Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5

Рис. 96. Пример монтажа све­ тильника на железобетонной ферме при тросовой проводке:

1 — пускорегулирующее устройст­ во, 2 — стойка, 3 — шпилька, 4 — деталь крепления стойки, 5 ответвительная коробка, 6 — уго­ лок, 7 — тросовый провод, 8 — переходная коробка, 9 — светиль­ ник с лампой ДРЛ, 10 — кронш­

тейн, И — хомутик

1050

Рис. 97. Монтаж светильников на мостиках

Рис. 98. Детали крепления светильников:

а — крюк, 6 — шпилька

При • монтаже светильников на перекрытиях используют крюки (рис. 98, а) и шпильки (рис. 98, б). Как крюки, так и шпильки допол­ няют потолочными розетками (рис. 99, а), закрывающими отверстия выхода проводов из перекрытий. В розетке размещают зажимы (рис. 99, б), соединяющие провода светильника с проводами линии.

Для удобства эксплуатации светильников рекомендуется присое­ динять их к сети через посредство штепсельных разъемов.

Монтаж установочных аппаратов. При открытой прокладке про­ водов выключатели и штепсельные розетки устанавливают на дере­ вянных подрозетниках.

Рис. 99. Потолочная розетка (а), соединительный зажим (б)

Выключатели и штепсельные розетки в герметическом исполнении монтируют на скобах из полосовой стали, закрепляемых пристрелива­ нием или вмазкой. При этом кабели АВРГ, АНРГ и др. вводят непо­ средственно в корпуса аппаратов.

При скрытых проводках выключатели и штепсельные розетки мон­ тируют в коробках, вмазываемых в стены.

Задание 1. Разработать технологическую карту на установку светильника «Глубокоизлучатель» на стальной ферме.

Задание 2. Разработать технологическую карту на установку герметического выключателя при проводке, выполненной кабелем АВРГ по бетонному основанию.

§ 20. ОСОБЕННОСТИ МОНТАЖА ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ

ПРИ НАПРЯЖЕНИИ 380/220 в

СГЛУХО ЗАЗЕМЛЕННОЙ НУЛЕВОЙ ТОЧКОЙ

Осветительные сети промышленных предприятий часто выполняют по четырехпроводной системе (рис. 100). Нулевую точку вторичной обмотки трансформатора, а следовательно, и нулевой провод для безопасности работы обслуживающего персонала глухо заземляют.

81


Из тех же соображений все металлические части приборов и аппара­ тов, которые обычно не находятся под напряжением, но в результате повреждения установки могут оказаться под полным рабочим напря­ жением, заземляют путем глухого соединения с нулевым проводом.

Рис. 100. Схема устройства осветительной установки при напряжении 380/220 в с заземленной нулевой точкой:

1 — нулевой провод, 2 — трехфазная вторичная обмотка тран­ сформатора, 3 — предохранитель на фазном проводе магист­ рали, 4 — предохранитель групповой линии освещения, 5 — однополюсный выключатель, 6 — металлический корпус све­ тильника, 7 — заземление корпуса светильника

К числу таких повреждений относится нарушение изоляции одного из фазных проводов при его соприкосновении с какой-либо конструк­ тивной металлической частью.

Примеры заземления оболочек проводов и кабелей групповой сети приведены на рис. 101, Нулевой провод при данной схеме распреде-

Рис. 101. Заземление оболочек проводов и кабе­ лей групповой сети:

а — с металлическими коробками, б — с пластмассовыми коробками; 1 — пайка, 2 — медный провод сечением 1,5—2,5 мм2, 3 — винт заземления

ления электроэнергии одновременно служит для связи заземляемых частей установки с землей, поэтому он не должен иметь разрывов.

Чтобы обеспечить безопасность обслуживающего персонала при возможных повреждениях сети и появлении опасного напряжения, на

82

нулевом проводе не устанавливают п р е д о х р а н и т е л е й , а вы­

ключатели монтируют в р а с с е ч к у

ф а з н о г о п р о в о д а .

Заземление металлических

корпусов светильников и выключате­

лей выполняют в каждом случае отдельным проводом.

Винтовую металлическую

гильзу

патрона

соединяют с нулевым,

а не с фазным проводом. Для

распознавания

нулевой провод покры­

вают отличительной краской.

 

 

 

При прокладке проводов в трубах, а также проводов АППВ, АПРФ, АПН или кабелей АВРГ концы нулевых проводов окрашивают в ко­ робках.

Задание. Составить описание схемы, показанной на рис. 100. В описании объяс­ нить:

1)для чего в четырехпроводной сети трехфазного тока напряжением 380/220 в заземляют нейтральную точку трансформатора?

2)зачем и как заземляют металлические части установки, которые нормально не находятся под напряжением?

3)почему на нулевом проводе не ставят предохранителей и выключателей?


й

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

СИЛОВОЕ

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

ГЛАВА V

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ, ПУСКОРЕГУЛИРУЮЩАЯ АППАРАТУРА И СХЕМЫ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

§ 21. ТИПЫ И КОНСТРУКЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Электрический двигатель пре­ образует электрическую энер­ гию в механическую для приве­ дения в действие станков, кра­ нов, насосов, вентиляторов, ком­ прессоров, электрифицирован­ ного транспорта и др.

Электродвигатели в зависи­ мости от их назначения разли­ чаются по роду тока, величине напряжения, мощности, конст­ руктивному исполнению, числу оборотов.

В промышленности широко используются асинхронные дви­ гатели трехфазного переменного тока, отличающиеся простотой изготовления и эксплуатации. Когда по условиям производства необходимо иметь широкий диа­ пазон регулирования числа обо­ ротов, применяют наиболее удоб­ ные в этом отношении электро­ двигатели постоянного тока.

Для приведения в действие механизмов значительной мощ­ ности служат синхронные двига­ тели напряжением 3—6 кв.

По конструктивному испол­ нению электродвигатели должны быть приспособлены к условиям тех помещений, в которых им предстоит работать. В помеще­ ниях с нормальной средой можно применять открытые двигатели. Часто используют защищенные электродвигатели (рис. 102, а), в которых вращающиеся и то­ коведущие части защищены от случайного прикосновения к ним и попадания в них посторонних предметов.

Для работы в помещениях с проводящей пылью служат пы­ ленепроницаемые, а во взрыво­ опасных помещениях — взрыво­ защищенные (рис. 102, б) элек­ тродвигатели.

а )

'

f )

Рис. 102. Электродвигатели:

а —■защищенный, б — взрывозащищениый

 

 

Рис. 103. Асинхронный двигатель:

а — разрез*

б — статор, в — ротор;

/ — статор

в

составе двигателя,- 2

ротор в составе двигателя,

3 — подшипниковые

крышки (щиты), 4 — обмот­

ка статора,

5

— сердечник

статора,

6 — станина,

7 — сердечник ротора,

8

обмотка ротора, 9 — контактные кольца, /0 — вал


Подшипник качения:
а — общий вид шарикового подшипника,
б — шариковый подшипник, встроенный в подшипниковый щит; 1 — наружное
кольцо, 2 — внутреннее кольцо, 3 — крыш­ ка, 4 — подшипник

Существуют еще электродвигатели специального исполнения, в ча­ стности так называемые ф л а н ц е в ы е , в с т р о е н н ы е и др.

Асинхронные электродвигатели трехфазного переменного тока.

Наиболее простой по конструкции и поэтому широко распространен­ ный асинхронный электродвига­ тель (рис. 103, а) состоит из двух основных частей: неподвижной — статора и вращающейся — ротора.

Статор (рис. 103, б) состоит из станины и сердечника с обмоткой. Станина выполняется из стали или чугуна. Сердечник набирают из штампованных листов электротех­ нической стали, изолированных один от другого тонкой бумагой, лаком или слоем окиси. Назначе­ ние изоляции — ограничить вели­

s)чину возникающих в стали вихре­ вых токов, вызывающих нагрев и

потери мощности в машине. Обмотку статора выполняют из

обмоточной изолированной про­ волоки, укладываемой в пазы сер­ дечника.

Боковые крышки (см. рис. 103, а), закрывающие станину, назы­ ваются подшипниковыми крышками (щитами). У крупных машин под­

шипники встраивают в специальные подшипниковые стойки.

к а ­

Подшипники подразделяются на два типа: п о д ш и п н и к и

ч е н и я

(рис.

104) и

п о д ш и п н и к и с к о л ь ж е н и я (рис.

105).

У подшипников качения

 

 

 

 

 

 

внутреннее кольцо 2 (см.

 

 

 

 

 

 

рис.

104, а)

насаживается

 

 

 

 

 

 

на вал двигателя, а наруж­

 

 

 

 

 

 

ное кольцо 1 вставляется в

 

 

 

 

 

 

отверстие подшипникового

 

 

 

 

 

 

щита (рис. 104, б). Под­

 

 

 

 

 

 

шипник

смазывается соли­

 

 

 

 

 

 

долом, который заклады­

 

 

 

 

 

 

вают через отверстие, за­

 

 

 

 

 

 

крываемое крышкой

3.

Рис. 105. Подшипник скольжения:

 

Основной

 

частью

под­

 

 

/ — вал

двигателя, 2 — бронзовый

вкладыш,

3

шипника с кольцевой смаз­

пробка

маслоналивного отверстия,

4 — стопорный

кой

является

бронзовый

винт, 5 — смазочное кольцо, 6 — указатель уровня

масла,

7 — пробка

маслоспускного отверстия

вкладыш 2 (см. рис. 105),

 

 

 

 

 

 

внутренний

диаметр

кото­

 

 

диаметр

вала 1 двигателя.

Это

рого

берется

 

несколько больше, чем

необходимо для того, чтобы между трущимися поверхностями по­ стоянно находился слой масла определенной толщины, что резко сни­

86


жает потери на трение. Одновременно циркуляция масла способствует охлаждению подшипника.

Чтобы обеспечить хорошую циркуляцию и равномерное распреде­ ление масла, на внутренней поверхности вкладыша устраивают ка­

навки. Важной частью под­

 

 

шипника является надевае­

 

 

мое на вал смазочное коль­

 

 

цо 5,

при помощи которого

 

 

масло доставляется в ка­

 

 

навки

и

оттуда распрост­

 

 

раняется

по валу, смазы­

 

 

вая его шейку.

103, в)

 

 

Ротор

(см рис.

 

 

асинхронного двигателя со­

Рис. 106. Ротор асинхронного короткозамкну­

стоит

из

стального

вала,

 

того двигателя:

сердечника и обмотки. Вал

а — общий

вид, 6 — короткозамкнутая обмотка

выполняют из стали, на нем

 

 

закрепляют сердечник и изолированные одно от другого и от вала контактные кольца 9, к которым подключают обмотку ротора. Сердеч­ ник ротора конструктивно не отличается от сердечника статора. Он состоит из отдельных штампованных и изолированных один от другого

й

Рис. 107. Основные части двигателя постоянного тока:

а — индуктор, б — якорь, в — щеточное устройство, г — подшипнико­ вые щиты; / — сердечники основных полюсов, 2 — полюсная катуш­ ка, 3 — добавочный .полюс, 4 — лапа станины, 5 — коллектор, 6 -i- щетки

стальных листов с пазами. Обмотку выполняют из медной изолирован­ ной проволоки и укладывают в пазы сердечника ротора.

Широко применяются асинхронные двигатели с

к о р о т к о з а м ­

к н у т ы м р о т о р о м , выполненным в виде

беличьей клетки

(рис. 106).

 

87