Файл: Джавахишвили, А. И. Строительное дело и архитектура поселений Южного Кавказа V - III тыс. до н. э.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
- 364 -
здания и конструктивных его особенностей, то, как это мы неод нократно отмечали, они явно тяготеют к кругу древнейших мало азиатских памятников типа Хаджилара, Бейджесултана и др.
§3. К исторической интерпретации некоторых фактов смены строительно—архитектурной традиции на Южном Кавказе в эпоху ран
ней бронзы
Изучение археологического материала по строительному делу
и архитектуре Южного Кавказа периода зарождения и первичного
становления земледельческих обществ в сопоставлении с наибо лее значительными аналогичными данными Ближнего Востока, как
нам представляется, позволяет рассмотреть под новым углом зре ния некоторые из уже известных фактов, установить целый ряд но-
БЫХ и попытаться дать их интерпретацию. Надеемся, это будет способствовать постепенному раскрытию сложного процесса форми рования строительно-архитектурных традиций отдельных переднеазиатских очагов раннеземледельческой культуры.
Первым долгом,следует подчеркнуть, что археологические ма териалы характеризуют Южный Кавказ как область с древней строи тельно-архитектурной традицией, прошедшей долгий путь эволюции; по-видимому, в определенные исторические моменты он сыграл зна чительную роль в развитии строительного дела и архитектуры Древ него Востока. В раннюю пору, по крайней мере с рубежа У1-У и до конца 1У тыс. до н.э., его южный район предстает перед нами как самобытный, отличный от соседних очаг строительной культуры ; в полном соответствии с местными природными.условиями,и особен ностями социально-экономического развития,в нем были выработаны
- 365 -
основные принципы круглопланной архитектуры, опирающиеся на мно
говековой опыт сырцового строительства. Единственная область
Ближнего Востока, где засвидетельствована намного более древ няя, но аналогичная традиция круглопланной архитектуры,— юговосточное Средиземноморье. Но значительная хронологическая разность отмеченных явлений и отсутствие фактических данных пока что не позволяет видеть какую-либо связь между ними.
Между тем в очагах культуры, непосредственно прилегающих
к Кваказу с юга, развиваются иные строительно-архитектурные тра диции; в двух — "восточном" и "западном" конструктивно-архитек турном вариантах разрабатываются особый тип прямоугольной по стройки и принципы "замкнутой" и "открытой" застройки.
В период расцвета южнокавказской шомутепе-шулаверской и северомесопотамской халафской культур в архитектурной тради ции последней происходит изменение, выразившееся в неожиданном появлении и временном распространении построек смешанного — прямоугольного-круглого плана; знаменательно, что это явление по времени совпадает с началом больших сдвигов в строительной традиции Южного Кавказа ; здесь, в среду "классической" кругло- планно-купольной сырцовой архитектуры вклинивается традиция прямоугольной каркасно-глинобитной архитектуры, вызвавшая впос ледствии, в период становления и расцвета Куро-араксской куль туры, глубокие изменения: в центральной части — полную смену круглопланных домов "стандартным" прямоугольным домом, а замк нутой системы планировки - открытой, на юге же — выработку смешанного, прямоугольно-круглопланного типа постройки. Этот тип вместе с другими элементами Куро-араксской культуры рас-
- 366 -
простраияется на соседнюю, ТГриурмийскую область северо-запад ного Ирана.
Мы должны признать, что эти взаимосвязанные явления в раз витии строительного дела отражают одну из сторон сложного и по ка что не совсем для нас ясного процесса становления новой, Ку
ро-араксской культуры, первоначальной ареной развертывания ко торого, по-Еидимому, была центральная область Южного Кавказа.
Археологический материал достаточно ясно показывает, что
в это время в бассейн р.Куры с юго-запада вторгается мощная струя новой культуры ^, несущая особую традицию чернолощен/ой керамики, металлообработки, деревянно-глинобитной прямоуголь
ной архитектуры, захватившая частично восточные и западные районы Южного Кавказа и глубоко модифицировавшая местную ар
хаичную культуру, в результате чего были заножены основы раннебронзовой т.н. Куро-араксской культуры; южных районов, в част ности бассейна р.Аракса.ее волна достигла в несколько ослаблен ном виде, однако вызвала и здесь коренные сдвиги, повлекшие за собой, в частности, распространение элементов этой культуры к югу, в смежных областях Передней Азии.
Бесспорно, археологические факты не позволяют нам утвер ждать, что в это время происходит дезкая смена культур, озна чающая полный разрыв традиций; выше мы попытались выявить приз наки, указывающие на существование определенной преемственно сти между ними. Однако сдвиги во всех сферах материальной куль-
I О.М.джадаридзе. Археологические раскопки в Триалети (К исто рии грузинских племен во П тыс, до н.э.). Тбилиси, 1969, стр. 224 ( на груз.яз., резюме на русск. яз.).
- 367 -
туры настолько радикальны, что их объяснение каким-либо эволю ционным скачком вряд ли возможно; за все время развития мате риальной культуры Южного Кавказа, начиная с конца неолита и до позднебронзовой эпохи, мы не знаем других событий, которые так или иначе можно было бы признать показателем значительного из менения этнического состава его населения. Еще Б.А.Куфтин доста
точно убедительно показал а проведенные уже после него иссле-
дования доказали непрерывность развития материальной культуры означенного исторического периода, в частности — генетическую связь куро-араксской и триалетской культур. Более того, в на стоящее время вскрыты новые факты, говорящие о генетической связи культур средней и поздней бронзы , т.е. такие факты, ко торые свидетельствуют о продолжении процесса естественной эво люции местной бронзовой культуры в период интенсивного разло жения первобытно-общинного строя, когда появляются письменные свидетельства пребывания на территории Южного Кавказа и в при-
1 Б.А.Куфтин. К вопросу о древнейших корнях грузинской культу ры на Кавказе по данным археологии. Вестник Гос.музея Грузии, ХП В, Тб. 1944; его-же - Археологическая маршрутная экспедиция 1945 г. в Юго-Осетию и Имеретию. Тб. 1949, гл.-I, стр. I - I 5 .
2Э.М.Гогадзе. Периодизация и генезис курганной культуры Триалети, Тбилиси, 1972, в особенности - глава 1У ( на груз.яз., резюме на русск.яз.).
3К.Н.Пицхелаури. Вопросы периодизации и генезиса материальной культуры эпохи поздней бронзы в Восточной Грузии. Сообщения АН Груз.ССР, т.65, * 3, Тб. 1965, а также - его - Основные пробле мы истории племен Восточной Грузии (ХУ-УП вв до н.э.), авторе ферат диссертации на соискание ученой степени доктора истор.
наук.Тб. 1972 ( на правах рукописи),гл. У.
- 368 -
легающих областях северо-восточной Малой Азии картвельских пле
мен. Все это как будто создает прочную основу для предположе
ния об исконном обитании на данной территории означенных пле
мен.
Между тем анализ лингвистических данных, топонимики и до
статочно древней исторической традиции, сохранившейся как в
письменном виде, так и в народных преданиях, рисуют иную кар
тину |
как бы мы их ни расценивали, они говорят об одном: эт |
нический состав населения Южного Кавказа претерпел некогда
веьма значительные изменения, которые не могли не оставить
глубокого следа и в материальной культуре. Естественно, иссле
дователи неоднократно пытались сопоставить разноречивые данные,
добытые исторической наукой для разрешения проблемы этногенеза
населения Грузии, Кавказа и Ближнего Востока; однако, все еще
недостаточная разработка многих сложнейших вопросов кавказско
го языкознания и истории материальной культуры, а также антро
пологии, затрудняет удовлетворительное их разрешение, оставляя
открытыми такие важнейшие вопросы, как время и место образова
ния и распада общекавказского, а затем общекартвельского един
ства, контактирования картвельского праязыка с индоевропейским,
взаимоотношения известных ныне этнических единиц и археологи
ческих культур Кавказа и Ближнего Востока и др.
I Современное состояние изучения вопроса и критический анализ соответствующей литературы см. Г.А.Меликишвили. К вопросу о древнейшем населении Грузии, Кавказа и Ближнего Востока, Тб., 1965, стр. 5-49 ( на груз.яз.); его-же - К истории древней Грузии, Тб., 1959, стр. 62-140 ( Введение, § -5. Материалы к вопросу об этногенезе грузинского народа).
- 369 -
Сравнительно недавно, именно на основании широкого сопо
ставления историко-лингвистических и археологических данных, Г.А.Меликишвили выдвинул гипотезу, долженствующую устранить
имеющиеся между ними противоречия Согласно этой гипотезы,
носителями Куро-араксской раннебронзовой культуры могли быть индоевропейские племена, в результате соприкосновения с кото рыми и появились в картвельских языках индоевропейские элемен ты. Конец Куро-араксской культуры он связывает с появлением триалетской среднебронзовой культуры, носящей сильный 'переднеазиатский оттенок; причем смена этих культур, согласно автору, носила резкий, некоторым образом насильственный характер. Сле довательно, здесь должен быть резкий перелом в развитии мате риальной культуры.
Археологический аспект данной гипотезы освещен О.М.Джапа-
о
ридэе , достаточно убедительно показавшим имеющиеся в ней не преодолимые противоречия, заключающиеся в недоказуемости данны ми материальной культуры не только резкого, но и какого-либо разрыва между Куро-араксской и триалетской культурами. Автор не отрицает, что HWI тыс. до н.э. является временем значитель ных этно-культурных сдвигов на Кавказе, и считает их отголоском аналогичного процесса, протекавшего в это же время в Передней Азии; Однако в образовании как Куро-араксской, так и триалет ской культуры, по его мнению,самую активную роль играли карт вельские племена.
1Г.А.Меликишвили. К вопросу о древнейшем населении Грузии, Кавказа и Ближнего Востока. Тб., 1965.
2О.Ц.Джапаридзе. Археологические раскопки в Триалети,Тб.,стр. 197-236 ( гл. 1У, на груз, яз., резюме на русск. и англ.яз.).
24.
- 370 -
Специальное рассмотрение тех или иных аспектов проблемы
этно-культурного формирования древнего населения Южного Кавка за не входит в круг задач нашего исследования; нам хотелось лишь обратить внимание на некоторые факты истории материальной культуры, вскрытые в результате изучения раннеземледельческих поселений Южного Кавказа, которые,как мы постарались покаэать, свидетельствуют об определенном переломе, происшедшем в их раз витии где-то во второй половине 1У тыс до н.э. Полагаем, что этот перелом предположительно можно было бы увязать с проникно вением нового населения из северо-восточных областей Малой Азии, носившем,по-видимому, характер более или менее мирной, но массо вой инфильтрации. Учитывая, что с этого времени на Южном Кавка зе устанавливается культура, развивающаяся в дальнейшем в основ ном по восходящей линии, в соответствии с законами социально - экономического прогресса, без каких либо перемен, мы считаем
возможным поставить вопрос : не связаны ли эти факты с пред
полагаемым некоторыми исследователями передвижением массы карт вельских племен, занимавших юго-восточные области малой Азии, в частности южное и юге—восточное Причерноморье,» глубь тер ритории Южного Кавказа, занятой до этого родственными им кав казскими, быть может и некоторыми индевропейскими племенами, более тесно связанными с востоком Передней Азии - Месопотамс—
иранским культурным кругом, в результате переместившимися в се верные области Кавказа ?
По нашему мнению, это - одна из наиболее обещающих рабо чих гипотез, объясняющая я общность некоторых черт материаль ной культуры Южного Кавказа и Северной Месопотамии в халафское
- 371 -
время, и смену строительно-архитектурной и других традиций на стыке шомутепе-шулаверской и куро-араксской культур,и иногда просто поразительные параллелизмы и совпадения во многих прояв лениях разных областей материальной культуры Анатолии и Восточ ного Средиземноморья, с одной стороны,и Южного Кавказа-с другой. Как видим, специальное изучение поселений, в частности
строительного дела и архитектуры раннеземледельческих культур Южного Кавказа,позволяет установить и так или иначе раскрыть суть некоторых немаловажных фактов истории материальной куль туры Южного Кавказа и Ближнего Востока, но вместе с тем оно же выдвигает новые вопросы, для разрешения которых требуются дальнейшие целеустремленные поиски новых фактических данных.
- 372 -
О П И С А Н И Е |
Т А Б Л И Ц |
1 . а. Карта - Основные селища докураараксского времени на Южном Кавказе,
в. Карта - Основные селища куроараксского времени на Южном Кавказе.
2.а. Расположение групп раннеземледельческих селищ на Квемо-Картлийской долине,
в. Квеношулаверская группа раннеземледельческих селищ.
3.Шулаверис-гора.' Топографический план останца, генплан, раскопа и разрезы N-S,o-V.
4:.Шулаверис-гора. Генплан раскопа и разрезы ff . s . o - w . (сезон 1966г.).
5.Шулаверис-гора. Генплан юго-восточного сектора раскопа
иразрез 0-V (сезон 1970г.).
6.Шулаверис-гора. образцы обсидиановых и каменных орудий
икерамики.
7.а*' Имирис-гора. Общий вид с востока(сезон 1971г.).
|
в. Имирис-гора. Топографический |
план и разрез |
0-W (1971г.). |
||
8. |
а. Имирис-гора. Генплан восточного |
сектора раскопа, |
|||
|
в.- Имирис-гора. Общий вид построек 1 1 |
8 и 9-Ю |
с |
||
|
северо-востока. |
|
|
|
|
9. |
а. Имирис-гора.' План построек I |
I |
8 и |
9-10. |
|
в* Имирис-гора. Схематическая реконструкция дома J6 8.
с.Имирис-гора. Схематическая реконструкция дома ££ 9-10.
10.Имирис-гора. Образцы костяных и роговых орудий и кера мики.
11. а. Квацхела. Топографический план, с застройкой слояС^.ч
в. Квацхела. Горизонт Cj(схематическая реконструкция).