Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
На паспортной табличке, прикрепляемой к корпусу двигателя, указывают характеризующие двигатель номинальные данные: мощ ность в киловаттах; напряжение в вольтах; схему соединения обмо ток соответственно номинальному напряжению (у — звезда; Д — тре угольник); потребляемый ток в амперах; номинальную скорость вра щения, т. е. число оборотов в минуту.
Кроме того, на паспортной заводской табличке указывают: коэф фициент мощности (cos ср), коэффициент полезного действия в процен тах и частоту.
Т А Б Л И Ц А 4
Обозначения статорных обмоток асинхронных машин
Данные по обозначению статорных обмоток асинхронных машин приведены в табл. 4. Для роторных обмоток приняты следующие обоз начения: первая фаза Р1, вторая — Р2, третья — РЗ.
Рис. 108. Основной (а) и добавочный (б) полюса:
/ — полюсная катушка, 2 — сердечник, 3 — полюсный наконечник
Электродвигатели постоянного тока. Неподвижная часть электро двигателя постоянного тока называется и н д у к т о р о м (рис. 107, а), подвижная — я к о р е м (рис. 107, б).
Индуктор является той частью машины, в которой создается маг нитный поток, и представляет собой выполненную в форме полого
цилиндра |
станину с ук |
|
||
репленными в ней основ |
|
|||
ными |
и добавочными 3 |
|
||
полюсами. Станина имеет |
|
|||
стальные лапы 4, служа |
|
|||
щие для крепления дви |
|
|||
гателя к фундаменту. К |
|
|||
станине же прикреплены |
|
|||
щеточное |
устройство |
|
||
(рис. |
107, |
в) и подшип |
|
|
никовые |
щиты |
(рис. |
Рис. 109. Коллектор: |
|
107, г). |
|
|
пластина коллектора, 2 — шлиц, 3 — гайка, 4 — |
|
Якорь двигателя со |
шайба, 5 — втулка |
|||
стоит из стального |
вала |
|
||
и сердечника, набранного |
из отдельных листов электротехнической |
|||
стали, |
с вложенной в его |
пазы обмоткой. На валу закрепляют кол |
лектор. Концы обмотки присоединяют к пластинам коллектора. Рассмотрим более подробно некоторые детали машин постоянного
тока и их назначение.' Основные полюса (рис. 108, а). Назначением этих полюсов является
создание основного магнитного потока машины. Полюс состоит из сер
89
дечника, набираемого из штампованных листов электротехнической стали, и полюсной катушки, по обмотке которой проходит ток воз буждения машины. Со стороны яко
|
|
ря сердечник заканчивается полюс |
||||||||
|
|
ным наконечником, который удер |
||||||||
|
|
живает |
катушку |
на |
сердечнике |
|||||
|
|
полюса. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Добавочные полюса (рис. 108, б) |
||||||||
|
|
служат |
для |
улучшения |
условий |
|||||
|
|
коммутации машины и, в частно |
||||||||
|
|
сти, |
предотвращают искрение меж |
|||||||
|
|
ду щетками и коллектором. |
Конст |
|||||||
|
|
руктивное |
устройство |
добавочных |
||||||
|
|
полюсов |
аналогично |
устройству |
||||||
|
|
основных. Они располагаются, как |
||||||||
|
|
правило, между основными полю |
||||||||
|
|
сами. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Коллектор |
(рис. |
109) представ |
||||||
Рис. 110. Щеткодержатель: |
ляет |
собой цилиндр, набранный |
||||||||
из |
медных |
пластин, |
отделенных |
|||||||
1 — гибкий |
медный проводник, 2 — при |
|||||||||
одна от другой миканитовыми про |
||||||||||
способление для регулировки силы нажа |
||||||||||
тия щеток, |
3 — щетка, 4 — обойма щет |
кладками толщиной от 0,6 до 1 мм. |
||||||||
|
кодержателя |
|||||||||
|
|
Обмотка |
якоря соединяется с кол |
лекторными пластинами при помощи хомутиков, которыми снабжены концы секций обмотки, впаиваемые в шлицы коллекторных пластин.
Щеточное |
устройство |
предназначено |
|
|
|
|
||
для соединения машины с внешней цепью |
|
|
|
|
||||
и состоит из |
траверсы, |
щеткодержателей |
С U II V ? ! |
' |
я г а 12 С2 |
|||
(р ср >с |
р р< |
рс |
||||||
(рис. ПО) |
и щеточных |
пальцев. |
|
|
|
|
||
У машин малых мощностей траверсу |
|
|
|
|
||||
крепят к подшипниковому щиту, а у ма |
|
|
|
|
||||
шин большой мощности — непосредственно |
|
|
|
|
||||
к станине. Траверсу можно поворачивать |
- |
о |
- |
|
||||
для установки щеток в требуемое положе |
|
|||||||
ние. К приливам траверс |
крепятся щеточ |
|
|
|
|
|||
ные пальцы круглого или прямоугольного |
|
|
|
|
||||
сечения, |
Пальцы должны |
быть надежно |
1 |
|
|
|
||
изолированы |
от траверсы, |
так как на них |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||||
устанавливают щетки разных полюсов. Чис |
Рис. 111. Примерная схема |
|||||||
ло пальцев обычно равняется числу полюсов. |
внутренних |
соединений |
ма |
|||||
На каждый палец насаживают один или |
шин постоянного тока |
с па |
||||||
чаще несколько щеткодержателей с обой |
раллельными |
и последова |
||||||
тельными обмотками возбуж |
||||||||
мами 4 для установки щеток 3, приспособ |
|
дения |
|
|||||
лением 2 для регулировки силы нажатия |
|
1 для электриче |
||||||
щеток на |
коллектор и гибким медным проводником |
ской связи щетки с пальцем щеткодержателя.
Щеткодержатели одного знака соединяют друг с другом и подклю чают к соответствующим зажимам машины.
90
Щиток зажимов. Снаружи в нижней части машины укрепляют щиток из изоляционного материала, на который выводят все концы обмоток. Каждый конец подсоединяют с задней стороны щитка к вин товому зажиму. Щиток закрывается металлической крышкой.
Схемы внутренних соединений обмоток машин постоянного тока.
Машины постоянного тока в зависимости от схем внутренних соеди нений обмоток подразделяются на машины с параллельным, последо вательным и смешанным возбуждением.
Т А Б Л И Ц А Б
Обозначения выводов обмоток машин постоянного тока
Обозначения выводов
Вид обмотки
начало конец
Последовательная обмотка в озбуж ден и я .......................
Параллельная обмотка в озбуж ден и я ..............................
Обмотка я к о р я ...........................................................................
Обмотка добавочных п ол ю сов .............................................
Компенсационная обмотка ....................................................
Уравнительная обм отк а ........................................................
Пусковая обмотка . ................................................................
С1 |
С2 |
Ш1 |
Ш2 |
Я1 |
Я2 |
Д1 |
Д 2 |
К1 |
К2 |
У1 |
У2 |
П1 |
П2 |
Принятые обозначения выводов машин постоянного тока приве дены в табл. 5, некоторые из них даны на рис. 111.
§22. АППАРАТУРА И СХЕМЫ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
АСИНХРОННЫМИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ
Прямой пуск асинхронных короткозамкнутых двигателей малых мощностей. Для пуска асинхронных короткозамкнутых двигателей малых мощностей применяют пакетные выключатели и переключа тели. Общий вид пакетного трехполюсного выключателя показан на рис. 112, а, схема его дана на рис. 112, б.
Присоединение двигателя к сети через посредство трехполюсного пакетного выключателя показано на рис. 113.
Реверсивный пуск асинхронных короткозамкнутых двигателей. Реверсивное управление двигателем может быть осуществлено пакет ным переключателем ПК-3-25. Его схема дана на рис. 114. Из схемы видно, что при повороте рукоятки переключателя по часовой стрелке соединяются концы ЛЗ — С3\ Л2 — С2; Л1 — С1. После возврата рукоятки в нулевое положение, а затем поворота ее против часовой стрелки соединяются концы ЛЗ — С2; Л2 — СЗ; Л1 — С1.
Сравнивая оба соединения, видим, что фазы ЛЗ и Л2 у двигателя поменялись местами, в связи с чем направление его вращения будет изменено.
91
Пакетные переключатели для реверсирования строят шести габа ритов на токи от 10 а и выше.
6)
Рис. 112. Трехполюсный пакетный выключатель:
а — общий вид. б — схема
Пуск электродвигателей с переключением со звезды на треугольник.
Чтобы ограничить величину пускового тока при пуске асинхронного короткозамкнутого двигателя, обмотки ста тора включают сначала на звезду, а затем на треугольник. В первом случае пусковой ток будет примерно в три раза меньше, чем во втором.
Е
л и г л Г Т а
Рис. 114. Схема включения дви гателя с применением пакетного переключателя ПК-3-25
Пуск двигателя с переключением обмоток со звезды на треуголь ник можно выполнять пакетным переключателем.
9 2
В положении, показанном на рис. 115, двигатель отключен. Если рукоятку повернуть по часовой стрелке, то переключатель произведет последовательно соединения:
Cl + |
С2 -f |
СЗ — т. е. |
объединятся начала |
всех трех обмоток; |
|
ЛЗ + |
С6; |
Л2 + С4; |
Л1 + С5 — т. е. |
к |
концам обмоток будет |
подан ток. Это и есть соединение обмоток двигателя звездой. |
|||||
При |
повороте рукоятки выключателя |
из нулевого положения |
против часовой стрелки схема преобразуется так:
С6 + С1 + ЛЗ; С 4+ С 2 + Л2; |
|
|
|
||||||
С5 + СЗ + |
Л 1 — т. е. |
обмотки |
|
|
|
||||
двигателя |
соединятся |
треугольни |
|
|
|
||||
ком. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пакетные переключатели по схе |
|
|
|
||||||
ме звезда — треугольник |
строятся |
|
|
|
|||||
двух габаритов (II—III) на токи |
|
|
|
||||||
25 и 60 а. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление асинхронным двига |
|
|
|
||||||
телем с фазным ротором. При пус |
|
|
|
||||||
ке асинхронных |
двигателей с фаз |
|
|
|
|||||
ным ротором |
пусковой |
ток |
огра |
|
|
|
|||
ничивают путем включения пуско |
|
|
|
||||||
вого сопротивления в цепь ротора. |
|
|
|
||||||
Это можно выполнить при помощи |
|
|
|
||||||
барабанного |
контроллера |
(рис. |
|
|
|
||||
116). Контроллер состоит из вра |
|
|
|
||||||
щающегося барабана 2 с укреплен |
|
|
|
||||||
ными на нем подвижными контак |
|
|
|
||||||
тами-сегментами |
3 и рейки 5 с не |
|
|
|
|||||
подвижными контактными пальца |
|
|
|
||||||
ми 4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При вращении барабана штур |
|
|
|
||||||
валом 1 соответствующие сегменты |
|
|
|
||||||
замыкают контактные пальцы, к |
|
|
|
||||||
которым |
подводятся |
провода от |
|
|
|
||||
сопротивлений и двигателя. |
В ре |
Рис. 115. |
Схема пуска асинхронного |
||||||
зультате |
этого |
оказывается |
воз |
двигателя |
с |
переключением со звезды |
|||
можным включение двигателя. |
на треугольник при помощи пакетно |
||||||||
|
го |
переключателя |
|||||||
Схема управления асинхронным |
|
||||||||
|
|
|
|||||||
двигателем с контактными коль |
|
|
|
||||||
цами при помощи контроллера приведена на рис. |
117. Из схемы видно, |
что в нулевом положении контроллера вся аппаратура управления двигателя отключена. При повороте барабана контроллера по часовой стрелке окажутся замкнутыми контакты 1К и ЗК, через которые будет подано питание на статор двигателя. Машина начнет вращаться в определенном направлении при роторе, замкнутом на полное сопро тивление пускового реостата.
Если перевести барабан контроллера в положение 1 в том же направлении, что и в первом случае, дополнительно замкнутся кон
9 3 "