Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 63. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Для своевременного выявления дефектов, которые невозможно заметить при наружном осмотре, но которые могут вызвать аварию, двигатели подвергают профилактическим испытаниям.

Испытания и необходимые измерения производят как в процессе эксплуатации двигателей, так и во время капитального и текущего ремонтов. Объем испытаний и измерений зависит от мощности и напря­ жения электродвигателей.

Двигатели напряжением до 660 в проходят следующие профилак­ тические испытания:

1. Измерение сопротивления изоляции обмоток мегомметром на напряжение 1000 в. Величина сопротивления не нормируется, так как проверяется отсутствие замыкания между обмотками и на корпус.

2.Измерение воздушных зазоров между сталью статора и ротора. Величины воздушных зазоров в диаметрально противоположных точ­ ках или в точках, сдвинутых относительно оси ротора на 90°, не долж­ ны отличаться одна от другой более чем на ±10% средней величины зазора. Измерение производится для электродвигателей мощностью 100 кет и более, а также для двигателей ответственных механизмов, если позволяет их конструкция.

3.Измерение постоянным током общего сопротивления реостатов

ипускорегулирующих сопротивлений и проверку целости отпаек. Величина сопротивлений не должна отличаться от паспортных данных более чем на 10%.

4.Измерение зазоров в подшипниках скольжения, которые не должны быть больше величин, указанных в табл. 20 и 21.

5.Испытание повышенным напряжением промышленной частоты в течение 1 мин в соответствии с нормами, приведенными в табл. 23.

6.Измерение разбега ротора в осевом направлении у всех электро­ двигателей, имеющих подшипники скольжения. Величина разбега должна быть не более 2—4 мм.

Двигатели напряжением выше 660 в кроме указанных профилакти­ ческих испытаний проходят следующие дополнительные испытания:

1.Измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателей мегомметром на напряжение 2500 в. Сопротивление изоляции обмоток

статора, а также отношение ~ у электродвигателей напряжением

выше 2 кв или мощностью более 1000 кет не нормируется. Кроме того, мегомметром на напряжение 1000 б замеряется сопротивление изоляции обмоток роторов синхронных двигателей и электродвигателей с фазо­ вым ротором напряжением выше 2 кв или мощностью более 1000 кет. Это сопротивление изоляции также не нормируется.

2. Измерение сопротивления обмоток электродвигателей постоян­ ному току методом амперметра — вольтметра или мостом для про­ верки состояния паек лобовых соединений обмоток.

250


Величины сопротивлений обмоток различных фаз не должны отли­ чаться одна от другой и от заводских данных более чем на 2%. Эти измерения производятся у электродвигателей напряжением 2 кв и выше и мощностью 300 кет и более.

Для электродвигателей напряжением выше 2000 в предусмотрено измерение сопротивления постоянному току реостатов на всех ответв­ лениях.

3. Испытание обмотки статора электродвигателей относительно корпуса напряжением переменного тока. Это испытание производится перед капитальным ремонтом. Обмотку испытывают сразу же после отключения двигателя от сети до его разборки.

Величины испытательных напряжений промышленной частоты для двигателей приведены в табл. 23.

 

 

 

 

 

 

 

Т А Б Л И Ц А

23

 

Величины испытательных напряжений промышленной частоты

 

 

Наименование

испытательного

Мощность

Номинальное

Испытательное

 

объекта

 

электродвигателя,

напряжение,

напряжение,

 

 

 

 

 

кет

в

в

 

 

Обмотка статора

 

40 и более

400 и ниже

1 0 0 0

 

 

 

 

 

и электродви-

500

1500

 

 

 

 

 

гатели

ответ-

660

1700

 

 

 

 

 

ственных

2 0 0 0

4000

 

 

 

 

 

механизмов

3000

5000

 

 

 

 

 

 

 

6000

1 0 0 0 0

 

 

 

 

 

Менее 40

1 0 0 0 0

16000

 

Обмотка

ротора

синхронных

660 и ниже

1 0 0 0

 

1 0 0 0

 

электродвигателей

 

 

 

 

1,5 Up ,

 

 

Обмотка

ротора

электродви-

но

в

гателя

с фазным

ротором

не ниже 1 0 0 0

Сопротивление

гашения поля

2 0 0 0

 

(для синхронных двигателей)

 

 

 

1,5 U B,

 

 

Реостаты и пускорегулирующие

но

в

сопротивления

 

 

 

 

не менее

1 0 0 0

П р и м е ч а н и е . £/р —• н ап ряж ен ие

на кольц ах

при разом кн утом неподвижном

роторе и полном н ап ряж ен ии на статоре.

После окончания ремонта и полной сборки двигателя проводится контрольное испытание обмотки статора двигателя линейным напря­ жением пофазно при двух других заземленных фазах. Цель этого испытания — выявить грубые повреждения двигателя, которые могли возникнуть при его сборке. Перед испытанием повышенным напряже­ нием, а также после него необходимо замерять сопротивление изоляции обмоток статора и ротора.

Двигатели постоянного тока подвергаются тем же испытаниям, что

идвигатели переменного тока: измеряются сопротивление изоляции

ивоздушные зазоры, проверяется вибрация подшипников и т. д. Нормы отбраковки те же, что и для двигателей переменного тока.

251


Кроме того, у двигателей постоянного тока определяют пределы регулирования скорости вращения механизма на холостом ходу и под

 

нагрузкой. Пределы должны соответ­

 

ствовать проектным данным.

 

 

Правильность

положения

щеток

 

проверяют обычно индуктивным ме­

 

тодом при неподвижной машине после

 

предварительной пришлифовки щеток

 

к коллектору. Для этого собирают

 

схему, показанную на рис. 283. Об­

 

мотку возбуждения отключают и к

 

ней от источника постоянного тока

 

через реостат подводят

ток,

равный

Рис. 283. Схема правильной уста­

5—10% номинального тока возбужде­

новки щеток (нейтрали возбуди­

ния. К зажимам якоря

присоединяют

теля)

милливольтметр.

Затем

рубильником

 

включают и отключают

ток

возбуж­

дения. В якоре индуктируется э. д. с., и стрелка прибора начинает отклоняться в ту или другую сторону в зависимости от положения щеток.

Щетки передвигают до тех пор, пока при включении и отключении тока возбуждения стрелка прибора не перестанет отклоняться или от­ клонения не станут минимальными. Это положение щеток будет соот­

ветствовать нейтрали, и э. д.

с.

в якоре должна быть равна нулю.

§

64.

РЕМОНТ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Общие вопросы организации ремонта. Во время осмотров выявляют техническое состояние двигателей и в случае необходимости назначают сроки ремонта.

При планово-предупредительном ремонте производят полную раз­ борку двигателей, тщательный осмотр, проверку и чистку всех частей, замену изношенных деталей, необходимые профилактические испыта­ ния.

Во время капитального ремонта двигателей заменяют или перема-. тывают обмотки статоров и роторов, заменяют изношенные контактные кольца или коллекторы и т. д.

Сроки проведения осмотров, планово-предупредительных и капи­ тальных ремонтов электрооборудования зависят от условий работы электрооборудования, его конструкции и характера нагрузки.

Ориентировочная периодичность осмотров и планово-предупреди­ тельных ремонтов двигателей приведена в табл. 24.

При осмотре электрических двигателей выполняются следующие основные операции:

Асинхронные короткозамкнутые двигатели. 1. Наружная чистка двигателей без разборки, а также очистка обмоток и вентиляционных каналов от грязи и пыли продувкой сжатым воздухом.

252


Т А Б Л И Ц А 24

Рекомендуемая периодичность осмотров и планово-предупредительных ремонтов (ППР) электродвигателей

 

 

Число осмотров в год

Число ППР в год

Цехи

 

 

при

при

при

при

 

открытых

закрытых

открытых

закрытых

 

 

двигате­

двигате­

двигате­

двигате­

 

 

 

лях

лях

лях

лях

Механические с обработкой

металла

6

6

1

 

путем снятия с т р у ж к и .......................

 

Механические с наличием шлифопаль-

 

6

 

2

ных станков.............................................

 

 

24

4

Холодной ш тамповки.......................

 

... .

6

6

1

1

Кузнечные и прокатные

.......................

.

12

6

2

1

Л и тей н ы е..........................

■........................

 

24

в

4

1

Лесопильные и деревообделочные. . .

5 0 -6 0

6

4 - 5

1

Цементные, рудообогатительные, хи­

 

 

 

 

мические (с большим

содержанием

5 0 -6 0

 

 

 

п ы л и )........................................................

 

 

в

4 - 5

1

Химические, обогатительные (с боль-

 

6

 

2

шим количеством в л а ги )...................

содержа-

5 0 -6 0

4

Химические, бумажные (с

12

 

4

нием кислот) .........................................

 

 

2.Измерение мегомметром сопротивления изоляции обмоток дви­ гателя.

3.Осмотр и чистка контактных соединений у выводной коробки за­ жимов двигателя.

4.Осмотр подшипников. Убеждаются в отсутствии заедания сма­ зочных колец и наличии зазоров, в случае необходимости заменяют масло или смазку у подшипников качения, проверяют отсутствие шума

иперегрева подшипников при работе двигателя.

. 5. Проверка сцепления двигателя с приводимым механизмом, а также износа шестерен, пружин Биби, пальцев и в случае необходи­ мости замена их; проверка плотности посадки на валы шкивов, муфты

изубчатых шестерен.

6.Осмотр креплений фундаментных болтов, болтов подшипнико­ вых щитов и крышек и подтяжка их. Проверка надежности заземле­

ния корпуса двигателя.

. Асинхронные двигатели с фазным ротором. Осмотр асинхронных двигателей с фазным ротором аналогичен осмотру асинхронных корот­ козамкнутых двигателей. Дополнительно проверяют состояние щетко­ держателей, контактных колец, щеток, механизма для подъема щеток. В случае необходимости производят регулировку механизма для подъема щеток, подтяжку крепящих болтов и гаек, шлифовку контакт­ ных колец и продувку их сжатым воздухом, а также регулировку сте­ пени нажатия щеток, замену изношенных щеток и их притирку, регу­ лировку щеткодержателей.

Двигатели постоянного тока. При осмотре электродвигателей по­ стоянного тока выполняют все указанные выше работы, Дополни­

253


тельно осматривают, чистят и при необходимости шлифуют коллек­ торы.

При планово-предупредительном ремонте производятся следующие основные работы:

Асинхронные двигатели. До разборки у двигателей проверяют со­ противление изоляции обмоток статора и ротора. Обмотку статора подвергают дополнительному испытанию повышенным напряжением переменного тока. Измеряют воздушные зазоры между статором и ротором и у подшипников.

При разборке двигателей и чистке основных деталей продувают сжатым воздухом корпус двигателя, вентиляционные отверстия и ка­ налы в стали статора и ротора.

Одновременно с чисткой двигателя промывают подшипники, чи­ стят выводную коробку, а также узел сцепления двигателя с приводи­ мым механизмом (муфты, пальцы, шестерни, шкив и т. п.).

При ремонте двигателей заменяют изношенные и поврежденные вкладыши подшипников или перезаливают их, заменяют смазку. В случае необходимости протачивают роторные контактные кольца, ремонтируют или заменяют неисправные детали щеткодержателей и механизма для подъема щеток. Изношенные или поврежденные де­ тали передачи заменяют новыми. Двигатели, имеющие воздухопровод охлаждающего воздуха, очищают от пыли и грязи.

Во время сборки электродвигателей после ремонта и установки их на место проверяют плотность посадки деталей сцепления (муфты, шестерни, шкива) и измеряют зазоры у подшипников. При центровке двигателя с приводимым механизмом проверяют и затягивают все бол­ товые соединения, а также проверяют воздушный зазор между стато­ ром и ротором.

По окончании сборки двигателей регулируют их щеткодержатели и щетки, проверяют силу нажатия щеток, притирают их -по контакт­ ному кольцу и регулируют зазор между щеткодержателем и кольцом.

Затем осматривают и при необходимости ремонтируют заземляющую сеть. Питающие кабели испытывают повышенным напряжением вы­ прямленного тока.

Вращающиеся части двигателя и кабели закрывают защитными ограждениями.

Перед пуском в эксплуатацию отремонтированные двигатели под­ вергают:

проверке сопротивления обмоток статора и ротора мегомметром; испытанию обмотки статора рабочим напряжением переменного

тока; опробованию двигателя вхолостую (полумуфты двигателя и при­

водимого механизма разъединены), а также под нагрузкой в течение нескольких часов с определением нагрева отдельных деталей двигателя и проверкой подшипников на вибрацию.

Двигатели постоянного тока. Порядок разборки и ремонта двига­ телей постоянного тока при планово-предупредительном ремонте та­ кой же, как и у асинхронных двигателей, с той лишь разницей, что

254