Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
вместо контактных колец у двигателей постоянного тока чистят и про веряют коллектор, в случае необходимости его протачивают и продороживают. После сборки всей машины дополнительно проверяют пра вильность установки щеток (см. рис. 283).
Разборка и сборка электрических двигателей. Разборка двига теля начинается со снятия шкива или полумуфты, поэтому для удоб ства двигатель следует развернуть с помощью крана, тельфера или вручную на 90 или 180°.
При тугих посадках шкива или полумуфты для их снятия поль зуются специальным стягивающим приспособлением — съемником (рис. 284). Он состоит из двух планок / и 5, с помощью которых шкив или полумуфта захватывается за края. При'вращении рукоятки 2
шкив или полумуфта снимается с вала винтом 4, упирающимся в вал двигателя и пропущенным через пластину 3.
После этого приступают к снятию с корпуса двигателя подшип никовых щитов, предварительно удалив масло из подшипников сколь
жения.
У щитов отвертывают болты, которыми они крепятся к корпусу статора, а затем легким ударом свинцовой кувалды или молотка от деляют их от корпуса.
Для удобного снятия щита без толчков и ударов его подвязывают стропами к какому-нибудь подъемному механизму (крану, тали и т. д.), стропы натягивают, после чего у щита вывертывают болты, крепящие его к станине (корпусу). Часть болтов ввертывают обратно в специаль ные отверстия на ободе щита, затем равномерным поворотом болтов отжимают щит и стаскивают его с центрирующей заточки статора.
У машин с шариковыми и роликовыми подшипниками для снятия подшипниковых щитов иногда требуется предварительно освободить подшипники, для чего вывертывают шпильки, стягивающие фланцы, при этом шарикоподшипник и задний фланец оставляют на валу, так как они не препятствуют снятию щита.
255
После снятия одного из щитов конец ротора двигателя кладут на опору или его поддерживают с помощью строп, затем краном снимают другой щит. Роторы машин мощностью до 100 кет опускают внутри статора на подкладку из картона, чтобы не повредить обмотку статора и магнитопровод.
Ы___ J=3Г
Л р |
■н |
Б Н |
V |
Lj,1 |
|
/ \ |
г) |
|
в) |
|
|
д)
Рис. 285. Способы выемки ротора из статора:
а, б и б — операции выемки ротора краном с перехватом, г — вы емка краном за одну операцию, а — выемка с установкой приспо собления на корпус электродвигателя; / — труба, 2 — лист элек трокартона, 3 — центр тяжести
Во время разборки двигателей следует придерживаться определен ного порядка, при котором все мелкие детали и крепежные части скла дывают в специальные ящики, чтобы избежать их утери и поломки.
После снятия подшипниковых щитов приступают к выемке ротора из статора двигателя одним из способов, приведенных на рис. 285. У машин с разъемным статором и выносными стоечными подшипни ками вынимать ротор наиболее просто. В этом случае с помощью крана
256
верхнюю часть статора отделяют от корпуса двигателя. Затем снимают верхние крышки и верхние вкладыши подшипников и ротор посредст вом крана и стропа легко выводят из нижней части статора.
При подъеме ротора у машин с неразъемным статором вначале вывертывают болты, крепящие передний подшипник к плите, а у заднего подшипника снимают крышку и верхнюю половину вкла дыша. Ротор с помощью крана и стропа немного приподнимают, чтобы можно было удалить нижнюю половину вкладыша заднего подшипника, после чего ротор выводят из статора с перехватом стропов, как это показано на рис. 285, в. Для выемки роторов машин мощностью 1000 кет и выше применяют специальные удлинители вала, прикрепляемые к полумуфте вала двигателя болтами.
Работы по разборке и сборке указанных выше двигателей выпол няет квалифицированный специально обученный персонал. Различные приспособления и тросы, с помощью которых поднимают тяжелые детали, должны быть исправными и пройти соответ ствующее испытание.
При выемке и вводе рото |
|
|
ров нужно соблюдать следую |
|
|
щие условия: |
|
|
тросы не должны касаться |
|
|
шеек вала, вентиляторов, кон |
|
|
тактных колец и токопрово- |
|
|
дов; |
|
Рис. 286. Строповка ротора тросами: |
в местах захвата |
ротора |
а — правильная, 6 — неправильная |
тросами необходимо |
прокла |
|
дывать деревянные доски, чтобы предохранить ротор от повреждений и предотвратить скольжение троса (рис. 286);
выведенный из статора ротор нельзя укладывать на пол, его следует положить на опоры, подставленные под шейки вала;
при выемке или вводе ротор не должен касаться обмоток статора и железа.
Сборка электродвигателей производится после того, как основные узлы прошли ревизию.
Чтобы при сборке не получилось перекосов, болты, крепящие щиты к станине, ввертывают постепенно и равномерно в диаметрально рас положенных местах, причем по окружности щита допускаются удары свинцовой кувалдой с соблюдением необходимой осторожности.
После укрепления подшипниковых щитов на вал двигателя с по мощью специального приспособления надевают полумуфту или шкив. При отсутствии приспособления эту операцию выполняют, слегка по стукивая по ступице свинцовой кувалдой.
В процессе сборки машины систематически проверяют правиль ность производимых работ:
1. Вращение ротора должно быть свободным. Тугое вращение ротора указывает н^ перекос подшипниковых щитов или подшипни
9 Е горов, К оварскиА |
257 |
ков, на наличие трения вентилятора о корпус двигателя или на задева ние ротора о статор.
2.Щупом (см. рис. 278) измеряют воздушный зазор между ротором
истатором. Для машин с большим воздушным зазором применяют раздвижные щупы. При отсутствии раздвижного щупа используют набор щупов, изготовляемых из проволоки диаметром 2—3 мм. Такие щупы плашмя вводят в зазор, а затем поворачивают на 90°.
Для получения правильных ре зультатов измерений щуп должен соприкасаться со сталью ротора и статора и не попадать на пазовые клинья или бандажи. Щуп нужно устанавливать так, чтобы на резуль таты измерения не могли повлиять наслоения лака или грязи.
У машин постоянного тока с коллектором необходимо обеспе чить правильную установку щетко держателей, а сам коллектор дол жен иметь ровную цилиндрическую поверхность. Биение коллектора до пускается в пределах 0,03—0,05 мм, оно зависит от диаметра и числа оборотов коллектора.
Чтобы не было искрения у ма шин постоянного тока, щетки долж ны находиться на нейтрали. Пра вильность установки щеток прове ряют по схеме, приведенной на рис. 283.
Перед сборкой у машин постоян ного тока проверяют чередование полярности полюсов, для этого в
полюса подают постоянный ток, а затем компасом определяют поляр ность каждого полюса по очереди, при этом за северным полюсом должен следовать южный, далее опять северный и т. д.
У асинхронных двигателей следует проверять плотность контакта между замыкающим кольцом и пружинными пальцами механизма для подъема щеток. Биение контактных колец допускается в пределах 0,02—0,03 мм, а торцовое биение должно быть не больше 0,5 мм.
Ремонт подшипников скольжения. Ремонт подшипников скольже ния заключается в перезаливке или изготовлении новых вкладышей. Вопрос о перезаливке вкладышей подшипников решается на основа нии результатов измерений воздушного зазора между ротором и ста тором и зазоров в подшипниках. При больших эксцентриситетах воз душного зазора (разница между величинами зазоров, измеренных в двух диаметрально расположенных точках ротора, разделенная на два) происходит одностороннее притяжение ротора. В результате этого
258
вал и подшипники нагружаются неравномерно, нагрузка отдельных катушек обмотки статора также становится неравномерной, начинают возникать уравнительные токи и ухудшаются условия коммутации машин постоянного тока.
Выемка неразъемного вкладыша подшипника из крышки для за мены или ремонта производится при снятом щите. Для этого стопорный винт, с помощью которого вкладыш закрепляют в щите, вывинчивают и вкладыш вынимают специальным приспособлением (рис. 287).
После ремонта вкладыш этим же приспособлением запрессовывают обратно в подшипниковый щит.
Если приспособления нет, вкладыш с помощью бруска из мягкого металла или дерева выколачивают из щита ударами молотка (рис. 288).
Выемка разъемных вкладышей у двигателей производится путем снятия верхней крышки и верхнего вкладыша одного из подшипни
ков. После этого, освободив болты |
г\ |
......... i |
|||
крышки второго подшипника, немного |
f j |
||||
приподнимают каким-нибудь подъем- |
[_] |
|
|||
ным механизмом тот конец вала дви |
|
|
|||
гателя, из-под которого требуется вы |
|
|
|||
нуть вкладыш. Нижнюю половину |
|
|
|||
вкладыша поворачивают вокруг вала |
|
|
|||
вверх и |
снимают. |
В зависимости от |
|
|
|
тяжести |
ротор или |
опускают на про |
|
|
|
кладку из электрокартона, или укла |
|
|
|||
дывают на шпальную выкладку. |
из |
|
|
||
Для |
перезаливки вкладыша |
|
|
||
подшипника выплавляют старый баб |
|
|
|||
бит, подогревая подшипник до 240— |
|
|
|||
250° С. После этого поверхность вкла |
|
|
|||
дыша тщательно очищают, протравли |
Рис. 288. Выемка |
вкладыша под |
|||
вают кислотой и облуживают. Перед |
шипника без специального приспо |
||||
заливкой |
вкладыш |
подогревают |
до |
собления |
250° С, чтобы произошло лучшее сцеп ление баббита с поверхностью вкладыша. Баббиты различных ма
рок, применяемые для заливки вкладышей подшипников, приведе ны в табл. 25.
Выбор марки баббита зависит от величины окружной скорости шейки вала, смазки и мощности механизмов (табл. 26).
Перед заливкой поверхность расплавленного баббита очищают от шлака и засыпают древесным углем, чтобы баббит не мог окислиться. Температура баббита при заливке должна поддерживаться в пределах
400—450° С.
При ремонтах подшипников широко распространена ручная заливка баббита. Внутрь вкладышей обычно вставляют втулку, рассчитанную таким образом, чтобы у слоя баббита оказался припуск на обработку. Если диаметр вала 50—60 мм, припуск должен быть 8—10 мм, при диаметре 100—150 мм припуск должен составлять 15—20 мм. Баббит заливают в подшипник медленно, непрерывной струей. После заливки
9 « |
259 |