Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
5
Рис. 96. Пример монтажа све тильника на железобетонной ферме при тросовой проводке:
1 — пускорегулирующее устройст во, 2 — стойка, 3 — шпилька, 4 — деталь крепления стойки, 5 ответвительная коробка, 6 — уго лок, 7 — тросовый провод, 8 — переходная коробка, 9 — светиль ник с лампой ДРЛ, 10 — кронш
тейн, И — хомутик
1050
Рис. 97. Монтаж светильников на мостиках
Рис. 98. Детали крепления светильников:
а — крюк, 6 — шпилька
При • монтаже светильников на перекрытиях используют крюки (рис. 98, а) и шпильки (рис. 98, б). Как крюки, так и шпильки допол няют потолочными розетками (рис. 99, а), закрывающими отверстия выхода проводов из перекрытий. В розетке размещают зажимы (рис. 99, б), соединяющие провода светильника с проводами линии.
Для удобства эксплуатации светильников рекомендуется присое динять их к сети через посредство штепсельных разъемов.
Монтаж установочных аппаратов. При открытой прокладке про водов выключатели и штепсельные розетки устанавливают на дере вянных подрозетниках.
Рис. 99. Потолочная розетка (а), соединительный зажим (б)
Выключатели и штепсельные розетки в герметическом исполнении монтируют на скобах из полосовой стали, закрепляемых пристрелива нием или вмазкой. При этом кабели АВРГ, АНРГ и др. вводят непо средственно в корпуса аппаратов.
При скрытых проводках выключатели и штепсельные розетки мон тируют в коробках, вмазываемых в стены.
Задание 1. Разработать технологическую карту на установку светильника «Глубокоизлучатель» на стальной ферме.
Задание 2. Разработать технологическую карту на установку герметического выключателя при проводке, выполненной кабелем АВРГ по бетонному основанию.
§ 20. ОСОБЕННОСТИ МОНТАЖА ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ
ПРИ НАПРЯЖЕНИИ 380/220 в
СГЛУХО ЗАЗЕМЛЕННОЙ НУЛЕВОЙ ТОЧКОЙ
Осветительные сети промышленных предприятий часто выполняют по четырехпроводной системе (рис. 100). Нулевую точку вторичной обмотки трансформатора, а следовательно, и нулевой провод для безопасности работы обслуживающего персонала глухо заземляют.
81
Из тех же соображений все металлические части приборов и аппара тов, которые обычно не находятся под напряжением, но в результате повреждения установки могут оказаться под полным рабочим напря жением, заземляют путем глухого соединения с нулевым проводом.
Рис. 100. Схема устройства осветительной установки при напряжении 380/220 в с заземленной нулевой точкой:
1 — нулевой провод, 2 — трехфазная вторичная обмотка тран сформатора, 3 — предохранитель на фазном проводе магист рали, 4 — предохранитель групповой линии освещения, 5 — однополюсный выключатель, 6 — металлический корпус све тильника, 7 — заземление корпуса светильника
К числу таких повреждений относится нарушение изоляции одного из фазных проводов при его соприкосновении с какой-либо конструк тивной металлической частью.
Примеры заземления оболочек проводов и кабелей групповой сети приведены на рис. 101, Нулевой провод при данной схеме распреде-
Рис. 101. Заземление оболочек проводов и кабе лей групповой сети:
а — с металлическими коробками, б — с пластмассовыми коробками; 1 — пайка, 2 — медный провод сечением 1,5—2,5 мм2, 3 — винт заземления
ления электроэнергии одновременно служит для связи заземляемых частей установки с землей, поэтому он не должен иметь разрывов.
Чтобы обеспечить безопасность обслуживающего персонала при возможных повреждениях сети и появлении опасного напряжения, на
82
нулевом проводе не устанавливают п р е д о х р а н и т е л е й , а вы
ключатели монтируют в р а с с е ч к у |
ф а з н о г о п р о в о д а . |
||
Заземление металлических |
корпусов светильников и выключате |
||
лей выполняют в каждом случае отдельным проводом. |
|||
Винтовую металлическую |
гильзу |
патрона |
соединяют с нулевым, |
а не с фазным проводом. Для |
распознавания |
нулевой провод покры |
|
вают отличительной краской. |
|
|
|
При прокладке проводов в трубах, а также проводов АППВ, АПРФ, АПН или кабелей АВРГ концы нулевых проводов окрашивают в ко робках.
Задание. Составить описание схемы, показанной на рис. 100. В описании объяс нить:
1)для чего в четырехпроводной сети трехфазного тока напряжением 380/220 в заземляют нейтральную точку трансформатора?
2)зачем и как заземляют металлические части установки, которые нормально не находятся под напряжением?
3)почему на нулевом проводе не ставят предохранителей и выключателей?
й
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
СИЛОВОЕ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ГЛАВА V
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ, ПУСКОРЕГУЛИРУЮЩАЯ АППАРАТУРА И СХЕМЫ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
§ 21. ТИПЫ И КОНСТРУКЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Электрический двигатель пре образует электрическую энер гию в механическую для приве дения в действие станков, кра нов, насосов, вентиляторов, ком прессоров, электрифицирован ного транспорта и др.
Электродвигатели в зависи мости от их назначения разли чаются по роду тока, величине напряжения, мощности, конст руктивному исполнению, числу оборотов.
В промышленности широко используются асинхронные дви гатели трехфазного переменного тока, отличающиеся простотой изготовления и эксплуатации. Когда по условиям производства необходимо иметь широкий диа пазон регулирования числа обо ротов, применяют наиболее удоб ные в этом отношении электро двигатели постоянного тока.
Для приведения в действие механизмов значительной мощ ности служат синхронные двига тели напряжением 3—6 кв.
По конструктивному испол нению электродвигатели должны быть приспособлены к условиям тех помещений, в которых им предстоит работать. В помеще ниях с нормальной средой можно применять открытые двигатели. Часто используют защищенные электродвигатели (рис. 102, а), в которых вращающиеся и то коведущие части защищены от случайного прикосновения к ним и попадания в них посторонних предметов.
Для работы в помещениях с проводящей пылью служат пы ленепроницаемые, а во взрыво опасных помещениях — взрыво защищенные (рис. 102, б) элек тродвигатели.
а ) |
■ |
' |
f ) |
Рис. 102. Электродвигатели:
а —■защищенный, б — взрывозащищениый
|
|
Рис. 103. Асинхронный двигатель: |
||||
а — разрез* |
б — статор, в — ротор; |
/ — статор |
в |
составе двигателя,- 2 — |
||
ротор в составе двигателя, |
3 — подшипниковые |
крышки (щиты), 4 — обмот |
||||
ка статора, |
5 |
— сердечник |
статора, |
6 — станина, |
7 — сердечник ротора, |
|
8 — |
обмотка ротора, 9 — контактные кольца, /0 — вал |
Существуют еще электродвигатели специального исполнения, в ча стности так называемые ф л а н ц е в ы е , в с т р о е н н ы е и др.
Асинхронные электродвигатели трехфазного переменного тока.
Наиболее простой по конструкции и поэтому широко распространен ный асинхронный электродвига тель (рис. 103, а) состоит из двух основных частей: неподвижной — статора и вращающейся — ротора.
Статор (рис. 103, б) состоит из станины и сердечника с обмоткой. Станина выполняется из стали или чугуна. Сердечник набирают из штампованных листов электротех нической стали, изолированных один от другого тонкой бумагой, лаком или слоем окиси. Назначе ние изоляции — ограничить вели
s)чину возникающих в стали вихре вых токов, вызывающих нагрев и
потери мощности в машине. Обмотку статора выполняют из
обмоточной изолированной про волоки, укладываемой в пазы сер дечника.
Боковые крышки (см. рис. 103, а), закрывающие станину, назы ваются подшипниковыми крышками (щитами). У крупных машин под
шипники встраивают в специальные подшипниковые стойки. |
к а |
||||||||||
Подшипники подразделяются на два типа: п о д ш и п н и к и |
|||||||||||
ч е н и я |
(рис. |
104) и |
п о д ш и п н и к и с к о л ь ж е н и я (рис. |
105). |
|||||||
У подшипников качения |
|
|
|
|
|
|
|||||
внутреннее кольцо 2 (см. |
|
|
|
|
|
|
|||||
рис. |
104, а) |
насаживается |
|
|
|
|
|
|
|||
на вал двигателя, а наруж |
|
|
|
|
|
|
|||||
ное кольцо 1 вставляется в |
|
|
|
|
|
|
|||||
отверстие подшипникового |
|
|
|
|
|
|
|||||
щита (рис. 104, б). Под |
|
|
|
|
|
|
|||||
шипник |
смазывается соли |
|
|
|
|
|
|
||||
долом, который заклады |
|
|
|
|
|
|
|||||
вают через отверстие, за |
|
|
|
|
|
|
|||||
крываемое крышкой |
3. |
Рис. 105. Подшипник скольжения: |
|
||||||||
Основной |
|
частью |
под |
|
|||||||
|
/ — вал |
двигателя, 2 — бронзовый |
вкладыш, |
3 — |
|||||||
шипника с кольцевой смаз |
пробка |
маслоналивного отверстия, |
4 — стопорный |
||||||||
кой |
является |
бронзовый |
винт, 5 — смазочное кольцо, 6 — указатель уровня |
||||||||
масла, |
7 — пробка |
маслоспускного отверстия |
|||||||||
вкладыш 2 (см. рис. 105), |
|
|
|
|
|
|
|||||
внутренний |
диаметр |
кото |
|
|
диаметр |
вала 1 двигателя. |
Это |
||||
рого |
берется |
|
несколько больше, чем |
необходимо для того, чтобы между трущимися поверхностями по стоянно находился слой масла определенной толщины, что резко сни
86
жает потери на трение. Одновременно циркуляция масла способствует охлаждению подшипника.
Чтобы обеспечить хорошую циркуляцию и равномерное распреде ление масла, на внутренней поверхности вкладыша устраивают ка
навки. Важной частью под |
|
|
||||
шипника является надевае |
|
|
||||
мое на вал смазочное коль |
|
|
||||
цо 5, |
при помощи которого |
|
|
|||
масло доставляется в ка |
|
|
||||
навки |
и |
оттуда распрост |
|
|
||
раняется |
по валу, смазы |
|
|
|||
вая его шейку. |
103, в) |
|
|
|||
Ротор |
(см рис. |
|
|
|||
асинхронного двигателя со |
Рис. 106. Ротор асинхронного короткозамкну |
|||||
стоит |
из |
стального |
вала, |
|||
|
того двигателя: |
|||||
сердечника и обмотки. Вал |
а — общий |
вид, 6 — короткозамкнутая обмотка |
||||
выполняют из стали, на нем |
||||||
|
|
закрепляют сердечник и изолированные одно от другого и от вала контактные кольца 9, к которым подключают обмотку ротора. Сердеч ник ротора конструктивно не отличается от сердечника статора. Он состоит из отдельных штампованных и изолированных один от другого
й
Рис. 107. Основные части двигателя постоянного тока:
а — индуктор, б — якорь, в — щеточное устройство, г — подшипнико вые щиты; / — сердечники основных полюсов, 2 — полюсная катуш ка, 3 — добавочный .полюс, 4 — лапа станины, 5 — коллектор, 6 -i- щетки
стальных листов с пазами. Обмотку выполняют из медной изолирован ной проволоки и укладывают в пазы сердечника ротора.
Широко применяются асинхронные двигатели с |
к о р о т к о з а м |
к н у т ы м р о т о р о м , выполненным в виде |
беличьей клетки |
(рис. 106). |
|
87