Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уплотнения оказываются недостаточными, то из подшипников при работе двигателя будет выбрасываться смазка.

Вибрация электрического двигателя. Вибрация электрических машин происходит в результате неуравновешенности вращающихся деталей, механических неисправностей или причин электромагнитного характера.

Неуравновешенность вращающихся частей машины может возник­ нуть вследствие усыхания изоляции и ослабления обмоток фазного ротора в пазах, смещения обмотки ротора из-за слабой бандажировки.

Рис. 266. Установка шарикоподшипников:

а — правильная, б — неправильная

При вращении неуравновешенного ротора под действием центробеж­ ных сил вал его прижимается к крышкам подшипников и подшипники испытывают дополнительные давления. Эти давления, меняющиеся по направлению, создают вибрацию, которая через подшипники пере­ дается всему агрегату.

Вибрацию устраняют путем балансировки ротора. Балансировка заключается в установлении на торцах ротора дополнительных грузов определенного веса, которые искусственно уравновешивают действие возмущающей силы.

 

 

 

Т А Б Л И Ц А 20

Верхние вертикальные зазоры в неразъемных вкладышах подшипников

Диаметр вала,

Пределы зазоров,

мм, при числе оборотов, мин

мм

1000—1500

свыше 1600

 

до 1000

1 8 - 3 0

0,04—0,093

0 ,0 6 0 -0 ,1 3 0

0 ,1 4 0 -0 ,2 8 0

30—50

0 ,0 5 -0 ,1 1 2

0 ,0 7 5 -0 ,1 6 0

0 ,1 7 0 -0 ,3 4 0

5 0 - 8 0

0 ,0 6 5 -0 ,1 3 5

0 ,0 9 5 -0 ,1 9 5

0 ,2 0 0 -0 ,4 0 0

8 0 - 1 2 0

0 ,0 8 0 -1 ,1 6 0

0 ,1 2 0 -0 ,2 3 5

0 ,2 3 0 -0 ,4 6 0

1 2 0 -1 8 0

0 ,1 0 0 -0 ,1 9 5

0 ,1 5 0 -0 ,2 8 5

0,260—0,530

1 8 0 -2 6 0

0 ,1 2 0 -0 ,2 2 5

0 ,1 8 0 -0 ,3 3 0

0 ,3 0 0 -0 ,6 0 0

2 6 0 -3 6 0

0 ,1 4 0 -0 ,2 5 0

0 ,2 1 0 -0 ,3 8 0

0 ,3 4 0 -0 ,6 3 0

3 6 0 -5 0 0

0 ,1 7 0 -0 ,3 0 5

0 ,2 5 0 -0 ,4 4 0

0 ,3 8 0 -0 ,7 6 0

Вибрация может возникнуть также при слишком малом или боль­ шом зазоре между шейками вала и вкладышем.

239



Характер вибрации зависит не только от величины зазора, но и от массы ротора, наличия в нем неуравновешенности, от вязкости и тем­ пературы масла; с увеличением температуры масла вибрация может уменьшиться или совсем исчезнуть. Для устранения вибрации зазоры следует привести к норме.

В разъемных подшипниках нужно следить за тем, чтобы верхние вкладыши плотно прижимались крышками подшипников, в противном случае при наличии зазора между вкладышем и крышкой подшипника вибрация не будет устранена.

Нормальные зазоры в неразъемных и разъемных вкладышах под­ шипников приведены в табл. 20 и 21.

 

 

 

Т А Б Л И Ц А 21

Верхние вертикальные зазоры в разъемных вкладышах подшипников

Диаметр вала,

Пределы зазоров,

Диаметр вала,

Пределы зазоров,

м м

м м

м м

м м

5 0 -8 0

0,15-0,20

180-260

0,35-0,45

8 0 -1 2 0

0,20-0,25

260 -360

0,45-0,55

120-180

0,25-0,35

В подшипниках с принудительной смазкой верхние зазоры равны 0,25—0,40% диаметра шейки вала.

Для подшипников качения зазоры (в мм) должны быть не выше:

0,1

для

валов

диаметром до

25 мм

 

0,2

»

»

»

»

100

»

0,3

»

»

»

свыше 100

»

Величину вибрации измеряют вибрографом.

Допустимые величины вибрации подшипников в зависимости от скорости вращения двигателя приведены в табл. 22.

Т А Б Л И Ц А 22

Допустимые величины вибрации подшипников электрических машин

Скорость вращения двигателя, о б / м и н

500

600

750

Допустимая ампли­

Скорость вращения

Допустимая ампли­

туда вибрации

двигателя, о б / м и н

туда вибрации под­

подшипника, м м

 

шипника, м м

0,16

1000

0,13

0,16

1500

0,10

0,16

3000

0,05

Э л е к т р и ч е с к и е н е и с п р а в н о с т и . Электрические не­ исправности двигателей происходят по многим причинам, излагаемым ниже.

Неисправности двигателей переменного тока. 1. Д вигат ель при пуске не разворачивается или скорость его вращ ения ненормальная.

240


Причинами указанной неисправности могут быть механические и электрические неполадки.

К электрическим неполадкам относятся: внутренние обрывы в об­ мотке статора или ротора, обрыв в питающей сети, нарушения нор­

мальных соединений в пу­

 

 

1 2

сковой

аппаратуре.

При

 

 

обрыве

обмотки статора в

 

 

 

 

нем

не

будет

создаваться

 

 

 

 

вращающееся

магнитное

 

 

 

 

поле, а

при обрыве в двух

 

 

 

 

фазах ротора в обмотке по­

 

 

 

 

следнего не будет тока,

 

 

 

 

взаимодействующего с вра­

 

 

 

 

щающимся полем статора,

Рис.

267. Обрыв

в одной фазе

обмотки стато­

и двигатель не сможет ра­

ра,

соединенной

в треугольник

(а), нахожде­

ботать.

Если обрыв обмот­

 

 

ние обрыва (б)

 

ки

произошел

во

время

 

 

 

 

работы двигателя, он может продолжать работать с номинальным вра­ щающим моментом, но скорость вращения сильно понизится, а сила

 

тока настолько увеличится,

что при отсутст­

 

вии максимальной защиты может перегореть

 

обмотка статора или ротора.

 

 

 

В случае соединения обмоток двигателя в

 

треугольник и обрыва одной из его фаз дви­

 

гатель начнет разворачиваться, так как его

 

обмотки окажутся соединенными в открытый

 

треугольник, при котором образуется вращаю­

 

щееся магнитное поле; сила тока в фазах

 

будет неравномерной, а скорость вращения —

 

ниже номинальной. При этой неисправности

 

ток в одной из фаз в случае

номинальной на­

 

грузки двигателя будет в 1,73 раза больше,

 

чем в двух других. Когда у двигателя выведе­

 

ны все шесть концов его

обмоток, обрыв в

 

фазах определяют мегомметром (рис. 267, б).

 

Обмотку разъединяют и измеряют

сопротив­

 

ление каждой фазы.

 

 

Рис. 268. Нахождение об­

Если обмотка статора имеет три вывода,

обнаружить обрыв можно

путем

измерения

рыва в фазе обмотки ста­

сопротивления обмотки мостом. При этом соп­

тора, соединенной в звез­

ду, с помощью мегомметра

ротивления между точками

1—2 и 2—3 (рис.

 

267, а) будут одинаковыми,

а между точками

1—3 сопротивление будет равно сумме сопротивлений обмоток двух фаз. Обрыв в цепи статора, обмотка которого соединена в звезду, может быть определен мегомметром (рис. 268). При этом мегомметр включают поочередно между фазами обмотки 12, 2—3 и / —3. При обрыве в фазе 1 мегомметр, включенный между фазами 2 и 3, покажет нуль, а между

фазами 12 и 13 покажет наличие сопротивления.

241


Обрыв в катушках поврежденной фазы определяют вольтметром. Поврежденную фазу присоединяют к сети и замеряют поочередно па­ дение напряжения на ее катушках (рис.

269). При обрыве в катушке вольтметр покажет полное напряжение, а на исправ­

ных

катушках

показание

будет равно

нулю.

 

 

 

2.

Д вигат ель

при пуске

вращ ается с

Рис. 269. Нахождение кату­ шечной группы, имеющей обрыв

неполной скоростью и сильно гудит *. Эта неисправность возникает при обрыве в од­ ной из фаз ротора. Обрыв может быть как внутри обмотки ротора, так и в пусковом сопротивлении или в кабеле, соединяющем щетки с пусковым сопротивлением. Двига­ тель необходимо остановить и с помощью мегомметра найти повреждение.

3. Д вигат ель плохо разворачивается и сильно гудит , ток во всех ф азах неодина­

ков, а при холостом ходе превышает номинальное значение. Это воз­ можно при неправильном соединении обмоток двигателя между собой.

На рис. 270 и 271 показаны правильное и неправильное соединения обмотки статора в звезду и треугольник. Как видно из рисунков, одна из фаз оказалась «перевернутой». Для того чтобы правильно включить

Чв С]

Св С)

Рис. 270. Соединение обмотки статора

Рис. 271. Соединение обмотки статора

в звезду:

в треугольник:

о — правильное, б — неправильное

а — правильное, б — неправильное

обмотку статора, необходимо знать начало и конец каждой фазы этой обмотки. Если маркировка концов обмотки отсутствует, ее можно восстановить, пользуясь схемой, приведенной на рис. 272.

Предварительно мегомметром или контрольной лампочкой опреде­ ляют выводы отдельных фаз двигателя. Затем через сопротивление начало обмотки одной фазы (С4 — С4) подключают к плюсу, а конец — к минусу источника постоянного тока. При этом в момент включения тока на концах других фаз двигателя будет индуктироваться э. д. с. полярностью «минус» на началах и полярностью «плюс» на концах.

* Пункты 2 и 5 относятся только к двигателям с фазными роторами.

242