Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т А Б Л И Ц А |
25 |
||
|
Баббиты оловянистые. Классификация |
и технические условия |
|
|
|
|||||||
Марка |
|
|
|
Составные |
части, |
% по |
весу |
|
Примесей |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
сурьма |
медь |
кадмий |
никель |
М Ы Ш Ь Я К |
О Л О В О |
свинец |
не |
более |
||||
|
|
|
|
|||||||||
Б-83 |
1 0 - 1 2 |
5 , 5 - |
|
|
|
|
Осталь- |
|
|
0,55 |
|
|
|
|
|
6,5 |
|
|
|
|
ное |
|
|
|
|
Б-16 |
1 5 - 1 7 |
1 ,5 - |
— |
— |
— |
|
1 5 -1 7 |
Осталь- |
|
0,6 |
|
|
Б-Н |
|
|
2,0 |
|
|
|
|
|
ное |
|
|
|
1 3 - 1 5 |
1,5— |
1 ,2 5 - |
0 ,7 5 - |
0 ,5 -0 ,9 |
9 - 1 1 |
» |
|
0,4 |
|
|||
|
|
|
2,0 |
1,75 |
1,25 |
|
|
|
|
|
|
|
Б-6 |
1 4 - 1 6 |
2 , 5 - |
1 ,7 5 - |
— |
0 ,6 -1 ,0 |
5,6 |
> |
|
0,4 |
|
||
|
|
|
3,0 |
2,25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т А Б Л И Ц А |
29 |
||
|
Баббиты для заливки вкладышей подшипников скольжения |
|
|
|
||||||||
Предельная |
окружная |
|
Смазка |
|
|
Рекомендуемая марка |
|
|||||
скорость шейки вала, |
|
|
|
|
баббита |
|
|
|
||||
|
м!сек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
До |
2 |
|
Масло |
|
|
|
|
Б- 6 |
|
|
|
|
> |
5 |
|
> |
|
|
|
|
Б-Н и Б-16 |
|
|
|
|
» |
1 0 |
|
Масло под давлением |
|
|
Б-16 и Б-83 |
|
|
|||
|
Более 10 |
|
Масло под давлением с ох |
Б-83 |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
лаждением |
|
|
|
|
|
|
|
и остывания баббита вкладыш протачивают с таким расчетом, чтобы можно было производить шабровку его поверхности. Перед шабровкой в нем прорезают смазочные (маслоуловительные) канавки и только после этого приступают к пришабриванию. У подшипников с разъем ными вкладышами пришабривают отдельно нижнюю и верхнюю поло вины вкладышей.
Перед установкой обработанный и пришабренный вкладыш под шипника промывают в бензине или керосине, камеру подшипника также очищают от грязи и промывают керосином. Вкладыши устана вливают внутри корпуса подшипника так, чтобы обеспечивался нор мальный осевой разбег двигателя, после чего вкладыши закрепляют стопорными винтами и заливают свежим маслом определенной марки.
Двигатели с только что отремонтированными подшипниками оп робуют на холостом ходу и под нагрузкой в течение нескольких ча сов с контрольной проверкой температуры нагрева подшипников. После пробной работы в подшипниках двигателя необходимо сменить масло.
Ремонт подшипников качения. Подшипники качения двигателей в электроремонтных цехах не ремонтируют. При сильном износе подшипников или их деталей (сепаратора, колец, шариков) подшип ники заменяют новыми. Для этого с двигателя необходимо снять за-
2 6 0
щитную крышку и подшипниковый щит. Внутреннее кольцо шарико подшипника очень плотно сидит на валу, поэтому для снятия под шипника применяют винтовые съемники. Конструкции съемников очень разнообразны, но во всех случаях их устройство должно обеспечивать необходимое усилие для снятия подшипника.
Рис. 289. Винтовые съемники для демонтажа подшипника качения:
а — с разрезным кольцом, б — с вырезом под вал
На рис. 289, а показан съемник с разрезным кольцом 3. Это кольцо при снятии подшипника 2 равномерно нажимает на всю торцовую поверхность внутреннего кольца, благодаря чему и обеспечивается снятие подшипника с вала 1 без перекосов.
Иногда вместо разрезного кольца применяют кольцо 4 с вырезом под вал (рис. 289, б).
Для снятия подшипников с лабиринтным кольцом (рис. 290, а), упирающимся во внутреннее кольцо 2, применяют съемник с тремя
тягами <3. Усилие такого съем |
|
||
ника прикладывается к лаби |
|
||
ринтному |
кольцу |
1. |
|
В отдельных случаях в ка |
|
||
честве |
съемника |
используют |
|
крышку двигателя. Между крыш |
|
||
кой 4 (рис. 290, б) и подшипни |
|
||
ком 5 вводят специальное раз |
|
||
резное кольцо 6, которое упи |
|
||
рается во внутреннее кольцо 2 |
|
||
(см. рис. |
290, а) подшипника и |
|
|
крышку. При снятии подшипни |
|
||
ков инструмент, приспособление, |
Рис. 290. Снятие подшипника качения с |
||
верстак и место вокруг двигателя |
вала: |
||
должны быть чистыми. |
а — за лабиринтное кольцо, б — о передачей |
||
После снятия подшипник про |
усилия через разрезное кольцо |
мывают в специальной ванне, на полненной чистым минеральным или трансформаторным маслом, кото
рое подогревают до температуры 90—95° С с помощью пара или элек тричества. На расстоянии 50—80 мм от дна ванны устанавливают решетку, предохраняющую подшипники от соприкосновения с дном,
261
которое может быть сильно нагрето и засорено осевшей грязью. Под шипники опускают в ванну на крюках на 10—20 мин. После промывки подшипники вынимают из ванны и в течение нескольких минут дают маслу стечь с них, затем их промывают в другой ванне, наполненной бензином с 6—8% минерального масла. Масло добавляют для того, чтобы при проверке подшипников на легкость вращения на них не могло образоваться царапин.
После снятия подшипников внутренние защитные крышки и под шипниковый щит двигателя осматривают и очищают от старой смазки. Чтобы подшипники легче надевались на вал, их подогревают до тем пературы 90—100° С в третьей ванне, наполненной чистым маслом.
Посадка подшипника на вал двигателя производится с помощью молотка и трубы, упирающейся во внутреннее кольцо подшипника. При посадке подшипник необходимо периодически поджимать к упор ному заплечику на валу, это выполняют легкими ударами молотка по монтажной трубе.
После охлаждения подшипника необходимо убедиться в том, что он плотно прижат к заплечику. Проверка производится щупом 0,03 мм, который не должен входить между заплечиком и внутренним коль цом. Затем подшипник проверяют на легкость вращения от руки, при этом не должно быть никаких заеданий и торможений. После установки на место подшипниковых щитов подшипники заполняют консистентной смазкой соответствующей марки и производят пробный пуск двигателя. При пробном пуске наблюдают за температурой под шипников и подшипниковых щитов. Правильно установленные под
шипники должны работать |
ровно, без шума, |
толчков |
и вибраций. |
|
§ 65. СУШКА |
|
|
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ |
|
|
|
Двигатели, находящиеся |
на длительном |
хранении |
на складе, |
а также двигатели, у которых в процессе капитального ремонта были заменены обмотки или большая их часть, обычно нуждаются в сушке. Вопрос о необходимости сушки электродвигателей решается в зави симости от величины сопротивления изоляции обмоток и коэффициента абсорбции.
Сушка двигателей производится с помощью внешнего нагрева, методом индукционных потерь и др.
Во время сушки двигатели во избежание излишней потери тепла тщательно закрывают, при этом предусматривается устройство вен тиляции, необходимой для удаления выделяющейся влаги.
Наивысшая температура нагрева во время сушки не должна пре вышать 70—80° С.
Нагревать обмотки и сталь двигателей следует постепенно, чтобы прогреть полностью все части машины.
В начале сушки сопротивление изоляции обмоток двигателей по нижается по мере роста температуры, но после достижения минималь-
262
ного значения оно начинает постепенно возрастать, пока не устано вится на определенной неизменной величине. Сушка двигателей счи тается законченной, если сопротивление изоляции и коэффициент абсорбции остаются постоянными в течение 5—10 ч
Наименьшее сопротивление изоляции, при котором двигатель может быть включен в сеть, составляет 1 Мом на 1 кв номинального напряжения, но не ниже 0,5 Мом при температуре обмоток близкой к рабочей.
Если двигатель не поддается сушке, то на некоторое время реко мендуется прекратить ее, провентилировать и охладить обмотку ма-
шины, а после этого вновь присту |
|
|
|
|
|
|
||||
пить к сушке. Охлаждать обмотки |
|
|
|
|
|
|
||||
следует через каждые 5—10 ч сушки. |
_ |
|
|
|
|
|
||||
В результате такого глубокого охлаж- |
|
3 . |
|
|
||||||
дения влага |
внутри |
обмоток будет [ |
|
^ |
|
|
||||
переходить от внутренних, более на- ■—pz5—) |
j—j |
|
|
|||||||
гретых участков к поверхности и про |
l |
|
l |
! |
|
|
||||
цесс сушки ускорится. Этот метод ' |
|
|
|
|||||||
сушки обычно применяют для сильно |
|
|
|
а) |
|
|
||||
увлажненных обмоток. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Сушка внешним нагревом. Для на |
|
|
|
|
|
|
||||
грева двигателей этим способом ис |
|
|
|
|
|
|
||||
пользуют различные |
нагревательные |
|
|
|
|
|
|
|||
приспособления: сопротивления, воз |
|
|
|
|
|
|
||||
духодувки, |
лампы |
инфракрасного |
|
|
|
|
|
|
||
света. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Такие лампы помещают внутри су |
|
|
|
|
|
|
||||
шильных камер в специальные реф |
|
|
|
|
|
|
||||
лекторы, хорошо отражающие лучи. |
|
|
|
|
|
|
||||
Использование |
инфракрасных лучей |
|
|
|
|
|
|
|||
сокращает продолжительность сушки. |
Рис. |
291. Схемы сушки асинхрон |
||||||||
Сушка асинхронных двигателей то |
||||||||||
ного двигателя постоянным током: |
||||||||||
ком от посторонних источников. Этим |
||||||||||
а |
и б — при наличии |
шести |
выводов |
|||||||
способом сушат |
электрические двига |
обмотки, |
в н е — при |
наличии трех |
||||||
тели всех типов, используя источники |
|
|
|
выводов обмотки |
|
|||||
низкого напряжения. Машины сушат |
чем условия вентиляции ухуд |
|||||||||
в неподвижном состоянии, в связи с |
||||||||||
шаются. Поэтому ток для прогревания |
обмоток не должен |
превы |
||||||||
шать 50—70% номинальной величины. |
|
|
|
|
|
|
Сушка асинхронных двигателей трехфазным током производится при заторможенном роторе. К статору двигателя подводят напряже ние не более 15—20% номинального, при этом обмотка ротора должна быть замкнута накоротко.
Если у двигателей все шесть концов обмотки статора выведены на доску зажимов, то все фазы включают последовательно по схеме, приведенной на рис. 291, а и б, и через них пропускают постоянный ток. Если же обмотка статора имеет три вывода и ее нельзя разъеди нить, то сушка производится по схеме, приведенной на рис. 291, в и г.
263
Для равномерного нагрева обмоток необходимо переключать их
каждые 2—4 ч в зависимости от скорости |
повышения |
температуры. |
||||||
|
|
|
|
При сушке обмоток постоян |
||||
|
|
|
|
ным током отключать двигатель |
||||
|
|
|
|
от сети необходимо с постепен |
||||
|
|
|
|
ным |
понижением |
напряжения. |
||
|
|
|
|
Мгновенное отключение рубиль |
||||
|
|
|
|
ником |
или автоматом может при |
|||
|
|
|
|
вести к пробою изоляции обмо |
||||
|
|
|
|
ток в результате возникновения |
||||
|
|
|
|
экстратоков. |
|
|||
|
|
|
|
Сушка |
синхронных двигате |
|||
|
|
|
|
лей. Обмотки синхронных дви |
||||
|
|
|
|
гателей сушат постоянным и пе |
||||
Рис. 292. Схема измерения сопротивле |
ременным током. Сушка постоян |
|||||||
ным током производится так же, |
||||||||
ния |
изоляции |
всей цепи возбуждения |
||||||
вольтметром без |
отключения источника |
как и сушка асинхронных двига |
||||||
|
питания: |
|
телей. Если ротор синхронной |
|||||
|
/ — возбудитель, 2 — ротор |
|
машины в процессе сушки пи |
|||||
|
|
|
|
тается |
от |
своего |
возбудителя |
|
или |
от постороннего источника, то сопротивление изоляции всей |
|||||||
цепи можно измерить вольтметром (рис. |
292), |
не отключая напря |
||||||
жения. |
|
|
|
|
|
|
||
Сопротивление изоляции обмотки определяют по формуле |
||||||||
|
|
Киз==Ку{ии + и ш ~ *)’ |
|
|
||||
где Диз |
— сопротивление |
изоляции обмотки |
относительно |
|||||
|
R v |
«земли»; |
|
вольтметра; |
|
|
||
|
— сопротивление |
|
|
|||||
|
Uи С/[J, |
И\) \ — показания |
вольтметра в |
положениях соответ |
||||
|
|
ственно I, |
II |
и III. |
|
|
|
Внутреннее сопротивление вольтметра должно составлять 50 000— 100 000 ом. В начальный момент включения вольтметра в положениях II и III может быть бросок стрелки вследствие разрядного тока. Отсчет нужно производить после установившегося показания вольт метра, не принимая во внимание бросок.
Сушка методом индукционных потерь. Нагрев корпуса двигателя обмотки статора происходит от магнитного потока, возникающего в активной стали статора благодаря дополнительной намагничиваю щей обмотке, обтекаемой однофазным переменным током (рис. 293). Машины с малыми воздушными зазорами (асинхронные двигатели) сушат без роторов. Синхронные машины с большими воздушными за зорами сушат как с ротором, так и без него. При сушке с ротором его необходимо изолировать от фундаментной плиты, чтобы не создава лось короткозамкнутого контура, в котором могут циркулировать большие токи. В целях изоляции вала ротора под одну из шеек вала подкладывают картон.
264