Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На паспортной табличке, прикрепляемой к корпусу двигателя, указывают характеризующие двигатель номинальные данные: мощ­ ность в киловаттах; напряжение в вольтах; схему соединения обмо­ ток соответственно номинальному напряжению (у — звезда; Д — тре­ угольник); потребляемый ток в амперах; номинальную скорость вра­ щения, т. е. число оборотов в минуту.

Кроме того, на паспортной заводской табличке указывают: коэф­ фициент мощности (cos ср), коэффициент полезного действия в процен­ тах и частоту.

Т А Б Л И Ц А 4

Обозначения статорных обмоток асинхронных машин

Данные по обозначению статорных обмоток асинхронных машин приведены в табл. 4. Для роторных обмоток приняты следующие обоз­ начения: первая фаза Р1, вторая — Р2, третья — РЗ.

Рис. 108. Основной (а) и добавочный (б) полюса:

/ — полюсная катушка, 2 — сердечник, 3 — полюсный наконечник

Электродвигатели постоянного тока. Неподвижная часть электро­ двигателя постоянного тока называется и н д у к т о р о м (рис. 107, а), подвижная — я к о р е м (рис. 107, б).

Индуктор является той частью машины, в которой создается маг­ нитный поток, и представляет собой выполненную в форме полого

цилиндра

станину с ук­

 

репленными в ней основ­

 

ными

и добавочными 3

 

полюсами. Станина имеет

 

стальные лапы 4, служа­

 

щие для крепления дви­

 

гателя к фундаменту. К

 

станине же прикреплены

 

щеточное

устройство

 

(рис.

107,

в) и подшип­

 

никовые

щиты

(рис.

Рис. 109. Коллектор:

107, г).

 

 

пластина коллектора, 2 — шлиц, 3 — гайка, 4

Якорь двигателя со­

шайба, 5 — втулка

стоит из стального

вала

 

и сердечника, набранного

из отдельных листов электротехнической

стали,

с вложенной в его

пазы обмоткой. На валу закрепляют кол­

лектор. Концы обмотки присоединяют к пластинам коллектора. Рассмотрим более подробно некоторые детали машин постоянного

тока и их назначение.' Основные полюса (рис. 108, а). Назначением этих полюсов является

создание основного магнитного потока машины. Полюс состоит из сер­

89



дечника, набираемого из штампованных листов электротехнической стали, и полюсной катушки, по обмотке которой проходит ток воз­ буждения машины. Со стороны яко­

 

 

ря сердечник заканчивается полюс­

 

 

ным наконечником, который удер­

 

 

живает

катушку

на

сердечнике

 

 

полюса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавочные полюса (рис. 108, б)

 

 

служат

для

улучшения

условий

 

 

коммутации машины и, в частно­

 

 

сти,

предотвращают искрение меж­

 

 

ду щетками и коллектором.

Конст­

 

 

руктивное

устройство

добавочных

 

 

полюсов

аналогично

устройству

 

 

основных. Они располагаются, как

 

 

правило, между основными полю­

 

 

сами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллектор

(рис.

109) представ­

Рис. 110. Щеткодержатель:

ляет

собой цилиндр, набранный

из

медных

пластин,

отделенных

1 — гибкий

медный проводник, 2 — при­

одна от другой миканитовыми про­

способление для регулировки силы нажа­

тия щеток,

3 — щетка, 4 — обойма щет­

кладками толщиной от 0,6 до 1 мм.

 

кодержателя

 

 

Обмотка

якоря соединяется с кол­

лекторными пластинами при помощи хомутиков, которыми снабжены концы секций обмотки, впаиваемые в шлицы коллекторных пластин.

Щеточное

устройство

предназначено

 

 

 

 

для соединения машины с внешней цепью

 

 

 

 

и состоит из

траверсы,

щеткодержателей

С U II V ? !

'

я г а 12 С2

ср >с

р р<

рс

(рис. ПО)

и щеточных

пальцев.

 

 

 

 

У машин малых мощностей траверсу

 

 

 

 

крепят к подшипниковому щиту, а у ма­

 

 

 

 

шин большой мощности — непосредственно

 

 

 

 

к станине. Траверсу можно поворачивать

-

о

-

 

для установки щеток в требуемое положе­

 

ние. К приливам траверс

крепятся щеточ­

 

 

 

 

ные пальцы круглого или прямоугольного

 

 

 

 

сечения,

Пальцы должны

быть надежно

1

 

 

 

изолированы

от траверсы,

так как на них

 

 

 

 

 

 

 

устанавливают щетки разных полюсов. Чис­

Рис. 111. Примерная схема

ло пальцев обычно равняется числу полюсов.

внутренних

соединений

ма­

На каждый палец насаживают один или

шин постоянного тока

с па­

чаще несколько щеткодержателей с обой­

раллельными

и последова­

тельными обмотками возбуж­

мами 4 для установки щеток 3, приспособ­

 

дения

 

лением 2 для регулировки силы нажатия

 

1 для электриче­

щеток на

коллектор и гибким медным проводником

ской связи щетки с пальцем щеткодержателя.

Щеткодержатели одного знака соединяют друг с другом и подклю­ чают к соответствующим зажимам машины.

90


Щиток зажимов. Снаружи в нижней части машины укрепляют щиток из изоляционного материала, на который выводят все концы обмоток. Каждый конец подсоединяют с задней стороны щитка к вин­ товому зажиму. Щиток закрывается металлической крышкой.

Схемы внутренних соединений обмоток машин постоянного тока.

Машины постоянного тока в зависимости от схем внутренних соеди­ нений обмоток подразделяются на машины с параллельным, последо­ вательным и смешанным возбуждением.

Т А Б Л И Ц А Б

Обозначения выводов обмоток машин постоянного тока

Обозначения выводов

Вид обмотки

начало конец

Последовательная обмотка в озбуж ден и я .......................

Параллельная обмотка в озбуж ден и я ..............................

Обмотка я к о р я ...........................................................................

Обмотка добавочных п ол ю сов .............................................

Компенсационная обмотка ....................................................

Уравнительная обм отк а ........................................................

Пусковая обмотка . ................................................................

С1

С2

Ш1

Ш2

Я1

Я2

Д1

Д 2

К1

К2

У1

У2

П1

П2

Принятые обозначения выводов машин постоянного тока приве­ дены в табл. 5, некоторые из них даны на рис. 111.

§22. АППАРАТУРА И СХЕМЫ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

АСИНХРОННЫМИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ

Прямой пуск асинхронных короткозамкнутых двигателей малых мощностей. Для пуска асинхронных короткозамкнутых двигателей малых мощностей применяют пакетные выключатели и переключа­ тели. Общий вид пакетного трехполюсного выключателя показан на рис. 112, а, схема его дана на рис. 112, б.

Присоединение двигателя к сети через посредство трехполюсного пакетного выключателя показано на рис. 113.

Реверсивный пуск асинхронных короткозамкнутых двигателей. Реверсивное управление двигателем может быть осуществлено пакет­ ным переключателем ПК-3-25. Его схема дана на рис. 114. Из схемы видно, что при повороте рукоятки переключателя по часовой стрелке соединяются концы ЛЗ С3\ Л2 С2; Л1 С1. После возврата рукоятки в нулевое положение, а затем поворота ее против часовой стрелки соединяются концы ЛЗ С2; Л2 СЗ; Л1 С1.

Сравнивая оба соединения, видим, что фазы ЛЗ и Л2 у двигателя поменялись местами, в связи с чем направление его вращения будет изменено.

91


Рис. 113. Присоединение электродвигателя к сети через посредство трехпо­ люсного пакетного вы­ ключателя
Л1Л2ЛЗ

Пакетные переключатели для реверсирования строят шести габа­ ритов на токи от 10 а и выше.

6)

Рис. 112. Трехполюсный пакетный выключатель:

а — общий вид. б — схема

Пуск электродвигателей с переключением со звезды на треугольник.

Чтобы ограничить величину пускового тока при пуске асинхронного короткозамкнутого двигателя, обмотки ста­ тора включают сначала на звезду, а затем на треугольник. В первом случае пусковой ток будет примерно в три раза меньше, чем во втором.

Е

л и г л Г Т а

Рис. 114. Схема включения дви­ гателя с применением пакетного переключателя ПК-3-25

Пуск двигателя с переключением обмоток со звезды на треуголь­ ник можно выполнять пакетным переключателем.

9 2

В положении, показанном на рис. 115, двигатель отключен. Если рукоятку повернуть по часовой стрелке, то переключатель произведет последовательно соединения:

Cl +

С2 -f

СЗ — т. е.

объединятся начала

всех трех обмоток;

ЛЗ +

С6;

Л2 + С4;

Л1 + С5 — т. е.

к

концам обмоток будет

подан ток. Это и есть соединение обмоток двигателя звездой.

При

повороте рукоятки выключателя

из нулевого положения

против часовой стрелки схема преобразуется так:

С6 + С1 + ЛЗ; С 4+ С 2 + Л2;

 

 

 

С5 + СЗ +

Л 1 — т. е.

обмотки

 

 

 

двигателя

соединятся

треугольни­

 

 

 

ком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пакетные переключатели по схе­

 

 

 

ме звезда — треугольник

строятся

 

 

 

двух габаритов (II—III) на токи

 

 

 

25 и 60 а.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление асинхронным двига­

 

 

 

телем с фазным ротором. При пус­

 

 

 

ке асинхронных

двигателей с фаз­

 

 

 

ным ротором

пусковой

ток

огра­

 

 

 

ничивают путем включения пуско­

 

 

 

вого сопротивления в цепь ротора.

 

 

 

Это можно выполнить при помощи

 

 

 

барабанного

контроллера

(рис.

 

 

 

116). Контроллер состоит из вра­

 

 

 

щающегося барабана 2 с укреплен­

 

 

 

ными на нем подвижными контак­

 

 

 

тами-сегментами

3 и рейки 5 с не­

 

 

 

подвижными контактными пальца­

 

 

 

ми 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При вращении барабана штур­

 

 

 

валом 1 соответствующие сегменты

 

 

 

замыкают контактные пальцы, к

 

 

 

которым

подводятся

провода от

 

 

 

сопротивлений и двигателя.

В ре­

Рис. 115.

Схема пуска асинхронного

зультате

этого

оказывается

воз­

двигателя

с

переключением со звезды

можным включение двигателя.

на треугольник при помощи пакетно­

 

го

переключателя

Схема управления асинхронным

 

 

 

 

двигателем с контактными коль­

 

 

 

цами при помощи контроллера приведена на рис.

117. Из схемы видно,

что в нулевом положении контроллера вся аппаратура управления двигателя отключена. При повороте барабана контроллера по часовой стрелке окажутся замкнутыми контакты и ЗК, через которые будет подано питание на статор двигателя. Машина начнет вращаться в определенном направлении при роторе, замкнутом на полное сопро­ тивление пускового реостата.

Если перевести барабан контроллера в положение 1 в том же направлении, что и в первом случае, дополнительно замкнутся кон­

9 3 "