Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т А Б Л И Ц А

25

 

Баббиты оловянистые. Классификация

и технические условия

 

 

 

Марка

 

 

 

Составные

части,

% по

весу

 

Примесей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сурьма

медь

кадмий

никель

М Ы Ш Ь Я К

О Л О В О

свинец

не

более

 

 

 

 

Б-83

1 0 - 1 2

5 , 5 -

 

 

 

 

Осталь-

 

 

0,55

 

 

 

 

6,5

 

 

 

 

ное

 

 

 

 

Б-16

1 5 - 1 7

1 ,5 -

 

1 5 -1 7

Осталь-

 

0,6

 

Б-Н

 

 

2,0

 

 

 

 

 

ное

 

 

 

1 3 - 1 5

1,5—

1 ,2 5 -

0 ,7 5 -

0 ,5 -0 ,9

9 - 1 1

»

 

0,4

 

 

 

 

2,0

1,75

1,25

 

 

 

 

 

 

 

Б-6

1 4 - 1 6

2 , 5 -

1 ,7 5 -

0 ,6 -1 ,0

5,6

>

 

0,4

 

 

 

 

3,0

2,25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т А Б Л И Ц А

29

 

Баббиты для заливки вкладышей подшипников скольжения

 

 

 

Предельная

окружная

 

Смазка

 

 

Рекомендуемая марка

 

скорость шейки вала,

 

 

 

 

баббита

 

 

 

 

м!сек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До

2

 

Масло

 

 

 

 

Б- 6

 

 

 

 

>

5

 

>

 

 

 

 

Б-Н и Б-16

 

 

 

»

1 0

 

Масло под давлением

 

 

Б-16 и Б-83

 

 

 

Более 10

 

Масло под давлением с ох­

Б-83

 

 

 

 

 

 

 

лаждением

 

 

 

 

 

 

 

и остывания баббита вкладыш протачивают с таким расчетом, чтобы можно было производить шабровку его поверхности. Перед шабровкой в нем прорезают смазочные (маслоуловительные) канавки и только после этого приступают к пришабриванию. У подшипников с разъем­ ными вкладышами пришабривают отдельно нижнюю и верхнюю поло­ вины вкладышей.

Перед установкой обработанный и пришабренный вкладыш под­ шипника промывают в бензине или керосине, камеру подшипника также очищают от грязи и промывают керосином. Вкладыши устана­ вливают внутри корпуса подшипника так, чтобы обеспечивался нор­ мальный осевой разбег двигателя, после чего вкладыши закрепляют стопорными винтами и заливают свежим маслом определенной марки.

Двигатели с только что отремонтированными подшипниками оп­ робуют на холостом ходу и под нагрузкой в течение нескольких ча­ сов с контрольной проверкой температуры нагрева подшипников. После пробной работы в подшипниках двигателя необходимо сменить масло.

Ремонт подшипников качения. Подшипники качения двигателей в электроремонтных цехах не ремонтируют. При сильном износе подшипников или их деталей (сепаратора, колец, шариков) подшип­ ники заменяют новыми. Для этого с двигателя необходимо снять за-

2 6 0


щитную крышку и подшипниковый щит. Внутреннее кольцо шарико­ подшипника очень плотно сидит на валу, поэтому для снятия под­ шипника применяют винтовые съемники. Конструкции съемников очень разнообразны, но во всех случаях их устройство должно обеспечивать необходимое усилие для снятия подшипника.

Рис. 289. Винтовые съемники для демонтажа подшипника качения:

а — с разрезным кольцом, б — с вырезом под вал

На рис. 289, а показан съемник с разрезным кольцом 3. Это кольцо при снятии подшипника 2 равномерно нажимает на всю торцовую поверхность внутреннего кольца, благодаря чему и обеспечивается снятие подшипника с вала 1 без перекосов.

Иногда вместо разрезного кольца применяют кольцо 4 с вырезом под вал (рис. 289, б).

Для снятия подшипников с лабиринтным кольцом (рис. 290, а), упирающимся во внутреннее кольцо 2, применяют съемник с тремя

тягами <3. Усилие такого съем­

 

ника прикладывается к лаби­

 

ринтному

кольцу

1.

 

В отдельных случаях в ка­

 

честве

съемника

используют

 

крышку двигателя. Между крыш­

 

кой 4 (рис. 290, б) и подшипни­

 

ком 5 вводят специальное раз­

 

резное кольцо 6, которое упи­

 

рается во внутреннее кольцо 2

 

(см. рис.

290, а) подшипника и

 

крышку. При снятии подшипни­

 

ков инструмент, приспособление,

Рис. 290. Снятие подшипника качения с

верстак и место вокруг двигателя

вала:

должны быть чистыми.

а — за лабиринтное кольцо, б — о передачей

После снятия подшипник про­

усилия через разрезное кольцо

мывают в специальной ванне, на­ полненной чистым минеральным или трансформаторным маслом, кото­

рое подогревают до температуры 90—95° С с помощью пара или элек­ тричества. На расстоянии 50—80 мм от дна ванны устанавливают решетку, предохраняющую подшипники от соприкосновения с дном,

261


которое может быть сильно нагрето и засорено осевшей грязью. Под­ шипники опускают в ванну на крюках на 10—20 мин. После промывки подшипники вынимают из ванны и в течение нескольких минут дают маслу стечь с них, затем их промывают в другой ванне, наполненной бензином с 6—8% минерального масла. Масло добавляют для того, чтобы при проверке подшипников на легкость вращения на них не могло образоваться царапин.

После снятия подшипников внутренние защитные крышки и под­ шипниковый щит двигателя осматривают и очищают от старой смазки. Чтобы подшипники легче надевались на вал, их подогревают до тем­ пературы 90—100° С в третьей ванне, наполненной чистым маслом.

Посадка подшипника на вал двигателя производится с помощью молотка и трубы, упирающейся во внутреннее кольцо подшипника. При посадке подшипник необходимо периодически поджимать к упор­ ному заплечику на валу, это выполняют легкими ударами молотка по монтажной трубе.

После охлаждения подшипника необходимо убедиться в том, что он плотно прижат к заплечику. Проверка производится щупом 0,03 мм, который не должен входить между заплечиком и внутренним коль­ цом. Затем подшипник проверяют на легкость вращения от руки, при этом не должно быть никаких заеданий и торможений. После установки на место подшипниковых щитов подшипники заполняют консистентной смазкой соответствующей марки и производят пробный пуск двигателя. При пробном пуске наблюдают за температурой под­ шипников и подшипниковых щитов. Правильно установленные под­

шипники должны работать

ровно, без шума,

толчков

и вибраций.

 

§ 65. СУШКА

 

 

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

 

 

Двигатели, находящиеся

на длительном

хранении

на складе,

а также двигатели, у которых в процессе капитального ремонта были заменены обмотки или большая их часть, обычно нуждаются в сушке. Вопрос о необходимости сушки электродвигателей решается в зави­ симости от величины сопротивления изоляции обмоток и коэффициента абсорбции.

Сушка двигателей производится с помощью внешнего нагрева, методом индукционных потерь и др.

Во время сушки двигатели во избежание излишней потери тепла тщательно закрывают, при этом предусматривается устройство вен­ тиляции, необходимой для удаления выделяющейся влаги.

Наивысшая температура нагрева во время сушки не должна пре­ вышать 70—80° С.

Нагревать обмотки и сталь двигателей следует постепенно, чтобы прогреть полностью все части машины.

В начале сушки сопротивление изоляции обмоток двигателей по­ нижается по мере роста температуры, но после достижения минималь-

262


ного значения оно начинает постепенно возрастать, пока не устано­ вится на определенной неизменной величине. Сушка двигателей счи­ тается законченной, если сопротивление изоляции и коэффициент абсорбции остаются постоянными в течение 5—10 ч

Наименьшее сопротивление изоляции, при котором двигатель может быть включен в сеть, составляет 1 Мом на 1 кв номинального напряжения, но не ниже 0,5 Мом при температуре обмоток близкой к рабочей.

Если двигатель не поддается сушке, то на некоторое время реко­ мендуется прекратить ее, провентилировать и охладить обмотку ма-

шины, а после этого вновь присту­

 

 

 

 

 

 

пить к сушке. Охлаждать обмотки

 

 

 

 

 

 

следует через каждые 5—10 ч сушки.

_

 

 

 

 

 

В результате такого глубокого охлаж-

 

3 .

 

 

дения влага

внутри

обмоток будет [

 

^

 

 

переходить от внутренних, более на- ■—pz5—)

jj

 

 

гретых участков к поверхности и про­

l

 

l

!

 

 

цесс сушки ускорится. Этот метод '

 

 

 

сушки обычно применяют для сильно

 

 

 

а)

 

 

увлажненных обмоток.

 

 

 

 

 

 

 

Сушка внешним нагревом. Для на­

 

 

 

 

 

 

грева двигателей этим способом ис­

 

 

 

 

 

 

пользуют различные

нагревательные

 

 

 

 

 

 

приспособления: сопротивления, воз­

 

 

 

 

 

 

духодувки,

лампы

инфракрасного

 

 

 

 

 

 

света.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такие лампы помещают внутри су­

 

 

 

 

 

 

шильных камер в специальные реф­

 

 

 

 

 

 

лекторы, хорошо отражающие лучи.

 

 

 

 

 

 

Использование

инфракрасных лучей

 

 

 

 

 

 

сокращает продолжительность сушки.

Рис.

291. Схемы сушки асинхрон­

Сушка асинхронных двигателей то­

ного двигателя постоянным током:

ком от посторонних источников. Этим

а

и б — при наличии

шести

выводов

способом сушат

электрические двига­

обмотки,

в н е — при

наличии трех

тели всех типов, используя источники

 

 

 

выводов обмотки

 

низкого напряжения. Машины сушат

чем условия вентиляции ухуд­

в неподвижном состоянии, в связи с

шаются. Поэтому ток для прогревания

обмоток не должен

превы­

шать 50—70% номинальной величины.

 

 

 

 

 

 

Сушка асинхронных двигателей трехфазным током производится при заторможенном роторе. К статору двигателя подводят напряже­ ние не более 15—20% номинального, при этом обмотка ротора должна быть замкнута накоротко.

Если у двигателей все шесть концов обмотки статора выведены на доску зажимов, то все фазы включают последовательно по схеме, приведенной на рис. 291, а и б, и через них пропускают постоянный ток. Если же обмотка статора имеет три вывода и ее нельзя разъеди­ нить, то сушка производится по схеме, приведенной на рис. 291, в и г.

263


Для равномерного нагрева обмоток необходимо переключать их

каждые 2—4 ч в зависимости от скорости

повышения

температуры.

 

 

 

 

При сушке обмоток постоян­

 

 

 

 

ным током отключать двигатель

 

 

 

 

от сети необходимо с постепен­

 

 

 

 

ным

понижением

напряжения.

 

 

 

 

Мгновенное отключение рубиль­

 

 

 

 

ником

или автоматом может при­

 

 

 

 

вести к пробою изоляции обмо­

 

 

 

 

ток в результате возникновения

 

 

 

 

экстратоков.

 

 

 

 

 

Сушка

синхронных двигате­

 

 

 

 

лей. Обмотки синхронных дви­

 

 

 

 

гателей сушат постоянным и пе­

Рис. 292. Схема измерения сопротивле­

ременным током. Сушка постоян­

ным током производится так же,

ния

изоляции

всей цепи возбуждения

вольтметром без

отключения источника

как и сушка асинхронных двига­

 

питания:

 

телей. Если ротор синхронной

 

/ — возбудитель, 2 — ротор

 

машины в процессе сушки пи­

 

 

 

 

тается

от

своего

возбудителя

или

от постороннего источника, то сопротивление изоляции всей

цепи можно измерить вольтметром (рис.

292),

не отключая напря­

жения.

 

 

 

 

 

 

Сопротивление изоляции обмотки определяют по формуле

 

 

Киз==Ку{ии + и ш ~ *)’

 

 

где Диз

— сопротивление

изоляции обмотки

относительно

 

R v

«земли»;

 

вольтметра;

 

 

 

— сопротивление

 

 

 

С/[J,

И\) \ — показания

вольтметра в

положениях соответ­

 

 

ственно I,

II

и III.

 

 

 

Внутреннее сопротивление вольтметра должно составлять 50 000— 100 000 ом. В начальный момент включения вольтметра в положениях II и III может быть бросок стрелки вследствие разрядного тока. Отсчет нужно производить после установившегося показания вольт­ метра, не принимая во внимание бросок.

Сушка методом индукционных потерь. Нагрев корпуса двигателя обмотки статора происходит от магнитного потока, возникающего в активной стали статора благодаря дополнительной намагничиваю­ щей обмотке, обтекаемой однофазным переменным током (рис. 293). Машины с малыми воздушными зазорами (асинхронные двигатели) сушат без роторов. Синхронные машины с большими воздушными за­ зорами сушат как с ротором, так и без него. При сушке с ротором его необходимо изолировать от фундаментной плиты, чтобы не создава­ лось короткозамкнутого контура, в котором могут циркулировать большие токи. В целях изоляции вала ротора под одну из шеек вала подкладывают картон.

264