Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вместо контактных колец у двигателей постоянного тока чистят и про­ веряют коллектор, в случае необходимости его протачивают и продороживают. После сборки всей машины дополнительно проверяют пра­ вильность установки щеток (см. рис. 283).

Разборка и сборка электрических двигателей. Разборка двига­ теля начинается со снятия шкива или полумуфты, поэтому для удоб­ ства двигатель следует развернуть с помощью крана, тельфера или вручную на 90 или 180°.

При тугих посадках шкива или полумуфты для их снятия поль­ зуются специальным стягивающим приспособлением — съемником (рис. 284). Он состоит из двух планок / и 5, с помощью которых шкив или полумуфта захватывается за края. При'вращении рукоятки 2

шкив или полумуфта снимается с вала винтом 4, упирающимся в вал двигателя и пропущенным через пластину 3.

После этого приступают к снятию с корпуса двигателя подшип­ никовых щитов, предварительно удалив масло из подшипников сколь­

жения.

У щитов отвертывают болты, которыми они крепятся к корпусу статора, а затем легким ударом свинцовой кувалды или молотка от­ деляют их от корпуса.

Для удобного снятия щита без толчков и ударов его подвязывают стропами к какому-нибудь подъемному механизму (крану, тали и т. д.), стропы натягивают, после чего у щита вывертывают болты, крепящие его к станине (корпусу). Часть болтов ввертывают обратно в специаль­ ные отверстия на ободе щита, затем равномерным поворотом болтов отжимают щит и стаскивают его с центрирующей заточки статора.

У машин с шариковыми и роликовыми подшипниками для снятия подшипниковых щитов иногда требуется предварительно освободить подшипники, для чего вывертывают шпильки, стягивающие фланцы, при этом шарикоподшипник и задний фланец оставляют на валу, так как они не препятствуют снятию щита.

255

После снятия одного из щитов конец ротора двигателя кладут на опору или его поддерживают с помощью строп, затем краном снимают другой щит. Роторы машин мощностью до 100 кет опускают внутри статора на подкладку из картона, чтобы не повредить обмотку статора и магнитопровод.

Ы___ J=3Г

Л р

■н

Б Н

V

Lj,1

/ \

г)

в)

 

 

д)

Рис. 285. Способы выемки ротора из статора:

а, б и б — операции выемки ротора краном с перехватом, г — вы­ емка краном за одну операцию, а — выемка с установкой приспо­ собления на корпус электродвигателя; / — труба, 2 — лист элек­ трокартона, 3 — центр тяжести

Во время разборки двигателей следует придерживаться определен­ ного порядка, при котором все мелкие детали и крепежные части скла­ дывают в специальные ящики, чтобы избежать их утери и поломки.

После снятия подшипниковых щитов приступают к выемке ротора из статора двигателя одним из способов, приведенных на рис. 285. У машин с разъемным статором и выносными стоечными подшипни­ ками вынимать ротор наиболее просто. В этом случае с помощью крана

256


верхнюю часть статора отделяют от корпуса двигателя. Затем снимают верхние крышки и верхние вкладыши подшипников и ротор посредст­ вом крана и стропа легко выводят из нижней части статора.

При подъеме ротора у машин с неразъемным статором вначале вывертывают болты, крепящие передний подшипник к плите, а у заднего подшипника снимают крышку и верхнюю половину вкла­ дыша. Ротор с помощью крана и стропа немного приподнимают, чтобы можно было удалить нижнюю половину вкладыша заднего подшипника, после чего ротор выводят из статора с перехватом стропов, как это показано на рис. 285, в. Для выемки роторов машин мощностью 1000 кет и выше применяют специальные удлинители вала, прикрепляемые к полумуфте вала двигателя болтами.

Работы по разборке и сборке указанных выше двигателей выпол­ няет квалифицированный специально обученный персонал. Различные приспособления и тросы, с помощью которых поднимают тяжелые детали, должны быть исправными и пройти соответ­ ствующее испытание.

При выемке и вводе рото­

 

ров нужно соблюдать следую­

 

щие условия:

 

 

тросы не должны касаться

 

шеек вала, вентиляторов, кон­

 

тактных колец и токопрово-

 

дов;

 

Рис. 286. Строповка ротора тросами:

в местах захвата

ротора

а — правильная, 6 — неправильная

тросами необходимо

прокла­

 

дывать деревянные доски, чтобы предохранить ротор от повреждений и предотвратить скольжение троса (рис. 286);

выведенный из статора ротор нельзя укладывать на пол, его следует положить на опоры, подставленные под шейки вала;

при выемке или вводе ротор не должен касаться обмоток статора и железа.

Сборка электродвигателей производится после того, как основные узлы прошли ревизию.

Чтобы при сборке не получилось перекосов, болты, крепящие щиты к станине, ввертывают постепенно и равномерно в диаметрально рас­ положенных местах, причем по окружности щита допускаются удары свинцовой кувалдой с соблюдением необходимой осторожности.

После укрепления подшипниковых щитов на вал двигателя с по­ мощью специального приспособления надевают полумуфту или шкив. При отсутствии приспособления эту операцию выполняют, слегка по­ стукивая по ступице свинцовой кувалдой.

В процессе сборки машины систематически проверяют правиль­ ность производимых работ:

1. Вращение ротора должно быть свободным. Тугое вращение ротора указывает н^ перекос подшипниковых щитов или подшипни­

9 Е горов, К оварскиА

257


Рис. 287. Приспособление для выпрессовки вкладыша из крышки

ков, на наличие трения вентилятора о корпус двигателя или на задева­ ние ротора о статор.

2.Щупом (см. рис. 278) измеряют воздушный зазор между ротором

истатором. Для машин с большим воздушным зазором применяют раздвижные щупы. При отсутствии раздвижного щупа используют набор щупов, изготовляемых из проволоки диаметром 2—3 мм. Такие щупы плашмя вводят в зазор, а затем поворачивают на 90°.

Для получения правильных ре­ зультатов измерений щуп должен соприкасаться со сталью ротора и статора и не попадать на пазовые клинья или бандажи. Щуп нужно устанавливать так, чтобы на резуль­ таты измерения не могли повлиять наслоения лака или грязи.

У машин постоянного тока с коллектором необходимо обеспе­ чить правильную установку щетко­ держателей, а сам коллектор дол­ жен иметь ровную цилиндрическую поверхность. Биение коллектора до­ пускается в пределах 0,03—0,05 мм, оно зависит от диаметра и числа оборотов коллектора.

Чтобы не было искрения у ма­ шин постоянного тока, щетки долж­ ны находиться на нейтрали. Пра­ вильность установки щеток прове­ ряют по схеме, приведенной на рис. 283.

Перед сборкой у машин постоян­ ного тока проверяют чередование полярности полюсов, для этого в

полюса подают постоянный ток, а затем компасом определяют поляр­ ность каждого полюса по очереди, при этом за северным полюсом должен следовать южный, далее опять северный и т. д.

У асинхронных двигателей следует проверять плотность контакта между замыкающим кольцом и пружинными пальцами механизма для подъема щеток. Биение контактных колец допускается в пределах 0,02—0,03 мм, а торцовое биение должно быть не больше 0,5 мм.

Ремонт подшипников скольжения. Ремонт подшипников скольже­ ния заключается в перезаливке или изготовлении новых вкладышей. Вопрос о перезаливке вкладышей подшипников решается на основа­ нии результатов измерений воздушного зазора между ротором и ста­ тором и зазоров в подшипниках. При больших эксцентриситетах воз­ душного зазора (разница между величинами зазоров, измеренных в двух диаметрально расположенных точках ротора, разделенная на два) происходит одностороннее притяжение ротора. В результате этого

258


вал и подшипники нагружаются неравномерно, нагрузка отдельных катушек обмотки статора также становится неравномерной, начинают возникать уравнительные токи и ухудшаются условия коммутации машин постоянного тока.

Выемка неразъемного вкладыша подшипника из крышки для за­ мены или ремонта производится при снятом щите. Для этого стопорный винт, с помощью которого вкладыш закрепляют в щите, вывинчивают и вкладыш вынимают специальным приспособлением (рис. 287).

После ремонта вкладыш этим же приспособлением запрессовывают обратно в подшипниковый щит.

Если приспособления нет, вкладыш с помощью бруска из мягкого металла или дерева выколачивают из щита ударами молотка (рис. 288).

Выемка разъемных вкладышей у двигателей производится путем снятия верхней крышки и верхнего вкладыша одного из подшипни­

ков. После этого, освободив болты

г\

......... i

крышки второго подшипника, немного

f j

приподнимают каким-нибудь подъем-

[_]

 

ным механизмом тот конец вала дви­

 

 

гателя, из-под которого требуется вы­

 

 

нуть вкладыш. Нижнюю половину

 

 

вкладыша поворачивают вокруг вала

 

 

вверх и

снимают.

В зависимости от

 

 

тяжести

ротор или

опускают на про­

 

 

кладку из электрокартона, или укла­

 

 

дывают на шпальную выкладку.

из

 

 

Для

перезаливки вкладыша

 

 

подшипника выплавляют старый баб­

 

 

бит, подогревая подшипник до 240—

 

 

250° С. После этого поверхность вкла­

 

 

дыша тщательно очищают, протравли­

Рис. 288. Выемка

вкладыша под­

вают кислотой и облуживают. Перед

шипника без специального приспо­

заливкой

вкладыш

подогревают

до

собления

250° С, чтобы произошло лучшее сцеп­ ление баббита с поверхностью вкладыша. Баббиты различных ма­

рок, применяемые для заливки вкладышей подшипников, приведе­ ны в табл. 25.

Выбор марки баббита зависит от величины окружной скорости шейки вала, смазки и мощности механизмов (табл. 26).

Перед заливкой поверхность расплавленного баббита очищают от шлака и засыпают древесным углем, чтобы баббит не мог окислиться. Температура баббита при заливке должна поддерживаться в пределах

400—450° С.

При ремонтах подшипников широко распространена ручная заливка баббита. Внутрь вкладышей обычно вставляют втулку, рассчитанную таким образом, чтобы у слоя баббита оказался припуск на обработку. Если диаметр вала 50—60 мм, припуск должен быть 8—10 мм, при диаметре 100—150 мм припуск должен составлять 15—20 мм. Баббит заливают в подшипник медленно, непрерывной струей. После заливки

9 «

259