Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
уплотнения оказываются недостаточными, то из подшипников при работе двигателя будет выбрасываться смазка.
Вибрация электрического двигателя. Вибрация электрических машин происходит в результате неуравновешенности вращающихся деталей, механических неисправностей или причин электромагнитного характера.
Неуравновешенность вращающихся частей машины может возник нуть вследствие усыхания изоляции и ослабления обмоток фазного ротора в пазах, смещения обмотки ротора из-за слабой бандажировки.
Рис. 266. Установка шарикоподшипников:
а — правильная, б — неправильная
При вращении неуравновешенного ротора под действием центробеж ных сил вал его прижимается к крышкам подшипников и подшипники испытывают дополнительные давления. Эти давления, меняющиеся по направлению, создают вибрацию, которая через подшипники пере дается всему агрегату.
Вибрацию устраняют путем балансировки ротора. Балансировка заключается в установлении на торцах ротора дополнительных грузов определенного веса, которые искусственно уравновешивают действие возмущающей силы.
|
|
|
Т А Б Л И Ц А 20 |
Верхние вертикальные зазоры в неразъемных вкладышах подшипников |
|||
Диаметр вала, |
Пределы зазоров, |
мм, при числе оборотов, мин |
|
мм |
1000—1500 |
свыше 1600 |
|
|
до 1000 |
||
1 8 - 3 0 |
0,04—0,093 |
0 ,0 6 0 -0 ,1 3 0 |
0 ,1 4 0 -0 ,2 8 0 |
30—50 |
0 ,0 5 -0 ,1 1 2 |
0 ,0 7 5 -0 ,1 6 0 |
0 ,1 7 0 -0 ,3 4 0 |
5 0 - 8 0 |
0 ,0 6 5 -0 ,1 3 5 |
0 ,0 9 5 -0 ,1 9 5 |
0 ,2 0 0 -0 ,4 0 0 |
8 0 - 1 2 0 |
0 ,0 8 0 -1 ,1 6 0 |
0 ,1 2 0 -0 ,2 3 5 |
0 ,2 3 0 -0 ,4 6 0 |
1 2 0 -1 8 0 |
0 ,1 0 0 -0 ,1 9 5 |
0 ,1 5 0 -0 ,2 8 5 |
0,260—0,530 |
1 8 0 -2 6 0 |
0 ,1 2 0 -0 ,2 2 5 |
0 ,1 8 0 -0 ,3 3 0 |
0 ,3 0 0 -0 ,6 0 0 |
2 6 0 -3 6 0 |
0 ,1 4 0 -0 ,2 5 0 |
0 ,2 1 0 -0 ,3 8 0 |
0 ,3 4 0 -0 ,6 3 0 |
3 6 0 -5 0 0 |
0 ,1 7 0 -0 ,3 0 5 |
0 ,2 5 0 -0 ,4 4 0 |
0 ,3 8 0 -0 ,7 6 0 |
Вибрация может возникнуть также при слишком малом или боль шом зазоре между шейками вала и вкладышем.
239
Характер вибрации зависит не только от величины зазора, но и от массы ротора, наличия в нем неуравновешенности, от вязкости и тем пературы масла; с увеличением температуры масла вибрация может уменьшиться или совсем исчезнуть. Для устранения вибрации зазоры следует привести к норме.
В разъемных подшипниках нужно следить за тем, чтобы верхние вкладыши плотно прижимались крышками подшипников, в противном случае при наличии зазора между вкладышем и крышкой подшипника вибрация не будет устранена.
Нормальные зазоры в неразъемных и разъемных вкладышах под шипников приведены в табл. 20 и 21.
|
|
|
Т А Б Л И Ц А 21 |
Верхние вертикальные зазоры в разъемных вкладышах подшипников |
|||
Диаметр вала, |
Пределы зазоров, |
Диаметр вала, |
Пределы зазоров, |
м м |
м м |
м м |
м м |
5 0 -8 0 |
0,15-0,20 |
180-260 |
0,35-0,45 |
8 0 -1 2 0 |
0,20-0,25 |
260 -360 |
0,45-0,55 |
120-180 |
0,25-0,35 |
— |
— |
В подшипниках с принудительной смазкой верхние зазоры равны 0,25—0,40% диаметра шейки вала.
Для подшипников качения зазоры (в мм) должны быть не выше:
0,1 |
для |
валов |
диаметром до |
25 мм |
|
|
0,2 |
» |
» |
» |
» |
100 |
» |
0,3 |
» |
» |
» |
свыше 100 |
» |
Величину вибрации измеряют вибрографом.
Допустимые величины вибрации подшипников в зависимости от скорости вращения двигателя приведены в табл. 22.
Т А Б Л И Ц А 22
Допустимые величины вибрации подшипников электрических машин
Скорость вращения двигателя, о б / м и н
500
600
750
Допустимая ампли |
Скорость вращения |
Допустимая ампли |
туда вибрации |
двигателя, о б / м и н |
туда вибрации под |
подшипника, м м |
|
шипника, м м |
0,16 |
1000 |
0,13 |
0,16 |
1500 |
0,10 |
0,16 |
3000 |
0,05 |
Э л е к т р и ч е с к и е н е и с п р а в н о с т и . Электрические не исправности двигателей происходят по многим причинам, излагаемым ниже.
Неисправности двигателей переменного тока. 1. Д вигат ель при пуске не разворачивается или скорость его вращ ения ненормальная.
240
Причинами указанной неисправности могут быть механические и электрические неполадки.
К электрическим неполадкам относятся: внутренние обрывы в об мотке статора или ротора, обрыв в питающей сети, нарушения нор
мальных соединений в пу |
|
|
1 2 |
||||||
сковой |
аппаратуре. |
При |
|
|
|||||
обрыве |
обмотки статора в |
|
|
|
|
||||
нем |
не |
будет |
создаваться |
|
|
|
|
||
вращающееся |
магнитное |
|
|
|
|
||||
поле, а |
при обрыве в двух |
|
|
|
|
||||
фазах ротора в обмотке по |
|
|
|
|
|||||
следнего не будет тока, |
|
|
|
|
|||||
взаимодействующего с вра |
|
|
|
|
|||||
щающимся полем статора, |
Рис. |
267. Обрыв |
в одной фазе |
обмотки стато |
|||||
и двигатель не сможет ра |
|||||||||
ра, |
соединенной |
в треугольник |
(а), нахожде |
||||||
ботать. |
Если обрыв обмот |
|
|
ние обрыва (б) |
|
||||
ки |
произошел |
во |
время |
|
|
|
|
работы двигателя, он может продолжать работать с номинальным вра щающим моментом, но скорость вращения сильно понизится, а сила
|
тока настолько увеличится, |
что при отсутст |
|
|
вии максимальной защиты может перегореть |
||
|
обмотка статора или ротора. |
|
|
|
В случае соединения обмоток двигателя в |
||
|
треугольник и обрыва одной из его фаз дви |
||
|
гатель начнет разворачиваться, так как его |
||
|
обмотки окажутся соединенными в открытый |
||
|
треугольник, при котором образуется вращаю |
||
|
щееся магнитное поле; сила тока в фазах |
||
|
будет неравномерной, а скорость вращения — |
||
|
ниже номинальной. При этой неисправности |
||
|
ток в одной из фаз в случае |
номинальной на |
|
|
грузки двигателя будет в 1,73 раза больше, |
||
|
чем в двух других. Когда у двигателя выведе |
||
|
ны все шесть концов его |
обмоток, обрыв в |
|
|
фазах определяют мегомметром (рис. 267, б). |
||
|
Обмотку разъединяют и измеряют |
сопротив |
|
|
ление каждой фазы. |
|
|
Рис. 268. Нахождение об |
Если обмотка статора имеет три вывода, |
||
обнаружить обрыв можно |
путем |
измерения |
|
рыва в фазе обмотки ста |
сопротивления обмотки мостом. При этом соп |
||
тора, соединенной в звез |
|||
ду, с помощью мегомметра |
ротивления между точками |
1—2 и 2—3 (рис. |
|
|
267, а) будут одинаковыми, |
а между точками |
1—3 сопротивление будет равно сумме сопротивлений обмоток двух фаз. Обрыв в цепи статора, обмотка которого соединена в звезду, может быть определен мегомметром (рис. 268). При этом мегомметр включают поочередно между фазами обмотки 1—2, 2—3 и / —3. При обрыве в фазе 1 мегомметр, включенный между фазами 2 и 3, покажет нуль, а между
фазами 1—2 и 1—3 покажет наличие сопротивления.
241
Обрыв в катушках поврежденной фазы определяют вольтметром. Поврежденную фазу присоединяют к сети и замеряют поочередно па дение напряжения на ее катушках (рис.
269). При обрыве в катушке вольтметр покажет полное напряжение, а на исправ
ных |
катушках |
показание |
будет равно |
нулю. |
|
|
|
2. |
Д вигат ель |
при пуске |
вращ ается с |
Рис. 269. Нахождение кату шечной группы, имеющей обрыв
неполной скоростью и сильно гудит *. Эта неисправность возникает при обрыве в од ной из фаз ротора. Обрыв может быть как внутри обмотки ротора, так и в пусковом сопротивлении или в кабеле, соединяющем щетки с пусковым сопротивлением. Двига тель необходимо остановить и с помощью мегомметра найти повреждение.
3. Д вигат ель плохо разворачивается и сильно гудит , ток во всех ф азах неодина
ков, а при холостом ходе превышает номинальное значение. Это воз можно при неправильном соединении обмоток двигателя между собой.
На рис. 270 и 271 показаны правильное и неправильное соединения обмотки статора в звезду и треугольник. Как видно из рисунков, одна из фаз оказалась «перевернутой». Для того чтобы правильно включить
Чв С] |
Св С) |
Рис. 270. Соединение обмотки статора |
Рис. 271. Соединение обмотки статора |
в звезду: |
в треугольник: |
о — правильное, б — неправильное |
а — правильное, б — неправильное |
обмотку статора, необходимо знать начало и конец каждой фазы этой обмотки. Если маркировка концов обмотки отсутствует, ее можно восстановить, пользуясь схемой, приведенной на рис. 272.
Предварительно мегомметром или контрольной лампочкой опреде ляют выводы отдельных фаз двигателя. Затем через сопротивление начало обмотки одной фазы (С4 — С4) подключают к плюсу, а конец — к минусу источника постоянного тока. При этом в момент включения тока на концах других фаз двигателя будет индуктироваться э. д. с. полярностью «минус» на началах и полярностью «плюс» на концах.
* Пункты 2 и 5 относятся только к двигателям с фазными роторами.
242