

армату­

ры, пригодный для получения сопла ракеты [150].

 

Очень интересно ведутся поиски вариантов

получе­

ния легких жаропрочных

материалов

для

различных

отраслей

новой

 

техники.

Например,

отделение

«Allison Division»

фирмы

«General

Motors»

 

успешно

внедряет'

алюминиевые сплавы,

армированные берил-

лиевой проволокой, в производство деталей компрессо­ ров двигателей. Эта фирма также производит опытные

партии изделий (гибкой, отбортовкой при

повышенных

температурах ~240°С) из алюминиевых листов,

арми­

рованных волокнами

бора (Ув~50% ). Эти листы

име­

ют предел

прочности

при

комнатной

температуре

1328 МН/м2 (132,8 кгс/мм2) и длительную

прочность в

течение 200 ч при 300°С 703 МН/м2

(70,3 кгс/мм2)

[451].

В работе [127] отмечается успешное осуществление

процесса

производства

полос

из

алюминиевого

сплава

марки

2024,

армированного

проволо­

кой из стали

марки

АМ-355

[сгв = 3370—3650 МН/м2

(337—:365

кгс/мм2) ] диаметром 0,29

мм. Этот

армиро­

ванный материал

при плотности 3,98 г/см3

имеет предел

233


прочности при комнатной температуре 1230 (123), а при температуре 370°С 700 МН/м2 (70 кгс/мм2). Этот ма­ териал и ему подобные превосходят по своим характе­ ристикам титановые сплавы и могут быть использованы для оперения современных тяжелых самолетов.

Применение армированных материалов в конструк­ циях двигателей позволяет снизить их массу и повы­ сить эксплуатационные характеристики. Например, ар­ мирование основного материала волокнами бора и ис­ пользование этого материала для изготовления лопасти

винта вертолета уменьшают

прогиб винта

на 30%

[152].

армированных

материа­

Использование деталей из

лов позволяет снизить массу двигателей аппаратов вер­ тикального взлета на 33% и маршевых двигателей — на 45% [153].

В настоящее время ведутся интенсивные разработки применения армированных материалов в самых различ­ ных летательных аппаратах (планеры самолетов

«Nord American Т-39» и «Lockheed 200» винт вертолета

«Bell VH-IF», секции космических кораблей и аппара­ тов, головные участки корпусов баллистических ракет и др.) [154].

Использование волокон бора для армирования ос­ новного материала, применяемого для производства деталей ист,ребителя-бом'ба1рдировщика «Groomman F-111А» (cjmpMa-^General Dynamic»), позволяет снизить массу самолета на 225—250 кг [155].

Значительные

достижения

в

области

применения

армированных материалов

можно

отметить

в космиче­

ской технике. В частности,

материал на основе алюми­

ниевого сплава марки 2024, армированный

высокопроч­

ной проволокой

из стали

марки NS

355 (диаметр про­

волоки

0,254 мм, объемная

доля

волокон

^ 4 0 % ),

успешно

применяется в

системах

 

хранения

жидкою

кислорода. Армированный

материал превосходит мате­

риал матрицы но

всем

техническим

характеристикам,

в первую очередь по ударным, причем особенно

замет­

но его преимущество при низких температурах

[156].

Если ранее рассматривали примеры использования прочных и жаропрочных армированных материалов (при нагружении растягивающими, сжимающими и изгибающими нагрузками), то следующий пример иллю­ стрирует возможности применения композитного мате­

234


риала с использованием особенностей самого его строе­ ния. В состав материала входят специальный литейный

сплав системы А1—Zn—Mg (3,8—4,3% Zn,

3,3—3,8%

Mg, 0,03—0,15% Ti, остальное Al)

и элементы из де­

формируемого сплава марки 7039.

Сочетание

прочности

и твердости первого из сплавов с вязкостью и пластич­ ностью последнего позволяет получить гетерогенную броню с повышенными характеристиками.*

Армированные материалы могут представлять ин­ терес и для работников атомной промышленности. Введение металлических волокон в материалы, приме­ няемые в ядерной технике, позволяет уменьшить их хрупкость, повысить теплопроводность и устойчивость против температурных колебаний. При введении ди­ скретных и беспорядочно расположенных волокон про­

волоки из молибдена или его сплавов

либо из

ниобия

в горячепрессованные брикеты,

включающие

10, 30

и

и ,50%

U 02, теплопроводность и сопротивление темпера­

турным

колебаниям

возрастают

очень

резко

[157].

Добавление таких

волокон

молибденовой

проволоки,

предварительно разрезанной

на

короткие

отрезки,

в

пудру Th02 также значительно улучшает

- теплофизиче­

ские характеристики прессованных материалов

указан­

ной системы, но различного состава

[158].

В этом

слу­

чае армирование позволяет

улучшить физические

ха­

рактеристики и достичь «обратного» механического эф­ фекта, т. е. повысить пластичность весьма хрупких материалов. Следует заметить, что эта сторона процесса армирования изучена наименее полно, но имеет значи­ тельные перспективы.

Волокнистые материалы могут быть использованы при производстве статических уплотнений. Для этого каркас из волокон (проволоку из нержавеющей стали или молибдена) пропитывают составом матрицы (ме­ ди). Такой материал при температуре 640°С выдержи­ вает в течение длительного времени действие нагрузки с напряжением 35 МН/м2 (3,5 кгс/мм2) [152].

Пропитка молибденового каркаса расплавом сереб­ ра позволяет получить материал для статического уп­ лотнения при температуре 650°С и давлении 320 ат

[160—162].

* Пат. (США), кл. 29— 1975 (В32в 15/20 с22с 21/00), № 3539308,

1971.

235


Армированный материал Си — Ti сплав + дискрет­ ные частицы W предназначен для использования в ваку­ умной технике*. Сначала вольфрамовые частицы раз­ мером 1 —10 мкм брикетируют на прессе под давлением 300—500 МН/м2 (30—50 кгс/мм2) в течение 10 мин при температуре 1250°С в восстановительной атмосфере во­ дорода. Затем проволочный каркас пропитывают в ва­ кууме (10-5 мм рт. ст.) расплавом Си+0,5°/о Ti при тем­ пературе 1200—1450°С. Процесс протекает около 1 ч.

Общеизвестно, что в практику сварочных процессов в течение последних 15 лет усиленно внедряют новые материалы, в частности порошковые электродные мате­ риалы, имеющие более стабильные рабочие характери­ стики и повышенный срок службы.

Аналогичное назначение могут иметь и волокнистые материалы. Например, для сварки плавлением алюми­ ния и его сплавов используется материал на основе алюминия или сплава А1+4% Си, армированный во­ локнами карбида кремния, окиси алюминия или оксинитрида алюминия. Длина волокон sg7900 мкм, попереч­ ный размер 3—30 мкм, объемная доля волокна 0,06— 0,3%. Этот материал получают литейными методами армирования и используют для производства сварочных присадочных прутков**.

В качестве электродов для обработки различных ма­ териалов электрическими разрядами*** применяют серебро, армированное дискретными волокнистыми ча­ стицами вольфрама и карбида вольфрама (объемная доля 10—85%). Этот материал получают по классиче­ ской схеме порошковой металлургии: смешивание мат­ ричного порошка и армирующих частиц^ брикетиро­

вание -»■ спекание -* холодная прокатка

спекание

->• прокатка

отжиг -* окончательная прокатка с про­

межуточным отжигом. Материал спекают при темпера­

туре

1000—1130°С,

отжигают при температуре 900°С

(30

мин), деформируют с обжатием 10—30%.

 

Армированные материалы должны со временем най­

ти применение в

качестве антифрикционных

материа­

лов.

Например, свинец, армированный

проволокой из

нержавеющей стали или оловянистой

бронзы,

обладает

*Пат. (США), кл. 29— 182.2, № 3353923, 1967.

**Пат. (США), кл. 75—439, № 3492119, 1970.

***Пат. (США), кл. 219—69 (Б23к), № 3459915, 1970.

236


повышенным сопротивлением ползучести. При объем­ ной доле волокон -~20% свинец даже в состоянии, весьма близком к расплавлению, не «вытекает» из кар­ каса (например, сеточного каркаса)волокон. Этот ма­ териал успешно опробован для изготовления подшипни­ ков, работающих без смазки [163].

Принцип армирования может быть с успехом ис­ пользован в электротехнике и электронике. Например, полученная многократным волочением сборной заготов­ ки (сборку вели в несколько стадий) медная проволока, армированная волокнами ниобия, имеет повышенную жесткость и не склонна к ползучести. При использова­ нии такой проволоки для проводов высоковольтной ли­ нии появилась возможность увеличивать расстояния между опорами в 2—3 раза [164]. Это важно, по-види- мому, на участках высоковольтных линий, пересекающих значительные по ширине водные преграды, а также в случае прохождения линий через лесные массивы.

Армированные материалы, кроме того, могут обла­ дать свойствами сверхпроводимости и применяться в мощных, электромагнитных системах. Наиболее распро­ странены проволочные полуфабрикаты на основе алю­ миния, меди, титана и никеля со сверхпроводящими во­

локнами из сплавов

и соединений

систем

N'b — Sr.,

Nb—Zr, Nb—Ti—Zr, Nb—Ti.

 

могут

приме­

Волокнистые композиционные сплавы

няться в качестве сверхпроводников.

Композиционную

сверхпроводящую

проволоку получают

из

сплавов

систем Nb—Zn, Nb—Ti, Nb—Zr*. Выплавленные в вакууме слитки после ковки и переплава подвергают го­ рячему прессованию в .вакууме или защитной атмосфе­ ре, затем горячей прокатке, холодному волочению с промежуточными отжигами, меднению и стабилизи­ рующей термической обработке при 400—480°С. На­ пример, при производстве сверхпроводящей проволоки из сплава марки 65БТ (63—68% Nb, 22—26% Ti, 8,5—

11,5 Zr и

0,2—4,0% Та)

получают

выкуумно-дуговой

выплавкой из расходуемого электрода

слитки диамет­

ром ПО мм, которые подвергают

горячему

тидропрес-

сованию при 1150—1250°С

либо

 

свободной ковке

при

1050°С. Заготовку квадратного

сечения

(36X36

мм)

* Г а б р и э л я н Д. Н., С о к о л о в

Н. В. Авт. свид., кл. 7в 2/01,

7в З/al, В21/с

№ 209386 — «Изобретения,

промышлен. образцы и

товарные знаки», 1968, № 5.

237